ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК: 316.356.2-056.24-053.2
Л. Н. Молчанова, А. В. Ситникова
особенности функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха
Одной из самых актуальных проблем конца XX века стало неуклонное увеличение числа детей с нарушениями в развитии [1—4]. Согласно статистической информации в последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующи-ми заболеваниями, достигающие в настоящее время 6—9% среди новорожденных. Только частота детской инвалидности в России за последние двадцать лет в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2—1,5 млн. человек [5].
Рождение больного ребёнка — это всегда шок для семьи, который может стать серьезной причиной семейного кризиса, где жизнь делится на: «до болезни детей» и «после». Наличие в семье детей с нарушением слуха влияет на функционирование семейной системы в целом: на организацию ее быта,
режима, на психологическое здоровье родителей, на детско-роди-тельские и супружеские отношения, что сопровождается снижением адаптационного потенциала. В свою очередь это отражается на развитии и воспитании детей [6—8].
В настоящее время включение детей с нарушением слуха в среду здоровых сверстников, подготовка его к самостоятельной жизни в обществе решается сетью специализированных (коррекционных) учреждений [9]. В данных учреждениях в рамках системного подхода к работе с детьми важное место отводится и семье как основному исполнителю коррекционных мероприятий. Вместе с тем работа именно с семьей: коррекция семейных взаимоотношений и негативных эмоциональных состояний членов семьи, обучение родителей воспитанию детей реализуется ещё недостаточно. на практике врачи, педагоги и психологи чаще декларируют, как должны вести себя родители, воспитывающие такого
ребёнка, а не оказывают им реальную помощь в решении семейных проблем: гармонизации детско-родительских, супружеских и семейных отношений в целом [7; 10].
Изложенное позволяет обозначить существующее противоречие между традиционным исследовательским вниманием к ребёнку с нарушением слуха и его адаптации, и фрагментарным — к функционированию семейной системы, семейной адаптации и гармонизации детско-родительских и супружеских отношений; признанием необходимости разноплановой работы с семьями, воспитывающими детей с нарушением слуха, и крайней недостаточностью специальных исследований в вопросах дифференцированного подхода к организации и содержанию психолого-педагогического взаимодействия коллектива образовательного учреждения с семьей, воспитывающей детей с нарушением слуха.
В этой связи цель исследования состоит в изучении особенностей функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, и в выявлении оснований дифференцированного подхода к организации и содержанию психолого-педагогического взаимодействия коллектива образовательного учреждения и семьи.
В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположения о том, что особенности функ-
ционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, детерминируются степенью его нарушения.
Исследование функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, проводилось на базе «Областного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида» с использованием опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» ^АСЕ5-3, Д. X. Ол-сон, Дж. Портнер и И. Лави, в адаптации Н. Ф. Михайловой) [11]. В группу методов количественной и качественной оценки данных вошли методы описательной и сравнительной (непараметрический критерий и-критерий Ман-на-Уитни) статистики. Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью программного обеспечения («51^-Иса 7.0»).
Общий объем выборки составил 50 семей, воспитывающих детей с нарушением слуха (тугоухость, глухота). Градация выборки осуществлялась в соответствии с классификацией нарушений слуха. При этом была сформирована группа из 17 семей, воспитывающих глухих детей (первая экспериментальная группа — ЭГ1), и груп-
па из 33 семей, воспитывающих слабослышащих детей (вторая экспериментальная группа — ЭГ2). Все супружеские пары имели сохранный слух и состояли в официально зарегистрированном браке. В обеих группах присутствовало приблизительно одинаковое процентное соотношение детей женского и мужского пола и возраста от 7 до 14 лет. Результаты исследования подвергались сравнительному анализу.
