Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АЗЕРБАЙДЖАНА В 1905-1907ГГ. ЖУРНАЛЫ, ДЕЙСТВОВАВШИЕ В 1905-1907ГГ.'

ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АЗЕРБАЙДЖАНА В 1905-1907ГГ. ЖУРНАЛЫ, ДЕЙСТВОВАВШИЕ В 1905-1907ГГ. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕССА / ЖУРНАЛЫ / ТАТАРЫ / КАВКАЗ / ТЮРКСКО-МУСУЛЬМАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панахова Шовкет Эйваз Кызы

В статье отражен процесс становления общественно-политической мысли Азербайджана и ее подъем до уровня национального самосознания. «Хаят», «Иршад», «Фуюзат», «Молла Насреддин», «Дирилик», «Ачык сез», «Истиглал» - функционировали как прогрессивные, демократические СМИ в Северном Азербайджане. В статье подчеркивается важность СМИ в жизни азербайджанских тюрок. Предметом исследования являются СМИ, ведущие к идеалам республики при сохранении солидарности и национальной идентичности тюрко-мусульманского населения. Исследование основано на данных журнальных публикаций 1905-1907 годов, главной движущей силы национально-освободительного движения в Азербайджане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PUBLIC POLITICAL LIFE OF AZERBAIJAN IN 1905-1907. JOURNALS OPERATING IN 1905-1907.

The article reflects the process of formation of the socio-political thought of Azerbaijan and its rise to the level of national self-awareness. "Hayat", "Irshad", "Fuyuzat", "Molla Nasreddin", "Dirilik", "Achyk soz", "Istiglal" - functioned as progressive, democratic media in Northern Azerbaijan. The article emphasizes the importance of the media in the life of the Azerbaijani Turks. The subject of the research is the media leading to the ideals of the republic while maintaining the solidarity and national identity of the Turkic-Muslim population. The research is based on data from journal publications from 1905-1907, the main driving force of the national liberation movement in Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АЗЕРБАЙДЖАНА В 1905-1907ГГ. ЖУРНАЛЫ, ДЕЙСТВОВАВШИЕ В 1905-1907ГГ.»

38. Asylbekov MH, Kudaibergenova AI Socio-demographic situation of the population of Kazakhstan (19391959) .- Almaty: Orkeniet Publishing House, 2005. - 160 p. 59 p.

39. Аманжолова Д. Ethnicity in the Stalinist USSR (1930s) Materials of the international scientific-practical conference "Know not to forget: totalitarian power and the people in the 20-50s of the twentieth century." May 30-31, 2014. - Ust-Kamenogorsk: "Media Alliance", 2014. - 577 p. Page 30

40. VKO, CDNI № 578- 1-t. 58- 14-p.

41. Алексеенко А. Peoples of East Kazakhstan.- Ust-Kamenogorsk, 1994. 220-p.

ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АЗЕРБАЙДЖАНА В 1905-1907ГГ.

Журналы, действовавшие в 1905-1907гг

Панахова Шовкет Эйваз кызы

Азербайджанская Республика г.Баку Университет Одлар Юрду Баку, Кероглу Рагимов13

ISSUES OF PUBLIC POLITICAL LIFE OF AZERBAIJAN iN 1905-1907.

Journals operating in 1905-1907.

Резюме. В статье отражен процесс становления общественно-политической мысли Азербайджана и ее подъем до уровня национального самосознания. «Хаят», «Иршад», «Фуюзат», «Молла Насреддин», «Дирилик», «Ачык сез», «Истиглал» - функционировали как прогрессивные, демократические СМИ в Северном Азербайджане. В статье подчеркивается важность СМИ в жизни азербайджанских тюрок. Предметом исследования являются СМИ, ведущие к идеалам республики при сохранении солидарности и национальной идентичности тюрко-мусульманского населения. Исследование основано на данных журнальных публикаций 1905-1907 годов, главной движущей силы национально-освободительного движения в Азербайджане.

