КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА
об эффективности перехода на казначейское исполнение бюджета
н. в. липчиу,
доктор экономических наук, профессор
д. н. гарьковенко
Кубанский государственный аграрный университет
Переход к казначейской системе исполнения бюджетов повлек за собой централизацию всех доходных счетов бюджета у органов федерального бюджета и передачу налоговыми органами функций по учету и распределению регулирующих доходных источников органам Федерального казначейства. Для этого органам Федерального казначейства были открыты счета по учету доходов федерального бюджета в учреждениях Центрального банка РФ и Сберегательного банка РФ. Одновременно за казначейством была закреплена функция ведения оперативно-аналитического учета доходов федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.
Таким образом, казначейская система исполнения бюджета по доходам призвана упорядочить движение информационных потоков о состоянии государственных финансов и взять под контроль процесс исполнения бюджета.
Казначейство, выполняя возложенные на него функции по исполнению бюджетов по доходам, производит следующие операции:
— осуществляет учет и распределение поступивших за день доходов по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;
— определяет отдельно по видам доходов (кодам бюджетной классификации) сумму дохода, подлежащую перечислению в бюджеты разных уровней;
— осуществляет возвраты плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов;
— производит операции по перерасчетам между бюджетами разных уровней и перечисление доходов в бюджеты разных уровней.
Распределение доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ осущест-
вляется органами Федерального казначейства в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ, по нормативам отчислений, устанавливаемых на соответствующий финансовый год законами о федеральном бюджете, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетах на текущий финансовый год.
Для установления единой методологии учета доходов бюджетов различных уровней и распределения в порядке межбюджетного регулирования приказом Минфина России от 14.12.1999 № 91н была утверждена Инструкция о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
Данным нормативным актом было предусмотрено, что для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ и учета доходов федерального бюджета органам Федерального казначейства в кредитных организациях открываются балансовые счета № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства» (далее — счет № 40101) и № 40102 «Доходы федерального бюджета» (далее — счет № 40102).
Счет № 40101 предназначался для учета доходов, которые подлежат распределению органами Федерального казначейства между бюджетами разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ.
На счет № 40102 перечислялась доля доходов федерального бюджета.
В целях совершенствования казначейских технологий 23 января 2000 г. Правительством РФ была
62
финансы и кредит
одобрена Концепция функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета. Данная концепция изменяла схему движения денежных средств при исполнении бюджетов по доходам и расходам и была направлена на уменьшение количества счетов, открываемых органам Федерального казначейства по учету бюджетных средств. Это должно было сократить количество транзакций бюджетных средств по соответствующим счетам и значительно сократить объем остатков на счетах, не используемых в процессе исполнения бюджета.
С ее внедрением в части исполнения бюджетов по доходам с мая по декабрь 2002 г. произведено закрытие 110 балансовых счетов № 40101 отделений Федерального казначейства по городам и районам края. Все федеральные, краевые и местные налоги и платежи стали зачисляться на единый счет № 40101, открытый Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ЕКС № 40101).
В связи с введением института администраторов поступлений с 1 января 2005 г. введен в действие новый Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации № 116Н.
Взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Сверка отчетных данных органов Федерального казначейства с отчетными данными администраторов поступлений в бюджет, а также с финансовыми органами может осуществляться по мере обращения администратора или финансового органа в органы Федерального казначейства, но не чаще чем ежемесячно.
Основные этапы порядка работы и документооборота по учету доходов в соответствии с данным Порядком выглядят следующим образом.
Ежедневно учреждения Центрального банка РФ передают в органы Федерального казначейства электронную банковскую выписку, заверенную электронно-цифровой подписью, а также всю банковскую информацию по счету № 40101, содержащуюся в электронных платежных поручениях, и почтовые документы.
При получении из РКЦ платежных документов в электронном виде работниками казначейства в автоматизированном режиме проверяется полнота заполнения реквизитов этих документов, электронно-цифровая подпись (ЭЦП), соответствие полученных за день электронных платежных документов итоговой электронной выписке.
Данные банковской выписки группируются по видам доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации.