Теоретико-методологическим основанием концептуальной модели исследования особенностей функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха (глухота, тугоухость), выступили: теоретические подходы к определению семьи как микросоциальной системы и параметров ее функционирования (Д. Х. Олсона [11]), основные разработки по вопросам семейной адаптации в кризисной ситуации, связанной с инвалидностью детей (И. М. Донкан [5], А. А. Большакова [12], С. А. Ка-рачева [13], И. Ю. Левченко [14], В. В. Ткачева [15]).
В нашем исследовании семью, воспитывающую ребёнка с нарушением слуха (глухота, тугоухость), мы рассматривали как микросоциальную систему, члены которой объединены общей деятельностью, эмоциональными отношениями и ценностями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом.
Опираясь на представления Д. Х. Олсона [11], мы установили что структура этой микросоциальной системы характеризуется двумя основными параметрами: семейной сплоченностью, семейной адаптацией и дополнительным — коммуникацией и включает субсистему супружеской пары (муж — жена), субсистему родителей (родитель — ребёнок) и субсистему детей (брат — сестра). Все отношения между субсистемами и внутри них складываются в соответствии с принципами иерархии и субординации и регулируются границами. В соответствии с точкой зрения Д. Х. Олсо-на, семейную сплоченность характеризует: а) степеньэмоциональной связи, близости или привязанности между членами семьи; б) семейной адаптации — способность семейной системы гибко или ригидно приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров; в) коммуникативность — умение активно слушать других, способность ясно выражать свои мысли и оказывать эмоциональную поддержку собеседнику.
Для диагностики семейной сплоченности использовались следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы», «отдых», а для диагностики семейной адаптации — «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила», «роли» в семье.
наша исследовательская позиция, вслед за Д. Х. Олсоном [11], состоит в том, что семейную адаптацию в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, оцениваем в контексте четырехуровневой дифференциации: для семейной сплоченности это «разобщенный», «разделенный», «связанный» и «сцепленный» типы, а для семейной адаптации: «ригидный», «структурированный», «гибкий» и «хаотичный». Уровни семейной сплоченности определялись следующими границами: «разобщенный» (10—29), «разделенный» (30—38), «связанный» (39—46), «сцепленный» (47—50), семейной адаптации — «ригидный» (10—19), «структурированный» (20—25), «гибкий» (26—30), «хаотичный» (31—50).
Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и адаптации можно определить 16 типов семейных систем. Четыре из них являются умеренными по обоим параметрам и называются сбалансированными, характеризующими успешность функционирования семейной системы. Для семейной сплоченности этими уровнями является «разделенный» и «связанный», для семейной адаптации — «структурированный» и «гибкий». Крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации трактуются как проблемные, ведущие к нарушению функционирования семейной
системы. Оставшиеся восемь типов относятся к средним: один из параметров является экстремальным, а другой — сбалансированным [11].
Так, члены разобщенной семьи крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу и ведут себя несогласованно, неспособны оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Изолируясь друг от друга, подчеркивая свою независимость, они скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения. При сближении с другими людьми у них возрастает чувство тревоги. Разделенная семья характеризуется умеренной сплоченностью. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако она не является такой крайней, как в разобщенной семье. несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, разделяемая с другими членами семьи. Связанный тип семьи характеризуется высокой степенью эмоциональной близости, лояльностью во взаимоотношениях и определенной зависимостью членов семьи друг от друга. Члены семьи часто проводят время вме-
сте. Для сцепленной семьи характерны чрезмерная эмоциональная близость (слияние) и лояльность, отсутствие личного пространства, независимости у членов семьи. Такие семьи и их члены являются слабодифференцированными.
Ригидная семья обладает низкой гибкостью и адаптивностью. Такая система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей при ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т. д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархи-зирована. То есть существует член семьи, который всем заведует и все контролирует. Переговоры по важным вопросам в такой семье ограничены, а большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. незначительность изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов. Структурированная семья характеризуется умеренной гибкостью. Здесь присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая пе-
реговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Существуют определенные дисциплинарные правила. Гибкая семья характеризуется умеренной гибкостью, демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включая детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом. Хаотичная семья характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое и ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена к другому.
