Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА'

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / CHILDREN WITH A HEARING DISORDER / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTRA FAMILY RELATIONS / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ / EDUCATION OF CHILDREN IN A FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ситникова А.В.

В статье отражен опыт изучения внутрисемейных отношений, в которых есть дети с различной выраженностью нарушения слуха. Результаты исследования рассматриваются в аспекте микросоциальной системы, в которой складывающиеся отношения (супружеские, родительско-детские и детско-родительские) интерпретируются с позиций ряда психологических феноменов: критичности в оценке жизненных ситуаций, в том числе и воспитательных; эмоциональной адекватности; потребностно-мотивационной готовности к принятию решений; семейно-ролевой идентификации норм поведения и др. Показано, что степень выраженности нарушения слуха у ребёнка коррелирует с социальными детерминантами, обеспечивающими его успешность или неуспешность взаимодействия и общения с родными и близкими, что требует разработки специальных программ для работы с семьей, воспитывающих детей с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ситникова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INTERFAMILY ATTITUDES IN THE FAMILIES WHICH ARE BRINGING UP THE CHILDREN WITH A HEARING DISORDER

Experience of studying of the intra family relations in which there are children with various expressiveness of a hearing disorder is reflected in article. Results of research are considered in aspect of microsocial system in which the developing relations (matrimonial, parental and children's and child parental) are interpreted from positions of a number of psychological phenomena: criticalities in an assessment of life situations, including educational; emotional adequacy; potrebnostno- motivational readiness for decision-making; family and role identification of standards of behavior, etc. It is shown that degree of expressiveness of a hearing disorder at the child correlates with the social determinants providing his success or not success of interaction and communication with the family that demands development of the special programs for work with a family raising children with a hearing disorder.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК: 316.356.2-056.24-053.2

А. В. Ситникова

особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха1

Введение. К числу актуальных проблем современного общества относится значительный рост числа детей с нарушением слуха. Так, по данным выборочной статистике, а также данным ВОЗ в России насчитывается порядка 13 млн. человек с нарушениями слуха, в том числе детей и подростков более 1 млн. По прогнозам ВОЗ к 2020 году ожидается рост количества лиц с нарушениями слуха более чем на 30%. В этой связи особую актуальность и практическую значимость имеет проблема их социальной адаптации и реабилитации. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с нарушением слуха, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с социально-психологическими и педагогическими трудностями [1—3].

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, — это семьи, где происходит дезинтеграция внутрисе-

Щаучный руководитель: д. псх. н., проф. Л. Н. Молчанова.

мейных отношений; наблюдается возникновение конфликтных супружеских отношений из-за значительной психологической нагрузки, детско-родительских и родительско-детских отношений, отношений с другими членами семьи; имеет место ролевая неопределенность в новых условиях, неготовность и неумение создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться [4—6]. Для ребенка с нарушением слуха семья является той средой, в которой происходит формирование его личности, и от характера внутрисемейных отношений будет зависеть как первичная социализация ребенка, так и социальной адаптации всей семьи, в которой он воспитывается [7].

Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны, что тормозит кор-рекционный и абилитационный процесс. В свою очередь своевременное оказание психолого-педагогической помощи родителям способствует успешной адаптации

детей с нарушением слуха и их семей к условиям окружающей среды и гармонизации внутрисемейных отношений [8—9].

Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей внутрисемейных (супружеских, детско-родительских и родитель-ско-детских) отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха как оснований психолого-педагогического взаимодействия коллектива образовательного учреждения и семьи.

Объектом исследования являлись семьи, воспитывающие детей с нарушением слуха.

Предметом исследования выступали особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, детерминируются степенью его нарушения.

