Научная статья на тему 'Роль М. Э. Расулзаде и приверженцем «Муллы Насреддина» в распространении идей гуманизма в Азербайджане в начале XX века'

Роль М. Э. Расулзаде и приверженцем «Муллы Насреддина» в распространении идей гуманизма в Азербайджане в начале XX века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЕРЖЕНЦЫ "МОЛЛА НАСРЕДИННА" / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И РЕЛИГИЯ / ПРОГРЕССИВИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОСВЕТИТЕЛИ / PREREQUISITES "MOLLA NASREDINN" / PEDAGOGICAL EXAMPLE AND RELIGIOSITY / PROGRESSIVEISM / HUMANISTIC IDEOLOGY / EDUCATIONAL-PEDAGOGICAL COMMUNITY / PROSELYTIZERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Набиева Гюльяняг Махир Кызы

В статье рассматривается научно-исследовательская работа М. Э. Расулзаде и приверженцем «Муллы Насреддина». Мы постарались раскрыть идеологические взгляды великих просветителей начала XX в. М. Э. Расулзаде, Дж. Мамедкулизаде, М. А. Сабира, О. Ф. Неманзаде. В написании статьи мы воспользовались историческими фактами журнала «Молла Насреддин». В статье говорится, что демократическая идеологическая интеллигенция и пресса Азербайджана начала XX века с энтузиазмом продвигали идеи гуманизма. Были обнаружены результаты идеологического движения приверженцев гуманистических идей. Одной из важных идей, которые они пропагандировали, было воспитание гуманизма любовь, уважение, сострадание, помощь всем нуждающимся. Великие просветители понимают и продвигают идею о том, что невозможно достичь национального развития и счастья без создания гуманистического общества. Чтобы мобилизовать людей в современное общество, необходимо было воспитать в них гуманистический дух. И за это стоило бороться. Они боролись, доказывая обществу, что невежество это ест тьма и насилие. Они хорошо понимали, что одной из важнейших предпосылок построения демократического общества и достижения ее национального процветания, является достижение человечности в социальной среде. Невозможно создать гуманное и прогрессивное общество без общей любви граждан.There are no translations available. E Mullah Nasreddin and Rasul. Let's start with the ideologically motivated prospectors in the beginning of XX c. M. E Rasulzade, J.Mamedkulizadeh, M. A. Sabira, O. F. Nemantzadeh. In the article published in the magazine "Molla Nasreddin". In the beginning of the democratic ideological intellectuals and press of Azerbaijan began XX century with the enthusiasm of the ideology of humanism. The culmination of an ideological revolution is the humanistic ideology of the primitive twins. Oddly enough, the translation is propagandized, so is the humanism of love love, humor, compilation, and understanding. The bounty bearers hunt and give up the idea, so that there is an unnatural friendship and the illusion of humanity. To mobilize people in the modern world, do not let go of the humanistic spirit. And let's have a good time. It is welldocumented, docile, and even inevitable. Its a few ponies, too, from the simple preoccupation of the democracies and the inclination of social justice. Inevitably create a humane and progressive state of affairs without citizenship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль М. Э. Расулзаде и приверженцем «Муллы Насреддина» в распространении идей гуманизма в Азербайджане в начале XX века»

их друг другу. Цель - по словесным подсказкам разместить все изображения в логическом порядке.

Это увлекательное тимбилдинг упражнение не только учит решать общую проблему, но и позволяет выделиться лидерам, способным взять под контроль выполнение задачи. Соль и перец (15 минут) Соль и перец отлично подходит для разогрева, в качестве короткой и энергичной игры. Данная игра проста в освоении и допускает участие от 10 до 40 человек одновременно (в идеале участники должны быть пронумерованы).

Ведущий готовит пары подходящих картинок: Инь и Янь, Микки и Минни Маус, свет и тень, мужчина и женщина, соль и перец. Изображения прикрепляют на спины участников, чтобы те их не видели. Когда игра начинается, участники ходят вокруг и задают друг другу вопросы, чтобы выяснить название предмета на собственной спине и найти свою пару.

Плюсы тимбилдинга:

•получение студентами психологической разгрузки;

•достижение сплоченности коллектива; •поднятие командного духа; •создание атмосферы взаимной поддержки и взаимовыручки между студентами.

