Научная статья на тему 'Вопросы исследования и стимулирования правовой активности личности'

Вопросы исследования и стимулирования правовой активности личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрельцов Николай Владимирович

Статья посвящена некоторым актуальным вопросам, связанным со стимулированием правовой активности личности, в том числе в контексте развития современной России. Стимулирование правовой активности личности должно подвергаться оценке с позиций своей эффективности. При этом необходимо конкретизировать само понятие эффективности стимулирования социально-правовой активности, выявить его характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы исследования и стимулирования правовой активности личности»

УДК 340

Стрельцов Николай Владимирович

аспирант кафедры теории и истории государства и права

Кубанского государственного университета

decanat-jf@mail. ru

Nikolay V. Streltsov

postgraduate student of the

Department of theory and history

of state and law

Kuban state University

decanat-jf@mail. ru

Вопросы исследования и стимулирования правовой активности личности

The research questions and stimulate legal activity of a person

Аннотация. Статья посвящена некоторым актуальным вопросам, связанным со стимулированием правовой активности личности, в том числе в контексте развития современной России. Стимулирование правовой активности личности должно подвергаться оценке с позиций своей эффективности. При этом необходимо конкретизировать само понятие эффективности стимулирования социально-правовой активности, выявить его характеристики.

Ключевые слова: стимулирование, правовая активность, эффективность.

Annotation А^М1у of a person, including in the context of development of modern Russia. Encouraging legal activity of the individual should be evaluated from the standpoint of its effectiveness. It is necessary to specify the notion of the effectiveness of stimulation of socio-legal activity, to identify its characteristics.

Key words: promotion, legal activity, efficiency.

Как известно, человеку свойственна активность, ее направленность служит ведущей характеристикой личности. Когда характеризуют человека, то прежде всего говорят о его активности, то есть о том, что и как он делает. Аналогично и характеристика «человека юридического» прежде всего включает характеристику его правовой активности.

Правовая активность может рассматриваться как качественная характеристика правового поведения, связанного с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальных средств, т.е. такой образ правомерных действий, который учитывается и даже поощряется

законодателем. В связи с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что активным признают именно поведение, потому что его отличают от обыкновенных правомерных действий именно поведенческие характеристики, проявляемые субъектами при реализации права: инициатива, добросовестность, высокая степень ответственности, стремление принести максимум пользы обществу.

Если под правовой активностью понимать степень зрелости, интенсивности, эффективности правового поведения и юридической деятельности, т.е. качественную характеристику волеизъявлений людей в правовой сфере, то она должна рассматриваться как разновидность правовой деятельности в широком смысле только при условии ее учета законодателем, проявлении через собственно правовые действия и соответствующей оценке со стороны правоприменителя. В противном случае правовая активность остается просто разновидностью правомерного поведения, выделяемой по субъективной стороне, и не может претендовать на самостоятельный категориальный статус[5, с.21-22].

В ходе своей активности человек включается в общественные отношения, которые складываются в ходе социальной практики, в том числе в отношения, регулируемые правом, то есть становится субъектом правоотношений. Социально-правовая активность личности приобретает самые различные формы, однако в то же время находится в устанавливаемых правом рамках.

Вопросы правовой активности подверглись достаточно обстоятельному анализу в отечественной литературе. Так, до недавнего времени в литературе преобладало такое понимание правовой активности, согласно которому к ней относилась всякая общественно полезная деятельность в области правовой действительности. По мнению С.Н. Кожевникова, это уводило от уяснения сути понятия, т.е. того, что правовая активность - это больше характеристика субъекта, чем деятельности, реализация им социально-правовых свойств в инициативной правомерной деятельности [2, с.30].

В большинстве исследований по этой проблеме правовая активность обоснованно признается формой правомерного поведения. Вместе с тем, в научной литературе встречаются мнения, что «социально-правовая активность» включает в себя и позитивно-правомерное, и активно-противоправное поведение (М.Ф. Орзих, Ю.Н. Оборотов)[2, с.37]. В этом плане В.М. Шафиров замечает: «Связывать правовую активность граждан с неправомерным поведением значит признавать, что нормы права имеют своей целью не только позитивное, но и негативное поведение. Последнее противоречит и духу, и букве права»[6, с.45].

По мнению В.М. Чхиквадзе, социально-правовая активность «превосходит» обычные требования закона, сопряжена с более высокой степенью правосознания, большей заинтересованностью в позитивной деятельности в интересах укрепления демократии, законности и правопорядка[4, с. 186].

