Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ НЕЦЕЛЕВОГО И НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ВОПРОСЫ НЕЦЕЛЕВОГО И НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / СРЕДСТВА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ / НЕЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыров Ф.Н.

Многочисленные органы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, нередко предъявляют необоснованные претензии. Для грамотного противодействия подобным претензиям необходимо четко разбираться в нормативно-правовой базе, требуя корректности в этих вопросах от самих контролирующих органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадыров Ф.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INAPPROPRIATE AND INEFFICIENT USE OF FUNDS IN STATE AND MUNICIPAL HEALTHCARE INSTITUTIONS

Numerous bodies that control the financial and economic activities of state and municipal healthcare institutions often make unfounded claims. In order to competently counter such claims, it is necessary to clearly understand the regulatory framework, demanding correctness in these matters from the regulatory authorities themselves.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ НЕЦЕЛЕВОГО И НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

От редакции:

Произошедшее в этом году изменение порядка проведения контрольных мероприятий в системе обязательного медицинского страхования вызвало новый всплеск вопросов по поводу применения к медицинским организациям санкций, в том числе за нецелевое использование средств. Много вопросов возникает и относительно претензий контролирующих органов по поводу использования средств бюджетов различного уровня. Сегодняшний материал нашей традиционной рубрики посвящен этим вопросам.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-84-86 УДК: 614.2

ВОПРОСЫ НЕЦЕЛЕВОГО И НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ф.Н. Кадыров,

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия;

ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия.

АННОТАЦИЯ

Многочисленные органы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, нередко предъявляют необоснованные претензии. Для грамотного противодействия подобным претензиям необходимо четко разбираться в нормативно-правовой базе, требуя корректности в этих вопросах от самих контролирующих органов.

Ключевые слова: бюджет, средства обязательного медицинского страхования, нецелевое использование средств, неэффективное использование средств, санкции.

Для цитирования: Кадыров Ф.Н. Вопросы нецелевого и неэффективного использования средств в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2021; 10:84-86. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-84-86.

ORIGINAL PAPER

ISSUES OF INAPPROPRIATE AND INEFFICIENT USE OF FUNDS IN STATE AND MUNICIPAL HEALTHCARE INSTITUTIONS

F.N. Kadyrov,

Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;

North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg, Russia.

© Кадыров Ф.Н,, 2021 г.

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 202 1 .

ANNOTATION

Numerous bodies that control the financial and economic activities of state and municipal healthcare institutions often make unfounded claims. In order to competently counter such claims, it is necessary to clearly understand the regulatory framework, demanding correctness in these matters from the regulatory authorities themselves.

Keywords: budget, mandatory medical insurance funds, misuse of funds, inefficient use of funds, sanctions.

For citation: Kadyrov F.N. Issues of inappropriate and inefficient use of funds in state and municipal healthcare institutions // Manager Zdravoohranenia. 2021; 10:84-86. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-84-86.

Понятие нецелевого использования средств в системе обязательного медицинского страхования

В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ [1] за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Однако определения нецелевого использования средств ОМС (использование средств не по целевому назначению) в Федеральном законе № 326-ФЗ нет. Поэтому необходимо использовать определение, содержащееся в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Однако в Бюджетном кодексе есть определение только «нецелевого использования бюджетных средств» (статья 306.4.). В соответствии с этой статьей нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Средства ОМС относятся к средствам бюджетной системы Российской Федерации, поэтому понятие «нецелевое использование бюджетных средств» прямо применимо и к средствам ОМС. Итак, главный критерий нецелевого использования средств ОМС - использование этих средств не на цели оказания медицинской помощи застрахованным.

Почему Верховный суд заключил, что само по себе нарушение лицензионных требований не является основанием для признания расходов нецелевыми?

В своем Определении от 27.03.2020 № 307-ЭС20-2992 Верховный Суд заявил, что нарушение учреждением при осуществлении медицинской деятельности лицензионных требований и условий не является основанием для признания расходования средств ОМС нецелевым [2].

Действительно, для признания действий медицинской организации в качестве нецелевого использования средств ОМС, нужно было доказать, во-первых, что средства использовались не для целей оказания медицинской помощи по ОМС, а, во-вторых, что в этом есть вина медицинской организации (имея в виду, что во многих случаях медицинская организация, успешно пройдя процесс лицензирования, не получает вовремя лицензию не по своей вине).

№ 10

2021

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

Возможности применения понятия «неэффективное использование средств» к деятельности автономных и бюджетных учреждений

В последнее время участились случаи, когда контролирующие органы в актах проверки пишут о неэффективном использовании учреждениями здравоохранения бюджетных средств или средств ОМС.

По этому поводу следует отметить, что понятие «неэффективное использование бюджетных средств» в действующем законодательстве Российской Федерации не определено.

Статьей 34 Бюджетного кодекса установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий при расходовании бюджетных средств обеспечивают:

- достижение заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность);

- получение наилучшего результата с использованием определенного объема средств (результативность).

При этом положения вышеуказанных норм распространяются исключительно на участников бюджетного процесса, перечень которых установлен пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса, к которым в том числе относятся получатели бюджетных средств.

Такой позиции придерживается, в частности, Минфин России [3].

Добавим, что в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса, получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Как видим, автономные и бюджетные учреждения не относятся ни к получателям бюджетных средств, ни к участникам бюджетного процесса. Следовательно, понятие «неэффективное использование средств» к их деятельности неприменимо.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

2. Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2020 № 307-ЭС20-2992 по делу № А05-16366/2018.

3. Письмо Минфина России от 7 июня 2021 г. № 02-09-08/44537.

4. Богданов С.В., Трофимов А.Б., Буянов ЕН, Кадыров Ф.Н. Проблема целевого использования средств ОМС // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 1. - С. 30-36.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Кадыров Фарит Накипович - д-р экон. наук, советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; профессор ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия.

Farit N. Kadyrov - Ph.D., Advisor to the Director of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; professor North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg, Russia.

E-mail: kadyrov@mednet.ru.

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 202 1 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.