УДК 34
Йованович Миляна
магистрант ИГСУ по программе: международное право, европейское право, международная юридическая практика
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Москва, Россия)
ВОПРОСЫ КОНЦЕПЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РЕЖИМА
ПРОКУРОРСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕДАННОЙ ГОСУДАРСТВОМ СИТУАЦИИ ПРИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ СУДЕ
Аннотация: данная статья направлена на разработку концептуального подхода к исследованию процессов прокурорского расследования, осуществляемых Международным уголовным судом на основании информации, предоставленной государствами. Автор описывает предполагаемые методы сбора и анализа данных, включая качественные интервью и анализ документов, которые будут использоваться для оценки эффективности предварительных расследований. Статья акцентирует внимание на значении Римского статута и Женевских конвенций в контексте соблюдения правовых процедур. Особое внимание уделяется планированию анализа проблем и вызовов, с которыми сталкивается прокуратура МУС, а также разработке стратегий для повышения прозрачности и справедливости международных правовых процедур.
Ключевые слова: международный уголовный суд, прокурорское расследование, методология исследования, Римский статут, Женевские конвенции, качественные методы, анализ данных, права человека, международное правопорядок.
Основной целью данного исследования является анализ процессов прокурорского расследования в рамках предварительного производства дел,
переданных государствами в Международный уголовный суд. Оно направлено на выявление основных вызовов и проблем, с которыми сталкивается прокуратура МУС, а также оценку эффективности их решения. Общая проблема исследования связана с анализом переданных государством ситуаций при предварительном производстве в Международном уголовном суде. Этот аспект охватывает международно-правовую квалификацию и процессуальный порядок передачи ситуаций, что важно для обеспечения эффективного и справедливого правосудия на международном уровне. Специальная проблема фокусируется на процессуальном режиме прокурорского расследования таких ситуаций. Это включает изучение процессуальных норм, методов и инструментов, используемых прокурором при проведении предварительного расследования, а также оценку эффективности этих процессов и соблюдения правовых стандартов.
Ключевые этапы исследовательской работы и цели их реализации
Этап исследования Основная цель
Изучение нормативно-правовой базы Анализ Римского статута и других международных документов, регулирующих работу МУС
Анализ процедур предварительного расследования Выявление основных проблем и вызовов прокуратуры МУС, оценка эффективности предварительных расследований
Изучение практики Анализ конкретных случаев расследований, оценка применения международных правовых стандартов
Сотрудничество с международными организациями Анализ влияния международного сотрудничества на эффективность расследований МУС
Разработка рекомендаций Предложение усовершенствований процедур и методик работы МУС на основе анализа данных и практик
Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Международного уголовного суда, включает глубокий анализ Римского статута, который является основополагающим документом этого суда. Римский статут определяет структуру, функции, юрисдикцию и основные процедурные аспекты работы МУС, включая процедуры предварительного расследования. Важность этого документа не может быть переоценена, поскольку он устанавливает правовые рамки для расследования и преследования наиболее серьёзных международных преступлений, таких как геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. Международное уголовное право — это система правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями [Бурчуладзе, 2024]1.
Анализ также включает изучение Правил процедуры и доказывания, которые детализируют положения Римского статута и обеспечивают конкретные указания по проведению расследований и судебных процессов. Эти правила являются критически важными для обеспечения справедливого и эффективного процесса, поскольку включают положения о сборе доказательств, защите прав подозреваемых, жертв и свидетелей, а также о порядке проведения судебных заседаний.
Кроме того, необходимо рассмотреть Женевские конвенции и их Дополнительные протоколы, которые устанавливают международные стандарты обращения во время вооружённых конфликтов и защиты жертв войны. Эти документы имеют прямое отношение к расследованию военных преступлений, одной из ключевых задач Суда. Женевские конвенции определяют правила поведения во время вооруженных конфликтов и накладывают обязательства по защите гражданского населения и военнопленных, что непосредственно связано с мандатом МУС. Анализ текущего состояния прав человека в Афганистане также выявляет серьезные гуманитарные проблемы, которые усугубляются вооруженным конфликтом. Согласно отчету Human Rights Watch за 2023 год, более 90% населения Афганистана в течение года страдали от нехватки продовольствия, включая десятки миллионов людей, которые были вынуждены пропускать приемы пищи или голодать целыми днями. Особое внимание следует уделить положению женщин, поскольку политика Талибана, запрещающая женщинам занимать большинство оплачиваемых должностей, ухудшила ситуацию, особенно для домохозяйств, где женщины были основными или единственными кормильцами. Кроме того, миллионы детей продолжают страдать от острого недоедания. Эти данные подчеркивают необходимость усиления международных усилий по защите прав человека и предоставлению гуманитарной помощи в зонах конфликта2.
