Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ БИЗНЕСА'

ВОПРОСЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАПРОСЫ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / СЕРТИФИЦИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко В.А., Гузенко Н.В., Дадаян Н.А.

Цель. Представленная статья направлена на выявление готовности бизнеса инвестировать в органическое сельскохозяйственное производство, представляющее собой перспективный развивающийся рынок. Структура/методология/подход. Отмечена приверженность бизнеса ценностным ориентирам устойчивого развития, что обусловлено потребительскими запросами и актуализирует интерес к предложению органического продовольствия. В основу методического аппарата исследования положена оценка сложившейся в мире и в России ситуации с наращиванием производства и реализации органической продукции, приростом сертифицированных земель и производств. Акцент сделан на валидации вовлеченности бизнеса в России в экологические изменения как шаге к готовности на инвестиционные вложения. Результаты. Уточнены объективные сложности с готовностью инвестировать в органическое производство в текущей ситуации, которые могут и должны быть нивелированы при поддержке экологически ориентированных проектов в сельском хозяйстве регионов. Обоснована целесообразность увеличения сертифицированных под производство органической продукции производств, так как данный рынок имеет шансы расти на 10-12 % и занять более 5 % от всего рынка сельскохозяйственной продукции. Практические последствия. В практическом плане речь идет о возможности расширения органического производства за счет поиска соинвесторов при поддержке региональных властей в регионах. Оригинальность/значение. Данное исследование позволяет сформулировать понимание текущей ситуации в части органического производства в мире и в России, определить направления необходимых изменений. Дает возможность оценивать текущую ситуацию и понимать необходимость вовлечения бизнеса при поддержке региональных властей в инвестирование в производство органической сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF ORGANIC AGRICULTURAL PRODUCTION FOR BUSINESS

The presented article is aimed at understanding the willingness of businesses to invest in organic agricultural production, which is a promising developing market. The commitment of business to the values of sustainable development was noted, which is due to consumer demands and actualizes interest in the offer of organic food. The methodological apparatus of the study is based on the assessment of the current situation in the world and in Russia with the increase in the production and sale of organic products, the increase in certified land and production. The emphasis is placed on the validation of the involvement of business in Russia in environmental changes as a step towards readiness for investment. Objective difficulties with the willingness to invest in organic production in the current situation, which can and should be leveled with the support of environmentally oriented projects in the agriculture of the regions, have been clarified. The expediency of increasing the production certified for the production of organic products is justified, since this market has a chance to grow by 10-12% and occupy more than 5% of the entire agricultural market. In practical terms, we are talking about the possibility of expanding organic production by searching for co-investors with the support of regional authorities in the regions. This study allows us to formulate an understanding of the current situation in terms of organic production in the world and in Russia, to determine the directions of necessary changes. It makes it possible to assess the current situation and understand the need to involve businesses with the support of regional authorities in investing in the production of organic agricultural products.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ БИЗНЕСА»

DOI 10.54220/finis.1991-0525.2023.78.1.010

Бондаренко В.А.,

д.э.н., доцент, зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: b14v@yandex.ru Гузенко Н.В.,

к.э.н., доцент кафедры коммерции и логистики РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: musamav@mail. ru Дадаян Н.А.,

доцент кафедры маркетинга и рекламы РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: narinedadayan@mail.ru

ВОПРОСЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ БИЗНЕСА

JEL classification: G31

Аннотация

Цель. Представленная статья направлена на выявление готовности бизнеса инвестировать в органическое сельскохозяйственное производство, представляющее собой перспективный развивающийся рынок.

Структура/методология/подход. Отмечена приверженность бизнеса ценностным ориентирам устойчивого развития, что обусловлено потребительскими запросами и актуализирует интерес к предложению органического продовольствия. В основу методического аппарата исследования положена оценка сложившейся в мире и в России ситуации с наращиванием производства и реализации органической продукции, приростом сертифицированных земель и производств. Акцент сделан на ва-лидации вовлеченности бизнеса в России в экологические изменения как шаге к готовности на инвестиционные вложения.

Результаты. Уточнены объективные сложности с готовностью инвестировать в органическое производство в текущей ситуации, которые могут и долж-

ны быть нивелированы при поддержке экологически ориентированных проектов в сельском хозяйстве регионов. Обоснована целесообразность увеличения сертифицированных под производство органической продукции производств, так как данный рынок имеет шансы расти на 10-12 % и занять более 5 % от всего рынка сельскохозяйственной продукции.

