Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА'

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТИП РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ТЕСТ-ОПРОСНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иовва Ольга Андреевна

В современной ситуации развития общества вопросы семьи привлекают большое внимание ученых. Данный факт обусловлен признанием этого явления как трансформации социальной ситуации в Приднестровье. Согласно анализу Министерства здравоохранения ПМР (Приднестровская Молдавская Республика), рождаемость населения снижается, количество разводов растет, материальный уровень семьи снижается, физическое и психическое здоровье детей и родителей ухудшается. Проблема полного изменения семейных отношений, связанная с появлением в семье детей с определенными нарушениями психофизического развития, имеет большое значение. Для этих детей семья всегда является центром воспитания, и правительство ПМР приняло ряд законов, предоставляющих инвалидам те же права, что и здоровым людям. Изменения в законодательной базе в отношении инвалидов дают им возможность претендовать на очень центральное положение в ПМР. Родители детей с особыми потребностями испытывают серьезные внутренние опасения по поводу образовательного процесса. Дети с нарушением слуха являются одной из категорий инвалидов. В ходе исследования были выявлены следующие взаимоотношения родителей и детей в семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха: потворствующая гиперпротекция, обусловленная чувственным симбиозом мамы и ребенка; доминирующая гиперпротекция, сопровождающая чувственным отвержением; эмоциональное отвержение, обусловленное неприятием малыша. Настоящее исследование дает представление о влиянии детско-родительских отношений на умственное и физическое развитие детей с нарушениями развития. Полученные результаты могут быть применены в семейном психологическом консультировании и коррекционно-развивающем сопровождении детей с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CHILD-PARENT RELATIONS IN FAMILIES RAISING CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS

In modern conditions of development of our society, there is a great attention of science to the problems of the family. This circumstance is determined bythe awareness of this phenomenon as a metamorphosis of the social situation in the Pridnestrovian society. According to the analysis of the Ministryof Health of the Pridnestrovian Moldavian Republic, the birth rate of the population is declining, the number of divorces is increasing, the material level of the family is declining, and there is a decrease in the physical and mental health of children and parents. Of great importance is the task of a complete change in family relations associated with the appearance in the family of a child who has certain disorders in psychophysical development. For this categoryof children, families constantlyturn out to be a single center of education. The government of the Pridnestrovian Moldavian Republic has adopted a number of laws that provide disabled people with the same rights on an equal footing with people with normal health. Changing the legal framework for persons with disabilities makes it possible to argue that people with disabilities in the Pridnestrovian Moldavian Republic occupya huge central position. Parents of a child with special needs experience great inner feelings in relation to the educational process. Hearing impaired children are one of the categories of people with disabilities. In the course of the study, we revealed parent-child relationships in families raising a child with hearing impairment: indulgent hyperprotection due to the sensual symbiosis of mother and child; dominant hyperprotection, accompanied by sensual rejection; emotional rejection due to the rejection of the baby. As a result of the study, conclusions were obtained about the influence of parent-child relationships on the psychophysical development of a child with developmental problems. The results obtained can be applied in family psychological counseling and correctional and developmental work with children with hearing impairment.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

шш

ВОПРОСЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

UDC 376.32 LBC 74.526

Submitted: 23.12.2022 Accepted: 19.02.2023

RESEARCH OF CHILD-PARENT RELATIONS IN FAMILIES RAISING CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS

Olga A. Iovva

Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko, Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic, Moldova

Abstract. In modern conditions of development of our society, there is a great attention of science to the problems of the family. This circumstance is determined by the awareness of this phenomenon as a metamorphosis of the social situation in the Pridnestrovian society. According to the analysis of the Ministry of Health of the Pridnestrovian Moldavian Republic, the birth rate of the population is declining, the number of divorces is increasing, the material level of the family is declining, and there is a decrease in the physical and mental health of children and parents. Of great importance is the task of a complete change in family relations associated with the appearance in the family of a child who has certain disorders in psychophysical development. For this category of children, families constantly turn out to be a single center of education. The government of the Pridnestrovian Moldavian Republic has adopted a number of laws that provide disabled people with the same rights on an equal footing with people with normal health. Changing the legal framework for persons with disabilities makes it possible to argue that people with disabilities in the Pridnestrovian Moldavian Republic occupy a huge central position. Parents of a child with special needs experience great inner feelings in relation to the educational process. Hearing impaired children are one of the categories of people with disabilities. In the course of the study, we revealed parent-child relationships in families raising a child with hearing impairment: indulgent hyperprotection due to the sensual symbiosis of mother and child; dominant hyperprotection, accompanied by sensual rejection; emotional rejection due to the rejection of the baby. As a result of the study, conclusions were obtained about the influence of parent-child relationships on the psychophysical development of a child with developmental problems. The results obtained can be applied in family psychological counseling and correctional and developmental work with children with hearing impairment.

