Научная статья на тему 'Вопросы нормативно-правового регулирования при осуществлении функции контроля за прохождением осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, курса лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации'

Вопросы нормативно-правового регулирования при осуществлении функции контроля за прохождением осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, курса лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / MEDICAL REHABILITATION / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / SOCIAL REHABILITATION / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / CRIMINAL AND EXECUTIVE INSPECTION / ПОБУЖДЕНИЕ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ К ПРОХОЖДЕНИЮ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ / MOTIVATION OF PATIENTS WITH DRUG ADDICTION TO PASSING OF TREATMENT AND REHABILITATION / ВОЗЛОЖЕНИЕ НАКАЗАНИЯ НА БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ / ОТСРОЧКА НАКАЗАНИЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ / TREATMENT OF PATIENTS WITH DRUG ADDICTION / ASSIGNMENT OF PUNISHMENT ON PATIENTS WITH DRUG ADDICTION / A DELAY OF PUNISHMENT TO PATIENTS WITH DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермасов Е.В.

Статья освещает вопросы нормативного правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по осуществлению контроля за прохождением лицами, осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, курса лечения от наркомании, медицинской реабилитации и социальной реабилитации. Анализируются проблемные вопросы, выявленные при мониторинге правоприменения в рассматриваемой сфере деятельности. Предлагаются способы урегулирования данных вопросов путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard and legal regulation issues of implementation of control function of drug treatment, medical and (or) social rehabilitation of the condemned in probation departments

The author highlights the issues of regulation of activity of criminal and executive inspectorates on control of drug treatment, medical rehabilitation and social rehabilitation which are taken by the persons condemned to punishments and measures of criminal and legal character without isolation from society. The author analyses issues revealed while monitoring right application in the considered field. Ways of settlement of the matters by modification of the legislation of the Russian Federation are offered.

Текст научной работы на тему «Вопросы нормативно-правового регулирования при осуществлении функции контроля за прохождением осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, курса лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

е. в. ермасов e. v. ermasov

заместитель начальника отдела управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества ФСИН России, кандидат исторических наук, полковник внутренней службы

Вопросы нормативно-правового регулирования при осуществлении функции контроля за прохождением осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, курса лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации

Standard and legal regulation issues of implementation of control function of drug treatment, medical and (or) social rehabilitation of the condemned in probation departments

Аннотация. Статья освещает вопросы нормативного правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по осуществлению контроля за прохождением лицами, осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, курса лечения от наркомании, медицинской реабилитации и социальной реабилитации. Анализируются проблемные вопросы, выявленные при мониторинге правоприменения в рассматриваемой сфере деятельности. Предлагаются способы урегулирования данных вопросов путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации.

Ключевые слова: лечение больных наркоманией, медицинская реабилитация, социальная реабилитация, уголовно-исполнительная инспекция, побуждение больных наркоманией к прохождению лечения и реабилитации, возложение наказания на больных наркоманией, отсрочка наказания больным наркоманией.

Abstract. The author highlights the issues of regulation of activity of criminal and executive inspectorates on control of drug treatment, medical rehabilitation and social rehabilitation which are taken by the persons condemned to punishments and measures of criminal and legal character without isolation from society. The author analyses issues revealed while monitoring right application in the considered field. Ways of settlement of the matters by modification of the legislation of the Russian Federation are offered.

Key words: treatment of patients with drug addiction, medical rehabilitation, social rehabilitation, criminal and executive inspection, motivation of patients with drug addiction to passing of treatment and rehabilitation, assignment of punishment on patients with drug addiction, a delay of punishment to patients with drug addiction.

Лечение от наркомании, а также реабилитация больных наркоманией являются одними из важных элементов Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской

Федерации от 09.06.2010 № 690 [1], а также государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 299 [2].

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов ФСИН России (далее -инспекции) принимают участие в реализации национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, предусмотренной указанной государственной программой в части, касающейся побуждения осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, к отказу от незаконного потребления наркотических средств, психотропных и новых потенциально опасных психоактивных веществ, прохождению лечения от наркомании, медицинской и социальной реабилитации.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ) инспекциями осуществляются функции:

- по контролю за поведением условно осужденных, на которых судом возложена обязанность пройти курс лечения от наркомании;

- по контролю за осужденными, признанными больными наркоманией, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания в соответствии со ст. 821 УК РФ;

- по контролю за исполнением обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осужденными, признанными больными наркоманией, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы (ст. 721 УК РФ).

Вопросам создания системы правовых стимулов, призванных побуждать осужденных к излечению от наркозависимости, уделяется большое внимание в современных исследованиях [3]. При этом зачастую делается вывод о том, что при внесении изменений в законодательстве одновременно возникают отдельные проблемы, нуждающиеся в обсуждении и разрешении.

В рамках проводимого ФСИН России мониторинга наркоситуации в Российской Федерации также выявляются отдельные проблемные вопросы, требующие нормативно-правового регулирования в целях совершенствования исполнения инспекциями функции по контролю за исполнением осужденными возложенной судом обязанности пройти лечение от наркомании, медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию.