Однако, действие МУС тесно связано не только с нормами Римского статута, но и с другими важнейшими международными документами, такими как Всеобщая декларация прав человека, в которой утверждались принципы равенства всех перед законом, вводились презумпция невинности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела в суде и гарантии защиты3. Эти инструменты международного права человека формируют фундаментальную правовую основу, которая подчеркивает защиту основных прав и свобод человека. Особенно это касается прав жертв и свидетелей в процессах, проводимых МУС. Защита прав этих лиц важна для обеспечения не только их безопасности и конфиденциальности, но и для
поддержания целостности судебного процесса, обеспечивая тем самым справедливое и эффективное правосудие.
Важным аспектом изучения является также анализ сотрудничества МУС с различными международными организациями, включая Организацию Объединенных Наций и региональные органы. Такое сотрудничество часто критически важно для проведения эффективных расследований и арестов, особенно в контекстах, где международное сотрудничество может способствовать или затруднять доступ к важным свидетельствам или подозреваемым.
Таким образом, комплексный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность МУС, необходим для глубокого понимания как теоретических, так и практических аспектов его работы. Это изучение позволяет оценить как существующие возможности, так и вызовы, стоящие перед Международным уголовным судом, и разработать рекомендации по их улучшению, учитывая изменяющиеся условия международной юридической среды.
В дополнение к изучению нормативно-правовой базы и процессуальных аспектов предварительного расследования Международного уголовного суда особое внимание заслуживает анализ роли специальных наблюдателей и мониторинговых миссий. Эти миссии играют ключевую роль в сборе данных и информации, которая может быть использована прокурором МУС для оценки обстановки на местах. Внедрение таких миссий способствует повышению прозрачности и достоверности информации, что критически важно для правильной квалификации ситуаций, переданных государством для предварительного производства. Мониторинговые миссии могут выявлять не только факты нарушений, но и оценивать общую ситуацию с правами человека, что помогает прокурору в формировании объективного взгляда на события в регионе.
Теория командной ответственности, в свою очередь, представляет собой важный инструмент для анализа действий высших руководителей и командиров, которые могут быть привлечены к ответственности за действия своих
подчиненных, если было доказано, что они знали или должны были знать о совершаемых преступлениях и не предприняли всех необходимых и возможных мер для их предотвращения или наказания виновных. Командная ответственность руководителя связана с его бездействием и неисполнением обязанности контролировать подчинённых, основываясь на наличии у него эффективного контроля и информации о риске преступлений. Руководитель несёт ответственность не за соучастие в преступлениях, а за непредотвращение или непресечение преступных действий подчинённых из-за отсутствия умысла на совершение этих действий4. Это направление анализа особенно актуально в контексте МУС, где прокуратура стремится установить не просто индивидуальную, но и командную ответственность для укрепления правовых принципов и обеспечения справедливости.
Изучение конкретных случаев, связанных с прокурорскими расследованиями ситуаций, переданных государствами в Международный уголовный суд, предоставляют уникальную возможность анализировать не только теоретические аспекты правоприменительной практики, но и их практическое воплощение, что позволяет оценить эффективность и адекватность принимаемых процедур и методик. Анализ таких дел включает изучение доступной документации, а также анализ последствий принятых решений для международного правосудия. Важно выявить, как были применены международные правовые стандарты, обеспечена защита прав свидетелей и жертв, и какие были сложности в противостоянии политическому и внешнему давлению. Эти аспекты позволяют не только глубже понять и оценить процессы в рамках МУС, но и формулировать предложения по их усовершенствованию. Конкретные кейсы не только обогащают эмпирическую базу исследования, но и способствуют разработке более эффективных стратегий для будущих расследований, повышая общую эффективность международных уголовных механизмов.