К функциональному типу семьи относятся: разделенная и структурированная; разделенная и гибкая; связанная и структурированная; связанная и гибкая. К полуфункциональному типу относятся: раз-
общенная и структурированная; разобщенная и гибкая; запутанная и структурированная; запутанная и гибкая; ригидная и разделенная; ригидная и связанная; хаотичная и разделенная; хаотичная и связанная. К дисфункциональному типу относятся: разобщенная и ригидная; разобщенная и хаотичная; запутанная и ригидная; запутанная и хаотичная.
В соответствии с полученными результатами средние значения
показателей семейных структур в группах семей, воспитывающих как глухих, так и слабослышащих детей, засвидетельствовали наличие связанной и хаотичной структуры, что соответствует полуфункциональному типу (табл. 1). Сравнительный анализ средних значений показателей семейных структур в группах семей, воспитывающих глухих и слабослышащих детей, указал на достоверность различий в уровнях выра-
Таблица 1
Средние значения и значимость различий показателей семейных структур в группах семей, воспитывающих глухих и слабослышащих детей(и-критерий Манна-Уитни, р < 0,05; и*эмп. < икр.)
№ п/п Наименование показателя ЭГ1 ЭГ2 (ЭГ2)-(ЭГ2)
Х ± ст ср. X Х + ст ср. X и эмп. Р
1 Семейная сплоченность 42,82+3,40 39,36+4,68 161,00* 0,013
2 Семейная адаптация 31,47 ±4,67 34,94+3,22 132,50** 0,002
3 Эмоциональная связь 13,59+1,06 12,42+1,50 150,50** 0,007
4 Семейные границы 8,71+0,92 8,06+1,30 199,00 0,083
5 Принятие решений 4,06+0,75 3,55+0,87 173,00* 0,019
6 Время 4,59+0,80 3,73+0,76 117,00 ** 0,000
7 Друзья 4,35+0,79 3,61+0,83 150,50** 0,004
8 Интересы и отдых 7,53+1,62 8,00+1,39 252,00 0,549
9 Лидерство 6,29+1,16 6,91+1,76 207,50 0,124
10 Контроль 6,35+1,27 6,67+1,27 224,50 0,231
11 Дисциплина 6,18+1,24 7,70+1,13 98,00** 0,000
12 Роли 9,18+2,32 10,73+1,18 165,50* 0,014
13 Правила 2,47+0,62 2,94+0,83 175,00* 0,015
* — статистическая значимость.
женности по следующим шкалам: в семьях, воспитывающих глухих детей, по шкалам «семейная сплоченность» (Хср1 = 42,82 ± 3,40; X , = 39,36 ±с4,б8; и = 161,00*;
ср.2 ' ' ' эмп. ' '
р = 0,013), «эмоциональная связь» (Хср1 = 13,59 ± 1,06; Хср2 = 12,42 ± ± 1,50; иэмп. = 150,50**; р = 0,007), «принятие решений» (Хс 1 = 4,06 ± ± 0,75; X , = 3,55 ± 0,87; и =
5 5 ср.2 5 5 5 эмп.
173,00*; р = 0,019), «время» (Хср1 = = 4,59 ± 0,80; Хср2 = 3,73 ± 0,76; иэмп = 117,00**; р = 0,000) и «друзья» (X , = 4,35 ± 0,79; X , = 3,61 ±
ср.1 ср.2
± 0,83; иэмп = 150,50**; р = 0,004) выявлен значимо высокий уровень, а по шкалам «семейная адаптация» ^ср1 = 30,47 ± 4,67; X , = 34,94с± 3,22; и = 132,50**;
ср.2 эмп.
р = 0,002), «дисциплина» 1 = = 6,18 ± 1,24; X , = 7,70 ± °1[,13;
ср.2
иэмп = 98,00**; р = 0,000), «роли» С = 9,18 ± 2,32; ^ = 10,73 ± ± 1,18; иэмП. = 165,50*; р = 0,014), «правила» 1 = 2,47 ± 0,62; Xс 2 = = 2,94 ± 0,83; и = 175,00*; 0,015) -
эмп.
