Научная статья на тему 'Сущность и принципы учета в условиях единого казначейского счета. Этапы его внедрения'

Сущность и принципы учета в условиях единого казначейского счета. Этапы его внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1531
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и принципы учета в условиях единого казначейского счета. Этапы его внедрения»

Бюджетная политика

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО КАЗНАЧЕЙСКОГО СЧЕТА. ЭТАПЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ

Т.Ю. Власов а у

консультант отдела казначейского исполнения областного и местного бюджетов Волоколамского финансового управления

Минфина Московской области

контроль

Единый казначейский счет

Единый казначейский счет (ЕКС) - это счет Федерального казначейства РФ, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета. Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Цели перехода на ЕКС:

• сокращение сроков финансирования распорядителей и получателей бюджетных средств в результате большой концентрации средств бюджета и увеличения скорости прохождения платежей;

• централизация учета исполнения федерального бюджета по доходам и расходам в Управлении федерального казначейства (УКФ);

• исключение возможностей использования коммерческими банками бюд-жетных средств в своих интересах в результате открытия счетов казначейства по учету расходов в Банке России или иных уполномоченных кредитных учреждениях;

• повышение эффективности управления средствами федерального бюджета и контроля за направлениями их использования;

возможность получения оперативной и достоверной информации о суммах поступивших доходов и произведенных расходов и наличии средств в любой момент времени; группировки данной информации в различных отчетах по исполнению бюджетов;

защищенность бюджетных средств - ЕКС открывается в Центральном Банке РФ, поэтому в

Центральный Банк Российской Федерации

Средства федерального бюджета

Средства хозяйствующих субьектов

Средства бюджетов субъектов Федерации

Средства местных бюджетов

Средства государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные средства бюджетных организаций

Рис. 1. Осуществление контроля органами казначейства в условиях функционирования ЕКС

случае возникновения экономических кризисов бюджетные средства, находящиеся на ЕКС, защищены от негативного влияния (примером является дефолт 1998 г., когда коммерческие банки не смогли обеспечить сохранность средств, а средства, находившиеся в казначейской системе, практически не пострадали). В условиях функционирования Единого казначейского счета контроль за направлениями расходования государственных финансовых ресурсов и их сохранностью упрощается (рис. 1).

Если до перехода на ЕКС контролю подвергались все счета бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, открытые в Банке России и иных уполномоченных кредитных организациях, то теперь контролируется только ЕКС, так как на нем концентрируются все указанные средства. Кроме того, подключение к системе обмена электронными платежными документами Банка России позволяет организовать оперативный централизованный контрольна временем прохождения и зачисления получателям средств, расходованием распорядителями средств бюджета со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства.

Основными принципами учугэ в условиях функционирования ЕКС являются: • принцип «горизонтальной» централизации учета - доходы федерального бюджета концентрируются на одном счете - ЕКС, открытом Главным управлением федерального казначейства (ГУФК); с этого же счета осуществляются расходы федерального бюджета. Централизации подлежит также учет доходов и расходов бюд-

жетов субъектов федерации (например, областного бюджета) в условиях функционирования единого казначейского счета;

• принцип «вертикальной» централизации учета -доходы бюджетов различных уровней концентрируются на счете УФК, затем они перераспределяются между соответствующими бюджетами;

• принцип непрерывности учета - операции по доходам и расходам, производимые УФК, отражаются в Главной книге казначейства ежедневно;

• принцип оперативности учета исполнения бюджета - сокращается промежуток времени, в течение которого информация о финансировании бюджетополучателей становится доступной органам казначейства;

• принцип подконтрольности исполнения бюджета -имея информацию о суммах доходов и расходов, государственные органы могут принимать своевременные меры, позволяющие их сбалансировать, а в случае необходимости привлекать дополнительные средства (см. образец заполнения). Главная книга казначейства является основным

синтетическим регистром, в котором осуществляется систематический учет операций, осуществляемых органами казначейства. В ней ведутся все синтетические счета.

Функционирование ЕКС отражено на рис. 2. Учет процесса казначейского исполнения бюджета в условиях функционирования ЕКС осуществляется следующим образом: для учета доходов органами федерального казначейства открываются два счета: счет 40101 «Налоги и сборы, распределяемые органами казначейства» и счет 40102 «Доходы федерального бюджета». Счет 40101 предназначен для

ГЛАВНАЯ КНИГА

Волоколамское финансовое управление Министерства финансов Московской области

(наименование органа, исполняющего бюджет)

НА 2004 Г.

