Научная статья на тему 'Эволюция законодательства царской России о повышении грамотности населения страны, создании системы образования империи, подготовке и использовании кадров в системе министерства обороны и полиции (1800-1917 гг. )'

Эволюция законодательства царской России о повышении грамотности населения страны, создании системы образования империи, подготовке и использовании кадров в системе министерства обороны и полиции (1800-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЦАРСКОЙ РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АРМИИ И ПОЛИЦИИ / LEGISLATION OF TSARIST RUSSIA IN THE FIELD OF EDUCATION / LITERACY / EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA / TRAINING FOR THE ARMY AND POLICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаков Владимир Маркович, Мельник Елена Владимировна, Любковская Галина Александровна

Рассматриваются изменения законодательства Российской Империи в соответствии с Высочайшими указами в вопросах повышения общей и технической грамотности населения, создания учебных заведений для подготовки кадров в армии и полиции и системы образования России в XIX начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Исаков Владимир Маркович, Мельник Елена Владимировна, Любковская Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the law of Imperial Russia on increase of literacy of the population, the creation of the educational system of the Empire, the preparation and use of personnel in the Ministry of defense and the police (1800-1917)

The article deals with the changes in the legislation of the Russian Empire in accordance with The highest decrees in matters of General and technical literacy of the population, the creation of educational institutions for training in the army and police and the creation of the Russian education system in the XIX early XX century.

Текст научной работы на тему «Эволюция законодательства царской России о повышении грамотности населения страны, создании системы образования империи, подготовке и использовании кадров в системе министерства обороны и полиции (1800-1917 гг. )»

УДК 371.2

ББК 67.3(2) © В.М. Исаков, Е.В. Мельник, Г.А. Лобковская, 2018

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЦАРСКОЙ РОССИИ О ПОВЫШЕНИИ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ, СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМПЕРИИ, ПОДГОТОВКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ И ПОЛИЦИИ (1800-1917 гг.)

Владимир Маркович Исаков, доктор юридических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения

Московский областной филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» (143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево) E-mail: office@unity-dana.ru

Елена Владимировна Мельник, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры истории государства и права

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Галина Александровна Любковская, научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения

Московский областной филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» (143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматриваются изменения законодательства Российской Империи в соответствии с Высочайшими указами в вопросах повышения общей и технической грамотности населения, создания учебных заведений для подготовки кадров в армии и полиции и системы образования России в XIX — начале XX в.

Ключевые слова: законодательство царской России в сфере образования, повышение грамотности населения, система образования России, организация подготовки кадров для армии и полиции.

THE EVOLUTION OF THE LAW OF IMPERIAL RUSSIA ON INCREASE OF LITERACY OF THE POPULATION, THE CREATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE EMPIRE, THE PREPARATION AND USE OF PERSONNEL IN THE MINISTRY OF DEFENSE AND THE POLICE (1800-1917)

Vladimir M. Isakov, doctor of legal sciences, professor, senior researcher, Research and Editorial and Publishing Department Moscow Regional Branch of FGKOU VO «Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'» (143100, Moscow region, Ruzskiy rayon, pos. Staroteryayevo) E-mail: office@unity-dana.ru

Elena V. Melnik, candidate of legal sciences, associate professor, Deputy Head of the Department of History of State and Law Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru

Galina A. Lyubkovskaya, researcher of scientific research and editorial and publishing department Moscow Regional Branch of FGKOU VO «Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'» (143100, Moscow region, Ruzskiy rayon, pos. Staroteryayevo) E-mail: office@unity-dana.ru

Annotation. The article deals with the changes in the legislation of the Russian Empire in accordance with The highest decrees in matters of General and technical literacy of the population, the creation of educational institutions for training in the army and police and the creation of the Russian education system in the XIX early XX century.

Keywords: legislation of tsarist Russia in the field of education, literacy, education system of Russia, training for the army and police.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Исаков В.М., Мельник Е.В., Любковская Г.А. Эволюция законодательства царской России о повышении грамотности населения страны, создании системы образования империи, подготовке и использовании кадров в системе министерства обороны и полиции (1800-1917 гг.). Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):22-27.

В XVIII в. в России продолжается политика, заложенного еще Петром I развития начального образования, повышения грамотности всех слоев населения и создания учебных заведений по подготовке кадров для государственной службы и армии.

