Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ О РЕГИСТРАЦИИ ОБЪЕКТОВ, ЗАПУСКАЕМЫХ В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО'

ВОПРОСЫ О РЕГИСТРАЦИИ ОБЪЕКТОВ, ЗАПУСКАЕМЫХ В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космические объекты / регистрация / космическое пространство / космический регистр / конвенция / соглашение / space objects / registration / outer space / space register / convention / agreement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д.С. Андреев

Космические объекты — это искусственно созданные пилотируемые и беспилотные аппараты и средства, предназначенные для запуска в космос. Проблема идентификации космических объектов актуальна для космического права. Всевозрастающая активность государств в области исследования и освоения космоса привела к необходимости систематического учета объектов, запускаемых в космос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS ABOUT REGISTRATION OF OBJECTS LAUNCHED INTO OUTER SPACE

Space objects are artificially created manned and unmanned vehicles and means designed to be launched into space. The problem of identifying space objects is relevant for space law. The everincreasing activity of states in the field of space research and exploration has led to the need for a systematic accounting of objects launched into space.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ О РЕГИСТРАЦИИ ОБЪЕКТОВ, ЗАПУСКАЕМЫХ В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО»

УДК 341.229

ВОПРОСЫ О РЕГИСТРАЦИИ ОБЪЕКТОВ, ЗАПУСКАЕМЫХ В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Д. С. Андреев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pravo-sibsau@mail.ru

Космические объекты — это искусственно созданные пилотируемые и беспилотные аппараты и средства, предназначенные для запуска в космос. Проблема идентификации космических объектов актуальна для космического права. Всевозрастающая активность государств в области исследования и освоения космоса привела к необходимости систематического учета объектов, запускаемых в космос.

Ключевые слова: космические объекты, регистрация, космическое пространство, космический регистр, конвенция, соглашение.

QUESTIONS ABOUT REGISTRATION OF OBJECTS LAUNCHED

INTO OUTER SPACE

D.S. Andreev

Reshetnev Siberian State University of Science and Tecnology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pravo-sibsau@mail.ru

Space objects are artificially created manned and unmanned vehicles and means designed to be launched into space. The problem of identifying space objects is relevant for space law. The ever-increasing activity of states in the field of space research and exploration has led to the need for a systematic accounting of objects launched into space.

Keywords: space objects, registration, outer space, space register, convention, agreement.

Разумная и упорядоченная космическая деятельность государств требует систематического учета произведенных запусков и информации о них всеми государствами в интересах содействия развитию международного сотрудничества в области освоения космоса. Это является основной целью регистрации космических объектов.

Российская Федерация является стороной четырех из пяти базовых международных документов по космическому праву:

a) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года («Договор о космосе 1967 года»);

b) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 года («Соглашение о спасании 1968 года»);

c) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года («Конвенция об ответственности 1972 года»);

ё) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974 года («Конвенция о регистрации 1974 года»).

Национальное регулирование космической деятельности в России состоит из набора нормативных актов разного уровня.

Основным законодательным актом, регулирующим космическую деятельность в России, является Закон Российской Федерации РФ № 5663-1 «О космической деятельности» от 20 августа 1993 года (в последней редакции от 15 апреля 2019 года) («Закон о космической деятельности»). Закон о космической деятельности фиксирует цели и принципы космической деятельности в России, определяет порядок лицензирования, финансирования космической деятельности, сертификации соответствия космической техники, затрагивает вопросы безопасности и международного сотрудничества в рамках космоса.

Регистрация космических объектов в России регулируется Приказом Роскосмоса от № 44 «Об утверждении Административного регламента Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по ведению Регистра космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство» 22 марта 2010 года («Регламент по регистрации»).

В Регламенте по регистрации подробно описываются этапы внесения запущенного космического объекта в соответствующий регистр («Космический регистр»). Положения Регламента по регистрации основываются на Конвенции о регистрации, стороной которой является Россия.

Так, правила регистрации предусматривают порядок представления в ООН сведений о каждом космическом объекте, внесенном в Космический регистр. Россия сохраняет за собой юрисдикцию и контроль над зарегистрированным космическим объектом, запущенным в космос, и поэтому несет ответственность за любой такой объект.

Стоит отметить, что Космический регистр содержит данные о космических объектах, выведенных на орбиту вокруг Земли и совершивших хотя бы один виток, или о космических объектах, выведенных дальше в космос. Это означает, что некоторые объекты не включены в космический реестр, а значит, существует вероятность того, что такие объекты находятся под контролем не только государства, но и международных организаций. [3]

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космос, такая регистрация обязательна для ее участников. Государство, запустившее космический объект на околоземную орбиту или далее в космос, регистрирует его путем внесения записи в соответствующий регистр, который ведет это государство. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.

