Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГРАМОТНОСТИ И УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1897-1917 ГГ'

ВОПРОСЫ ГРАМОТНОСТИ И УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1897-1917 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИН / ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ / EDUCATION STATISTICS / LITERACY OF POPULATION / WOMEN''S EDUCATION / NUMBER OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжов Алексей Николаевич

Статья посвящена противоречивому вопросу в истории российского образования - проблеме грамотности и образованности населения Российской империи в начале XX в. В работе представлены статистические сведения, отражающие довольно высокий процент грамотности населения по ряду возрастных групп в различных регионах России и стране в целом. Показано соотношение численности студентов в Российской империи и ряде европейских государств, отражена численность женщин-студентов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рыжов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Literacy and Level of Education of the Population of the Russian Empire in 1897-1917

The article is devoted to a controversial issue in the history of Russian education - the problem of literacy and education of the population of the Russian Empire in the early XX century. The article presents the statistical data reflecting the relatively high literacy rate of the population for a variety of age groups in different regions of Russia and the country as a whole. The author shows the ratio of students in the Russian Empire and several European countries, reflects the number of women students in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГРАМОТНОСТИ И УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1897-1917 ГГ»

История ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Н. Рыжов

Вопросы грамотности и уровня образованности населения Российской империи в 1897-1917 гг.

Статья посвящена противоречивому вопросу в истории российского образования — проблеме грамотности и образованности населения Российской империи в начале XX в. В работе представлены статистические сведения, отражающие довольно высокий процент грамотности населения по ряду возрастных групп в различных регионах России и стране в целом. Показано соотношение численности студентов в Российской империи и ряде европейских государств, отражена численность женщин-студентов в высших учебных заведениях.

Ключевые понятия: статистика образования; грамотность населения; образование женщин; численность учащихся.

Одним из распространенных стереотипов в истории российского образования является тезис о низкой грамотности населения в дореволюционный период и отсутствии социальных лифтов для женщин и представителей «низших» сословий. Кроме того, во многих исследованиях по-прежнему доминирует мысль о «невежестве» населения России и ее «отставании» от ведущих государств мира [8; 12; 14]. При этом не отрицается вступление России в монополистический период развития и ее выход в мировые лидеры по целому ряду направлений экономики. Однако не раскрывается то, каким образом можно осуществить экономический рывок и войти с низким уровнем грамотности в тройку мировых промышленных лидеров без образовательного рывка. Несмотря на значительное число публикаций по проблеме развития грамотности и образования в конце XIX-XX вв., ответа на целый ряд вопросов до сих пор не дано. В ряде серьезных исследований затрагиваются лишь отдельные аспекты развития образования (например, деятельность церковно-приходских школ или высших учебных заведений) [9; 28]. В других работах широко представлена статистическая информация, однако без должного ее осмысления и комплексного подхода к ее

анализу [2; 21: с. 700-715]. Ответом на вопрос об уровне распространения грамотности и образования населения России начала XX в. во многом и будет материал предлагаемой статьи.

Формат небольшой статьи не позволяет осветить все стороны проведенного исследования, однако ряд задач все же можно решить. К их числу относятся следующие:

■ проанализировать процент грамотных по полу и различным возрастным группам по стране и отдельным регионам;

■ охарактеризовать численность учащихся и ее рост в 1897-1923 гг. по стране и отдельным регионам;

■ рассмотреть численность студентов в предреволюционный период в России, сопоставить ее с численностью студентов в ряде крупнейших государств Европы;

■ показать уровень грамотности женщин по стране и отдельным регионам, численность женщин-студентов в предреволюционный период.

Для решения указанных выше задач были привлечены различные группы источников, которые можно объединить следующим образом:

■ материалы переписей населения 1897 и 1920-1923 гг., в которых отражены сведения о численности грамотных и учащихся в России (СССР) по полу, различным возрастам и группам населения;

■ материалы «школьных» переписей — собраний сведений о числе учебных заведений и численности учащихся за 1903, 1911, 1914 гг.;

■ материалы переписей населения отдельных городов и регионов Российской империи, позволяющие конкретизировать и скорректировать данные, представленные во всероссийских и «школьных» переписях;

■ труды российских и зарубежных ученых по различным аспектам развития образования в конце XIX - начале XX в.

В целях выяснения вопроса о темпах роста численности учащихся и, как следствие, развития образования в Российской империи на протяжении 18971917 гг. необходимо обратиться к материалам так называемых «школьных» переписей. Они позволят наглядно отразить усилия правительства императора Николая II в направлении расширения сети учебных заведений различных типов и уровней и активного привлечения в них учащихся. Кроме того, переписи дадут представление о приоритетных направлениях в развитии образования в конце XIX - начале XX в.

