УДК 34
Стрельцов Николай Владимирович
аспирант кафедры теории и истории государства и права
Кубанского государственного университета
Milena.555@mail .ru
Nikolay V. Streltsov
postgraduate student of the
Department of theory and history
of state and law
Kuban state University
Milena.555@mail .ru
Некоторые вопросы стимулирования правовой активности личности
Some of the issues relating to the legal activity of a person
Аннотация: В статье затронут ряд актуальных вопросов, связанных со стимулированием правовой активности личности и обеспечением эффективности такого стимулирования. Правовая активность личности является одним из важнейших показателей функционирования правовой системы, а ее рациональное стимулирование выступает значимым фактором правового развития, в том числе в современной России.
Ключевые слова: стимулирование, активность, эффективность.
Annotation: The article raised a number of topical issues related to the promotion of legal activity of a person and to ensure the effectiveness of such incentives. Legal activity of the person is one of the most important indicators of the functioning of the legal system and its rational stimulation plays a significant factor in legal development, including in Russia.
Keywords: stimulation, activity, efficiency.
Активность неотделима от правового бытия человека, ее направленность служит ведущей характеристикой личности. Когда характеризуют человека, то прежде всего говорят о его активности, то есть о том, что и каким образом он делает. Социальная активность фактически представляют собой социальное качество людей, выражает их отношение к социальной жизни. По аналогии с вышесказанным, характеристика «человека юридического» прежде всего включает характеристику его правовой активности, то есть правовая активность имманентно присуща личности и ее правовой жизни. Посредством социально-правовой активности человек включается в общественные отношения, которые складываются в ходе социальной практики, в отношения, регулируемые правом, то есть
становится субъектом правоотношений, активным участником правовой жизни в различных ее проявлениях.
В связи с вышеизложенным вполне закономерно, что проблемы социально-правовой активности подверглись весьма серьезному анализу в отечественной литературе.
В частности, достаточно интересные определения были даны самому понятию социально-правовой активности. Так, по мнению В.П. Казимирчука, социально-правовая активность - это «добровольная, сознательная деятельность, выражающаяся в интересе к праву, уважении права, признании высокого престижа деятельности правовых учреждений, связанная с поиском наиболее эффективных путей использования индивидом своих правомочий или реализаций своих гражданских обязанностей, гражданского долга в правовой сфере»[1;24]. В.М. Чхиквадзе указывал, что социально-правовая активность «превосходит» обычные требования закона, сопряжена с более высокой степенью правосознания, большей заинтересованностью в позитивной деятельности в интересах укрепления демократии, законности и правопорядка[4;186].
Нельзя не согласиться с Р.В. Шагиевой в том, что если под правовой активностью понимать степень зрелости, интенсивности, эффективности правового поведения и юридической деятельности, т.е. качественную характеристику волеизъявлений людей в правовой сфере, то она должна рассматриваться как разновидность правовой деятельности в широком смысле только при условии ее учета законодателем, проявлении через собственно правовые действия и соответствующей оценке со стороны правоприменителя. В противном случае правовая активность остается просто разновидностью правомерного поведения, выделяемой по субъективной стороне, и не может претендовать на самостоятельный категориальный статус[6;21-22].
Необходимо в связи с вышеизложенным сделать оговорку, что социальная активность свойственна не любому виду деятельности, а лишь такой, которая характеризуется некими четкими измеримыми показателями. Кроме того, вряд ли будет правильно рассматривать в качестве социально активной деятельность человека, не являющуюся для него внутренне и социально необходимой.
Социальная, в том числе правовая активность может носить различный характер в зависимости от ее направленности. В этой связи в философской, юридической литературе различаются такие разновидности активности, как прогрессивная и регрессивная, положительная и отрицательная.
Как известно, право - один из важных инструментов развития социальной активности, стимулирующий ее посредством специальных юридических средств и процедур. Социально-правовая активность граждан, в отличие от других форм активности, представляет проявление их энергии в сфере действия права. В зависимости от направленности отечественные авторы выделяют правовую активность: 1) в области познания правовых явлений; 2) в сфере правотворчества; 3) в правореализующей деятельности;
4) в деятельности, направленной против нарушений закона, установленного правопорядка[2;27].
Представляется, что правовая активность личности может быть выделена в узком и широком смысле. В широком правовой активностью личности может считаться всякая активность, которая в той или иной мере урегулирована правом, связана с участием в урегулированных нормами права общественных отношениях. В узком правовая активность связана с изданием правовых актов, относящихся к данному лицу, отношениям с его участием.