Практические последствия. В практическом плане речь идет о возможности расширения органического производства за счет поиска соинвесторов при поддержке региональных властей в регионах.

Оригинальность/значение. Данное исследование позволяет сформулировать понимание текущей ситуации в части органического производства в мире и в России, определить направления необходимых изменений. Дает возможность оценивать текущую ситуацию и понимать необходимость вовлечения бизнеса при поддержке региональных властей в инвестирование в производство органической сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: органическая продукция, потребительские запросы, инвестирование, сертифицированное производство.

V.A. Bondarenko, N. V. Guzenko, N.A. Dadayan

ISSUES OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF ORGANIC AGRICULTURAL

PRODUCTION FOR BUSINESS

Annotation

The presented article is aimed at understanding the willingness of businesses to invest in organic agricultural production, which is a promising developing market.

The commitment of business to the values of sustainable development was noted, which is due to consumer demands and actualizes interest in the offer of organic food. The methodological apparatus of the study is based on the assessment of the current situation in the world and in Russia with the increase in the production and sale of organic products, the increase in certified land and

production. The emphasis is placed on the validation of the involvement of business in Russia in environmental changes as a step towards readiness for investment.

Objective difficulties with the willingness to invest in organic production in the current situation, which can and should be leveled with the support of environmentally oriented projects in the agriculture of the regions, have been clarified. The expediency of increasing the production certified for the production of organic products is justified, since this market has a chance to grow by 1012% and occupy more than 5% of the entire agricultural market.

In practical terms, we are talking about the possibility of expanding organic production by searching for co-investors with the support of regional authorities in the regions.

This study allows us to formulate an understanding of the current situation in terms of organic production in the world and in Russia, to determine the directions of necessary changes. It makes it possible to assess the current situation and understand the need to involve businesses with the support of regional authorities in investing in the production of organic agricultural products.

Keywords: organic products, consumer needs, investment, certified production.

Введение

Сельскохозяйственное производство, несмотря на его высокую востребованность, поскольку продовольствие относится к категории необходимых социуму товаров, было и остается высокорисковым видом ведения деловой активности. В современных условиях хозяйствования общество развивается в ситуации приверженности принципам устойчивого развития, что зримо проявляется в рамках как публичного декларирования соответствия ценностным установкам устойчивости, так и сбора и обнародования соответствующих статистических показателей на международном, национальном и региональном уровнях [2, 4, 17]. Данное обстоятельство актуализирует вопрос о развитии органического сельскохозяйственного производства и готовности бизнеса инвестировать в него.

Потребители, как и общество в целом, предъявляют выраженный запрос на

приверженность товаропроизводителей принципам устойчивости, что подразумевает экологическую ориентацию производства. Например, глобальный опрос, проведенный в различных странах мира в период пандемии COVГО-19, продемонстрировал готовность граждан полностью отказаться от потребления товаров определенной фирмы в случае отсутствия у компании, производящей их, экологической ориентации в бизнес-процессах [19]. Необходимость соответствия предъявляемым запросам приводит к опубликованию нефинансовой отчетности, показывающей общественности социальную и экологическую ответственность бизнеса. Этот тренд становится характерным и для России, где в 2021 г. такие отчеты представили 197 компаний по сравнению с одной в 2001 г. [16].

Явной тенденцией становится то, что товаропроизводители для упрочнения собственной конкурентоспособности на развиваемом рынке демонстрируют такие характеристики своего бизнеса, благодаря которым его можно идентифицировать как ответственный, экологический ориентированный [11]. Указанные обстоятельства вызывают интерес с позиции понимания готовности бизнеса развиваться в направлении органического сельскохозяйственного производства и, соответственно, инвестировать в него.

Материалы и методы

Проблематику готовности бизнеса инвестировать в производство органической продукции мы исследуем, опираясь на оценку ситуации в мире на органическом рынке, а также на динамику сертифицированных производств в России и понимание вовлеченности российских компаний в экологические изменения (траты на данные нужды) на основе результатов соответствующих эмпирических исследований. Мы опирались на материалы профильных отчетов о потреблении органической продукции, сертификации земель и производителей в мире [8], потребительских предпочтениях [19] и сертификации органических производств в России [13]. Были использованы такие методы, как поиск данных, анализ и синтез представленной информации для формулирования научно обоснованных выводов.

