Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ": МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ПОНЯТИЕ "ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ": МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / СПУТНИК / КОСМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ / НЕБЕСНОЕ ТЕЛО / КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР / БАЗОВЫЕ ДОГОВОРЫ ПО КОСМОСУ / КОМИТЕТ ООН ПО КОСМОСУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ложковой Пётр Николаевич

Искусственные спутники составляют основной инструмент освоения и использования космоса. Практически ни одна сфера космической деятельности невозможна без спутников. Между тем в массиве международного космического права не дано ни понятия, ни определения понятия «спутник». В законодательстве Российской Федерации используется термин «спутник» и «космические объекты». Эти же термины используются в международных соглашениях России и в документах ЕАЭС, но определение их не дается. В базовых договорах по международному космическому праву чаше всего используется термин «космический объект». В международных документах упоминается два вида космических аппаратов. Первый вид - это «космический объект», который имеет очень широкий состав: это и корабли, и станции, и их части, и сооружения на небесных телах. Второй вид - это одна из категорий космических объектов - спутники, движущиеся по орбите, то есть спутники выделяются в отдельный вид по признаку движения. Основной признак космических объектов - это искусственное происхождение, в отличие от небесных тел, составляющих часть природы космоса. Определение понятия «спутник» имеет значение для борьбы, с так называемым космическим мусором - висящие в космосе отработавшие спутники или их детали. Нормативно-правового решения этого вопроса пока нет, в доктрине господствующим мнением является, что мусор не может квалифицироваться как спутники, а потому борьба с ними не требует идентификации их государственной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "ARTIFICIAL SATELLITE OF THE EARTH": INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS

Artificial satellites are the main tool for space exploration and use. Virtually no sphere of space activity is possible without satellites. Meanwhile, in the body of international space law, neither the concept nor the definition of the concept of "satellite" is given. In the legislation of the Russian Federation, the term "satellite" and "space objects" are used. The same terms are used in international agreements of Russia and in the documents of the EEU, but they are not defined. In basic treaties on international space law, the term "space object" is most often used. Two types of spacecraft are mentioned in international documents. The first type is a "space object", which has a very wide composition: these are ships, stations, their parts, and structures on celestial bodies. The second type is one of the categories of space objects-satellites moving in orbit, that is, satellites are separated into a separate type based on movement. The main feature of space objects is their artificial origin, in contrast to the celestial bodies that are part of the nature of the cosmos. The definition of "satellite" is important for the fight against so -called space debris-spent satellites hanging in space or their parts. There is no normative solution to this issue yet. The prevailing view in the doctrine is that debris can not be qualified as satellites, and therefore the fight against them does not require identification of their state affiliation.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ": МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

_Международное право; Европейское право

DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_117

ПОНЯТИЕ «ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ»: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ЛОЖКОВОЙ Пётр Николаевич,

соискатель кафедры международного права

Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД Российской Федерации. E-mail: rtgpetr@ya.ru

Краткая аннотация. Искусственные спутники составляют основной инструмент освоения и использования космоса. Практически ни одна сфера космической деятельности невозможна без спутников. Между тем в массиве международного космического права не дано ни понятия, ни определения понятия «спутник». В законодательстве Российской Федерации используется термин «спутник» и «космические объекты». Эти же термины используются в международных соглашениях России и в документах ЕАЭС, но определение их не дается. В базовых договорах по международному космическому праву чаше всего используется термин «космический объект». В международных документах упоминается два вида космических аппаратов. Первый вид - это «космический объект», который имеет очень широкий состав: это и корабли, и станции, и их части, и сооружения на небесных телах. Второй вид - это одна из категорий космических объектов - спутники, движущиеся по орбите, то есть спутники выделяются в отдельный вид по признаку движения. Основной признак космических объектов - это искусственное происхождение, в отличие от небесных тел, составляющих часть природы космоса. Определение понятия «спутник» имеет значение для борьбы, с так называемым космическим мусором - висящие в космосе отработавшие спутники или их детали. Нормативно-правового решения этого вопроса пока нет, в доктрине господствующим мнением является, что мусор не может квалифицироваться как спутники, а потому борьба с ними не требует идентификации их государственной принадлежности.

