Научная статья на тему 'Вопросы обеспечения экологической безопасности химической промышленности с помощью позиционирования'

Вопросы обеспечения экологической безопасности химической промышленности с помощью позиционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1604
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельских И.Е., Никулина А.Ю.

В статье обосновывается возрастающая роль экологического фактора в достижении успешного позиционирования компаний на рынке. Отражены возможности данного маркетингового инструмента по обеспечению серьезного конкурентного преимущества предприятий на основе экологизации производства. Выделены особенности функционирования международной и отечественной системы безопасности в химической отрасли промышленного производства. Представлена зависимость результата позиционирования компаний от деятельности в области экологической политики на производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бельских И.Е., Никулина А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы обеспечения экологической безопасности химической промышленности с помощью позиционирования»

УДК 334.021

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

И. Е. ВЕЛЬСКИХ,

доктор экономических наук,

профессор кафедры мировой экономики

и экономической теории

E-mail: igbelvolgograd@rambler. ru

А. Ю. НИКУЛИНА,

магистрант кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: AnnaYu_2011@mail. ru Волгоградский государственный технический университет

В статье обосновывается возрастающая роль экологического фактора в достижении успешного позиционирования компаний на рынке. Отражены возможности данного маркетингового инструмента по обеспечению серьезного конкурентного преимущества предприятий. Выделены особенности функционирования международной и отечественной системы безопасности в химической промышленности. Представлена зависимость результата позиционирования компаний от деятельности в области экологической политики на производстве.

Ключевые слова: химическая промышленность, экология, позиционирование, экологическая безопасность.

В условиях всевозрастающего внимания к проблемам экологической безопасности особенно актуальным является изучение вопроса экологического позиционирования компаний химической промышленности. В настоящее время происходит ужесточение требований к участникам рыночных отношений в вопросах охраны окружающей среды, экологической безопасности производства, охраны

труда, что позволяет рассматривать экологизацию производства в качестве конкурентного преимущества, обеспечивающего успешное позиционирование компании на рынке.

Развитие мирового сообщества в последнее время осложняется серьезными угрозами, которые возникают в различных областях экономического, технологического, информационного и экологического характера. Мировая общественность особенно обеспокоена чрезмерной химизацией народного хозяйства, вредными выбросами в атмосферу, отходами в окружающую среду, использованием небезопасных продуктов, перенасыщением полей агрохимикатами, авариями на промышленных предприятиях. Среди этого нельзя не отметить потрясшую весь мир в марте 2011 г. аварию на АЭС «Фукусима» в Японии, вновь обнажившую постоянную угрозу радиоактивного заражения. В связи с этим нельзя преуменьшать значимость такой компоненты национальной безопасности каждой страны, как экологическая безопасность, определяющей современную ситуацию в различных сферах деятельности человека.

Необходимо отметить значимость изучения проблемы позиционирования компаний с точки зрения экологической безопасности. Ведь в традиционном понимании под позиционированием подразумевается набор инструментов, способствующих созданию некоего образа компании, товара, услуги в сознании потребителя в целях обеспечения лояльности клиента в будущем. Концепция позиционирования является достаточно новым теоретическим достижением в маркетинге. Так, по мнению Э. Райса и Дж. Траута, на смену эпохе имиджей, главным архитектором которой был Дэвид Огилви, пришла эпоха позиционирования [9, с. 31]. В 1950-е гг. позиционирование означало поиск уникального качества товара и ознакомление с ним потребителя, чтобы получить преимущество в конкурентной борьбе.

Термин «позиционирование» сам по себе многозначный, в контексте продвижения товаров и услуг впервые был употреблен Э. Райсом и Дж. Траутом. Их концепция позиционирования, воспринятая современниками как революционная, была сформулирована в 1981 г. в работе «Позиционирование: битва за узнаваемость» (Positioning: a battle for your mind) [9]. Обозначенная Э. Райсом и Дж. Траутом концепция заключается в том, что позиционирование представляет собой комплекс мер, в результате которых в сознании людей формируется стереотип в виде определенной позиции. Стереотипы играют ключевую роль в поиске выгодных отличий субъекта рынка [12].