Для осмысления содержания привлеченных к исследованию «школьных» переписей важно учитывать, что они отражали численность учащихся, а не численность грамотных в стране. Это объяснялось тем, что грамотные родители, представлявшие различные сословия, могли обучать своих детей дома, поэтому сведения о грамотности детей, получавших домашнее образование, не попадали в материалы «школьных» переписей, проводившихся Статистическим комитетом МВД и Министерством народного просвещения.

Необходимую информацию о грамотности могли бы дать общегосударственные переписи населения России, однако после 1897 г. и до 1917 г. они не проводились, а достоверность результатов первой всеобщей переписи населения требует серьезной проверки. В этом отношении можно привести мнение исследовательницы быта русской деревни XVIII - начала XX в. М.М. Громыко. В частности, она справедливо указала на существенно заниженные данные о проценте грамотных, прежде всего среди крестьян, и назвала этому ряд причин. Во-первых, часть крестьян, принадлежавших, например, к старообрядцам, предпочитала скрывать свою грамотность, чтобы не нести ответственности за подписываемые по принуждению документы. Многие из старообрядцев вообще уклонились от участия в переписи. Во-вторых, довольно распространенной была практика, согласно которой лица, обучавшиеся частным порядком, сначала учились беглому осмысленному чтению и лишь затем письму. В результате не научившиеся писать в материалы переписи попали как неграмотные. В-третьих, определенное число крестьян умело читать и писать по-старославянски, но не знало гражданской азбуки. Часть этой группы крестьянства также не попала в число грамотных [6: с. 289-293].

Таким образом, важной проблемой исследования является необходимость постоянной корректировки или уточнения данных, приводившихся в материалах переписей.

Введение в России доступного для всех всеобщего обучения на уровне законопроектов впервые начало разрабатываться Особым комитетом еще в июле 1861 г. В дальнейшем было осознано, что введение этой меры невозможно без обеспечения общедоступности школ для населения на всей территории Российской империи. Своего рода отправной точкой в реализации этого вопроса стали результаты переписи населения 1897 г., отразившие ряд существенных проблем в сфере образования. Под давлением оппозиционных правительству сил в дополнение к идее общедоступности при реализации всеобщего обучения стала обсуждаться его обязательность, т. е. нормативное требование об определении всех детей соответствующего возраста в школу. Подготовленный правительством законопроект об обязательном всеобщем начальном образовании был отклонен Государственной думой, однако правительство в дальнейшем действовало, руководствуясь содержанием этого документа. С 1908 г. ежегодно открывалось около 10 тысяч школ. В итоге к 1918 г. планировалось завершить переход ко всеобщему начальному образованию. В отношении реализации общедоступности образования правительством императора Николая II были сделаны существенные шаги, что показано в сводной таблице 1. В их уточнении могут помочь материалы советской переписи населения 1920-1923 гг. — источника, редакторов которого трудно заподозрить в желании преувеличить численность учащихся в Российской империи.

Таблица 1

Сведения о численности учащихся по различным типам учебных заведений Российской империи (1897-1923 гг.)1

Тип учебного заведения Численность учащихся

1897 г. 1903 г. 1 янв. 1914 г.* 1 янв. 1923 г.*

Общая численность населения 125 640 021 129 155 460 175 137 800 130 863 285

Начальные учебные заведения ? 5 493 574 7 410 833 4 346 582

Средние общеобразовательные учебные заведения ? 421 335 529 522 2 989 098

Средние специальные учебные заведения ? 187 063 290 082 157 227

Высшие государственные специальные учебные заведения 29 306 19 041 31 625 81 586

Высшие государственные классические учебные заведения 23 843 41 161 74 619

Высшие общественные и частные учебные заведения 2121 ? 52153 -

Всего: ? 6 144 856 9 105 552 7 686 102

* В материалы переписи 1914 г. не вошли сведения о численности учащихся 25 гимназий и 3 реальных училищ. Полностью отсутствуют данные об учащихся по Санкт-Петербургу и Баку, а также 3 губерниям: Холмской, Тифлисской и Варшавской.

** В таблицу не вошли сведения по политическим клубам, кружкам, учебным бригадам и пр., поскольку это не учебные заведения и их могли посещать учащиеся школ.

Анализ сведений о численности учащихся в учебных заведениях различных типов за 1897-1923 гг. выявил следующие обстоятельства:

- приведенные в таблице сведения относятся не к числу грамотных в стране, а лишь к учащимся, посещавшим учебные заведения, поэтому приведенные сведения важно соотносить с определенными возрастными группами, а не общей численностью по стране; данные по численности грамотных в России будут приведены ниже на основе выборки по отдельным регионам;

- в ходе всех переписей были зафиксированы только лица, обучавшиеся в учебных заведениях; лица, получавшие начальное, среднее и высшее образование дома или у частных учителей, переписаны не были, точное число таких лиц указать не представляется возможным; не были подсчитаны лица, получившие образование за границей, но проживающие в России.