Abstract. Artificial satellites are the main tool for space exploration and use. Virtually no sphere of space activity is possible without satellites. Meanwhile, in the body of international space law, neither the concept nor the definition of the concept of "satellite" is given. In the legislation of the Russian Federation, the term "satellite" and "space objects" are used. The same terms are used in international agreements of Russia and in the documents of the EEU, but they are not defined. In basic treaties on international space law, the term "space object" is most often used. Two types of spacecraft are mentioned in international documents. The first type is a "space object", which has a very wide composition: these are ships, stations, their parts, and structures on celestial bodies. The second type is one of the categories of space objects-satellites moving in orbit, that is, satellites are separated into a separate type based on movement. The main feature of space objects is their artificial origin, in contrast to the celestial bodies that are part of the nature of the cosmos. The definition of "satellite" is important for the fight against so -called space debris-spent satellites hanging in space or their parts. There is no normative solution to this issue yet. The prevailing view in the doctrine is that debris can not be qualified as satellites, and therefore the fight against them does not require identification of their state affiliation.

Ключевые слова: Международное космическое право; спутник; космический объект; космический корабль; небесное тело; космический мусор; базовые договоры по космосу; Комитет ООН по космосу.

Keywords: International space law; satellite; space object; spacecraft, celestial body; space debris; basic treaties on outer space; UN Committee on outer space.

Исследование и использование космоса относится к одной из самых высоко технологичных областей человеческой деятельности. Правовое регулирование данной области деятельности невозможно без всемерного учета ее технической стороны. Член Международного Суда Р. Дженнингс правильно писал: «В таких случаях следует начинать с экспертов, которые укажут на необходимость проведения надлежащей политики; после этого нужно обратиться к юристам» [35, р. 164].

Признание важности учета технических проблем и особенностей отразилось в создании Научно-технического подкомитета в рамках главного органа ООН по космической деятельности - Комитета ООН по космосу.

Основным техническим средством исследования и использования космоса являются искусственные спутники.

Однако понятие «искусственный спутник Земли» не получило определения ни в рамках Научно-технического, ни в рамках Юридического подкомитета. Между тем уже в Договоре по космосу и в Конвенции о регистрации ясно установлена цель - обеспечить идентификацию космического объекта, чтобы в любое время и в каждом отдельном случае установить государство, которое несёт ответственность за конкретный космический объект и, в конечном счёте, ответственность за ущерб, причинённый этим объектом.

Что касается технических, эксплуатационных характеристик спутников, то в различных справочных изданиях такое определение приводится.

Так, Большая российская энциклопедия дает следующее определение: «ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ (ИСЗ), космич. аппарат, выведенный на орбиту вокруг Земли и совершивший не менее одного оборота» [22]. Далее уточняется, что «ИСЗ выводятся на орбиты с помощью ракет-носителей, а контроль движения ИСЗ осуществляется путём наблюдения со спец. наземных станций» [22].

Подобное же определение приводится в Британской энциклопедии: «Спутник - это естественный объект (Луна) или космический аппарат (искусственный спутник), вращающийся вокруг астрономического тела большего размера» [31].

Другие справочные издания содержат определения, принципиально не отличающиеся от приведенных (см., например, Политехнический словарь) [28].

Что же касается международно-правового определения «спутник», то ни в источниках международного права, ни в доктринах, ни в национальном законодательстве, такого общепризнанного определения нет.

В законодательстве Российской Федерации используются разные термины:

- «спутник» - (Закон РФ «О космической деятельности» [19], Гражданский кодекс [18], Федеральный закон «О связи» [20], Указ Президента РФ «Об основах государственной политики в Арктике» [21] и пр.

- «космические объекты» (Федеральный закон РФ «О космической деятельности» [19] определяет правовой статус и правила осуществления юрисдикции и контроля над такими объектами, однако определения «космических объектов» в Законе нет).

В двусторонних соглашениях России с другими государствами используется термин «спутник» без определения. См., например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны 1994 г. [13]; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" 2000 г. [11] и др.

В документах органов Евразийского экономического союза неоднократно используется термин «спутник». К примеру, в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 16.03.2020) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" [10]; в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 № 210 (ред. от 31.07.2019) "Об утверждении Методологии ведения статистики взаимной торговли товарами государств -членов Евразийского экономического союза и Методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза" [9].

Однако определения термина «спутник» ни в подобных документах, ни в самом учредительном Договоре ЕАЭС [1] нет.

