Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МОНГОЛИИ'

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЕТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ПОЖАРНЫЕ ПОЕЗДА / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПОЕЗДА / МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / RAILWAY NETWORK / CONSTRUCTION / FIRE TRAINS / EMERGENCY TRAINS / LOCATIONS / PLANNING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гантумур Эрдэнэбат

Результаты исследования предусматривают научно обоснованное обеспечение пожарными и восстановительными поездами современной железнодорожной сети Монголии, которая стремительно развивается и растет. В статью внесены предложения поэтапного увеличения мест постоянной дислокации поездов и их количества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF SAFETY PROVISION AT THE RAILWAY NETWORK OF MONGOLIA

PURPOSE. The article considers the issue of safety improvement at the railway network of Mongolia. The article is aimed at formulating proposals on a required number of fire and emergency trains for a new railway network in Mongolia. The tasks are to define the constituent parts of the existing railway network of Mongolia; to analyze the emergencies occurring at the railways of Mongolia; to determine the contents of the Government plans related to widening the railway network of Mongolia; to analyze the main factors defining the tasks for fire and emergency trains in the new context; to formulate proposals on a required number of fire and emergency trains for a new railway network in Mongolia. METHODS. Methodological basis of the research on the article’s theme includes general scientific methods ( analysis, synthesis and analogy) applied to a new research subject, that provided achieving new results. FINDINGS. The findings on the new factors defining the tasks for fire and emergency trains in the new context are presented; the contents of proposals on a required number of fire and emergency trains for a new railway network in Mongolia are worked out.. RESEARCH APPLICATION FIELD. The outcomes obtained may be used when planning safety provision of a new railway network of Mongolia. Scientific-practical significance of the outcomes lies in possible application in the activity of the scheduling bodies of the state authority of Mongolia, the governing bodies and forces of the State Agency on Emergencies of Mongolia as well as the local bodies protecting from disasters. CONCLUSIONS. The further research perspectives are available when considering organizational, technical and normative provision of activities on large-scaled emergencies elimination, fire and emergency trains operating under the conditions of emergencies when hazardous chemical substances are transported via railways, when solving civil defense tasks by transportation etc.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МОНГОЛИИ»

УДК 625.1

ГАНТУМУР Эрдэнэбат

Академия гражданской защиты МЧС России, Химки, Россия E-mail: gantumur.erdenebat@yandex.ru

DOI 10.25257/FE.2018.4.63-68

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МОНГОЛИИ

Результаты исследования предусматривают научно обоснованное обеспечение пожарными и восстановительными поездами современной железнодорожной сети Монголии, которая стремительно развивается и растет. В статью внесены предложения поэтапного увеличения мест постоянной дислокации поездов и их количества.

Ключевые слова: железнодорожная сеть, строительство, пожарные поезда, восстановительные поезда, места дислокации, планирование.

Монголия имеет небольшую общую длину железных дорог (около 1 800 км) и занимает по этому показателю 74-е место в мире, но согласно статистике чрезвычайных ситуаций (ЧС) железнодорожный транспорт в стране имеет повышенную опасность (см. таблицу).

Угроза возникновения новых ЧС сохраняется. Так, ночью 12 августа 2018 г., в 4 ч 50 мин по улан-баторскому времени, на 747 км Трансмонгольской магистрали произошло крушение пассажирского поезда № 286 «Улан-Батор - Сайншанд» [5; 6]. Причиной ЧС стали сильные ливни на юге Монголии, размывшие земляное полотно железнодорожного пути.

Тепловоз и вагоны сошли с рельсов, часть состава перевернулась и оказалась в воде (рис. 1-3 [5]). Пострадали 328 пассажиров, многим потребовалась первая медицинская помощь, некоторые пострадавшие были госпитализированы.

В район крушения прибыли около 500 человек и 100 единиц техники из оперативных групп Государственного агентства по чрезвычайным ситуациям Монголии (ГАЧС Монголии) под руководством директора Департамента оперативного управления полковника Б. Мандахгэрэла, медицинских служб, пожарной охраны, Вооруженных сил Монголии и полиции (рис. 4 [6]).

