УДК 34 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10014
ББК 67 © Р.А. Курбанов, 2018
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ВОПРОСЫ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Рашад Афатович Курбанов, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается один из наиболее остро стоящих в настоящее время вопросов — охрана интеллектуальных прав и защита интеллектуальной собственности. Очертив область исследования вопроса в рамках евразийского пространства, автор проводит анализ положения учредительных документов и нормативных актов таких евразийских интеграционных объединений, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности, как Евразийский экономический союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Тюркский совет, Организация Договора о коллективной безопасности, Организация за демократию и экономическое развитие и др.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, охрана интеллектуальных прав, евразийское пространство, региональное объединение, ЕАЭС, СНГ, ШОС, ОДКБ, ГУАМ, Евразийская патентная организация.
ISSUES OF PROTECTION AND ENFORCEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS IN THE EURASIAN SPACE
Rashad A. Kurbanov, head of the department of civil disciplines, doctor of legal sciences, professor
FGBOU VPO «Russian Economic University named after G.V. Plekhanov» (117997, Moscow, Stremyannyi per., d. 36)
E-mail: [email protected]
Annotation. The article deals with one of the most pressing issues at the present time — the protection of intellectual rights and intellectual property. Outlining the area of study of the issue within the Eurasian space, the author analyzes the provisions of the constituent documents and regulations of the Eurasian integration unions governing intellectual property issues, such as the Eurasian economic Union, the Commonwealth of Independent States, the Shanghai Cooperation Organization, the Turkic Council, the Collective Security Treaty Organization, the Organization for Democracy and Economic Development, etc.
Keywords: intellectual property, protection of intellectual property rights, the Eurasian space, regional integration, the Eurasian Economic Union, CIS, SCO, CSTO, GUAM, the Eurasian patent organization.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Курбанов Р.А. Вопросы охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на евразийском пространстве. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):82—86.
В настоящее время процессы регионализации и интеграции охватили весь мир. Исключением не является и Евразийский регион, где интеграция государств происходит весьма интенсивно. Страны объединяются в различные региональные объединения, ставящие перед собой различные цели — экономическое сотрудничество, военно-политическое сотрудничество, правовое сотрудничество и т.д. При этом одни и те же страны могут быть членами одновременно нескольких интеграционных сообществ.
Несомненно, одним из важнейших направлений сотрудничества стран в рамках региональных объединений являются вопросы охраны интеллектуальных прав и защиты интеллектуальной собственности, так как научные достижения, открытия, изобретения, ноу-хау являются главным двигателем прогресса во
всех сферах жизнедеятельности людей, а соответственно и развития экономики стран в целом.
Значительное внимание вопросам охраны интеллектуальной собственности уделяется и в рамках евразийских объединений. При этом явно прослеживается тенденция объединения усилий государств в рамках различных региональных объединений, направленных на усиление охраны интеллектуальных прав и защиты интеллектуальной собственности на межгосударственном уровне.
Так, в соответствии со ст. 19 Устава Содружества независимых государств (СНГ) государства-члены решили осуществлять сотрудничество в целях формирования общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, раз-
вития систем транспорта и связи, а также энергетических систем; содействия развитию торгово-экономических связей государств-членов; поощрении и взаимной защиты инвестиций; содействия стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров; правовой охраны интеллектуальной собственности. В сфере правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности функционируют Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной собственности (МГСОПС)1 и Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности2.
Вопросы охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности нашли отражение в Договоре о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (ст. 89). Государства-члены осуществляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечивают на своей территории охрану и защиту прав на них в соответствии с нормами международного права, международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов3.
Сотрудничество государств-членов осуществляется для решения таких основных задач, как гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов.
В соответствии с распоряжением Евразийского межправительственного совета от 7 марта 2017 г. № 3 было принято решение о проведении на ежегодной ротационной основе в государствах - членах Евразийского экономического союза Международного форума «Анти-контрафакт». Функционируют Консультативный комитет по интеллектуальной собственности4 и Рабочая группа по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности5.
Консультативный совет по взаимодействию ЕЭК и Делового совета обеспечивает взаимодействие в следующих сферах: интеллектуальная собственность, информатизация, информационно-коммуникационные технологии и информационное взаимодействие; развитие цифрового пространства и трансформация цифровой экономики; иные сферы в рамках компетенции сторон Меморандума.
Основными направлениями реализации цифр ов ой повестки ЕАЭС до 2025 г.6 предусмотрено обеспечение координации деятельности по реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза; разработка порядка проработки инициатив и механизмов реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза.