Отсутствует такое определение и в документах Межгосударственного совета СНГ по космосу, в том числе в базовых договорах СНГ - Соглашении о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991 г. [14]; Соглашении об осуществлении совместной деятельности государств - участников Содружества Независимых Государств в области исследования и использования космического пространства в мирных целях 2018 г. [16]; Конвенции СНГ о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях 2018 г.[6].

Г.П. Жуков пояснял, что попытки выработать определение искусственного спутника или космического объекта предпринимались как в дипломатической практике, так и в доктрине. В период разработки Конвенции 1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими

объектами, ряд государств вносили предложения по такому определению. «Однако общего согласия (консенсуса) по этому вопросу достигнуть не удалось, и было решено не давать такого определения. С учетом предшествующего опыта в дальнейшем подобного рода попытки не предпринимались» [26, а 73]. Некоторые немногочисленные попытки дать определение имели место в проектах документов за пределами Комитета ООН по космосу. Это проект Конвенции 1962 г. о создании Европейской организации по разработке ракет-носителей, а также документы Всемирной административной конференции радиосвязи 1971 г. [26, а 74]. Но, как уже упоминалось, общепризнанного статуса эти определения не получили.

Обратимся к действующим базовым договорам о космической деятельности. В них чаще всего используется термин «космический объект». Этот термин применяется к любому устройству, которое запущено или запускается в космос. В главном «космическом договоре» - Договоре по космосу [2] вообще нет понятийного терминологического аппарата, и лишь употребляются различные термины: в ст. IV говорится об «объектах, выведенных на орбиту вокруг Земли»; в ст. V упоминается «космический корабль»; в ст. VII упоминается «запуск объекта», в ст. VIII «объект, запущенный в космическое пространство» или «находящийся на небесном теле».

Термин «космический объект» используется в ст. 1-4 Соглашения о спасании космонавтов [15]. Довольно подробное перечисление приводится в Соглашении о Луне (п. 1 ст. 12): «космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения» на Луне [12]. В п. 2 ст. 3 того же Соглашения все перечисленное охватывается словами «искусственные космические объекты» [12].

Уточнение «космического объекта» включено в п. (Ь) ст.1 Конвенции о регистрации: «термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части» [5]. Почти такая же формулировка включена в п. ст. 1 Конвенции о международной ответственности: термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части [4]. Напомним, что, как говорилось ранее, именно в период подготовки данных двух конвенций в Комитете по космосу велись активные дебаты относительно определения понятия «космический объект». Значение этого термина могло определить все содержание Конвенции о международной ответственности, поскольку в ст. II предусмотрена абсолютная ответственность государства за ущерб, причиненный его космическим объектом [4].

Таким образом, в международных договорах по вопросам космической деятельности чаще всего используются наименования «космический аппарат», «космический корабль», «космический объект», причем также без определения. Термин «космический объект» неоднократно употребляется в договорах

по космическому праву применительно к любому объекту, запущенному в космос или в отношении которого предпринята такая попытка. В число таких объектов могут входить космические корабли, космические средства передвижения, спутники, космические станции, установки, оборудование, приспособления и их компоненты или части. Однако определения, включенные в Конвенцию о регистрации [5] и в Конвенцию о международной ответственности [4] по сути своей являются просто описаниями и данное в них определение опирается само на себя: ««космический объект» включает составные части космического объекта». Поэтому единственным основополагающим признаком космического объекта является его искусственное происхождение.

Теперь обратим внимание на такую важную для космической деятельности международную организацию, как Международный союз электросвязи (далее - МСЭ) [3; 7; 27]. В.С. Верещетин справедливо отмечает, что «Союзу принадлежит первое место среди всех специализированных учреждений ООН по количеству и объему работ, связанных с космосом» [24, с. 118]. МСЭ ведет большую практическую работу по регистрации спутников, по распределению мест на геостационарной орбите и распределению радиочастот. Союз, в частности, осуществляет распределение радиочастотного спектра, выделение радиочастот и регистрацию радиочастотных присвоений и, для космических служб, соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников или соответствующих характеристик спутников на других орбитах, чтобы избежать вредных помех между радиостанциями различных стран [27].