Чрезвычайные ситуации на железных дорогах Монголии за 2009-2018 гг.

№ п/п Наименование ЧС 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1 Природные Наводнения 1

2 Снегопады 1 1

Всего ЧС природного характера 1 1 1

1 Аварии 1 3 1 2 2 1

2 Пожары 6 8 8 7 4 2 1 2

3 Техногенные Аварии железнодо- при работе 2 2 3 4 1 1 1

рожных объектов экономики при ремонте 1 3 2 4 5 3 1 2

Всего ЧС техногенного характера 9 14 13 18 11 7 5 5

Все ЧС 10 14 13 18 11 7 6 6

Крупный масштаб техногенной ЧС потребовал проведения большого объема аварийно-восстановительных работ. После обращения руководства Улан-Баторской железной дороги (УБЖД) к российским железнодорожникам из столицы Республики Бурятия г. Улан-Удэ к месту катастрофы был отправлен

восстановительный поезд ВП-7. 15 августа 2018 г. с места крушения поступила информация о завершении аварийно-восстановительных работ.

Правительство Монголии остро поставило вопрос об эффективности обеспечения безопасности монгольской железнодорожной сети.

© Гантумур Э., 2018

63

Было принято решение о разработке мер по созданию эффективной системы реагирования, в которой будут задействованы не только различные службы ведомства, но и пожарные восстановительные поезда.

Стоит отметить, что за три недели до ЧС, 23 и 24 июля 2018 г., доцент кафедры пожарной безопасности Академии гражданской защиты МЧС России С. Б. Федотов и офицеры ГАЧС Монголии обсуждали эти вопросы с представителями ОАО РЖД в Улан-Баторе (рис. 5 и 6). Проблема обеспечения безопасности не только действующей железнодорожной сети, но и планируемых новых участков, общая протяжённость которых будет увеличена в 4 раза, требует быстрого решения.

Вопрос о применении восстановительных поездов во время крушения подвижного состава был изучен автором статьи.

Долгое время Монголия была страной с одной железнодорожной магистралью «Трасмонгольская железная дорога», построенной в конце 1940-х гг. Её основной путь протяженностью в 1 111 км проходит от российской станции Наушки Восточно-Сибирской железной дороги и монгольской станции Хойт (около 400 км) через столицу государства Улан-Батор до монгольской станции Замын-Ууд и китайской станции Эрэн-Хото Цзинханская железной дороги (713 км). До сих пор с этой магистралью связана вторая железнодорожная линия в России, построенная

на десять лет раньше, от российской станции Соло-вьёвск Забайкальской железной дороги и монгольской станции Эрээнцав до станции Баянтумэн (239 км) в г. Чойбалсан.

В настоящий момент существует две железнодорожные ветки: от Трасмонгольской железной дороги и от отдельной железнодорожной линии Эрэ-энцав - Баянтумэн.

За последние пять лет отмечается постоянный рост международных грузовых перевозок, повышающих нагрузку на существующую железнодорожную сеть, включая эксплуатацию железнодорожного пути, подвижного состава и всего путевого хозяйства.

В Монголии имеется два пожарных поезда, расположенных на станциях Улан-Батор и Сухэ-Батор. Восстановительного поезда нет. Это отличается от принятых нормативов в Российской Федерации, где, согласно распоряжениям ОАО «Российские железные дороги», пункты постоянной дислокации размещаются:

у пожарных поездов - не более 100 км друг от друга, что соответствует полутора часам переезда к месту пожара, или с учётом классности железнодорожной линии протяжённость участка обслуживания пожарного поезда не более 80-160 км;

у восстановительных поездов - не более 200 км друг от друга, в отдельных случаях - около 300 км, а на малоэксплуатирующихся участках - около 400 км.