Особенности организации и ход проведения исследования, обсуждение полученных результатов. Исследование особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, проводилось на базе Областного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида» с использованием с использованием опросников «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3, Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави, в адаптации Н. Ф. Михайловой) [10], роди-тельско-детских отношений PARI (Е. С. Шевер и Р. К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет) [11], проективной методики «рисунок семьи» [11]. В группу методов количественной и качественной оценки данных вошли методы описательной и сравнительной статистики (непараметрический критерий U-критерий Манна-Уитни). Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью программного обеспечения («Statistica 7.0»).

Общий объем выборки составил 28 семей. Из них 14 семей, воспитывающих детей с нарушением слуха (ЭГ: 8 слабослышащих и 6 глухих), и 14 семей, воспитывающих детей, не имеющих нарушения слуха (КГ). Все супружеские пары имели сохранный слух и состояли в официально зарегистрированном браке. В обеих группах присутствовало приблизительно одинаковое процентное соотношение детей женского и мужского пола и возраста от 7 до 8 лет.

В нашем исследовании семью, воспитывающую ребенка с нарушением слуха, рассматриваем как микросоциальную систему, члены которой объединены общей деятельностью, эмоциональными отношениями и ценностями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Опираясь на представления Д. Х. Олсона [10], функционирование этой микросоциальной системы характеризуется двумя основными параметрами: семейной сплоченностью, семейной адаптацией и дополнительным — коммуникацией и включает субсистему супружеской пары (муж-жена), субсистему родителей (родитель-ребенок) и субсистему детей (брат-сестра). Все внутрисемейные отношения (супружеские, родительско-дет-ские, детско-родительские, сибсо-вые) складываются в соответствии с принципами иерархии и субординации и регулируются границами. В соответствии с точкой зрения Д. Х. Олсона, семейную сплоченность характеризует степень эмоциональной связи, близости или привязанности между членами семьи, семейную адаптацию — способность семейной системы гибко или ригидно приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров; коммуникацию — умение активно слушать других, способность ясно выражать свои мысли и оказывать эмоциональ-

ную поддержку собеседнику. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы», «отдых», а для диагностики семейной адаптации — «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила», «роли» в семье.

Наша исследовательская позиция, вслед за Д. Х. Олсоном [10], состоит в том, что семейную адаптацию в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, оцениваем в контексте четырехуровневой дифференциации: для семейной сплоченности это «разобщенный», «разделенный», «связанный» и «сцепленный» типы, а для семейной адаптации: «ригидный», «структурированный», «гибкий» и «хаотичный». Уровни семейной сплоченности определяются следующими границами: «разобщенный» (10—29), «разделенный» (30—38), «связанный» (39—46), «сцепленный» (47—50), семейной адаптации — «ригидный» (10—19), «структурированный» (20—25), «гибкий» (26—30), «хаотичный» (31-50).

посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и адаптации можно определить 16 типов семейных систем. Четыре из них являются умеренными по обоим параметрам и называются сбалансированными, характери-

зующими успешность функционирования семейной системы. Для семейной сплоченности этими уровнями является «разделенный» и «связанный», для семейной адаптации — «структурированный» и «гибкий». Крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации трактуются как проблемные, ведущие к нарушению функционирования семейной системы. оставшиеся восемь типов относятся к средним: один из параметров является экстремальным, а другой — сбалансированным [10].

в соответствии с полученными результатами средние значения показателей семейных структур в группах семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, засвидетельствовали наличие связанной и хаотичной структуры, что соответствует полуфункциональному типу. Семейная структура контрольной группы соответствует гибкому и сплоченному типу, то есть является сбалансированной, о чем свидетельствуют средние значения показателей семейной сплоченности и семейной адаптации. Сравнительный анализ средних значений показателей семейных структур в экспериментальной и контрольной группах семей, указал на достоверность различий в уровнях выраженности по следующим шкалам: в семьях, воспитывающих слабослышащих детей, по шкалам «семейная сплоченность» (X =39,06+4,58;

4 ср 1 ' ' '

X „=39,70+1,29; и .= 0,001*;