Summary. The article reflects the process of formation of the socio-political thought of Azerbaijan and its rise to the level of national self-awareness. "Hayat", "Irshad", "Fuyuzat", "Molla Nasreddin", "Dirilik", "Achyk soz", "Istiglal" - functioned as progressive, democratic media in Northern Azerbaijan. The article emphasizes the importance of the media in the life of the Azerbaijani Turks. The subject of the research is the media leading to the ideals of the republic while maintaining the solidarity and national identity of the Turkic-Muslim population. The research is based on data from journal publications from 1905-1907, the main driving force of the national liberation movement in Azerbaijan.

Ключевые слова: пресса, журналы, татары, Кавказ, тюркско-мусульманское население.

Key words: press, magazines, Tatars, Caucasus, Turkic-Muslim population.

В 1905-1907 годах азербайджанская интеллигенция была тесно объединена вокруг журналов «Молла Насреддин» и «Фуюзат», служащим интересам людей. Несмотря на то, что их стиль печати отличался от других изданий , но цель была та же. Журнал «Молла Насреддин» принес новые идеи и выражения в национальную прессу Северного Азербайджана. «Молла Насреддин» собрал вокруг себя прогрессивные силы и демократических интеллектуалов азербайджанского народа. Помимо известных азербайджанских поэтов, писателей и журналистов, в журнале также представлены художники Оскар Шмерлинг, Джозеф Роттер и Азим Азимзаде, которые заложили основы новой художественной школы в Азербайджане. Борьба «Молла Насреддина» за современную литературу, просвещение, демократизацию и его могущественную сатиру определила творческое направление других писателей , сотрудничающих с журналом, и стала решающим фактором в становлении их как выдающихся художников, став, таким образом, «публицистом». Художники журнала овладели традициями классического азербайджанского, восточного, русского и мирового художественно-публицистического наследия и юмора, заложили основы сатирической журналистики в истории отечественной прессы и сыграли беспрецедентную роль в развитии азербайджанской журналистики с жанрами и стилями. Первый номер журнала «Молла Насреддин» вышел 7 апреля 1906 года в Тифлисе (Грузия) под редакцией известного писателя и публициста Джалила Мамедгулузаде. Ранее, в августе 1905 года, он получил официальное разрешение на издание газеты «Новруз» в Тбилиси (Грузия),однако отказался ее издавать. Причина была в том ,что как писал сам писатель, невозможно было издавать газету, «полагаясь на понятия духовенства» и «читая хвалебные стихи наместникам.»[1,с.5]. «Национальная свобода и независимость азербайджанского народа едины» -эта идея была основой журналов, издаваемых в Северном Азербайджане. Содержание журнала "Молла Насреддин» было организовано по социальным и политическим вопросам. Следует отметить, что половина журнала, первый номер которого вышел тиражом в тысячу экземпляров, была раскуплена к полудню за один день. Журнал, который в Тбилиси насчитывал 370 номеров, был прекращен в 1918 году, а в последующие годы журнал выходил в других странах. "Молла Насреддин" издавался в 1921 году в Тебризе, в 1922-1931 годах в Баку. Редактором и автором был Джалил Мамедгулузаде. За 25 лет вышло 748 номеров (340 в Тбилиси, 8 в Тебризе, 400 в Баку) [2,с.7]. С точки зрения изучаемой проблемы для нас