Месяц январь

Единица измерения: руб.

Число месяца Номер мемориального ордера Сумма по ордеру Оборот по счетам третьего порядка

1211 2201 4201

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

Остаток на начало месяца 3 356,05

05.01.2004 5 404 875,85 12 000,00 35 200,00 190 792,49 4 424,80 162 458,56

06.01.2004 6 324 919,71 25 630,05 26 584,00 147 842,66 45 875,00 78 988,00

••• ... ... ••• „, •••

31.01.2004 31 323 493,57 21 548,36 31 254,89 161 458,63 8 000,00 36 000,00 65 231,69

Итого оборот за месяц 3 465 894,76 180 256,23 360 251,87 1 800 564,78 120 459,63 36 000,00 968 362,25

Ост. на конец месяца 4 400,66 1 680 105,15 932 362,25

Ост. на начало года 3 356,05

Итого обор, с нач. года 3 465 894,76 180 256,23 360 251,87 1 800 564,78 120 459,63 36 000,00 968 362,25

Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Единый казначейский счет (ЕКС), открытый в Банке России (40105)

Управления Федерального казначейства

I

Счета федерального бюджета, открытые к ЕКС для УФК в учреждениях Банка России или уполномоченных кредитных организациях

Счета 40201 и

40204 финансовых органов

Налоговые инспекции

40101 40201 40105

Отделения Федерального казначейства

Поставщики товаров и услуг

Плательщики налогов и сборов

- лицевые счета получателей бюджетных средств |—► - информационные потоки —► - движение денежных средств

Рис. 2. Функционирование органов федерального казначейства в условиях ЕКС

учета регулирующих доходов. Ими являются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на три года) по разным видам таких доходов.

На балансовом счете 40102 учитываются федеральные доходы, поступающие как непосредственно от налогоплательщиков, так и с балансового счета 40101, т.е. федеральные доли регулирующих налогов. УФК ежедневно распределяет регулирующие доходы для зачисления их в бюджеты соответствующих уровней. Перечисление указанных доходов

осуществляется по каналам электронной связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов, а средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, перечисляются на ЕКС, открытый ГУФК в учреждении Банка России. В функции УФК входит также возврат излишне уплаченных налогоплательщиками или излишне взысканных с них налогов и сборов. Возврат осуществляется в пределах остатка средств на лицевом счете УФК.

Пример. Согласно выписке банка на счет Управления Федерального казначейства N9 40101 за текущий день поступили: 1) налог на прибыль предприятий и организаций - 50 000 руб.; 2) налог на добавленную стоимость -15 000 руб.; 3) плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов - 6 000руб.

Из налоговых органов поступило заключение на возврат налога на прибыль предприятий и организаций на сумму 61 000руб.

Произвести: 1) распределение сумм поступивших на счет 40101 доходов по установленным законодательством нормативам отчислений; 2) распределение суммы, подлежащей возврату, по каждому уровню бюджета; 3) сравнение данных о распределенных суммах доходов и суммах возвратов и анализ их разницы по уровням бюджетов.

Распределим суммы поступивших доходов (табл. 1). Распределим суммы возврата налога на прибыль (табл. 2).

Распределим суммы поступивших доходов за те-

кущий день (табл. 3).

Распределение сумм доходов (руб.) по уровням бюджетов

Таблица 1

Вид платежа Сумма платежа Суммы, причитающиеся к уплате

в федеральный бюджет в бюджет субъекта Федерации местный бюджет

ставка, % сумма ставка, % сумма ставка, % сумма

Налог на прибыль 50 000 6 12 500 16 33 333 2 4 167

НДС 15 000 100 15000 - - - -

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы 6 000 19 1 140 26,73 1 604 54,27 3 256

ИТОГО 71 000 - 28640 - 34 937 - 7 423

Таблица 2

Распределение суммы возврата налога на прибыль (руб.) по уровням бюджетов

Вид платежа Сумма платежа Суммы, причитающиеся к возврату

из федерального бюджета из бюджета субъекта Федерации из местного бюджета

ставка, % сумма ставка, % сумма ставка, % сумма

Налог на прибыль 61 ООО 6 15 250 16 40 667 2 5 083

Таблица 3

Распределение поступивших доходов (руб.) за текущий день

№ п/п Сумма В том числе

всего федеральный бюджет бюджет субъекта Федерации местный бюджет

1. Налог на прибыль

1.1 Распределено поступлений 50 000 12 500 33 333 4 167

1.2 Сумма возврата 61 000 15 250 34 936 5 083

1.3 К перечислению -11 000 -2 750 -1 603 -916

2. НДС

2.1 Распределено поступлений 15 000 15 000 0 0

2.2 К перечислению 15 000 15 000 0 0

3. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы

3.1 Распределено поступлений 6 000 1 140 1 604 3 256

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2 К перечислению 6 000 1 140 1 604 3 256

