Научная статья на тему 'Особенности организации опорных пунктов пожарно-спасательных гарнизонов и пожарной охраны железных дорог в местах строительства новой железнодорожной сети Монголии'

Особенности организации опорных пунктов пожарно-спасательных гарнизонов и пожарной охраны железных дорог в местах строительства новой железнодорожной сети Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / ПОЖАРЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ОПОРНЫЕ ПУНКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гантумур Э.

Программа создания новой железнодорожной сети Монголии должна учитывать вопросы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. Пожарные поезда и пожарные автомобили имеют различные преимущества и недостатки. Оптимизации применения пожарной техники может способствовать создание опорных пунктов пожаротушения. Математические расчеты должны опираться на результаты топографических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации опорных пунктов пожарно-спасательных гарнизонов и пожарной охраны железных дорог в местах строительства новой железнодорожной сети Монголии»

4. Русских Д.В., ДенисовМ.С. Методы определение пламени и задымления с помощью анализа видеоизображения/ Д.В. Русских, М.С. Денисов // В сборнике: Современные методы прикладной математики, теории управления и компьютерных технологий (ПМТУКТ-2013) сборник трудов VI международной конференции. - 2013. - С. 89.

5. Ситников И.В. Имитационное моделирование площади пожара с применением метода Моне-Карло в рамках интегральной математической модели пожара / И.В. Ситников, К.Г. Кривопуст, А.А. Однолько, С. В. Артыщенко // Инженерные системы и сооружения. -2012. - №4 (9). - С. 75-82.

6. Калач А.В., Чудаков А.А. Система контроля затопления населенных пунктов / А.В. Калач, А.А. Чудаков // Системы управления и информационные технологии. - 2014. - Т. 55. - № 1. - С. 69-73.

7. Мазаев А.В., Иванова Ю.В. Особенности технологии изготовления панели двойной кривизны и переменной толщины из композита сиал / А.В. Мазаев, Ю.В. Иванова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. -Серия: Инновации в строительстве. - 2017. - № 3. С. 76-82.

8. Королев Д.С., Калач А.В., Зенин А.Ю. Важность принятия решений при обеспечении пожарной безопасности / Д.С. Королев, А.В. Калач, А.Ю. Зенин // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2015. - №2(15). - С. 42-46.

9. Калач А.В. Математическое моделирование затопления населенных пунктов при движении поверхностных вод местного стока / А.В. Калач, А.А. Чудаков, Е.В. Калач // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2014. - №2(30). - С. 76-84.

10. Калач А.В. Математическое моделирование водных систем противопожарного назначения / А.В. Калач, А.А. Чудаков // Вестник Воронежского института МВД России. -2014. -№1. - С. 95-104.

УДК 625.1

Э. Гантумур

ФГБВОУ ВО Академия гражданской защиты МЧС России

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ПУНКТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ГАРНИЗОНОВ И ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В МЕСТАХ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ МОНГОЛИИ

Программа создания новой железнодорожной сети Монголии должна учитывать вопросы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. Пожарные поезда и пожарные автомобили имеют различные преимущества и недостатки. Оптимизации применения пожарной техники может способствовать создание опорных пунктов пожаротушения. Математические расчеты должны опираться на результаты топографических исследований.

Ключевые слова: Монголия, железные дороги, пожары, чрезвычайные ситуации, опорные пункты.

Е. Gantumur

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF REFERENCE POINTS FIRE AND RESCUE CREW AND FIRE PROTECTION OF RAILWAYS IN THE FIELD OF CONSTRUCTION NEW RAILWAY NETWORK OF MONGOLIA

The programme for the establishment of a new railway network in Mongolia should take into account fire safety and emergency protection. Fire trains and fire trucks have various advantages and disadvantages. Optimization of the use of fire fighting equipment could contribute

128

to the creation of the strong points of the fire. Mathematical calculations should be based on the results of topographic studies.

Keywords: Mongolia, railroad, fire, emergency, strong points.

Перспективная программа создания новой железнодорожной сети Монголии предусматривает увеличение протяженности железнодорожного пути в два-четыре раза. Основными новыми участками должны стать: Новые железнодорожные должны включать следующие участки [2]: Чойбалсан - Сайншанд, Эрдэнэт - Арцсуурь, Тээл - Шивээхурэн, Нартин Сухайт - Тсагаанхаирхан, Хуут - Нумруг, Хуут - Бичигт и др.

На действующих сейчас и новых строящихся участках будут увеличены средний вес поездов и ускорен в несколько раз оборот вагонов. Осуществление электрификации железных дорог Монголии и укладка второй колеи значительно увеличат пропускную способность. Экономика Монголии сможет опираться на транзитные перевозки между Россией и КНР. Российские железные дороги в Сибири, Забайкалье и Дальнем Востоке сделают реальным для монгольской торговли применение морских коммуникаций. Бесспорна основная роль железнодорожной сети в увеличении добычи полезных ископаемых.

Содержание новой программы, кроме экономических результатов, должно учитывать необходимость многократного увеличения потенциала системы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Это должно предотвращать разрушение транспортных коммуникаций, потерю грузов, травмирование и гибель людей. Масштаб пожаров и ЧС значительно увеличивается и усложняет борьбу с ними:

1) при наличии на железнодорожных объектах пожаро- и взрывоопасные веществ и материалов;

2) в обстановке движения поездов (в вагонах и локомотивах), их нахождении на станциях и на перегонах;

3) при самовозгорании отдельных грузов, так как, например, взрыв цистерны может парализовать весь технологический процесс на станции.