Рисунок 5. Встреча в Управлении УБЖД

В случае пожаров на объектах железнодорожного транспорта может быть оказана помощь силами государственной противопожарной службы ГАЧС Монголии. Например, в аймаке Сэлэнгэ имеется 4 пожарные части: ПЧ-36 (г. Сухэ-Батор) - 96 человек, ПЧ-19 (г. Мандал) - 36 человек, ПЧ-61 (г. Хутул) -36 человек, ПЧ-40 (сумон Баянгол) - 42 человека. Кроме того, в г. Сухэ-Батор есть спасательный отряд численностью личного состава 28 человек, который готов действовать при возникновении ЧС на железной дороге. На металлургическом комбинате г. Эрдэнэт размещена ПЧ-58 (45 человек, 6 пожарных машин), которая в случае необходимости будет действовать совместно с силами железной дороги. В определённых случаях к действиям может быть привлечена специализированная спасательная часть по тушению лесных пожаров, расположенная в г. Улан-Батор.

Такая необходимость возникла в ночь с 23 на 24 июля 2016 г., когда из-за сильного дождя произошло размягчение и разрушение 40 м земляного полотна железнодорожного пути [7]. В результате на перегоне возле депо «Дархан-2» с рельсов сошли 4 вагона грузового поезда с древесиной. Были привлечены специалисты российских экстренных служб, с помощью которых был предотвращён пожар и ликвидированы последствия ЧС.

Можно сделать вывод, что сложным фактором, влияющим на функционирование современной железнодорожной сети Монголии, является воздействие природных явлений резко континентального климата, способных вызвать возникновение ЧС.

Количество имеющихся пожарных поездов недостаточно для обеспечения профилактической работы и реагирования на пожары и ЧС при эксплуатации железнодорожной сети Монголии. В аналогичных режимах эксплуатации железных дорог в Российской Федерации используются не менее 9 пожарных и 5 восстановительных поездов.

Выводы автора статьи являются объективными, но недостаточными для дальнейшего планирования мероприятий по обеспечению безопасности железных дорог Монголии. Согласно стратегическим государственным планам Монголии по многократному расширению сети железных дорог, их защита

Рисунок 6. Совещание экстренных служб

теперь должна планироваться, исходя из её перспективного развития. Это требует комплексного анализа подготавливаемых проектов с точки зрения определения требуемых мер защиты от прогнозируемых опасностей. Результаты такого предварительного анализа представлены по отдельным направлениям:

1. Расширение железнодорожной сети Улан-Баторской железной дороги планируется увеличить до 5 600 км в три этапа к 2030 г.: первый этап - до 2020 г.; второй этап - до 2025 г.; третий этап - до 2030 г.

2. Планируемое повышение объемов железнодорожных перевозок в Монголии может быть достигнуто путём повышения веса грузовых поездов и увеличения пропускной способности перегонов железнодорожных линий. Это возможно за счёт строительства сплошных вторых путей на однопутных линиях, а также электрификации железнодорожных линий.

Первым объектом в проведении указанных мероприятий является главная транзитная магистраль Наушки - Хойт - Улан-Батор - Замын-Ууд.

В дальнейшем при промышленном освоении новых территорий последовательно будет осуществляться:

- строительство железнодорожных участков на тепловозной тяге, как менее затратное;

- строительство новых железнодорожных разъездов с последовательно расположенными приемо-отправочными путями повышенной длины;

- строительство вторых путей в промышленно освоенных новых районах;

- электрификация наиболее активно эксплуатирующихся участков железной дороги.

Программой максимум предусматривается возможность организации высокоскоростного пассажирского и грузового железнодорожного движения.

Анализ перспективного развития новой сети железных дорог Монголии показал:

1) максимальное поэтапное выполнение планов одновременно будет сопровождаться ростом опасности возникновения:

аварий поездов и катастроф во время движения: сходов подвижного состава с рельсов, столкновений поездов, наездов на препятствия на переездах или вне их, пожаров, взрывов и др.;

аварий на производственных объектах железных дорог: станциях, депо, мастерских, заводах и др.;

2) необходимо планирование мероприятий по профилактике аварий и катастроф по причинам:

возникновения неисправностей путей из-за землетрясений, оползней, осыпей, обвалов, селевых потоков, паводков, половодья, ледоходов, заторов, зажоров, снежных заносов и лавин, наледи, тумана и др.;

неисправностей, износа, нарушений требований по эксплуатации и ремонту подвижного состава;

большой загруженности железных дорог, включая превышение нормативных требований;

ошибок в работе диспетчеров, машинистов и других специалистов;

неисправных средств сигнализации, централизации, блокировки, электропитания;

нарушения правил перевозки опасных грузов: ядовитых и взрывоопасных веществ, ЛВЖ, источников ионизирующих излучений и т. д., что делает возможными взрывы и пожары цистерн и вагонов;

несоблюдения пассажирами правил безопасного поведения и др.