значимо низкий.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что для внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих глухих детей, в сравнении с семьями, воспитывающими слабослышащих, в большей степени характерны эмоциональная близость, гибкость в принятии решений и в организации досуга и свободного времени, в общении с друзьями. Вместе с тем
родители глухих детей в меньшей степени, нежели родители слабослышащих, контролируют дисциплину и в целом ситуацию, связанную с появлением в семье детей с ограниченными возможностями здоровья, в меньшей степени сконцентрированы на распределении семейных ролей и на реализации семейных правил и норм.
поскольку семья, воспитывающая ребенка с нарушением слуха, рассматривается нами как микросоциальная система, особенности функционирования которой определяются такими основными параметрами, как семейная сплоченность и семейная адаптация, выявленные с использованием корреляционного анализа значимые и высоко значимые их взаимосвязи положительной и отрицательной направленности умеренной и средней степени выраженности (табл. 2—3) выступают основанием дифференцированного подхода к организации и содержанию психолого-педагогического взаимодействия коллектива образовательного учреждения и семьями, воспитывающими детей с нарушением слуха.
Дифференцированный подход ориентирован на оптимизацию параметров семейной адаптации семей, воспитывающих детей с нарушением слуха [16], в условиях реализации совместной для родителей и детей социально-культурной деятельности (табл. 4):
Таблица 2
Значимые корреляционные взаимосвязи показателей семейной сплоченности и семейной адаптации в группе семей, воспитывающих глухих детей
Наименование показателя Семейная адаптация Лидерство Контроль Дисциплина Роли Правила
1. Семейная сплоченность - - - - - -0,52*
2. Эмоциональная связь -0,58* - -0,58* -0,70** - -
3. Семейные границы 0,54* - - 0,70** -
4. Принятие решений - - - - - -
5. Время - - - -0,50* - -
6. Друзья - - - - -0,62** -0,49*
7. Интересы и отдых - - - - - -
* — статистическая значимость при р < 0,05; ** — статистическая значимость при р < 0,001.
Таблица 3
Значимые корреляционные взаимосвязи показателей семейной сплоченности и семейной адаптации в группе семей, воспитывающих слабослышащих детей
Наименование показателя Семейная адаптация Лидерство Контроль Дисциплина Роли Правила
1. Семейная сплоченность - - - 0,42* - -
2. Эмоциональная связь - - - - - -0,41*
3. Семейные границы - - - - - -
4. Принятие решений - - - - - -
5. Время - - - - -0,43* -
6. Друзья 0,37* - 0,38* 0,57** - -
7.Интересы и отдых - - - 0,56** - -
* — статистическая значимость при р < 0,05; ** — статистическая значимость при р < 0,001.
Таблица 4
Задачи, механизмы и условия коррекционного воздействия в реализации
дифференцированного подхода к организации и содержанию психолого-педагогического взаимодействия коллектива образовательного учреждения и семей, воспитывающих детей с нарушением слуха
Задача коррекционного воздействия — оптимизация параметров семейной адаптации: Психологические механизмы коррекционного воздействия — параметры семейной сплоченности Условия реализации коррекцион-ного воздействия
семьи, воспитывающие глухих детей семьи, воспитывающие слабослышащих детей
контроль принимаемых решений и дисциплины проявление эмоциональной автономии и рациональное распределение времени рациональная организация совместного отдыха и встреч с друзьями Совместная социально-культурная деятельность
определение и дифференциация ролевых позиций увеличение гибкости в общении с друзьями рациональное распределение свободного времени
следование правилам взаимодействия увеличение гибкости в общении с друзьями усиление эмоциональной близости
Таким образом, исследование особенностей функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, позволило выявить как общее, так и специфическое и сформулировать следующие выводы: 1. Независимо от степени нарушения слуха у детей, семьи, их воспитывающие, имеют полуфункциональный тип структуры, характеризующийся связанным уровнем семейной сплоченности и хаотичным уровнем семейной адаптации, и в этой связи является мишенью для коррекционной работы.
