Научная статья на тему 'Стратегический анализ тенденций развития отечественного и мирового рынка органической продукции'

Стратегический анализ тенденций развития отечественного и мирового рынка органической продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
органическое сельское хозяйство / рынок органической продукции / эффективность производства / organic agriculture / organic market / production efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телегина Ж. А., Бабанская А. С., Тикунова А. С., Минаева В. М.

В условиях ужесточения санкций в отношении России одной из приоритетных целей повышения конкурентоспособности и рыночной устойчивости отечественной экономики является ускоренное развитие органического сельского хозяйства. Для ее достижения необходимо обосновать перспективные направления развития органического сельского хозяйства с учетом мирового опыта и анализа эффективности деятельности отечественных производителей органической продукции, оценки потенциала развития органического рынка. Объектом исследования послужили рынок органической продукции и сертифицированные производители органической продукции в России. Обоснованы предпосылки и рассмотрены стратегические направления развития отечественного органического производства, охарактеризована динамика базовых показателей рынка органической продукции в России за 2010-2022 гг., проведен сравнительный анализ эффективности деятельности сертифицированных производителей органической продукции. Это позволило оценить состояние и потенциал развития рынка органической продукции, а также обосновать перспективы его развития. В качестве мер стимулирования развития органического производства предложено маркетинговое позиционирование и информирование потребителей о преимуществах органической продукции, перспективных направлениях дифференциации инструментов инвестиционной и государственной поддержки. Результаты исследования могут быть использованы сельскохозяйственными организациями при переходе к органическому сельскому хозяйству, органами местного самоуправления – для целей обоснования государственной поддержки производителей органической продукции, усиления интеграции экологических интересов государства в отраслевой политике, развития рынка органической продукции в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Analysis of Development Trends of the Russian and WorldOrganic Products Market

In the context of tougher sanctions against Russia, one of the priority goals of increasing the competitiveness and market stability of the domestic economy is the accelerated development of organic agriculture. To achieve it, it is necessary to substantiate promising directions for the development of organic agriculture in Russia, taking world experience and analysis of the efficiency of domestic organic producers into account, and assessing the potential for the development of the organic market. The object of the study was the organic market and certified organic producers in Russia. The prerequisites were substantiated and strategic guidelines for the development of domestic organic production were considered, the dynamics of the basic indicators of the organic products market in Russia for 2010-2022 was characterized, a comparative analysis of the performance of certified organic producers was carried out. This made it possible to assess the state and development potential of the organic products market, as well as to justify the prospects for its development. As measures to stimulate the development of organic production, marketing positioning and informing consumers about the advantages of organic products, promising areas of differentiation of investment and state support instruments are proposed. The results of the study can be used by agricultural organizations in the transition to organic agriculture, local authorities for the purpose of justifying state support for organic producers, strengthening the integration of environmental interests of the state into sectoral policies and developing the organic market in the regions.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ тенденций развития отечественного и мирового рынка органической продукции»

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2023.1(46).42-50 УДК 338.433:355.242.2 JEL D61, G14, Q56, Q57

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И МИРОВОГО РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Ж.А. Телегина, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия А.С. Бабанская, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия

A.С. Тикунова, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия

B.М. Минаева, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия

Аннотация. В условиях ужесточения санкций в отношении России одной из приоритетных целей повышения конкурентоспособности и рыночной устойчивости отечественной экономики является ускоренное развитие органического сельского хозяйства. Для ее достижения необходимо обосновать перспективные направления развития органического сельского хозяйства с учетом мирового опыта и анализа эффективности деятельности отечественных производителей органической продукции, оценки потенциала развития органического рынка. Объектом исследования послужили рынок органической продукции и сертифицированные производители органической продукции в России. Обоснованы предпосылки и рассмотрены стратегические направления развития отечественного органического производства, охарактеризована динамика базовых показателей рынка органической продукции в России за 2010-2022 гг., проведен сравнительный анализ эффективности деятельности сертифицированных производителей органической продукции. Это позволило оценить состояние и потенциал развития рынка органической продукции, а также обосновать перспективы его развития. В качестве мер стимулирования развития органического производства предложено маркетинговое позиционирование и информирование потребителей о преимуществах органической продукции, перспективных направлениях дифференциации инструментов инвестиционной и государственной поддержки. Результаты исследования могут быть использованы сельскохозяйственными организациями при переходе к органическому сельскому хозяйству, органами местного самоуправления - для целей обоснования государственной поддержки производителей органической продукции, усиления интеграции экологических интересов государства в отраслевой политике, развития рынка органической продукции в регионах.

Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, рынок органической продукции, эффективность производства

Для цитирования: Телегина Ж.А., Бабанская А.С., Тикунова А.С., Минаева В.М. Стратегический анализ тенденций развития отечественного и мирового рынка органической продукции // ВЕ1\^!СШМ. 2023. № 1(46). С. 42-50. ЭО!: 10.34680/ВЕ1\^!СШМ.2023.1(46).42-50

ORIGINAL PAPER

STRATEGIC ANALYSIS OF DEVELOPMENT TRENDS OF THE RUSSIAN AND WORLD ORGANIC PRODUCTS MARKET

Z.A. Telegina, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia A.S. Babanskaya, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia A.S. Tikunova, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia V.M. Minaeva, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia

Abstract. In the context of tougher sanctions against Russia, one of the priority goals of increasing the competitiveness and market stability of the domestic economy is the accelerated development of organic agriculture. To achieve it, it is necessary to substantiate promising directions for the development of organic agriculture in Russia, taking world experience and analysis of the efficiency of domestic organic producers into account, and assessing the potential for the development of the organic market. The object of the study was the organic market and certified organic producers in Russia. The prerequisites were substantiated and strategic guidelines for the development of domestic organic production were considered, the dynamics of the basic indicators of the organic products market in Russia for 2010-2022 was characterized, a comparative analysis of the performance of certified organic producers was carried out. This made it possible to assess the state and development potential of the organic products market, as well as to justify the prospects for its development. As measures to stimulate the development of organic production, marketing positioning and informing consumers about the advantages of organic products, promising areas of differentiation of investment and state support instruments are proposed. The results of the study can be used by agricultural organizations in the transition to organic agriculture, local authorities for the purpose of justifying state support for organic producers, strengthening the integration of environmental interests of the state into sectoral policies and developing the organic market in the regions.

Keywords: organic agriculture, organic market, production efficiency

For citation: Telegina Z.A., Babanskaya A.S., Tikunova A.S., Minaeva V.M. Strategic Analysis of Development Trends of the Russian and World Organic Products Market // BENEFICIUM. 2023. Vol. 1(46). Pp. 42-50. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2023.1(46).42-50

Введение

В условиях усиления глобализации мировой экономики стал очевидным тот факт, что развитие сельскохозяйственного производства за счет эффективных средств и процессов, представляющих собой использование исключительно химических пестицидов и синтетических минеральных удобрений, достигло своих пределов [1]. В экономически развитых странах ответной реакцией на чрезмерное использование химических веществ транснациональными компаниями в сельском хозяйстве стало появление органического производства. С 1950-х гг. фермеры впервые в качестве пилотных проектов разработали, протестировали и поделились методами производства органической продукции. Они кодифицировали набор приоритетов в новаторской передовой системе управления сельским хозяйством, учитывающей множество общественных ценностей. Постепенно создавались нишевые рынки, обычно основанные на взаимовыгодном сотрудничестве (формальная сертификация началась только в 1960-70-х гг.) с использованием инновационных стратегий прямого маркетинга, таких как схемы «продуктовых корзин», интегрированных каналов продаж [2]. В течение многих лет предложение органической продукции было ограничено по ассортименту и представлено на продовольственном рынке России преимущественно личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Теперь задача расширения предложения становится намного проще с развитием сети специализированных продовольственных магазинов и органического пространства в супермаркетах, по крайней мере, в промышленно развитых странах. Глобальные направления по развитию рынка органической продукции получили распространение с конца XX века на всех континентах, поскольку органическое сельское хозяйство считается эффективным вариантом развития сельских районов.

В Российской Федерации рынок органической продукции находится в стадии своего начального развития. Органическая продукция вызывает определенный интерес у потребителей, рождая спрос на указанную категорию продуктов. Это объясняется повышением интереса населения к безопасности продуктов питания, поддержке и восстановлению уровня здоровья на основе употребления натуральной продукции. Указанная тенденция также обусловлена сужением ассортимента реализуемых продуктов, ввиду действия повышенных санкций в отношении России. Выбранный для исследования рынок органической продукции России обладает предпосылками активного роста и развития в силу естественного сохранения плодородия почвы (ограниченное внесение гербицидов и химических удобрений в течение последних 30 лет).

Цель исследования: на основе стратегического анализа тенденций развития отечественного и мирового рынка органической продукции сельского хозяйства дать оценку возможных перспектив, эффективности и условий (для) развития данного рынка в России. Задачи исследования: провести обзор литературы, рассмотрев мировой и отечественный опыт развития органического сельского хозяйства, выявить тенденции и стратегические направления развития рынка органической продукции, выполнить сравнительный анализ эффективности развития органического сельского хозяйства и оценить потенциал роста рынка органической продукции, предложить направления развития органического сельского хозяй-

ства в России.

Согласно данным ежегодного отчета Международной федерации движений экологического сельского хозяйства (International Federation of Organic Agriculture Movements, IFOAM), в мире органическое производство практикуют 178 стран, из которых собственная нормативно-правовая база по регулированию рынка органической продукции сформирована в 87 странах [1]. Российская Федерация пополнила список государств, развивающих органический сектор аграрного производства, путем формирования законодательной базы для обеспечения функционирования национального рынка органической продукции в виде Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 280-ФЗ1. Кроме того, для закрепления качественных параметров оценки органической продукции на основе национальных стандартов был принят ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реа-лизации»2. В результате была юридически оформлена и закреплена правовая платформа для стимулирования и активизации развития производства органической продукции в России.

Согласно последним официальным данным, в мире насчитывается 2.7 млн. производителей органической продукции, объем рынка органической продукции с 2000 г. увеличился в пять раз и составляет 89.7 млрд. долл. США. При этом рынок органической продукции России характеризуется расширенным ростом, несмотря на воздействие мирового кризиса [1]. Однако его объемы еще весьма незначительны в мировом масштабе, что обуславливает необходимость поиска эффективных направлений его развития. В этой связи определенный интерес вызывает опыт развития рынка органической продукции в азиатских и южноамериканских государствах, характеризующихся высокоинтенсивным развитием органического сельского хозяйства.

Так, например, A. Das, M. Rahman, P. Mitra и др., исследуя возможности органического сельского хозяйства в странах Южной Азии, признали его значительный вклад в обеспечение продовольственной и водной безопасности. Они выявили огромный потенциал развития органического сельского хозяйства азиатских стран, что будет способствовать росту экологической устойчивости местности [3].