важна деятельность журнала в тбилисский период, особенно в 1906-1907 годах. Омар Фаиг Неманзаде был ближайшим помощником Мирзы Джалила Мамедгулузаде в создании и издании журнала «Молла Насреддин». Иллюстрации в журнале печатались красной краской, что тревожило бакинских полицейских, краски были конфискованы и, по словам редактора журнала, «арестованы»[3,с.80]. Несмотря на угрозы, запугивание и цензуру, журнал продолжал издаваться. Мамедгулузаде оставил белыми места с фотографиями или материалами, которые не были разрешены к публикации в журнале цензором, и писал: «По независящим от нас причинам, это место осталось белым» [4,с.81]. Мужественные выступления «Моллы Насреддина» привели к закрытию журнала генерал-губернатором Тифлиса (Тбилиси) 8 июня 1907 года. Однако многочисленные письма протеста и публикации в газетах статей протеста привели к возобновлению выхода журнала после непродолжительного перерыва. 25 июля вышел 23-й номер журнала [5,с.81]. Такое закрытие и повторное открытие журнала наблюдалось и в дальнейшее время. Несмотря на все ограничения и трудности, журнал продолжал действовать до 7 января 1931 года. Представляет интерес и редакция журнала «Молла Насреддин». Так, Дж. Мамедгулузаде, выпустивший первый номер в основном благодаря усилиям Омара Фаига и художника Шмерлинга, впоследствии собрал вокруг журнала самых влиятельных и талантливых писателей [6, с.84]. Мирза Алекпер Сабир Тахирзаде- знаменосец сатирического поэтического фронта, Али Назми прославившийся как активный сторонник «Молла Насреддина» в советское время, Алигулу Гамкусар- другой выдающийся писатель и драматург Абдуррагим бек Хагвердиев, Мёджуз Шабустари, Дж. Джаббарлы, Али Махзун Иравани, Байрамали Хаммал, Сулейман Маликов и другие [7,с.84]. Ни одна литературная школа до или после нее не смогла объединить столько писателей, поэтов и художников одновременно как литературная школа «Моллы Насреддина». Благодаря последовательным и большим усилиям Джалила Мамедгулузаде в начале ХХ века сформировалась армия азербайджанской творческой интеллигенции «Молла Насреддин». Борьба за национальную независимость и свободу - главная цель движения «Молла Насреддин» [8,с.20]. Основным стилистическим направлением молланасреддинизма было обновление, продвижение людей, углубление процессов национального и духовного самосознания. В своей деятельности журнал «Молла Насреддин» отражал демократию и внутренний духовный мир народа. [9,с.23] Джалил Мамедгулузаде своим творчеством сыграл неоценимую роль в национальном пробуждении и национальном возрождении азербайджанского народа. Роль деятельности журнала «Молла Насреддин» и Мирзы Джалила в формировании национального самосознания нашего народа не имеет себе равных [10,с.241]. По этой причине в течение 1996-2011 годов полный текст журнала был напечатан в 8 томах на азербайджанском алфавите с латиницей тиражом 700 экземпляров, с элегантными цветными иллюстрациями . В 2017-2018 годах с учетом растущего спроса журнал «Молла Насреддин» был переиздан в 10 томах. [с.11] Выдающиеся интеллигенты ХХ века во главе с Джалилом Мамедгулузаде собрались вокруг журнала не только для того, чтобы сравнить отсталость азербайджанского общества того времени с прогрессом других народов, но и для того, чтобы выступить в качестве политического комментатора. Так, молланасреддинцы опубликовали «Основы права» султана Абдулхамида, движение «Младотурки», русско-японскую войну, борьбу за свободу в России, отношения и солидарность кавказских и османских армян и т.д. [12] Также были написаны новости и комментарии о событиях. В то же время на страницах этого журнала освещались события 1905-1906 годов, то есть геноцид, совершенный армянами против азербайджанских тюрков. Омар Фаиг Неманзаде, главный автор журнала, подробно описал ряд важных событий в общественно-политической жизни Кавказа, в том числе Османской империи, в своей книге «Воспоминания от Кавказа до Стамбула»[13,с.212]. Автор впервые в своей работе попытался пролить свет на причины армяно-мусульманского (имеется в виду азербайджанских тюрок - Ш.П.) конфликта, произошедшего в Тифлисе (Тбилиси) в 1905-1907 годах. [14,с.4] С этой точки зрения его работа считается очень ценным источником обширного анализа, пропаганды и изучения рассматриваемых событий.