Государство, осуществляющее запуск или организацию космического объекта, уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об учреждении такого регистра, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который будет вноситься информация, предоставленная государством регистрации. Государство, в регистр которого внесен объект, сохраняет за собой юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта, находящегося в космосе, в том числе на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космос, включая объекты, доставленные или построенные на небесном теле, так и на их составные части. [1]

Космические объекты РФ подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

Российская Федерация сохраняет за собой юрисдикцию и контроль над космическими объектами, зарегистрированными у нее, пока такие объекты находятся на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах и даже после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства. Если космический объект создается российскими организациями и гражданами совместно с иностранными государствами, организациями и гражданами или международными

организациями, то вопросы регистрации такого объекта, подведомственности и контроля над ним, а также вопросы собственности на такой космический объект рассматриваются на основании соответствующих международных договоров.

При выполнении государственной функции Роскосмос присваивает зарегистрированному космическому объекту неповторяющийся во времени регистрационный номер (Рис.1).

Предварительное рассмотрение и внесение в план запусков на очередной год космических объектов.

планируемых к запуску

Получение Роскосмосом заявки на регистрацию космического объекта, загущенного

в космическое пространство

Проверка полноты и достоверности полученной информации о запуске космического объекта

е космическое пространство

Присвоение космическому объекту регистрационного номера, внесение записи о его запуске в Регистр

Получение Роскосмосом информации о космических объектах, которые, будучи выаеденными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите

Подготовка информации о космических объектах, занесенных в Регистр, и передача этой информации в МИД России для представления Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций

Получение Роскосмосом информации о международном регистрационном номере космического объекта и внесение его в Регистр

Выдача выписок из Регистра

Рис. 1. Блок-схема исполнения государственной функции по ведению Регистра космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство

Регистр содержит данные о космических объектах, выведенных на орбиту вокруг Земли и совершивших хотя бы один виток, или о космических объектах, выведенных дальше в космос.

Ведение Регистра осуществляется Роскосмосом во взаимодействии с Минобороны России и МИД России. Обработку и уточнение информации о запущенных космических объектах Роскосмос осуществляет при участии федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», на которое возложена информационно-методическая поддержка работ по ведению Регистра.

Результатом исполнения государственной функции по ведению Регистра является государственная регистрация космического объекта и включение данных о космическом объекте в Регистр. До запуска космического объекта, осуществляемого Российской Федерацией, Роскосмос предварительно рассматривает обращения от организаций ракетно-космической промышленности и других заинтересованных юридических и физических лиц о включении в план запусков на очередной год космических объектов, планируемых к запуску.

На этапе предварительного рассмотрения таких заявок Роскосмос при принятии решения о запуске учитывает наличие правовых и иных оснований для регистрации таких космических объектов. В случае заявок на запуск иностранного космического объекта должно быть указано государство, в регистр которого планируется внесение этого космического объекта. В этом случае по результатам согласования с Министерством обороны Российской Федерации и иными заинтересованными государственными органами Роскосмос или иной федеральный орган исполнительной власти вносит в Правительство Российской Федерации проект распоряжение относительно запуска такого космического объекта.

Государственная регистрация космического объекта осуществляется путем присвоения ему регистрационного номера и внесения информации о регистрируемом космическом объекте в Регистр.

В течение двух суток после получения информации, размещенной на соответствующем официальном Интернет-сайте Управления по вопросам космического пространства Секретариата ООН, о международном регистрационном номере, присвоенном запущенному и находящемуся под юрисдикцией и контролем Российской Федерации космическому объекту, Роскосмос вносит ее в Регистр. [2]

Таким образом, порядок регистрации космического объекта предусматривает получение, проверку, сбор и использование информации о космических объектах, выведенных в космос, внесение необходимых изменений и уточнений в учет по результатам взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, лицами, осуществляющими эксплуатацию космического объекта, международными организациями и иностранными государствами в соответствии с требованиями законодательства и международными обязательствами РФ.

Библиографические ссылки

1. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/2540325/ (дата обращения: 02.04.2022).

2. Лелюхина А.М., Илюшина Т.В., Колевид Т.К. [и др.] ; под ред. А.П. Сизова Государственные учётные системы по управлению и развитию территорий Российской Федерации: учебное пособие. - М.: КноРус, 2018. - 208 с. - Текст : непосредственный.

3. Правовое регулирование космической деятельности в России // Legal Counsel to Innovators. - Текст : электронный. - URL: https://www.buzko.legal/content-ru/pravovoe-regulirovanie-kosmicheskoy-deyatelnosti-v-rossii (дата обращения: 02.04.2022).

© Андреев Д.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.