Следует отметить, что дискуссии по интерпретации термина «позиционирование» возникли с момента проникновения его в практику и специализированную литературу, прежде всего на родине его появления - США, и продолжаются до настоящего времени. Так, основоположники теории позиционирования определяли его как «создание для товара определенной позиции среди конкурирующих товаров, своеобразной ниши, которая нашла бы отражение в иерархии ценностей, созданной в сознании потенциального покупателя. Разработка такого имиджа товара, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров-конкурентов» [12].

Д. Берд считает теорию позиционирования одной из самых модных на сегодняшний день и определяет позиционирование или занятие положения как синтез двух начал - имиджа формы и уникального предложения (USP) [2].

Позиционирование является важнейшим фактором успеха и может меняться в зависимости от состояния рынка, при этом обеспечивая конкурентоспособное положение предприятия на рынке. По мнению экспертов, позиционирование можно рассматривать как искусство формирования образа в воображении целевой аудитории таким образом, чтобы он как можно выгоднее отличался от конкурентов, для чего используются как реальные, так и воображаемые характеристики [8].

В конечном итоге цель позиционирования состоит в выделении товара из числа аналогов-конкурентов по какому-либо признаку и в отдаче предпочтения этому товару при покупке. Дж. Траут и Э. Райс дают понять, что позиционирование - это поиск достойного места в сознании людей или, другими словами, позиции. По мнению исследователей, позиционирование - это инструмент, который все больше используется в современном сверхкоммуникативном обществе. В условиях ужесточения конкуренции на рынках происходят серьезные изменения в использовании стратегий борьбы за потребителя. Рынок во главе с потребителем требует использования различных способов для завоевания доверия и места в сознании последнего.

Динамичное развитие современного общества приводит к необходимости образования нестандартных видов общепринятых моделей «потребитель -рынок». На современном рынке особое значение приобретает проблема позиционирования компаний, производящих продукцию, способную воздействовать на экологическую ситуацию в стране и мире.

Ужесточение требований к экологической безопасности производства и охране окружающей среды приводит к необходимости использования механизма, направленного на создание определенного положительного имиджа в глазах потребителей, такого как экологическое позиционирование. С помощью участия в международных программах, принятия регламентов и норм международного законодательства, присоединения к институциональным объединениям национального и мирового уровня мировые химические производители могут влиять на сознание потребителей и общественное благосостояние в целом. В данном случае позиционирование как инструментарий стратегического маркетинга позволяет компании быть представленной на рынке не только физически, но и эмоционально, т. е. создавать образ в сознании потребителей [3]. Особенно важно, чтобы этот образ соответствовал

текущему состоянию потребителей, в частности предоставлял гарантию безопасности состояния окружающей среды.

Для этого производители используют различные инструменты в зависимости от особенностей рынка, например:

• производимый продукт для потребителя представляется в виде некоторого образа, в виде получаемой от потребления выгоды;

• проводится так называемое storytelling, или ознакомление потребителя с историей происхождения того или иного бренда;

• размещается на сайте компании тестимониал (от англ. testimonial - характеристика, рекомендательное письмо), или свидетельство (в роли такого свидетеля может выступать как эксперт, так и условный «обычный потребитель»);

• применяется прием - «решение вечной проблемы человечества», в рамках которого происходит обозначение наиболее важной проблемы для современного общества и обозначается то свойство продукта, которое является решением предлагаемой проблемы (в контексте проблемы экологической безопасности компании химической промышленности достаточно часто прибегают к данному приему, указывая на использование безвредных технологий и нетоксичность отходов);

• применяется способ позиционирования товара или услуги - «задание клиентам критерия оценки»: задается критерий оценки качества товара (услуги). После самостоятельного сравнения товара (услуги) с использованием заданного критерия клиент должен сам понять выгодность или, наоборот, невыгодность сделки для себя [3, с. 248].