Key words: family, children with hearing impairment, parent-child relationship, type of parental relationship, psychological-medical-pedagogical commission, test questionnaire.

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

^ Аннотация. В современной ситуации развития общества вопросы семьи привлекают большое внима-@ ние ученых. Данный факт обусловлен признанием этого явления как трансформации социальной ситуации

УДК 376.32 ББК 74.526

Дата поступления статьи: 23.12.2022 Дата принятия статьи: 19.02.2023

m <N О <N

Ольга Андреевна Иовва

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика, Молдова

< о

в Приднестровье. Согласно анализу Министерства здравоохранения ПМР (Приднестровская Молдавская Республика), рождаемость населения снижается, количество разводов растет, материальный уровень семьи снижается, физическое и психическое здоровье детей и родителей ухудшается. Проблема полного изменения семейных отношений, связанная с появлением в семье детей с определенными нарушениями психофизического развития, имеет большое значение. Для этих детей семья всегда является центром воспитания, и правительство ПМР приняло ряд законов, предоставляющих инвалидам те же права, что и здоровым людям. Изменения в законодательной базе в отношении инвалидов дают им возможность претендовать на очень центральное положение в ПМР. Родители детей с особыми потребностями испытывают серьезные внутренние опасения по поводу образовательного процесса. Дети с нарушением слуха являются одной из категорий инвалидов. В ходе исследования были выявлены следующие взаимоотношения родителей и детей в семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха: потворствующая гиперпротекция, обусловленная чувственным симбиозом мамы и ребенка; доминирующая гиперпротекция, сопровождающая чувственным отвержением; эмоциональное отвержение, обусловленное неприятием малыша. Настоящее исследование дает представление о влиянии детско-родительских отношений на умственное и физическое развитие детей с нарушениями развития. Полученные результаты могут быть применены в семейном психологическом консультировании и коррекционно-развивающем сопровождении детей с нарушениями слуха.

Ключевые слова: семья, дети с нарушением слуха, детско-родительские отношения, тип родительского отношения, психолого-медико-педагогическая комиссия, тест-опросник.

Введение

Семья является основным и важным воспитательным сообществом и первой социальной сферой в жизни ребенка. Она играет центральную роль в формировании и развитии личности ребенка. Хорошо известно, что через своих родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, познавание окружающей среды, а также навыки и умения, необходимые для жизни в обществе. Кроме того, микросоциальная среда, в которой растет ребенок, определяет его отношение к окружающему миру и его социализацию в обществе. Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека и включает в себя градацию ранней социализации, обучения, социального взросления и, так сказать, завершения жизненного цикла. В результате на всех этих этапах люди развивают определенную компетентность для осуществления деятельности, например, навыки общения, адекватную оценку других и себя, а также возможности для самореализации в различных областях своей жизни.

Важную роль в указанных идеях играет содержание детско-родительских отношений, которое освещается в исследованиях Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, А.С. Спиваковской и др.

В исследованиях многих ученых можно найти противоречивые описания моделей семьи с точки зрения структуры семьи, стилей

воспитания и отношений внутри семьи. Например, Э. Арутюнянц перечисляет три типа семей. Традиционные семьи, в которых детей воспитывают в уважении к старшим, а послушание является ключевым требованием. Социализация достигается путем помещения ребенка в «вертикальную структуру» общества. Дети из таких семей нуждаются в активном общении, что может затруднить для них создание личной семьи в более позднем возрасте.

Исследование Р.М. Боскиса указывает на важность эмоциональных связей в семьях. Ученый утверждал, что только при наличии эмоционального отклика взрослого на ребенка, ребенок способен адекватно понимать ситуацию, более того, этот отклик становится своего рода «маяком» для его поведения в обществе [3, с. 69]. Это следует из основного положения, касающегося детей. Социализация ребенка не является «начальной точкой», потому что для полной социализации ребенка необходимо соблюдение условий окружающей среды и социальных норм. Главными действующими лицами в системе «родитель-ребенок» являются, прежде всего, взрослые. Поэтому важно различать такие понятия, как «родительское отношение», «родительские установки» и «детско-родительские отношения», которые часто рассматриваются как синонимы.