ср 2 ' ' ' эмп

р=0,000), «принятие решений» (Хср.1=3,25±0,83; Хср.2=4,20±0,б1; иэмп.= 167,50*; р=0,000), «друзья» (X .=3,41+0,83; X =4,30+0,79;

ср 1 ср 2

иэмп.= 264,00*; р=0,002), «контроль» (Xсp.l=6,62±1,25; Xсp.2=7,37± ±0,93; имп.= 171,50*; р=0,000) выявлен значимо низкий уровень, а по шкалам «семейная адаптация»

(X =34,54+3,20;X „=25,70+2,49;

ср 1 ср 2

иэмп.=2,502**; р=0,000), «семейные границы» .1=8,00±1,20; X =7,00+0,91; и" .= 0,00*;

ср 2 эмп

р=0,000), «интересы и отдых» (X .=7,85+1,32; X =6,90+0,84;

ср 1 ср 2

иэмп.= 0,00**; р=0,000), «дисципли-наЭ»П(X .. =7,65+1,11;X =3,67+0,92;

ср 1 ср 2

иэмп.=262,50*; р=0,004), «роли» (X™1! =10,50+1,16; X „=9,87+1,04;

ср 1 ср 2

иэмп.= 199,50*; р=0,000), «правила» (XЭMI^1 =2,52+0,79; X „=2,00+0,53;

ср 1 ср 2

иэмп.= 268,00*; р=0,003) - значимо высокий.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что для супружеских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, в меньшей степени характерны контроль ситуации, связанной с появлением в семье детей с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональная близость, гибкость в принятии решений и в организа-

^Статистическая значимость при Р < 0,05.

2**Статистическая значимость при

Р < 0,001.

ции досуга и свободного времени, в общении с друзьями. Вместе с тем родители детей с нарушением слуха в большей степени сконцентрированы на распределении семейных ролей, соблюдении дисциплины и на реализации семейных правил и норм.

С целью изучения особенностей родительско-детских отношений (прежде всего ролевых позиций матери) в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, была использована методика PARI (Е. С. Шевер и Р. К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет) [11].

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся различных сторон отношений родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношения к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие группы: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ре-

бенком, излишняя концентрация на ребенке. Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде согласия, частичного согласия или несогласия. схема пересчета ответов в баллы реализуется в соответствии с ключом методики. Сумма цифровой значимости определяется выраженностью признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 — низкие. Имеет смысл сначала анализировать высокие и низкие оценки. Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжения в этих отношениях (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Средние значения и значимость различий показателей ролевых позиций в контрольной и экспериментальной группах (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп <икр)

№ п/п Наименование показателя Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) (ЭГ) - (КГ)

Х ± о ср. x Х ± о ср. x U эмп. P

1. Вербализация 15,57±2,17 15,61±2,43 258,50 0,894

2. Чрезмерная забота 16,13±2,49 15,39±2,46 219,50 0,318

3. Зависимость от семьи 15,57±2,17 15,61±2,43 258,50 0,894

№ п/п Наименование показателя Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) (ЭГ) - (КГ)

