Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

АНАЛИЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
345
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ОПЕРАТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОЕЗД / ПОЖАРНЫЙ ПОЕЗД / EMERGENCY SITUATIONS / RAILWAY TRANSPORT FACILITIES / ORGANIZATION FEATURES / RECOVERY OPERATIONS / RAPID RESPONSE / RECOVERY TRAIN / FIRE TRAIN

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кошкаров Руслан Витальевич, Королёва Людмила Анатольевна

Цель - обзор и обобщение информации о современном состоянии и особенностях организации спасательных и неотложных работ при ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте. Использованы отечественные и зарубежные научные публикации, нормативно-правовые акты РФ и другие источники о проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий ЧС на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости практического взаимодействия органов управления и сил функциональной подсистемы предупреждения и реагирования на угрозу или возникновение ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Кошкаров Руслан Витальевич, Королёва Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EMERGENCY SITUATIONS AT RAILWAY TRANSPORT FACILITIES

The work is aimed at summarizing information about the current state and features of rescue and emergency activities in emergency situations at railway transport facilities. Analytical methods were used to study Russian and foreign publications, legal acts and other sources on rescue and emergency recovery activities aimed at eliminating consequences of emergency situations at railway transport facilities. The article concludes that there is a need for practical interaction between the control bodies and the functional warning and response subsystem.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

Обзорная статья / Review article УДК 614. 841. 48

DOI: https://doi.org/10.21285/2500-1582-2020-4-374-383

Анализ чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта

1 9

© Р.В. Кошкаров1, Л.А. Королёва2

Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий, г. Владивосток, Россия 2Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург, Россия

Резюме: Цель - обзор и обобщение информации о современном состоянии и особенностях организации спасательных и неотложных работ при ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте. Использованы отечественные и зарубежные научные публикации, нормативно-правовые акты РФ и другие источники о проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий ЧС на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости практического взаимодействия органов управления и сил функциональной подсистемы предупреждения и реагирования на угрозу или возникновение ЧС.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, железнодорожный транспорт; особенности организации; восстановительные работы; оперативное реагирование; восстановительный поезд; пожарный поезд

Для цитирования: Кошкаров Р.В., Королёва Л.А. Анализ чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта. XXI век. Техносферная безопасность. 2020;5(4):374-383. https://doi.org/ 10.21285/2500-1582-2020-4-374-383

Analysis of emergency situations at railway transport facilities

1 9

Ruslan V. Koshkarov1, Lyudmila A. Koroleva2

Far Eastern Fire and Rescue Academy - branch of Saint Petersburg University of the Ministry of emergency situations of Russia, Vladivostok, Russia 2 Department of fire safety, emergency and rescue equipment and automobile industry, Saint Petersburg State University of emergency situations of Russia, Saint Petersburg, Russia

Abstract: The work is aimed at summarizing information about the current state and features of rescue and emergency activities in emergency situations at railway transport facilities. Analytical methods were used to study Russian and foreign publications, legal acts and other sources on rescue and emergency recovery activities aimed at eliminating consequences of emergency situations at railway transport facilities. The article concludes that there is a need for practical interaction between the control bodies and the functional warning and response subsystem.

Keywords: emergency situations at railway transport facilities; organization features; recovery operations; rapid response; recovery train; fire train.

For citation: Koshkarov RV, Koroleva LA. Analysis of emergency situations at railway transport facilities. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere security. 2020;5(4):374-383. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2500-1582-2020-3-374-383

ISSN 2500-1582

(print) XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1574 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY (online)_

2020;5(4):374-383

Кошкаров Р.В., Королёва Л.А. Анализ чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта Ruslan V. Koshkarov, Lyudmila A. Koroleva. Analysis of emergency situations

at railway transport facilities

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт РФ является ведущей отраслью в дорожно-транспортном комплексе. Он обеспечивает более 45% грузовых и около 30% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. Россия занимает одно из ведущих мест по объемам грузовых перевозок на Евразийском континенте, уступая только железным дорогам Китая и Индии1.

Растущая напряженность работы железнодорожного транспорта РФ требует гармоничного сочетания технического развития подвижного состава и инфраструктуры железных дорог с совершенствованием и реорганизацией системы предотвращения и ликвидации последствий ЧС на транспорте.

После реформирования системы управления железных дорог возникла острая необходимость в принятии новых управленческих, технических и технологических решений. Они должны включать кардинальные изменения организации работы предприятий, вошедших в состав ОАО «РЖД», в том числе, совершенствование системы предотвращения и ликвидации аварий и катастроф на железных дорогах.

