НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Е. О. СИРЯКОВА доцент кафедры уголовного права и криминологии
ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы
E. O. SIRYAKOVA
Теоретико-прикладные проблемы применения отсрочки отбывания наказания больным наркоманией
Theoretical and practical issues of application suspension of sentence for the patients with drug addiction
#
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы применения отсрочки отбывания наказания осужденным, больным наркоманией. Предпринята попытка сформулировать предложения по решению этих проблем.
Ключевые слова: отсрочка, отбывание, наказание, осужденный, лечение, реабилитация, наркомания.
Annotation. The author analyses some issues of application of a suspension of sentence for the convicts suffering with drug addiction. She takes an attempt to formulate offers on the solution of these issues.
Keywords: delay, serving, punishment, convict, treatment, rehabilitation, drug addiction.
#
Одним из ярких подтверждений реализации принципа гуманизма при обращении с лицами, совершившими преступления и осужденными к лишению свободы, является институт отсрочки отбывания наказания в связи с заболеванием наркоманией.
Развитию гуманистических начал в уголовном и уголовно-исполнительном процессе способствовало внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) [1]. Законодательная инновация в виде отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, предусмотренная ст. 821 УК РФ, предоставила право органам правосудия принимать решения об отложении уголовно-исполнительного процесса на период прохождения осужденными курса лечения, медицинской и социальной реабилитации.
Своевременность изучения вопросов применения уголовно-правовых мер к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов, подтверждают отдельные, размещенные в свободном доступе, статистические данные.
По сведениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2016 году за преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами (ст. 228-233 УК РФ), осуждено 106 762 человека. За совершение преступлений под воздействием наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ приговорено к различным уголовно-правовым мерам 6 998 человек, в том числе 3 235 - к лишению свободы на определенный срок [2].
[email protected] www.orfsin.ru 18
nomer_7_2017.indd 18 {©+ 06.07.2017 15:30:53
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
В рамках данной статьи хотелось бы поделиться авторским видением некоторых проблем применения рассматриваемой формы освобождения от наказания и попытаться наметить пути их устранения.
Согласно действующему уголовному закону, рассматриваемый вид отсрочки может быть использован судом в отношении гражданина, если соблюдены установленные законодательные требования, а именно:
1) судом назначено уголовное наказание в виде лишения свободы на определенный срок;
2) гражданин признан больным наркоманией и добровольно изъявил желание пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую и (или) социальную реабилитацию;
3) преступление совершено впервые;
4) в общественно опасном деянии установлены и доказаны признаки одного или нескольких преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ.
В случае обнаружения всех названных условий суд вправе отсрочить осужденному отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской, социальной реабилитации, но не более чем на пять лет (ч. 1 ст. 821 УК РФ). После вынесения персонального судебного акта об отсрочке отбывания наказания осужденный обязан за счет личных средств пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию. Исполнение осужденным требований определения суда об отсрочке контролируется уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России (УИИ).
В 2015 году на учете уголовно-исполнительных инспекций состояли 21 563 человека (в 2014-м - 18 277 человек), имеющие обязанность прохождения курса лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации (в силу применения условного осуждения или отсрочки отбывания наказания) [3].
Одной из проблем, выявленных нами в результате анализа уголовно-правовых требований ст. 821 УК РФ, представляется отсутствие упоминания категории преступления, совершенного гражданином, больным наркоманией. Следовательно, положения ст. 821 УК РФ распространяются на лиц, совершивших преступления не только небольшой и средней тяжести, но и тяжкие либо особо тяжкие (ст. 15 УК РФ).
Указанная проблема способствует выявлению другого спорного момента. Законодатель не указывает вид лишения свободы, назначенного лицу, больному наркоманией, что позволяет предполагать и лишение свободы на определенный срок, и пожизненное лишение свободы.