В результате использования указанных действий создаваемое представление об объекте (компании, товаре, услуге) оказывает сильное влияние на принятие решения потребителя на рынке. Следовательно, для организации становится актуальным решение о том, чтобы создавать себя или свой продукт в виде образа и реализовывать стратегии по внедрению этого образа в сознание потребителей. Особенно важно это для компаний химической промышленности, которые, так или иначе, связаны с экологической ситуацией как на национальном, так и на международном уровнях.

Экологическое позиционирование международных химических компаний. Деятельность

по производству химической продукции является первичным процессом в цепочке создания угрозы для экологической безопасности в стране. Поэтому одним из приоритетных направлений в деятельности производителей химической продукции является социальная ответственность перед потребителями в вопросе обеспечения экологической безопасности и защищенности на всех этапах потребления химических элементов.

Как известно, лидирующие позиции в мировых рейтингах по отраслям промышленного производства занимают химические компании стран Европы и США. Среди европейских компаний абсолютно доминируют представители Германии. По величине рыночной капитализации безусловными лидерами являются американские компании DuPont и Dow Chemical, однако по объему реализации продукции за последние годы лидирующие позиции уверенно удерживает крупнейшая немецкая компания BASF. В 2009 г. суммарные доходы от продаж компании составили 71,4 млрд долл., в то время как ближайший конкурент Dow Chemical смог получить только 57,5 млрд долл., снизив значение по данному показателю в 2011 г. до 53,6 млрд долл. [15].

Среди наиболее крупных американских компаний, занимающих лидирующие позиции в мире по объему продаж химической продукции, следует выделить ExxonMobil, Dow Chemical, DuPont. Однако успешное позиционирование представленных компаний на рынке достигается не только за счет высоких показателей производства материального характера, большую роль играет также корпоративная политика компании в отношении создания и развития нематериальных активов (репутации, имиджа, степени «инновационности» компании, развитие интеллектуального капитала, экологическая политика компании). Из консультационной практики 1990-х гг. известно традиционное мнение руководителей промышленных компаний, что главные вопросы развития предприятия связаны с производством (технология) и качественным продуктом [1, с. 46]. Однако современное развитие мирового сообщества диктует необходимость перехода от безусловного приоритета чисто экономических факторов к концепции устойчивого развития, основанного на сбалансированном управлении и развитии человеческих и природных ресурсов.

Добиваясь устойчивой позиции на рынке, неверно игнорировать компоненты социальной политики компании, выдвигая на первый план исклю-

чительно материальные и физически достижимые показатели эффективности работы предприятия. Такие элементы в работе компании, как социальная защита своих работников, партнеров и клиентов, обеспечение основ общественного благополучия в своей деятельности в настоящее время выступают основой для успешного позиционирования компании.

Эта тенденция прослеживается в корпоративной политике крупнейших компаний - BASF, Dow Chemical, DuPont, которые заботятся об общественном благосостоянии и безопасности, позиционируя себя как сторонников рационального, безопасного и экономичного типа использования человеческих, природных и технологических ресурсов.

Защита окружающей среды, здоровье и безопасность являются важнейшими приоритетами концерна BASF, включенными в стратегию BASF 2015. Они лежат в основе концепции по обеспечению устойчивого развития концерна и признаны основополагающими принципами ведения бизнеса. Участие BASF в программе химической промышленности Responsible Care - «Ответственная Забота» подтверждает тот факт, что концерн придает большое значение ответственности за результаты своей деятельности и ее влиянию на окружающую среду и здоровье людей.

Особую роль в экологическом позиционировании BASF играют интегрированные производственные комплексы Verbund, позволяющие значительно уменьшить нагрузку на окружающую среду и снизить потребление сырья и энергии за счет их рационального использования. Промежуточные продукты производства или продукты, ранее считавшиеся отходами одного производства, теперь применяются в качестве сырья для другого производства, функционирующего в рамках комплекса, за счет применения более совершенных процессов переработки [11, с. 8].

Так, BASF ставит перед собой задачу учета социальных и экологических аспектов осуществления бизнеса, реализация которой способствует формированию экологического позиционирования корпорации. Использование продукции BASF позволяет сократить выделение «парниковых» газов в трехкратном количестве по сравнению с общим объемом выбросов при ее производстве и утилизации [13]. Бизнес не может быть успешным в долгосрочной перспективе, если он не занимает ответственной позиции в отношении общества и

окружающей среды.