Журнал «Молла Насреддин» опубликовал на своих страницах материалы, полные ценных сведений об армянском характере и доверчивости мусульман. Достаточно упомянуть только об одном из них. Так, в 1906 году в 14-м номере журнала в статье «Проповедь Ахунда и священника» говорилось: «В Иреванской губернии есть село, название которого - Саманлыг. Население села наполовину армяне, наполовину мусульмане. Однажды я ехал верхом в гости к хозяину деревни Рахим-бею. В одном из дворов... Священник встал, поднял правую руку и заговорил... Священник сказал громким голосом: «Чудо, чудо, чудо! (Хайрениг по-армянски). Священник крикнул сельчанам: «У армянского народа есть трое любимых детей в мире .Это родина,нация и языки пока мы можем приносить себя в жертву ради этих трех любимых детей, ни Османские солдаты и курды, ни российские войска и никто другой не смогут причинить вред любимым детям армянского народа». После этих слов священника раздался голос Гурбангулу. Мулла прочитал из книги следующие слова: «Баби-хафтум (глава седьмая). Если человек спит, то благодаря объему сна он не будет страдать от каких-либо проблем и неприятностей в мире ». [15,с.2-3] В этой статье на первый план выходит традиция армянских священников воспитывать людей в духе армянизма и национального шовинизма через церковные речи. В каком-то смысле эти расказы позволяют «Молла Насреддину» простым языком объяснять людям причину массовых убийств, совершенных армянами против мусульман. [16,с.2-3] На красочных страницах «Молла Насреддина» или в мемуарах его основателей мы часто встречаем заявления о том, что армяно-мусульманский конфликт является умышленным разладом на политической основе, а не национально-историческим конфликтом. Омар Фаик, который был

свидетелем тех событий, обращался к людям: «Сатана- правительство находит глупого мусульманина и хитрого армянина, ставит их против друг друга, травит а сам остается в стороне чтобы наблюдать. Подумайте, какая нам польза в этой резне, чего мы ждем, как бы смело мы ни шли вперед, завтра никто нам не даст армянских магазинов, а армянам наших лавок. А в результате мы погибнем напрасно ». Подтверждая этот логический вывод, «Молла Насреддин» написал: «Это большая тайна для меня, что как только начинается армяно-мусульманская война, солдаты правительства входят в такое состояние агонии, что врачи не разрешают им выйти на улицу».[17] «Молла Насреддин», обращаясь простым языком, хочет пробудить сознание нации и призывает помогать соотечественникам в Зангезурском районе Карабаха. «Дорогие мои братья-мусульмане! Наши соотечественники умирают от голода в Зангезуре. На этом я закончу свою речь. Теперь голодные мусульмане в Зангезуре с радостью бегут к вагонам с пшеницей ,но видят, что армяне послали эту пшеницу своим голодным соплеменником. Так что же, мы-хорошие люди, армяне - плохие или... »[18,c.3]. Или в другой статье написано: «какое может быть горе у человека, который не знает Зангезурского района? Разрушен пятый участок Зангезурского района. С самого начала армяно-мусульманского конфликта население этой местности клянчило хлеб и голодало. Сисианский район: и третий, и четвертый участки уже два года не засевают, потому что нет семян ... Поехали за границу. Грязные армяне в июне купили своим голодным братьям сто тысяч бушелей муки в городе Армавир, а в сентябре приготовили ее в Гянджинской области и начали раздавать голодным собратьям. Но в октябре в Баку была создана специальная комиссия по пожертвованиям. Только за апрель в Зангезурский район было отправлено пять-шесть тысяч идолов муки за два маната десять копеек ».[19,c.2] В целом, форма призыва «голодные», была наиболее подходящим языком для пробуждения совести тех, кто читал этот популярный журнал открыто или тайно.

Журнал «Фуюзат» издавался в Баку с 1ноября 1906 года за счет средств Гаджи Зейналабдина Тагиева под редакцией Али бека Гусейнзаде. Этот журнал, состоящий в общей сложности из 32 выпусков и состоящих из 16 страниц каждый, работал одинаково хорошо, благодаря своим языковым и стилистическим качествам сыграл прогрессивную роль в истории нашего литературного языка. [20,c.8] Вокруг журнала «Фуюзат» собрались такие писатели, какМамед Хади, Гусейн Джавид, Ахунд Юсиф Зия Талибзаде, Абдулла Шаиг, Мамедамин Расулзаде, Абдулла Сур, Ахмед Камаль, Ахмед Раиг, Аббас Саххат, Тофик Фuкреm.[21,c.134]