Примеры работы Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международного трибунала по Руанде (МТР) показывают, как важен обмен опытом и методиками между международными судебными органами. Учреждая эти трибуналы, Совет Безопасности взял в качестве правового основания главу VII Устава ООН, что означает, что учреждение трибуналов приравнивается к принудительной мере для установления и сохранения международного мира5. Анализируя деятельность этих трибуналов, Международный уголовный суд может существенно улучшить собственные процедуры, что способствует более эффективному предварительному производству и углублению понимания основных принципов международного правосудия. Анализ этих трибуналов позволяет увидеть как положительные, так и отрицательные аспекты предварительного производства в контексте международного правосудия. Анализируя опыт МТБЮ и МТР, можно выделить не только их вклад в развитие международного правосудия, но и ряд серьезных вызовов, с которыми они сталкивались. Эти уроки должны быть учтены МУС для корректировки собственных процедур, повышения эффективности и справедливости предварительного производства, а также для минимизации контроверзий и укрепления международного правопорядка.
В рамках исследования применяется комплексный подход к сбору и анализу данных, что позволяет всесторонне рассмотреть изучаемую проблематику. Методы сбора данных включают в первую очередь качественные интервью и анализ документов. Каждый из этих методов имеет свои особенности и преимущества, которые делают возможным глубокое понимание изучаемых явлений. Качественные интервью используются для получения подробной информации от ключевых экспертов в этой области. Этот метод позволяет изучить мнения, взгляды и личный опыт людей, занимающихся исследованием данной темы, что особенно ценно при анализе сложных и малоизученных вопросов. Интервью проводятся как в структурированной форме, так и в полуструктурированной или
неструктурированной форме, что позволяет глубже погрузиться в контекст проблемы и выявить неочевидные аспекты.
Анализ документов применяется для изучения официальных данных, законодательных актов, отчетов организаций, публикаций в СМИ и научных работ. Этот метод позволяет обосновать теоретическую базу исследования, сопоставить полученные данные с уже существующими данными, а также проверить гипотезы, выдвинутые в начале исследования.
Для анализа данных применяются различные методики. Для качественных данных часто используется тематический анализ, который позволяет систематизировать и интерпретировать текстовую информацию, полученную из интервью и документов. Это способствует выявлению ключевых тем и паттернов в данных. Таким образом, выбранная методология исследования предоставляет надежную основу для всестороннего изучения поставленных вопросов и проблем, обеспечивая как глубину понимания, так и обобщаемость результатов, что является критически важным для достижения целей данного исследования.
Одной из ключевых задач Международного уголовного суда является реагирование на ситуации, переданные государствами или Советом Безопасности ООН. Общая проблема заключается в оценке и анализе представленной информации для определения, достаточно ли оснований для начала полноценного расследования. Процедурные нормы требуют, чтобы данные были не только достоверными, но и достаточно значимыми, чтобы подтвердить серьёзные нарушения международного права. Этот аспект критически важен для обеспечения справедливости и законности процесса, предотвращая незаслуженные или необоснованные обвинения. Специальная проблема связана с действиями прокуратуры при проведении предварительного расследования. Здесь ключевыми вопросами являются выбор методов сбора данных и критериев их анализа. Прокуратура сталкивается с вызовами, связанными с необходимостью обеспечить
объективность и независимость процесса, избегая влияния внешних факторов и политического давления.
В заключении исследования подробно рассматриваются все аспекты предварительного прокурорского расследования, проведенного Международным уголовным судом, с акцентом на анализе и оценке действий, основанных на информации, предоставленной государствами. Подведение итогов исследования позволит выявить не только ключевые вызовы и сложности, с которыми сталкивается прокуратура, но и обозначить потенциальные направления для улучшения процедур и методик работы суда. Основные выводы данного исследования связаны с анализом процедурных аспектов предварительных расследований и критическим осмотром качества доказательственной базы, которая лежит в основе принятия решений о начале судебного преследования. Важной составляющей работы прокуратуры является умение адаптироваться к постоянно меняющемуся контексту международного права, что требует постоянной актуализации знаний и методов работы.
Изучение практики МУС позволяет предложить несколько путей улучшения работы прокуратуры. Один из возможных механизмов — усиление сотрудничества с национальными судебными системами для обеспечения более эффективного сбора доказательств и защиты свидетелей. Кроме того, укрепление международного сотрудничества может способствовать созданию более прозрачных и эффективных механизмов передачи дел в МУС.