Обсуждение

Специалисты, например Никитина З. и Ушачев И., подчеркивают, что решения в части экологической и социальной ответственности производителей, такие как исключение синтетических удобрений, добавок, регуляторов роста, генной инженерии и т.д., привлекающие потребителей и благожелательно влияющие на восприятие обществом произведенной продукции, требуют дополнительных расходов и повышают возможные риски неуспеха [7, 15]. Именно поэтому актуализированы подходы к мониторингу и оценке эффективности инвестиционных проектов при производстве органики [9].

Ряд исследователей (например, Тарасов А.) полагает, что приоритеты для повышения инвестиционной привлекательности должно определять государство [14]. Схожей точки зрения придерживается Сер-гачев А., который полагает необходимым развитие предпринимательства в сегменте

органического сельского хозяйства при поддержке властями соответствующих инициатив и повышение качества жизни на селе, что будет способствовать увеличению инвестиций [12].

Авторы в целом согласны в приведенной точкой зрения, однако полагают, что для понимания готовности бизнеса инвестировать в органическое сельское хозяйство необходимо проанализировать основные тренды, связанные и приростом площадей, выделяемых под органику, активностью сертификации соответствующих хозяйств и динамикой розничных продаж, наряду с уточнением настроений в части экологической ориентации представителей бизнеса.

Результаты

Изменение земельных площадей, задействованных в органическом земледелии, а также динамика продаж органической продукции в мире приведены на рисунке 1.

80

60

40

20

129

97

-72

59,1

I I

ВЯП1Г11111

ГП111Н11

2001 год 2003 год 2005 год 2007 год 2009 год 2011 год 2012 год 2015 год 2017 год 2019 год площадь органических земель, млн га

розничная продажа органических продуктов, млрд долл США

0

Рисунок 1 - Динамика площади органических земель и розничных продаж органических продуктов в мире в 2001-2019 гг. [8]

Согласно приведенным данным можно отметить, что с 2001 по 2019 г. заметен прирост площади земель, занятых под органическое земледелие, а именно вовлеченная площадь увеличилась более чем в 6 раз. Также за указанный период также виден прирост розничных продаж органической продукции более чем в 4 раза. В такой ситуации готовность инвестировать в указанный сегмент деловой активности представляется нам оправданной, тем более что, согласно прогнозам специалистов, анализирующим данную сферу, рынок органического продовольствия к

2025 г. будет составлять порядка 5 % от всей сельскохозяйственной продукции, а его положительная динамика будет проявляться в диапазоне от 10 до 12 % [19].

Однако, полагаем, что в текущей ситуации зарубежные страны в большей степени вовлечены в инвестирование в органическое сельскохозяйственное производство, поскольку у них отмечается спрос на органику, превышающий таковой в России. Этот тезис можно проиллюстрировать с помощью демонстрации трат на органическое потребление государств, лидирующих в указанном направлении (рис. 2).

Рисунок 2 - Государства, лидирующие по потреблению органической продукции в 2019 г.,

млн евро [19]

Как видим, среди стран, активно потребляющих органическое продовольствие, на первом месте находится США. Кроме стран Европы и США в данном списке находится Китай. Лидирующие запросы на органическое продовольствие в США обусловливают масштабные инвестиции в реализацию соответствующих проектов. Так, например, «в 2020 году инвестиции в грибные фермы достигли рекордной отметки в 100 млн долл.», и такой проект планируется к масштабированию по всей стране [5].

Однако с точки зрения потребления на душу населения в Дании самая высокая доля рынка органической продукции. В

Швейцарии и Дании потребители больше всего трат в сравнении с другими странами осуществляют на приобщение к органической продукции (рис. 3) [19].

В рамках принятых и реализуемых приоритетов «Единой аграрной политики к 2030 году в странах ЕС 50 % земель сельскохозяйственного назначения должно управляться в соответствии с органическими принципами здоровья, экологии, справедливости» [10], что предполагает инвестиции на их освоение в таком ключе.

