Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и Евразийского экономического союза на региональном и национальном уровне'

Особенности правового регулирования рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и Евразийского экономического союза на региональном и национальном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1364
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жерягин Святослав Андреевич

Задача: Целью написания данной статьи является анализ правового регулирования рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и сравнение его с правовым регулированием рынка интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза, выявление особенностей в сфере правового регулирования рынка интеллектуальной собственности на уровне рассматриваемых единых экономических зон, а также особенностей законодательства об интеллектуальной собственности отдельных государств-членов данных межгосударственных образований. Модель: В данной статье использован исторический и сравнительно-правовой методы исследования. Выводы: В результате выявления особенностей рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и Евразийского экономического союза автором сделан вывод о необходимости внедрения опыта Европейского союза по унификации законодательств стран-участниц данной экономической зоны при решении проблем, возникающих при формировании правовой базы Евразийского экономического союза. Деятельность по сближению законодательств и установлению единых подходов к регулированию отношений в сфере рынка интеллектуальной собственности должна осуществляться с помощью мощного административного ресурса. Именно единые принципы регулирования могут привести к ускоренному развитию экономики региона Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жерягин Святослав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF INTELLECTUAL PROPERTY MARKET OF THE EUROPEAN UNION AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION AT THE REGIONAL AND NATIONAL LEVEL

Background: The purpose of writing this article is to analyze the legal intellectual property regulation of the market of the European Union and its comparison with the legal regulation of intellectual property market of the Eurasian Economic Union, revealing especially in the field of intellectual property market regulation at the level of consideration of common economic zones, as well as the characteristics of the intellectual property legislation of individual state-members of interstate formations. Methods: As a result of identifying the intellectual property market features of the European Union and the Eurasian Economic Union, the author concluded that the need to introduce the experience of the European Union on the harmonization of legislation of the member countries of the Economic Zone in the solution of problems arising in the formation of the legal framework of the Eurasian Economic Union. Activities on the approximation of legislation and the establishment of a common approach to the regulation of relations in the sphere of intellectual property market should be carried out with the help of a powerful administrative resource. That common principles of regulation can lead to accelerated economic development of the Eurasian Economic Union in the region.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и Евразийского экономического союза на региональном и национальном уровне»

10.16. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА РЕГИОНАЛЬНОМ

И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Жерягин Святослав Андреевич, аспирант. Должность: старший юрисконсульт

Место работы: юридическая группа «Инюркон», г. Москва

Место учебы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

svyat.inrcn@gmail.com

Аннотация

Задача: Целью написания данной статьи является анализ правового регулирования рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и сравнение его с правовым регулированием рынка интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза, выявление особенностей в сфере правового регулирования рынка интеллектуальной собственности на уровне рассматриваемых единых экономических зон, а также особенностей законодательства об интеллектуальной собственности отдельных государств-членов данных межгосударственных образований.

Модель: В данной статье использован исторический и сравнительно-правовой методы исследования.

Выводы: В результате выявления особенностей рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и Евразийского экономического союза автором сделан вывод о необходимости внедрения опыта Европейского союза по унификации законодательств стран-участниц данной экономической зоны при решении проблем, возникающих при формировании правовой базы Евразийского экономического союза. Деятельность по сближению законодательств и установлению единых подходов к регулированию отношений в сфере рынка интеллектуальной собственности должна осуществляться с помощью мощного административного ресурса. Именно единые принципы регулирования могут привести к ускоренному развитию экономики региона Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, рынок интеллектуальной собственности, коммерциализация интеллектуальной собственности, международно-правовое регулирование интеллектуальной собственности, инновации.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF INTELLECTUAL PROPERTY MARKET OF THE EUROPEAN UNION AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION AT THE REGIONAL AND NATIONAL LEVEL

Zheryagin Svyatoslav A., postgraduate student

Study place: Moscow financial-industrial University «Synergy»

svyat.inrcn@gmail.com

Abstract

Background: The purpose of writing this article is to analyze the legal intellectual property regulation of the market of the European Union and its comparison with the legal regulation of intellectual property market of the Eurasian Economic Union, revealing especially in the field of intellectual property market regulation at the level of consideration of common economic zones, as well as the characteristics of the intellectual property legislation of individual state-members of interstate formations.

