ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Шогенова Ф.А., аспирантка кафедры «Финансы» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Статья содержит исследование современного процесса организации исполнения федеральных бюджетных доходов в Российской Федерации, включающее схему процедуры исполнения бюджета и характеристику этапов исполнения доходной составляющей федерального бюджета.
Ключевые слова: бюджетные доходы; акторы; этапы исполнения; отчетность; Казначейство.
RATING OF EXECUTION’S ORGANIZATION OF FEDERAL BUDGET FOR REVENUES IN RUSSIAN FEDERATION ON THE MODERN STAGE OF ITS DEVELOPMENT
Shogenova F., the post-graduate student, Finances department of Finance university under the Government of Russian Federation.
The article contains the research of contemporary process organization of the federal budget revenues execution in the Russian Federation, which includes the scheme of the procedure of budget's execution and the characteristic of the stages of the revenue components of the federal budget.
Keywords: budget revenues; actors; stages of execution; account; Treasury.
Процесс исполнения бюджета по доходам подразумевает прогнозирование поступлений доходов бюджета в ходе всего финансового периода, контроль за правильностью начисления или начисление доходов в бюджет, переведение налогов, сборов и других обязательных платежей в систему бюджета России и контроль за их уплатой и поступлением, зачисление на один счет бюджета налогов, сборов и других платежей, распределяемых в соответствии с определенными бюджетным законодательством стандартами со счетов органов Федерального казначейства, возврат или зачет излишне уплаченных, излишне взысканных сумм, формирование и предоставление отчетности о начислении и поступлении доходов в бюджет [4, с. 16].
Процедура исполнения бюджета по доходам содержит этапы, представленные на рисунке 1 [5, с. 10].
Доходы бюджетов включают в себя:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты, согласно бюджетному законодательству России и системой законов о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, отчисляемые в бюджеты, согласно системе законов Российской Федерации;
- безвозмездные поступления [2].
Акторы процесса формирования доходной составляющей федерального бюджета представлены на рисунке 2.
Исполнение бюджета органами Федерального казначейства по кассовым поступлениям в бюджет - это учет и распределение мобилизуемых платежей по бюджетам бюджетной системы РФ, согласно текущей системе законов [3, с. 75].
Любая стадия исполнения казначейскими органами бюджета по доходам обладает собственной спецификой.
Этап 1. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.
Налогоплательщикам необходимо вовремя и полностью пере-
вести налоги и платежи в доход бюджета, передав в банковское учреждение до наступления даты оплаты установленный перечень платежных документов.
Одновременно с этим, налогоплательщики обладают привилегией обращения в налоговые органы с заявлением о возвращении либо зачете в уплату иных налоговых платежей неправильно либо излишне выплаченных сумм.
Структурам ЦБ РФ и частным банковским структурам, независимо от статуса расчетного счета плательщика и корреспондентского счета собственно банковской организации, нужно взять платежные документы для исполнения.
Банковским структурам необходимо следовать срокам списания финансовых ресурсов с лицевых счетов плательщиков. Проведение данного операции с корреспондентских счетов банков-пла-тельщиков и переведение их на корреспондентские счета банков-получателей выполняется структурами ЦБ РФ. Сроки проведения оплаты от плательщика до получателя являются сферой контроля казначейских органов.
Зачисление доходов на лицевые счета казначейских органов выполняется каждый день. Данный факт документально фиксируется выпиской банка по отмеченному лицевому счету с копиями платежных документов к ней. К обязанностям казначейских органов в то же время относят учитывание всей совокупности поступивших сумм по типам налогов и платежей.
Этап 2. Распределение, согласно установленному бюджету, регулирующих доходов среди бюджетов разных ступеней.
Вся совокупность налоговых и неналоговых доходов бюджета структурирована и обладает кодом по бюджетной классификации РФ. В соответствии с данным кодом, выполняется учет, и создается каждодневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет.
В ходе исполнении бюджета по доходной составляющей казна-
о
с
сі
н
(L)
Ч 2 5 сЗ
ю Ч
(U К к (U О X О п
к
п
о
с
о
К
перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом доходов между бюджетами разных уровней
_ возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета
Рис. 1. Этапы исполнения доходной составляющей федерального бюджета
Налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей
Коммерческие банки и учреждения Банка России, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств
Доходная часть бюджета
Органы Казначейства России, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей
Органы ФНС России, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета
Рис. 2. Акторы определения доходной составляющей федерального бюджета
чейские органы формируют и предоставляют в Управление ФНС сводный реестр поступлений доходов по налогам. Реестр формируется по форме, и к нему приводятся копии платежных документов, которые были переданы банковской структурой. Одновременно выписка банка остается в руках казначейского органа и подшивается к документам дня согласно принципам бухгалтерского учета.