2. Семьи, воспитывающие глухих детей, в большей степени, нежели семьи слабослышащих, склонны к проявлениям высокой степени эмоциональной близости, лояльности во взаимоотношениях и определенной зависимости членов семей друг от друга.
3. Семьи, воспитывающие слабослышащих детей, в большей степени испытывает недостаток лидерства, характеризуются более высокой степенью неустойчивости, ограниченности руководства, непредсказуемости, импульсив-
ности и непродуманности решений, ролевой неопределенностью и ролевым смешением, что квалифицируется как кризисное состояние.
4. Дифференцированный подход к организации и содержанию психолого-педагогического взаимодействия коллектива образовательного учреждения и семей, вос-
питывающих детей с нарушением слуха, определяется наличием корреляционных взаимосвязей параметров семейной адаптации и семейной сплоченности и направлен на оптимизацию параметров семейной адаптации в условиях реализации совместной для родителей и детей социально-культурной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинов Ю. А., Мордич Л. Н. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития // Вестник психосоциальной и коррекционно-реаби-литационной работы. 2001. № 1. С. 17.
2. Куденцова Г. В. Научное обоснование управленческих решений по коррекции онкоситуации в сельских районах: автореф. ... дисс. д-ра мед. наук. М., 2007. 48 с.
3. Куденцова г. В. Влияние факторов среды обитания на заболеваемость раком легкого в Курской области // Здоровье населения и среда обитания. 2006. № 7. С. 10-12.
4. Никишина В. Б., Мордич Л. Н. Программы психологической реабилитации детей с нарушениями умственного развития. Учеб. пособие. Курск: Курский государственный медицинский ун-т, 2003. 130 с.
5. Донкан И. М. Социальная экс-клюзия семей, имеющих детей-инвалидов: дисс. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2010. 173 с.
6. Соколов А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушенным слухом
// Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. СПб.: Наука-Питер, 2006. С.300-303.
7. Соколов А. Н. Социально-психологические проблемы родителей, имеющих детей с нарушением слуха. URL: http://www.emissia.org/oifline/ 2014/2186.htm (дата обращения: 9.06.2015).
8. Карауш И. С., Куприянова И. Е. Психологические особенности, определяющие возможности и перспективы социализации слабослышащих и слабовидящих детей // European Social Science Journal. 2013. № 5 (33). С. 254-261.
9. Кардаш Я. А. Педагогическое взаимодействие коррекционного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха: дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 170 с.
10. Никитина Ю. В., Хохлова А. Ю. Особенности детско-родительского взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 67-83.
11. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Опрос-
ник FACES-3 / Тест Д.Х. Олсона). URL: http://psycabi.net/testy/297-opros-nik-shkala-semejnoj-adaptatsii-i-splochennosti-oprosnik-faces-3-test-d-kh-olsona (дата о бращения: 12.06.2014).
12. Большакова А. А.Опыт работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов // Работник социальной службы. 2010. № 1. С. 50-69.
13. Карачева С. А. Специфика работы психолога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Работник социальной службы. 2010. № 11. С. 43-86.
14. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспи-
тывающей детей с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 240 с.
15. Ткачева В. В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей детей с отклонениями развития // Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2003. С. 280—290.
16. Кочетова А. П. Социальное воспитание детей с особыми потребностями в условиях интернатного учреждения средствами социально-культурной деятельности // Перспективы науки и образования. Сетевой научно-практический журнал. 2013. № 5. С. 157—159.
REFERENCES
1. Blinov Yu. A., Mordich L .N. Main principles of psychological rehabilitation of children with a delay of mental development. The Bulletin ofpsychosocial and correctional and rehabilitation work. 2001. № 1, P. 17. (In Russ.).