В России пока характерной для рынка органического продовольствия является импортная составляющая (рис. 4).

Рисунок 3 - Государства, лидирующие по потреблению органической продукции

на душу населения в 2019 г., евро [19]

Отмечается прирост и российского производства, но импорт в органическом сегменте продолжает доминировать. В качестве положительного тренда, свидетель-

Как видим, площадь сертифицированных земель под производство органической продукции за анализируемый период выросла более чем в 9 раз.

Согласно указанной статистике отметим, что порядка 130 компаний в России имеют сертификацию, необходимую для производства органической продукции, у 60 производителей отечественная серти-

ствующего об интересе бизнеса к производству органической продукции, выступает прирост сертифицированных под органическое производство земель (рис. 5).

фикация, остальные имеют международные сертификаты [13].

Однако бизнес в регионах, несмотря на перспективность рынка органического продовольствия, не всегда готов к расходам на экологическую составляющую даже при поддержке региональными властями подобных решений [6]. Считаем, что в данном контексте властям в регионах целе-

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

155

158

116

1

140

144

I

« I

4! 4 1 !

2012 год 2014 год 2016 год 2018 год

■ российское производство ^импорт

2020 год

Рисунок 4 - Динамика органического рынка в России, млн евро [8]

сообразно привлекать соинвесторов для инициатив местных и/или сторонних предпринимателей в органическом сельхозтоваро-

производстве. Кроме того, инвестиции нужны для получения сертификации производств.

450

длп 400 392 370

350

зпп 300 289,89 1

250 245,85 1

7ПП 200 1

1 ЦП 150 146,25 1

1 пп 100 1

50 0 44,02 1

1

2010 год 2012 год 2014 год 2016 год 2018 год 2020 год

Рисунок 5 - Динамика площади земли, сертифицированной под производство органической продукции в России в 2010-2020 гг., тыс. га [8]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаем, что определенное представление о готовности инвестировать в производство органической продукции можно составить на основе информации, полученной по результатам эмпирического исследования,

демонстрирующей вовлеченность российского бизнеса в «зеленую» повестку [3].

Прояснить ситуацию также может анализ ответа на вопрос о расходах в компании на экологические нужды и знании сотрудников об этом (рис. 6).

50,00% 40,00% 30,00%% 20,00% 10,00% 0,00%

36,80%

15,80%

есть расходы на нет расходов на не знаю

экологизацию экологизацию

Рисунок 6 - Мнения респондентов относительно расходов на экологизацию в компании, % [3]

Более 47 % ответивших подчеркнули, что в их компаниях нет расходов на экологизацию бизнеса, а почти 16 % не знают о таких расходах, что свидетельствует о том, что даже если такие расходы в компании есть, то сотрудники о них не осведомляются. Это означает, что вовлеченность в экологизацию бизнеса в настоящее время представляется недостаточной. Данный критерий необходимо корректировать для развития указанного перспективного направления.

Полагаем, что интерес бизнеса к «зеленой» повестке [ 1] будет возрастать, а это

будет способствовать готовности инвестировать в органическое сельское хозяйство в России. Сейчас долевое участие и занимаемое российским бизнесом место в мировом сегменте органического производства не соответствуют статусу РФ как одного из лидеров сельскохозяйственного производства, поскольку, как отмечалось ранее, доля импорта в удовлетворении потребности в органической продукции остается высокой. Данная ситуация нуждается в корректировке, что определяет готовность бизнеса к инвестициям, чего можно и нужно достигнуть при поддержке регио-

нальными властями таких предпринимательских инициатив.

Заключение

В текущей ситуации можно заключить, что запрос потребителей на экологическую ориентацию компаний в мире и в России актуализирует следование принципам ESG и экологическую трансформацию бизнеса. Востребованность продукции и перспективы развития органического рынка создают условия для вовлечения в органическое сельскохозяйственное производство и сертификацию земли и производств. Так, прогнозируемый рост рынка органического продовольствия на 10-12 % в год и увеличение его доли в общем объеме сельскохозяйственного производства делают его привлекательным для производителей в России. Это опосредует необходимость привлечения инвестиций в указанную сферу

Готовность к инвестициям в органическое производство в текущей перспективе для российского бизнеса в настоящий период недостаточная. Полагаем, что изменению ситуации может способствовать поддержка со стороны региональных властей в части поиска соинвесторов, а также оказания сопровождения проектов по производству органического продовольствия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаренко В.А., Ефременко И.Н., Гузенко Н.В. Вопросы теоретического обоснования становления «зеленой» экономики и ее перспективы для России // Финансовые исследования. - 2019. - № 2 (63). -С. 23-31.