3. В случае возникновения пожаров, аварий и катастроф ключевую роль играют пожарные и восстановительные поезда, которые быстро прибывают к местам тушения пожаров и проведения аварийно-восстановительных работ на объектах железнодорожной инфраструктуры.

Необходимо отметить некоторые тактические и технические особенности применения пожарных и восстановительных поездов:

1) место дислокации должно обеспечивать минимальное время прибытия на участки нескольких направлений дорог (вблизи узловых станций и на путях, позволяющих без манёвров убыть в любом направлении);

2) каждый восстановительный поезд должен быть оснащён оборудованием для:

транспортировки негабаритного подвижного состава и грузов, ремонта железнодорожного пути, восстановления контактной сети, средств связи; выполнения крановых работ до 80 т. На пожарных и восстановительных поездах должны быть автономные дизель-электрические генераторы, гидравлические путевые домкраты, переносные осветительные башни диаметром не менее 50 м, бульдозеры и др.;

3) кроме восстановительных поездов на железных дорогах, для восстановления нормального движения и ликвидации последствий столкновений и схода с рельсов подвижного состава могут использоваться специальные автомотрисы, дрезины и автомобили для восстановления пути и устройств электроснабжения, аварийно-полевые команды;

4) к местам крушений обычно прибывают два-три восстановительных поезда - с разных сторон участка, на котором произошло происшествие;

5) каждый пожарный поезд должен иметь: аварийное и спасательное оборудование, дыхательные аппараты, огнетушащие средства, пенообразователь,

навигационные приборы и устройства для связи, водную цистерну, переоборудованную из нефтяной (с датчиками температуры и указателем уровня воды), мощный прожектор, лафетные стволы, увеличенное количество рукавов, одежду для работы в условиях химической опасности и т. д.;

6) на новых участках железных дорог пожарные и восстановительные поезда в Монголии должны быть готовы перемещаться и действовать в тоннелях, а также по запросам руководителей администраций аймаков и сомонов участвовать в ликвидации ЧС, например, ликвидировать последствия снежных заносов или обвалов в горных районах [3];

7) в местах стоянки пожарных и восстановительных поездов должны быть помещения для хранения горюче-смазочных материалов и топлива, занятий с личным составом, мастерские по ремонту и техническому обслуживанию пожарного оборудования, близко расположенные пожарные гидранты, телефонная и электрическая линии;

8) запрещается стоянки пожарных и восстановительных поездов занимать другими составами;

9) восстановительные и пожарные поезда относятся к внеочередным поездам, не предусмотренным в нормативном графике движения;

10) при полном включении в эксплуатацию новых железнодорожных участков численность и размещение пожарных и восстановительных поездов должны быть определены аналогично с установленными нормативами ближайших железных дорог России - Восточно-Сибирской и Забайкальской;

11) при убытии пожарных и восстановительных поездов на ремонт обеспечивается их замена из резерва.

Исходя из проведённого общего анализа, автором разработаны конкретные предложения по обоснованию необходимого количества пожарных и восстановительных поездов для всей железнодорожной сети Монголии с учётом перспективного развития:

1. Местами размещения восстановительных поездов общей численностью 8 единиц определить уже функционирующие и планируемые к строительству железнодорожные станции:

на первом этапе - Хуут, Сайншанд, Салхит;

на втором этапе - Тавантолгой, Багахангай;

на третьем этапе - Нариин Шухайт, Алтаи, Цагаахаирхан.

2. Местами постоянной стоянки пожарных поездов общей численностью 13 единиц определить железнодорожные станции:

на первом этапе - Хуут, Сайншанд, Салхит, Эрдэнэт, Улан-Батор;

на втором этапе - Тавантолгой, Багахангай, Чойбалсан;

на третьем этапе - Нариин Шухайт, Алтаи, Цагаахаирхан, Овоот, Арцсуурь.