В течение первой четверти века по указам и Высочайшим разрешениям создаются в Москве Школа математических и навигационных наук (1701 г.), Артиллерийская школа (1701 г.), Медицинское училище, Инженерная школа, в 1715 г. Морская академия в Пе-

тербурге, цифирные школы. В 30-40-х гг. открываются гарнизонные школы для детей солдат, на Урале — горные школы для подготовки профессиональных кадров, открывается Кадетский дворянский корпус (1732 г.) с присвоением выпускникам офицерского звания, Артиллерийский, Морской, Пажеский кадетские корпуса.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) выходит Указ о расширении сети школ начального образования. Благодаря стараниям сенатора И.И. Шувалова согласно указу 1744 г. «О соединении в губерниях и провинциях арифметических и гарнизонных школ в одно место и обучение в них всякого чина людей, о бытии тем школам в ведомстве коменданта и о жалованье учителям» [1, с. 289] арифметические и гарнизонные школы объединяются, и учителя переводятся на жалованье казны. В 1755 г. основывается Московский университет с гимназией при нем, в 1758 г. — гимназия в Казани. В этот период наряду с расширением количества учебных заведений происходит разделение образования по градациям сословности в государстве.

В правление Екатерины II (1762-1796 гг.) проводится политика изменения структуры и функций сената, законодательно изменяются развитие начал сословности, утверждается принцип самоуправления в низах, создается комиссия из депутатов для узако-нивания законодательных актов в виде Уложения 1649 г. В 1775 г. издается «Учреждение для управления губерниями» и увеличивается количество губерний с 20 до 51, что помогает возрождению местного самоуправления. Продолжается политика воспитания нового поколения, которое должно в будущем заменить на государственных и управленческих постах устаревшие кадры. С этой целью создаются Воспитательные дома в Москве (1763 г.), Петербурге (1767 г.), артиллерийский и инженерный кадетские корпуса (1762 г.), отдельные закрытые институты для дворянок и девиц-горожанок (1764 г.), корпус чужестранных единоверцев (1775 г.), Шкловский кадетский корпус (1778 г.), 1-й и 2-й кадетские корпуса (1800 г.). Под руководством Императрицы создается система открытых народных училищ: малых (с двухклассным образованием) в уездных городах и больших (с четырехклассным образованием) — в губернских (Екатеринославе, Чернигове, Пскове, Пензе) [1, с. 327]. Это были первые ростки зарождающейся системы повышения общей грамотности населения Российской империи и созда-

ния средних учебных заведений для подготовки кадров для различных служб и хозяйства Империи.

Качественные изменения в становлении учреждений образования разного уровня подготовки происходят при императоре Александре I (1801-1825 гг.). При нем Манифестом от 8 сентября 1802 г. учреждаются восемь Министерств, в том числе МВД и Министерство народного просвещения [5, с. 243-248]. В 1819 г. образовывается Санкт-Петербургский университет, 24 января 1803 г. издаются «Предварительные правила народного просвещения» [1, с. 406], в соответствии с которыми закладываются новые принципы в системе образования. Рядом с университетами создается система средних и низших учебных заведений. Вводится бесплатное обучение на начальном низовом уровне и, самое главное, бессословность для учебных заведений. Всей системой образования ведает созданное Главное управление училищ. Училища разделяются на одно-классные приходские (вместо малых народных), трехклассные уездные, семилетние губернские, в том числе гимназии (вместо главных народных) и университеты.

12 декабря 1802 г. издается акт о создании университета в Дерпте, 18 мая 1803 г. — устав и общие положения Виленского университета и училищ округа, 16 апреля 1804 г. учреждается Санкт-Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет, в ноябре 1804 г. появляются уставы средних и низших учебных заведений, подведомственных университетам, образовываются Харьковский и Казанский университеты. Всем предоставляется свобода обучения в зависимости от местных условий, контроль возлагается на попечительские советы и стоящие над ними ученые советы при университетах. В 1804 г. образовано Ярославское высших наук училище (с 1868 г. — Демидовский лицей) на правах филиала университета. В период 1810-1820-х г. создаются первые привилегированные лицеи на правах средних университетских учебных заведений (Царскосельский, Ришельевский, Нежинский).