1 Источники: [9: с. 254; 11: с. 46-62; 13: с. 188-189; 25: с. 2, 292, 297, 304-305; 26: с. 118-143].

В ходе переписи 1903 г. были зарегистрированы только те ученики, которые пришли в учебные заведения в день переписи. Реально по спискам учебных заведений учащихся было значительно больше. Как показала выборочная проверка, было не учтено около полумиллиона человек. За 1903 г. приведенные сведения являются неполными, поскольку такие крупные учебные заведения, как Александровский лицей в Санкт-Петербурге, Николаевская морская академия, Горный институт, Высшее горное училище в Екатеринославе, Высшие сельскохозяйственные курсы, Практическая академия коммерческих наук в Москве, Консерватории и ряд других, не представили сведений [11: с. 63].

Значительное сокращение численности учащихся начальных школ к 1923 г. связано с прекращением деятельности целых сетей начальных учебных заведений, например, церковно-приходских школ с 2 млн учащихся. Высокий рост числа учащихся средних общеобразовательных учебных заведений к 1923 г. был возможен при наличии у значительного числа учащихся начального образования, полученного до революции или же в школах, основанных до 1917 г., поскольку в годы Гражданской войны (1918-1922 гг.) вопросами образования занимались достаточно слабо. Этим же фактором объясняется и рост числа студентов вузов, в которые после 1917 г. могли приниматься лица при наличии у них навыков чтения и письма.

В целях выяснения вопроса о распространении грамотности и образования на территории Российской империи интерес представляет информация о численности учащихся по всем учебным округам Российской империи. Использование этой информации позволит увидеть распределение численности учащихся по различным территориям империи и сделать вывод об особенностях распространения образования по отдельным регионам. Кроме того, можно будет дать оценку образовательным усилиям правительства в деле развития образования на окраинах империи. Ниже представлены сведения о численности учащихся в 15 учебных округах и Финляндии.

Таблица 2

Сведения о численности учащихся по учебным округам Российской империи (1911 г., 1914 г.)1

Численность Численность

Наименование учебного округа учащихся, учащихся,

1911 г. 1914 г.

1. Варшавский учебный округ 393 939 477 898

2. Виленский учебный округ 512 561 687 526

3. Западно-Сибирский учебный округ 179 012 280 873

4. Кавказский учебный округ 343 625 436 523

5. Казанский учебный округ 687 020 1 021 579

6. Киевский учебный округ 783 268 965 988

7. Московский учебный округ 1 224 510 1 669 048

8. Одесский учебный округ 557 644 822 902

1 Источники: [15; 26: с. 136-148].

Численность Численность

Наименование учебного округа учащихся, 1911 г. учащихся, 1914 г.

9. Оренбургский учебный округ 372 430 540 230

10. Рижский учебный округ 167 887 225 956

11. Санкт-Петербургский (Петроградский) учебный округ 406 803 419 038

12. Харьковский учебный округ 846 064 941 629

13. Туркестанский учебный округ 29 944 115 238

14. Восточно-Сибирский учебный округ 89 171 117 592

15. Приамурский учебный округ 36 100 96 981

16. Финляндия ? 234 398

Всего учащихся: 6 629 978* 9 053 399*

* По всем учебным округам сведения переписи далеко не полные. Например, в эту цифру не вошли данные о численности учащихся всех частных и общественных учебных заведений Российской империи.

Как уже отмечалось, установить точную численность грамотных по империи в исследуемый период чрезвычайно трудно, поскольку общегосударственных переписей населения до 1920-1923 гг. не проводилось. Однако уровень грамотности можно проанализировать на основе локальных переписей ряда городов Российской империи, расположенных в различных регионах: Владивостока (Дальний Восток), Томска (Сибирь), Баку (Закавказье), Санкт-Петербурга (Северо-Западный регион).

По результатам этих переписей число грамотных и учащихся значительно выше, чем это отражено в материалах собственно «школьных» переписей. Расхождения связаны с неполнотой сведений или их отсутствием по значительному числу учебных заведений. Ниже в таблицах 3-4 представлен процент грамотности детей школьного возраста г. Владивостока, находящегося на окраине Российской империи.

Если учесть численность грамотных детей 8-11 лет — возраста, наиболее распространенного при получении начального образования, — то процент грамотных будет еще значительнее и превысит 82 %. И это — на окраине Российской империи!

