УДК 372. 881.1
ВОПРОСЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ISSUES OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSES AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MIA OF RUSSIA: BY THE MATERIALS OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE
Куприянчик Татьяна Владимировна,
заведующий кафедрой иностранных и русского языков Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент
Арская Марина Александровна,
доцент кафедры иностранных и русского языков Сибирского юридического института МВД России(г. Красноярск), кандидат филологических наук, доцент
[email protected] Ключевые слова:
научно-практическая конференция, иностранный язык, иностранный язык для специальных целей, междисциплинарная интеграция, образовательные организации МВД России.
В статье представлена информация о научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам реализации междисциплинарной интеграции в процессе обучения иностранному языку для специальных целей в неязыковых вузах в целом и в образовательных организациях МВД России в частности. В ходе конференции были обсуждены педагогические, дидактические и методические аспекты междисциплинарной интеграции. Авторы подчеркивают необходимость интеграции в учебном процессе дисциплины «Иностранный язык» со специальными дисциплинами.
The article presents information on a scientific and practical conference devoted to the topical issues of the implementation of interdisciplinary integration in the process of teaching a foreign language for specific purposes at non-linguistic universities in general and at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in particular. The pedagogical, didactic and methodological aspects of interdisciplinary integration were discussed during the conference. The authors highlight the need for integration of the discipline Foreign language with special disciplines in the educational process.
Всероссийская научно-практическая конференция «Междисциплинарная интеграция в процессе обучения иностранному языку для специальных целей в образовательных организациях МВД России» была проведена в декабре 2018 года в Сибирском юридическом институте МВД России. Актуальность темы конференции обусловлена прежде всего тем, что в настоящее время в контексте компетентностного подхода в системе высшего образования междисциплинарные связи приобретают особое значение для проектирования учебного процесса, так как формирование компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных), предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами может и должно осуществляться не одной, а несколькими дисциплинами, предусмотренными рабочими учебными планами основных профессиональных образовательных программ.
Концепция современного высшего образования направлена на создание системы обучения, которая позволила бы сформировать у будущего специалиста комплекс систематизированных знаний и практических навыков, необходимых для решения теоретических и практических задач по профессиональному профилю подготовки. Учебные дисциплины, участвующие в данном процессе, не могут изучаться изолированно. Потребность в синтезе знаний, полученных в результате освоения основных образовательных программ, их усвоение и применение в профессиональной деятельности диктует необходимость поиска возможностей для выполнения социального заказа общества: формирования всесторонне развитой, грамотной, профессиональной компетентной личности выпускника высшего учебного заведения. Для достижения данной цели в условиях сохранения теоретической и практической целостности отдельных учебных дисциплин происходит процесс целенаправленного усиления междисциплинарных связей, проявляющийся в междисциплинарной интеграции.
Keywords:
scientific and practical conference, foreign language, foreign language for specific purposes, interdisciplinary integration, educational institutions of MIA of Russia.
В рамках указанной выше концепции в выступлениях участников конференции были представлены педагогические, дидактические и методические аспекты междисциплинарной интеграции, которые получили достаточно широкое освещение в ряде научных трудов. Многогранный характер данного явления позволяет включить в парадигму исследований, посвященных изучению междисциплинарной интеграции, работы, касающиеся вопросов определения таких сопряженных явлений, как междисциплинарное обучение, междисциплинарный подход, междисциплинарное взаимодействие, междисциплинарные связи и прочих. Взаимообусловленный характер данных понятий реализуется в их причинно-следственных связях, согласно которым междисциплинарное взаимодействие осуществляется на основе интегрированного предметного содержания, то есть при условии междисциплинарной интеграции. Таким образом, несмотря на разные подходы к определению понятия междисциплинарной интеграции (С.Н. Казначеева, Р.В. Репина, М.М. Степанова, Н.В. Попова, Л.П. Халялина и др.), большинство исследователей подчеркивают комплексный характер данного явления, сущность которого характеризуется тесной взаимосвязью содержания учебных дисциплин и содержанием профессиональной деятельности будущих специалистов.
Междисциплинарная парадигма в вузовском учебном процессе является объединяющим фактором для преподавателей и обеспечивает преемственность и целостность обучения с учетом взаимодействия содержательных и процессуальных компонентов задействованных дисциплин [3].
т-1 ЧУ ЧУ ЧУ
Базовой характеристикой междисциплинарной интеграции признается «процесс взаимного согласования учебных дисциплин с точки зрения единого, непрерывного и целостного развития профессиональной деятельности» [6].
Необходимость междисциплинарной интеграции в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла не вызывает сомнений. Вместе с тем по-прежнему актуальными остаются исследования, посвященные проблемам, возникающим при реализации интеграции так называемых «общегуманитарных предметов» и, в частности, иностранного языка с предметами «профессионального цикла».