В.П. Казимирчук отмечает, что социально-правовая активность - это «добровольная, сознательная деятельность, выражающаяся в интересе к праву, уважении права, признании высокого престижа деятельности правовых учреждений, связанная с поиском наиболее эффективных путей использования индивидом своих правомочий или реализаций своих гражданских обязанностей, гражданского долга в правовой сфере» [1, с.24].

Согласно мнению С.Н. Кожевникова, социально-правовая активность - это обусловленное государственно-правовой средой социально-правовое качество личности, выражающееся в способности соотносить личные, общественные и государственные интересы, и проявляемое в инициативной правомерной деятельности в сфере правовых отношений [2, с.47]. Социальная активность при этом свойственна не любой деятельности, а лишь такой, которая характеризуется определенными показателями (инициатива, основанная на ценностных ориентациях, устремленность к достижению общественно значимых целей и др.). Соответственно, вряд ли целесообразно рассматривать в качестве социально активной деятельность личности, не являющуюся для нее внутренне необходимой, вызванной внешними обстоятельствами (поведенческий автоматизм, конформистское подчинение среде, бездумное исполнительство и т.д.)[2, с.21].

Выделяют две взаимосвязанные группы критериев социально-правовой активности: субъективные и объективные. Субъективные показатели проявляются в осознании личностью нравственных и правовых требований общества, преобразовании их в соответствующие убеждения. Особую значимость здесь имеет то, что правовые нормы, как правило, рассчитаны на проявление их адресатом в той или иной степени активного позитивного поведения, стремление к поиску наиболее эффективных путей использования своих правомочий. Объективная сторона такого поведения раскрывает внешнюю сторону согласования действий индивида с требованиями правовых норм, проявляется в использовании им предоставленных прав или реализации своих обязанностей, гражданского долга в правовой сфере [2, с.41].

Социальная активность и социальная деятельность фактически представляют собой социальное качество людей, выражают их отношение к социальной среде.

Как указывает В.А. Смирнов, понятие «социальная активность» имеет право на самостоятельное существование только как важнейшая характеристика социальной деятельности. Социальная активность, считает он, является мерой социальной деятельности - мерой в философском смысле, а не просто количественной характеристикой интенсивности этой социальной деятельности. Социальная активность выражает конкретно-исторически обусловленную определенность социальной деятельности в единстве ее различных сторон - духовной и материальной - и направленность на преодоление противоречий между потребностями и условиями существования человека. Социальная активность есть мера социальной деятельности, поскольку ее целью является реализация

интересов общества, классов, тех или иных социальных общностей, личности как члена данной социальной общности [3, с. 60].

Из понимания социальной активности как внутренне детерминированной инициативной деятельности, как самодеятельности следует, что она может носить различный характер в зависимости от ее направленности. В этой связи в философской, юридической литературе выделяется прогрессивная и регрессивная, положительная и отрицательная социальная активность[2, с.22-23].

Право - один из важных инструментов развития социальной активности, стимулирующий ее посредством специальных юридических средств и процедур.

Социально-правовая активность граждан, в отличие от других форм активности, представляет проявление их энергии в сфере действия права. В зависимости от направленности можно выделить правовую активность: 1) в области познания правовых явлений; 2) в сфере правотворчества; 3) в правореализующей деятельности; 4) в деятельности, направленной против нарушений закона, установленного правопорядка[2, с.27].

Правовая активность личности может быть выделена в узком и широком смысле. В широком правовой активностью личности может считаться всякая активность, которая в той или иной мере урегулирована правом, связанная с участием в урегулированных нормами права общественных отношениях. В узком - правовая активность связана с изданием правовых актов с участием данной личности.

Важной, но незаслуженно обойденной вниманием проблемой стимулирования правовой активности личности является проблема определения его форм. Представляется, что формы стимулирования правовой активности личности можно разделить на правовые и неправовые (организационные). Правовые связаны с изданием правовых актов, организационные - не связаны.

К правовым формам можно отнести правотворческую деятельность, правоприменительную, официальную интерпретационную (то или иное официальное толкование норм права может стать стимулом к определенному юридически значимому поведению), систематизирующую.

К организационным следует отнести правовую пропаганду, правовое воспитание, идеологическое воздействие, неофициальное разъяснение норм права.

С учетом сущностно-содержательных свойств правовой активности представляется целесообразным выделить следующие две основные ее разновидности: а) правовая активность, проявляемая в действиях, соответствующих правовому установлению, т.е. совпадающая с исполнением обязанностей, осуществлением своих прав и, вместе с тем, отличающаяся инициативой, заинтересованностью в получении определенных результатов (поведение истцов, арендаторов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и др.); б) правовая активность как

высшая форма правомерного поведения личности (например, смелое, сопряженное с риском для жизни задержание правонарушителя) [2, с.39-40].