Редакция «Фуюзат», которая позиционировалась как «литературный, научный, политический, общественный, творческий еженедельный турецко-исламский журнал», располагалась на улице Николаевская и принадлежала Гаджи Зейналабдину Тагиеву. Али бек Гусейнзаде в своей статье «Хаят и мейли- Фуюзат» (Жизнь и склонность-Фуюзат) отметил, что настоящее значение слова «Фуюзат» -«счастье и особенно счастье-духовность, состоящая из настоящих духовных ценносmей»[22,c.134]. Как видно из статьи «Иджмал» (Обзор), опубликованной в первом номере журнала, этот журнал, освещающий общественно-политические события, также предоставляла информацию о политической ситуации в Европе, Иране, Османской империи и на Кавказе. Как видно из опубликованных им статей из первого номера, «Фуюзат» не только издавался как литературный орган, но и выражал политическое отношение к процессам, происходящим в мире. Абдулла Шаиг охарактеризовал «Фуюзат» как «самое великолепное средство массовой информации, которое когда-либо видели в исламском мире» [23,c.134-135]. «Фуюзат» в 1907 году со своей последней статьей «Занавес опускается» попрощался с читателями, сказав: «До свидания!». Он покинул мир прессы со следующим заявлением на обложке последнего номера: «Выпуск «Фуюзата» с сегодняшнего дня будет временно приостановлен».^,^^]

Что отличало «Фуюзат» от СМИ, работавших в 1905-1907 годах? Четкий и развернутый ответ на этот вопрос мы находим на примере статей, опубликованных в отдельных номерах журнала. В первом номере журнала был изображон премьер-министр Османской империи Мидхат-паша, который впервые провозгласил конституцию в 1876 году .Этим самым Али бей Гусейнзаде выразил стремление тюркского народа «к закону». В том же номере он писал о конституции, что «все надежды на справедливость и процветание, такие как свобода, индивидуальность, теология, совесть, общество и политическое счастье, которые являются источниками всякого рода благодати и процветания зависят от этого слова -Закон".[25] В целом мнение редактора журнала Али бея Гусейнзаде в газете «Хаят», которое считается первым зародышем идеи национальной независимости, можно считать главным тезисом для восстановления традиций государственности и началом пути к независимости. Так, он писал Алимардан бею Топчубашову, Асадулла бею Мурадханову и его родственнику Мамед Таги Алиеву: «Мы кавказцы. Мы должны требовать автономию для жителей Кавказа, которая необходима для того, чтобы иметь возможность самостоятельно управлять своим государством . Мы мусульмане: просите то что по нашему убеждению, вам нужно для нашей свободы совести. Мы турки: внимательно относитесь к устранению всевозможных преград и стен, которые препятствуют развитию нашего языка ».[26,c.53-54] В дальнейшем он развил эту идею в«Фуюзат», редактором которого он был. Не случайно «Фуюзат» был не литературным сборником, а органом печати, который защищал и продвигал единство тюркских народов, их единство вокруг национальной идеологии и их политические права. Поэтому турки, проживающие в разных географических регионах, с радостью встретили первый номер и отправили в редакцию свои пожелания. Например, Гасан Сабри Айвазов из Татарстана написал в своей статье «Впечатления от заката «Хаят» и «Фуюзат»: «Остается ли Кавказ благословенным и мудрым в то время,

когда мой народ сегодня, наверное, на все сто градусов невежественен.На Кавказе открылась первая исламская типография среди российских мусульман, «Экинчи» и «Кэшкюл» - это дети Кавказа, герои Кавказа» [27,с.26]. Этот журнал, собравший вокруг себя литературные и политические силы того времени, стал ведущей силой в процессе национального самосознания в начале XX века и сумел создать литературное и политическое движение под названием «фуюзатинцы». Основная цель этого движения заключалась в борьбе против гнета и рабства царизма и в развитии идеологии туранизма, который считается духовным единством тюркских народов. Таким образом, основным желанием фуюзатинцев было добиться пробуждения и развития национального самосознания тюркских народов, борющихся за свою национальную независимость, в направлении «тюркизации, исламизации, европеизации».