2. Kudentsova G. V. Nauchnoe obosnovanie upravlencheskikh reshenii po korrektsii onkosituatsii v sel'skikh raionakh. Avtoref. cand ... .diss. Scientific substantiation of administrative decisions to correct the situation of cancer in rural areas. Abstr. cand. diss. Moscow, 2007. 48 p. (In Russ.).
3. Kudentsova G. V. The impact of environmental factors on the incidence of a lung cancer in the Kursk region. Public health and environment. 2006. № 7. P. 10-12. (In Russ.).
4. Nikishina V. B., Mordich L. N. Programmy psikhologicheskoi reabilitatsii detei s narusheniiami umstvennogo razvitiia. Programs of psychological rehabilitation of children with infringe-
ments of intellectual development. The training manual. Kursk State Medical University, Kursk, 2003. 130 p. (In Russ.).
5. Donkan I. M. Sotsialnaya eksklyu-ziya semey, imeyuschih detey-invalidov. Kand. diss. Social exclusion of families with disabled children. Habarovsk, 2010. 173 p. (In Russ.)
6. Sokolov A. N. Psychological and educational support to families with children with hearing. Two centuries of Russian Theory: Materialy Vserossiiskogo kongressa surdopedagogov. St. Petersburg, Nauka-Piter Publ. 2006. P. 300-303. (In Russ.).
7. Sokolov A. N. Socio-psychological problems of parents of children with hearing impairment. Available at: http:// www.emissia.org/ofTline/2014/2186.htm (accessed 09.06.2015).
8. Karaush I. S., Kupriyanova I. E. Psychological features that define the opportunities and prospects for the socialization of hearing and visually
impaired children. European Social Science Journal. 2013. № 5 (33). P. 254-261. (In Russ.).
9. Kardash Ya. A. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie korrektsionnogo uchrezh-deniia i sem'i v reabilitatsiidetei s narusheniem slukha. Kand diss. The pedagogical interaction of correctional establishment and family in rehabilitation of children with a hearing disorder.Kand diss. Ekaterinburg, 2005. 170 p. (In Russ.).
10. Nikitina Yu. V., Khokhlova A. Yu. Features of parent-child interaction in families with children with hearing disabilities. Clinical and special Psychology. 2015, Vo. 4, №. 2. P. 67-83. (In Russ.).
11. Questionnaire the Scale of family adaptation and unity (Questionnaire FACES-3 / D. K. Olsona's Test). Available at: http://psycabi.net/testy/297-oprosnik-shkala-semejnoj-adaptatsii-i-splochen nosti-oprosnik-faces-3-test-d-kh-olsona (accessed 12.06.2014).
12. Bolshakova A. A. Operational of experience with the families which are bringing up children-invalids. The Worker of a social service. 2010. № 1. P. 50-69. (In Russ.).
13. Karacheva S. A. Specificity of work of the psychologist with the parents who
are bringing up children with limited opportunities. The Worker of a social service. 2010. № 11. P. 43-86. (In Russ.).
14. Levchenko I. Yu., Tkacheva V. V. Psikhologicheskaia pomoshch' sem'e, vospityvaiushcheidetei s otkloneniiami v razvitii. The psychological help to the family which is bringing up the child with rejections in development. Moscow: Prosveschenie Publ., 2008. 240 p. (In Russ.).
15. Tkacheva V. V. Psikhologo-pedagogicheskoe izuchenie sem'i, vospi-tyvaiushchei detei s otkloneniiami razvitiia // Psikhologo-pedagogicheskai adiagnostika. Psychological and pedagogical studying of the family which are bringing up the child with rejections of development // Psychological and pedagogical diagnostics. Moscow: Akademiya Publ., 2003. P. 280-290. (In Russ.).
16. Kochetova A. P. Social education of children with special needs in a residential institution by means of socio-cultural activities. Perspectives of science and education. 2013. № 5. P. 157-159. (In Russ.).
Поступила 19.07.2015 г.