О.А. Ткачук, Е.В. Ефремова, С.В. Богомазов и др. исследовали основные трудности, с которыми сталкиваются отечественные производители органической продукции. В своих работах они отмечают слабую информированность покупателей о преимуществах органической продукции, высокую стоимость органических продуктов, что делает их не конкурентоспособными на большей части территории России. Поэтому платежеспособный

1 Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 280-ФЗ (2018). КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/ (дата обращения 26.11.2022).

2 ГОСТ 33980-2016. Межгосударственный стандарт продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2016 г. № 1744-ст: дата введения 01.01.2018. (2018). Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200141713 (дата обращения 26.11.2022).

спрос на органическую продукцию формируется преимущественно в крупных городах с потенциально более высокими, относительно общероссийского уровня, реальными доходами населения. Использование производителями неорганической продукции гринвошинга (псевдомаркировки) вводит в заблуждение и подрывает доверие потребителей органической продукции. Отмеченные трудности существенно сдерживают развитие отечественного рынка органической продукции [4].

А.С. Щербаковой были сформулированы основные факторы и условия, которые создают препятствия для быстрого развития российского органического сельского хозяйства. Среди основных стоит отметить [5]:

• организационные-правовые проблемы (отсутствие целевых программ развития, недостаточный уровень государственной поддержки, ограниченность органов контроля в сфере производства и сбыта органической продукции);

• экономические проблемы (низкая конкурентоспособность органической продукции, ее высокая себестоимость при недостаточной рентабельности производства, слаборазвитая логистика и сбыт органической продукции);

• социально-демографические проблемы (низкие среднедушевые доходы населения при высокой цене реализации органической продукции, незначительное число квалифицированных специалистов в области органического сельского хозяйства).

Президент Экономического общества Республики Татарстан В.В. Хоменко отметил следующее: «Важно, что в каждом регионе России должны быть, наряду с субфедеральными законами, разработаны и реализованы рабочие программы по развитию органического сельского хозяйства. В них в числе прочих позиций должна быть определена на первом переходном этапе необходимая государственная поддержка на уровне, достаточном для обеспечения конкурентоспособности органической продукции, произведенной на основе интенсивных технологий» [6]. Также российские ученые обращают внимание на необходимость использования современных информационных технологий, что значительно повышает эффективность бизнес-процессов с учетом мировой практики [6, 7].

Исследователи экономики сельского хозяйства Индии A. Reddy, I. Melts и др. считают, что рентабельность органического сельского хозяйства зависит от местоположения организаций [8]. Следовательно, необходимо определить и расставить приоритеты по месту размещения органического производства для насыщения рынков сбыта с учетом минимальных транзакционных издержек. Многие авторы отмечают влияние эффекта масштаба на эффективность производства органической продукции, когда более успешно функционирует крупное производство, сосредоточенное в областях и регионах, приближенных к рынкам сбыта [8, 9]. Стоит упомянуть, что после первого и второго урожайного года при производстве органической продукции некоторые фермеры Индии прекратили производство органической продукции из-за сокращения субсидий от правительства. Таким образом, мировая практика доказывает, что для эффективного развития органического сельского хозяйства требуется регулярная государственная поддержка, особенно в течение первых трех лет с момента перехода организации на производство органической продукции. Для по-

вышения конкурентоспособности органической продукции необходимо ее маркетинговое позиционирование (отдельные магазины, прилавки сертифицированных органических продуктов) и сертификация в режиме частно-государственного партнерства.

A. Ferreira, L. de Oliveira и E. Talamini при сравнении экономической отдачи на 1 га посевов производителей органической продукции растениеводства и традиционной (неорганической) продукции в Бразилии отмечают высокий финансовый потенциал органического производства (более высокие доходы, прибыль и рентабельность в расчете на 1 га). Авторы пришли к выводу, что органическое растениеводство обеспечивает более высокую экономическую, экологическую и социальную отдачу на единицу земельных угодий несмотря на то, что для него используется только 0.5% площади сельскохозяйственных угодий Бразилии [10].

В то же время A.N. Ezeh, J.O. Enyigwe, P.N. Egwu и др. сделали следующие выводы [11]:

1) для повышения конкурентоспособности органического производства правительство должно мотивировать фермеров посредством предоставления налоговых льгот и субсидий, среди прочего, инвестировать в создание площадок для компостирования, поскольку фермеры практикуют использование сложного навоза;

2) рекомендуется проведение обучающих кампаний и учебных программ по методам органического земледелия для фермеров через кооперативные общества;

3) как местному управлению, так и правительству следует поощрять фермеров кредитами, субсидиями и обучением техническим ноу-хау органического земледелия, чтобы обеспечить эффективную деятельность и устойчивое производство продуктов питания, поскольку фермеры положительно относятся к органическому земледелию в исследуемой области.

I. Carmona, D.M. Griffith и I. Aguirre подчеркивают, что эффективность органического бизнеса возрастает при объединении фермеров в кооперативы и организации прямых поставок по «органическим каналам сбыта». В исследовании обосновывается необходимость информирования потребителей о преимуществах органической продукции и систематического сбора, обмена данными из различных маркетинговых каналов, что способствует ускоренному развитию рынка органических продуктов [12].