При использовании программно-технических средств и информационных технологий государства-члены обеспечивают охрану интеллектуальной собственности, используемой или полученной в процессе взаимодействия.
В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2012 г. был подписан Меморандум между таможенными службами государств-членов о сотрудничестве по защите прав интеллектуальной собственности.
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств - членов ШОС в борьбе с преступностью 2010 г.7 предусматривает взаимодействие сторон в предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений, в том числе совершаемых организованными группами, по следующим основным направлениям: преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности; преступления, связанные с нарушением прав интеллектуальной собственности; преступления в сфере информационных технологий.
23 августа 2012 г. в г. Бишкеке государства -участники Тюркского совета8 учредили и подписали Устав Фонда тюркской культуры и наследия.
1 Создан в соответствии с Соглашением о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности от 12 марта 1993 г.
2 Создан в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от 19 ноября 2010 г.
3 Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (Приложение № 26 к Договору ЕАЭС); Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности от 8 сентября 2015 г. и т.д.
4 Положение утверждено Решением Коллегии ЕЭК от 3 ноября 2015 г. № 143.
5 Состав группы утвержден Решением Совета ЕЭК от 18 сентября 2014 г. № 108 (в редакции распоряжения Коллегии ЕЭК от 29 августа 2017 г. № 108).
6 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».
7 Совершено в г. Ташкенте 11 июня 2010 г.
8 Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) — это международная организация, объединяющая Азербайджан, Казахстан, Кыргыстан, Турция и Туркменистан.
В соответствии со ст. 2 Устава Фонда его целями и задачами являются:
♦ обеспечение средств и подготовка специалистов для сохранения, охраны, возрождения и развития тюркской культуры и наследия;
♦ помощь ремесленникам, художникам и другим работникам творческого искусства в защите их прав на интеллектуальную собственность.
В Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ)9 в рамках Рабочей группы по культуре, науке и образованию, в целях реализации стратегических вопросов в гуманитарной сфере, осуществляется обмен опытом в области охраны, защиты и использования объектов историко-культурного наследия, обсуждаются вопросы относительно защиты прав интеллектуальной собственности и т.д.
В рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий10.
Евразийская патентная организация. В июне 1990 г. руководители Государственного комитета СССР по науке и технике и Госкомитета по изобретениям и открытиям обратились в Совет Министров СССР с предложениями об организации в стране единой патентной службы. С 27 декабря 1991 г. началось заключение двусторонних международных договоров между создаваемыми патентными ведомствами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.
В ноябре 1992 г. в г. Москве состоялось Совещание представителей патентных ведомств по вопросам двустороннего и многостороннего сотрудничества в области охраны промышленной собственности. Украина и Россия стали участниками Парижской конвенции, Договора о патентной кооперации и Мадридского соглашения. На Московском совещании был одобрен и прописан проект Временного соглашения о мерах по охране промышленной собственности.
18-19 мая 1993 г. в г. Москве прошло первое заседание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. В его работе приняли участие Республика Армения, Республика Бела-
русь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Российская Федерация и Украина. Наблюдателями на данном заседании являлись делегации Азербайджанской Республики, Туркменистана, Генеральный директор ВОИС Арпад Богш, сотрудники ВОИС и Президент Патентного ведомства ФРГ Э. Хойссер.
На заседании Межгосударственного совета 14-17 февраля 1994 г. в Женеве с участием полномочных представителей восьми государств и наблюдателей из Азербайджанской Республики, Республики Грузии и Республики Узбекистан был утвержден окончательный проект Конвенции.
Так 9 сентября 1994 г. состоялось официальное подписание Евразийской патентной конвенции в г. Москве на заседании Совета глав правительств СНГ. Конвенция была подписана главами правительств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.
С этого момента началось формирование Евразийской патентной организации (ЕАПО).
12 августа 1995 г. после трех ратификаций Евразийской патентной конвенции Туркменистаном, Беларусью и Таджикистаном, она согласно ст. 26(4), вступила в юридическую силу. Единственным участником переговоров, так и не ратифицировавшим Евразийскую патентную конвенцию, стала Украина11.
Согласно п. 5 ст. 2 Евразийской патентной конвенции ЕАПО является межправительственной организацией, имеющей статус юридического лица. Органи-
9 В настоящее время членами организации являются Азербайджан, Грузия, Украина и Молдова. Узбекистан являлся членом объединения ГУУАМ с 1999 по 2005 гг. Местом нахождения Секретариата ГУАМ является г. Киев (Украина).