Затруднительно найти объективное объяснение критерия, по которому законодатель выбрал для закрепления только три состава преступления (ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ). Приведенные данные современной судебной статистики свидетельствуют о случаях совершения лицами, больными наркоманией, и иных преступлений.
Не нуждается в дополнительном доказывании вывод о том, что диагностирование у гражданина наркотической зависимости предопределяет назначение судом эффективной уголовно-правовой меры, применение основных средств исправления осужденных персоналом учреждения, исполняющего уголовные наказания, осуществление дифференцированной медико-социальной и психологической работы. В то же время полагаем, что в указанных, кроме первой, ситуациях сведения о совершенном преступлении, предусмотренном, например, ч. 1 или ч. 2 ст. 228 либо ст. 233 УК РФ, принципиально изменить методику проведения указанных мероприятий не могут.
Поэтому полагаем рассмотреть в качестве предложений по совершенствованию действующего уголовного закона суждения, касающиеся изменений и дополнений ст. 821 УК РФ. Считаем необходимым закрепить право суда на предоставление отсрочки отбывания наказания:
- лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести;
- не только лицам, осужденным за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231, ст. 233 УК РФ, но и посягающим на иные объекты уголовно-правовой охраны, кроме преступлений против личности;
- лицам, осужденным к принудительным работам, аресту.
Одной из гарантий соблюдения законности в процессе обращения к исполнению судебных актов является определение правового статуса учреждений и организаций, уполномоченных на эту деятельность.
19
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2017
потег_7_2017.1п<И 19
06.07.2017 15:30:53
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Эффективной реализации отсрочки отбывания лишения свободы осужденным, больным наркоманией, способствовала подготовка и вступление в силу приказа Минюста России и Минздрава России от 07.07.2015 № 169/425н «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными, признанными в установленном порядке больными наркоманией» [4]. По нашему мнению, законодательное закрепление за уголовно-исполнительными инспекциями обязанности контроля за поведением осужденных, больных наркоманией, было своевременно и обоснованно. Однако вновь принятые правовые предписания не способствовали регулированию вопросов организации исправительно-предупреди-тельного процесса.
Так, из общего смысла ст. 821 УК РФ и ст. 1781 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) приходим к выводу о том, что в период применения отсрочки отбывания наказания к осужденным, больным наркоманией, уголовно-правовое и исправительное воздействие сводится к контролю за прохождением ими курса лечения, медицинской и социальной реабилитации. В то же время отсрочка отбывания наказания является уголовно-правовой мерой, поэтому считаем, что уголовно-исполнительные инспекции вправе для достижения целей ее применения осуществлять не только контрольные, но и иные функции (например, организационно-правовые, психолого-педагогические, социальные и др.).
Кроме того, статья 9 УИК РФ, предусматривающая систему основных средств исправления осужденных, распространяется на все категории осужденных, в частности на больных наркоманией, получивших отсрочку отбывания наказания. Поэтому УИИ вправе использовать средства исправления с учетом уголовно-правовых, уголовно-исполнительных, психолого-педагогических, медико-социальных и иных особенностей конкретного осужденного.
Руководствуясь идеей исправления при применении уголовно-правовой меры к преступнику, полагаем, что в отношении осужденных, больных наркоманией, уголовно-исполнительные инспекции полномочны проводить мероприятия по стимулированию правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).
Ясно, что исправительно-предупреди-тельная деятельность уголовно-исполнительных инспекций должна осуществляться в тесном взаимодействии с учреждениями и организациями, предоставляющими услуги по лечению осужденных, больных наркоманией, медицинской и социальной реабилитации. Приказ Минюста России и Минздрава России от 07.07.2015 № 169/425н содержит п. 5 о том, что уголовно-исполнительные инспекции «взаимодействуют... путем запроса информации о прохождении осужденными курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации» либо «путем запроса информации о прохождении осужденными курса социальной реабилитации» [4], что само по себе недостаточно для обеспечения средствами достижения целей применения наказания (в нашем случае - уголовно-правовой меры в виде отсрочки отбывания наказания).