На протяжении всей своей истории американская компания DuPont, известная своим стратегическим подходом к разработке новых продуктов, научно-исследовательскому потенциалу в области безопасного использования химической продукции, особое внимание уделяет своему имиджу, постоянно подчеркивая экологическую безопасность производства и социальную ответственность компании.

В корпорации Dow Chemical устойчивость является определяющей целью ее развития, принцип которой используется во всех направлениях деятельности компании - устойчивое производство, устойчивые решения, устойчивые возможности, -постоянно улучшая качество жизни общества и человека.

Поэтому только те компании, которые усиленно развивают экологическую политику при текущем планировании своей деятельности, опираются на нормы и технологии, экологически безопасные для общества и окружающей среды, - лучше других смогут позиционироваться в будущем [14].

Тем самым химия не только губительно влияет на экологическую ситуацию, загрязняя окружающую среду, как принято думать, но она также способствует достижению наиболее экологически чистых технологий и старается закрепить этот образ в сознании людей, тем самым работая над собственным имиджем и занимаемой позицией на рынке. Ведь занимать определенную позицию в сознании потребителя - это значит обеспечить себе стабильное развитие и серьезные перспективы на будущее, что в настоящее время необходимо соотносить с экологической составляющей бизнеса и производства в целом.

Отечественный опыт: в поисках оптимума позиционирования экологической безопасности в условиях глобализации. До недавнего времени российская химическая промышленность оставалась в стороне от международных инициатив, не участвовала в работе объединенных общими правилами компаний. В современных условиях перед отечественными предприятиями химической продукции стоит задача, к решению которой зарубежные конкуренты адаптировались еще в начале XX в., а именно - уметь не только произвести продукцию, но и грамотно ее представить, предложить потребителю, используя при этом элементы экологического позиционирования, в основе которых лежат особые требования:

1) соответствие продукции международному уровню экологической безопасности;

2) создание корпоративной программы устойчивого развития, направленной на стратегическое развитие компании в экологической безопасности;

3) соблюдение международных норм и регламентов по обеспечению безопасности и защиты окружающей среды от вредного воздействия химических элементов;

4) разработка собственных инициатив по внедрению механизмов совершенствования контроля над отходами и выбросами вредных веществ в окружающую среду и их воздействия на общественное благосостояние.

Россия старается двигаться в этом направлении, но, к сожалению, инициатива упущена, и развитие концепции устойчивого развития и социальной ответственности носит скорее догоняющий характер. В то же время полное копирование западного опыта не является оптимальной стратегией развития принципов корпоративной социальной ответственности в России. Опыт других европейских стран показывает пример колоссального прорыва в понимании необходимости ответственного подхода бизнеса, органов власти, индивида к вопросам защиты окружающей среды, здоровья, безопасности. Используя данный опыт, российские компании могут получить возможность избежать типичных ошибок, предотвратить нежелательные явления для компании, общества, человека, воспользоваться лучшими практиками в достижении устойчивого экологического позиционирования [11, с. 16].

Изучая современную картину химической и нефтехимической промышленности России, процесс изменений в общих подходах к регулированию данной отрасли, нельзя не отметить усиливающийся за последние несколько лет динамизм, с которым отечественный химический комплекс развивается как на национальном, так и на международном уровне. Ситуация, которая существует в настоящее время в химической среде, свидетельствует о непосредственном желании химических компаний нашей страны соответствовать международному облику химической промышленности. С этой целью российские органы регулирования химической и нефтехимической промышленности в лице Российского союза химиков (РСХ), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), исполнительных органов власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики

и нормативно-правовому регулированию в сфере нефтехимической (Минэнерго России) и химической промышленности (Минпромторг России), содействуют решению проблем экологической безопасности в химической промышленности [5].

