Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ'

ВОПРОСЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / качество / выпускник / потребитель / конкурент / инфраструктура / человеческие ресурсы / потребители / образование / трудоустройство / стандарты / нормативные документы / higher education / quality / graduate / consumer / competitor / infrastructure / human resources / consumers / education / employment / standards / regulatory documents

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Yormatov, Ilmidin Toshmatovich

В данной статье анализируется вопрос качественной подготовки кадров, который на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Анализ показывает, что государство выполняет все свои функции по повышению качества образования. Теперь очередь самих вузов. Если высшие учебные заведения не будут выполнять задачи, указанные в этих нормативных документах, вопрос повышения качества образования и его контроля, а также обеспечения областей квалифицированными кадрами будет продолжать отставать. Не следует забывать, что в решении проблем качества образования необходимо использовать системный подход. Все факторы должны управляться вместе. Если какой-либо фактор выпадает из этой цепочки, это приводит к нарушению системы менеджмента качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS IN QUALITY PERSONNEL TRAINING

This article analyzes the issue of quality personnel training, which is one of the most pressing issues today. The analysis shows that the Government is performing all its functions in terms of improving the quality of education. Now it's the turn of HEIs themselves. If higher education institutions do not fulfill the tasks specified in these regulatory documents, the issue of improving the quality of education and its control, as well as providing fields with mature personnel, will continue to lag. It should not be forgotten that in solving the problems of the quality of education, a systematic approach should be used. All factors must be managed together. If any factor falls out of this chain, it leads to a breakdown in the educational quality management system.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH

International journal of theoretical and practical research Scientific Journal

Volume: 2 31.12.2022

Year: 2022 Issue: 12 Published: http://alferganus.uz

Citation:

Yormatov, I.T. (2022). Some problems in quality personnel training.

SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (12), 39-43.

Yormatov, I.T. (2022). Вопросы качественной подготовки кадров.

Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (12), 39-43.

Doi:

https://dx.doi.org/ 10.5281/zenodo.7496358

ISSN 2181-2357

T. 2 №12. 2022

ISJIF 2022:5.962 QR-Article

Yormatov, Ilmidin Toshmatovich

Associate Professor Department of Management Fergana Polytechnic Institute E-mail: Ilmidin.yormatov@mail.ru

UDC 331.108.4

SOME PROBLEMS IN QUALITY PERSONNEL TRAINING

Abstract. This article analyzes the issue of quality personnel training, which is one of the most pressing issues today. The analysis shows that the Government is performing all its functions in terms of improving the quality of education. Now it's the turn of HEIs themselves. If higher education institutions do not fulfill the tasks specified in these regulatory documents, the issue of improving the quality of education and its control, as well as providing fields with mature personnel, will continue to lag. It should not be forgotten that in solving the problems of the quality of education, a systematic approach should be used. All factors must be managed together. If any factor falls out of this chain, it leads to a breakdown in the educational quality management system. Key words: higher education, quality, graduate, consumer, competitor, infrastructure, human resources, consumers, education, employment, standards, regulatory documents.

Ёрматов, Илмидин Тошматович

доцент кафедры "Менеджмент", к.э.н., Ферганский политехнический институт,

ВОПРОСЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация. В данной статье анализируется вопрос качественной подготовки кадров, который на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Анализ показывает, что государство выполняет все свои функции по повышению качества образования. Теперь очередь самих вузов. Если высшие учебные заведения не будут выполнять задачи, указанные в этих нормативных документах, вопрос повышения качества образования и его контроля, а также

@ ®

39

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

ISSN 2181-2357

T. 2 №12. 2022

RESEARCH____,

ISJIF 2022:5.962

обеспечения областей квалифицированными кадрами будет продолжать отставать. Не следует забывать, что в решении проблем качества образования необходимо использовать системный подход. Все факторы должны управляться вместе. Если какой-либо фактор выпадает из этой цепочки, это приводит к нарушению системы менеджмента качества образования.

Ключевые слова: высшее образование, качество, выпускник, потребитель, конкурент, инфраструктура, человеческие ресурсы, потребители, образование, трудоустройство, стандарты, нормативные документы.