Обработка казначейством платежных документов в течение операционного дня включает:
1) прием, тестирование и обработку электронных платежных документов (ЭПД);
2) ручной ввод бумажных платежных документов (квитанций почтовых отправлений и ПД-4), передаваемых из подразделений Центрального банка РФ вместе с банковской выпиской по единому счету;
3) обработку и регистрацию распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений (ф. 0512085), полученных из отделений Федерального казначейства в электронном виде;
4) обработку и регистрацию возвратов платежей налогоплательщикам (на основании распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений — код формы 0512085), и зачетов переплат с одного вида налога на другой, уточнение невыясненных поступлений (на основании уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа, а также уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений — ф. 0512086);
5) технологические операции с данными, закрытие операционного дня.
6) формирование платежных документов на возврат плательщикам ошибочно зачисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена;
7) формирование отчетов, подготовку исходящих электронных платежных документов (перечисление средств во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды, а также платежные поручения на возврат средств на расчетные счета налогоплательщиков);
8) проверку и контроль обработки операционного дня с отчетными формами.
Возврат ошибочно уплаченных сумм в связи с невозможностью их идентификации к доходам бюджетов, а также к администратору поступлений осуществляется на основании заявления плательщика и справки органа Федерального казначейства (ф. 0512090) в течение 3 дней со дня обращения в орган Федерального казначейства.
Возврат поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, осуществляется по нормативам распределения доходов между бюджетами, установленным бюджетным законодательством РФ на соответствующий год (а также, если Федеральное казначейство осуществляет на своих счетах учет поступлений от уплаты региональных и местных налогов, законами субъектов РФ о бюджете на соответствующий год, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, предоставленными в орган Федерального казначейства финансовыми органами).
В случае наличия на счете органов Федерального казначейства по учету доходов сумм, требующих выяснения, они отражаются в аналитическом учете как невыясненные поступления.
До введения нового порядка невыясненные поступления независимо от их принадлежности к уровню бюджета до момента их уточнения, но не более месяца, числились на счете 40101, а затем, в случае если их принадлежности установить не удалось, зачислялись в доход федерального бюджета.
Учет и распределение доходов органами Федерального казначейства осуществляются в автоматизированном режиме на основании сведений, введенных в базу данных. После обработки платежных документов и закрытия операционного дня формируются платежные поручения на перечисление доходов по уровням бюджетов и внебюджетных фондов и направляются в учреждения Центрального банка РФ в день получения выписки
банка по счету 40101. После обработки выписки осуществляется автоматизированное формирование пакетов электронных платежных документов для отправки в соответствующие отделения Федерального казначейства по городам и районам края не позднее следующего дня.
Обмен информацией между органами Федерального казначейства и органами Федеральной налоговой службы проводится на основании совместного приказа от 27 июня 2005 г. Федерального казначейства № 7н и Федеральной налоговой службы № САЭ-3-10/285 «Об обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации».
Кроме того, Управление обеспечивает в электронном виде Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и его финансовые органы оперативной информацией о суммах ежедневных доходов в консолидированный бюджет края в разрезе вида поступления и административно-территориального образования, что позволяет последнему оперативно отслеживать исполнение бюджета по доходам и вносить корректировки в его расходную часть.
Согласно приказу Минфина России от 15.01.2001 № 3н «Об утверждении Правил зачисления единого социального налога на счета органов Федерального казначейства», Управление направляет в государственные внебюджетные фонды сведения о поступлении доходов по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов РФ.
Объем распределенных доходов Управлением федерального казначейства Краснодарского края в 2004 — 2006 гг. представлен в табл. 1.