Тимбилдинг нередко путают с корпоративами и другими совместными мероприятиями. Но между ними очень большая разница. Командообразование потому так и называется, что цель его - не просто подружить между собой студентов, а получить синергию - соединить их навыки и способности для достижения нового, более высокого результата.

Список литературы:

1.Что такое человек с ограниченными возможностями. - Режим доступа URL: https://www.kakprosto.ru/kak-250819-chto-takoe-chelovek-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 22.12.19)

2.Основные проблемы людей с ограниченными возможностями. - Режим доступа URL:

https://studwood.ru/624387/sotsiologiya/osnovnye_pr oblemy_lyudey_ogranichen ymi_vozmozhnostyami (дата обращения: 22.12.19)

З.Примеры тимбилдинга: приемы

командообразования, которые стоит взять на вооружение. - Режим доступа URL: https ://practicum-group. com/blogs/primery -timbildinga/ (дата обращения: 22.12.19)

РОЛЬ М.Э.РАСУЛЗАДЕ И ПРИВЕРЖЕНЦЕМ «МУЛЛЫ НАСРЕДДИНА» В

РАСПРОСТРАНЕНИИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.5.70.557 Набиева Гюльяняг Махир кызы

Азербайджанский Государственный Педагогичексий Университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается научно-исследовательская работа М. Э. Расулзаде и приверженцем «Муллы Насреддина». Мы постарались раскрыть идеологические взгляды великих просветителей начала XX в. М. Э. Расулзаде, Дж. Мамедкулизаде, М. А. Сабира, О. Ф. Неманзаде. В написании статьи мы воспользовались историческими фактами журнала «Молла Насреддин». В статье говорится, что демократическая идеологическая интеллигенция и пресса Азербайджана начала XX века с энтузиазмом продвигали идеи гуманизма. Были обнаружены результаты идеологического движения приверженцев гуманистических идей. Одной из важных идей, которые они пропагандировали, было воспитание гуманизма - любовь, уважение, сострадание, помощь всем нуждающимся. Великие просветители понимают и продвигают идею о том, что невозможно достичь национального развития и счастья без создания гуманистического общества. Чтобы мобилизовать людей в современное общество, необходимо было воспитать в них гуманистический дух. И за это стоило бороться. Они боролись, доказывая обществу, что невежество это ест тьма и насилие. Они хорошо понимали, что одной из важнейших предпосылок построения демократического общества и достижения ее национального процветания, является достижение человечности в социальной среде. Невозможно создать гуманное и прогрессивное общество без общей любви граждан.

SUMMURY

There are no translations available. E Mullah Nasreddin and Rasul. Let's start with the ideologically motivated prospectors in the beginning of XX c. M. E Rasulzade, J.Mamedkulizadeh, M. A. Sabira, O. F. Nemantzadeh. In the article published in the magazine "Molla Nasreddin". In the beginning of the democratic ideological intellectuals and press of Azerbaijan began XX century with the enthusiasm of the ideology of humanism. The culmination of an ideological revolution is the humanistic ideology of the primitive twins. Oddly enough, the translation is propagandized, so is the humanism of love - love, humor, compilation, and understanding. The bounty bearers hunt and give up the idea, so that there is an unnatural friendship and the illusion of humanity. To mobilize people in the modern world, do not let go of the humanistic spirit. And let's have a good time. It is well-documented, docile, and even inevitable. Its a few ponies, too, from the simple preoccupation of the democracies and the inclination of social justice. Inevitably create a humane and progressive state of affairs without citizenship.

Ключевые слова: приверженцы «Молла Насрединна», педагогическая мысль и религия, прогрессивизм, гуманистические идеи, научно-педагогическое общество, просветители.

Key words: Prerequisites "Molla Nasredinn", pedagogical example and religiosity, progressiveism, humanistic ideology, educational-pedagogical community, proselytizers.