Мы убеждены в том, что применение отсрочки отбывания наказания не должно сводиться только к лечению и контролю за поведением осужденного во время лечения и реабилитации. Предлагаем рассматривать уголовно-исполнительные инспекции как обязательных участников исправительного воздействия наряду со специалистами, проводящими лечение, медицинскую и социальную реабилитацию осужденных, больных наркоманией, в силу наделения их полномочиями в сфере обращения к исполнению судебного акта об отсрочке наказания.
Полагаем, что предметом дискуссии является формулировка ч. 3 ст. 821 УК РФ об освобождении от отбывания наказания осужденных, больных наркоманией, прошедших курс лечения, медицинскую и социальную реабилитацию. В этой части законодатель не только не указывает на конкретный вид ремиссии, но и не предъявляет требований к организации либо учреждению здравоохранения, заключения которых, бесспорно, подтвердят наличие ремиссии длительностью не менее двух лет и будут убедительными и значимыми для суда. В связи с этим предлагаем законодательно закрепить перечень этих субъектов. Считаем, что субъектами, дающими такие заключения, должны стать врачи учреждений только государственного и муниципального здравоохранения.
[email protected] www.orfsin.ru
потег_7_2017.1п<И 20
20
#
06.07.2017 15:30:53
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Для принятия судом правильного и законного решения об освобождении УИИ обязаны предоставить комплекс сведений об осужденном. Руководствуясь данным требованием, считаем необходимым дополнить ч. 8 ст. 178 УИК РФ нормой о показателях оценки поведения осужденного, больного наркоманией и прошедшего курс лечения и медико-социальной реабилитации, с целью подготовки обоснованного представления об освобождении от наказания.
Полнота сведений об осужденном и его поведении зачастую зависит от качества взаимодействия между задействованными в уголовно-исполнительном процессе должностными и иными заинтересованными лицами. К сожалению, в анализируемых правовых требованиях не учтены возможности институтов гражданского общества.
Совместная работа медицинских специалистов, психологов, представителей общественных организаций, заинтересованных в решении проблем наркомании, религиозных конфессий при сотрудничестве с представителями правоохранительной системы может стать фактором, влияющим на недопущение фактов асоциального поведения лица, получившего отсрочку отбывания наказания. Для обеспечения совместной деятельности необходимо теоретическое и практическое осмысление проблемы не только учеными-правоведами, но и практиками - представителями учреждений, исполняющих уголовно-правовые меры, специалистами в сфере медицинского сопровождения больных наркоманией (наркологами, психиатрами, психологами) и др.
Таким образом, изучение отдельных вопросов применения отсрочки отбывания наказания осужденным, больным наркоманией, остается актуальным независимо от исторического
периода функционирования отечественной уголовно-исполнительной системы. Практика реализации отсрочки, предусмотренной ст. 821 УК РФ, выявляет все новые проблемы, затрудняющие предупреждение рецидивной преступности и социальную адаптацию осужденных.
Действующие нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства обеспечивают правовую основу для применения института отсрочки, но в целях эффективной деятельности участников испра-вительно-предупредительного процесса в отношении осужденных необходимо продолжить работу по их переосмыслению представителями практических органов и научной общественности. ^
1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Российская газета. 2011. 9 декабря.
2. Данные судебной статистики // Судебный департамент при ВС РФ : [сайт]. URL: http://www.cdep. ru/index.php?id=79 (дата обращения: 05.03.2017).
3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь - декабрь 2014 г.) : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2015. С. 195 ; Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь - декабрь 2015 г.) : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2016. С. 239.
4. Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными, признанными в установленном порядке больными наркоманией : приказ Минюста России и Минздрава России от 07.07.2015 № 169/425н. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
21 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2017
nomer_7_2017.indd 21
06.07.2017 15:30:53