10 Соглашение о взаимодействии в области рекламно-вставоч-ной деятельности в сфере военно-экономического сотрудничества между государствами-членами ОДКБ, Соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и используемые в ходе военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ от 6 октября 2007 г.
11 Также в состав государств-участников данной Конвенции не входит Республика Молдова, поскольку денонсировала ее в 2012 г. При этом Республика Молдова признает действие евразийских патентов, выданных до даты вступления в силу Закона Республики Молдова о денонсации Евразийской патентной конвенции, в отношении своей территории, а также действие евразийских патентов, выданных по евразийским заявкам, поданным до даты денонсации, до истечения срока действия этих патентов или до наступления иных юридических факторов, прекращающих их действие.
зация обладает в каждом договаривающемся государстве правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства.
29 апреля 1997 г. президент Евразийского патентного ведомства вручил евразийский патент № 1 патентовладельцу — гражданину Российской Федерации на изобретение «Устройство для вихревого измельчения материалов». При этом доля патентов, выданных заявителям из государств, не являющихся участниками Конвенции, составила около 90%. С 2006 по 2014 г. наметился устойчивый рост ежегодного поступления евразийских заявок (с 2293 до 3572). Всего за указанный период в Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ) было подано 28 687 евразийских заявок, что составляет 71% общего количества заявок, поданных в ЕАПВ за весь период ее существования. С 2008 г. была введена система электронной подачи заявок и электронного обмена ADEPT. Количество заявок, получаемых ведомством в электронном виде, в 2014 г. превысило количество заявок, поступивших в ЕАПВ в электронной форме.
В учредительных соглашениях ЕАПО отсутствуют положения, посвященные целям и функциям этих организаций, тогда как в учредительных соглашениях других международных организаций эти вопросы, как правило, тщательно регулируются. В качестве примера можно привести ст. 3 и 4 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
О целях и функциях ЕАПО можно судить только исходя из преамбулы и ст. 2 Евразийской патентной конвенции, в которых сказано, что эта организация создается в целях обеспечения сотрудничества в области охраны изобретений и наделяется для этого полномочиями на осуществление необходимых действий, связанных с выдачей региональных патентов. Таким образом, информационная, нормотворческая и контрольная функции, типичные для других международных организаций, не имеют большого значения в деятельности ЕАПО.
Принципы не указаны в тексте Конвенции ЕАПО прямо, но могут быть выведены из ст.ст. 1, 612 Конвенции.
К таковым можно отнести, в частности, создание единой патентной системы, предусматривающей осуществление правовой охраны объектов промышленной собственности на территории государств-участ-
ников на основании подачи единственной заявки, рассмотрение которой осуществляется в рамках единого патентного ведомства; действие патента, выдаваемого патентным ведомством в рамках единой патентной системы, на территории всех государств, участвующих в ее создании; действительность на территории государств-участников ранее выданных охранных документов СССР на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки; правовой статус национальных патентных ведомств как исполнительных органов единой патентной системы, уполномоченных на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, и т.д.
Также можно выделить принцип сохранения за государствами - участниками ЕАПО полного суверенитета в части развития своих национальных систем по охране изобретений (ст. 1 Конвенции ЕАПО).
Пункт 3 ст. 2 утвердил организационную структуру ЕАПО: Административный совет и Евразийское патентное ведомство. Статья 3 посвящена порядку формирования, функционированию и полномочиям Административного совета ЕАПО.
В Административном совете должен быть представитель каждого государства - участника ЕАПО, который обладает одним голосом. Кворум, при котором Административный совет уполномочен принимать решения, составляет 2/3 от общего числа договаривающихся государств. Решения принимаются на основе консенсуса, но в случае, когда консенсус не может быть достигнут, — простым большинством участвующих в голосовании полномочных представителей государств-участников, за исключением случаев, когда Евразийской патентной конвенцией предусматривается единогласие или большинство в 2/3 голосов.
Очередные заседания Административного совета проводятся ежегодно, созыв внеочередного заседания возможен по инициативе по меньшей мере трех государств-участников, Председателя Административного совета или Президента Евразийского ведомства. Непосредственно созыв заседания Административного совета ЕАПО осуществляется Президентом Евразийского ведомства.
Первая (внеочередная) сессия Административного совета ЕАПО состоялась 2 октября 1995 г. в г. Женеве (Швейцария).