Мамед Эмин Расулзаде является нашей гордостью, гордостью всего Азербайджана. Он, как государственный, политический, общественный деятель, журналист и драматург, председатель Национального Совета Азербайджанской Республики в 1918г., чье высказывание «Единожды вознесенному знамени вовек не пасть!» стало лозунгом национального движения в Азербайджане в начале ХХ в. Патриотичный и с высшими гуманистическими взглядами по отношению ко всем народам и нациям Мамед Эмин Расулзаде в своих произведениях и в статьях раскрывал актуальные проблемы сущности и причины национальных конфликтов и их последствия. «Перевал» [9, 23 стр. газета «Приглашение», 20 июля 1906 г.], «Помощь нашей участи» [9, 19-21 стр. газета «Дават- гоч», 19 июля 1906 г.], «Последствия работы сатаны» [9, 71-73 стр., газета «Эволюция», 1906 г., 16 декабря], «Национальность и торговля» [9, 85-87стр., газета «Эволюция», 30 декабря 1906 г.], «Немного об армянском вопросе» (10, 190-195 стр., газета «Икбал», 1913 г., 9 июня), «Бахадур и Сона» [10, 180-285стр., газета «Икбал», 1913 г., 8, 13, 22, 29 декабря], «Аслы и Керем» [10, стр. 306-309 газета «Икбал», 1914 г., 3 февраля], «Вокруг армянского вопроса» [10, 254-427 стр., газета «Икбал», 1914 г., 10 ноября], «Соседские отношения перед лицом исторических событий» [10, 44-47 стр., газета «Икбал», 1915 г., 14 января] и другие его произведения могут быть объектом в написании статьи. В статьях и в произведениях очень часто упоминаются армяно-мусульманская вражда, массовые убийства азербайджанцев и столкновения с армянами. Автор, который называет это «работой дьявола», говорит, что этот дьявол не абстрактная сила, а политики империи и просветители армянские просветители. Великий идеолог М. Э. Расулзаде указывает на то, что «дьявол» сжигает все человечество, все чувства, присуще человеку -любовь, мир, дружбу. И это конфликтная ситуация всех народов и наций на всем Кавказе. Разумеется, проблема и ее интерпретация, поставленная в статьях А. Гусейнзаде, А. Агаевым и другими совпадает с изложениями в статьях наших просветителей на одну и ту же тему.

Статья М. Э. Расулзаде «Два вопроса, которые необходимо решить» [10, 512-514 стр., газета «Икбал», 1914 г., 22 декабря] была написана во время I мировой войны. Вот две важные детали гуманизма. Первый заключается в оказании помощи беженцам, которые были перемещены во время войны и второе - захоронение мусульманских солдат, погибших на войне в соответствии с исламским компетенциям. Эти два аспекта выделяются «гуманными» в статье. Отмечается, что в начале войны христианские организации, некоторые благотворительные и

правительственные учреждения оказывали помощь только лишь армянским беженцам. Фактически это было уже религиозное неравенство между народами, если точнее быть - бесчеловечность, не совершенный гуманность по отношению к национализму. В последнее время были дискуссии и о том, чтобы предпринять некоторые положительные шаги для исправления этой ошибки. В определенных достоверных источниках сообщается, что помощь должна оказываться не только армянским беженцам, но и таким беженцам, как мусульмане, молокане (религиозное движение с единым корнем, но с большими религиозными различиями), шамлу и румлу (тюркские огузские кочевые племена, принявшие Ислам). Такое начинание можно считать гуманистической деятельностью, приносящую огромную пользу всему человечеству. Правда заключается в том, что ко всем людям, пострадавшим от войны конфликтов, должно быть толерантное отношение, т.е. независимо от их религии, расы или национальности должна быть оказана вся возможная помощь и содействие. Это моральный долг человеческого бытия. В статьях, как «По случаю конфликта» [11, 61-63 стр., газета «Икбал», 1915, 23 января], «День брата» [11, 155-156 стр., «Ени Икбал», 1915 г., 6 мая], «Сегодня» [11, 157 стр., «Ени Икбал, 1915 г., 6 Мая] и в статьях также обсуждаются отношения к беженцам.