Привлекательность органической продукции для потребителей возрастает благодаря глобальным маркетинговым цепочкам и электронным средствам массовой информации, которые теперь могут обеспечить быструю передачу продуктов и идей. В этой динамичной маркетинговой среде органическое сельское хозяйство становится все более популярным, формируются социально-экономические факторы, не контролируемые транснациональными корпорациями. Во-первых, производители органической продукции неоднородны: некоторые товаропроизводители используют подходы, основанные на замещении, и ищут премиальные цены на свои товары, другие являются производителями «натурального» производства, использующими органические методы. Во-вторых, ряд ученых подвергает сомнению использование «упрощенных» терминов, таких как «органический» и «обычный», отдавая предпочтение конкретным методам

управления и агроэкологическим механизмам. Сосредоточивая внимание на фактических методах и процессах в агропромышленном секторе экономики, ожидается, что наблюдаемые эффекты органической практики могут быть более четко определены количественно и интерпретированы.

Результаты и их обсуждение

Результаты анализа российского органического движения, позволяют сделать вывод, что в отличие от европейской модели, исторически представленной небольшими фермерскими хозяйствами, драйвером развития отечественного рынка органической продукции являются крупные сельскохозяйственные организации. Согласно сводным данным Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (Research Institute of Organic Agriculture, FIBL), IFOAM-Organics International и Национального органического союза, средняя площадь сертифицированных органических предприятий в Российской Федерации составляет 3.4 тыс. га, что, в свою очередь, в мировых статистических сводках занимает около 1% [13].

Стоит также обратить внимание на то, что спрос потребителей Европейского союза на органическую про-

дукцию российского производства ежегодно превышает 100 тыс. тонн зерна, согласно данным Союза органического земледелия России [14]. Такая тенденция формирования высокого спроса у развитых европейских стран на российскую органическую продукцию обусловлена, прежде всего, существенной ограниченностью собственных земельных ресурсов. Поэтому значительный ресурсный потенциал России может стать хорошей основой для расширения отечественной ниши на мировом рынке органической продукции.

Однако при существующем экспортном спросе и устойчивой тенденции его роста для российского рынка органической продукции необходимо в равной степени направлять усилия как на развитие экспорта, так и на формирование внутреннего органического рынка. Полагаем, что стимулирование спроса и развитие органического рынка России должны базироваться на стимулировании мотивации людей к потреблению безопасных и экологически чистых продуктов питания (рис. 1), что соответствует целям Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», реализуемого в рамках Национального проекта «Демография» (01.01.201931.12.2024).

РОССИЯ

забота о здоровье, пропаганда здорового и спортивного образа жизни снижение качества медицинских услуг негативное отношение в обществе к ГМО и химикатам негативное отношение в обществе к упаковке

КИТАИ

ценность продукции высокого качества забота о здоровье и безопасности продуктов питания наличие сертификации продукции 1 наличие информации, подтверждающей качество продукта

Рис. 1. Потребительские мотивации при покупке органической продукции в мире / Fig. 1. Consumer Motivations when Buying Organic

Products in the World

Источник: построено авторами по данным [15] / Source: compiled by the authors based on data from [15]

Председатель совета Союза органического земледелия И. Стариков полагает, что «...органическое сельское хозяйство решает две задачи: в экономике - проблему перепроизводства, в политике - проблемы экологии. А хорошая экология - это здоровье населения» [14].

Сопоставляя проблемы и возможности формирования рынка органической продукции, можно выделить стратегические направления его развития в России (рис. 2).

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

• борьба с гринвошингом и псевдомаркеровкой

• организация отдельных магазинов и полок для органической продукции

• кооперация производителей и формирование линеек органической продукции

• честная позиция ритейла

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

• формирование системы продвижения органической продукции на международных выставках

• организация экологических бизнес-миссий в зарубежные страны

• формирование позитивного имиджа России на международном уровне

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ

• прозрачная система сертификации и требований к органической продукции

• система подготовки инспекторов и сотрудников органов по сертификации

• обеспечение свободного обращения органической продукции, произведенной по международным стандартам в России

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

• популяризация производства органической продукции

• закрепление обязанности по раскрытию экологической информации в отчетности предприятия

• развитие экологического аудита

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

• дополнение профессиональных стандартов экологическими составляющими

• разработка образовательных программ по производству органической продукции

• создание дополнительных практико-ориентированных программ подготовки кадров с участием производителей органической продукции

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

• совершенствование финансово-кредитного механизма развития органической продукции

• создание ранжированной системы поддержки экологически ответственного бизнеса

ЦИФРОВАЯ ПОДДЕРЖКА

• создание цифровых платформ и сервисов для поддержки деятельности производителей органической продукции

• информационно-консультационная поддержка развития органической продукции

Рис. 2. Стратегические направления развития рынка органической продукции в России / Fig. 2. Strategic Guidelines for the Development of

Organic Production in Russia

Источник: построено авторами по данным [15, 16] / Source: compiled by the authors based on data from [15, 16]

Согласно мировым исследованиям [13, 16], наблюдается прямая корреляционная связь между количеством площадей, отведенных под производство продукции по органическим стандартам, и числом потребителей данной продукции. По данным Национального органического союза, в России по итогам 2022 г. под органическое сельское хозяйство зарегистрировано 466 тыс. га сертифицированной земли (рис. 3), а по данным FIBL этот показатель достигает 674 тыс. га. Также 133 тыс. га земли сертифицированы под органические дикоросы. Таким образом, наша страна входит в ТОП-25 стран по количеству сертифицированной под органическое сельское хозяйство земли. Россия является лидером по приросту сертифицированной земли в 2014 г. и 2018 г. Однако почти 30% земли законсервировано по причине сертификации ее под будущие проекты [13, 16], что иммобилизует финансовые ресурсы сельскохозяйственных производителей и снижает эффективность органического бизнеса в России, тормозит темпы его развития.

