Научная статья на тему 'К вопросу об ответственности за вред, причиненный космическим мусором'

К вопросу об ответственности за вред, причиненный космическим мусором Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
978
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАН ПО РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валеев Динар Айратович

В условиях ускоренного развития научного прогресса в различных сферах жизни общества огромное внимание уделяется космической отрасли. Возрастает количество запусков космических аппаратов и, как следствие, увеличивается объем космического мусора. В этой связи вопрос международного правового регулирования неэксплуатируемых космических объектов является одним из самых актуальных. В статье рассматривается система источников международного космического права, практика отдельных взятых стран в борьбе с космическим мусором, высказываются предложения по совершенствованию института международной ответственности субъектов международного космического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liability for Damage Caused by Space Debris

Due to the accelerated development of scientific progress in various spheres of society, many scientists are currently paying more attention to the space law. The number of launches of spacecraft increases, which, as a result, leads to the increase in the amount of space debris. That is why the issue of international legal regulation of unexploited space objects is one of the most relevant. The article discusses the system of sources of international space law and the practice of some countries in the fight against the space debris. The author makes suggestions for improving the institute of international responsibility of subjects of international space law.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ответственности за вред, причиненный космическим мусором»

УДК 341.1/8

К вопросу об ответственности за вред, причиненный космическим мусором

Валеев Д.А.

Аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В условиях ускоренного развития научного прогресса в различных сферах жизни общества огромное внимание уделяется космической отрасли. Возрастает количество запусков космических аппаратов и, как следствие, увеличивается объем космического мусора. В этой связи вопрос международного правового регулирования неэксплуа-тируемых космических объектов является одним из самых актуальных. В статье рассматривается система источников международного космического права, практика отдельных взятых стран в борьбе с космическим мусором, высказываются предложения по совершенствованию института международной ответственности субъектов международного космического права.

li г

Ключевые слова: космический мусор, международная организация, орган по разрешению споров, международная ответственность, возмещение ущерба, Организация Объединенных Наций, международное сотрудничество.

Проблема правового регулирования космического мусора - одна из самых актуальных проблем XXI в. С каждым днем объемы загрязнения космического пространства объектами космического мусора становится все более серьезными и, как следствие, неконтролируемыми. Многочисленные запуски космических объектов государственными и частными компаниями, столкновение обломков неиспользуемых спутников и увеличение обломков космического мусора как минимум в два раза (так называемый синдром Кэслера) приводят к потенциальной опасности неуправляемого падения космического мусора на Землю. В связи с этим вопрос ответственности за последствия причинения ущерба космическим мусором встает в разряд самых важных. Так, на сегодняшний день по-прежнему не существует четко выработанной унифицированной системы международных нормативных актов, позволяющих справедливо и эффективно разрешить вопросы ответственности за вред, причиненный космическим мусором. Падение китайской космической станции «Тянгун-1» в апреле 2018 г. [1], первый запуск специалистами космического центра Университета Суррея (Великобритания) и компании Airbus спутника RemoveDEBRIS («Уборщик му-

сора») [2], направленного на уборку космического мусора, является ярким подтверждением актуальности рассматриваемой темы. Целью настоящего исследования является выработка рекомендаций по улучшению системы источников международного космического права для решения вопросов ответственности за вред, причиненный космическим мусором. Центральными методами работы являются анализ и синтез. Кроме того, в работе будут использованы элементарно-теоретический, формально-логический и исторический метод.

Отметим, что первыми официальными работами в США, связанными с космическим мусором, стали работы, выпущенные после первого публичного отчета НАСА по этой проблеме в 1981 г. Итогом стало создание межведомственной рабочей группы. В Советском Союзе первопроходцами в изучении космического мусора стали сотрудники Военно-космических сил Министерства обороны в 1985 г. Следует сказать, что сегодня по-прежнему только 2 страны - США и Россия отслеживают все околоземное космическое пространство на предмет техногенного загрязнения [3, с. 122-123].