Император большое внимание уделяет подготовке детей дворян и среднего сословия в кадетских корпусах для службы в армии. Его Высочайшими указами создаются в 1806 г. Смоленский (с 1824 г. — Московский) кадетский корпус, в 1811 г. — Императорский Александровский лицей, в 1815 г. — Калишский, а в 1819 г. — Финляндский кадетский корпуса, в 1829 г. на базе Военно-сиротского дома Павловский кадетский корпус [6, с. 484-487].

Одновременно основываются военные училища: в 1801 г. — Тульское, в 1802 г. — Тамбовское, в 1813 г. — Омское, в 1825 г. — Оренбургское. С 1805 г. формируются губернские военные училища, а в 1823 г. — гвардейская школа прапорщиков. В 1832 г. образуется аудиторская школа в Санкт-Петербурге (с 1867 г. — военно-юридическое училище).

Всему этому способствовал приближенный Императора М.М. Сперанский. Он в октябре 1809 г. представил Императору Александру I план всеобщего государственного образования общества, которое разделил на три класса в соответствии с правами их представителей: «1) права гражданские общие, всем подданным принадлежащие; 2) права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены; 3) народ рабочий». Дворянству Сперанский отдавал все категории прав, причем права политические «не иначе как на основании собственности». Люди среднего состояния должны были иметь права гражданские общие, но не иметь особенных, а политические иметь «по их собственности». Народ рабочий должен был иметь общие права гражданские, но не иметь прав политических [1, с. 412]. Сперанский разумел под общими гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами — участие в государственном управлении. План Сперанского отвечал либеральным стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству. Кроме этого, М.М. Сперанский предложил в указах Императора о придворных званиях (3 апреля 1809 г.) и о чинах гражданских (6 августа 1809 г.) учитывать образование. Исполнение плана предполагалось начать с 1810 г., но Сперанский впал в немилость. Частично план начал выполняться другими.

С приходом на царствование Николая I (18251855 гг.) начинает проводиться политика против дворянского преобладания у власти путем привлечения к управлению государством других сословий подданных. Образовывается Министерство Императорского двора и целый ряд секретных комитетов, вырабатывающих новые концепции развития Империи. Такой секретный комитет (образован 6 декабря 1826 г.) под руководством председателя В.П. Кочубея и при активном участии М.М. Сперанского в 1830 г. предложил Императору общий план о состояниях (сословиях) и в 1837 г. по его плану учреждается Министерство государственных имуществ, округа, волости, сельские об-

щества. Образование в империи принимает все больше сословный характер. Большое внимание уделяется повышению грамотности крестьянских детей в приходских школах. Для этой цели было привлечено более 3 тыс. сельских учителей, и уже к 1855 г. число обучающихся составляло более 170 тыс. человек [1, с. 455]. Большое внимание уделяется православию и созданию при церквях церковно-приходских школ. Дети низших городских сословий готовятся в одноклассных приходских училищах, средних сословий мещан и купцов — в трехклассных, дети дворян — в гимназиях и лицеях. Это было закреплено школьным уставом 1828 г.

Надо отметить, что при Николае I были построены десятки тысяч верст шоссейных дорог, тысячи железнодорожного пути и телеграфа, создан кодекс, собрано и издано «Полное собрание законов Российской империи» в 40 томах (1830 г.), «Свод законов Российской империи» в 15 томах.

Император Николай I признавал организацию воспитания детей важнейшим государственным делом. Он продолжил поддержку многочисленных благотворительных заведений (240), созданных супругой Павла I императрицей Марией Федоровной, в которых было 170 тыс. призреваемых и 23 тыс. учащихся.

Он учредил особый комитет «для сличения и уравнения уставов учебных заведений и определения курсов учения в оных» под председательством Министра народного просвещения А.С. Шишкова» [1, с. 463]. К бывшим учебным округам по «Положению об учебных округах» 1835 г. были присоединены (в связи с открытием там в 1834 г. университета Святого Владимира) Киевский, затем Варшавский (1839 г.) и Кавказский (1848 г.) университеты. В 1835 г. утверждается «Общий устав Императорских Российских университетов», вводивший ограничения на автономное управление университетами и устанавливающий полицейский надзор за студентами. За период царствования Императора количество православных школ и семинарий возросло со 111 до 271.

Большое внимание Императором уделяется созданию технических учебных заведений, которых за период царствования было открыто 14. Кроме того, открываются училища по другим направлениям.

