Научная статья на тему 'Вопросы казначейского контроля кредитных учреждений'

Вопросы казначейского контроля кредитных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы казначейского контроля кредитных учреждений»

24 (162) - 2004

КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ

ВОПРОСЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО КОНТРОЛЯ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В.Н. НАТАРОВ, кандидат экономических наук, руководитель Управления федерального казначейства Минфина России по Тульской области

Казначейский контроль кредитных учреждений является одним из направлений контрольной деятельности органов Федерального казначейства. В процессе этого контроля проверяется [1]:

• своевременность операций со средствами федерального бюджета;

® операции, проводимые со средствами федерального бюджета по заключительным оборотам;

• движение средств на счетах должников по уплате штрафных санкций.

Основываясь на предложенной ранее [2] системной иерархической модели операций с бюджетными финансовыми средствами как объектами казначейского контроля, можно отнести контроль кредитных учреждений с точки зрения своевременности операций со средствами федерального бюджета к контролю динамических параметров операции, к которым относятся момент начала ее реализации и продолжительность. Выполнение финансовой операции (например, трансакции) характеризуется определенной «дискретностью» и содержит обычно конечное число отдельных действий, которые, в свою очередь, также могут быть рассмотрены как операции нижнего уровня. Каждое из подобных действий, естественно, имеет свою продолжительность, которая обычно существенно короче продолжительности хозяйственной операции. Подобные действия играют роль своеобразных «атомов» операции, дальнейшее деление которых невозможно и нецелесообразно с точки зрения анализа финансовой операции. С этой точки зрения моменты начала операций и их продолжительности можно рассматривать как специфические локальные объекты казначейского контро-

ля при проверке деятельности кредитных учреждений.

Другим элементом, входящим в системную иерархическую модель операции и попадающим в сферу рассматриваемой разновидности казначейского контроля, являются ее исполнители, в качестве которых выступают кредитные учреждения, в которых открыты расчетные счета сторон операции. Исполнителями являются также технические работники оперирующих систем или сторон операции. Исполнители занимают более пассивную позицию, чем акторы [2] или стороны операции, но их недостаточная квалификация или недобросовестность также могут служить источником нарушений бюджетной дисциплины, поэтому они также являются объектами казначейского контроля.

Ответственность за несвоевременность операций со средствами федерального бюджета установлена в Бюджетном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Например, ст. 15.8 КоАП РФ определено, что нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Санкции за несвоевременное перечисление бюджетных средств применяются в

отношении специального субъекта — кредитной организации, исполняющей платежные поручения налогоплательщиков по перечислению налогов и иных платежей в бюджет.

Имеется мнение [2], что несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов, является правонарушением, которое по своему значению может занять место сразу после нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, и наряду с нецелевым использованием является старейшим видом нарушения бюджетного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. В то же время постановлением Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 № 24-П «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» было установлено, что обязанность юридического лица по уплате налога считается исполненной со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета налогоплательщика, независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет по учету доходов бюджета [2]. В результате между моментом списания денежных средств со счета плательщика налога или сбора до момента их поступления (зачисления) в доход федерального бюджета возникает некоторый временной лаг, который может быть использован кредитными учреждениями для извлечения дополнительного дохода.

Предусмотрена также ответственность за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Под этим понимается осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения о приостановлении операций по таким счетам.

Однако применение тех или иных санкций к кредитным учреждениям представляет собой апостериорную реакцию на обнаруженные нарушения. В то же время имеющаяся в настоящее время возможность широкого использования электронных средств для мониторинга динамических параметров финансовых операций открывает перспективы раннего обнаружения тенденций к задержке платежей кредитными учреждениями, даже если в настоящее время эти параметры находятся в допустимых пределах. Для этого можно воспользоваться предположением о том, что задержки операций происходят не сразу в массовом масштабе, а появляются постепенно. Поэтому для их обнаружения целесообразно отслеживать временной ряд продол-

жительностей операции Тщ.

При анализе временных рядов [4] широко используются методы, связанные с вычислением первых и вторых разностей ряда. Первые разности представляют собой величины:

Д| - Тщ - т0П[Л. (1)

Однако в случае банковских перечислений эти отклонения могут быть столь незначительны, что на их основе трудно будет определить регрессионные зависимости (уравнения тренда Тт, ), поэтому традиционные методы анализа временных рядов не всегда могут быть применимы для подобных задач. В то же время вычисление первых разностей может позволить определить некоторые весьма интересные показатели. Для этого из всего множества первых разностей выделим два подмножества: подмножество положительных (мощностью №) и подмножество отрицательных первых разностей (мощностью /V"), определенных при выполнении кредитным учреждением нормативных

сроков перечислений. Тогда можно определить

-

некоторый критерии лд = , по величине которого в совокупности с анализом тренда Тщ (при возможности его определения) можно судить о стиле работы кредитного учреждения. Наилучшим вариантом будет величина данного критерия, равная 1, что будет свидетельствовать о случайном характере изменения величины Тощ . Если А"д<1, то кредитное учреждение старается постепенно повышать Тт/, а при приближении к предельному уровню резко его снижает. Если КА> 1, то кредитное уч-

реждение, наоборот, периодически резко повышает Тощ , а затем постепенно его снижает. В обоих случаях стиль работы кредитного учреждения говорит об определенной нестабильности и тенденции к завышению Г„„ .

Дополнительную информацию о стиле работы кредитного учреждения можно получить, если построить зависимости доли общего объема перечисляемых средств и средней продолжительности операции от среднего объема перечисляемых средств в одной операции. Тогда в случае совпадения или близости максимумов этих зависимостей можно сделать вывод о тенденции кредитного учреждения увеличивать продолжительность именно тех операций, которые обеспечивают основную часть оборота.

Возможен также вариант, когда все операции по перечислению средств выполняются кредитным учреждением с продолжительностью, максимально близкой к предельно допустимой. Это может быть легко обнаружено путем вычисления средней продолжительности операции.

Рассмотренные способы мониторинга динамических параметров финансовых операций позволяют органам, контролирующим перечисление кредитными учреждениями бюджетных средств, обнаруживать тенденции к завышению продолжительности операций, что позволит более объективно подойти к выбору подобных учреждений.

Литература

1. Федеральное казначейство России — этапы развития / Национальный фонд подготовки кадров. - 1999. — Выпуск 1. - 207 с.

2. Управление качеством казначейского контроля / Васин С.А., Иноземцев А.Н., Натаров В.Н., Орлов А.Б.; Под общ. ред. С.А. Васина -Тула: Тул. гос. ун-т. - 2002. — 150 с.

3. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. — М.: «Экар», 2002.

4. Бокс Д., Дженкин Г. Анализ временных рядов. М.: Наука, 1974. -406 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.