По данным ведомственной статистики [4], в течение 9 месяцев 2015 года на учете инспекций состояли 737 099 (АППГ - 807 430) человек, из них за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, осуждены 133 053 человека, или 18,05 % (АППГ - 129 196, или 16 %). Наблюдается увеличение количества лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией осужденных от общества, за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Подавляющее большинство данных лиц являются наркопотребителями. Однако количество осужденных, на которых возлагается обязанность пройти лечение от наркомании, медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, составило только 2,56 % от состоявших на учете инспекций (АППГ - 1,96 %).

Таким образом, большая доля потенциальных наркопотребителей (около шести из семи человек) не охватывается мероприятиями, направленными на профилактику наркомании. Данная ситуация складывается на основе судебной практики, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность пройти лечение от наркомании, медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию может быть возложена на осужденного только судом. В большинстве случаев данная обязанность возлагается судом при вынесении обвинительного приговора.

Побуждение к лечению от наркомании условно осужденных, признанных страдающими наркотической зависимостью, является одной из наиболее распространенных форм профилактики. Согласно ч. 5 ст. 73 УК РФ суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного обязанность пройти курс лечения от наркомании.

Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденного, в том числе за исполнением им возложенной судом обязанности, регламентирован ст. 188 УИК РФ, а также разделом VII Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142 [5]. Ответственность за уклонение от исполнения возложенных судом обязанностей установлена в ст. 190 УИК РФ и ст. 74 УК РФ.

В течение 9 месяцев 2015 года наблюдался рост количества условно осужденных, имеющих обязанность пройти курс лечения от наркомании. Так, на учете инспекций состояли

научный раздел

17 992 человека, или 3,7 % от числа прошедших по учетам условно осужденных (АППГ -15 587, или 2,96 %). Прошли или проходили курс лечения от наркомании 16 423 (АППГ -14 186) человек. Доля осужденных, прошедших или проходящих курс лечения от наркомании, составила 91,28 % (АППГ - 91,01 %).

С учетом приведенных данных можно сделать вывод об эффективности проводимых профилактических мероприятий, направленных на побуждение наркозависимых условно осужденных к прохождению лечения.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] на инспекции возложена функция по контролю за осужденными с отсрочкой отбывания наказания, признанными больными наркоманией.

Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания регламентируется ст. 1781 УИК РФ и приказом Минюста и Минздрава России от 07.07.2015 № 169/425н «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными, признанными в установленном порядке больными наркоманией» [7].

В течение 9 месяцев 2015 года на учете инспекций состояли 278 (АППГ - 239) осужденных, признанных больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено. Прошли или проходили лечение от наркомании, медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию 237, или 85,25 % (АППГ - 196, или 82,01 %) осужденных. Приведенные данные свидетельствуют о незначительном применении судами института отсрочки отбывания наказания в отношении больных наркоманией.

Наряду с ограничениями, предусмотренными ч. 1 ст. 821 УК РФ (отсрочка отбывания наказания может быть предоставлена судом только осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию), причинами слабого развития отсрочки отбывания наказания в отношении больных наркоманией является, на наш взгляд, наличие не урегулированных законодательством проблемных вопросов.

Так, в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации

не предусмотрено рассмотрение вопроса о дальнейшем исполнении определения суда по окончании срока отсрочки отбывания наказания в случае, когда в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 1781 УИК РФ у осужденного не прослеживается ремиссия.

Факты употребления осужденным наркотических средств или психотропных веществ, систематического употребления спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятия бродяжничеством или попрошайничеством, являющиеся основанием считать такого осужденного уклоняющимся от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации, могут быть установлены инспекцией только на основании информации, поступающей из органов внутренних дел и подразделений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Однако участие органов полиции и подразделений ФСКН России в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, законодательством не предусмотрено.

Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [8] внесены изменения в УК РФ, согласно которым в ст. 821 вместо прохождения осужденными, признанными больными наркоманией, медико-социальной реабилитации судом предоставляется отсрочка отбывания наказания до окончания медицинской реабилитации, социальной реабилитации. При этом корреспондирующие изменения в ст. 1781 УИК РФ внесены не были, в связи с чем инспекции должны осуществлять контроль за прохождением осужденным медико-социальной реабилитации.

Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9] УК РФ дополнен ст. 721, согласно которой при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ либо в виде ограничения свободы

НАучНЫй РАзДЕл

суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию. Функция контроля за исполнением осужденными обязанности пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию возложена на инспекции.

Однако данным законом не урегулирован ряд вопросов, касающихся реализации его положений:

- не определен порядок осуществления инспекциями контроля за исполнением указанными осужденными обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию;

- не решен вопрос об ответственности осужденных при уклонении от исполнения возложенной обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

Статьей 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена ответственность за уклонение от обязанности, предусмотренной ч. 2.1 ст. 4.1 указанного кодекса. Привлечение осужденных, на которых обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию возложена судом в соответствии со ст. 721 УК РФ, к ответственности, предусмотренной ст. 6.9.1 КоАП РФ, по аналогии с лицами, привлеченными к административной ответственности, считаем недопустимым. Обязанности, указанные в обоих кодексах, являются не идентичными, возлагаются на разные категории лиц (на осужденных и на лиц, привлеченных к административной ответственности). Практика применения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства не знает случаев, в которых за неисполнение осужденными возложенной судом обязанности к ним применялась мера юридической ответственности, установленная другой отраслью законодательства.