ИТОГО по бюджетам 15 731 13 390 1 2 340

Так как по бюджету субъекта РФ получается от -рицательный остаток, возврат налога на прибыль будет осуществлен частично. При этом по всем уровням бюджетов обязательно формируются платежные документы на перечисление средств. По бюджету субъекта РФ формируется платежное поручение на минимальную сумму (I руб.). Суммы возвращаемого налога указываются с отрицательным знаком. Таким образом, будут сформированы платежные поручения (табл. 4).

УФК ежедневно передает информацию отделениям федерального казначейства (ОФК) о суммах поступивших налогов и сборов по каналам электронной связи для последующей передачи налоговым и финансовым органам. Такая централизация учета доходов позволяет обеспечивать органы государственной власти, местного самоуправления и налоговые органы необходимой информацией для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета по доходам.

Учет исполнения федерального бюджета по расходам и само исполнение возлагается на УФК. Для осуществления расходов денежные средства пере-

числяются ГУФК с ЕКС в пределах остатка на счет УФК. Основанием для перечисления средств являются заявки УФК, в которых указываются цели расходов и необходимые суммы. Средства федерального бюджета переводятся на счет УФК в течение операционного дня учреждения Банка России и зачисляются не позднее начала следующего операционного дня. Такой порядок повышает оперативность осуществления расходов федерального бюджета.

Финансирование бюджетополучателей осуществляется распорядителями бюджетных средств через органы казначейства. Суммы финансирования отражаются на лицевых счетах бюджетных организаций, открытых в органах казначейства. Отсутствие лицевых счетов для учета средств федерального бюджета в других учреждениях (Банке России, иных кредитных организациях) не ущемляет интересов распорядителей и получателей бюджетных средств. Они имеют право самостоятельно определять направления расходования выделенных им денежных средств в соответствии с бюджетной росписью, обеспечивая их эффективное и целевое использование.

Таблица 4

Содержание платежных поручений (руб.), сформированных в результате распределения доходов

по уровням бюджетов

Вид платежа Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ Местный бюджет

Налог на прибыль (-2 750) (-1 603) (-916)

НДС 15 000 - -

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы 1 140 1 604 3 254

ВСЕГО 13 390 1 2 340

Расходы федерального бюджета оплачиваются УФК в пределах остатка денежных средств, имеющегося на лицевом счете, в течение операционного дня учреждения Банка России. По истечении операционного дня остаток неиспользованных средств в обязательном порядке возвращается в ГУФК на ЕКС. Таким образом, все денежные средства федерального бюджета концентрируются ежедневно на Едином казначейском счете, что дает возможность получать оперативную информацию об их остатке и осуществлять оперативный учет их движения.

Если лицевые счета бюджетных организаций открыты в ОФК, то выдача наличных денежных средств для выплаты заработной платы, на хозяйственные нужды или иные цели организациям-бюджетополучателям осуществляется со счета ОФК, открытого в Банке России или ином уполномоченном кредитном учреждении. На конец операционного дня этот счет «обнуляется»: неиспользованный остаток средств федерального бюджета перечисляется насчет УФК.

Очевидно, что доходный поток средств федерального бюджета ЕКС составляют доходы федерального бюджета, зачисляемые на счет 40102, и остатки неиспользованных средств, перечисляемые с лицевого счета УФК в конце операционного дня. Расходный поток формируют бюджетные средства, ежедневно перечисляемые ГУФК Управлению фе-

| - лицевые счета получателей бюджетных средств —► - информационные потоки —► - движение денежных средств

Рис. 3. Исполнение бюджета Московской области в условиях функционирования Единого казначейского счета

дерального казначейства. Аналитический учет ежедневных поступлений доходов в федеральный бюджет осуществляет ГУФК по видам налогов, сборов и других обязательных платежей в разрезе статей доходов бюджетной классификации РФ нарастающим итогом с начала года и отражает в соответствующих формах учета, установленных Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов № 15н, а также Инструкцией о порядке ведения учета доходов Федерального бюджета и распределения в порядке регулировании доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ № 91 н.