Высокий процент грамотных детей школьного возраста во Владивостоке, представленный в таблицах 3-4, отражает общие для большинства городов Российской империи тенденции и свидетельствует о заботе местных и центральных властей об образовании населения даже на окраинах империи. Кроме того, материалы переписи показывают широкое распространение школьной сети и охват большинства детей школьным образованием: 76 % детей обоего пола посещали начальные и средние школы Владивостока и 83 % — начальные школы [18: с. 55]. Число девочек, посещавших учебные заведения, было выше, чем число мальчиков, что свидетельствует о популярности женского

образования и на Дальнем Востоке. Процент грамотных девочек незначительно уступал проценту грамотности мальчиков (74 % и 80 % соответственно).

Таблица 3

Грамотность детей школьного возраста (7-15 лет) города Владивостока (1916 г.)1

Отношение к грамотности Общее число детей 7-15 лет* Грамотные Неграмотные Грамотность неизвестна

Численность % Численность % Численность % Численность

Дети обоего пола 9439 100 7254 76,9 2180 23,1 5

Мальчики 4558 48,3 3630 79,7 927 20,3 1

Девочки 4881 51,7 3624 74,3 1253 25,7 4

* В таблицу не вошли сведения о детях китайцев, корейцев и японцев, проживавших во Владивостоке.

Таблица 4

Грамотность детей 8-11 лет города Владивостока (1916 г.)2

Отношение к грамотности Общее число детей 8-11 лет* Грамотные Неграмотные Грамотность неизвестна

Числен- % Числен- % Числен- % Числен-

ность ность ность ность

Дети обоего пола 4285 100 3569 83,3 715 16,7 1

Мальчики 2108 49,2 1767 83,8 340 16,2 1

Девочки 2177 50,8 1802 82,8 375 17,2 -

* В таблицу не вошли сведения о детях китайцев, корейцев и японцев, проживавших во Владивостоке.

Названные выше тенденции можно проследить и на примере аналогичных данных по центру Западной Сибири — г. Томску.

Таблица 5

Рост численности грамотных детей школьного возраста (7-15 лет) города Томска (1897-1904 гг.)3

1897 г. 1904 г.

Всего детей 7-15 лет Грамотных Процент грамотных Всего детей 7-15 лет Грамотных Процент грамотных

Обоего пола 8362 5976 71,5 7619 6303 82,7

Мальчики 3997 3049 76,3 3836 3290 85,8

Девочки 4365 2927 67,1 3783 3013 79,7

1 Источник: [18: с. 50].

2 Источник: [18: с. 52].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Источник: [17: с. 8].

Материал, приведенный в таблице, позволяет сделать ряд выводов.

1. В начале XX в. в небольшом (65 тыс. чел.) сибирском городе более 82 % детей 7-15 лет обоего пола были грамотными, т. е. умели и читать, и писать. Эти результаты несколько выше процента грамотных по переписи 1897 г. Подобный уровень грамотности отражает спорность суждений о низком общем уровне грамотности в России в исследуемый период.

2. Число грамотных детей мужского и женского пола приблизительно равно, что на примере конкретного города ставит под сомнение обоснованность распространенного мнения о значительно более низком проценте грамотных девочек по отношению к мальчикам и о еще более серьезном отставании женского пола в вопросах образования. Материал переписи показывает, что в учебных заведениях города Томска девочек обучалось больше, чем мальчиков. Так, в средних учебных заведениях обучалось 467 мальчиков и 822 девочки, а в гимназии — 232 мальчика и 540 девочек [17: с. 13-15]. Таким образом, среднее классическое образование в Томске получало почти в 2 раза больше девочек, чем мальчиков. Подобные цифры не являлись чем-то особенным для Сибири и отражали общую тенденцию по большинству губерний Российской империи.

Основные тенденции распространения грамотности и развития образования на Дальнем Востоке и Сибири вполне сопоставимы с аналогичными процессами в городах Закавказья. Для примера можно взять один из крупнейших городов региона — Баку — и воспользоваться данными переписи его населения в 1897 г. и 1913 г. Особенностью развития образования в данном регионе был наиболее низкий процент грамотных и учащихся среди других регионов Российской империи. Также характерной особенностью населения Баку была многонациональность, что в свою очередь влияло на развитие образования и распространение грамотности.