Интересной и перспективной в плане своей практической значимости проблемой стимулирования правовой активности личности является, на мой взгляд, проблема определения его форм. Полагаю, что формы стимулирования правовой активности личности можно разделить на правовые и неправовые (организационные). Правовые при этом сопровождаются изданием правовых актов, организационные - не сопровождаются. К правовым формам можно отнести правотворческую деятельность, правоприменительную, официальную интерпретационную (то или иное официальное толкование норм права может стать стимулом к определенному юридически значимому поведению), систематизирующую. К организационным - правовую пропаганду, правовое воспитание, идеологическое воздействие, неофициальное толкование правовых норм.
Формы стимулирования правовой активности возможно также разделить в соответствии с формами реализации права. Можно стимулировать исполнение юридических обязанностей, использование субъективных прав либо применение права при наступлении соответствующих жизненных ситуаций.
Выделение указанных форм и их практическая реализация позволят осуществлять стимулирование правовой активности более дифференцированно.
Важнейшим ориентиром и важнейшей характеристикой стимулирования правовой активности личности является эффективность такого стимулирования. Считаю, что ей можно дать следующее определение: эффективность стимулирования правовой активности представляет собой соотношение между целями такого стимулирования и реально наступившими результатами в виде изменений социально-правовой активности.
При этом данные изменения должны быть приведены в измеримый вид и классифицированы для более точной их оценки.
Далее, следует иметь в виду, что феномен социально-правовой активности включает количественную и качественную характеристики. Количественная сторона проявляется в интенсивности действия личности. Очевидно, что для определения уровня, степени социальной активности недостаточно количественной характеристики, так как она не выявляет мотивов активности. По поводу субъективной, или, как иногда говорят, качественной стороны активности нет единой точки зрения, но нет и принципиальных разногласий. В числе характеристик субъективного момента называются знание, убеждение, установки, ценностные ориентации
личности[3;63]. В связи с этим и стимулирование правовой активности может быть количественно и качественно направленным. Соответственно, различные характеристики будет иметь и эффективность такого стимулирования.
В отдельном научном исследовании нуждается проблема путей повышения эффективности стимулирования правовой активности. В первом приближении это могут быть пути:
1) Связанные с совершенствованием правотворчества;
2) Связанные с совершенствованием правоприменительной и иной правореализационной деятельности;
3) Связанные с повышением уровня правосознания и правовой культуры;
4) Связанные с упрощением юридически значимого взаимодействия государственных органов и населения.
Также полагаю, что в четкой классификации нуждаются результаты правовой активности. В частности, результаты правовой активности личности было бы целесообразно классифицировать по следующим основаниям:
- в зависимости от сферы результаты могут быть экономическими, политическими, социальными, культурными, правовыми;
- в зависимости от степени закрепления результаты могут быть связаны с изданием юридически значимого документа государственного органа либо не быть;
- результаты могут носить измеримый (например, экономически) и неизмеримый характер.
В целом можно констатировать, что правовая активность личности нуждается в единой комплексной системе стимулирования, соответствующим образом дифференцированной и имеющей установленные наукой и практикой рамки, а также в комплексном научном исследовании с целью формирования такой системы.
Литература:
1. Казимирчук В.П. Социальное действие права в условиях социализма. Автореф.дисс.докт.юрид.наук. М., 1978.
2. Кожевников С.Н. Правовая активность граждан. Н.Новгород,
1994.
3. Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. М., 1987.
4. Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. М., 1978.
5. Шафиров В.М. Правовая активность советских граждан. Вопросы теории. Красноярск, 1982.
6. Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Автореф.дисс.докт.юрид.наук. М., 2006.
REFERENCES
1. Kazimirchuk, V. P. Social action of law in the context of socialism. Abstract.Diss.doctor.the faculty of law.Sciences. M., 1978.
2. Kozhevnikov S. N. The legal activity of citizens. N. Novgorod, 1994.
3. Speransky V. I. the Social responsibility of the individual: essence and features of formation. M., 1987.
4. Chkhikvadze V. M. Socialist humanism and human rights. M., 1978.
5. Shafirov V. M. the Legal activity of the Soviet citizens. Issues of theory. Krasnoyarsk, 1982.
6. Shagieva R. V. Concept of legal activity in modern society. Abstract.Diss.doctor.the faculty of law.Sciences. M., 2006.