Yormatov, Ilmidin Toshmatovich

"Menejment" kafedrasi dotsenti, i.f.n. Farg'onapolitexnika instituti,

SIFÄTLI KÄDRLÄR TАYYoRLАShDАGI ÄYRIM MUÄMMOLÄR

Ännotatsiya. Ushbu maqolada hozirgi kunda eng dolzarb masalalardan bo'lgan sifatli kadrlar tayyorlash masalasi tahlil qilib chiqilgan. Tahlillar shuni ko'rsatadiki ta'lim sifatini oshirish bo'yicha Hukumat o'ziga tegishli bo'lgan barcha funktsiyalarni bajarib kelmoqda. Endi navbat OTMlarning o'ziga keldi. Agar OTMlar tomonidan ushbu me'yoriy hujjatlardako'rsatilgan topshiriqlar bajarilmas ekan, ta'lim sifatini oshirish va uni nazorat qilish, shuningdek, sohalarniyetuk kadrlar bilan ta'minlash masalasi oqsab qolaveradi. Shuni unutmaslik kerakki, ta'lim sifati muammolarini hal qilishda tizimli yo'nalishda foydalanish kerak. Barcha omillarni birgalikda boshqarish kerak. Bu zanjirdan biron-bir omilni tushib qolishi ta'lim sifatini boshqarish tizimida buzilishiga olib boradi.

Kalit so'zlar: oliy ta'lim, sifat, bitiruvchi, istemolchi, raqobatchi, infrastruktura, kadrlar bubrtmachilari, istemolchilar, bilim olish, ishga joylashish, standartlar, meyoriy hujjatlar.

Введение.

В последние годы в государственной политике Республики Узбекистан особое внимание уделяется вопросам обеспечения и повышения качества образования [1]. В настоящее время во всех высших учебных заведениях нашей Республики ведется планомерная работа по повышению качества образования и обеспечению его эффективности. Но есть и проблемные аспекты повышения качества и эффективности образования, не зависящие от высших учебных заведений [2].

Анализ и результаты.

Анализ показывает, что государство выполняет все свои функции по повышению качества образования. Теперь очередь самих вузов. Если высшие учебные заведения не будут выполнять задачи, указанные в этих нормативных документах, вопрос повышения качества образования и его контроля, а также

© ®

40

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

обеспечения областей квалифицированными кадрами будет продолжать отставать

В целях повышения качества образования в первую очередь считается целесообразным изучение факторов, влияющих на него. В настоящее время проблемы, влияющие на качество образования, можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние факторы.

1. Внешние факторы, влияющие на качество образования:

• современное внимание государства к образованию и образовательной политике;

• состояние конкурирующих высших учебных заведений;

• инфраструктура системы образования;

• кадровое администрирование.

2. Внутренние факторы, влияющие на качество образования:

• методическое обеспечение образовательных учреждений;

• посещаемость студентов;

• научный потенциал профессоров и преподавателей;

• материально-техническая база ВУЗов;

• потенциал профессорско-преподавательского состава;

• рейтинговая система оценки;

• наличие коррупции в системе образования.

Не следует забывать, что в решении проблем качества образования необходимо использовать системный подход. Все факторы должны управляться вместе. Если какой-либо фактор выпадает из этой цепочки, это приводит к нарушению системы менеджмента качества образования.

Основным параметром, определяющим социальную значимость сферы образования, является качество образования. Понятие качества, включающее экономический, социальный и культурный аспекты образования, рассматривается как интегральная характеристика результатов образовательной деятельности.

Харви и Грин определяют качество высшего образования как [6]:

1) особый процесс, направленный на достижение положительных результатов выпускниками образовательных учреждений;

2) процесс совершенствования в процессе обучения;

3) соответствие целям, т.е. удовлетворение запросов и ожиданий потребителей;

4) результат инвестиций;

5) преобразования определяются как усовершенствования, создание возможностей для обучающихся или изменения в освоении новых знаний.

В. Сенашенко и Г. Ткач считают, что качественное образование, позволяющее каждому выпускнику не только найти оптимальное для себя место работы, но и безболезненно сменить его при необходимости, самостоятельно выбрать и реализовать наиболее подходящую форму непрерывной работы [7].