Особую актуальность приобретает проблема в отношении объектов, находящихся в эксплуатации более 25 лет, оборудование которых физически и морально устарело, а технические решения не соответствуют современному уровню развития науки и техники, требованиям норм и правил промышленной безопасности. Основные производ-

1Экономика России: цифры и факты. Часть 3: Транспорт [Электронный ресурс] // Utmagazine.ru. URL:

https://utmagazine.ru/posts/10280-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-3-transport (11.10.2020).

ственные фонды ОАО «РЖД» изношены более чем на 80%, особенно подвижной состав. Нуждаются в замене более 20% железнодорожных путей, 16% из них находятся в аварийном состоянии. Отработали нормативные сроки и подлежат списанию около 86% и 97% вагонов соответственно электро- и дизельных поездов. Из 305 тяговых подстанций 197 работает более сорока (40) лет [1].

Следует отметить неудовлетворительное состояние ведомственных подъездных железнодорожных путей, по которым транспортируют вредные, по-жаро- и взрывоопасные вещества. Кроме того, причинами аварий на железнодорожном транспорте могут быть сложные метеорологические условия, человеческий фактор (ошибки в работе, нарушение действующих правил, инструкций, норм, несанкционированное вмешательство и т.д.), а также террористическая деятельность. При таких условиях на железнодорожном транспорте степень риска возникновения аварийных ситуаций достаточно высока. Поэтому необходимо быть готовым к ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров и других ЧС на транспорте [2].

Цель работы - обзор информации о современном состоянии и особенностях организации спасательных и неотложных работ при ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Основой исследования была систематизация, сравнительный анализ и обобщение литературных и нормативно-правовых источников, посвященных данным о ЧС на железнодорожном транспорте, а также особенностям организации спасательных и неотложных работ при ликвидации их последствий.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ рассмотренных литературных источников показал, что причинами аварийных ситуаций, имевших место на железнодорожном транспорте, чаще всего является сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Во время транспортировки опасных грузов (ОГ), таких как сжиженные газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые вещества, возникают утечки, взрывы, следствием чего является заражение местности. Не исключены размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения.

Приказом Министерства транспорта РФ от 18 декабря 2014 г. № 344 утверждено «Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта»2. В нем представлены определения таких событий, как крушение, авария, происшествие.

Аварии подразделяются на следующие категории:

- столкновение и сход с рельсов подвижного состава железнодорожного транспорта;

- аварии на железнодорожных переездах;

- аварии с опасными грузами;

2Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: Приказ Министерства транспорта РФ от 18 декабря 2014 г. N 344 [Электронный ресурс] // Система Гарант. URL:

https://base.garant.ru/70878628/ (02.11.2020).

- пожары и взрывы.

Признаками (последствиями) крушений являются столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, с транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях.

К основным факторам риска на железнодорожном транспорте относятся перевозки большого количества опасных грузов (ОГ) (до 2500 наименований)3. Они являются потенциальным источником возникновения ЧС с большим количеством пострадавших, значительными материальными убытками, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

Практика показывает, что наиболее опасными авариями являются те, которые сопровождаются пожаром. В этом случае ликвидация последствий аварии связана в первую очередь с необходимостью ликвидации процесса горения. Только после локализации пожара возможно проведение всего комплекса работ по ликвидации последствий аварии и восстановлению движения поездов.

Исследование большого количества аварий, сопровождавшихся пожаром, показали, что в результате горения аварийная ситуация значительно усложняется, а в случаях, когда не применяются эффективные меры борьбы с огнем, именно развитие пожара создает условия, при которых размеры и последствия аварии существенно увеличиваются [3].

3Мартынюк И.В. Повышение безопасности железнодорожных перевозок опасных грузов с учетом взаимодействия с другими видами транспорта и окружающей средой: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 20 с.

ISSN 2500-1582

(print) XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1574 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY (online)_

2020;5(4):374-383

Кошкаров Р.В., Королёва Л.А. Анализ чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта Ruslan V. Koshkarov, Lyudmila A. Koroleva. Analysis of emergency situations

at railway transport facilities

Каждая авария может иметь два принципиальных варианта развития4.

1. Авария без пожара (столкновение, опрокидывание вагона, сход с рельсов, разливка или истечение опасных грузов и

др.).