Х ± о ср. X Х ± о ср. X и эмп. Р

4. Подавление воли 16,13±2,49 15,39±2,46 219,50 0,318

5. Ощущение самопожертвования 15,57±2,17 12,91±1,53 89,00* 0,000

6. Опасение обидеть 16,13±2,49 15,39±2,46 219,50 0,318

7. Семейные конфликты 15,57±2,17 15,61±2,43 258,50 0,894

8. Раздражительность 16,13±2,49 15,39±2,46 210,50 0,233

9. Излишняя строгость 15,57±2,17 15,43±2,17 219,50 0,318

10. Исключение внутрисемейных влияний 16,13±2,49 15,83±2,48 252,50 0,789

11. Сверхавторитет родителей 15,57±2,17 15,61±2,43 243,00 0,633

12. Подавление агрессивности 16,13±2,49 15,39±2,46 258,50 0,894

13. Неудовлетворенность ролью хозяйки 15,57±2,17 15,61±2,43 219,50 0,318

14. Партнерские отношения 16,57±2,66 15,39±2,50 258,50 0,894

15. Развитие активности ребенка 15,48±2,73 15,35±2,84 197,50 0,136

16. Уклонение от конфликта 16,57±2,66 15,39±2,50 254,00 0,815

17. Безучастность мужа 15,48±2,73 15,35±2,84 254,00 0,815

18. Подавление сексуальности 16,57±2,66 15,39±2,50 197,50 0,136

19. Доминирование матери 15,48±2,73 12,09±1,88 90,00* 0,000

20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 16,57±2,63 16,83±2,71 245,00 0,665

21. Уравненные отношения 15,26±2,47 15,09±2,66 250,50 0,754

22. Стремление ускорить развитие ребенка 16,57±2,63 16,83±2,71 245,00 0,665

23. Несамостоятельность матери 16,35±2,23 12,39±2,52 73,00* 0,000

Сравнительный анализ средних значений показателей ролевых позиций в контрольной и экспериментальной группах указал на достоверность различий в уровнях выраженности по следующим шкалам: в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, «ощущение самопожертвования» (Хс .1=±15,57±2,17; X = 12,91±1,53; ср и .=89,00*;

ср 2 ' ' ' эмп ' '

р=0,000), «доминирование матери» (X =15,48±2,73; X =12,09±1,88;

ср 1 ср 2

иэмп.=90,00*; р=0,000), «несамостоятельность матери» (Хс .1=16,35±2,23; X =12,39±2,52; ср и .=73,00*;

ср 2 эмп

р=0,000) выявлен значимо высокий уровень (табл. 1). Таким образом, в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, доминируют мамы. Им в большей степени свойственны ощущение самопожертвования и зависимость от семьи. Они старается развивать активность детей и приучать их к самостоятель-

ности как можно раньше, чрезвычайно вмешиваясь в их дела, хотя в тоже время говорят об уравнительных отношениях в семье. Отцов характеризует недостаточная включенность в дела семьи.

оценивая родительско-дет-ские отношения в экспериментальной и контрольной группах, с точки зрения их оптимальности с использованием методики PARI (Е. С. Шевер и Р. К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет [11]), следует отметить, что все показатели соответствуют умеренному уровню значений. вместе с тем у мам детей с нарушением слуха, в сравнении с мамами нормальных детей, средние значения показателей «отношение к семейной роли» и «излишняя концентрация на ребенке» завышены, причем значимо выше по шкале «отношение к семейной роли» (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Средние значения и значимость различий показателей оптимальности родитель-ско-детских отношений в контрольной и экспериментальной группах (и-критерий

Манна-Уитни, р<0,05; U*

<U )

. кр/

№ п/п Наименование показателя Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) (ЭГ) - (КГ)

Х ± о ср. x Х ± о ср. x U эмп. P

1. Отношение к семейной роли 125,13±11,34 115,17±10,29 134,00* 0,004

2. Оптимальный эмоциональный контакт 63,74±6,27 61,74±7,37 212,50 0,251

3. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком 48,26±5,14 46,22±5,31 210,50 0,233

4. Излишняя концентрация на ребенке 130,35±14,35 126,43±13,62 220,50 0,333

Таким образом, особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, проявляются в заинтересованности делами и планами ребенка, в стремлении помочь ему и удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, в высокой оценке его интеллектуальных и творческих способностей, в поощрении инициативы и самостоятельности, в незначительной эмоциональной дистанции. Ролевые позиции мам, воспитывающих детей с нарушением слуха, характеризуются тем, что они в большей степени доминируют в семье, склонны к самопожертвованию и зависимы от семьи, пытаются оградить своих детей от проблем реального мира, тем самым, решая за них многие вопросы.