В учредительных актах МСЭ, например, Уставе используется термин «спутник», но определения нет [17]. Несколько определений содержится в Регламенте радиосвязи [7]. В Разделе VIII «Технические термины, касающиеся космоса», есть определение «космический корабль» (п. 1.178): «Созданное человеком средство передвижения, предназначенное для запуска за пределы основной части атмосферы Земли»; определение термина «спутник» (п. 1.179): «Тело, обращающееся вокруг другого тела большей массы, движение которого в основном и постоянно определяется силой притяжения этого другого тела». Более того, понятие «спутник» подразделяется на два: «активный спутник:», под которым имеется в виду «Спутник, несущий станцию, предназначенную для передачи или ретрансляции сигналов радиосвязи» (п. 1.180) и «отражающий спутник»: это «Спутник, предназначенный для отражений сигналов радиосвязи» (п. 1.181). В классификации МСЭ выделяются также геостационарные спутники, то есть постоянно находящиеся над одной и той же точкой земной поверхности, обычно в районе экватора на высоте 36 000 км; и не геостационарные, то есть перемещающиеся по орбите. Кроме того, спутники классифицируются по расположению на орбите: фиксирован-

ные, мобильные, меняющие орбиты [29]. По высоте орбиты их делят на находящиеся на высоте 10-25 000 км, - это средне орбитальные, а совершающие обороты на высоте 250-1.500 км, -это низкоорбитальные [30].

Таким образом, в международных документах выявляется два вида космических аппаратов. Первый вид - это «космический объект», который имеет очень широкий состав: это и корабли, и станции, и их части, и сооружения на небесных телах. Второй вид - это одна из категорий космических объектов - спутники, движущиеся по орбите, то есть спутники выделяются в отдельный вид по признаку движения. Практически в одном и том же значении в соглашениях по космическому праву используются термины «космический корабль» и «средства доставки» для обозначения объекта с человеком или без человека на борту, который используется, передвигается или располагается в космическом пространстве или на небесных телах.

Примечательно, что в Договоре по космосу [2] и в Соглашении о Луне [12] использование термина «космический корабль» как движущегося объекта отличается от использования терминов «станция», «установка», «оборудование» как стационарных объектов.

Родовой признак всех космических объектов - их искусственное происхождение: они все сделаны руками человека, в отличие от небесных тел, которые составляют часть природы космоса. Чешский ученый В. Копал подчеркивал, что «космические объекты специально изготавливаются для запуска в космос» [35, р. 40]. С таким дополнением нельзя не согласиться.

Э.Г. Василевская для отличия космического объекта от небесного тела дает следующее определение небесного тела: «космическое право понимает под небесными телами естественные необитаемые космические тела, которые государства вправе использовать в интересах прогресса и исключительно в мирных целях» [23, с. 18]. Автор права в том, что небесные тела, в отличие от спутников, имеют естественное происхождение и на них распространяется международное право.

Признак искусственного происхождения имеет важное значение для формирования юридического статуса космических объектов. Они производятся человеком и служат инструментом исследования и использования космоса. Небесные тела же являются объектом исследования и использования. Юридическое следствие этого - ответственность государства, использующего космические объекты. Однако государство несет ответственность и в случае нанесения ущерба космическому объекту другого государства и небесному телу. Относительно ответственности за ущерб космическому объекту действуют общие правила ответственности; относительно ответственности за ущерб небесным телам такой ясности пока нет: в последующих разделах мы остановимся на этом подробнее.

Таким образом, в действующем международном кос-

мическом праве нет определения искусственного спутника Земли как отдельной категории космических объектов, и использование спутников регулируется так же, как других космических объектов.

Активное развитие технологических возможностей использования спутников привело к появлению ещё одного вопроса, имеющего отношение к определению юридического статуса спутников: являются ли спутниками твердые частицы, составляющие так называемый «космический мусор»?

Действительно, частицы, вращающиеся вокруг Земли, но не несущие никакой полезной нагрузки, могут создавать и реально создают опасность не только для космических объектов, но и на Земле. А.Н. Вылегжанин и М.Р. Юзбашян приводят пример такого ущерба на Земле - падение космического корабля «Колумбия» [25, с. 21].