Таблица 6

Грамотность населения г. Баку по полу и возрастным группам (1913 г.)1

Возраст Всего жителей Мужчины Женщины

Муж. Жен. Численность Процент грамотных Численность Процент грамотных

8-11 лет 8415 7500 5848 69,5 4574 61

12-14 лет 6740 5486 5092 75,6 3736 68,1

15-17 лет 6630 5491 4646 70,1 3392 61,8

18-19 лет 5081 3859 3227 63,5 2271 58,9

20-24 лет 12 789 10 411 7297 57,1 5216 50,1

25-29 лет 16 602 10 879 9155 55,1 4730 43,5

... ^ ^ ^ ^ ^ ^

Всего: 120 803 93 869 60 894 50,4 59 792 63,7

Сопоставление сведений, представленных в таблице 7, показывает, что российское правительство не стремилось «держать в невежестве» народы Закавказья, как это пытаются показать некоторые исследователи [7: с. 33, 42; 22: с. 90]. Свидетельством этому может служить рост уровня грамотности у представителей ряда национальностей г. Баку за 10-летний период при условии сохранения на одном уровне процента грамотности русскоязычного населения.

Таблица 7

Рост численности грамотных жителей г. Баку с 1903 по 1913 г.1

Национальность Годы переписей

1903 г. 1913 г.

Всего жителей Грамотных Процент грамотных Всего жителей Грамотных Процент грамотных

Русские 34 156 22 046 65,5 67 371 41 953 62,3

Армяне 17 150 10 069 58,7 37 106 23 574 63,5

Татары и персы 36 690 7265 19,8 65 697 11 851 18

Прочие национальности 12 821 7633 59,5 21 138 16 608 78,6

Всего жителей 100 826 47 023 46,6 191 312 93 986 49,1

Показательны результаты развития грамотности и образования в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.

Таблица 8

Сведения об уровне грамотности детей 6-15 лет города Санкт-Петербурга (1910 г.)2

Всего детей 6-15 лет Грамотных Процент грамотных

Мальчики 121 490 96 003 79

Девочки 110 613 80 856 73,1

Обоего пола 232 103 176 859 76,2

Таблица 9

Сведения об уровне грамотности населения (6-110 лет) города Санкт-Петербурга (1910 г.)3

Население 1910 г.

Всего лиц 16-110 лет Грамотных Процент грамотных

Мужчины 629 186 553 007 87,9

Женщины 569 856 368 647 64,7

Обоего пола 1 199 042 921 654 76,9

1 Источник: [1: с. 31; 16: с. 11].

2 Источник: [19: с. 5].

3 Источник: [19: с. 40].

Показателен более высокий процент грамотных у взрослого населения Санкт-Петербурга, а не у детей 6-15 лет. Это объясняется высоким процентом грамотности в столице и в предыдущие царствования.

Высокий процент грамотности детей школьного возраста и населения в целом в различных городах России вполне может быть распространен на все городское население Российской империи. Сельское же население в процентном отношении было не менее грамотным, о чем свидетельствуют данные о грамотности призывников Русской армии, представленных, как правило, крестьянским сословием, и крестьян Санкт-Петербурга.

В работах советских и современных исследователей по проблеме распространения грамотности среди «низших» сословий в Российской империи встречаются тезисы о низком проценте грамотных призывников как показателе состояния грамотности по стране в целом. Данные о неграмотных призывниках разнятся на десятки процентов [10: с. 34-39; 23; 27], при этом исследователи нередко ссылаются друг на друга, и порой трудно найти первоисточник приводимых сведений.

Данные Военно-статистического ежегодника за 1912 г. дают представление о грамотности призывников Русской армии того времени (табл. 10).

Таблица 10

Грамотность рядового состава Русской армии в момент поступления на действительную воинскую службу (1912 г.)1

Род войск Общая численность войск Грамотные Неграмотные

Пехота 823 288 566 638 68,8 % 256 650 31,2 %

Кавалерия 81 410 58 479 71,8 % 22 931 28,2 %

Казачьи войска 57 953 48 291 83,3 % 9662 16,7 %

Артиллерия 189 890 139 739 73,6 % 50 151 26,4 %

Инженерные войска 50 225 44 966 89,5 % 5259 10,5 %

Железнодорожные войска 9288 8824 95 % 464 5 %

Учреждения Военного ведомства 47 806 39 467 82,6 % 8339 17,4 %

В целом, по сухопутной армии 1 259 861 906 405 72 % 353 456 28 %

Заметим, что за время действительной воинской службы (3 года) процент грамотных повышался, поскольку в армии, в том числе и действующей, происходило обучение солдат навыкам военного дела, а неграмотных — чтению, письму, счету. В Русском военно-морском флоте грамотность матросов была значительно выше, чем в сухопутных войсках, поскольку этого требовали особенности службы. В обеих составляющих вооруженных сил Российской

империи доля крестьян среди рядового и унтер-офицерского состава составляла 82 % и в целом соответствовала доле крестьян в общем населении страны.

Свидетельством относительно высокой грамотности представителей крестьянского сословия могут стать дынные о проценте грамотных крестьян Санкт-Петербурга по переписи 1910 г.