Фуюзатизм также был продвижением романтизма в литературе, общего турецкого языка, общей литературной языковой политики, исламизма, идеологии тюркизма против персинизации и русификации в национальных вопросах. Али бей Гусейн-заде научно и теоретически обосновывает эту идеологию в журнале "Турани". А. Гусейн-заде публиковал статьи за подписями «Шаир Наим», «Дели Шаир» в таких органах печати, как «Фуюзат»,«Хаят»[28,с.136-137]. Правящие силы царизма в Азербайджане, пытаясь помешать пропаганде национальных вопросов в прессе, опасались идеологической и политической направленности журнала. Потому что идеолог сборника А. Гусейн-заде выдвинул программу «Прогресс навстречу Союзу», открывшую новую страницу в истории общественно-политической мысли тюркских народов[29,с.137]. Али бей Гусейн-заде считал эту программу наиболее правильным и полезным способом в вопросе свободы колонизированных тюркских народов. Три слова (просвещение, единство и свобода), которые он представил в 1904-1907 годах, и легли в основу программы, были упрощенным выражением великих политических истин. По его словам, «настоящее спасение - в этих трех силах».[30.] Под именем просвещения Али бек Гусейн-заде считал, что через тюркизацию национальное «я», через исламизацию, достигнет исламского возрождения, европеизации через синтез западной и восточной культур. [31] Это, в свою очередь, сформировало бы национальное сознание тюркских народов в борьбе за союз тюрков. Его цель свободы была как национальной, так и универсальной, и была сосредоточена на прославлении экономических и политических дел. По этой причине он писал, что экономическая и политическая ситуация настолько тесно связаны, что невозможно представить процветание экономики без политики и прогрес политики без экономики. Следовательно, борьба за экономическую и политическую свободу - это два аспекта одной и той же борьбы. Объединив «свободу и просвещение» , Али бей Гусейн-заде показал свою политическую позицию по этому вопросу. Потому что он был сторонником эволюции, развития и прогресса . [32,с.138-139] Во 2-м номере «Фуюзат» в статье «Взгляд на мир событий» он видел пути свободы тюркских народов в эволюции[33]. Единственный выход он видел в благополучии нации и в борьбе за экономическую и политическую свободу.[34] Как носитель этой идеи, А. Гусейн-заде подвергался давлению, его обвиняли в том, что он «в разгаре революции» отговаривает людей от борьбы.[35] А. Гусейн-заде, несмотря на эти нападки ,продолжал печатать статьи, объясняя свои мысли следующим образом:[36] «Кто сказал,что надо быть нейтральным? Нет! Никогда! Нейтралитет - это оставаться под ногами. Вода боится стоять на месте и разбегается, вода должна течь, как река, и иметь возможность наслаждаться свободой ».

«Фуюзат» создал хронику национального прогресса, организовав единство языка и религии тюркских народов, усвоив научные новинки Европы. Несмотря на все угрозы и давление, идея «Фуюзата» распространилась в обществе. Сборник «Фуюзат» до 30-х годов ХХ века высоко ценился такими великими писателями, как Джалил Мамедгулузаде, М.Хади, А.Шаиг, М.С.Ордубади. Однако с 1930-х по 1990-е годы он представлялся как «реакционный орган печати» в научных исследованиях и публицистических статьях по истории нашей прессы и литературы. [37] Помимо этих журналов, СМИ того времени были журналы «Бахлул» (1907, 19 мая) и «Азербайджан» (1906-1907), издававшиеся под влиянием журнала «Молла Насреддин». Наряду с этими журналами существовали журналы «Дабистан» (1906-1908) и «Рахбар» (1906), которые были посвящены развитию науки и образования а также включали революционно-демократические идеи, хотя и предназначались в первую очередь для детей, родителей и учителей.19 мая 1907 года публицист Алескер Алиев начал издавать сатирический журнал «Бахлул». Редактор журнала Алескер Алиев в 1898 году учился в русско-татарской школе в Баку, а затем работал учеником в типографии «Каспи». Он был одним из ближайших участников революционного движения в Баку и даже в 1902-1903 годах особенно активно издавал ряд большевистских листовок. Журнал «Бахлул» - жизнь сборника была очень короткой. «Бахлул» был запущен как сатирический журнал 19 мая 1907 года. Журнал был издан в Баку Алескером Алиевым, в соавторстве с Сейидом Хусейном. «Бахлул как, Молла Насреддин» был также назван в честь Бахлул Дананды, известного своим юмором. «Бахлул» обладал богатым литературным и художественным оформлением, публикуя на своих страницах ряд статей и картинок, выражающих симпатию к «Молле Насреддину». Журнал "Бахлул" занимает особое место в журналистской деятельности Алескера Алиева. Продолжительность жизни журнала составила всего 6 месяцев, и было опубликовано 9 номеров. Издание "Бахлул" было прекращено 4 ноября 1907 года, после 9-го номера "За злые советы". Потому что на страницах журнала широко освещалась революционная борьба трудящихся в 1905-1907 гг. Алескер Алиев также был одним из участников июльской забастовки 1903 года в Баку. Журнал «Бахлул» играет важную роль в журналистской деятельности А.Алиева. Журнал просуществовал недолго - 6 месяцев, вышло всего 9 номеров. Несмотря на свою недолгую жизнь, он внес