В настоящее время казначейская система исполнения федерального бюджета функционирует в условиях ЕКС. Теперь настала очередь внедрения ЕКС на уровне субъектов РФ. Так, казначейское исполнение бюджета Московской области уже осуществляется с ЕКС (рис. 3).

Учет процесса казначейского исполнения бюджета Московской области в условиях функционирования ЕКС осуществляется Управлением областного казначейства (УОК), созданным при Министерстве финансов Московской области, так как именно на него возложены функции по исполнению областного бюджета. Кроме того, созданы территориальные органы областного казначейства, одним из которых является отдел казначейского исполнения областного и местного бюджетов Волоколамского финансового управ-ления Министерства финансов Московской области. В их функции входит обслуживание лицевых счетов бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется из областного бюджета, находящихся на данной территории.

Исполнение бюджета Московской области в условиях функционирования ЕКС имеет следующую схему. Единый казначейский счет 40201 «Средства субъектов РФ» открыт в учреждении банка России. На него зачисляются налоги и сборы, подлежащие уплате налогоплательщиками в областной бюджет, а также поступает доля регулирующих

доходов с балансового счета 40101 «Налоги и сборы», распределяемые органами казначейства, подлежащие зачислению в областной бюджет в соответствии с установленными нормативами. С ЕКС (40201) осуществляется возврат излишне уплаченных налогоплательщиками или излишне взысканных с них сумм налогов и сборов в пределах остатка денежных средств на лицевом счете УОК. Все расходы областного бюджета осуществляются с ЕКС.

Управление областного казначейства связано с территориальными органами областного казначейства системой обмена электронными документами. Для осуществления расхода областного бюджета территориальные органы не позднее 16 ч дня, предыдущего платежу, направляют в УОК платежные документы, представленные бюджетополучателями, в электронном виде. В территориальных органах остаются документы с подписями и печатями бюджетных организаций, которые подшиваются к выпискам по лицевым счетам. Наличие системы обмена электронными документами требует от специалистов территориальных органов не только их тщательного предварительного контроля (на наличие лимитов, полноту представленного пакета документов и др.), но и безошибочного занесения всех их реквизитов для отправления по каналам электронной связи.

Принятые электронные документы также проверяются УОК. Результаты проверки отражаются в протоколе, направляемом территориальному органу. Документы, прошедшие контроль, исполняются за счет средств областного бюджета в пределах их остатка на ЕКС. Суммы прошедших платежей отражаются в выписке по ЕКС, направляемой в электронном виде УОК территориальному органу.

В процессе исполнения областного бюджета территориальными органами казначейства возникает необходимость выдачи наличных денежных средств бюджетным организациям как для выдачи заработной платы (не все бюджетополучатели получают заработную плату через сеть банкоматов), так и для осуществления хозяйственных расходов. Так как субсчет областного бюджета, открытый в Сбербанке России, всегда имеет нулевой остаток, территориальные органы казначейства отправляют в УОК заявку на подкрепление субсчета с указанием суммы, целей, видов расходов и наименований бюджетополучателей, от имени и по поручению которых необходимо осуществить расход. Заявка также отправляется по каналам электронной почты. Управление областного казначейства, проверив заявку с точки зрения правильности ее составления и наличия лимитов на лицевых счетах указанных бюджетополучателей, направляют средства на подкрепление субсчета облас-

• Цифры условные

тногобюджета при условии их наличия на ЕКС. После отражения их в выписке по субсчету территориальные органы казначейства выписывают чеки на получение наличных денежных средств. Так как средства областного бюджета поступают в соответствии с указанными в заявке суммами, после получения бюджетными организациями их по чекам остаток средств на субсчете снова становится равным нулю. Данная информация содержится в отчете «Справка о движении средств на лицевых счетах получателей средств из бюджета», который территориальные органы казначейства ежедневно отправляют в Управление областного казначейства.