Таблица 11

Крестьянское население Санкт-Петербурга и крестьяне из других губерний, зарегистрированные в городе (1910 г.)1

Общее число крестьян Грамотные крестьяне обоего пола Процент грамотных обоего пола Грамотное мужское население Процент грамотных мужского пола Грамотное женское население Процент грамотных женского пола

1 076 398 Мужчины — 595 596 Женщины — 480 802 664 289 61,7 444 436 74,6 219 853 45,7

Процент грамотных крестьян мужского пола в целом совпадает с уровнем грамотности призывников, хотя в таблицу 11 внесены данные о представителях всех возрастных групп крестьянского сословия, в том числе и детей 0-5 лет, которые в принципе не могли быть грамотными, что, естественно, уменьшало реальное число грамотных.

Численность студентов росийских вузов в 1890-1920-е гг. достигала 130 тыс. чел. Сравнивая эту цифру с количеством обучающихся в высшей школе в ряде европейских стран, некоторые советские и российские исследователи оценивают ее как незначительную. Однако сведения о численности студентов в той или иной стране далеко не всегда могут отражать общее состояние и уровень развития высшего образования. Например, в 1700 г. в университетах Германии обучалось около 9 тыс. студентов, а в 1811 — около 4 900. Таким образом, более чем через сто лет в Германии при значительном росте населения число студентов уменьшилось почти в два раза. В 1860 г. в Германии было 11 883 студента (рост за 160 лет составил 24,3 %), а численность всего населения увеличилась втрое [29: с. 157]. На основе этой информации можно сделать ошибочный вывод об отсутствии прогресса в высшем образовании Германии. Между тем 60-70-е гг. XIX в. — это период общепризнанного расцвета немецких университетов и немецкого образования в целом. Для сопоставления данных по численности студентов Российской империи с числом студентов в вузах двух ведущих европейских государств приведем таблицу 12.

Таблица 12

Численность студентов в ведущих государствах Европы (1908 г., 1914 г.)1

Российская империя Германская империя Франция

Численность населения 178 378 800 (1914 г.) 65 400 000 (1914 г.) 39 267 000 (1908 г.)

41 161 51 000 35 700

Число студентов по типам вузов (университеты) 102 384 (университеты) 11 000 (университеты) 6 000

(специальные вузы) (специальные вузы) (специальные вузы)

Всего студентов 143 545 (1914 г.) 62 000 (1914 г.) 41 700 (1908 г.)

Процент студентов

к численности 0,8 0,9 1

населения

Как видно из приведенных в таблице данных, численность студентов в Российской империи вполне сопоставима с численностью студентов двух европейских государств — Германии и Франции.

Важным аспектом, характеризующим развитие высшего образования в Российской империи, является проблема его доступности для женщин. Содержащиеся в историко-педагогической литературе утверждения о «темноте» и «необразованности» российской женщины, как уже было показано выше, спорны и нуждаются в пересмотре. Подтверждением этого суждения могут служить сведения о численности женщин-студентов в Российской империи (табл. 13). Всего были привлечены сведения по 40 высшим женским учебным заведениям. Основанием для отнесения учебного заведения к высшему послужил ряд критериев, прежде всего: требование при зачислении полного среднего образования у абитуриентов, университетский учебный курс и выдача при окончании диплома университетского образца.

Таблица 13

Численность слушательниц и женщин-студентов в Российской империи (январь 1917 г.)2

Тип учебного заведения Численность слушательниц и женщин-студентов в 1914 г. Численность женщин-студентов в 1917 г.

Общественные и частные высшие женские учебные заведения с университетским курсом 38 384 42 236

Императорские университеты 1 990 чел. (на 1907 г.) ?

1 Источники: [20: с. 66, 75; 26: с. 58, 118-119; 29: с. 156-157; 30].

2 Источники: [5; 24].

При подсчете численности слушательниц и студенток не были задействованы сведения по всем высшим учебным заведениям с совместным обучением и не учтена (ввиду отсутствия информации) численность по 8 строго женским высшим учебным заведениям. Таким образом, приводимые сведения не полны и реальные цифры превышают 50 000 женщин-студентов, а в целом доля женщин-студентов в высшей школе составляла более 30 %. По справедливому замечанию Б.Л. Бразоля — исследователя социально-экономического развития России периода правления Николая II, — Российская империя занимала первое место в Европе по числу женщин-студентов [3].

Анализ темпов роста числа учебных заведений и численности учащихся в России в начале XX в. позволяет утверждать, что этот рост был достаточно высоким и способствовал становлению Российской империи ведущей мировой державой.

Литература

1. Баку по переписи 22 октября 1903 года. Часть 1. Отд. 2. Занятия Бакинского населения / Под ред. В.Ф. Караваева. Баку, 1905. 227 с.

2. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР: историко-статистические очерки. М.: Статистика, 1964. 195 с.

3. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах. Минск: Полымя, 1991. 12 с.

4. Военно-статистический ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. 582 с.

5. Все высшие женские учебные заведения России. Необходимый справочник для женщин, стремящихся к высшему образованию. М., 1916. 48 с.

6. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.

7. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX -начала XX вв.). СПб.: Лисс, 1995. 1004 с.

8. Журавский А. Правда и мифы «школьного вопроса» в России // НГ-Религии. 2003. № 12. 16 июля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. 392 с.

10. Изонов В.В. Подготовка русской армии накануне Первой мировой войны // Военно-исторический журнал. 2004. № 10. С. 34-39.

11. Материалы по школьному образованию в России. ЦСК МВД. СПб.: Типо-лит. Н.Л. Ныркина, 1906. 63 с.

12. Образование в императорской России // Отечественные записки. 2002. № 1 (2). URL: http://magazines.russ.ru/oz/2002/1/bbb.html.

13. Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения. Т. 1-2. СПб.: Типо-лит. Н.Л. Ныркина, 1905. Т. 1. 268 с.

14. ОдинцовМ.И. «Школьный вопрос» в России // НГ-Религии. 2003. № 8. 21 мая.

15. Однодневная перепись начальных школ в Империи, произведенная 15 января 1911 года. Итоги по империи / Министерство народного просвещения. Вып. 16. Пг.: Уч. изд. М. Н. П., 1916.

16. Перепись Баку 1913 года. Ч. 3. Население. Вып. 2. Город Баку. Население по занятиям. Баку, 1916. 104 с.

17. Перепись детей школьного возраста города Томска / Под ред. М.Н. Соболева. Томск: Типо-лит. П.И. Макушина, 1904. 157 с.

18. Перепись населения г. Владивостока 1916 года. Вып. 2. Владивосток, 1917. 78 с.

19. Петроград по переписи 15 декабря 1910 года. Население / Под ред. В.В. Степанова. Пг.: Гор. тип., [191-]. 339 с.

20. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество Германии в 1890-1933 гг. М.: Новое лит. обозрение, 2008. 645 с.

21. Рубакин Н. Грамотность // Новый энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 14. СПб., 1913. С. 700-715.

22. Садвокасова З.Т. Русификаторская политика царизма в области образования нерусских народов // Отечественная история (Отан тарихы). 2008. № 1. С. 88-91.

23. Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. М.: РОССПЭН, 1999. 383 с.

24. Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1914 года. СПб., 1914. 173 с.

25. Статистический ежегодник 1922 и 1923 гг. Т. 8. Вып. 5. М., 1924. 356 с.

26. Статистический ежегодник России 1915 г. Пг.: ЦСК МВД, 1916. [отд. пагин. по главам].

27. Чернецовский Ю.М. Россия и Советский Союз в мировой политике ХХ века. Ч. 1: Конец XIX века - август 1939 года. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1993. 126 с.

28. Ященко Р.В. Развитие церковно-приходских школ России (вторая половина

XIX - начало XX века): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2005. 181 с.

29. McClelland Ch.E. State, Society and University in Germany 1700-1914. Cambridge: Cambridge University Press, 1980. 381 p.

30. Ringer F. Education and Society in Modern Europe. Bloomington and London: Indiana University Press, 1979. 370 p.

Literatura

1. Baku po perepisi 22 oktyabrya 1903 goda. Chast' 1. Otd. 2. Zanyatiya Bakinskogo naseleniya / Pod red. V.F. Karavaeva. Baku, 1905. 227 s.

2. Bogdanov I.M. Gramotnost' i obrazovanie v dorevolyucionnoj Rossii i SSSR: istoriko-statisticheskie ocherki. M.: Statistika, 1964. 195 s.

3. Brazol'B.L. Czarstvovanie imperatora Nikolaya II (1894-1917) v cifrax i faktax. Minsk: Poly'mya, 1991. 12 s.

4. Voenno-statisticheskij ezhegodnik za 1912 god. SPb., 1914. 582 s.

5. Vse vy'sshie zhenskie uchebny'e zavedeniya Rossii. Neobxodimy'j spravochnik dlya zhenshhin, stremyashhixsya k vy'sshemu obrazovaniyu. M., 1916. 48 s.

6. Gromy'koM.M. Mir russkoj derevni. M.: Molodaya gvardiya, 1991. 446 s.

7. Dyakin VS. Nacional'ny'j vopros vo vnutrennej politike czarizma (XIX - nachala

XX vv.). SPb.: Liss, 1995. 1004 s.