В настоящее время РСХ активно сотрудничает с Международным советом химических ассоциаций (ICCA), Европейским советом химической промышленности (CEFIC), с Финской конфедерацией химической промышленности, Американской ассоциацией (ACC) и другими национальными отраслевыми ассоциациями. С конца 2010 г. РСХ находится в стадии вступления в Международный совет химических ассоциаций и в Европейский совет химической промышленности, что позволит представителям российских компаний в будущем принимать участие в международных мероприятиях, получать передовую информацию о планируемых изменениях в законодательной сфере, о международных стандартах деятельности и многом другом [11, с. 17-18].

Следует отметить, что требования к безопасности производства продуктов химических предприятий постоянно возрастают как со стороны законодателей, так и со стороны общества и потребителей. Данная тенденция выражается как в принятии Европейским Союзом (ЕС) Регламента по REACH (Registration, Evaluation, Authorisation and restriction of Chemicals - регистрация, оценка, разрешение и ограничение химических веществ), технических регламентов в РФ, планируемых изменениях законодательств по исследованию химических веществ по всему миру, так и в активном участии компаний многих стран в программе Responsible Care - «Ответственная Забота». Россия в лице Российского Союза химиков и Росхимпрофсоюза официально вступила в программу Responsible Care - «Ответственная Забота» на заседании RCLG ICCA в октябре 2007 г. и подписала Глобальную Хартию программы (the Responsible Care Global Charter).

При этом стремление серьезно улучшить работу отечественного химического комплекса наблюдается не только у данных институциональных образований, но присутствует и у отдельных производителей, развивающих политику экологического позиционирования, внедряя принципы устойчивого развития производства, соблюдая требования отдельных директив и нормативных документов международного экологического права, регистрирующих производимую продукцию в соответствии с евро-

пейским регламентом REACH, принимающих участие в программе Responsible Care - «Ответственная Забота». Как в мире, так и в ЕС законодательство в области безопасности химической продукции постоянно расширяется и дорабатывается. Среди первоочередных задач для отечественных химических компаний следует отметить расширение числа тех из них, кто принимает участие в реализации международных инициатив в области безопасности химической продукции. К концу 2010 г. крупнейшие нефтехимические предприятия России завершили первые этапы сертификации своей продукции по европейскому регламенту REACH в области безопасности химической продукции [4, с. 18]. Тем самым отечественные компании не только обезопасили себя от риска потерять европейские рынки по «формальному признаку», но и подтвердили свой уровень компетенции и ответственности.

Одно из крупнейших нефтехимических предприятий страны - ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» -своевременно получило от Европейского химического агентства (ECHA) подтверждение о регистрации 17 заявленных веществ. Специалистами производственно-технического, лабораторно-ана-литического управлений, а также специалистами коммерческих служб заводов компании была проделана серьезная работа по проведению аналитических исследований свойств выпускаемой продукции. Для полной идентификации веществ выполнено множество сложнейших химических анализов. Следует отметить, что регистрация продукции ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» согласно регламенту REACH оказалась достаточно затратным мероприятием. Например, только за регистрацию досье на одно вещество в составе консорциума необходимо уплатить пошлину в размере 23 250 евро (без консорциума - 31 000 евро) [6].

ОАО «Нижнекамскнефтехим» также успешно зарегистрировало все вещества, относящиеся к действию регламента - товарную продукцию и мономеры в составе полимеров. Основная сложность, с которой столкнулись специалисты «Нижнекамск-нефтехима», - необходимость работы в полностью англоязычной программе «Единая международная база данных о химикатах» (IUCLID), а также изучение регламентирующих и справочных материалов на английском языке. Трудности вызвало и то, что в России практически не используют те методы анализа, которые необходимы для регистрации, а также отсутствие аккредитованных по надлежащей

лабораторной практике (GLP) эко- и токсикологических лабораторий. Тем не менее на предприятии положительно воспринимают итоги первого этапа регистрации. «Нижнекамскнефтехиму», в структуре реализации которого высока доля экспорта, удалось не только сохранить европейский рынок и укрепить конкурентоспособность, но и систематизировать собственную информацию по экспортируемым веществам, которая ранее была разрознена по различным подразделениям компании [7].