Понятие «детско-родительские отношения» включает в себя всю систему детско-ро-дительских отношений, определенную Ф. Ари-ессом, Э. Берном, Д. Боулби, М.В. Быковой,

И.С. Коном, А. Крафтом, Г. Ландреттом, М. Мид, Е.О. Смирновой, А.С. Спиваковской, Э. Фромма, Г.Т. Хоменаускаса и других отечественных и зарубежных ученых. Эти отношения определяются тремя факторами: родитель, ребенок, культурно-исторический аспект отношений [4]. На этапе развития науки существует множество теорий, таких как психоанализ, теория привязанности и т. д., в центре внимания которых находятся детско-ро-дительские отношения [5].

Многие международные исследователи, такие как M.A. Roff, W. Sevell, P. Müssen, C. Harris, G.A. Milton, подчеркивают, что отношения между родителями и детьми зависят от характеристик как детей, так и родителей. Этот же вопрос привел Г. Харта к выявлению корреляции между воспитанием родителей и поведением детей.

В контексте нашего исследования более важной классификацией родительских отношений мы считаем классификацию родительских установок, предложенную в 1995 г. А.Я. Варгой и В.В. Столиным.

Вопрос о том, принимают ли родители своих детей или нет, часто обсуждается в научных исследованиях. Часто причиной является недостаток знаний о воспитании «особых детей». Известно утверждение ученых С.Я. Рубинштейна, Т.Г. Богданова и Л.П. Ши-пицыной о том, что именно семья как социальный институт дает ребенку «образ жизни», что правильное семейное воспитание и принятие детей с нарушениями психического развития формирует индивидуальную и социальную компетентность, что, несомненно, повлияет на дальнейшую социализацию и интеграцию ребенка в общество. Они устанавливают, что это оказывает определенное влияние на будущую социализацию и интеграцию ребенка в общество [1, с. 112].

Несколько исследований, выявляющих проблемы в уходе за глухими детьми, говорят о наличии некоторых врожденных проблем, осложняющих отношения между родителями, детьми и другими родственниками. Общеизвестно, что глухие дети интеллектуально развиты и хотят общаться с другими. Такие дети адаптируются в обществе глухих и чувствуют себя социально отчужденными по отношению слышащих.

На развитие личности ребенка и его взаимоотношения в семье большое влияние оказывает тот факт, что он, как правило, находился в интернате. Кроме того, когда родители узнают, что их ребенок глухой или слабослышащий, они помещают его в специальное учреждение в раннем возрасте и не участвуют в его образовании. Это связано с неспособностью обеспечить надлежащий уход в домашних условиях и справиться с трудностями языкового развития [6]. Следует также подчеркнуть, что такие детские сады имеются только в крупных городах, что вынуждает родителей оставлять детей в детских учреждениях и разлучаться с ними надолго.

Цель исследования: изучение и анализ особенностей детско-родительских отношений в семьях, где воспитывается ребенок с нарушением слуха.

Методы

Эмпирическую базу исследования составил центр дневного пребывания для детей и инвалидов в селе Карагаш Слободзей-ского района. Выборка состояла из 15 семей; согласно протоколам ПМПК, у всех детей (100 %) была выявлена нейросенсорная и кон-дуктивная тугоухость первой степени. Всем учащимся был поставлен диагноз нарушения слуха в раннем детстве. У тринадцати из них была диагностирована нейросенсорная тугоухость первой степени (шепот на расстоянии 3 м и речь на расстоянии 6 м) и у двух - кон-дуктивная тугоухость (шепот на расстоянии 1-3 м, нормальная речь на расстоянии 4 м и более, искаженная речь и разговор при посторонних шумах, которые человек не воспринимает).

Эмпирические данные были собраны с помощью теста родительского отношения (ОРО), разработанного А.Я. Варгой и В.В. Столиным, «Методика измерения родительских установок и реакций» (PARI), (Е.С. Шефер, Р.К. Белл), «Анализ семейных отношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстиц-кис (АСВ)). Эти методики делятся на методики только для детей, только для родителей и универсальные методики (для детей и родителей) [2].