В 1830 г. выходит постановление об образовании действующей армии. Происходят многочисленные преобразования в армии, уделяется значительное внимание укреплению обороноспособности Империи. Все это требовало огромного количества подготовленных

гражданских и военных специалистов, а также грамотности рекрутов, призываемых в армию. В связи с этим все больше внимания начинает уделяется военному образованию. В 1830 г. для военных учебных заведений было введено «Общее положение и устав», учреждаются военная и морская академии. В этот период в структуру высших учебных заведений России входят: Военная академия генерального штаба, Михайловская артиллерийская, Николаевская инженерная, Александровская военно-юридическая, Императорская военно-медицинская, Интендантская, Николаевская морская академии, Морской корпус, Морское инженерное училище [3, с. 68-85]. Численность выпускников академий составляла в 1825 г. 25 человек, в 1839 г. — 141, в 1863 г. — 218, в 1884 г. — 347, в 1912 г. — 609 [3, с. 288-293].

Аналогичная обстановка сложилась и в царской полиции. В связи с постоянно меняющимися задачами, стоящими перед Министерством внутренних дел, курируемыми направлениями экономики и деятельности государственных структур, изыскиваются способы привлечения подготовленных кадров и специалистов из других министерств в полицию и подготовки новых кадров. Это было дешевле для государства, чем создание новых специализированных учебных заведений, требующих больших финансовых средств и продолжительного времени.

В период становления полиция комплектуется бывшими военными кадрами, которые в процессе совместной службы в полиции перенимают друг у друга опыт, затем организуется курсовая подготовка отдельных категорий служащих полиции, но вопрос назначения руководителей МВД и полиции решается только за счет кадров государственной системы образования, в том числе и военной. Это обуславливается уникальностью нашего государства во всех периодах его становления [8, с. 484].

В императорской России за все время ее существования не было создано ни одного высшего или специального учебного заведения для обучения полицейских кадров. Большинство высших руководителей полиции не имели юридического или специального образования. «Только треть министров имело высшее образование, еще треть получило начальную юридическую подготовку в кадетских и иных военных учебных заведениях. Из 35 руководителей столичной полиции лишь шестеро имели высшее образование, 17 директоров Департамента полиции из 19 имели

профильную высшую юридическую подготовку» [6, с. 484-487]. Это позволило образованным и культурным руководителям департаментов, не имеющим опыта работы в этом направлении, глубоко вникнуть в суть поставленных Императором задач по созданию полицейской системы в России и руководству хозяйством Империи.

С приходом к власти наследника — Александра II (1855-1881 гг.) дела по реформированию Империи были продолжены, в том числе и в области образования и повышения грамотности населения. Камнем преткновения в повышении грамотности населения было крепостное право, которое Манифестом Императора от 19 февраля 1861 г. было отменено, и 22 млн помещичьих крестьян были освобождены от почти трехсотлетней крепостной кабалы. Согласно принятому закону «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» устанавливается новый порядок крестьянского общественного управления. В 1862 г. выходит ряд предложений правительства по реформированию судебной части, преобразованию полиции, об устройстве народных школ и о системе народного образования. Этот период характеризуется ростом грамотности населения, расширением сети учебных заведений и наличием возможностей обучения широких слоев населения.

В 1863 г. издается университетский устав, вводящий управление университетом выборной коллегией профессоров. Коллегии предоставлялось право рассматривать кандидатов на должности руководителей кафедр с утверждением их министром или попечителем округа. Вводится университетский суд для рассмотрения проступков студентов. 19 ноября 1964 г. вводится устав гимназий и прогимназий, разделяющий их на классические и реальные. Положением о начальных народных училищах (1864 г.) управление начальным образованием передается особым губернским и уездным училищным советам с включением в них представителей земства. Все эти меры правительства Империи были направлены на передачу управления всеми вопросами жизни местной волостной и земской власти, в том числе и в вопросах образования. Манифестом от 1 января 1874 г. вводится всесословная воинская повинность. В этот же период происходят преобразования военных кадетских корпусов в военные гимназии, преобразуются духовные семинарии, образуются женские гимназии, медицинские курсы, высшие образовательные курсы для женщин,

открываются Новороссийский (1865 г.), Варшавский (1865 г.), Томский (1889 г.) университеты [1, с. 582].