Пример. Лицевой счет Волоколамского Государственного профессионального училища N9 53 (ГПУ-53), финансирование которого осуществляется из бюджета Московской области, открыт в Волоколамском финансовом управлении Министерства финансов Московской области. Срок выплаты заработной платы Волоколамскому ГПУ-53 установлен 6 числа. Для получения заработной платы за февраль 2005 г. училище 3 марта 2005 г. представляет в Волоколамское финансовое управление пакет документов: заявку на получение наличных денежных средств (262000'), доверенность на получение чека, приказы на выплаты стимулирующего характера (в случае таких выплат), платежные поручения на перечисление единого социального налога (72000) и сумм на страхование от несчастных случаев (460). Специалисты отдела казначейского исполнения областного и местного бюджетов проверяют правильность заполнения представленных документов, наличие лимитов, обоснованность выплат. В этот же день специалисты казначейского отдела отправляют по электронной почте в УОК заявку на подкрепление субсчета областного бюджета с указанием бюджетополучателя (Волоколамское ГПУ-53), видов расходов (заработная плата), сумм, необходимых для оплаты указанных расходов. При достаточности средств на ЕКС Управление областного казначейства направляет денежные средства на подкрепление субсчета областного бюджета согласно заявке (262000). 5 числа до 16 ч специалисты казначейского отдела отправляют в электронном виде в УОК платежные поручения, представленные ГПУ-53 (72460), и выписывают чек. После тщательного контроля принятых платежных поручений УОК отправляет отделу казначейства Волоколамского финансового управления протокол, в котором отражаются результаты проверки, и направляет платежные поручения по каналам электронной связи для оплаты в Сбербанк РФ, где открыт ЕКС. В день выплаты заработной платы (6 марта) ГПУ-53 получает чек в отделе казначейского исполнения областного и местного бюджетов, после чего получает наличные денежные средства в отделении Сбербанка РФ, которые

Управление областного казначейства Министерства финансов Московской области

П

II

Счет

40101 А

Плательщики налогов и сборов

Единый казначейский счет, открытый в учреждении Сбербанка России (40201)

460

Платежные поручения в электронном виде (72460), заявка на подкрепление субсчета областного бюджета (262000)

Пакет документов

ГПУ-53

И

72000

Протокол, отражающий результаты проверки п/п; выписка по Единому казначейскому счету (334460)

Филиал №47 МОРО ФСС РФ

УФК по Московской области

Волоколамское финансовое управление

Министерства финансов Московской области .................

Субсчет областного бюджета (40201)

262000

262000

"] - лицевые счета получателей бюджетных средств —+ - информационные потоки - движение денежных средств

Рис. 4. Выдача заработной платы Волоколамским финансовым управлением Волоколамскому ГПУ-53 в условиях функционирования ЕКС

нои интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждений Банка России, органов казначейства и налоговых органов на электронные платежи. Поэтому внедрение ЕКС в систему казначейского исполнения бюджетов осуществляется не сразу, а происходит поэтапно и сопровождается проблемами, решение которых требует проведения определенных мероприятий,а часто и привлечения дополнительных ресурсов. Этапы внедрения системы ЕКС приведены в табл. 5.

Результатами реализации в России концепции функционирования ЕКС являются следующие положительные аспекты: • становится доступной информация об исполнении консолидированного бюджета по доходам в результате наличия сведений об общей сумме налогов и сборов, поступающих на

снимаются с субсчета областного бюджета Волоколамского финансового управления. Получение наличных денежных средств Волоколамским ГПУ-53 отражается в выписках по лицевому счету ГПУ-53 и по субсчету областного бюджета Волоколамского финансового управления. После получения денежных средств Волоколамским ГПУ-53 остаток на субсчете областного бюджета снова становится равным нулю (рис. 4).

Таким образом, все доходы бюджета Московской области концентрируются на ЕКС; с него же осуществляются расходы. Такой порядок влечет за собой централизацию учета исполнения бюджета Московской области Управлением областного казначейства.

Этапы внедрения системы ЕКС

Концепция функционирования ЕКС может быть реализована при условии создания автоматизирован-

территориях субъектов РФ, а также выполнении нормативов зачисления регулирующих доходов в бюджеты различных уровней;

• в любой момент времени Правительство РФ владеет информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства и их расходовании в предметном и территориальном разрезах;

• имеющаяся информация о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства, а также о суммах финансирования и кассовых расходов позволяет Правительству РФ делать анализ, результатом которого являются данные об объемах свободных денежных средств (не направляемых на кассовые расходы текущего периода), что является основой составления прогноза возможного кассового разрыва;

• в результате повышения эффективности управления средствами федерального бюджета Правительство РФ получает возможность сокра-

Таблица 5

Внедрение системы Единого казначейского счета

Мероприятия | Возникающие проблемы | Способы решения

I ЭТ А П

Перевод всех бюджетных учреждений и организаций на лицевые счета, открытые в органах казначейства Отсутствие достаточно разработанной нормативно-правовой базы Принятие документов (Порядков и др.), регламентирующих взаимоотношения органов казначейства и бюджетных организаций

