Научная статья на тему 'Правовое положение космических объектов'

Правовое положение космических объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
936
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ГОСУДАРСТВО / КОСМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / SPACE OBJECTS / COUNTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молокоедов И. М., Сафронов В. В.

Раскрывается понятие «космические объекты», рассматриваются общепризнанные принципы и нормы их правового положения, а также поясняется необходимость толкования норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF SPACE OBJECTS

The article is aimed at expanding the concept of «space objects», contains the universally recognized principles and norms of their legal status, and also explains the necessity of interpretation of the standards.

Текст научной работы на тему «Правовое положение космических объектов»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

УДК 340.1

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

И. М. Молокоедов Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Раскрывается понятие «космические объекты», рассматриваются общепризнанные принципы и нормы их правового положения, а также поясняется необходимость толкования норм.

Ключевые слова: право, государство, космические объекты.

THE LEGAL STATUS OF SPACE OBJECTS

I. M. Molokoedov Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article is aimed at expanding the concept of «space objects», contains the universally recognized principles and norms of their legal status, and also explains the necessity of interpretation of the standards.

Keywords: law, country, space objects.

В настоящее время общепринятого правового определения понятия космического объекта в действующем международном космическом праве не содержится.

В международно-правовых актах и научной литературе встречаются такие термины, как: «космический аппарат», «космический корабль», «космический объект». В качестве общего, чаще всего используется термин «космический объект». При этом имеется в виду техническое устройство, созданное человеком и предназначенное для использования в космическом пространстве, а также на небесных телах. Естественные космические объекты природного происхождения (например, Луна, Венера, Марс, Юпитер) в международно-правовых документах охватываются понятием «небесные тела».

В действующем международном космическом праве уже была предпринята попытка определить рассматриваемое правовое понятие. Так, ст. I Конвенции о регистрации 1975 г. и ст. I Конвенции об ответственности 1972 г. содержат аналогичные формулировки. Они устанавливают, что «термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средства его доставки или его части» [1].

В международном космическом праве и научной литературе для обозначения разновидностей космических объектов применяются следующие термины:

- космический аппарат;

- космический летательный аппарат;

- пилотируемый космический объект;

- необитаемая станция на небесном теле и другие.

Космические объекты классифицируются по различным критериям. Так, в зависимости от наличия или отсутствия экипажа выделяются:

- автоматические космические объекты;

- пилотируемые космические объекты.

По месту функционирования космические объекты подразделяются:

- на искусственные спутники Земли;

- межпланетные космические станции, включая искусственные спутники Луны, Марса, Венеры и других небесных тел.

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

По назначению космические объекты подразделяются:

- на космические объекты военного назначения;

- космические объекты гражданского назначения (космические объекты для фундаментальных научных исследований и космические объекты для прикладной космической деятельности);

- космические объекты двойного назначения (военного и гражданского).

Развитие космонавтики потребовало выделить в особую разновидность околоземные обитаемые космические станции. Они отличаются от обычных пилотируемых космических объектов тремя основными признаками:

1) продолжительным периодом активного функционирования;

2) наличием или возможностью наличия периодически сменяемого экипажа и транспортной системы материально-технического снабжения и обслуживания;

3) широким кругом задач, которые могут решаться экипажем с помощью аппаратуры космической станции и космических средств, входящих в ее состав.

Кроме этого, п. 1 ст. 9 Соглашения о Луне 1979 г. устанавливает, что «государства могут создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции» [2].

Регистрация космических объектов предусмотрена Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 14 января 1975 г. Нормами этой Конвенции устанавливается национальная и международная регистрация космических объектов. Ст. I Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г., устанавливает, что термин «запускающее государство» означает государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта; государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта. Ст. I Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 14 января 1975 г. содержит аналогичное положение.

Таким образом, в международном космическом праве различают четыре категории государств, непосредственно участвующих в запуске космического объекта:

1) государства, которые осуществляют запуск космического объекта;

2) государства, которые организуют запуск космического объекта;

3) государства, с территории которых осуществляется запуск космического объекта;

4) государства, с установок которых осуществляется запуск космического объекта.

Все перечисленные категории государств именуются запускающими государствами.

Основные функции по международной регистрации космических объектов возложены на Генерального секретаря ООН. Он ведет Реестр, в который заносится информация, предоставляемая государством регистрации. К информации, содержащейся в Реестре, обеспечивается полный и открытый доступ [3].

Государство регистрации, согласно ст. IV Конвенции о регистрации передает Генеральному секретарю ООН следующую информацию:

1) название запускающего государства или запускающих государств:

2) соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер;

3) дату и траекторию или место запуска;

4) основные параметры орбиты, включая: 5) период обращения 6) наклонение 7) апогей

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. IV, государство регистрации может время от времени передавать Генеральному секретарю ООН дополнительную информацию относительно космического объекта, занесенного в его регистр [4].

Библиографические ссылки

1. Статья 1 Конвенции о регистрации 1975 г. и статья 1 Конвенции об ответственности 1972 г. [Электронный ресурс]. URL: law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1293587 (дата обращения: 20.03.15).

2. Пункт 1 статьи 9 Соглашения о Луне 1979 г. [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/ norm/norm.asp?normID=1293588 (дата обращения: 20.03.15).

3. Статья VIII Договора по космосу 1967 г. [Электронный ресурс]. URL: megabook.ru/ article/Договор о космосе 1967 г. (дата обращения: 20.03.15).

4. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 г. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.federalspace.ru/2321 (дата обращения: 20.03.15).

© Молокоедов И. М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.