2. Данные по показателям ЦУР. -URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/data (дата обращения: 15.12.2022).

3. Зинцова М.В., Зюлина П.В. Экологизация как конкурентное преимущество при выходе компании на внешний рынок // Российский внешнеэкономический вестник. - 2021. - № 8. - С. 47-61. - DOI: 10.24412/2072-8042-2021 -8-47-61.

4. Исаева Е.А., Иванченко Н.Н., Пастухова В.Р., Расташанская С.В., Васильева О.В., Плуталова Т.В., Михайлова С.А., Потапова Е.В. Ростовская область -движение к целям устойчивого развития: информ.-анал. мат. / Ростовстат. - Ростов н/Д, 2019. - 202 с.

5. Как производитель редких органических грибов из Бруклина захватил рынок США. - URL: https://www.forbes.ru/ svoi-biznes/443109-kak-proizvoditel-redkih-organiceskih-gribov-iz-bruklina-zahvatil-ry nok-ssa?ysclid=lboyth3qof268026830 (дата обращения: 10.12.2022).

6. Мирзеханова З.Г. Экологические аспекты современного развития дальневосточных регионов в формате модели «зеленой экономики» // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16. -Вып. 6. - С. 1082-1096.

7. Никитина З.В. Организация экологического сельскохозяйственного производства в условиях региона: монография. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 2007. - 160 с.

8. Органический рынок в мире и России. - 2021. - URL: https://rosorganic.ru/ files/Анализ органического рынка 2021 npdf?ysclid=lcyv9zon9m891488215 (дата обращения: 10.12.2022).

9. Пешкова А.В. Оценка эффективности инвестиционных проектов производства органической продукции // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». - 2012. -№ 5 (56). - С. 82-85.

10. Полушкина Т.М. Состояние и тенденции развития органического сельского хозяйства в странах Европы // Региональная экономика и управление. - 2017. -№ 1 (49). - URL: https://eee-region.ru/ article/4906/?ysclid=lbozwb9hhd677045712 (дата обращения: 10.12.2022).

11. Рынок экологически чистых продуктов в России. Проблемы и перспективы развития / О.Е. Рущицкая, К.В. Носкова, А.В. Фетисова, С.А. Желвис // Московский экономический журнал. - 2019. - № 4. -С. 33. - DOI: 10.24411/2413-046X-2019-14031.

12. Сергачев А.А. Комплексный подход к решению вопросов инвестирования в органическое сельское хозяйство // Вестник аграрной науки. - 2020. - № 1 (82). -С. 130-134. - DOI: 10.15217/issn2587-666X.2020.1.130.

13. Сертифицированные сельхозпроизводители органической продукции. -URL: https://rosorganic.ru/files/Perechen%20 sx%20proizvoditeley.pdf (дата обращения: 10.12.2022).

14.Тарасов А.С. Развитие органического сельского хозяйства: контроль качества и стратегические приоритеты // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2018. - № 4-2 (30). - С. 91-98.

15. Ушачёв И.Г., Папцов А., Тарасов В. Производство органического продовольствия: мировой опыт и перспективы российского рынка // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 9. - С. 3-9.

16. Феоктистова Е. Раскрытие ESG-информации в российской практике: ценность, стандарты, вызовы и рекомендации. -URL: https://amr.ru/upload/iblock/8f0/8f0b59a2 84a7d8d823be3c8e082edafd.pdf?ysclid=lbjhg0h e7e159915038 (дата обращения: 10.12.2022).

17. Цели в области устойчивого развития. - URL: https://www.un.org/sustainabl edevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 15.12.2022).

18. Edelman Trust Barometer Brands and the Coronavirus Pandemic в 2020 г. -URL: https://www.edelman.com/research/co vid-19-brand-trust-report (дата обращения: 10.12.2022).