С целью исследования особенностей детско-родительских отношений и эмоциональной сферы в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, нами была использована проективная методика «Рисунок семьи» [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с полученными результатами, процесс рисования у слабослышащих детей вызвал положительные эмоции, выполнялся с большим желанием и бурным обсуждением. Рисунки выполнены в цвете, аккуратно и реалистично с соблюдением пропорций. Семьи изображены в полном составе. Это говорит о том, что семьи этих

детей дружные, то есть ребенок выражает положительные эмоциональные связи между всеми членами семьи. всех членов семей характеризует чувство общности, так как дети изображали их практически вплотную, не отдаляя друг от друга.

Особенности и нюансы эмоционального отношения слабослышащих детей к отдельным членам своей семьи, привязанности, тщательно скрываемая любовь, сомнения, тревоги как будто «закодированы» в цвете, которым разукрашен персонаж. Как правило, все, что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то из присутствующих на рисунке дети, обычно не догадываясь сами, «выпячивают» ярким, сочным цветом. И даже если ребенок не использует всю гамму красок, имеющихся у него, он все равно, желая того или нет, но выделяет хоть одним неординарным, бросающимся в глаза цветом. Об этом ярко свидетельствуют рисунки у 50% слабослышащих детей.

Процесс рисования у глухих детей вызвал отрицательные эмоции. Педагогу-психологу понадобилось более 10 минут на то, чтобы объяснить задание. Все дети выполнили задание без цветных карандашей, спрашивали, что рисовать и ждали одобрения. Четыре ребенка нарисовали себя. Все рисунки выпол-

нены неаккуратно, схематично, преимущественно в черно-белом исполнении. Члены семей изображены нереально большими или нереально маленькими или представлены одними лицами.

Незначительное количество рисунков глухих детей (20%) демонстрируют большую потребность детей в общении — в свои рисунки они добавляют родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя), вымышленных членов семьи. В большинстве случаев глухие дети не включали себя в рисунок (30%) или рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (70%). Причиной отсутствия автора на рисунке являются трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей. вместе с тем на рисунках у 40% глухих детей присутствуют только дети. Это может свидетельствовать о низкой степени привязанности ребенка к родителям или о наличии невидимого барьера между любящими людьми. Чаще всего этот барьер — черты характера родителя, отталкивающие от себя ребенка и заставляющие его придерживаться при общении определенной дистанции. У всех глухих детей на рисунках вся семья изображена в черно-белом цвете, что свидетельствует об эмоциональном неприятии ребенком того или иного родственника.

Выводы. Таким образом, исследование особенностей внутри-

семейных (супружеских, детско-родительских и родительско-дет-ских) отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, позволило выявить как общие, так и специфические особенности и сформулировать следующие выводы:

1. Независимо от степени нарушения слуха у детей, семьи, их воспитывающие, имеют полуфункциональный тип структуры, характеризующийся связанным уровнем семейной сплоченности и хаотичным уровнем семейной адаптации, и в этой связи является мишенью для коррекционной работы. Для супружеских отношений в таких семьях в меньшей степени характерны контроль ситуации, связанной с появлением в семье детей с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональная близость, гибкость в принятии решений и в организации досуга и свободного времени, в общении с друзьями; в большей степени — сконцентрированность на распределении семейных ролей, соблюдении дисциплины и на реализации семейных правил и норм.

2. Особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, проявляются в доминирующей позиции мам, их эмоциональной близости с детьми склонности к самопожерствованию и гиперопеке, к поощрению инициативы и самостоятельности детей, в высо-

кой оценке их интеллектуальных и творческих способностей.

3. Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих глухих детей, в основном воспринимаются детьми как разобщен-

ные. для самих детей характерны трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей, потребность в общении и защищенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинов Ю. А., Мордич Л. Н. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития // Вестник психосоциальной и коррекционно-реаби-литационной работы. 2001. № 1. С. 17.

2. Никишина В. Б. Деструктив-ность семейных отношений как фактор нарушений психического развития у детей // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 4 (37). С. 101-104.