2010 2012 2014 2016 2018 2020 2021 2022

Рис. 3. Площадь сертифицированных в России органических сельскохозяйственных угодий, тыс. га / Fig. 3. Number of Organic Agricultural Land Certified in Russia, thousand ha

Источник: построено авторами по данным [16] / Source: compiled by the authors based on data from [16]

По данным Национального органического союза, на ноябрь 2022 г. в России зарегистрировано 227 сертифицированных производителей органической продукции, и их количество увеличивается довольно медленными темпами [16]. Для сравнения, число производителей органической продукции в Италии составляет 42 тыс., в Индии - 547 тыс. Для удовлетворения существующего спроса на российскую органическую продукцию освоения всех сертифицированных земель нынешними темпами недостаточно. По оценкам Союза органического земледелия России, спрос населения на органическую продукцию, который имеет постоянный восходящий тренд, показывает необходимость прироста сертифицированных под органику производителей в количестве не менее 200-500 организаций в год [14]. В этом случае в течение 8-10 лет страна сможет приблизиться к показателям ведущих европейских стран. Однако до 2020 г. прирост составлял не более 5-10 организаций в год, в 2020 г. - около 30, в 2022 г. показатели возрос до 87 организаций, но все еще мал для эффективного развития органического сельского хозяйства (рис. 4). Можно сделать вывод, что рынок органической продукции в России находится на стадии развития, и темпы его роста увеличиваются. Если учитывать возможности России, отечественные производители могут занять на мировом рынке органической продукции устойчивые позиции, которые оцениваются в 260 млн. евро, уже в ближайшие пять лет [2, 17].

250

200

150

100

50

Зарубежные сертификаты Российские сертификаты

140

58

2014

68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015

8

76

2018

60

82

2020

87

2022

Рис. 4. Количество сертифицированных производителей органической продукции в России, ед. / Fig. 4. Number of Certified Organic Producers in Russia, units

Источник: построено авторами по данным [16] / Source: compiled by the authors based on data from [16]

Поскольку рынок органической продукции в России находится в стадии начального развития, отрасль нуждается в обновлении инфраструктуры для сертификации, производства и переработки органической продукции, формировании прозрачного рынка. Центром отраслевой экспертизы АО «Россельхозбанк» был оценен потенциальный объем рынка органической продукции в России в 14 млрд. рублей по итогам 2022 г. [17]. По экспертным оценкам Союза органического земледелия России, рост отечественного рынка органической продукции составит 10-12% в год [14]. При этом наблюдается увеличение как внутреннего потребления, так и импорта органической продукции (рис. 5).

250

200

150

100

50

Российское производство ■ Импорт

169

140

116

48

2012

2014

144

16 2016

155

28

2018

158

35

2020

43

2022

Рис. 5. Органический рынок в России, млн. евро / Fig. 5. Organic Market in Russia, mln euros

Источник: построено авторами по данным [16] / Source: compiled by the authors based on data from [16]

Таким образом, отечественный рынок органической продукции имеет значительный потенциал роста, однако существующие темпы его функционирования являются весьма недостаточными с учетом мировых тенденций и могут затормозить его развитие на несколько десятилетий. Основной причиной данной проблемы является подавляющая доля частных инвестиций в органический сектор [18].

Для развития органического производства при поддержке АО «Россельхозбанк» в 2021 г. был основан фонд «Органика» [17]. Задачей фонда является финансирование проектов по поддержке развития органического сельского хозяйства на всех стадиях перехода к органическому производству. Деятельность фонда также направлена на повышение общественного интереса к органической продукции и ее производителям и помощь государственным органам при формировании и реализации государственной политики, направленной на регулирование деятельности органического сектора сельского хозяйства России. Таким образом, решаются проблемы низкой информированности населения о пользе органической продукции и недостаточности финансирования производителей.

Несмотря на общий рост площади земель и количества производителей органической продукции в России их отдача до сих пор является крайне низкой (табл. 1). По большинству рассчитанных показателей рентабельности наблюдается преобладание низкодоходных организаций, что объясняется значительной долей малых форм хозяйствования и непродолжительностью их деятельности. Рентабельность активов и продаж более чем у трети сертифицированных производителей органической продукции не превышает 5%, а 28.3% организаций вовсе являются убыточными. Это свидетельствует о том, что на ранних стадиях развития производители органической продукции нуждаются в дополнительном финансировании за счет инвестиций и государственной поддержки.

Низкие объемы государственной поддержки органического производства не позволяют этому сектору развиваться ускоренными темпами. В этой связи стоит обратить внимание на положительный опыт европейского рынка органической продукции: при адекватной государственной политике развития органического производства данная сфера может достичь существенных результатов в будущем (табл. 2).