Вопросы деятельности Административного совета, управления Евразийским патентным ведомством, включая правила, связанные со штатом служащих, ре-
гулируются Административной инструкцией к Конвенции ЕАПО12.
Сотрудничество ЕАПО с аналогичными региональными организациями государств африканского континента — Африканской региональной организацией интеллектуальной собственности (ARIPO) и Африканской организацией интеллектуальной собственности (OAPI) — осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании от 2000 г. и Рамочного соглашения от 2007 г.
Возникновение ЕАПО было вызвано отнюдь не экономической интеграцией государств бывшего СССР и его союзников на евразийском континенте (в период активного становления данной организации имела место как раз обратная тенденция), а фактически исчезновением единого патентного пространства на территории СССР и переходом фондов патентной информации Государственного патентного ведомства СССР в распоряжение правопреемника СССР — Российской Федерации в лице Государственного комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам. Таким образом, ее развитие, с одной стороны, было упрощено существованием старых связей между государствами-участниками, но с другой, — за счет включения в него новых государств-участников этот процесс был затруднен.
Юридически, согласно ч. 3 ст. 26 Евразийской патентной конвенции, членство в ней открыто для любого государства - члена ООН, связанного Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации. Для того, чтобы стать участником Конвенции, государству-претенденту достаточно подписать ее и сдать на хранение ратификационную грамоту либо сдать на хранение акт о присоединении, даже без ратификации. Таким образом, Конвенция открыта практически для любого государства (даже не относящегося географически к евразийскому континенту), однако ее членами являются исключительно государства - члены СНГ, кроме Украины и Узбекистана.
Также следует отметить суженную сферу действия ЕАПО. Как правило, региональные организации по интеллектуальной собственности по сфере своего действия охватывают и охрану авторских прав, тогда как деятельность ЕАПО ограничена in rem13 правовой охраной изобретений.
Литература
1. Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственно-
сти от 12 марта 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 3.
2. Соглашением о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от 19 ноября 2010 г. // URL: http://www.pravo .gov.ru
3. Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (Приложение № 26 к Договору ЕАЭС // URL: http://www.pravo.gov.ru
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г.» // URL: http://www.eaeunion.org/
5. Соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и используемые в ходе военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ от 6 октября 2007 г. // URL: http://www.pravo.gov.ru
6. Курбанов Р.А. Евразийское право. Теоретические основы: Моногр. М.: Юнити-Дана, 2015.
References
1. Agreement on measures for protection of an industrial property and creation of Interstate council for questions of protection of an industrial property of March 12, 1993 // Bulletin of international treaties. 1993. No. 3.
2. Agreement on cooperation in the field of legal protection and protection of intellectual property and creation of Interstate council for questions of legal protection and protection of intellectual property of November 19, 2010 // URL: http://www.pravo.gov.ru
3. Protocol on protection and protection of the rights for intellectual property items (Appendix No. 26 to the Contract of EEU // URL: http://www.pravo.gov.ru
4. Decision of the Supreme Euroasian economic council of October 11, 2017 No. 12 «About the Main directions of implementation of the digital agenda of the Eurasian Economic Union till 2025» // URL: http://www.eaeunion.org/
5. Agreement on mutual protection of the rights to the results of intellectual activity received and used during military-economic cooperation within the CSTO of October 6, 2007 // URL: http://www.pravo.gov.ru
6. Kurbanov R.A. Euroasian right. Theoretical bases: Monogr. M.: Unity-Dana, 2015.
12 Действующая Административная инструкция утверждена Административным советом ЕАПО на втором (первом очередном) заседании 1 декабря 1995 г. Изменения и дополнения вносились в названный акт на 4-ом (3-ем очередном) заседании Административного совета ЕАПО 23-24 января 1997 г., 7-ом (5-ом очередном) заседании Административного совета ЕАПО 1-2 декабря 1998 г., 11-ом (8-ом очередном) заседании Административного совета ЕАПО 15-19 октября 2001 г., 16-ом (11-ом очередном) заседании Административного совета ЕАПО 15-19 ноября 2004 г., 23-ем (17-ом очередном) заседании Административного совета ЕАПО 8-10 ноября 2010 г., 25-ом (18-ом очередном) заседании Административного совета ЕАПО 15-17 ноября 2011 г., 27-ом (20-ом очередном) заседании Административного совета ЕАПО 6-8 ноября 2013 г., 28-ом (21-ом очередном) заседании Административного совета ЕАПО 11-13 ноября 2014 г.
13 По предмету правового регулирования (лат.).