Создание такой группировки пожарных и восстановительных поездов следует осуществлять согласно этапам строительства новых железнодорожных линий. Дополнительно необходимо учесть:

строительство путей постоянной стоянки пожарных и восстановительных поездов [4];

состояние организации пожарно-спасатель-ных служб в гарнизонах прохождения железных дорог, опираясь на исследования Брушлинского Н. Н., Соколова С. В. и Григорьевой М. П. [2];

организационное обеспечение работ по ликвидации крупномасштабных ЧС, освещенное в работах Седнева В. А. [8] и Федотова С. Б. [10];

действия пожарных и восстановительных поездов в условиях происшествий при перевозке аварийно химически опасных веществ железнодорожным транспортом, рассмотренные Сильни-ковым М. В., Савчуком О. Н., Григорьевым П. И., Шепелюком С. И. [9];

предложения по рациональному транспортному решению задачи гражданской обороны, представленные Барышевым П. Ф., Мазаником А. И. [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышев П. Ф, Мазаник А. И. Алгоритм выбора рационального маршрута перемещения спасательного воинского формирования МЧС России к потенциально опасному объекту // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2015. № 4 (27). С. 24-29.

2. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., Григорьева М. П. Организация пожарно-спасательных служб в городах мира // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2017. № 1. С. 49-55. DOI: 10.25257/FE.2017.1.49-55

3. ВСЖД направило восстановительный поезд для расчистки автодороги через Северо-Муйский перевал [Электронный ресурс] // Восток-Телеинформ: информационное агентство [сайт]. Режим доступа: http://vtinform.com/news/187/67536/7sphrase_id =65039 (дата обращения 10.10.2018).

4. Классификация происшествий на железных дорогах. Краткие сведения о пожарных и восстановительных поездах [Электронный ресурс] // 1520mm.ru [сайт]. Режим доступа: http:// www.1520mm.ru/catastrophe/recoveryTrain.phtml (дата обращения 07.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Крушение поезда в Монголии [Электронный ресурс] // Монголия сейчас [сайт]. Режим доступа: https:// www.mongolnow.com/ krushenie-poezda-v-mongolii/ (дата обращения 10.10.2018).

6. Поезд Улан-Батор - Сайншанд сошел с рельсов [Электронный ресурс] // Форум Монгол Су [сайт]. Режим доступа: http://mongol.su/ поезд-улан-батор-сайншанд-авария/ (дата обращения 10.10.2018).

7. Российские грузовые вагоны сошли с рельсов в Монголии [Электронный ресурс] // ARD: портал деловой информации [сайт]. Режим доступа: http://asiarussia.ru/news/13163/ (дата обращения 10.10.2018).

8. Седнев В. А. Методика обоснования и оценки эффективности комплекса средств механизации работ по развёртыванию аварийно-спасательных формирований [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2016. № 1 (65). Режим доступа: http://academygps.ucoz.ru/ttb/2016-1/2016/!.html (дата обращения 10.10.2018).

9. Савчук О. Н, Григорьев П. И., Сильников М. В., Шепе-люк С. И. Проблемы организации обеспечения безопасности при перевозе аварийно химически опасных веществ железнодорожным транспортом // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 2016. № 3. С. 28-32.

10. Федотов С. Б. Правовые и организационные основы экономического обеспечения ликвидации масштабных чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. юрид. наук: 05.26.02 / Сергей Борисович Федотов. М.: Академия управления МВД России, 2002.

Материал поступил в редакцию 19 августа 2018 года.

Erdenebat GANTUMUR

Academy of Civil Defence of EMERCOM of Russia, Khimki, Russia E-mail: gantumur.erdenebat@yandex.ru

THE ISSUES OF SAFETY PROVISION AT THE RAILWAY NETWORK OF MONGOLIA

ABSTRACT

Purpose. The article considers the issue of safety improvement at the railway network of Mongolia. The article is aimed at formulating proposals on a required number of fire and emergency trains for a new railway network in Mongolia.