Во время царствования Александра III внимание правительства уделяется укреплению управления на местах, улучшению положения крестьян, переселению крестьян в Сибирь и Среднюю Азию и созданию для них необходимых условий для жизни, хозяйствования и торговли. Вводятся правила найма на сельские и фабричные работы, контролирующие их выполнение инспектора. В связи с возросшей потребностью в специалистах для промышленности создаются промышленные и реальные училища, поощряется частный почин во всех вопросах производства, торговли и обучения. Государством в этот период осуществляются громадные проекты (железная дорога через Сибирь к Владивостоку и другие). В этих условиях при отсутствии достаточного финансирования и необходимого количества учителей к обучению было привлечено более массово духовенство.

С приходом на престол Николая II в мае 1881 г. продолжается политика царя и государства, начатая отцом Александром III, на планомерную заботу о благе России, в отношении просвещения народа и подготовки кадров для государственной службы и промышленности. Однако в области образования (с 1884 по 1888 г.) происходит отмена выборности руководства университетов и возвращение к управлению университетами государством, издается новый университетский устав, вводится выпускной государственный экзамен, одновременно открываются Томский (1888 г.) университет и технологический институт в Харькове, узакониваются и получают дальнейшее развитие школы грамотности. С 1887 г. государство начинает выдавать земствам денежные кредиты на создание школ. По данным Комитета Грамотности (1894 г.), школ грамотности и начальных училищ в этот период насчитывалось более 60 тыс., в них обучалось около 3 миллионов учащихся [10, с. 44]. По переписи 1897 г. грамотность (умение писать и читать) населения России составила 21%. Император и правительство понимали, что для повышения грамотности населения России требовался закон о всеобщем обязательном обучении. На принятие закона некоторый отпечаток наложила русско-японская война 1904-1905 гг. и революция 1905-1906 гг. Тем не менее в этот период издаются манифесты о веротерпимости, о даровании русскому населению основ гражданских свобод (17 сентября 1905 г.), открыва-

ется впервые Государственная дума (17 апреля 1906 г.). В Думе ставится вопрос о принятии закона о всеобщем начальном образовании, и, хотя он не был полностью принят, отдельные положения его вводятся в действие. На основании этого закона увеличивается государственное финансирование и вводится бесплатное начальное образование (закон от 3 мая 1908 г), но не всеобщее. В 1910 г. устанавливается для начальных школ 4-летний срок обучения. Перепись 1911 г. показала рост количества начальных училищ до 100 295 (из которых 59 682 относится к Министерству Народного Просвещения, 37 922 — к Духовному ведомству), в них уже обучается в два раза больше учащихся (более 6 млн), чем в 1894 г. К 1914 г. количество начальных учебных заведений увеличивается до 123 745, средних — до 1778, в том числе 813 мужских и 965 женских. Высшая школа насчитывала 63 учебных заведения, в которых на конец 1917 г. обучалось более 135 тыс. студентов [3, с. 254]. Накануне Первой мировой войны в университетах, высших технических, военно-инженерных и других училищах обучалось около 45 тыс. специалистов, что позволило России быстро наверстать и создать необходимый военно-технический потенциал после войны 1905 г. [9, с. 44].

Как видим, в период с середины XVIII и до начала XX в. Россия сделала значительные шаги в преодолении своего отставания в грамотности населения и подготовке кадров для государственной службы и армии (полиции), экономики Империи на основе Высочайших указов, изменив старые или приняв новые законодательные или ведомственные акты, позволяющие в относительно короткие сроки (около двух столетий) создать систему высшего общего, высшего специального, среднего, начального образования населения Империи и дать возможность представителям всех сословий повышать грамотность или получать образование. Империя прошла путь от крепостничества до прогрессивного государства с предоставлением народу гражданских свобод и привлечением населения к участию в законодательстве. Становление системы образования в России шло по трем направлением и нескольким этапам. Это создание учебных заведений по повышению грамотности простого народа, учебных заведений для подготовки кадров для экономики, хозяйства и промышленности, учебных заведений для подготовки кадров для государственной службы и силовых структур. Вся работа

по становлению системы образования России прошла этапы от налаживания низшего и среднего образования с переходом к этапу количественного увеличения учебных заведений и обучаемых, создания системы среднего и высшего профессионального образования и передачи управления в низы на места, а также к этапу перехода на всеобщее бесплатное образование.