большой вклад в освещение важных вопросов того времени и борьбу за просвещение народа. «Бахлул» отражает революционные события, объединение рабочих и крестьян, поднимает вопрос о политической борьбе рабочих, высоко оценивает деятельность Социал-демократической рабочей партии «Гуммаm».[41,c.96-97] В журнале недостатки государственного управления, события, связанные с национальным пробуждением в Иране и Турции, также были переданы читателю простым народным языком в сатирическом стиле. Непосредственное участие в журнале принимали такие авторы, как А.Алиев («Бахлул»), А.Рази («Дудук»), М.Х.Зейналов («Дердманд»). Журнал «Бахлул» издавался до 4 ноября 1907 года. После последнего 9-го номера издания журнал был закрыт «за отрицательное влияние на общество .»[42,c.68]

Одним из продолжителей «Моллы Насреддина» был сатирический журнал «Азербайджан». Первый номер журнала вышел 6 декабря 1906 г. и издавался 9 месяцев. Издание и деятельность этого журнала напрямую связаны с именем Саттархана. Этот журнал просуществовал до сентября 1907 года и назывался «Молла Насреддин» южного Азербайджана. Журнал по стилю и демократичным взглядам напоминал «Молла Насреддина». Даже в первом номере журнала был изображен Хаджи Баба, представляющий Иранский Азербайджан, и дано изображение Моллы Насреддина, с улыбающимися глазами.[43,а94-95]

Журнал «Азербайджан» часто публиковал статьи и фотографии из «Моллы Насреддина» в соответствии с карикатурами и материалами. Прозаические рубрики журнала, а также новости, телеграммы и т.д. В его произведениях чувствовалось сильное влияние авторов «Молла Насреддuна»[44,c.95]. По мере расширения революции под руководством Саттархана на страницах журнала «Азербайджан» публиковались все более обширные статьи. По этой причине, когда в августе-сентябре 1907 года революция была в большой опасности, журнал оказался в тяжелом положении. Он был закрыт в сентябре 1907 г. после 21-го номера. Несмотря на недолгий срок существования, журнал «Азербайджан» имеет большое значение для анализа социально-экономических и политических процессов на юге Азербайджана. Другим средством массовой информации того времени, как мы уже отмечали, был журнал «Рахбар». Первый номер этого журнала вышел 24 сентября 1906 года. Редактором был Махмудбек Махмудбеков. После окончания Горийской семинарии в 1883 году Махмудбеков несколько лет проработал учителем в Барде, Тертере и Шемахе, а в 1890 году переехал в Баку и преподавал до конца своей жизни (1923). [45.] В основной статье первого номера журнала рассказывается о будущем. Журнал, уделяющий особое внимание развитию науки и образования, писал: «Раньше сильной нацией была та нация которая была лучше вооружена и силой оружия поработила другую слабую нацию. Но теперь господство одной нации над другой осуществляется не силой оружия а школой, литературой, наукой, обществом и другими духовными силами ».[46] «Наша цель - сделать все возможное, чтобы обеспечить регулярность наших школ, прогресс нашей нации в области жизни, науки и образования, а также осведомленность о национальной литературе», - говорится в журнале». [47] Несмотря на то, что вышло всего 5 номеров журнала (4 в 1906 г., 1 в 1907 г.), на его страницах поднимался ряд социально-политических вопросов.[48,а21] В своей публицистической статье «Что нам нужно» М. Махмудбеков попытался дать картину возрождения и пробуждения, произошедшего в Азербайджане после революционных событий 1905 года, и прокомментировал предстоящие задачи. [49] Журнал «Дабистан», действовавший с 16 апреля 1906 года по 1 марта 1908 года, ранее издавался в Баку под руководством и редакцией Али Искендера Джафарзаде и Мамедгасан бея. Несмотря на двухлетний период, в 1906 году вышло 18 номеров, в 1907 году - 7, а в 1908 году - только 2. Причина закрытия журнала - финансовые трудности. Журнал «Дабистан» - это турецкий журнал для студентов, выходящий два раза в неделю, который служит прогрессу и развитию нации. [50] Журналы «Молла Насреддин» и «Фуюзат», другие журналы часто сталкивались с финансовыми проблемами, что, в свою очередь, приводило к их закрытию. В некоторых случаях их деятельность прекращалась. Следует отметить, что авторы журналов, издававшихся в 1905-1907 годах, с целью просвещения нации, видели выход из ее разрушения, главным образом, в просвещении. Они искали причину бедствий, постигших людей, в невежестве, в незнании своих национальных и моральных ценностей и в том, что они не принадлежали им.