Согласно данным ведомственной статистики, в течение 9 месяцев 2015 года на учете инспекций состояли 623 осужденных (в том числе 178 осужденных к штрафу), имеющих обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в соответствии со ст. 721 УК РФ. Доля осужденных, прошедших и проходящих лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, составила 78,81 % (осужденных к штрафу - 72,47 %). Не проходили лечение от

наркомании, медицинскую и (или) социальную реабилитацию 132 осужденных, или 21,19 % (в том числе 34 осужденных к обязательным работам, 31 осужденный к исправительным работам, 18 осужденных к ограничению свободы и 49 осужденных к штрафу).

В связи с тем, что законом не решен вопрос об ответственности осужденных при уклонении от исполнения указанной обязанности, а также не установлено, в каких случаях осужденный может быть признан уклоняющимся от прохождения лечения от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации, возникают трудности в осуществлении контроля за данной категорией лиц. При отказе осужденного от прохождения лечения от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации инспекции проводят только профилактические беседы с осужденными.

В целях устранения указанного пробела в законодательстве ФСИН России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», который внесен на рассмотрение в Министерство юстиции Российской Федерации 25.12.2015.

При осуществлении инспекциями функции по контролю за исполнением осужденными возложенной судом обязанности пройти лечение от наркомании, медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию выявлены также следующие общие проблемные вопросы.

В ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [10] не предусмотрена возможность предоставления информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя по запросу органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, что не позволяет инспекции получать информацию о больном наркоманией, проходящем социальную реабилитацию.

Кроме того, в статье 15 того же федерального закона лица, больные наркоманией, не отнесены к категории граждан Российской Федерации, которые могут быть признаны нуждающимися в социальном обслуживании, что, на наш взгляд, не согласуется с положениями

научный раздел

ст. 54 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [11], согласно которым государство гарантирует социальную реабилитацию больным наркоманией.

Нуждается в законодательном закреплении вопрос об определении органа (организации), уполномоченного осуществлять функции социальной реабилитации осужденных, больных наркоманией, не установлен порядок осуществления такой реабилитации. Также законодательством не определено содержание понятия «социальная реабилитация», в связи с чем ее прохождение осужденным (при свободной трактовке данного понятия) может занимать неопределенный промежуток времени (до 5 лет и больше).

В связи с тем, что вопрос о социальной реабилитации осужденных, больных наркоманией, не регламентирован законодательством Российской Федерации, осуществление контроля за прохождением осужденными социальной реабилитации является проблематичным.

Одним из вариантов урегулирования данного вопроса может стать внесение изменений в Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», предусматривающих наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению органа государственной власти, уполномоченного осуществлять социальную реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также порядка осуществления такой реабилитации.

Таким образом, вопросы нормативно-правового регулирования при осуществлении функции контроля за прохождением осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России, курса лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации сохраняют свою актуальность и нуждаются в разрешении путем внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации. ^

1. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Рос. Федерации от 09.06.2010 № 690 (ред. от 01.07.2014) // СЗ РФ. 14.06.2010. № 24, ст. 3015.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие неза-

конному обороту наркотиков» : пост. Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 № 299 // СЗ РФ. 05.05.2014. № 18 (часть I), ст. 2148.

3. .Звонов А. В. Влияние зарубежного законодательства на формирование института отсрочки отбывания наказания больным наркоманией в России // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. № 1. С. 11-13 ; Жданова Е. В. История развития современного российского законодательства, направленного на обеспечение антинаркотической безопасности // Российский следователь. 2015. № 17. С. 46-50 ; Саядян С. Г. Применение отсрочки отбывания наказания больным наркоманией и новеллы российского антинаркотического законодательства // Медицинское право. 2015. № 1. С. 46-48.

4. Здесь и далее по тексту приводятся данные статистической отчетности ФСИН-1 за 9 месяцев 2015 г. Доступ из АИС «Статистика УИС».

5. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества : приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 // Российская газета. 2009. 14 августа (№ 151) (с изменениями, внесенными приказом Минюста России от 22.08.2014 № 178 // Российская газета. 2014. 5 сентября (№ 202).

6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 12.12.2011. № 50, ст. 7362.

7. Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными, признанными в установленном порядке больными наркоманией : приказ Минюста и Минздрава России от 07.07.2015 № 169/425н // Офиц. интернет-портал правовой информации. 22.07.2015. № 0001201507220042. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View /0001201507220042 (дата обращения: 01.03.2016).

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ. 02.12.2013. № 48, ст. 6165.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ // СЗ РФ. 02.12.2013. № 48, ст. 6161.

10. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 30.12.2013. № 52 (часть I), ст. 7007.

11. О наркотических средствах и психотропных веществах : федер. закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу 30.06.2015) // СЗ РФ. 12.01.1998. № 2, ст. 219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.