Methods: As a result of identifying the intellectual property market features of the European Union and the Eurasian Economic Union, the author concluded that the need to introduce the experience of the European Union on the harmonization of legislation of the member countries of the Economic Zone in the solution of problems arising in the formation of the legal framework of the Eurasian Economic Union. Activities on the approximation of legislation and the establishment of a common approach to the regulation of relations in the sphere of intellectual property market should be carried out with the help of a powerful administrative resource. That common principles of regulation can lead to accelerated economic development of the Eurasian Economic Union in the region.

Keywords: Intellectual property, intellectual property market, commercialization of intellectual property, international legal regulation of intellectual property and innovation.

В настоящее время, результаты интеллектуальной деятельности представляют собой один из наиболее ценных активов и приобретают всё более широкое распространение на рынке. Товары и сопутствующие им услуги, содержащие результаты интеллектуальной деятельности, такие как товарные знаки, промышленные

образцы, изобретения, полезные модели, а также объекты авторских прав представляют собой определённую ценность как для отдельных организаций или предпринимателей, так и для экономики страны в целом.

Развитый рынок интеллектуальной собственности представляет собой самостоятельную часть экономиче-

ских отношений, без которой государство в настоящее время не может обойтись. Россия в этом отношении, не является ведущим игроком на мировом рынке. Попытки сформировать в Российской Федерации модель информационного общества, зачастую не заканчиваются результатами, приносящими определённую пользу для экономики страны, хотя основной целью их является достижение определённых экономических показателей.

Важность рынка интеллектуальной собственности в развитии экономики России нельзя недооценивать.

Правовой базис, регламентирующий регулирование отношений в сфере рынка интеллектуальной собственности стран Европы и США сформирован и приносит этим странам эффективные экономические плоды. Этот результат был достигнут в результате исследования проблемных моментов и белых пятен законодательства, исследования судебной практики. В связи с этим, важно отметить, что для создания эффективного рынка интеллектуальной собственности в России необходимо комплексное исследование опыта зарубежных стран в сфере формирования законодательства в сфере рынка интеллектуальной собственности, анализа и адаптации результатов опыта с учётом особенностей законодательства РФ.

Как верно подмечает С.Г. Ерёмин: «В наше время стабильно, динамично развиваться может только инновационно-ориентированная экономика, и основой такой экономики является именно интеллектуальная собственность, внедрение результатов интеллектуального труда в производство»1.

Российский рынок интеллектуальной собственности в настоящее время всё ещё находится на этапе формирования. Особенности Российской экономики, её неоднородность по территориальному признаку, недоработки в законодательства, возможно, в какой - то мере и недобросовестность отдельных должностных лиц, являются препятствиями для развития. Россия является развивающимся государством, и это вполне закономерно, ведь как отдельное государство РФ существует не так давно.

Анализ правового регулирования российского и евразийского рынка интеллектуальной собственности в сравнении с законодательством других стран и экономических зон необходим в целях обнаружения проблем развития рынка интеллектуальной собственности в РФ и ЕАЭС, а также решения указанных проблем.