Этап 3. Возвращение излишне уплаченных в бюджет доходов. Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) производят учет безошибочности и своевременности оплаты по типам налоговых платежей каждым налогоплательщиком. В том случае, если произошла оплата сверх надлежащей суммы по одному или ряду налогов ИФНС, по заявлению налогоплательщика могут сформулировать решение о возвращении данных сумм. Казначейский орган должен выполнить заключение и создать в утвержденном порядке платежное поручение на возвращение налогового платежа.
Этап 4. Учет доходов бюджета и формирование отчетности о доходах определенного бюджета.
Казначейские органы учитывают и формируют отчетность о доходах федерального бюджета. Алгоритм и сроки формирования отчетности формулирует стоящий выше орган Казначейства. Учи-тывание доходной составляющей бюджета производится в контексте всей совокупности кодов бюджетной классификации РФ. Управление Федерального казначейства обладает привилегией, используя доходную часть, которая собрана в субъекте, выполнять финансирование расходов. Порядок финансирования сформулирован в сотрудничестве Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Центральным банком Российской Федерации.
Показатели учета поступлений в бюджетную систему нашей страны и их распределение среди бюджетов находятся в электронных базах данных информационной системы казначейских органов. Создание форм на бумажных носителях реализуется по степени надобности. Возможности введения изменений в эту структуру данных информационной системы казначейских органов, не оформляя документального подтверждения процедуры, не имеется [4, с. 25].
В ходе выполнения принципов Бюджетного кодекса РФ и действующих нормативно-правовых актов территориальные казначейские органы постоянно совершенствуют управление доходами территории [3, с. 82]:
- ежеквартально проводят анализ исполнения федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также соблюдения нормативов отчислений налоговых доходов в соответствующий бюджет;
- осуществляют мониторинг процесса закрепления налогов и других поступлений за главными администраторами (администраторами) доходов бюджета;
- проводят разъяснительную работу с администраторами доходов, налогоплательщиками по правильному оформлению расчетных документов;
- обеспечивают электронный документооборот с администраторами доходов бюджетов.
Следует отметить, что механизм разграничения и распределения доходов среди бюджетов благоприятствует:
- прогнозируемости и постоянству доходов бюджетной системы РФ;
- снижению объемов межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов;
- повышению интереса государственных органов власти субъектов России и органов местного самоуправления в наиболее полноценной мобилизации доходов в рамках территории определенного субъекта РФ или муниципального образования и в росте экономики определенных районов;
- реализации государственными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления долгосрочной бюджетной политики;
- использованию данными органами средне- и долгосрочного бюджетного планирования [1, с. 196].
Таким образом, выполнение Федеральным казначейством обязанности распределения доходов от налогов, сборов и иных поступлений среди бюджетов бюджетной системы помогает [3, с. 83]:
- оперативно распределять поступающие в бюджетную систему доходы и давать возможность их исполнения бюджетами не позже следующего операционного дня;
- следовать нормативам распределения доходов между бюджетами согласно бюджетному законодательству;
- получать заинтересованным акторам бюджетного процесса актуальные данные о поступлении доходов для принятия оперативных управленческих решений.
Литература:
1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач / Под ред. проф. И.Г. Акперова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 640 с.
2. БК РФ / Официальный сайт компании Консультант плюс. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ / URL: http://www.consultant.ru/. (Дата обращения 10.02.2012).
3. Маланичев С.А. Технологии казначейского исполнения бюджетов: монография / С.А. Маланичев. - Екатеринбург: УрФУ, 2010.
- 163 с.
4. Мороз И.А. Кассовое исполнение бюджетов: учебное пособие / И.А. Мороз. - СПб: СПбГиЭУ, 2007. - 65 с.
5. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие / Под ред. канд. экон. наук, проф. В.В. Карчевского. - М.: Вузовский ученик, 2009. - 224 с.
6. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие / Н.С. Сергиенко. - Калуга: Изд-во ООО «Ваш Домъ», 2011. - 232 с.