В «космическом мусоре» можно выделить две категории элементов: это части, первоначально входившие в состав того или иного космического объекта, а также отработавшие объекты, не снятые с орбиты. Нормативного определения космического мусора пока не существует. Некоторые авторы утверждают, что «с1еЬп» можно квалифицировать как объект, над которым государство регистрации утратило контроль [32, р. 231]. С нашей точки зрения, это несколько упрощенный подход, поскольку происхождение мусора может быть очень различным.

Вопрос о том, можно ли расценивать космический мусор как часть космического объекта, обсуждался в ходе 64-й Конференции Ассоциации международного права в 1990 г. в Австралии [33, р. 166-167]. Члены Комитета по космосу, представлявшие научную общественность разных государств, исходили из того, что космический мусор представляет собой значительную опасность для всех космических объектов, и определение надлежащего статуса отдельных частей, составляющих мусор, было первым шагом к установлению принадлежности этих частей, а затем к потенциальному предъявлению ответственности в случае нанесения ущерба. Некоторые участники дискуссии (К. Кристол из США, А. Кокка из Аргентины, Э. Константинов из Болгарии и другие) указывали на то, что ни один договор по космосу не содержит категории «космический мусор», а потому его следует расценивать как части космиче-

Библиография:

ских объектов. Некоторые (Н.М. Матте из Канады, Л. Перек из штаб-квартиры Ассоциации) указывали на невозможность идентифицировать отдельные частички и тем самым атрибутировать ответственность [33, p. 166-167].

После обсуждения вопроса о мусоре как части космических объектов на следующей, 65-й сессии Ассоциации международного права участникам удалось согласовать определение понятия «космически мусор»: «Мусор (debris) объекты в космосе, иные, нежели активные спутники, находящиеся вблизи Земли, чреватые столкновением с активным космическим аппаратом либо несущие иную угрозу деятельности в космосе» [34, р.154].

Мусор (debris) может быть:

а) природный, который обычно не называют «debris»;

б) произведенный человеком (образующийся вследствие космической деятельности).

Мусор, произведенный человеком, может быть результатом:

- рутинных космических операций, включая отработавшие ступени ракет или носителей, и технические средства, отделившиеся в процессе нормального маневрирования;

- осколки, образовавшиеся во время целенаправленного или случайного взрыва или разрушения спутника;

- осколки, образовавшиеся при столкновении;

-частицы или иные формы загрязнения, в результате

ракетных выхлопов;

- неработающие спутники;

«Орбитальный мусор» - объекты, движущиеся по земной орбите и чреватые угрозой столкновения с космическим аппаратом или иной нежелательной помехой космической деятельности [34, p. 154].

Таким образом, возобладала точка зрения, согласно которой космический мусор (debris) не может квалифицироваться как самостоятельный спутник или иной космический объект, но создающийся в результате разрушения спутника или иного космического объекта.

В Комитете ООН по космосу вопрос о борьбе с космическим мусоре рассматривается совместно с вопросом о правовом регулировании использования спутников [8].

1. Договор о Евразийском экономическом союзе" (Астана, 29.05.2014 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 15.05.2020).

2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27.01.1967 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ (дата обращения: 15.05.2020).

3. Конвенция Международного союза электросвязи (с изменениями на 6 ноября 1998 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 15.05.2020).

4. Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29.11.1971 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ (дата обращения: 15.05.2020).

5. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 12.11.1974 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ (дата обращения: 15.05.2020).

6. Конвенция СНГ о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Душанбе, 28 сентября 2018 г.) [Электронный ресурс] // URL:

7. Международный союз электросвязи. Регламент радиосвязи. Статьи. 2016. [Электронный ресурс] // URL: https://docviewer.yandex.ru/view/10546553/?*=GIEKJ0MEnSwo6JqWDtJ4208HbWp7InVybCI6Imh0dHA6Ly9zZWFyY2guaXR1LmludC9oaXN0b3J5L0hpc 3RvcnlEaWdpdGFsQ29sbGVjdGlvbkRvY0xpYnJhcnkvMS40My40OC5ydS42MDEucGRmIiwidGl0bGUiOiIxLjQzLjQ4LnJ1LjYwMS5wZGYiLCJub2lmcmFtZ SI6dHJ1ZSwidWlkIjoiMTA1NDY1NTMiLCJ0cyI6MTU5MDIzMDI2MDM4OSwieXUiOiI2ODI2MTE2MzcxNDQwNzM3ODkzIiwic2VycFBhcmFt (дата обращения: 15.05.2020).