Рынок интеллектуальной собственности на территории Единого экономического пространства Европейского союза функционирует согласно нормам международных соглашений таких как Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года2, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года3 и др., а также, международных соглашений Всемирной торговой организации (Далее - ВТО) в том числе Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Далее - Соглашение ТРИПС) являющегося неотъемлемой частью Мараккешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организа-

1 Еремин С. Г. Особенности использования интеллектуальной собственности и нематериальных благ в интересах государства // Право и экономика. - 2015. - № 3. - С. 4-8

2 Paris Convention for the Protection of Industrial Property // [Электронный ресурс] http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties /text.jsp? file id=287556

^Madrid agreement concerning the international registration of marks // [Электронный ресурс] http://www.wipo.int/wipolex/ru /treaties/text. jsp?file_id=283529

ции, созданной в 1994 году4. Соглашение ТРИПС установило единые стандарты правового регулирования отношений в сфере рынка интеллектуальной собственности для стран - участниц ВТО.

Отдельно можно выделить деятельность Всемирной организации интеллектуальной собственности, к сфере полномочий которой отнесены, в том числе, контроль за соблюдением международных соглашений, хранение текстов и официальных переводов этих договоров, заявлений стран-участниц о вступлении и др.

В сфере интеллектуальной собственности законодательство Европейского союза носит наднациональный характер. Правовое регулирование отношений, связанных с регистрацией объектов интеллектуальной собственности, вводом данных объектов в хозяйственный оборот регламентируются Директивами Европейского Парламента и Европейского совета, нормы которых впоследствии имплементируются государствами-членами ЕС на уровне национальных законодательств.

Одной из целей ВТО является сближение законодательств государств в сфере интеллектуальной собственности. Основным документом по сближению национальных норм защиты прав интеллектуальной собственности, способствующим распространению передовых знаний, технологий и ноу хау на пространстве всего региона ЕС, служит Директива 2004/48/ЕС Европейского парламента и Европейского Совета от 29 апреля 2004 года.

Одним из важнейших элементов рынка интеллектуальной собственности в ЕС является система патентования. 17 декабря 2012 года был принят Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС №1257/2012 «О применении режима усиленного сотрудничества в области создания единой патентной охраны».5 В этом же году, соглашение о создании Единой европейской патентной системы, подписанное почти всеми членами ЕС, за исключением Испании и Италии, было одобрено Европейским парламентом и с 1 января 2014 года вступило в силу. На основании Европейской патентной конвенции6 в Европейском союзе может быть выдан либо патент единого действия, либо патент, действующий на территории одной или нескольких стран.

Созданная система патентования предполагает возможность централизованной регистрации и выдачи документов по её результатам в соответствии с единым порядком во всех странах Евросоюза, а также единую охрану патентных прав на всей территории ЕС. Единая система патентования на территории Евросоюза позволяет существенно сократить сроки и упростить процедуру получения патента, а также уменьшает затраты на патентование, в сравнении с национальным патентом, что позволяет ускорить процесс внедрения технологий в область промышленности и способствует эффективной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Отношения в сфере оборота объектов промышленной собственности, в частности товарных знаков, также регламентируется на уровне законодательства Ев-

4 Convention Establishing the World Intellectual Property Organization // [Электронный ресурс] http://www.wipo.int/treaties/ru /text.jsp?file_id=283854

5 О.А. Рузакова - Тенденции развития законодательства об интеллектуальных правах в Российской Федерации и Европейском союзе // Актуальные проблемы частного права, Сборник статей к юбилею Павла Владимировича Крашенникова, Москва-Екатеринбург, 21 июня 2014 г.

6 Европейская патентная конвенция (Мюнхен, 5 октября 1973 г.) // [Электронный ресурс] www.wipo.int.

ропейского союза. Здесь можно отдельно выделить Регламент Комиссии ЕС № 772/2004 от 27.04.2004г. о применении статьи 81(3) Договора о создании ЕС к соглашениям о передаче технологии7.

В.А. Лихачёв отмечает, что регулирование лицензионной торговли объектами промышленной собственности в Евросоюзе также осуществляется на наднациональном уровне. Соответствующие регламенты - о соглашениях по передаче технологии, по совместной её разработке и внедрению, о договоре франчайзинга и др. - содержат перечень разрешенных и запрещённых условий такой деятельности (запрещение распространяется, например, на применение фиксированных цен и ограничение объёма производства лицензируемых товаров)8.