19. The World of Organic Agriculture 2021. - URL: https://www.organic-world. net/yearbook/yearbook-2021.html (дата обращения: 10.12.2022).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Bondarenko V.A., Efremenko I.N., Guzenko N.V. Issues of theoretical justification of green economy formation and its prospects for Russia // Financial Research. -2019. - № 2 (63). - С. 23-31.

2. Data on SDG indicators. - URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/data (date of access: 15.12.2022).

3. Zintsova M.V., Zyulina P.V. Greening as a competitive advantage when a company enters a foreign market // Russian Foreign Trade Bulletin. - 2021. - № 8. - Р. 47-61. -DOI: 10.24412/2072-8042-2021 -8-47-61.

4. Isaeva E.A., Ivanchenko N.N., Pas-tukhova V.R., Rastashanskaya S.V., Vasi-lyeva O.V., Plutalova T.V., Mikhailova S.A.,

Potapova E.V. Rostov Oblast - movement towards sustainable development goals: In-form.-anal.mat. / Rostovstat. - Rostov n/D,

2019. - 202 p.

5. How a producer of rare organic mushrooms from Brooklyn took over the US market. - URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/443109-kak-proizvoditel-redkih-orga niceskih-gribov-iz-bruklina-zahvatil-rynok-ssa?ysclid=lboyth3qof268026830 (date of access: 10.12.2022).

6. Mirzekhanova Z.G. Ecological aspects of modern development of Far Eastern regions in the format of 'green economy' model // Regional Economy: Theory and Practice. - 2018. - Vol. 16. - Issue 6. -P. 1082-1096.

7. Nikitina Z.V. Organization of ecological agricultural production in the conditions of the region: monograph. - SPb.: Publishing House of the St. Petersburg University of Economics and Finance, 2007. - 160 p.

8. Organic Market in the World and Russia. - 2021. - URL: [https://rosorganic.ru/ files/AHa^H3opraHHHecKoropwHKa2021 r.pdf? ysclid=lcyv9zon9m891488215 (date of access: 10.12.2022).

9. Peshkova A.V. Assessment of the effectiveness of investment projects of organic production // Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Agro-Engineering University named after V.P. Goryachkin». -2012. - № 5 (56). - P. 82-85.

10. Polushkina T.M. State and trends of organic agriculture development in European countries // Regional Economy and Management. - 2017. - № 1 (49). - URL: https://eee-region.ru/article/4906/?ysclid=lbozwb9hhd67 7045712 (date of access: 10.12.2022).

11. The market of ecologically clean products in Russia. Problems and prospects for development / O.E. Ruschitskaya, K.V. Noskova, A.V. Fetisova, S.A. Zhelvis // Moscow Economic Journal. -2019. - № 4. -P. 33. - DOI: 10.24411/2413-046X-2019-14031.

12. Sergachev A.A. Complex approach to solving the issues of investment in organic agriculture // Bulletin of Agrarian Science. -

2020. - № 1 (82). - P. 130-134. - DOI: 10.15217/issn2587-666X.2020.1.130.

13. Certified Organic Agricultural Producers. - URL: https://rosorganic.ru/files/Pe rechen%20sx%20proizvoditeley.pdf (date of access: 10.12.2022).

14. Tarasov A.S. Development of organic agriculture: quality control and strategic priorities // Bulletin of the Don State Agrarian University. - 2018. - № 4-2 (30). - P. 91-98.

15. Ushachev I.G., Paptsov A., Tarasov V. Production of organic food: world experience and prospects of the Russian market // APK: Economics, Management. - 2009. -№ 9. - P. 3-9.

16. Feoktistova E. Disclosure of ESG information in Russian practice: value, standards, challenges and recommendations. -

URL: https://amr.ru/upload/iblock/8f0/8f0b59 a284a7d8d823be3c8e082edafd.pdf?ysclid=lbj hg0he7e 159915038 (date of access: 10.12.2022).

17. Sustainable Development Goals. -URL: https://www.un.org/sustainabledevelop ment/ru/sustainable-development-goals/ (date of access: 15.12.2022).

18. Edelman Trust Barometer Brands and the Coronavirus Pandemic in 2020. -URL: https://www.edelman.com/research/co vid-19-brand-trust-report (date of access: 10.12.2022).

19. The World of Organic Agriculture 2021. - URL: https://www.organic-world. net/yearbook/yearbook-2021.html (date of access: 10.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.