Анализ

Результаты интервью и анкетирования показывают, что в семьях, где живут дети с нарушениями слуха, существуют некоторые особенности воспитания, такие как чрезмерная опека и чрезмерное вмешательство родителей, доминирующая и авторитарная позиция матери. Поэтому мы считаем, что такой тип воспитания, при отсутствии своевременной коррекционной работы для родителей и детей, имеет последствия в виде плохих социальных навыков и дисфункциональных отношений с обществом.

Анализ данных исследования родительского отношения, проведенного А.Я. Варгой и В.В. Столиным, показал, что преобладающим отношением родителей к своим детям с потерей слуха является «симбиоз». Такое отношение становится выражением желания взрослого интегрироваться с ребенком, которое для нас оказалось противоположным. С другой стороны, эти родители не пытались поддерживать межличностную дистанцию между собой и своими детьми. Кроме того, отношение многих родителей было по типу «авторитарной чрезмерной социализации». Ответы отцов, указывающие на авторитарность, чаще всего относились к этому типу. Они требовали от своих детей беспрекословного подчинения дисциплине.

Для выяснения общего отношения родителей была применена диагностическая методика ЯЛЫ (адаптированная Е.С. Шеффе-ром, Р.К. Беллом и Т.В. Нещерет). Сравнительный анализ общих родительских установок показал, что у испытуемых, особенно у матерей, преобладала установка чрезмерной концентрации на ребенке. Такое отношение проявляется в виде чрезмерной заботы и вмешательства в мир ребенка. Также было обнаружено, что некоторые участники эксперимента, особенно отцы, имели «отношение сопереживания».

Диагностический метод «Анализ семейных отношений» (ЛСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) доказал, что родители уделяют своим детям достаточно внимания и времени для нормального развития их личности. Стараются максимально и некритич-

но удовлетворить все потребности ребенка (шкала Y+). Шкала «Игнорирование потребностей ребенка» (шкала Y-) подтвердила результаты, полученные по шкале Y+, и доказала, что большинство родителей хотят полностью удовлетворять потребности своих детей. Шкалы «Чрезмерные требования / обязательства» (Т+) и «Неадекватные требования/обязательства» (Т-) показали, что требования к детям очень часто были высокими и не соответствовали их физическим и возрастным возможностям. «Чрезмерные требования и запреты» (шкала Н+) подтвердили, что к ребенку предъявляется много требований и нарушается его свобода. Шкалы «Чрезмерные требования» (С+) и «Минимальные требования» (С-) подтвердили склонность родителей к частым и суровым наказаниям и чрезмерной реакции даже на серьезные нарушения поведения.

По шкале «Нестабильный стиль воспитания» (Н-) большинство родителей выразили уверенность в правильности выбранного ими стиля воспитания и его полезности для детей. Показатель «Совершенствование эмоциональной сферы родителей» (шкала СЭС) указывает на преобладание попустительного стиля воспитания и говорит о наличии неразвитых родительских эмоций. Шкала «Предпочтение детства» (шкала ПД) выявила родителей, которые пренебрегают зрелостью своих детей. Шкала НЗ («Неуверенность родителей в заботе о детях») показала, что большинство родителей четко воспитывали своих детей и не шли на компромисс в вопросах, в которых они сами, по общему мнению, не должны были идти. Шкала Фу («Страх потери ребенка») показала, что родители отметили, что они обеспокоены физическим состоянием своих детей, воспринимают «хрупкость» своих детей как чрезмерную и боятся, что дети вырастут и покинут своих родителей. Шкала «Родительское эмоциональное недоразвитие» (шкала РЭН) показала, что чрезмерная защита, эмоциональное отвержение и жестокое обращение с детьми практически отсутствуют. Проецирование собственных нежелательных качеств на своих детей (шкала ПНК) показало, что родители эмоционально отвергают своих детей. В этой группе высокие показатели ВК указывали на то,

что супружеские конфликты проецировались на родительскую сферу. Эти родители с высоким баллом часто выражают недовольство стилем воспитания своего супруга, а в доме преобладает непоследовательный стиль воспитания. Когда между родителями возникает конфликт, «оружием мести» часто становится ребенок.

Результаты

Исходя из полученных данных, можно сформулировать модель сотрудничества родителей глухих детей посредством кор-рекционно-воспитательной работы с ними. Мы показали, что стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, которые принимают форму традиций в воспитании детей, но и от воспитательной позиции родителей в соответствии с детско-родительскими отношениями в доме. Среди факторов, влияющих на детско-родитель-ские отношения, были названы личность и стиль поведения родителей, психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень образования родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в доме, степень вовлеченности детей в жизнь семьи и др., уровень образования, а также участие ребенка в жизни семьи.