Несмотря на то, что в Европейском союзе принято внушительное количество директив, направленных на сближение национальных законодательств стран ЕС в сфере интеллектуальной собственности, до сих пор существует ряд нерешенных моментов.

К ним можно отнести, в частности, тот факт, что возможность получения единого европейского патента появилась лишь в 2014 г. Порой возникают споры между ЕС и отдельными странами о правомерности принятия актов вторичного права, соблюдения принципов субсидиарности и пропорциональности9.

Относительно государственного управления интеллектуальной собственностью в странах Европейского союза можно отметить, что в некоторых европейских странах государственное управление интеллектуальной собственностью осуществляется единым органом власти или ведомством, к компетенции которого относятся все вопросы, связанные с правом интеллектуальной собственности. Среди них можно выделить Великобританию, Швейцарию, Ирландию и Германию.

В Англии основные направления политики в сфере интеллектуальной собственности определяет Британское патентное ведомство, являющееся исполнительным органом Департамента торговли и промышленности.

В Швейцарии действует Федеральный институт интеллектуальной собственности, являющийся органом федеральной власти, к задачам которого относится, в том числе, подготовка проектов законодательства для Федерального правительства, международные связи, руководство обществами по сбору авторских вознаграждений, предоставление необходимой информации и консультаций10.

Сосредоточенность функций в сфере интеллектуальной собственности в одном органе государственной власти можно отнести к положительному моменту в развитии рынка интеллектуальной собственности той или иной страны, поскольку при данной сосредоточенности улучшается координация решений органов власти в вопросах, связанных с интеллектуальной собственностью.

7 Регламент Комиссии ЕС № 772/2004 от 27.04.2004 г. // http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=181672

8 Лихачёв В.А. - Современное состояние прав интеллектуальной собственности в ЕС // «Российский экономический вестник» 2014, №5

9 Право Европейского союза: Учебник для бакалавров / Под ред. С.Ю. Кашкина. 4-е изд. Т. 2: Особенная часть. Основные отрасли и сферы регулирования права Европейского союза. Правовые аспекты участия России в европейских интеграционных процессах. М.: Юрайт, 2013. С. 563.

10 «Международное частное право»: Учебник (под ред. Р.А. Курба-

нова, А.С. Лалетиной) («Проспект», 2015)

В Рамках Европейского союза, являющегося свободной экономической зоной государственно-частное партнёрство в сфере охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности развито в значительной степени. Данное партнёрство существует на уровне межгосударственного сотрудничества и законодательства ЕС. В силу того, что законодательство ЕС направлено на гармонизацию и унификацию подходов государств к вопросу охраны интеллектуальной собственности, то и на уровне государственно-частного партнёрства вырабатываются единые подходы и принципы, способствующие развитию рынка интеллектуальной собственности.

Отдельно стоит выделить правовое регулирование отношений в сфере коммерциализации интеллектуальной собственности, внедрению технологий на рынок. Полномочия в сфере коммерциализации технологий отнесены законодательством Евросоюза к Европейской комиссии.

В данный момент на территории Европейского союза действует запущенная и реализуемая с 1 января 2014 года программа, объединившая в себе все программы по инновационному развитию Европы - программа «Horizon 2020»11.

В рамках данной программы осуществляются как частные так и частно-государственные партнёрства, направленные на развитие технологий, увеличение количества центров НИОКР, центров коммерциализации технологий и других объектов интеллектуальной собственности, развитие науки в целом. Данная программа - это осознанный шаг государств членов Европейского союза, который свидетельствует о понимании данным сообществом важности интеллектуального потенциала для развития экономики региона. Данная межгосударственная программа разработана Европейской комиссией, и предложена Европейскому парламенту и Совету в сообщении от 30 ноября 2011 года12.