Первый этап регистрации своей продукции прошел и крупнейший российский нефтехимический холдинг СИБУР [10]. Как показал опыт СИБУРа, регламент REACH - это беспрецедентная по своей глобальности попытка европейского сообщества оценить, кто и как производит поставляемые в Европу химические вещества. Холдинг СИБУР, поставляющий в Европу 120 наименований продукции, практически все из которых попадают в диапазон «свыше 1 000 т в год», разработал собственную схему подготовки к регистрации, что позволило существенно сократить затраты. Во-первых, было принято решение отказаться от создания команд по REACH на предприятиях [10]. В СИБУРе под действие REACH попадает продукция 18 предприятий. Компания отказалась от подготовки необходимых специалистов по работе со стандартами REACH и ECHA, владеющих английским языком, ввиду значительных материальных и временных затрат на организацию данного процесса. Поэтому все работы по REACH проводились в корпоративном центре. На каждом предприятии была образована рабочая группа по REACH, состоящая из технологов и представителей лабораторий, которые получали конкретные запросы на русском языке.

Во-вторых, было сведено к минимуму участие консультантов, привлекая их только по отдельным вопросам, в разовом порядке [4, с. 21]. Несмотря на глобальность нового регламента, в СИБУРе отмечают некоторые очевидные недоработки данного механизма, прежде всего высокую степень бюрокра-тизированности процесса. За время осуществления действий по внедрению REACH на предприятиях было выпущено более десяти тысяч страниц документации, касающейся химических веществ. При этом регистрация продукции крупнейшего нефтехимического концерна СИБУР является очень важным этапом вхождения в общеевропейский процесс выработки единых правил. Руководство компании предполагает, что в дальнейшем регламент REACH

претерпит серьезные изменения по упрощению и формализации ряда процедур [5].

Таким образом, проанализировав международный и отечественный опыт экологического позиционирования химической промышленности, авторы пришли к выводу, что подготовка к регистрации продукции в рамках REACH вывела российскую промышленность на новый уровень в вопросах безопасности, управления продукцией, соответствия международным нормам. Отечественные химические компании постепенно внедряют стандарты международного уровня, ориентируя свою продукцию на рынки продукции с высокой степенью безопасности, что благотворно отражается на уровне конкурентоспособности национальной экономики в целом.

В заключение можно сделать краткие выводы.

1. Развитие мирового рынка характеризуется изменением поведения производителей с прежнего безответственного ведения бизнеса к заботе об экологической безопасности населения. В этой связи в вопросах позиционирования как деятельности, оказывающей непосредственное воздействие на мысли и решения потребителей, необходимо опираться на стандарты экологизации производства, распространенные по всему миру.

Тенденция общей экологизации промышленности начала проявляться еще с середины XX в. Экологическая ситуация в ряде стран мира, лидирующих по производству химической продукции, на протяжении длительного времени оставалась под серьезной угрозой для безопасности экономической и демографической сторон жизни населения.

2. В настоящее время все представители мирового сообщества осознали, что безопасность химического производства не является частным делом отдельных компаний, поскольку затрагивает интересы всех стран мира, обозначая тем самым глобальность проблемы защиты окружающей среды.

Сознательный выбор деятельности по повышению значимости экологической составляющей деятельности предприятия позволяет сформировать долгосрочное конкурентное преимущество, создать имидж социально ответственного партнера для потребителей и других участников рынка. Для создания такого имиджа крупные химические предприятия прибегают к использованию инструмента позиционирования.

3. Достижение экологической безопасности компаний химической промышленности в разных