Отсутствие материально-технической базы функционирования органов казначейства Выделение средств из местных бюджетов и бюджетов субъектов Федерации на приобретение необходимого оборудования и программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию процесса исполнения бюджета

II ЭТАП

Введение системы электронного документооборота между участниками бюджетного процесса: на горизонтальном уровне (между органами казначейства, бюджетными организациями, банками, внебюджетными фондами) и на вертикальном уровне (между вышестоящими и нижестоящими органами казначейства) Отсутствие интегрированных це!гтрализованных программных продуктов, удовлетворяющих требованиям исполнения бюджетов различных уровней по доходам и расходам Заключение договоров со специализированными фирмами на разработку программных продуктов с заданными характеристиками

Невозможность передачи по каналам электронной связи квитанций формы ПД-4, которыми оформляется прием платежей наличными денежными средствами через отделения Сбербанка и коммерческих банков Осуществление безналичных расчетов физическими лицами в валюте РФ на территории РФ по банковским счетам в соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ» (вступило в силу 01.07.2003)

Угроза утечки, фальсификации информации, нарушения ее конфиденциальности Разработка и применение средств криптозащиты и электронно-цифровой подписи и повышение эффективности применяемых средств защиты информации

Наличие ошибок, допускаемых при заполнении платежных документов и при их переводе в электронную форму Усиление контроля как со стороны кредитных учреждений за правильностью заполнения платежных документов, так и со стороны органов казначейства и налоговых органов за безошибочным внесением в программу всех реквизитов документов, передаваемых по каналам электронной связи; консультации налогоплательщиков налоговыми органами и учреждениями банков по правильному заполнению документов на перечисление налогов и сборов

Отсутствие материально-технической базы у бюджетных организаций, которая позволила бы им участвовать в электронном документообороте; недостаточность внебюджетных средств для приобретения необходимого оборудования и программного продукта Выделение средств из бюджетов для материально-технического оснащения бюджетных организаций; консультации со стороны органов казначейства по выбору и использованию программных продуктов

Отсутствие в штате организаций-бюджетополучателей специалистов, способных вести учет по автоматизированной форме Направление бюджетными организациями работников на курсы по повышению квалификации для приобретения навыков работы на компьютере

III ЭТА П

Централизация учета операций по поступлению доходов и осуществлению расходов бюджета соответствующего уровня Наличие разных счетов для поступления доходов и осуществления расходов бюджетов различных уровней Закрытие бюджетных счетов и открытие ЕКС для учета доходов и осуществления расходов бюджета соответствующего уровня

Несвоевременность и недостаточность информационных потоков о суммах поступивших доходов и произведенных расходов Установление регламентированных информационных взаимосвязей органов казначейства между собой и другими участниками бюджетного процесса

Несовпадение форм документов, которыми оформляются операции по исполнению бюджета соответствующего уровня различными участниками бюджетного процесса Разработка и согласование соответствующих документов, составляющих документооборот в условиях функционирования ЕКС

Достижение согласованности в работе органов казначейства и кредитных учреждений (включая Банк России) Несовпадение дня зачисления средств, перечисляемых ГУФК, с днем списания остатков неиспользованных средств со счетов УФК на единый казначейский счет* Установление единого регламента функционирования межрегиональных электронных расчетов Банка России, ГУФК и УФК

Наличие противоречий в документах, являющихся правовой основой функционирования органов казначейства, Банка России и иных кредитных учреждений Пересмотр действующих и разработка новых совместных указаний Минфина России и Банка России, касающихся взаимоотношений органов казначейства. Банка России и кредитных организаций по обслуживанию счетов органов казначейства

' Для органов Федерального казначейства

щать объем краткосрочных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Это приводит к сокращению расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга;

• Правительство РФ получает новые рычаги воздействия на экономическую ситуацию в стране путем снижения завышенной краткосрочной ликвидности средств кредитных организаций благодаря тому, что средства федерального бюджета находятся не непосредственно на их расчетных счетах, а на лицевых счетах органов Федерального казначейства, открытых в этих кредитных организациях;

• централизация исполнения бюджетов создает предпосылки для совершенствования учета данного процесса для наиболее адекватного и своевременного отражения операций по исполнению бюджетов по доходам и расходам. Таким образом, в результате реализации концепции функционирования ЕКС наряду с перечисленными преимуществами появляются новые принципы учета исполнения бюджетов и расширяются возможности предварительного и текущего контроля, что позволяет повышать эффективность исполнения бюджетов различных уровней и отражения бюджетного процесса в бухгалтерском учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.