Для целей данной программы предусмотрено увеличение финансирования научных исследований и инноваций в общих расходах бюджета Европейского союза с 6,7% в 2013 году до 8,5% в 2020 году.

Привлечение частных инвестиций в сферу рынка интеллектуальной собственности и создание интеллектуального потенциала в рамках хозяйственной деятельности крупных компаний монополистов, по мнению В.А. Скворцовой является единственной альтернативой создания рынка интеллектуальной собственности в развивающихся странах, отвечающего современным реалиям.

На данный момент в ведущих индустриальных странах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок: 85 % - в странах ЕС, 71 % - в Японии, 75 % - в США13.

Относительно оборота объектов интеллектуальной собственности в рамках Европейского союза действует региональный принцип исчерпания прав на товарный знак. Данный принцип сформирован в том числе путём

11 Horizon 2020 - the Framework Programme for Research and innovation. European Commission // [Электронный ресурс] http://ec.europa.eu/research/csfri/index_en.cfm3

12 Сайт совета ЕС // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL /?uri=CELEX:52011 DC0808

13 Скворцова В. А., Скворцов А. О. - интеллектуальный капитал в России: проблемы формирования и использования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. с. 556

практики суда ЕС по разрешению споров, связанных с параллельным импортом и незаконным введением в гражданский оборот товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, права на которые зарегистрированы в другой стране-участнице союза.

Единые принципы регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности согласно договору о Евразийском экономическом союзе14 затрагивают основные правовые аспекты рынка интеллектуальной собственности единого экономического пространства ЕАЭС.

В статье 89 указанного договора содержатся основные направления деятельности союза относительно объектов интеллектуальной собственности, такие как совершенствование механизма коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, введение системы регистрации товарных знаков Евразийского экономического союза и ведение соответствующего Единого реестра объектов интеллектуальной собственности Таможенными органами.

Полномочия по формированию политики союза в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности отнесено к Евразийской экономической комиссии. Данное положение содержится в приложении о Евразийской экономической комиссии, являющееся приложением №1 к договору о Евразийском экономическом союзе.

Следует отметить, что решения Евразийской экономической комиссии, согласно абз. 2 п. 13 Положения, входят в право Союза и являются обязательными для применения во всех странах союза.

Также, важно отметить, что в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического союза создан Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, имеющий своей целью эффективную охрану прав на объекты интеллектуальной собственности. На данный момент реестр не функционирует надлежащим образом. Данный факт вызван как низкой активностью правообладателей по включению объектов интеллектуальной собственности в реестр, так и несогласованностью действий таможенных органов стран-членов союза по ведению данного реестра. По данным Евразийской экономической комиссии, на данный момент в Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности не зарегистрировано ни одного объекта.15

В Российской Федерации среди нормативных документов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности можно выделить часть четвёртую гражданского кодекса РФ, в которой закреплены основные нормы в сфере рынка интеллектуальной собственности.

Государственная политика и государственное управление рынком интеллектуальной собственности находится в компетенциях довольно обширного количества государственных структур. Как отмечает Доктор юридических наук Директор РНИИС В.Н. Лопатин: «Сегодня Россия является практически единственной страной на постсоветском пространстве, где функции государственного управления и регулирования в сфере интеллектуальной собственности рассредоточены между 24 федеральными ведомствами».

Основная законодательная масса, регулирующая

14 «Договор о Евразийском экономическом союзе» (г. Астана 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014)

15 Сайт Евразийской экономической комиссии // [Электронный ресурс] http://www.eunasiancommission.org/ru/docs/Pages Ме11есШа1^рх

сферу интеллектуальной собственности в РФ сосредоточена в четвёртой части ГК РФ. Вместе с тем, помимо гражданского кодекса действует большое количество законов, которые регулируют сферы, касающиеся охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности. Также, действуют законы, связанные с ГК РФ, такие как закон «О патентных поверенных», «О передаче прав на единые технологии».