0

0

Таблица 1 / Table 1

Сравнительный анализ показателей экономической эффективности сертифицированных производителей органической продукции в России, 2021 г., % / Comparative Analysis of Economic Efficiency Indicators of Certified Organic Producers in Russia for 2021, %

Показатель / Indicator Уровень доходности / Rate of Return Рентабельность собственного капитала (ROE) / Return on Equity Рентабельность активов ^ОА) / Return on Assets Рентабельность инвестиций в основную деятельность (ROI) / Return on Investments in Core Activities Рентабельность продаж (ROS) / Return on Sales Рентабельность основных средств (ROFA) / Return on Fixed Assets

Доля организаций с определенным уровнем доходности в генеральной совокупности

Свыше 50% 13.3 0.0 25.0 5.0 21.7

31-50% 8.3 1.7 11.7 5.0 11.7

16-30% 18.3 10.0 11.7 11.7 18.3

6-15% 16.7 16.7 21.7 13.3 3.3

0-5% 15.0 43.3 13.3 36.7 16.7

Менее 0% 28.3 28.3 16.7 28.3 28.3

Итого 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

Источник: составлено авторами по данным [19] / Source: compiled by the authors based on data from [19]

Таблица 2 / Table 2

Состояние и перспективы российского органического рынка / State and Prospects of the Russian Organic Market

Показатель / Indicator В настоящее время / At Present Прогноз на 2030 г. / Forecast for 2030

Объем производства органических продуктов 0.04% от мирового объема производства (2021 г. ~ 40-45 млн. евро) ~ 10% (20-25 млрд. евро)

Объем органического рынка 0.19% от мирового объема (2021 г. ~ 200-205 млн. евро) 5-10 млрд. евро

Экспорт органической продукции ~ 20-25 млн. евро 10-15 млрд. евро

Доля населения, потребляющего органическую продукцию менее 1% ~ 10%

Площадь сертифицированных земель 0.7% от мирового объема (2021 г. - 525 тыс. га) ~ 30% от мирового объема (более 13 млн. га)

Количество сертифицированных компаний 0.009% от сертифицированных в мире (ноябрь 2022 г. - 227 компаний) ~ 2% от сертифицированных в мире (15-20 тыс. компаний)

Источник: составлено авторами по данным [15, 16, 20] / Source: compiled by the authors based on data from [15, 16, 20]

Рынок органической продукции в России обладает реальными предпосылками развития в сфере сельского хозяйства и переработки продукции, международных отношений и прямого маркетинга. Подпитывается глобальный потребительский спрос на экологически чистые произведенные товары, ожидается, что органическое движение будет продолжать расти и диверсифицироваться. Тем не менее, необходимо решить важные вопросы, такие как балансирование органических принципов с коммерческим давлением и поддержание гибких (приемлемых на местном уровне) стандартов и сертификации, а также стремление к международной гармонизации [21]. Поскольку правительство и крупные формы ведения агробизнеса все больше сотрудничают с органическим движением, ожидается, что полезное воздействие систем органического земледелия будет и далее улучшаться, а негативные воздействия будут сведены к минимуму или исключены. Органическое сельское хозяйство будет продолжать бросать вызов своим критикам, поскольку в разных странах создается все больше успешных предприятий. Органическое движение выросло за пределы производителей своих стран и лояльных потребителей в глобальной нишевой отрасли. С новыми заинтересованными сторонами органическое движение теперь имеет возможность формировать более выгодные отношения и непосредственно взаимодействовать со всеми ключевыми игроками в развитии сельского хозяйства.

Заключение

На основе обзора литературы были выделены организационно-правовые, экономические и социально-демографические факторы и условия, которые сдерживают развитие органического сельского хозяйства в России.

Обзор мирового опыта позволил выделить общие тенденции и стратегические направления развития рынка органической продукции в виде стимулирования сбыта, совершенствования процесса сертификации, формирования экологической культуры, развития механизмов государственной поддержки.

Отечественный рынок органической продукции характеризуется весомым потенциалом роста. Однако, он трудно достижим до тех пор, пока российские потребители слабо мотивированы и обладают незначительной информацией о сущности и преимуществах органической продукции, низко организованы на основе кооперации и интеграции отдельные каналы ее сбыта.

Результаты сравнительного анализа потенциала развития органического сельского хозяйства позволяют сделать вывод, что экономическая эффективность производителей органической продукции пока невысока: по многим параметрам производители органической продукции являются низкодоходными и уступают производителям традиционной (неорганической) продукции сельского хозяйства.

Реализация потенциала роста рынка органической продукции и достижение отраслью мирового уровня, в первую очередь, зависят от эффективности деятельности и качества финансовых ресурсов, привлекаемых сельскохозяйственными организациями. Решению данной проблемы может помочь активное привлечение инвесторов в перспективную сферу сельского хозяйства путем льготного кредитования и гибкой государственной поддержки производителей как по вопросам финансирования, так и по вопросам политики федерального регулирования органического производства. В качестве мер стимулирования развития органического производства обоснованы стратегические направления его развития в России, предложено

маркетинговое позиционирование и информирование потребителей о преимуществах органической продукции, возможно расширение механизмов инвестиционной и государственной поддержки. В целях роста эффективности данные механизмы целесообразно применять во взаимосвязи за счет эффекта синергии, что повысит эффективность органического сельского хозяйства в России.

Результаты исследования могут быть использованы сельскохозяйственными организациями при переходе к органическому сельскому хозяйству для целей обоснования государственной поддержки производителей органической продукции, усиления интеграции экологических интересов государства в отраслевую политику, развития рынка органической продукции.

Вклад авторов

Вклад Ж.А. Телегиной заключается в определении цели и задач, методов исследования, общей редакции статьи. Вклад А.С. Бабанской заключается в формулировании и научном обосновании выводов, оформлении ключевых результатов исследования. Вклад В.Н. Минаевой и А.С. Тикуновой заключается в сборе и анализе материалов для исследования, обзоре литературы.