Формы правовой активности можно также разделить в соответствии с формами реализации права. Правовая активность может быть связана с исполнением юридических обязанностей, использованием субъективных прав либо с применением права.

Современная социальная практика остро нуждается в людях, отличающихся позитивной инициативой, способностью действовать в нестандартных и экстремальных ситуациях и принимать самостоятельные решения, идти на оправданный риск, брать на себя ответственность. Правовая система, ее элементы и институты, призваны создать правовую среду, предоставляющую и гарантирующую возможности для проявления и реализации этих полезных социальных качеств. В связи с этим важную роль приобретает стимулирование правовой активности личности и обеспечение эффективности такого стимулирования.

Эффективность стимулирования правовой активности представляет собой соотношение между целями такого стимулирования и реально наступившими результатами в виде изменений социально-правовой активности. При этом данные изменения должны быть приведены в измеримый вид и классифицированы для более дифференцированного подхода к повышению указанной эффективности.

В литературе широко распространен взгляд, согласно которому понятие социальной активности включает количественную и качественную характеристики. Количественная сторона проявляется в интенсивности действия личности. Объективно социальная активность характеризуется как совокупность разнообразных видов деятельности, направленных на обеспечение интересов общества и дающих общественно полезный результат. Очевидно, что для определения уровня, степени социальной активности недостаточно количественной характеристики, так как она не выявляет мотивов активности. По поводу субъективной, или, как иногда говорят, качественной стороны активности нет единой точки зрения, но нет и принципиальных разногласий. В числе характеристик субъективного момента называются знание, убеждение, установки, ценностные ориентации личности[3, с.63]. Тогда и стимулирование правовой активности может быть количественно и качественно направленным. Соответственно, различные характеристики будет иметь и эффективность такого стимулирования.

Возможно, критерием оценки правовой активности выступает степень ее созидательности, мера ее созидательного характера.

Интерес представляет проблема определения путей повышения эффективности стимулирования правовой активности. Такие пути можно разделить на следующие группы, связанные:

1) с совершенствованием правотворчества;

2) с совершенствованием правоприменительной и иной

правореализационной деятельности;

3) с повышением уровня правосознания и правовой культуры;

4) с упрощением юридически значимого взаимодействия

государственных органов и населения.

Для юридической науки и практики было бы полезно классифицировать результаты правовой активности. Полагаю, что результаты правовой активности личности можно классифицировать по различным основаниям:

- в зависимости от сферы результаты могут быть экономическими, политическими, социальными, культурными, правовыми;

- в зависимости от степени закрепления результаты могут быть связаны с изданием юридически значимого документа государственного органа либо не быть;

- результаты могут носить измеримый (например, экономически) и неизмеримый характер.

В реальной жизни каждый человек одновременно социально активен и социально пассивен. В каких-то видах социальной деятельности он не участвует потому, что этого не позволяют окружающие обстоятельства, в других потому, что нет соответствующей потребности, желания, а третьи виды социальной деятельности требуют специальной подготовки, которую даже при большом желании нелегко приобрести. Выяснить причину отсутствия активности, разобраться в побудительных мотивах той или иной деятельности - значит понять человека, правильно оценить его роль в общественных отношениях[3, с.71].

Итак, правовая активность выступает важнейшим фактором социального бытия и развития, совершенствования межличностных отношений, поддержания социального порядка, поэтому важнейшей задачей общества и государства является ее эффективное стимулирование.

Литература:

1. Казимирчук В.П. Социальное действие права в условиях социализма. Автореф. дисс .докт.юрид.наук. М., 1978.

2. Кожевников С.Н. Правовая активность граждан. Н.Новгород.,

1994.

3. Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. М., 1987.

4. Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. М., 1978.

5. Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Автореф.дисс.докт.юрид.наук. М., 2006.

6. Шафиров В.М. Правовая активность советских граждан. Вопросы теории. Красноярск., 1982.

REFERENCES

1.Kazimirchuk, V. P. Social action of law in the context of socialism. Abstract.Diss.doctor.the faculty of law.Sciences. M., 1978.

2. Kozhevnikov S. N. The legal activity of citizens. N. Novgorod, 1994.

3. Speransky V. I. the Social responsibility of the individual: essence and features of formation. M., 1987.

4. Chkhikvadze V. M. Socialist humanism and human rights. M., 1978.

5. Shagieva R. V. Concept of legal activity in modern society. Abstract.Diss.doctor.the faculty of law.Sciences. M., 2006. .

6.Shafirov V. M. the Legal activity of the Soviet citizens. Issues of theory. Krasnoyarsk, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.