Фактически эту работу можно оценить на примере Рузского уезда Московской губернии, который принадлежал к разряду малых патриархальных и находился на удалении 81 -й версты по железной дороге и 115-й по грунтовой. В самом г. Рузе с населением 2349 человек [5, с. 11] было четыре церкви, одно уездное училище. В 1853 г. открылось мужское приходское училище на 74 человека, в 1864 г. — женское городское на 90 человек [9, с. 173]. Всего было открыто пять низших учебных заведений. В уезд входило два стана по пять волостей. Всего в первом стане было 213 крестьянских поселений и 60 имений и усадьб, во втором — 204 и 52 соответственно. На этих территориях в разное время были открыты и обучали население следующие учебные заведения: в каждой волости земские (всего в уезде 45) и церковноприходские училища и школы (всего в уезде 15), библиотеки и читальни, библиотеки народной трезвости (всего 23), школа грамоты Кирилло-Мефодиевского православного братства [11]. Управление учебными заведениями и материальная поддержка детям из низших сословий (до 250 руб. на обучение) осуществляла земская управа [9, с. 174]. Такое количество учебных заведений для столь маленького, удаленного и не очень развитого уезда говорит о том, что почти все население страны, кроме окраин России, имело возможность обучаться грамоте и получать профессиональное образование для работы в ремесле и на мелких предприятиях уезда.

Созданная система образования России отражает ту гигантскую работу в течение двух столетий, которую провели под руководством Императоров прогрессивные деятели царского правительства.

После революции 1917 г. Советское правительство многое из этого опыта взяло в основу своей работы по ликвидации безграмотности населения и подготовке необходимого количества кадров для Советского государства. Поэтому мы смогли к 40-м г. создать необходимую тяжелую промышленность и подготовить кадры для победы в Великой Отечественной войне.

Литература

1. Божеринов И.И. Романовы. Триста лет. М., 2008. С. 289, 327, 406-407.

2. Беляева Г.Н. Рузский уезд на стыке двух веков // Красное знамя. 2002. 16 нояб.

3. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начала XX века. М., 1991. С. 254.

4. МашкинН.А. Высшая военная школа Российской империи XIX — начала XX века. М., 1997. С. 288-293.

5. ПСЗ Российской империи. Собр. 1. Т. XXVII.

6. Министерство Внутренних дел. 1802-1902. Исторический очерк. СПБ., 1901.

7. Население империи по переписи 28-го января 1897 г. по уездам / Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. СПб., 1897. С. 11.

8. Рогов М.А. История учебных заведений МВД, МЧС, МИНЮСТА России в выпускных и памятных знаках. М., 2010. С. 18-33, 484-487.

9. Рузский край. М., 2008. Т. 2. С. 173, 174.

10. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009. С. 44.

11. Школьная сеть Рузского уезда Московской губернии. М., 1909.

References

1. Bozherinov I.I. Romanovy. Trista let. M., 2008. S. 289, 327, 406-407.

2. Belyayeva G.N. Ruzskiy uyezd na styke dvukh vekov // Krasnoye znamya. 2002. 16 noyab.

3. Ivanov A.E. Vysshaya shkola Rossii v kontse XIX — nachala XX veka. M., 1991. S. 254.

4. Mashkin N.A. Vysshaya voyennaya shkola Rossiys-koy imperii XIX—nachala XX veka. M., 1997. S. 288-293.

5. PSZ Rossiyskoy imperii. Sobr. 1. T. XXVII.

6. Ministerstvo Vnutrennikh del. 1802-1902. Isto-richeskiy ocherk. SPB., 1901.

7. Naseleniye imperii po perepisi 28-go yanvarya 1897 g. po uyezdam / Pervaya vseobshchaya perepis' na-seleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. SPb., 1897. S. 11.

8. RogovM.A. Istoriya uchebnykh zavedeniy MVD, MCHS, MINYUSTA Rossii v vypusknykh i pamyat-nykh znakakh. M., 2010. S. 18-33, 484-487.

9. Ruzskiy kray. M., 2008. T. 2. S. 173, 174.

10. Saprykin D.L. Obrazovatel'nyy potentsial Rossiyskoy Imperii. M., 2009. S. 44.

11. Shkol'naya set' Ruzskogo uyezda Moskovskoy gubernii. M., 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.