Библиография

[1] Annual report. Reflect, Reunite, Revitalize. (2020). Consolidated Annual Report of IFOAM - Organics International & its Action Group. (На англ.). URL: https://www.ifoam.bio/sites/default/files/2021-06/Annual%20Report%202020.pdf (дата обращения 26.11.2022).

[2] Агропромышленный комплекс России: Agriculture 4.0. В 2 томах. Т. 1. Стратегии устойчивого развития регионального агропромышленного комплекса. Индустрия 4.0: монография. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2021. 509 с.

[3] Das A.K., Rahman M., Mitra P. [et al.]. Up-scaling organic agriculture to enhance food and water security in South Asia // Organic Agriculture. 2022. Vol. 12. Рр. 475-494. (На англ.). DOI: 10.1007/s13165-022-00403-4

[4] Ткачук О.А., Ефремова Е.В., Богомазов С.В. [и др.]. Современное состояние органического сельского хозяйства в России // Нива Поволжья. 2021. № 3(60). С. 46-51. DOI: 10.36461/NP.2021.60.3.012

[5] Щербакова (Пономарева) А.С. Органическое сельское хозяйство в России // В мире научных открытий. 2017. Том 9. № 4. С. 151-173. DOI: 10.12731/wsd-2017-4-151-173

[6] Хоменко В.В. Состояние и перспективы развития органического сельского хозяйства // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Том 230. № 4. C. 435-440. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-435-440

[7] Быстренина И.Е. Информационное обеспечение агропромышленного комплекса // Кормопроизводство. 2015. Том 5. С. 8-12.

[8] Reddy A.A., Melts I., Mohan G. [et al.]. Economic impact of organic agriculture: evidence from a Pan-India survey // Sustaina-bility. 2022. Vol. 14(22). Рр. 1-22. (На англ.). DOI: 10.3390/su142215057

[9] Бабанская А.С., Коломеева Е.С. Сравнительный анализ эффективности организаций растениеводства с учетом экологических характеристик // Экономика сельского хозяйства России. 2022. № 9. С. 16-24. DOI: 10.32651/229-16

[10] Ferreira A.P.A.L., de Oliveira L., Talamini E. Land use returns in organic and conventional farming systems: financial and beyond // Organic Agriculture. 2022. Vol. 12. Рр. 353-371. (На англ.). DOI: 10.1007/s13165-022-00392-4

[11] Ezeh A.N., Enyigwe J.O., Egwu P.N. [et al.]. Assessment of Organic Farming Practices Among Crop Farmers in Ebonyi State, Nigeria // Journal of Agriculture and Veterinary Science. 2022. Vol. 15(9). Рр. 39-45. (На англ.). DOI: 10.9790/2380-1509023945

[12] Carmona I., Griffith D. M., Aguirre I. Understanding the factors limiting organic consumption: the effect of marketing channel on produce price, availability, and price fairness // Organic Agricul-

ture. 2021. Vol. 11. Рр. 89-103. (На англ.). DOI: 10.1007/s13165-020-00331-1

[13] European and global organic farming statistics (2021-2022). FiBL Statistics. (На англ.). URL: https://statistics.fibl.org (дата обращения 26.11.2022).

[14] Органическое сельское хозяйство: инновационные технологии, опыт, перспективы (2019). Союз органического земледелия. URL: https://soz.bio/msh-rf-vypustilo-nauchno-analiticheskij-obzor-ob-organicheskom-zemledelii/ (дата обращения 26.11.2022).

[15] Занилов А.Х., Мелентьева О.С., Накаряков А.М. Организация органического сельскохозяйственного производства в России: информ. изд. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. 124 с.

[16] Обзоры. (2021-2022). Национальный органический союз. URL: http://rosorganic.ru/projects/ (дата обращения: 26.11.2022).

[17] Пресс-центр (2022). Россельхозбанк. URL: https://www.rshb.ru/press/ (дата обращения 26.11.2022).

[18] Горбатов А.В., Горбатова О.А. Производство органической продукции как фактор развития агропромышленного комплекса и укрепления продовольственной безопасности России // Фундаментальные исследования. 2020. Том 11. С. 7076. DOI: 10.17513/fr.42876

[19] Бухгалтерская (финансовая) отчетность сертифицированных производителей органической продукции (2021). Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения 26.11.2022).

[20] Новости (2021-2022). Министерство сельского хозяйства Российской Федерации URL: https://mcx.gov.ru/ (дата обращения: 26.11.2022).

[21] Телегина Ж.А. Механизмы формирования и реализации стратегии воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. М.: ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2006. 262 с.

References

[1] Annual report. Reflect, Reunite, Revitalize. (2020). Consolidated Annual Report of IFOAM - Organics International & its Action Group. URL: https://www.ifoam.bio/sites/default/files/2021-06/Annual%20Report%202020.pdf (accessed on 26.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Agropromyshlennyy kompleks Rossii: Agriculture 4.0. [Agro-industrial complex of Russia: Agriculture 4.0]. Vol. 1. Strategies for sustainable development of the regional agro-industrial complex. Industry 4.0: monograph. M.: IP Ar Media, 2021. 509 p. (In Russ.).

[3] Das A.K., Rahman M., Mitra P. [et al.]. Up-scaling organic agriculture to enhance food and water security in South Asia // Organic Agriculture. 2022. Vol. 12. Рр. 475-494. DOI: 10.1007/s13165-022-00403-4

[4] Tkachuk O.A., Efremova E.V., Bogomazov S.V. [et al.]. Current state of organic agriculture in Russia // Niva Povolzhya. 2021. Vol. 3(60). Рp. 46-51. (In Russ.).