Второй аспект, о котором мы говорили - это захоронение мусульманских солдат в соответствии с правилами шариата, которые погибли на «поле битвы». Многоуважаемый автор пишет, что мусульманские солдаты, которые были убиты на линии фронта под командованием русской кавказской армии на Кавказском фронте, похоронены по исламским правилам. Все похоронные затраты велись под русским командованием. Это гуманный поступок, демонстрирующий уважение к мертвым и их религиозным правилам, но факт, что за этим стоит определенный политический и военный мотив, другой вопрос. Однако мулле (мусульманский священник) платят 15 рублей за каждое событие. Учитывая сумму, это огромные затраты и увидев увеличение стоимости русское командование может прекратить эту деятельность. Принимая это во внимание, М. А. Расулзаде советует Кавказскому командованию, что будет логичнее, хотя и временно, можно привлечь мулл и выплатить им зарплату, продолжая эту деятельность до конца войны. Такой подход значительно снизит стоимость захоронения. Великий мыслитель утверждал, что если есть потребность в гуманистическом поведении в гражданской мирной жизни, значит, есть потребность и в военной жизни.

Конечно, мы можем встретить достаточно богатые и насыщенные идеи и в работе М. Э. Расулзаде относительно деталей и системы гуманистических отношений в обществе. Подробное объяснение и описание всего этого означает увеличение объема исследований до ненужного уровня, а также мы не хотим повторять идеи просветителей, анализируя работы и взгляды других авторов. Но мы обязательно должны раскрыть проблему, которая представляет для нас особый интерес. Это взгляды и объяснение великого идеолога о создании целого гуманистического и демократического общества. По его мнению, как можно создать такое общество и как определить его самые важные аспекты? Как должны быть заложены его политические, экономические, социологические, моральные и правовые основы?

Автор принимает во внимание взгляды на демократию Западных стран и Японии, но советует им учиться на своем опыте. В первую очередь, он считает необходимым изменить способ политического управления, режим государства и власти.

Взгляды автора на Иран в основном отражены в таких статьях, как в «Иранских делах» и «Иранских письмах» [10, 293-447 стр., многочисленные статьи из этой серии были опубликованы в газете «Таракги» в Баку с 15 января 1909 года по 16 августа 1909 года]. «Состояние и нестабильность И рана» [10, 18-23 стр. Irani-Nou, 8 ноября 1909 г.], «Историческая революция Ирана» [10, 151-156 стр., газета «Сабилюррешад (Sabilurreshad) 1912, 17, 24, 31 октября, 7 ноября, 12 декабря] «Немного об Иранском настроении» [11, 121-125 стр., газета «Икбал», 1915 г., 14 апреля], «Иранский кризис» [9, 128-133 стр., газета «Икбал», 16 апреля 1915 г.], « Иран в восстании» [10, 236-238 стр. «Открытое слово», 1915 г., 19 ноября]. Но количество статей о социально-политическом и административном режиме Российской империи значительно больше. Именно по этой причине многие статьи, опубликованные в первые десятилетия XX в. были опубликованы в различных средствах массовой информации. В последнее десятилетие передовым ученым Ширмамедом Гусейновым была издана пятитомная книга со статьями М. Э. Расулзаде [2].

Сравнивая и анализируя государственные режимы, методы политического и административного управления в Российской империи и Иране, М.А. Расулзаде показывает, что оба они имеют серьезные сходства. Потому что в обоих случаях царит абсолютная монархии, т.е. неограниченная власть монарха. Монарх решает все своих интересах. Он является единственным основателем политических, экономических, правовых, административных, а также культурных всех прав, законов и правил. При таком режиме невозможно создать гуманистическое общество на государственном уровне. При таком режиме свобода, равенство и взаимоуважение всех членов общества является мечтой. Таким образом, чтобы

создать гуманистическое общество, необходимо изменить абсолютную монархию и авторитарное правление. Это режим следует заменить новой, наиболее благоприятной системой национального государства и ее властью. Сделать республикой, демократически избранной народом.