Наши экспериментальные исследования показали, что в семьях с глухими детьми условия для развития и формирования личности ребенка неблагоприятны. В семьях, ухаживающих за слабослышащими детьми, мы выявили детско-родительские отношения, состоящие из сверхпротекции, обусловленной симбиозом между матерью и ребенком, контролирующей сверхпротекции с отвержением и эмоционального отвержения, обусловленного неприятием ребенка. Они продемонстрировали трудности в обмене информацией между слабослышащим ребенком и его родителями как в плане осведомленности матери о лечении ребенка, так и осведомленности ребенка о компетентности матери при его лечении. Этого результата следовало ожидать, поскольку основным средством общения между парами является дактилология, которая предполагает разговорную речь.

Выводы

Стиль воспитания - это общий, подходящий и соответствующий ситуации способ общения и поведения родителя по отношению к ребенку. Отношения родитель-ребенок включают в себя всю систему взаимоотношений. Бедность эмоционального выражения среди глухих и слабослышащих детей связана с ощущаемым пробелом в образовательных условиях и неспособностью или нежеланием родителей знакомить своих детей с коммуникацией, основанной на эмоциях. Отношение родителей к своим слабослышащим детям оказывает значительное влияние на развитие их личности. Изменение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей является фактором риска нарушения развития личности. Обучение и воспитание слабослышащих детей - сложный процесс. Все кор-рекционно-воспитательные мероприятия учитывают соответствующие возрасту ребенка основные виды деятельности, остаточные слуховые способности и требуют использования слуховых аппаратов на всех занятиях. Результаты данного исследования могут быть применены в семейном психологическом консультировании и коррекционно-развивающей работе с семьями, воспитывающими слабослышащих детей.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 224 с.

2. Богданова, Т. Г. Диагностика особенностей словесно-логического мышления глухих и слабослышащих старшеклассников / Т. Г. Богданова, Е. В. Голенева // Вопросы теории и практики сурдопедагогики : межвуз. сб. науч. тр. - 2000. -Вып. 1.- С. 99-112.

3. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. -335 с.

4. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М. : Акад. проект, 2006. - 232 с.

5. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 2 / А. С. Спиваковская. - М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.

6. Ткачева, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и кон-

сультирование / В. В. Ткачева. - М. : Нац. кн. центр, 2014. - 160 с.

REFERENCES

1. Bogdanova T.G. Surdopsihologija [Surdopsychology]. Moscow, Akademija Publ., 2002. 224 p.

2. Bogdanova T.G., Goleneva E.V. Diagnostika osobennostey slovesno-logicheskogo myshleniya glukhikh i slaboslyshashchikh starsheklassnikov [Diagnostics of the Features of Verbal-Logical Thinking of Deaf and Hard of Hearing High School Students]. Voprosy teorii i praktiki surdopedagogiki. MPGU [Questions of Theory and Practice of Deaf Pedagogy. MGOPU], 2000, no. 1, pp. 99-112.

3. Boschis P.M. Glukhiye i slaboslyshashchiye deti [Deaf and Hard of Hearing Children]. Moscow, Izd-vo APN RSFSR, 1963. 335 p.

4. Bowlby J. Sozdaniye i razrusheniye emotsionalnykh svyazey [Making and Breaking Emotional Bonds]. Moscow, Akad. proekt Publ., 2006. 232 p.

5. Spivakovskaya A.S. Psikhoterapiya: igra, detstvo, semya. V 2 t. T. 2 [Psychotherapy: Play, Childhood, Family. In 2 Vols. Vol. 2]. Moscow, Aprel Press, EKSMO-Press, 2000. 464 p.

6. Tkacheva V.V. Semya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: diagnostika i konsultirovaniye [Family of a Child with Disabilities: Diagnostics and Counseling]. Moscow, Nats. kn. tsenter, 2014. 160 p.

Information About the Author

Olga A. Iovva, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko, 25 Oktyabrya St, 128, 3300 Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic, Moldova, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1773-0299

Информация об авторе

Ольга Андреевна Иовва, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, ул. 25 Октября, 128, 3300 г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика, Молдова, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1773-0299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.