Положения, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности содержатся также в законах «О племенном животноводстве»16, «О коммерческой тайне»17, «О лекарственных средствах»18, «О рекламе»19, «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»20, «О средствах массовой информации»21, «О космической деятельности»22, «Об образовании в Российской Федерации»23, «Об информации, информационных технологиях и о защите ин-формации»24, а также НК РФ25, ГПК РФ26, АПК РФ27, УК РФ2 и других документах29.

Как таковой единый центр государственной политики в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации отсутствует, что нельзя отнести к положительным аспектам Российского рынка интеллектуальной собственности. В результате разобщённости функций по государственному управлению в сфере интеллектуальной собственности координация действий не отлажена и как следствие замедляется развитие инновационной экономики в России.

В России существует тенденция к концентрации ин-

16 Федеральный закон «О племенном животноводстве» от 03.08.1995 г. № 123-Ф3 // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_7428/

17 Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_48699/

18 Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/

19 Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-Ф3 // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_58968/

20 Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 г № 169-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8344/

21 Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1 (в ред. от 03.07.2016 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

22 Федеральный закон «О космической деятельности» от 20.08.1993 г. № 5663-1 (в ред. от 13.07.2015 г.) // [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/136323/

23 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

24 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/

25 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_19671/

26 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/

27 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/

28 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

29 Лопатин В.Н. - «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации и странах СНГ в 2013 году» // Материалы шестого международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», Москва, 2014 г.

новаций в крупных компаниях, но это незначительная часть всего объёма создаваемых в РФ результатов интеллектуальной деятельности. В большей степени данный факт вызван тем, что деятельность по коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в рамках данных предприятий не занимает приоритетное место в их хозяйственной деятельности.

В заключение, необходимо отметить, что законодательство Европейского союза в сфере рынка интеллектуальной собственности способствует формированию на территории данного региона сильную, конкурентоспособную экономику, важной движущей единицей которой являются именно нематериальные активы. Законодательства стран-членов данной экономической зоны в сфере интеллектуальной собственности унифицированы по единому стандарту и направлены на достижение общих целей.

Законодательство Евразийского экономического союза нуждается в доработке и совершенствовании. Опыт стран ЕС, анализ структуры рынка интеллектуальной собственности ЕС, понимание особенностей Российской экономики и путей развития позволят выявить более эффективные методы для дальнейшего развития в данной области. Большая роль в данном случае должна быть отведена деятельности Евразийской экономической комиссии. Надлежащее функционирование данного межгосударственного органа, полномочного способствовать развитию рынка интеллектуальной собственности, а также своевременного и четкое следование государств-членов союза рекомендациям этого органа по гармонизации и унификации законодательств в сфере интеллектуальной собственности сделает развитие региона более эффективным.

Для России как члена Евразийского экономического союза является приоритетным содействие гармонизации законодательства Евразийского экономического союза, активное участие в установлении и упрочнении статуса евразийской экономической комиссии. Также, не менее важным является направление по централизации государственного управления в сфере интеллектуальной собственности, поскольку, как было указано выше, разобщённость законодательной базы в сфере интеллектуальной собственности не способствует эффективному принятию решений органами государственной власти, а также, формированию политики в данной сфере.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность текста - 84.47%.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (г. Астана 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014)

2. Европейская патентная конвенция (Мюнхен, 5 октября 1973 г.) // www.wipo.int.