2. Авария, сопровождающаяся пожаром (горение цистерн, горение сыпучих или жидких продуктов, горение пассажирских и других вагонов и стационарных сооружений).

Особенностями железнодорожного транспорта, которые необходимо учитывать при планировании и организации аварийно-спасательных работ в ЧС, яв-ляются5:

- большая масса подвижного состава (общая масса грузового поезда составляет 3-5 тыс. т, масса пассажирского поезда - около 1 тыс. т, масса одной цистерны равна 80-100 т);

- высокая скорость подвижного состава (до 200 км / ч), при этом экстренный тормозной путь составляет сотни метров;

- наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);

- наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);

- влияние человеческого фактора на причины возникновения аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);

- многообразие поражающих факторов и опасность их комбинирования;

4Руководство по медицинской помощи при авариях с опасными грузами, перевозимыми по железным дорогам. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1997. 6 с.

5Руководство по медицинской помощи при авариях с опасными грузами, перевозимыми по железным дорогам. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного

транспорта, 1997. 6 с.

- труднодоступность места аварии для спасателей, пожарных, специалистов (болота, кустарники, высокие насыпи; значительное кол-во железнодорожных путей на крупных станциях и узлах).

В случаях террористических актов происходят аварии на железнодорожном транспорте: подрыв мостов, железнодорожных путей, вагонов, опор линий электропередач и иных объектов и конструкций. Для безопасного выполнения аварийно-восстановительных работ необходимо предварительно провести поиск и обезвредить боеприпасы и взрывчатку. К таким работам следует привлекать специальные саперные подразделения.

В случае возникновения аварий с опасными грузами для проведения дегазации, дезактивации территории, подвижного состава, грузов надо планировать привлечение специализированных подразделений химической и радиационной защиты МЧС РФ.

Согласно Инструкции по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах РФ от 13 декабря 1995 г. № ЦРБ-353 РФ, информация о ЧС на железнодорожном транспорте поступает через телефонную или радиосвязь от начальника поезда (машиниста) дежурному на ближайшей станции4,5. Дежурный передает информацию о месте и характере ЧС согласно плану взаимодействия органов управления и сил территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС6. К такой инфор-

6Положение о порядке задействования выездных врачебных бригад негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]. URL: http://scbist.com/scb/uploaded/docs/2011/noyabr-2011/noyabr2011-2/3562-ot-30-noyabrya-2011-g-n-2578r-str17.htm (11.10.2020).

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

мации относятся дата, время и место возникновения ЧС, сведения о поезде, количество погибших и травмированных, степень повреждения подвижного состава, объектов и сооружений, описание обстоятельств, метеорологические

условия, характер местности и условия доступа к месту аварии, информация о грузе и данные об аварийно-восстановительных работах. Если в сошедшем с рельс подвижном составе есть ОГ, и возникла угроза населению, то следует немедленно сообщить в местные органы власти и в региональные органы МЧС. Это необходимо для привлечения специализированных формирований, предназначенных для ликвидации последствий транспортных происшествий с опасными грузами, в соответствии с Правилами безопасности и порядка ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом7. Вместе с ними необходимо организовать эвакуацию людей, проживающих и находящихся в зоне действия.

Для ликвидации последствий схода одиночного подвижного состава на станциях дирекция железнодорожных перевозок организует аварийно-восстановительные команды. Для ликвидации последствий схода с рельсов и столкновений подвижного состава, а также для оказания помощи при стихийном бедствии предназначен восстановительный поезд, находящийся на балансе и в подправила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. Утв. МПС РФ 25.11.1996 г. № ЦМ-407, МЧС РФ от 31.10.1996 г. № 9/733/3-2. М., 2011. 3 с. 8Кирилюк И.Г. Обоснование путей совершенствования работы скорой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 1994. 23 с.

чинении Дирекции железнодорожных перевозок8.

При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий железнодорожных аварий и катастроф следует учитывать следующие особенности:

- аварии и катастрофы возникают на пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев на большой скорости, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, возникновения у них шокового состояния и последующей гибели;

- несвоевременное получение достоверной информации об аварии или катастрофе может привести к опозданию оказания помощи, увеличение количества жертв, в том числе при отсутствии навыков выживания у пострадавших;

- отсутствие, как правило, на начальном этапе спасательных работ, специальной техники, необходимых средств пожаротушения и сложность в организации эффективных мер эвакуации с места аварии;

- сложность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, необходимость их распределения и отправки в медицинские учреждения с учетом специфики лечения;

- осложнение обстановки в случае аварии или катастрофы при перевозке опасных грузов;

- необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на большой площади;

- необходимость организации приема, размещения, обслуживания (питание, услуги связи, транспортировки и т.д.) прибывших родственников пострадавших, организации отправления

ISSN 2500-1582

(print) XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1574 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY (online)_

2020;5(4):374-383

Кошкаров Р.В., Королёва Л.А. Анализ чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта Ruslan V. Koshkarov, Lyudmila A. Koroleva. Analysis of emergency situations

at railway transport facilities

погибших к месту их захоронения;

- необходимость быстрого возобновления движения на поврежденных путях910.