Общий объем поступлений в доходы федерального бюджета на территории Краснодарского края в 2006 г. составил 37 071 849 тыс. руб. Поступления 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличились на 6,4 %
Таблица 1
Распределение доходов, поступивших на территории Краснодарского края по уровням бюджетной системы
2004 г. 2005 г. 2006 г. Темп
Бюджет Поступление (тыс. руб.) Удельный вес (%) Поступление (тыс. руб.) Удельный вес (%) Поступление (тыс. руб.) Удельный вес (%) роста (%)
Консолидированный 78 198 903 100 92 433 303 100 106 074 646 100 114,8
Федеральный 30 899 053 39,5 34 837 053 37,7 37 071 849 34,9 106,4
Краевой 15 122 030 19,3 19 960 527 21,6 28 830 866 27,2 144,4
Местный 19 072 355 24,4 21 035 720 22,7 20 015437 18,9 95,1
Государственные внебюджетные фонды 13 105 465 16,8 16 600 003 18,0 20 156 494 19,0 121,4
Таблица 2
Структура доходов федерального бюджета на территории Краснодарского края
Вид налога 2004 г 2005 г 2006 г Темп роста в 2006 к 2005 %
Сумма (тыс. руб.) Удельный вес (%) Сумма (тыс. руб.) Удельный вес (%) Сумма (тыс. руб.) Удельный вес (%)
Налог на прибыль 2 856 120 9,3 2 378 365 6,8 3 413 269 9,2 143,5
ЕСН 8 122 355 26,3 10 244 551 29,5 6 207 883 16,7 60,6
НДС 13 106 782 42,3 12 904 250 37,0 16 897 585 45,6 130,9
Акцизы 3 551 893 11,5 3 216 096 9,2 3 920 322 10,6 121,9
Платежи за пользование природными ресурсами 1 542 907 5,0 1 808 331 5,2 3 847 021 10,4 212,7
Прочие доходы 1 718 996 5,6 4 285 460 12,3 2 785 769 7,5 65,0
Итого 30 899 053 100,0 34 837 053 100,0 37 071 849 100,0 106,4
Плановые показатели поступления доходов федерального бюджета, заложенные в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующие годы, составляют в 2005 г. — 3 273 844,6 млн руб., а в 2006 г. — 4 979 756,6 млн руб., что на 52 % больше, чем в 2005 г.
Состав доходов федерального бюджета представлен в табл. 2.
Анализ состава доходов федерального бюджета дал следующие показатели.
Рост поступлений акцизов на 21,9 % в 2006 г. по сравнению с 2005 г. обусловлен увеличением макроэкономических показателей объемов производства подакцизных товаров.
Показатели налога на прибыль увеличились в 2006 г. за счет роста налогооблагаемой базы:
в связи с экстенсивными факторами — увеличением показателей производства (индекс производства вырос на 1,6 %, объем промышленной продукции — на 8,2, объем продукции сельского хозяйства — на 1,1, объем услуг крупных и средних организаций транспорта — на 33,4 %);
а также в связи с интенсивными факторами — улучшением результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Самое значительное увеличение поступлений в федеральный бюджет в 2006 г. в относительных показателях произошло по платежам за пользование природными ресурсами (на 112,7 % по отношению к 2005 г.), что обусловлено изменениями в законодательстве, улучшением собираемости данного вида платежей и повышением уровня платежной дисциплины плательщиков.
Таким образом, казначейское исполнение бюджетов по доходам обеспечило прозрачность их формирования, оперативность зачисления, а также постоянного применения при учете и распределении современных технологий.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета, 25 декабря 1993 № 237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31.
3. Распоряжение Правительства РФ «О концепции функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов РФ по учету доходов и средств федерального бюджета» от 23.01.2000 № 107-р // Собрание законодательства РФ, 31.01.2001, № 5.
4. Приказ Министерства финансов РФ от 16.12.2004 № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 10 января 2005 г., № 2.
5. Бережная Л. А За эффективность в казначейской работе // Финансы. 2002. — № 1. — С. 38.
6. Иванова Н. Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов //Спб, 2001.
7. Касьянова Е. В О переходе на казначейскую систему исполнения федерального бюджета //Бюджетные и некоммерческие организации. 1997.
8. Ляпунова Г. В. Исполнение бюджета органами федерального казначейства. Учеб. пос. для экономических специальностей вузов. — Иркутск: Издательство ИГЭА, 2001.
9. Малышева В. И. Казначейство: цели, задачи, функции // Финансы, 2001, № 12, с. 24.
10. Текущий архив Управления федерального казначейства МФ РФ по Краснодарскому краю.