Курс иностранного языка в нелингвистическом вузе расширяет возможности обучающихся актуализировать иноязычные умения, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Образовательный потенциал иностранного языка как учебной дисциплины позволяет использовать иностранный язык не только как цель обучения, но и как средство получения профессиональных знаний и развития профессиональных умений и навыков. Так, М.М. Степанова считает, что необходимо «подойти к разработке единой модели междисциплинарной интеграции на основе иностранного языка как ее центрального элемента» [4].
Особое внимание при обсуждении основных проблем междисциплинарной интеграции было уделено процессу обучения иностранному языку для специальных целей в образовательных организациях системы МВД России, который осуществляется в соответствии с современными тенденциями в области языковой (иноязычной) подготовки в неязыковых вузах, что проявляется в целевой установке, направленной на формирование общей межкультурной компетенции обучающихся и обязательной интеграции иностранного языка с предметами профильного цикла, то есть «взаимопроникновения лингвистического и профессионального компонентов в процессе обучения» [2], при этом окончательной целью интеграции иностранного языка может считаться всесторонняя подготовка к профильной межкультурной коммуникации сотрудников полиции. Необходимо отметить, что реализация приоритетного профиля подготовки, осуществляемая в соответствии с приказом МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных организаций МВД России», усиливает внимание к проблеме междисциплинарной интеграции, ставит перед профессорско-преподавательским составом задачу разработки рабочих программ дисциплин «Иностранный язык», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», а также дидактического обеспечения в рамках актуализации междисциплинарного взаимодействия с учетом не только лингвистического, но и профессионального компонента изучаемых дисциплин.
В ходе конференции в рамках междисциплинарной интеграции при обучении иностранному языку также обсуждались следующие вопросы:
- содержательный компонент дисциплин «Иностранный язык», «Иностранный язык в сфере юриспруденции» как системообразующий фактор реализации междисциплинарной интеграции;
- лингводидактические аспекты в методике преподавания иностранного языка для специальных целей в образовательных организациях МВД России;
- предметно-ориентированные учебные материалы в системе дидактического обеспечения преподавания иностранного языка для специальных целей, а также русского языка как иностранного в образовательных организациях МВД России.
В адрес конференции поступили заявки на участие и статьи от преподавателей Уральского юридического института МВД России, Уфимского юридического института МВД России, Ростовского юридического института МВД России, а также Уральского государственного педагогического университета. В своих статьях авторы отразили проблематику междисциплинарной интеграции в процессе обучения иностранному языку для специальных целей и русскому языку как иностранному в образовательных организациях МВД России: иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции (Г.В. Походзей), реализация междисциплинарной интеграции в аспекте содержания дисципли-
ны «Иностранный язык» в образовательной организации системы МВД России (А.Х. Закирьянова), предметно-языковое интегрированное обучение как методика активизации процесса обучения иностранному языку (В.В. Гузикова), педагогические условия развития языковой культуры обучающихся неязыковых вузов (В.В. Коскевич), лингвокультурологический и психолингвистический компоненты в обучении иностранному языку студентов юридических специальностей (О.Е. Приходько), фреймовая система образовательного дискурса в формировании коммуникативных компетенций в обучении иностранному языку (Е.В. Котельникова) и другие.
Обсуждение заявленных на конференции проблем и поиск путей их решения имеет как теоретическое, так и практическое значение для совершенствования методики преподавания иностранного языка для специальных целей как в неязыковых вузах в целом, так и в образовательных организациях МВД России.
Библиографический список
1. Казначеева, С.Н. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов / С.Н. Казначеева, Р.В. Репина // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т.4. - № 1. - URL: http://mir-nauki.com/ PDF/i6PDMNii6.pdf.
2. Кравчук, Л.С. К вопросу об интеграции иностранного языка в профильное обучение сотрудников полиции / Л.С. Кравчук // Современная педагогика. - 2016. -№ 4. - URL: http://pedag0gika.snauka.ru/2016/04/5658.
3. Попова, Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования ин-тегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины «Иностранный язык») : автореф. дисс. ... д. педагог. наук / Н.В. Попова. - СПб., 2011. - URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/ mezhdisciplinarnaja-paradigma-kak-osnova-formirovanija-integrativnyh-kompetencij.html.
4. Степанова, М.М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры / М.М. Степанова // Молодой ученый. -2014. - № 4. - С. 1244-1246. - URL: https://moluch.ru/archive/63/9915/.
5. Халялина, Л.П. Междисциплинарная координация в системе профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в вузе / Л.П. Халялина // Вестник ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. - 2017. - № 2. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mezhdistsiplinarnaya-koordinatsiya-v-sisteme- professionalno-orientirovannogo-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-vuze.
6. Шестакова, Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов / Л.А. Шестакова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте / Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. - № 1(2). - С. 47-52.