Кроме всего этого, М. Э. Расулзаде обращает внимание на еще одну озабоченность внутри самой Российской империи. Он указывает, что в империи существуют разные религии, народы и национальности. Но к нашему глубокому сожалению, на государственном уровне существует разница между людьми представителями разных религий,

национальностей и народов. Мусульмане и иудеи считаются гражданами «второго сорта». Они лишены многих прав в ряде областей. Конечно, это означает, что ворота создания гуманистического общества закрыты на уровне власти. Однако опыт последних веков показывает, что даже в многонациональных странах каждый может жить в свободном, равноправном и процветающем гуманистическом обществе, управляемом демократическими устоями и законами. М. Э. Расулзаде в статье «Национальность и человечество» [11, 202-204 стр., «Открытое слово», октябрь 1915 г., 21 октября] показывает, как пример, такие страны, как Англия, Америка и Швейцария. Великий идеолог разъясняя, что такое единство, свобода и равенство делают страну еще сильнее, мыслитель также проясняет условия, которые делают это возможным: ««Это возможно только тогда, когда каждая нация чувствует себя в государстве, как дома. Основа государства состоит в том, чтобы позволить всем нациям быть построенными на равенстве и свободе».

Равенство и свобода разных народов и наций объединяется в форме единой политической нации. Жестокость, терпение и несправедливость отделяют членов государства друг от друга. Разногласия, нарушение морали и многочисленные жертвы приводят к ослаблению государства [11, 203 стр.]. Далее идеолог заявляет, что с этой точки зрения угнетение одной нации другой создает некую травму в «теле» государства, которая постепенно распространяется и разрушает все ее «тело». Основатель понятия «модернизоваться, встать на истинный путь (принять Ислам)» А. Гусейн-заде, а потом последовавший за этой идеологией М. Э. Расулзаде и другие просветители видели необходимость создания гуманистического государства европейского типа. Одним из важнейших шагов, которое необходимо было принять для реализации этой идеологии, нужно было следовать идее «модернизоваться, встать на истинный путь (принять Ислам)». Слова главы нации никогда не потеряют своего значения «Свобода народу, независимость народам!». По сути, девиз является гуманитарной службой в национальном уровне и на человеческом масштабе.

Как и М. Э. Расулзаде, Джалил Мамедкулизаде (1866-1932гг.) фокусируется на изображениях бесчеловечной, жалкой социальной среды,

созданной монархией, государственностью и политическим управлением в Иране и Российской империи. Являясь издателем и редактором журнала «Мулла Насреддин», Дж. Мамедкулизаде публиковал статьи об иранской жизни в дополнение к Российской империи. В других источниках СМИ тоже имеются статьи и фельетоны на данную тему. М. Э. Расулзаде, Дж. Мамедкулизаде для описания и доведения своих статьей до читателя использовали разные методы и приемы. Первый текст был доведен до читателя с помощью политических, правовых и социологических обобщений, а второй - с юмором и сарказмом в отношении конкретных жизненных событий, конкретных фактов и их деталей. Это, конечно, было связано с тем, что первый был социологом и политиком, а второй - писателем. Фельетоны под названием «Иранцы» [4, 70-71 стр.,1906 г., .№26], «Где деньги иранских рабочих?» [4, 71-74 стр., 1906 г., № 27], «Письмо в консульство Ирана в Батуме» [4, 24-26 стр., 1906 г., № 39] и т. д. затрагивают различные детали бесчеловечных актов в иранской общественной среде. «Обездоленные» [газета «Кавказский рабочий листок», 1905 г., 24 ноября], «Благословение» [газета «Кавказский рабочий листок», 9 декабря 1905 г.], опубликованные в «Молла Насреддин» Дж. Мамедкулизаде знал, что на него заложена ответственность за его народ на пути просветления. «Не нашел ничего, чтобы поесть на родине». Это говорит о судьбе «отчаявшихся детей Ирана», то есть тех, кто работает на Кавказе ради хлеба выходцы из Ирана, кто отказался от голода и нужд, стал «процветающим» и не имеет человеческих отношений. Автор указывает, что сотни тысяч таких бедных людей находятся по другую сторону реки Араза. Даже если у них будет хороший день, их будет немного. Античеловеческий, отвратительный, деспотичный, кровожадный характер и действия иранских властей являются причиной процветания бесчеловечного общества, нужд и страданий. Эти люди обращаются к Кавказу с надеждой на то, что хорошие дни и для них наступит. Но, к сожалению, они видят ту же сцену: « По дороге босиком, пешком, он думает, что, нет принцев, ханов и нечестных мечей со складами». Нет собственников, домовладельцев и арендатора. Он думает, что мы будем любить его, не будем угнетать и причинять ему боль. Иранский рабочий надеется на наши законы и нормативные акты, думает, он сможет защитить себя от притеснения работодателя...» [6, 24 стр.]. К сожалению, иранский рабочий приезжает на Кавказ и видит такие же притеснения, страдания и беззаконие. Таким образом, и Иран, и Россия должны избавиться от жестокого, унизительного рабства и несправедливого политического контроля в государстве. Без этого невозможно создать общество, основанное на человечности и любви.