Основными силами по ликвидации пожаров и ЧС на железнодорожном транспорте Монголии являются два пожарных поезда - в г. Улан-Батор и г. Эрдэнэт (на севере страны). При необходимости для организации тушения пожаров привлекаются силы пожарно-спасательных гарнизонов аймаков.

По нашему мнению, в местах строительства новой железнодорожной сети Монголии обязательно надо учитывать две особенности.

Во-первых, подразделения пожарных поездов прибывают на тушение пожара и ЧС за длительный период времени. Площадь горения и масштаб последствий ЧС, ко времени прибытия пожарных поездов, могут иметь крупномасштабный характер и материальный ущерб может быть невосполним. В некоторых случаях подразделения пожарных поездов служат единственным средством пожарной защиты.

Во-вторых, эффективность применения пожарных и спасательных автомобилей при тушении пожаров и ЧС на железнодорожном транспорте прямо зависит от развития сети автомобильных дорог, определяющей возможность подъезда к месту пожара или ЧС.

В деятельности железнодорожной пожарной охраны и пожарно-спасательных гарнизонов более быстрое прибытие на пожар или ЧС, в тактическом смысле, сокращает время ликвидации пожаров и ЧС. Экономия времени прямо влияет на повышение эффективности спасения людей и материальных ценностей. Пожарные автомобили выезжают с момента получения сигнала около одной минуты, а пожарный поезд выезжает в среднем через полчаса. Пожарные поезда двигаются до 50 км/ч, а пожарные автомобили - от 40 до 80 км/ч, преодолевая расстояние быстрее в 1,5-2 раза, чем пожарные поезда.

На железных дорогах России имеется опыт организации опорных промежуточных станций - на участках с большой интенсивностью движения. С учетом этого, в диссертации Крупенина С.С. [1] предложено создание опорных пунктов пожаротушения с комплексным

использованием автомобильного и железнодорожного пожарного транспорта. При возникновении пожара вдали от опорных пунктов пожаротушения, если в этом месте хорошо развита сеть автомобильных дорог, то диспетчер опорного пункта пожаротушения сообщает в соответствующую пожарную часть о пожаре. В Монголии это сможет обеспечить борьбу с пожарами на этапе строительства всей новой инфраструктуры железнодорожного участка. В местах прохождения новых железнодорожных путей уже располагаются пожарно-спасательные гарнизоны аймаков Баянхонгор, Булган, Говь-Алтай, Дорноговь, Дорнод, Завхан, Сухэ-Батор, Увс,Умнеговь и Хувсгел.

Опорные пункты пожаротушения в Монголии должны иметь под охраной действующие и строящиеся объекты экономики. Считается, что такое целенаправленное использование пожарных автомобилей совместно с пожарными поездами повысит уровень мобильности пожарных расчетов и может способствовать сокращению количества пожарных поездов. Расчеты показывают экономический эффект, если вместо 21 пожарного поезда, в зоне железных дорог целого региона Монголии, 10-15 опорных пунктов пожаротушения обеспечат взаимодействие на магистрали 5-6 пожарных поездов, 7-12 спецдрезин, 12-20 пожарных автомашин. Оптимальным, видимо, должны быть нормативы длины плеч выезда: для пожарных автомобилей - до 50 км, а для пожарных поездов и спецдрезин - до 100 км.

Более обоснованные математические расчеты должно обеспечить топографическое исследование опасных участков в Монголии и научное обоснование необходимого состава специальной пожарной техники, как это рассмотрено Федотовым С.Б. [3]. Это позволит оценить степень возможного привлечения каждого пожарного поезда и пожарных автомобилей для тушения пожаров и борьбу с ЧС на железной дороге.

Пожарная охрана прибыли не приносит, но сокращение времени прибытия к месту пожара или ЧС повышает размер предотвращенного ущерба.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крупенин С.С. Моделирование управления и оптимизация структуры пожарных подразделений железнодорожного транспорта: Дис. ... канд. техн. наук: 05.02.22: Екатеринбург, 2004 157 с. РГБ ОД, 61:05-5/1200//

2. О Реконструкция Монгольской железной дороги при содействии России и Китая [Электронный ресурс] // Официальный сайт Биржи международных перевозок «CARGOX». URL: https://cargox.m/publications/Economy/Plans-for-joint-reconstmction-of-the-Mongolian-Railway/ (дата обращения: 8.08.2018).

3. Федотов С.Б. Научная проблема востребованности специальных пожарно-спасательных машин, приспособленных к работе в высокогорных условиях [Текст] / С.Б. Федотов // Материалы XXIX Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБУ ВНИИПО МЧС России. В 2-х частях. - Балашиха: Изд-во ВНИИПО МЧС России, 2017. - С. 536-538.

УДК 691.175

С. А. Гарелина, К.П. Латышенко ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России

К ВОПРОСУ ВЫБОРА СПОСОБА ПЕРЕРАБОТКИ ПОЛИМЕРНЫХ ОТХОДОВ

Работа посвящена выбору наиболее эффективного способа переработки полимерных

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.