Как показывает практика, большинство аварийно-восстановительных работ железной дороги выполняются своими силами и средствами в течение суток. Но в случае ЧС с большим количеством пострадавших и погибших, когда необходимо выполнять сложные спасательные работы по извлечению людей из-под завалов и разрушенных вагонов, к ликвидации аварий привлекают дополнительные силы и средства, входящие в территориальную подсистему Единой государственной системы гражданской защиты.

В таких случаях важное значение имеет четкое взаимодействие всех участников ликвидации аварии, потому что, кроме технических проблем (разборка завалов, тушение пожаров и восстановление железнодорожных путей), необходимо решать иные задачи, требующие привлечения дополнительных сил и ресурсов11.

К таким задачам относятся охрана общественного порядка, обеспечение работы пожарно-спасательной и медицинской службы, отправление пострадавших с места ЧС, опознание и идентификация погибших, поиск, оповещение, встреча и размещение родственни-

9Руководство по медицинской помощи при авариях с опасными грузами, перевозимыми по железным дорогам. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1997. 6 с.

1 Фалеев М.И. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Калуга: Облиздат, 2001. 480 с.

^Экономика России: цифры и факты. Часть 3: Транспорт [Электронный ресурс] // Utmagazine.ru. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://utmagazine.ru/posts/10280-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-3-transport (11.10.2020).

ков погибших.

В соответствии с требованиями уставных документов в ОАО РЖД установилась четкая схема управления подразделениями, участвующих в тушении пожара и проведении аварийно-восстановительных работ.

Одним из структурных подразделений аппарата управления ОАО РЖД является Департамент безопасности движения, задачами которого являются ведение учета и осуществления анализа причин катастроф, аварий, инцидентов, других ЧС и дорожно-транспортных происшествий, незаконных вмешательств в деятельность железнодорожного транспорта, контроль за разработкой и выполнением профилактических мероприятий по их предупреждению; проверка готовности аварийно-восстановительных формирований региональных филиалов ОАО «РЖД» к ликвидации последствий катастроф, аварий, других транспортных происшествий и ЧС12.

Для оперативного управления ликвидацией аварийной ситуации в дирекциях железнодорожных перевозок и управлениях железных дорог создают оперативные штабы с участием руководителей ведущих служб с привлечением, в необходимых случаях, специалистов отправителя или получателя груза.

Руководители оперативных штабов вместе с представителями аварийных служб территориальной подсистемы

12Руководство по медицинской помощи при авариях с опасными грузами, перевозимыми по железным дорогам. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1997. 6 с.; Врублевский А.В., Гороховик М.В., Николаев А.А., Людко А.А.. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: курс лекций. Минск: ЦНИИТУ, 2005. 16 с.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС оперативно разрабатывают и выполняют план реагирования на аварийную ситуацию

По структурной схеме, руководитель ликвидации аварий (РЛА), возглавляющий оперативную группу, является первым уровнем управления.

Ко второму уровню управления относятся руководитель тушения пожара (РТП) и оперативный штаб, участвующие в ликвидации аварии и осуществляющие управление действиями по тушению пожара.

В компетенцию первого уровня управления входят следующие задачи:

- организация тушения пожара;

- эвакуация людей, техники и подвижного состава из опасных зон аварии;

- защита объектов и подвижного состава;

- разведка места опасного события;

- установление границы опасной зоны и оповещения населения;

- организация оказания медицинской помощи пострадавшим;

- принятие необходимых мер безопасности во время проведения аварийно-восстановительных работ;

- ликвидация последствий аварии;

- восстановление движения поездов;

- обеспечение действий пожарных подразделений;

- привлечение к проведению работ подразделений и формирований железной дороги.