В ООН проблема приняла официальный статус после опубликования доклада Генерального Се-

кретаря ООН под названием «Воздействие космической деятельности на окружающую среду» 10 декабря 1993 г. [4], в котором подчеркивается, что проблема имеет глобальный, международный характер: нет засорения отечественного околоземного космического пространства, есть засорение космического пространства всей планеты, которое равномерно отрицательно влияет на все государства.

Исходя из данных автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП), разработанной под эгидой Роскосмоса, на июнь 2016 г. в космосе находится около 17,8 тыс. крупных объектов размером более 10 см. По оценкам моделей космического мусора в околоземном пространстве порядка 700 тыс. более 1 см, размером более 1 мм

- около 1 млрд. объектов. Самыми «мусорящими» странами являются: Россия (6171 объект), США (5087) и Китай (3631) [5].

Основным международно-правовым актом, регулирующим охрану космического пространства от загрязнений и определяющим вопрос ответственности, является Договор по космосу 1967 г. [6, с. 4145]. В ст. VI устанавливается ответственность государства и неправительственных юридических лиц. Кроме того, в данной статье содержится интересное положение, согласно которому деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства. Отметим, что в эпоху развития космического частного бизнеса данная норма является наиболее актуальной. В ст. VII устанавливается, что «каждое государство - участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, а также каждое государство

- участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями...». Кроме того, ст. IX данного акта возлагает на государства обязанность исследовать космическое пространство и небесные тела без загрязнений.

Следующим нормативным правовым актом, направленным на борьбу с последствиями загрязнения космическим мусором, является Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами 1972 г. [7, с. 362368]. Отметим, что исходя из буквального толкования статьи I данной Конвенции, считаем, что термин «космический объект», который включает в себя составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части, должен применяться и в отношении космического мусора, так как космический мусор - это в первую очередь обломки космических кораблей и средств его доставки. Ст. II устанавливает абсолютную ответственность запу-120

скающего государства за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. В свою очередь, ст. III устанавливает, что если космический мусор нанес вред космическому объекту или лицам, или имуществу в любом месте, кроме территории Земли, то правообладатель космического мусора несет ответственность исключительно при наличии своей вины или по вине лиц, за которых оно отвечает.

В Конвенции об ответственности устанавливается возможность освобождения от абсолютной ответственности. Так, государство-ответчик освобождается от ответственности в случае, если оно докажет, что ущерб явился частично или полностью результатом действия (бездействия) либо грубой небрежности, совершенных с намерением нанести ущерб государством-истцом.

В ст. IV Конвенции предусмотрен «сложный» случай причинения ущерба, то есть если в ситуации участвует более двух государств. Оба запускающих государства несут солидарную ответственность перед государством-истцом.

В Конвенции об ответственности также предусмотрен механизм создания комиссии по предъявлению претензий, основная цель которой - разрешить спор, если дипломатические методы не увенчались успехов. Вся процедура ее работы, особенности функционирования и юридические последствия принятого решения описаны в ст.ст. ХГУ-ХХ Конвенции. Однако отметим, что государство-истец имеет право предъявить иск непосредственно в национальные юрисдикционные органы государства-ответчика.

На наш взгляд, следует согласиться с ученными, утверждающими, что Конвенция об ответственности в большей степени защищает права потерпевшей стороны [8, с. 87], так как предусмотренные в ней нормы содержат многочисленные способы защиты прав государства-истца, в основном устанавливают абсолютную ответственность ответчика и позволяют потерпевшей стороне обращаться напрямую в национальный суд запускающего государства. При этом в Конвенции об ответственности отсутствует верхний предел выплачиваемой компенсации, что позволяет потерпевшей стороне в полном объеме потенциально возместить ущерб.