На основе полученных результатов можно рекомендовать дальнейшие исследования в области разработки международных стандартов для оценки доказательственной базы и методик расследования. Также актуальным будет изучение воздействия политических факторов на решения прокуратуры, что может помочь в создании более устойчивых к внешнему давлению процедур расследования. Эти меры и предложения будут способствовать не только повышению эффективности работы МУС, но и укреплению доверия
международного сообщества к механизмам глобальной юстиции. Подведение итогов данного анализа предоставляет фундамент для разработки рекомендаций, направленных на улучшение функционирования Международного уголовного суда и в целом способствует продвижению принципов справедливости и законности на международном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf;
2. Правила процедуры и доказывания Международного уголовного суда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.icc-cpi.int/iccdocs/PIDS/legal-texts/RulesProcedureEvidenceRus.pdf;
3. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/en/about-us/un-charter/chapter-7;
4. Всеобщая декларация прав человека (1948) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://www. un. org/ en/universal-declaration-human-rights/index.html;
5. Женевская конвенция о защите жертв вооруженных конфликтов (Первая Женевская конвенция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/publications/icrc-002-0173.pdf;
6. Женевская конвенция о защите жертв военных конфликтов на море (Вторая Женевская конвенция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/publications/icrc-002-0173.pdf;
7. Женевская конвенция о защите военнопленных (Третья Женевская конвенция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/publications/icrc-002-0173.pdf;
8. Женевская конвенция о защите гражданских лиц во время войны (Четвертая Женевская конвенция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/publications/icrc-002-0173.pdf;
9. Бурчуладзе И.В. Современная система международной уголовной юстиции // Закон и право. 2024. № 4. С. 266—268. DOI: 10.24412/2073-3313-2024-4-266-268;
10. Рябцева Е.В. Международная судебная защита по уголовным делам. Москва: Проспект, 2021. С. 22;
11. Дархамбаева А. Д., Михайлов Д. В. Некоторые вопросы уголовной ответственности командиров и начальников за международные преступления, совершенные их подчиненными // Юридические науки. 2022. С. 239-244;
12. Сто]ановиЙ З. Ме^ународно кривично право. Београд: Правна каига, 2015. С. 119;
13. Human Rights Watch. World Report 2023. [Электронный ресурс]. URL: https: //www. developmentaid. org/api/frontend/cms/file/2023/01/World_Report_2023_WEB SPREADS _0.pdf
Jovanovic Miljana
Russian Academy of National Economy and Public Service
(Moscow, Russia)
ISSUES IN CONCEPT OF PROCEDURAL REGIME PROSECUTOR'S INVESTIGATION TRANSFERRED STATE SITUATIONS DURING PROCEEDINGS BEFORE INTERNATIONAL CRIMINAL COURT
Abstract: this article is aimed at developing a conceptual approach to the study of prosecutorial investigation processes carried out by the International Criminal Court on the basis of information provided by states. The author describes proposed methods of data collection and analysis, including qualitative interviews and document analysis, that will be used to evaluate the effectiveness of preliminary investigations. The article focuses on the significance of the Rome Statute and the Geneva Conventions in the context of due process. Particular attention is paid to planning analysis of the problems and challenges facing the ICC Prosecutor's Office, as well as the development of strategies to improve the transparency andfairness of international legal procedures.
Keywords: international criminal court, prosecutorial investigation, research methodology, Rome Statute, Geneva Conventions, qualitative methods, data analysis, human rights, international legal order.
1 Бурчуладзе И.В. Современная система международной уголовной юстиции // Закон и право. 2024. № 4. С. 266—268. DOI: 10.24412/2073-3313-2024-4-266-268;
2 Human Rights Watch. World Report 2023. [Электронный ресурс]. URL:
https: //www. developmentaid. org/api/frontend/cms/file/2023/01/World_Report_2023_WEB SPREADS _0.pdf (дата обращения: 20.05.2024);
3 Рябцева Е.В. Международная судебная защита по уголовным делам//Проспект, Москва 2021, С. 22;
4 Дархамбаева А. Д., Михайлов Д. В. Некоторые вопросы уголовной ответственности командиров и начальников за международные преступления, совершенные их подчиненными // Юридические науки. 2022. С. 239-244;
5 Стс^ановиЙ З. Ме^ународно кривично право//Правна каига, Београд 2015, С. 119