странах мира происходит по-разному, что обусловлено значительным отставанием проникновения понятия социальной ответственности в бизнес-сообщества в разных странах. Как видно, наиболее серьезно к решению данной проблемы подошли европейские компании. Демонстрируя высокий уровень показателей капитализации и объема производства, данные компании не забывают об экологической составляющей своей деятельности. Ближневосточные производители, скачок в развитии нефтехимической промышленности которых налицо, проигрывают западным компаниям в вопросах экологической безопасности. В настоящее время это является потенциальной возможностью для отечественных химических компаний занять нишу «вторых игроков» на рынке химической продукции в мире. Для этого российским компаниям химической промышленности необходимо в ближайшее время утвердиться в позиции экологически безопасных производств, подтвердив это участием в международных инициативах и программах («Ответственная Забота»), успешно пройти регистрацию по регламенту REACH. Данные мероприятия помогут обеспечить конкурентное преимущество, поскольку в краткосрочной перспективе на данном рынке смогут присутствовать лишь компании, воплощающие элементы экологического позиционирования на практике. В данном случае набирающие вес азиатские производители и химические компании стран Ближнего Востока, специализирующиеся на массовом производстве продукции невысокой степени переработки при отсутствии затрат на экологическую политику, будут лишены возможности вести конкурентную борьбу с крупнейшими европейскими, американскими и российскими компаниями. По теории Э. Райса и Дж. Траута, основателей теории позиционирования в ее современном понимании, компании, занимающие вторые места на рынке, также являются успешными.

4. Использование экологического позиционирования дает компаниям определенные конкурентные преимущества, которые могут быть использованы на международном рынке и обеспечат стабильное развитие отрасли не только в национальных рамках, но также и на международном уровне, опередив тем самым ближайших конкурентов -азиатских производителей химической и нефтехимической продукции. К таким преимуществам следует отнести:

• экономия временных и материальных затрат ввиду отсутствия необходимости проведения дополнительных проверок продукции при

осуществлении внешнеторговой деятельности отечественными химическими компаниями;

• улучшение показателей эффективности производственных процессов;

• сокращение рисков, которые были возможны при отсутствии дополнительного контроля за безопасностью производственных процессов и воздействием химической продукции на окружающую среду;

• укрепление репутации компании как равноправного участника международного сообщества экологически безопасного производства;

• повышение защиты работников, потребителей компании и окружающей среды как общей цели современной мировой химической промышленности;

• возможность использования и транспортировки продуктов с соблюдением мер по охране окружающей среды и безопасности для здоровья человека.

5. Анализ экологической политики химической промышленности на международном уровне подтвердил, что в долгосрочной перспективе на данном рынке смогут присутствовать только участники, отвечающие требованиям экологического позиционирования. Российский химический комплекс имеет все возможности для того, чтобы успешно занять данную рыночную нишу вслед за европейскими и американскими конкурентами, обеспечив конкурентоспособность продукции и имидж отечественного химического производства в глазах современного мирового сообщества.

Список литературы

1. Бельских И. Е. Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 5. С. 45-49.

2. Берд Д. Прямой маркетинг: бизнес здравомыслящих / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2004.

3. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты. СПб: ТРИЗ-ШАНС; Бизнес-пресса, 2002.

4. ИсмаиловА. Регламент доступа // Нефтехимия Российской Федерации. 2011. № 1. С. 18-21.

5. Концепция федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 28.01.2008 № 74-р.

6. Кукушкин И. Г. Мысли о REACH из России. 2011. URL: http://www. ruschemunion. ru/docs/ articles/id49.html.

7. НКНХ [«Нижнекамскнефтехим»] зарегистрировал продукцию по REACH. 2010. URL: http://www. rupee. ru/news/?ID=922#message931.

8. Ноздрева Р. Б. Маркетинг: учебник. М.: Юристъ, 2005.

9. Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость / пер. с англ. СПб: Питер, 2004.

10. СИБУР перешел на европейские стандарты. 2010. URL: http://www. rupee. ru/news/ ?ID=1306#message1363.

11. Социальный отчет химической промышленности о реализации международной программы устойчивого развития Responsible Care - «Ответственная Забота» в России // Российский Союз химиков. 2009.

12. Траут Дж. Новое позиционирование. СПб: Питер, 2001.

13. BASF и концепция «устойчивого развития». 2011. URL: http://www. basf. ru/ecp2/ Sustainability_ russia/index.

14. DOW. Sustainability. 2011. URL: http://www. dow. com/sustainability.

15. Fortune Global 500. 2011. URL: http:// money. cnn. com/magazines/fortune/fortune500/2011/ industries/7/index. html.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.