В Российских вузах с качественным образованием связаны следующие характеристики:

[3,4,5].

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

1) способствующие профессиональному развитию человека (31%);

2) на основе трудолюбия, добросовестного отношения к учебе (15%);

3) гарантирует занятость (9%);

4) максимально приближен к практике, позволяет молодому специалисту быстро вмешиваться в производственный процесс (8%);

5) сильный преподавательский состав с современными технологиями обучения (7%);

6) несовместимость с коммерческими формами обучения (4%);

7) соответствие мировым требованиям подготовки специалистов (3%);

8) способствует развитию общей культуры, широких знаний и высоких нравственных качеств человека (3%) [7].

Управление качеством образовательного процесса - это комплексный, целенаправленный, согласованный процесс, целью которого является обеспечение максимального соответствия образовательных стандартов в процессе подготовки специалистов параметрам, указанным в стандартах, в частности, государственному образовательных стандартов по программам и специальностям подготовки кадров

В соответствии со стандартами и рекомендациями европейских стран основными принципами внешней и внутренней гарантии качества высшего образования являются:

1) ответственность организаторов высшего образования за обеспечиваемое качество;

2) учет и защита интересов общества в отношении качества и стандартов высшего образования;

3) постоянное повышение качества образовательных программ;

4) использование прозрачной внешней экспертизы;

5) способствовать развитию культуры качества в вузах;

6) обеспечить, чтобы университет предоставлял качественное образование как внутри страны, так и за рубежом.

Заключение

В заключение можно сказать, что в последние годы в нашей стране проводится масштабная работа по созданию системы высшего образования, отвечающей приоритетам социально-экономического развития и требованиям международных стандартов.

В то же время все еще существует ряд проблем, препятствующих повышению качества образования в высших учебных заведениях, проведению комплексных реформ, проводимых в республике, и активному участию этих учреждений в социально-экономических реформах.

Ученые подчеркивают необходимость проведения планомерной и периодической работы, направленной на повышение качества высшего образования.

[8,9].

© ®

Список использованной литературы:

1. Курпаяниди, К. И. (2016). Проблемы совершенствования организации учебного процесса в системе высшей школы. Бюллетень науки и практики, (12 (13)), 342-346.

2. К,амбаров, Ж., & Ёрматов, И. (2022). Олий таълим сифатни оширишда автоматлаштирилган ва мониторинг тизимининг имкониятларидан фойдаланиш. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2(1), 41-50.

3. Захаров, Ю. А., & Москинов, В. А. (2005). Основные пути повышения качества высшего образования. Университетское управление: практика и анализ, (1), 100-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ерматов, И. Т. К проблеме качества образования в высшем образовательном учреждении. Сборник материалов, Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы внедрения инновационной техники и технологий предприятий и производств строительных материалов, химической промышленности и других отраслей». г. Фергана, 24 - 25 мая 2019 г., C.541-544.

5. Исманов, И., & Ёрматов, И. (2021). ФарFOна политехника институтида сифатли таълимни ривожлантириш масалалари. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 1(2), 39-50.

6. Мороз, В. М., & Мороз, С. А. (2018). Концептуализация содержания категории качества высшего образования (Doctoral dissertation, Университетская книга).

7. Сенашенко, В. С. (2013). Образование и процессы глобализации. Высшее образование в России, (1), 48-53.

8. Ерматов И. Т. Таълим сифатини оширишга каратилган маъёрий хукукий хужжатлар ва уларни таълимда илFор педагогик технологияларни куллашнинг айрим масалалари "Кимй, озик-овкат хамда кимёвий технология махсулотларини кайта ишлшдаги долзарб муаммоларни ечишда инновацион технологияларнинг ахамияти" мавзусидаги Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. 2021 йил 23-24 ноябрь, 227-229 бетлар. Наманган - 2021й.

9. Максудов, М. А., Ёрматов, И. Т., & Максудов, Ж. А. (2019). К вопросам эффективного использования финансовых ресурсов на предприятии. Экономика и бизнес: теория и практика, (6-2), 57-61.

сс

®

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.