13Положение о порядке задействования выездных врачебных бригад негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]. иРЬ: http://scbist.com/scb/uploaded/docs/2011/поуаЬг-2011/поуаЬг2011-2/3562-о^30-поуаЬгуа-2011-д-п-2578r-str17.htm (11.10.2020).

Особое место в решении этих задач занимает анализ обстановки, сложившейся в результате аварии, сопровождавшейся пожаром. Важной составляющей такого анализа обстановки является установление первичной информации о пожаре: место пожара, подвижной состав и вид горящего груза, внешние признаки пожара, подвижной состав и вид груза в зоне пожара, объекты и местность в зоне аварии.

На основании первичной информации РЛА с членами оперативного штаба разрабатывает сценарий возможного развития аварии, определяет параметры ее опасных зон и устанавливает объекты и подвижной состав железнодорожного транспорта. Исходя из количества объектов и подвижного состава, страдающих от опасных факторов аварии, сопровождающейся пожаром, он определяет необходимое количество пожарных подразделений для тушения пожара, защиты объектов и подвижного состава, а также подразделений и формирований железной дороги для проведения аварийно-восстановительных работ [4,5].

Задачи второго уровня непосредственно связаны с организацией и принятием мер по ликвидации пожара.

Во время тушения пожара на подвижном составе, грузовых и сортировочных станциях с учетом информации о пожаре, полученной в результате разведки, РЛА обязан провести следующие действия:

- установить степень выполнения работниками железнодорожного транспорта мероприятий по отцепке и отводе соседних вагонов и обесточивание электрических сетей, а также получить у энергодиспетчера письменное подтверждение о снятии напряжения;

- выяснить пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения или

ISSN 2500-1582

(print) XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1574 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY (online)

2020;5(4):374-383

Кошкаров Р.В., Королёва Л.А. Анализ чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта Ruslan V. Koshkarov, Lyudmila A. Koroleva. Analysis of emergency situations

at railway transport facilities

маневрирования поездов;

- с учетом особенностей железнодорожного транспорта назначить лиц, ответственных за соблюдение мер безопасности;

- установить степень угрозы соседним поездам, возможность отвода всего подвижного состава или отдельных горящих вагонов в безопасное место. Организовать, если нужно, защиту и отвод негорящих вагонов из опасной зоны, в первую очередь с людьми, взрывчатыми и ядовитыми грузами, а также цистерн с легковоспламеняющимися и горючими веществами;

- в случае растекания горящей жидкости организовать строительство земляного препятствия или лотков для стока этой жидкости в безопасное место;

- принять меры по защите личного состава от отравления токсичными веществами [6].

Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи между первым и вторым уровнями управления. Совокупность решений, которые принимают руководители ликвидации аварии и тушения пожара, составляют иерархию решений, которая определяет структурные связи между ними.

Для эффективного управления подразделениями (участками, секторами) необходимо, чтобы решения были согласованы между собой как на одном, так и на разных уровнях управления. Большое значение имеет содержание решений руководителя ликвидации аварии, особенно на этапе определения необходимого количества пожарных подразделений. Важно осуществлять контроль над выполнением приказов на всех уровнях управления.

Определены функции и задачи органов управления, сил и средств функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС по предотвращению и ре-

агированию на угрозы или возникновение ЧС на региональном и объектовом уровне. Описаны организации взаимодействия оперативных штабов, координирующих органов и сил гражданской защиты во время реагирования на ЧС.

Учет особенностей условий, в которых будут выполняться спасательные и аварийно-восстановительные работы на железнодорожном транспорте, позволит повысить оперативность работ и эффективность взаимодействия органов управления и сил функциональной подсистемы предупреждения и реагирования на угрозу или возникновение ЧС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа причин транспортных происшествий на железнодорожном транспорте, в том числе и при перевозке опасных грузов, можно сделать вывод, что значительная часть этих событий происходит из-за коммерческих неисправностей грузовых вагонов, катастрофического износа основных средств. С другой стороны, причиной возникновения происшествий на железнодорожном транспорте является также нарушение требований безопасности, влекущие за собой, в свою очередь, значительный материальный ущерб.

Принимая во внимание накопленный опыт организации и проведения аварийно-восстановительных работ при ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте, авторы предлагают совершенствовать систему оповещения об угрозе и возникновении транспортных происшествий, оперативное реагирование на ликвидацию их последствий, а также координацию и тесное взаимодействие сил функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации угрозы или возникновения ЧС на железнодорожном транспорте в структуре Единой системы защиты. Качественное повышение безопасности движения поездов, обусловленное современными требо-

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

ваниями, возможно только при условии совершенствования организационно-технического, технологического, информацион-

ного, кадрового элементов перевозочного процесса.