8. Организация Объединенных Наций. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Шестьдесят вторая сессия. (12-21 июня 2019 г.). Документ ООН А/74/20[Электронный ресурс] // URL: https://www.unoosa.org/oosa/documents-and-resolutions/search.jspx?view=documents&f=oosaDocument.doctags.doctag_s%3ACOPuOSRDOCS&f=oosaDocument.year_s1%3A2019 (дата обращения 15.05.2020).

9. Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 N 210 (ред. от 31.07.2019) "Об утверждении Методологии ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза и Методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза" [Электронный ресурс] // URL: https://legalacts.ru (дата обращения: 15.05.2020).-

10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 16.03.2020) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" [Электронный ресурс] // URL: https:// legalacts.ru (дата обращения: 15.05.2020).-

11. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" 2000 г. [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).-

12. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах заключено от 18.12.1979 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ (дата обращения: 15.05.2020).

13. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны 1994 г. [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).

14. Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (Минск, 30 декабря 1991 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 15.05.2020).

15. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 19.12.1967 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ (дата обращения: 15.05.2020) .

16. Соглашение об осуществлении совместной деятельности государств - участников Содружества Независимых Государств в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Астана, 2 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 15.05.2020).

17. Устав Международного союза электросвязи (принят в г. Женеве 22.12.1992) (с изм. от 06.11.1998) [Электронный ресурс] // URL:https://legalacts.ru/doc/ustav-mezhdunarodnogo-soiuza-elektrosvjazi-prinjat-v-g/ (дата обращения: 15.05.2020).

18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс] // URL: https://www.pravo.gov.ruО(дата обращения: 15.05.2020).-

19. О космической деятельности: Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс] // URL: https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-20081993-n-5663-1-o/ (дата обращения 15.05.2020).-

20. О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 06.06.2019) О (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) [Электронный ресурс] // URL: https://zakonrf-info.turbopages.org/s/zakonrf.info/zosvyazi/ (дата обращения: 15.05.2020).

21. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 . [Электронный ресурс] // URL: https://www.pravo.gov.ruО(дата обращения: 15.05.2020).-

22. Большая российская онлайн энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2022575 (дата обращения: 15.05.2020).

23. Василевская Э.Г. Правовые проблемы освоения Луны и планет / Отв. ред. Пирадов А.С. - М., Наука, 1974. - 129 c.

24. Верещетин В.С. Международное сотрудничество в космосе: Правовые вопросы. - М., Наука, 1977. - 264 с.

25. Вылегжанин А., Юзбашян М. Космос в международно-правовом контексте // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 3 (27). - С. 18-30.

26. Международное космическое право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.П. Жуков, Ю.М. Колосов. - М.: Международные отношения, 1999. - 360 с.

27. Международный союз электросвязи [Электронный ресурс] // URL: https://www.itu.int/ru/Pages/default.aspx (дата обращения 25.02.2020).

28. Политехнический словарь [Электронный ресурс] // URL: https://www.s0alex.ru/abc17m25.html#ab1975 (дата обращения 15.05.2020).

29. Final Acts of the World Radiocommunication Conference (WRC-15) - Geneva, 2015[Электронный ресурс] // URL: https://www.itu.int/pub/R-ACT-WRC.12-2015 (дата обращения 17.05.2020).

30. Columbia University, Center for International Earth Science Information Network, CIESIN Thematic Guides // URL:http: //www.ciesin.orgfrG/RS/sattech.html. (дата обращения: 17.05.2020).

31. Encyclopaedia Britannica. [Электронный ресурс] // URL: https://www.britannica.com/science/satellite (дата обращения: 15.05.2020).

32. Gupta А. Regulating space debris as separate from space оbjects // University of Pennsylvania Journal of International Law. 2019. Vol. 41. № 1.

33. The International Law Association. Report of the Sixty-fourth Conference. Broadbeach, Quinsland, Australia. 1990.

34. The International Law Association. Report of the Sixty-fifth Conference. Cairo, Egypt, 1992.

35. Jennings R. Comments to Part II of the Report of the International Space Law Committee // The International Law Association. Report of the Sixty-third Conference. Warsaw, 1988.

36. Kopal V. Issues Involved in Defining Outer Space, Space Objects and Space Debris // Proceedings on the Law of Outer Space. 1991. V. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.