The tasks are to define the constituent parts of the existing railway network of Mongolia; to analyze the emergencies occurring at the railways of Mongolia; to determine the contents of the Government plans related to widening the railway network of Mongolia; to analyze the main factors defining the tasks for fire and emergency trains in the new context; to formulate proposals on a required number of fire and emergency trains for a new railway network in Mongolia.

Methods. Methodological basis of the research on the article's theme includes general scientific methods ( analysis, synthesis and analogy) applied to a new research subject, that provided achieving new results.

Findings. The findings on the new factors defining the tasks for fire and emergency trains in the new context are presented; the contents of proposals on

a required number of fire and emergency trains for a new railway network in Mongolia are worked out..

Research application field. The outcomes obtained may be used when planning safety provision of a new railway network of Mongolia. Scientific-practical significance of the outcomes lies in possible application in the activity of the scheduling bodies of the state authority of Mongolia, the governing bodies and forces of the State Agency on Emergencies of Mongolia as well as the local bodies protecting from disasters.

Conclusions. The further research perspectives are available when considering organizational, technical and normative provision of activities on large-scaled emergencies elimination, fire and emergency trains operating under the conditions of emergencies when hazardous chemical substances are transported via railways, when solving civil defense tasks by transportation etc.

Key words: railway network, construction, fire trains, emergency trains, locations, planning.

REFERENCES

1. Baryshev P.F., Mazanik A.I. Algorithm choice a rational migration route rescue military formations of EMERCOM of Russia to potentially dangerous object. Nauchnye i obrazovatelnye problemy grazhdanskoy zashchity, 2015, no. 4 (27), pp. 24-29. (in Russ.).

2. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Grigorieva M.P. Organization of fire and rescue services in cities around the world. Pozhary i chrezvychaynye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiya, 2017, no. 1, pp. 49-55. DOI:10.25257/FE2017/1/49-55 (in Russ.).

3. The East Siberian Railway sent a recovery train to clear the road through the North-Muya Pass, East Teleinform News Agency. Available at: http://vtinform.com/news/187/67536/ ?sphrase_id =65039 (accessed October 10, 2018). (in Russ.).

4. The classification of accidents on the railways. Brief information about fire and recovery trains, 1520mm: Information portal about the railways of Russia and the Soviet Union. Available at: http://www.1520mm.ru/catastrophe/recoveryTrain.phtml (accessed November 7, 2018). (in Russ.).

5. Train wreck in Mongolia. Mongolia now. Available at: https://www. mongolnow.com/krushenie-poezda-v-mongolii/ (accessed November 11, 2018). (in Russ.).

6. Train "Ulan Bator - Saynshand" off the rails, Planet Mongolia. Available at: http://mongol.su/ noe3fl-y.naH-6aTOp-caHHmaHfl-aBapHfl/ (accessed October 10, 2018).

7. Russian freight cars derailed in Mongolia, Asia Russia Daily: business information web portal. Available at: http://asiarussia.ru/ news/13163/ (accessed October 10, 2018). (in Russ.).

8. Sednev V.A. Methods of study and assessment the effectiveness complex mechanization of works on deployment of rescue forces. Tekhnologii tekhnosfernoi bezopasnosti: internet-zhurnal, 2016, no. 1 (65), available at: http://agps-2006.narod.ru/ ttb/2016-1/04-01-16.ttb.pdf (accessed October 10, 2018). (in Russ.).

9. Savchuk O.N., Grigorev P.I., Silnikov M.V., Shepelyuk S.I. Problems of the organization of safety at transportation of the abnormally chemically dangerous substances by rail. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MCHS Rossii, 2016, no. 3, pp. 28-32. (in Russ.).

10. Fedotov S.B. Pravovye i organizatsionnye osnovy ekonomicheskogo obespecheniya likvidatsii masshtabnykh chrezvychaynykh situatsiy [Legal and organizational bases of economic support for the elimination of large-scale emergencies. PhD in Jur. Sci. diss.]. Moscow, The Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation Publ., 2002. 311 p. (in Russ.).

68

© Gantumur E., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.