3. Федеральный закон «О племенном животноводстве» от 03.08.1995 г. № 123-ФЭ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_7428/

4. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www. consultant. ru/docum ent/cons _doc_LAW_48699/

5. Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_99350/

6. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru /document/cons_doc_ LAW_58968/

7. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 г № 169-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_8344/

8. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1 (в ред. от 03.07.2016 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru /document /cons_doc_LAW_1511/

9. Федеральный закон «О космической деятельности» от 20.08.1993 г. № 5663-I (в ред. от 13.07.2015 г.) // [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/136323/

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 140174/

11. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru /document/cons_doc_ LAW_61798/

12. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_19671/

13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru /document /cons_doc_LAW_39570/

14. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_37800/

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ lAw_10699/

16. Еремин С. Г. Особенности использования интеллектуальной собственности и нематериальных благ в интересах государства // Право и экономика. - 2015. - № 3. - С. 4-8

17. О.А. Рузакова - Тенденции развития законодательства об интеллектуальных правах в Российской Федерации и Европейском союзе // Актуальные проблемы частного права, Сборник статей к юбилею Павла Владимировича Крашенни-кова, Москва-Екатеринбург, 21 июня 2014 г.

18. Регламент Комиссии ЕС № 772/2004 от 27.04.2004 г. // http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=181672

19. Лихачёв В.А. - Современное состояние прав интеллектуальной собственности в ЕС // «Российский экономический вестник» 2014, №5

20. Право Европейского союза: Учебник для бакалавров / Под ред. С.Ю. Кашкина. 4-е изд. Т. 2: Особенная часть. Основные отрасли и сферы регулирования права Европейского союза. Правовые аспекты участия России в европейских интеграционных процессах. М.: Юрайт, 2013. С. 563.

21. Сайт совета ЕС // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/ ?uri=CELEX:52011 DC0808

22. «Международное частное право»: Учебник (под ред. Р.А. Курбанова, А.С. Лалетиной) («Проспект», 2015)

23. Horizon 2020 - the Framework Programme for Research and innovation. European Commission // http://ec.europa.eu/research/ csfri/index_en.cfm3

24. Скворцова В. А., Скворцов А. О. - интеллектуальный капитал в России: проблемы формирования и использования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. с. 556

25. Сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/intellectual.aspx

26. Лопатин В.Н. - «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации и странах СНГ в 2013 году» // Материалы шестого международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», Москва, 2014 г.

27. Жерягин С.А. - «Правовое регулирование отношений в сфере рынка интеллектуальной собственности в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе на региональном и национальном уровнях» // Материалы XI Между-

народного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества - 2016» МФПУ «Синергия»

28. Жерягин С.А., (2016), Формирование правовой основы и тенденции развития рынка интеллектуальной собственности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 5: 179-183.

29. Никитина А.Г., (2014), О некоторых аспектах государственного управления в сфере интеллектуальной собственности //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 1: 39-42.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью Жерягина С.А. «Особенности правового регулирования рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и Евразийского экономического союза на региональном и национальном уровне» Статья аспиранта МФПУ «Синергия» Жерягина Святослава Андреевича по теме «Особенности правового регулирования рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и Евразийского экономического союза на региональном и национальном уровне» объёмом 15 страниц, включает в себя название стати, аннотацию, ключевые слова, информацию об авторе, представленные на русском и английском языках, а также библиографический список.

В рамках статьи проведено исследование законодательства Европейского союза и Евразийского экономического

союза, выявлены особенности правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности данных экономических зон. В статье выявлены проблемные моменты развития рынка интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза. Автором, на основании проведённого анализа законодательства Европейского союза, законодательства отдельных стран-участников Европейского союза, а также процесса формирования рынка интеллектуальной собственности Европейского союза, выявлены возможные направления развития рынка интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза.

Работа, проделанная автором при написании данной статьи, необходима для дальнейшего исследования и поиска решения проблем законодательства Евразийского экономического союза.

Качество оформления: в целом, статья соответствует требованиям для опубликования в научном журнале.

Заключение: статья Жерягина Святослава Андреевича на тему «Особенности правового регулирования рынка интеллектуальной собственности Европейского союза и Евразийского экономического союза на региональном и национальном уровне» может быть рекомендована к публикации. Рецензент:

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права МФПУ «Синергия»

Клейменова Марина Олеговна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.