8. Zhuravskij A. Pravda i mify' «shkol'nogo voprosa» v Rossii // NG-Religii. 2003. № 12. 16 iyulya.

9. IvanovA.E. Vy'sshaya shkola Rossii v konce XIX - nachale XX veka. M., 1991. 392 s.

10. Izonov V.V. Podgotovka russkoj armii nakanune Pervoj mirovoj vojny' // Voenno-istoricheskij zhurnal. 2004. № 10. S. 34-39.

11. Materialy' po shkol'nomu obrazovaniyu v Rossii. CSK MVD. SPb.: Tipo-lit. N.L. Ny'rkina, 1906. 63 s.

12. Obrazovanie v imperatorskoj Rossii // Otechestvenny'e zapiski. 2002. № 1 (2). URL: http://magazines.russ.ru/oz/2002/1/bbb.html.

13. Obshhij svod po Imperii rezul'tatov razrabotki danny'x pervoj vseobshhej perepisi naseleniya. T. 1-2. SPb.: Tipo-lit. N.L. Ny'rkina, 1905. T. 1. 268 s.

14. OdinczovM.I. «Shkol'ny'j vopros» v Rossii // NG-Religii. 2003. № 8. 21 maya.

15. Odnodnevnaya perepis' nachal'ny'x shkol v Imperii, proizvedennaya 15 yanvarya 1911 goda. Itogi po imperii / Ministerstvo narodnogo prosveshheniya. Vy'p. 16. Pg.: Uch. izd. M. N. P., 1916.

16. Perepis' Baku 1913 goda. Ch. 3. Naselenie. Vy'p. 2. Gorod Baku. Naselenie po zanyatiyam. Baku, 1916. 104 s.

17. Perepis' detej shkol'nogo vozrasta goroda Tomska / Pod red. M.N. Soboleva. Tomsk: Tipo-lit. P.I. Makushina, 1904. 157 s.

18. Perepis' naseleniya g. Vladivostoka 1916 goda. Vy'p. 2. Vladivostok, 1917. 78 s.

19. Petrograd po perepisi 15 dekabrya 1910 goda. Naselenie / Pod red. V.V. Stepanova. Pg.: Gor. tip., [191-]. 339 s.

20. Ringer F. Zakat nemeczkix mandarinov. Akademicheskoe soobshhestvo Germanii v 1890-1933 gg. M.: Novoe lit. obozrenie, 2008. 645 s.

21. Rubakin N. Gramotnost' // Novy'j e'nciklopedicheskij slovar' F.A. Brokgauza i I.A. Efrona. T. 14. SPb., 1913. S. 700-715.

22. Sadvokasova Z.T. Rusifikatorskaya politika czarizma v oblasti obrazovaniya nerusskix narodov // Otechestvennaya istoriya (Otan tarixy'). 2008. № 1. S. 88-91.

23. Senyavskaya E.S. Psixologiya vojny' v XX veke: istoricheskij opy't Rossii. M.: ROSSPE'N, 1999. 383 s.

24. Spisok uchebny'x zavedenij vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshheniya (krome nachal'ny'x) po gorodam i seleniyam. Sostavlen k 1 yanvarya 1914 goda. SPb., 1914. 173 s.

25. Statisticheskij ezhegodnik 1922 i 1923 gg. T. 8. Vy'p. 5. M., 1924. 356 s.

26. Statisticheskij ezhegodnik Rossii 1915 g. Pg.: CSK MVD, 1916. [otd. pagin. po glavam].

27. Cherneczovskij Yu.M. Rossiya i Sovetskij Soyuz v mirovoj politike XX veka. Ch. 1: Konecz XIX veka - avgust 1939 goda. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta e'konomiki i finansov, 1993. 126 s.

28. Yashhenko R.V. Razvitie cerkovno-prixodskix shkol Rossii (vtoraya polovina

XIX - nachalo XX veka): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Volgograd, 2005. 181 c.

29. McClelland Ch.E. State, Society and University in Germany 1700-1914. Cambridge: Cambridge University Press, 1980. 381 p.

30. Ringer F. Education and Society in Modern Europe. Bloomington and London: Indiana University Press, 1979. 370 p.

A.N. Ryzhov

Problems of Literacy and Level of Education of the Population of the Russian Empire in 1897-1917

The article is devoted to a controversial issue in the history of Russian education — the problem of literacy and education of the population of the Russian Empire in the early

XX century. The article presents the statistical data reflecting the relatively high literacy rate of the population for a variety of age groups in different regions of Russia and the country as a whole. The author shows the ratio of students in the Russian Empire and several European countries, reflects the number of women students in higher educational institutions.

Keywords: education statistics; literacy of population; women's education; number of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.