ВОПРОСЫ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА В РОССИЙСКОМ
ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Виноградова И.В.
Виноградова Ирина Владимировна - кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра административной деятельности органов внутренних дел, Московский университет МВД России им В.Я. Кикотя, г. Москва
Аннотация: в статье дается анализ понятия морального вреда, видов страданий, характеризующих причинение морального вреда, и факторов, которые должны учитываться при рассмотрении вопроса о компенсации морального вреда.
Ключевые слова: компенсация, моральный вред, имущественный вред, неимущественный вред, нравственные страдания, физические страдания, нарушение.
УДК 347.513
Актуальным на сегодняшний день в Российской Федерации остается вопрос о компенсации морального (неимущественного) вреда. В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
При нарушении имущественных прав наступает имущественный вред, при нарушении неимущественных благ - неимущественный вред. В составе последнего при нарушении (умалении) «моральных» благ и наступает моральный вред. В действительности же такое понимание морального вреда является неправильным.
Более точно и полно понятие морального вреда раскрывается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» [1]. Так, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Как нам кажется, понятию «моральный вред» в его сегодняшнем понимании более соответствует понятие «нематериальный вред», поскольку им можно охватить оба вида страданий, характеризующих моральный вред. Решение терминологической проблемы, связанной с использованием понятия «моральный вред», чрезвычайно важно, поскольку от правильного выбора термина зависит правильное понимание содержания такого вреда. Законодательство, теория и практика должны быть едины в этом вопросе. Тяготение законодателя к понятию «моральный вред» объясняется скорее историческими традициями [3].
Особое внимание следует обратить на взаимосвязь понятий «моральный вред» и «неимущественный вред». Моральный вред является разновидностью неимущественного вреда. В то же время моральный вред может быть результатом нарушения как неимущественных, так и имущественных прав. Специфика взаимосвязи имущественного и неимущественного вреда состоит в том, что причинение неимущественного вреда может вызвать имущественный ущерб. Так, например, гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, может быть вынужден сменить место жительства, понеся при этом имущественные убытки [6, с. 17]. Те расходы, которые были понесены на переезд, относятся к категории убытков и в данном случае подлежат возмещению в порядке ст. 152 ГК РФ, то есть здесь налицо имущественный вред, так как ущерб имеет экономическое содержание и стоимостную форму (стоимость переезда).
Что касается взаимосвязи понятий «моральный вред» и «имущественный вред», то наличие имущественного вреда, очевидно, может вызывать нравственные страдания [5, с. 30]. В соответствии с законодательством Российской Федерации моральный вред, явившийся следствием причинения имущественного вреда, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом (ст. 151, п. 2 ст. 1099 ГК РФ). Компенсация морального вреда и в деликтных, и в договорных отношениях осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, то есть не может быть поставлена в зависимость от размеров последнего (п.3 ст. 1099 ГК РФ).
В связи с пониманием морального вреда как «не имеющего денежного выражения на момент возникновения» [5, с. 23], в научной литературе появилось мнение, что в теории проблема морального вреда иногда подменяется вопросом о «своеобразном» имущественном вреде [4, с. 124]. К
категории такого «своеобразного» имущественного вреда относится вред, который возникает в неопределенном будущем.
Фактор времени не может быть определяющим для разграничения имущественного и морального вреда и не может быть перехода вреда из категории «морального» в категорию «имущественного», так как различна сущность явлений.
Оценка судом такого рода фактов, конечно же, не может считаться полностью объективной, так как невозможно предугадать, что стало бы в дальнейшем.
Однако, не всегда можно говорить непосредственно о моральном вреде вследствие нарушения имущественных прав гражданина. Фактически подразумевается, что факт умаления имущественных благ осознан гражданином и, отразившись в его сознании, вызывает физические и нравственные страдания. Причиной же страданий обычно является не отсутствие определенных имущественных благ, а изменение социального положения или самооценки человека вследствие умаления имущественных благ. Интерес человека не может иметь непосредственно имущественную направленность. Интерес в данном случае заключается не в самих имущественных благах и не в праве собственности на них, а в отражении этого факта в общественных отношениях, общественном и индивидуальном сознании, осознании возможности использования собственности для получения иных благ.
Зная о том, что моральный вред выражается в форме нравственных и физических страданий, нам кажется, что стоит остановиться на этих понятиях и раскрыть их.
Физический вред, во-первых, это вред неимущественный и, во-вторых, отражаясь в негативных изменениях в организме человека, является материальным (т.е. «вещественным»). Причем физический вред или вред здоровью (любые негативные изменения биологической целостности организма под влиянием внешних факторов) может, в свою очередь, привести к отрицательным последствиям в виде имущественного и морального вреда.
Неспособность человека овладеть процессом, адаптироваться к изменившейся ситуации может вызвать более глубокие последствия на психическом уровне в виде неврозов и невротических реакций, которые могут привести и к физическим поражениям, и к физическим страданиям (головные боли, боли в желудке, гипертония и т.д.). Указанные последствия вызовут, в свою очередь, нравственные страдания от углубления ощущений социальной и физической неполноценности.
Проблема определения первопричины физического или психического заболевания является важной для целого ряда сфер жизни человека - социальной, правовой, медицинской.
При компенсации морального вреда физический вред (физические страдания) может быть рассмотрен в двух контекстах:
1) физические страдания, повлекшие нравственные;
2) нравственные страдания, выразившиеся в физических и психических расстройствах.
В первом случае причинение физических страданий является выражением противоправного поведения.
Во втором - их наличие и связь с эмоциональными переживаниями важно установить для того, чтобы определиться с размером и объемом возмещения, именно это поможет суду при разрешении спора. В этом проявляется взаимосвязь физических и нравственных страданий.
Если рассматривать проблему компенсации морального вреда именно в таком ракурсе, то давняя полемика в правовой литературе по поводу того, что подлежит возмещению - неимущественный вред, выразившийся в нравственных страданиях или неимущественный вред, выразившийся в физических страданиях, снимается. Это различные факторы, способствующие наступлению отрицательных последствий нарушения в виде душевных переживаний. Физические страдания, до тех пор, пока они не стали нравственными переживаниями, не могут быть основой для предъявления в судебном порядке требования о денежном возмещении физического ущерба (например, душевнобольные, неспособные на адекватное восприятие внешних воздействий не могут быть субъектами компенсации морального вреда).
Что касается нравственных страданий, то они помимо физического повреждения (увечья или иного расстройства здоровья) могут быть следствием других действий нарушителя. Это, конечно же, посягательство на честь и достоинство, деловую репутацию путем распространения позорящих сведений, вмешательство в личную жизнь, нарушение прав на имя, собственное изображение и других неимущественных прав. Все эти действия влекут последствия, которые так же можно охарактеризовать, как неимущественный вред. Но эти последствия так же, как и физические страдания, становятся «моральным вредом» только в том случае, если осознаны лицом как нравственные переживания. Только в этом случае и возможна гражданско-правовая ответственность за причинение морального вреда.
Список литературы
1. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 (в ред. от 06.02.2007) // Консультант
Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.03.2022).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 01.05.2019) // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.03.2022).
3. Беляцкин С.А. Возмещение морального (неимущественного) вреда. СПб.: Издание юридического книжного склада «Право», 1913. 59 с.
4. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. 176 с.
5. Малеин Н.С. Возмещение вреда, причиненного личности. М.: Юрид. лит., 1965. 230 с.
6. Сергеев А.П. Право на защиту репутации. Л., 1989. Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1989. 31 с.