Дж. Мамедкулизаде критикует

псевдогуманизм в фельетоне «Мастера искусства» [5, 226-227 стр., газета «Молла Насреддин», 1921 г.,

№ 1]. Основное внимание фельетона уделяется тому факту, что многие люди кажутся сострадательными, заботливыми и добрыми. Они обеспокоены и хотят протянуть руку помощи. На самом деле это антирелигиозный и мошеннический характер по отношению к человеку. Такие разговоры о милосердии, человечности и доброте не более чем издевательство, хвастовство и самовосхваление. Писатель называет их мастерами юмора и издевается. В фельетоне «Мастера искусства» над этими персонажами писатель издевается и называет их мастерами юмора. Так поэтому фельетон называется «Мастера искусства». В фельетоне раскрывается, что в человечности нужно быть не бойцом слова, а героем человеческого акта, примером человечности.

Фельетон «Что делать?» Дж. Мамедгулузаде [4, 43-45 стр., газета «Молла Насраддин», 1906 г., № 16], его советник, известный поэт Мирза Алекпер Сабир (1862-1911) стихотворение «Нашим мусульманским и армянским гражданам» [12, 321 стр. газета «Жизнь», 1905 г.,1 июля], посвятил армяно-мусульманскому конфликту. Дж. Мамедкулизаде называет этот античеловеческий заговор «тиранически-сатанинским дьяволом» (хитрость дьявола), который уничтожает весь Кавказ, в то время, как М. А. Сабир называет его «крамола-дьявол-проклятый» и «общество» (т. е. проклятый на вечно дьявол поднимает смуту в обществе). Они вместе призывают народа действовать мудро, и решительно, помнить человечество и примириться, а не действовать в заговоре дьявола.

М. А. Сабир - очень сильный, талантливый сатирический поэт. Он критикует мельчайшие детали общества и людей. Но его критика была основана не на ненависти, а на любви и на ее недостатках. Его философия человеческих отношений выражена в стихах: «Кто любит человека, он влюбленный в свободу, а где свобода, там и человечество». По мнению писателя необходимо, чтобы все любили, а человек, который любит, должен хотеть его свободы и жизни. На самом деле это обязанность человечества - любить человека и его характер. В поэме «Дитя» поэт выражает свою любовь ко всем нуждающимся людям в виде осиротевшего, одинокого, несчастного маленького мальчика. Он советует всем присматривать за детьми будущего «дерева общества» начиная от маленьких до взрослых. Он думает о каждом ребенке, который нуждается в заботе и любви на своей родине. И эта любовь начинается с рождения ребенка из своей Родины и распространяется на все человечество.

В стихотворении «Абшид Азраиля» или по-другому «Увольнение Азраиля [7, 257 стр.] М. А. Сабир описывает свои гуманистические чувства в истории, заставляющей задуматься. Работа показывает, что время от времени невинные пациенты часто умирают из-за пожилого доктора. Это также расстраивает и злит ангела смерти -Азраиля, миссия которого умертвить людей.

Азраиль обращается к Всевышнему Аллаху, что палач в образе «целитель» твоих рабов как целителя. Пусть он покончит с собой и я заберу его душу или освободи меня от моей должности. Из произведения видно, что М. А. Сабир беспокоится о страданиях, несчастьях и большой смертности. Он хочет видеть свой народ любящим, счастливыми, заботливыми и отдыхающими.