Список литературы

1. Шойгу С.К. Гражданская защита. М.: Деловой экспресс, 2007. 548 с.

2. Batarliene N., Jarasuniene A. Analysis of the accidents and incidents occurring during the transportation of dangerous goods by railway transport // Transport. 2014. Vol. 29. № 4. P. 395-400. https:// doi.org/10.3846/16484142.2014.983967

3. Jianxi Xu, Zhao Tang, Xiaolin Yuan, Yinyu Nie, Zong Ma, Xihui Wei, Jian J. Zhang A VR-based the emergency rescue training system of railway accident // Entertainment Computing. 2018. Vol. 27. P. 23-31. https://doi.org/10.1016/j.entcom.2018.03.002

4. Каратай Ш.С. Организация медицинской помощи при катастрофах. Казань, 1989. 13 с.

5. Hazard ranking for railway transport of dangerous goods in Canada / R. Macciotta, S. Robitaille, M. Hendry, C. D. Martin // Case Studies on Transport Policy. 2018. Vol. 6. Iss. 4. P. 43-50. https://doi.org/ 10.1016/j.cstp.2017.11.006

6. Wang D., Zhang T. Engineering accidents in society: A comparison of Chinese and American railway accident investigation // Technology in Society. 2015. Vol. 43. P. 69-74. https://doi.org/10.1016/j. techsoc.2015.05.011

References

1. Shoigu SK. Civil protection. Moscow: Delovoy Express, 2007. 548 p.

2. Batarliene N, Jarasuniene A. Analysis of the accidents and incidents occurring during the transportation of dangerous goods by railway transport. Transport. 2014;29(4):395-400. https://doi.org/10. 3846/16484142.2014.983967

3. Jianxi Xu, Zhao Tang, Xiaolin Yuan, Yinyu Nie, Zong Ma, Xihui Wei, Jian J. Zhang A VR-based the emer-gency rescue training system of railway accident. Entertainment Computing. 2018;27:23-31. https://doi.org/10.1016Zj.entcom.2018.03.002

Сведения об авторах

Кошкаров Руслан Витальевич,

начальник кафедры специальной подготовки, Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

690922, Россия, Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 27, И e-mail: [email protected]

Королёва Людмила Анатольевна,

кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника кафедры пожарной, аварийно-спасательной техники

4. Karatai ShS. Organization of medical care in disasters. Kazan, 1989. 13 p.

5. Macciotta R, Robitaille S, Hen-dry M, Martin CD. Hazard ranking for railway transport of dangerous goods in Canada. Case Studies on Transport Policy. 2018;6(4):43-50. https://doi.org/10.1016/j.cstp.201 7.11.006

6. Wang D, Zhang T. Engineering accidents in society: A comparison of Chinese and American railway accident investigation. Technology in Society. 2015; 43:69-74. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2015. 05.011

Information about the authors

Ruslan V. Koshkarov,

head of the department of special training, Far Eastern fire and rescue Academy -a branch of the St. Petersburg University State fire service of the Ministry Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and liquidation of the consequences of natural disasters,27 p. Ajax, Russian island, Vladivostok, 690922, Primorsky Krai, Russia, El e-mail: [email protected]

Lyudmila A. Koroleva,

Cand. Sci. (Eng.), associate Professor, Deputy Head of the Fire Department, rescue equipment and automotive industry,

ISSN 2500-1582

(print) XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1574 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY (online)_

2020;5(4):374-383

Кошкаров Р.В., Королёва Л.А. Анализ чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта Ruslan V. Koshkarov, Lyudmila A. Koroleva. Analysis of emergency situations

at railway transport facilities

и автомобильного хозяйства

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы

Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий,

196105, г. Санкт-Петербург, Московский пр,

149, Россия,

e-mail: [email protected]

Saint Petersburg University,

State Fire Service Ministries of the Russian

Federation for civil defense,

emergencies and liquidation

consequences of natural disasters,

149 Moskovsky Ave, St. Petersburg 196105,

Russia,

e-mail: [email protected]

Заявленный вклад авторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Статья поступила в редакцию 15.10.2020; одобрена после рецензирования 15.11.2020; принята к публикации 30.11.2020.

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests.

All authors have read and approved the final manuscript.

The article was submitted 15.10.2020; approved after reviewing 15.11.2020; accepted for publication 30.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.