Конвенция об ответственности предусматривает нормы, регулирующие вопросы ответственности международной межправительственной организации, если данная организация причинила ущерб другим странам вследствие запуска космического объекта. Организация при этом должна соответствовать двум условиям: во-первых, принять на себя права и обязанности, предусмотренные Конвенцией об ответственности; во-вторых, большинство государств - членов этой Организации должны быть участни-

ками Конвенции об ответственности и Договора о космосе. Отметим, что государства - члены международной межправительственной организации и сама международная межправительственная организация при неудовлетворении претензии государства-истца и невыплаты ему денежной компенсации несут солидарную материальную ответственность за ущерб. На наш взгляд, в случае с ответственностью международной межправительственной организации государство-истец также находится в более привилегированном положении, чем организация-ответчик. Об этом говорит солидарная ответственность международной межправительственной организации и стран - участников данной организации.

В вопросах ответственности за ущерб, причиненный космическим мусором, сложнее дело обстоит с международными неправительственными организациями, являющимися источниками данного мусора. Предполагается, что в случае нанесения ущерба ответственность (по аналогии с международной межправительственной организации) будет нести международная неправительственная организация и ее участники. Ответственность при этом должна быть солидарной.

В XXI в. при бурном развитии частного бизнеса в космической сфере (компании Bigelow Aerospace, Orbital Sciences, SpaceX и т.д. обладают огромным финансовым капиталом и занимают важное место среди услуг в космической сфере [9]) важно, чтобы частые компании стремились использовать космическое пространство, не оставляя отработанные спутники на орбите нашей планеты. В этой связи остается открытым вопрос ответственности неправительственных субъектов за осуществляемую ими космическую деятельность и, как следствие, за вред, причиненный объектами космического мусора. Данные проблемы сегодня зачастую регулируются в отечественном законодательстве соответствующих государств [3, с. 69]. В международном праве нет четких границ для применения национального законодательства, определяющего ответственность неправительственных юридических лиц за ущерб, причиненный ими в процессе осуществления космической деятельности. Вследствие этого нам представляется, что в данной ситуации возможно появление различий между отечественным и международным правом, которые могут помешать единому подходу к применению норм Конвенции об ответственности.

Говоря об источниках международного космического права, нельзя не упомянуть документ под названием «Руководящие принципы предупреждения образования космического мусора», которые были разработаны Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях и одобрены Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2007 г. [10]. Примечатель-

но, что несмотря на эффективность и прогрессивность норм, составляющих содержание данного акта (формулирование семи руководящих принципов, направленных на предупреждения образования космического мусора), вопросы регулирования ответственности за ущерб, причиненный космическим мусором не стали предметом Руководящих принципов. На наш взгляд, данное положение является безусловным минусом рассматриваемого международного правового акта.

Одним из последних документов, направленных на снижение космического мусора, является Справочник стандартов по предупреждению образованию и ослаблению воздействия космического мусора, принятых государствами и международными организациями 26 января 2018 г. [11]. Цель Справочника - проинформировать государства о действующих документах и мерах, которые были реализованы государствами и международными организациями, осуществить содействие странам в разработке аналогичных стандартов. Важно отметить, что, помимо обзора положительной практики государств по предупреждению образования космического мусора, документ содержит положения, рассматривающие опыт отдельных взятых стран по регулированию вопросов ответственности за вред, причиненный космическим мусором. Считаем, что данный документ способствует развитию национальных правовых систем в части отражения вопросов ответственности и космического мусора. Кроме того, считаем, что для повышения эффективности подобный документ, помимо прочего, должен содержать обзор опыта не только ряда государств, но и отражение практики участия международных межправительственных, неправительственных организаций и частных компаний в спорных ситуациях, связанных с ответственностью за вред, причиненный космическим мусором.

Подводя итог, отметим, что на сегодняшний день по-прежнему остается неразрешенным ряд вопросов, возникающих в связи с ответственностью за вред, причиненный космическим мусором. Во-первых, до сих пор нет единого определения понятия космический мусор. Ни один международный документ не содержит общепринятой дефиниции рассматриваемого явления. Считаем, что данный пробел следует решить с помощью правок или дополнительного протокола к Конвенции об ответственности 1972 г. Во-вторых, так как космический мусор зачастую представляет собой обломок не более 10 сантиметров, определить вину собственника данного объекта представляется весьма затруднительным. Ввиду этого идея создания международного фонда, функционирующего на основе взносов всех запускающих космические объекты государств, представляется нам весьма продуктивной [3, с. 6869]. При этом следует установить норму, устанав-

ливающую минимальный размер обломка, при наличии которого возможно определить собственника космического мусора и, как следствие, установить его вину. В-третьих, считаем, что сегодня, в условиях развития частного космического бизнеса назрела необходимость принятия международного нормативного акта, регламентирующего гражданско-правовую ответственность частных предприятий, за последствия загрязнения космического пространства.