[5] Shcherbakova (Ponomareva) A.S. Organic agriculture in Russia // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2017. Vol. 9(4). Рр. 151-173. (In Russ.). DOI: 10.12731/wsd-2017-4-151-173

[6] Khomenko V.V. The state and prospects for the development of organic agriculture // Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. 2021. Vol. 230(4). Рр. 435-440. (In Russ.). DOI: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-435-440

[7] Bystrenina I.E. Data support for agro-industrial complex // Fodder Production. 2015. Vol. 5. Рp. 8-12. (In Russ.).

[8] Reddy A.A., Melts I., Mohan G. [et al.]. Economic impact of organic agriculture: evidence from a Pan-India survey // Sustaina-bility. 2022. Vol. 14(22). Рp. 1-22. DOI: 10.3390/su142215057

[9] Babanskaya A.S., Kolomeeva E.S. Comparative analysis of the effectiveness of crop production organizations taking into account environmental characteristics // Economics of Agriculture in Russia. 2022. Vol. 9. Рр. 16-24. (In Russ.). DOI: 10.32651/22916

[10] Ferreira A.P.A.L., de Oliveira L., Talamini E. Land use returns in organic and conventional farming systems: financial and beyond // Organic Agriculture. 2022. Vol. 12. Рр. 353-371. DOI: 10.1007/s13165-022-00392-4

[11] Ezeh A.N., Enyigwe J.O., Egwu P.N. [et al.]. Assessment of Organic Farming Practices Among Crop Farmers in Ebonyi State, Nigeria // Journal of Agriculture and Veterinary Science. 2022. Vol. 15(9). Рp. 39-45. DOI: 10.9790/2380-1509023945

[12] Carmona I., Griffith D. M., Aguirre I. Understanding the factors limiting organic consumption: the effect of marketing channel on produce price, availability, and price fairness // Organic Agriculture. 2021. Vol. 11. Рр. 89-103. DOI: 10.1007/s13165-020-00331-1

[13] European and global organic farming statistics (2021-2022). FiBL Statistics. URL: https://statistics.fibl.org (accessed on 26.11.2022).

[14] Organicheskoye sel'skoye khozyaystvo: innovatsionnye tekhnologii, opyt, perspektivy [Organic agriculture: innovative technologies, experience, prospects] (2019). Union of Organic Farming. (In Russ.). URL: https://soz.bio/msh-rf-vypustilo-nauchno-analiticheskij-obzor-ob-organicheskom-zemledelii/ (accessed on 26.11.2022).

[15] Zanilov A.Kh., Melentyeva O.S., Nakaryakov A.M. Organization of organic agricultural production in Russia: information edition. M.: Rosinformagrotekh, 2018. 124 p. (In Russ.).

[16] Reviews. (2021-2022). National Organic Union. (In Russ.). URL: http://rosorganic.ru/projects/ (accessed on 26.11.2022).

[17] Press Center (2022). Rosselkhozbank. (In Russ.). URL: https://www.rshb.ru/press/ (accessed on 26.11.2022).

[18] Gorbatov A.V., Gorbatova O.A. Production of organic products as a factor of development of agricultural complex and strengthening of food security of Russia // Fundamental Research. 2020. Vol. 11. Pр. 70-76. (In Russ.). DOI: 10.17513/fr.42876

[19] Accounting (financial) statements of certified organic producers (2021). State information resource for accounting (financial) statements (In Russ.). URL: https://bo.nalog.ru/ (accessed on 26.11.2022).

[20] News (2021-2022). Ministry of Agriculture of the Russian Federation (In Russ.). URL: https://mcx.gov.ru/ (accessed on 26.11.2022).

[21] Telegina Zh.A. Mekhanizmy formirovaniya i realizacii strategii vosproizvodstvennogo processa v sel'skom hozyajstve [Mechanisms for the formation and implementation of the strategy of the reproduction process in agriculture]. M.: FGOU VPO RGAU -MSHA im. K.A. Timiryazeva, 2006. 262 p. (In Russ.).

Информация об авторах / About the Authors

Жанна Анатольевна Телегина - д-р экон. наук, Профессор РАН; профессор, Российский государственный аграрный университет - МСХА

имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия / Zhanna A. Telegina - Dr. Sci. (Economics), Professor of the Russian Academy of Sciences; Professor,

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia

E-mail: teleginazh@rgau-msha.ru

SPIN РИНЦ 2344-1050

ORCID 0000-0001-5003-707X

Анастасия Сергеевна Бабанская - канд. экон. наук; доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия / Anastasia S. Babanskaya - Cand. Sci. (Economics); Associate Professor, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia E-mail: banasti@rgau-msha.ru SPIN РИНЦ 4992-3607 ORCID 0000-0002-4695-1587 ResearcherID AAE-3476-2022 Scopus Author ID 57216711030

Анна Сергеевна Тикунова - специалист, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва,

Россия / Anna S. Tikunova - Specialist, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia

E-mail: v95-ann@yandex.ru

SPIN РИНЦ 3451-2456

ORCID 0000-0001-5927-5525

Виктория Михайловна Минаева - специалист, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия / Victoria M. Minaeva - Specialist, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia E-mail: vikavesvan@gmail.com SPIN РИНЦ 1951-6391 ORCID 0000-0002-9519-2142

Дата поступления статьи: 8 декабря 2022 Принято решение о публикации: 28 марта 2023

Received: December 8, 2022 Accepted: March 28, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.