Из приверженцев «Моллы Насреддина» идеи гуманизма также отражены в творчестве публициста и просветителя Омара Фаига Неманзаде (1872-1937 гг.). Религиозные убеждения, бесчеловечные нормы политического и административного правления, законы и отношения, а также взгляды на обычаи, которые не совпадают с различными гуманитарными идеями в сфере общественного достояния, неизменно считалась проблемой и эта проблема постоянно занимали его мысли и предубеждения. Он также широко раскрыл проблемы всего человечества и попытался донести антигуманистическую природу войн, бедствий, трагедий и ран, которые причиняли обществу. Его произведения «Кусок хлеба» [8, 210213 стр., газета «Икбал», 21 января 1915 г.], «Содействуем» (8, 220-223стр., газета «Икбал», 17 апреля 1915 г.), «Вниманию Бакинского общества милосердия» [8, 224-225 стр., газета «Игбал», 19 апреля 1915 г.] могут хорошим примером. Эти статьи, написанные во время I мировой войны, напоминают о ее трагических последствиях. Война приносит страх, кровь, болезнь и смерть. Он оставляет людей без крова, без земли, голодными они просят милостыню. Кто является виновником этого антигуманного и античеловеческого акта? Конечно, у тех, кто ведет эти войны, свои хитрые и враждебные намерения. Автор хочет сказать, что война и гуманизм не сочетаются друг с другом. Пока идут войны, о гуманном отношении не может быть и речи. Война - самая страшная трагедия, которая подрывает священную связь человеческих чувств отношений. К сожалению, именно человек является причиной и виновником этих страшных явлений, как война.

Произведения О. Ф. Неманзаде посвящены трагедиям Карса и Ардах ана в Османской империи (Турция) того времени и подчеркивают необходимость оказания помощи беженцам из этих районов. Он дает понять, что это человеческий долг, который мы выполняем перед нашими религиозными братьями. Также важно отметить, что некоторые люди, которые считают, что выполнили свой долг молитвы и поклонения Всевышнему Аллаху, следуя правилам шариата, они не оказывают должного внимания, содействия

помощи, уважения и любви по отношению к беженцам.

В то время Ислам, как истинная религия, ниспосланная всему человечеству, это доброта, уважение, любовь и главное умение жертвовать своими благими намерениями и состоянием во благо другим. Ссылаясь на слова «Самые добродетельные люди - это те люди, которые умеют приносить пользу другим людям», «Самый высший человек это человек с благими намерениями» - выражает сожалением автор. Тем не менее, многие думают, что молитва и милостыня являются отличительной чертой культуры. Оба они не правы» (8, 222 стр.). По словам О.Ф. Неманзаде, одним из главных условий веры является любить и уважать людей, делать добрые дела и служить им.

В начале XX в. великий вклад М.А. Расулзаде и приверженцем «Моллы Насреддина» в формировании и распространении новых гуманистических идей и их внедрение их социокультурной жизни общества привели к повышению уровня национальной и государственной идеологии.

Литература

1.Алиева Ш., Ильясов М. Актуальные проблемы гуманистической педагогики. Методическое пособие. Баку, АГПУ, 2018г., 141 стр.

2.Гусейнов Ш. Произведения Мамед Амин Расул-заде. Баку, 1992-2018гг. V томов.

3.Ильясов М. Гуманная педагогика: сущность, принципы, направления // журнал «Азербайджанская школа, 2017г., №6, 13-16 стр.

4.Мамедкулизаде Дж. Произведения. Баку, «Азернешр», 1984г. VI томов, III том. 291 стр.

5.Мамедкулизаде Дж. Произведения. Баку, «Азернешр», 1985г. VI томов, IV том 276 стр.

6.Мамедкулизаде Дж. Произведения. Баку, «Азернешр», 1985г. VI томов, VI том 311 стр.

7.Мирза Алекпер С. Хоп-хоп наме. Баку, «Писатель»,1992г. 558 стр.

8.Неман-заде О. Ф. Избранные произведения. Баку, «Азернешр», 1992г. 536 стр.

9.Расул-заде М.А. Произведения. Баку, «Азернешр», 1992г. I том 291 стр.

10.Расул-заде М.А. Произведения. Баку, «Ширваннешр» 2001г. II том 276 стр.

11.Расул-заде М.А. Произведения. Баку, «Элм» 2012г. III том 311 стр.

12.«Фьюзат» журнал 1906-1907гг. Полный текст (Переведено с арабского алфавита на латинский, напечатано предисловием и автором предисловияявляется Байрамлы О.). Репродукция -Баку, «Чашыоглу», 2007г.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.