В заключение отметим, что обсуждение ряда вопросов о мерах по предотвращению образования космического мусора и его активному удалению из космического пространства является одним из самых актуальных в международном космическом праве. Недаром участники первой Конференции ООН по космическому праву и космической политике значительное внимание уделили тематике, связанной с проблемами космического мусора [12]. Космический мусор - это проблема, которая требует своего дальнейшего правового и технологического изучения. Принимая во внимание вышеизложенное, на наш взгляд, следует вывод, что ответ на вопрос о решении проблемы загрязнения космического пространства космическим мусором в силу своей специфики должен быть найден с помощью международного сотрудничества на всех уровнях.

Литература:

1. Высота китайской орбитальной станции «Тянь-гун-1» упала ниже 140 километров (21 мая 2018 г.). - URL: https://ria.ru/space/20180402/1517719946. html (дата обращения: 21.05.2018).

2. На орбите впервые устроили уборку космического мусора (20 сентября 2018 год). - URL: https://

www.mk.ru/science/2018/09/20/na-orbite-vpervye-ustroili-uborku-kosmicheskogo-musora.html (дата обращения: 07.10.2018).

3. Яковенко А.В. Актуальные проблемы прогрессивного развития международного космического права: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999. - 184 с.

4. Доклад Генерального секретаря ООН «Воздействие космической деятельности на окружающую среду» (10 декабря 1993 г.) // Док. ООН А/ AC.105/C.1/L.217.

5. Россия заработает на мусоре. Космическом» (22 августа 2016 г.). - URL: https://life.ru/t7 бизнес/893027/rossiia_zarabotaiet_na_musorie_ kosmichieskom / (дата обращения: 05.05.2018).

6. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXV. - М., 1972. - 478 с.

7. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. - М.: БЕК, 1996. - 539 с.

8. Юзбашян М.Р. Место защиты: Московский Государственный Институт (Университет) Международных Отношений МИД России: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - 207 с.

9. 10 крупных игроков в частном секторе космической гонки (8 сентября 2014 года). - URL: https:// hi-news.ru/space/10-krupnyx-igrokov-v-chastnom-sektore-kosmicheskoj-gonki.html (дата обращения: 09.10.2018).

10. Резолюция ГА ООН 62/217 от 22.12.2007 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях» // Док. ООН. A/RES/62/217.

11. Справочник стандартов по предупреждению образованию и ослаблению воздействия космического мусора, принятых государствами и международными организациями 26 января 2018 г. - URL: http://www.unoosa.org/documents/ pdf/spacelaw/sd/Space_Debris_Compendium_ COPUOS_26-Jan-2018.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

12. Итоги первой Конференции ООН по космическому праву и космической политике (17 сентября 2018 года). - URL: https://www.roscosmos. ru/25502/ (дата обращения: 09.10.2018).

Liability for Damage Caused by Space Debris

D.A. Valeev Kazan (Volga Region) Federal University

Due to the accelerated development of scientific progress in various spheres of society, many scientists are currently paying more attention to the space law. The number of launches of spacecraft increases, which, as a result, leads to the increase in the amount of space debris. That is why the issue of international legal regulation of unexploited space objects is one of the most relevant. The article discusses the system ofsources of international space law and the practice ofsome countries in the fight against the space debris. The author makes suggestions for improving the institute of international responsibility of subjects of international space law.

Key words: space debris, international organization, dispute settlement body, international responsibility, reparation, United Nations, international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.