Литература

1. Алиев Гейдар Алирза оглу. Высокий литературный долг и литературная практика (составитель В. Гулиев). Баку: Озан, 1999

2.. Али бей Гусейнзаде. Заключенные Бакинского округа. Газета «Жизнь», 1906, № 119.

3. Айвазов, Гасан Сабри. «Фуюзат», №1

4. Азер Туран. Али бей Гусейнзаде. М .Салам пресс, 2008.

5. Аширли (Велиев) Акиф Абдулазим оглу. История азербайджанской печати (1875-1920). Баку: Наука и образование, 2009

6.Велиев Шамиль Гияс оглу. Литературная школа Фуюзат. Баку: Эльм, 1999

7. Гусейнзаде А. Газета "Хаят", 1906, №142

8. Гусейнзаде. «Фуюзат», №3

9. Гусейнзаде. Взгляд на мир событий. «Фуюзат», №2

10. Джафаров Талех. События 1905-1906 годов в Тбилиси (Грузия) глазами Омара Фаига Неманзаде / Народная газета. - 2010. - 14 марта.

11.Йигитоглу Назмия. Армяно-мусульманский конфликт и его причины в журнале «Молла Насреддин» / 12.05.2019 - modem.az/az/news/200512 (использовалась архивная версия 15.10.2020)

12. Мамедзаде М. Азербайджанская турецкая пресса: наша пресса с 1875 по 1921 год. Баку: Издание отдела полиграфа Азербайджанского Национального Экономического Совета, 1922

13.Мамедзаде Низами, Камалоглу Махмуд. Азербайджанские журналисты Грузии, Тбилиси, 2015,

14. Гасанова Садакат. Журнал «Фуюзат» и языковые проблемы. Баку: Эльм, 2006.

15. Шахвердиев А.Б. История азербайджанской прессы. Баку: Образование, 2008,

16. Азербайджанская турецкая пресса [Текст] / М. Мамедзаде; изд. Ч. Мамедли; рецензент. Х. Велиев, М. Мехтиев; Перевод с арабского алфавита, автор предисловий, словарей и заметок: А. Байрамоглу. Баку: [Бакинский университет], 2004

17. Газета «Иршад», 20 апреля 1906 г.

18. Энциклопедия Джалила Мамедгулузаде. Баку: Восток-Запад

19. Журнал "Молла Насреддин". 8 июля 1907 г., №25

20.Молла Насреддин [Текст]: сатирический журнал: в десяти томах (1906-1931) (1906-1907) / под ред., [Предисловие] И. Габиббейли, Т. Керимли;. Главный редактор. Г. Джафарова- Баку: Восток-Запад, 2017.

21. «Молла Насреддин». 24 марта 1907 г.№12

22. Проповедь Ахунда и священника. Журнал "Молла Насреддин", 1906 г., 7 июля, №14

23. Путеводитель, 1906, №1.

24. Фахри Валехоглу. Резня 1905 года против азербайджанцев в тбилисской губернии. Баку, 2013.

25. Фуюзат (1906-1907).. Редакторы: Бекир Набиев, Теймур Керимли. Баку: Чашиоглу, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.