3. Никишина В. Б. Социально-психологическая детерминация нарушений психического развития детей: дисс. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2004. 365 с.

4. Никишина В. Б., Мордич Л. Н. Программы психологической реабилитации детей с нарушениями умственного развития. Учеб. пособие. Курск: Курский государственный медицинский ун-т, 2003. 130 с.

5. Соколов А. Н. Социально-психологические проблемы родителей, имеющих детей с нарушением слуха. URL: http://www.emissia.org/ offline/2014/2186.htm (дата обращения: 09.06.2015).

6. Никитина Ю. В., Хохлова А. Ю. особенности детско-родительского взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с нарушениями слуха // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 67-83.

7. Соколов А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушенным слухом // два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. СПб.: Наука-Питер, 2006. С. 300-303.

8. Кардаш Я. А. Педагогическое взаимодействие коррекционного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха: дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 170 с.

9. Молчанова Л. Н., Ситникова А. В. особенности функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха // Коррекционно-педаго-гическое образование. 2015. № 3 (3). С. 16-27.

10. Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона). URL: http://psycabi.net/testy/297-oprosnik-shkala-semejnoj-adaptatsii-i-splochennosti-oprosnik-faces-3-test-d-kh-olsona (дата обращения: 12.06.2014).

11. Рудакова А. Ю. Комплект методик для психологической диагностики семей, находящихся в социально опасном положении. Смоленск, 2008. URL: http://cpms-smol.ru/spec-mp/80-kmpdsnsop (дата обращения: 12.06.2014).

REFERENCES

1. Blinov Yu. A., Mordich L. N. Main principles of psychological rehabilitation of children with a delay of mental development // The Bulletin of psychosocial and correctional and rehabilitation work. 2001. № 1. P. 17. (In Russ.).

2. Nikishina V. B. The destructiveness of family relations as a factor of mental development in children // Yaroslavsky Pedagogical Bulletin. 2003. № 4 (37). P. 101-104. (In Russ.).

3. Nikishina V. B. Socially-psychological determination of disturbances of children mental development. Doct. diss. Yaroslavl, 2004. 365 p. (In Russ.).

4. Nikishina V. B., Mordich L. N. Programs of psychological rehabilitation of children with infringements of intellectual development. The training manual. Kursk: Kursk State Medical University, 2003. 130 p. (In Russ.).

5. Sokolov A. N. Socio-psychological problems of parents of children with hearing impairment. Available at: http:// www.emissia.org/offline/2014/2186.htm (date of the address 09.06.2015).

6. Nikitina Yu. V., Khokhlova A. Yu. Features of parent-child interaction in families with children with hearing disabilities // Clinical and special Psychology. 2015, Vo. 4. № 2. P. 67-83. (In Russ.).

7. Sokolov A. N. Psychological and educational support to families with children with hearing // Two centuries of Russian Theory: Materials of the All-Russian congress of surdopedagog. St. Petersburg: Nauka-Piter Publ., 2006. P. 300-303. (In Russ.).

8. Kardash Ya. A. The pedagogical interaction of correctional establishment and family in rehabilitation of children with a hearing disorder. Kand diss. Ekaterinburg, 2005, 170 p. (In Russ.)

9. Molchanova L. N., Sitnikova A. V. Features of functioning of families with children with hearing disorders // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. № 3 (3). P. 16-27. (In Russ.).

10. Questionnaire the Scale of family adaptation and unity (Questionnaire FACES-3 / D. K. Olsona's Test). Available at: http://psycabi.net/ testy/297-oprosnik-shkala-semejnoj-adaptatsii-i-splochennosti-oprosnik-faces-3-test-d-kh-olsona (date of the address 12.06.2014).

11. Rudakova A. Yu. Complete set of techniques for psychological diagnostics of the families which are being socially dangerous position. Smolensk, 2008. Available at: http://cpms-smol.ru/spec-mp/80-kmpdsnsop (date of the address 06.12.2014).

Поступила в редакцию 22.12.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.