Научная статья на тему 'Социальные критерии грамотности населения Российской империи XIX – начала ХХ века'

Социальные критерии грамотности населения Российской империи XIX – начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4794
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ШКОЛА / ВСЕОБЩАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / ГРАМОТНОСТЬ / ДИНАМИКА ГРАМОТНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ / УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна

В статье рассмотрены исторические условия распространения народной школы в Европейской России XIX – начала XX века. На основе статистических данных определены и проанализированы критерии грамотности населения Российской империи: экономический, политический, сословный, гендерный, географический, этнический, конфессиональный и возрастной. Применение графического метода позволило проследить динамику грамотности на протяжении указанного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CRITERIA OF THE LITERACY OF THE RUSSIAN EMPIRE XIX – EARLY XX CENTURY

The article describes the historical conditions of spreading of public schools in European Russia XIX – early XX century. Based on statistics identified and analyzed the criteria of literacy of the Russian empire: economic, political, estates, gender, geographic, ethnic, confessional and age. The use of the graphical method allows tracing the dynamics of literacy throughout the period.

Текст научной работы на тему «Социальные критерии грамотности населения Российской империи XIX – начала ХХ века»

УДК 37.012.2

Щербакова Е.В.

Оренбургская епархиальная православная гимназия им. св. прав. Иоанна Кронштадтского

E-mail: imprimatur56@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В статье рассмотрены исторические условия распространения народной школы в Европейской России XIX - начала XX века. На основе статистических данных определены и проанализированы критерии грамотности населения Российской империи: экономический, политический, сословный, гендерный, географический, этнический, конфессиональный и возрастной. Применение графического метода позволило проследить динамику грамотности на протяжении указанного периода.

Ключевые слова: народная школа, всеобщая перепись населения, грамотность, динамика грамотности, социальные критерии, уровень грамотности.

Социальные процессы, происходившие в России конца XIX - начала XX века, сходны с современными: политическая перестройка, идеологические поиски, экономический подъем и в то же время противоречивые настроения в обществе (жажда перемен, недовольство материальным положением, недоверие к власти). Именно в XIX и начале XX века предпринимаются активные попытки со стороны правительства и мыслящей интеллигенции улучшить состояние народного образования: реформируется народная школа, открываются новые типы учебных заведений, которые являлись доступными для всех слоев населения.

При историко-педагогическом анализе указанного периода необходимо учитывать основные социальные критерии, влияющие на уровень грамотности населения. Среди таких критериев стоит особо отметить экономический, политический, сословный, гендерный, географический, этнический, конфессиональный и возрастной.

Экономический критерий. XIX - начало XX века характеризуется как время экономического подъема России. Наблюдается бурный рост городов как индустриального, так и торгового значения. Россия выходит на международную арену как ведущая промышленная страна (хотя по-прежнему основным экспортным товаром являлась сельскохозяйственная продукция) [3, с. 7-9]. Эти факты подтверждают необходимость реформирования образования: государству нужны специалисты разного профиля, уровня образования (от рабочего с низкой квалификацией до инженера). Грамотность населения является одним из определяющих усло-

вий стабильного развития России, и, вследствие этого, должны функционировать учебные заведения всех ступеней: от элементарной школы грамоты, среднего специального, дающего конкретную профессию до университета.

Политический критерий. В политическом плане Российская империя - монархическое государство. Важно отметить неоднозначность внутриполитических процессов, происходивших в стране: с одной стороны, в России все больше распространялись и становились популярными социополитические идеи западного мира, с другой стороны, усиливалась государственная реакция на такие «неблаготворные западные идеалы» [6]. На русскую педагогику оказывали сильное влияние обе стороны. Прогрессивные идеи быстро находили своих приверженцев среди русской интеллигенции, в том числе учителей. Но государственную поддержку получали чаще традиционные православные принципы, которые легли в основу народной школы.

Возникновение и функционирование народных школ, а также подготовка для этих школ учителей тесно связана с политическими процессами, происходившими в России во второй половине XIX века. Многие внутриполитические реформы отразились на развитии образования. Одной из центральных реформ XIX столетия стала отмена крепостного права. Именно эту реформу можно считать определяющей в деле создания народных школ и развития всеобщего образования. В приведенных таблицах и графиках время проведения этой реформы является рубежом между стабильно низкими показателями и уверенным развитием уровня грамотности.

Сословный критерий. Под сословным критерием мы имеем в виду зависимость индекса грамотности от принадлежности группы людей к тому или иному сословию. Чтобы лучше представить сословную картину в Российской империи в конце XIX века, приведем данные всеобщей переписи населения, проведенной в 1897 году. На основе статистических данных, описанных д. и. н. А.Н. Бохановым [5, с. 495498] составлена таблица 1.

Таблица 1. Сословный состав Российской империи в конце XIX в.

Сословие Число чел-к (млн) % от общ. числа

Дворянство 1,2 1

Духовенство 0,6 0,5

Почетные граждане 0,35 0,3

Купцы 0,28 0,2

Мещане 13,3 10,6

Крестьяне 100 80

Остальные 9,27 7,4

По данным всеобщей переписи, которая была проведена в интересующий нас период (в конце XIX века - 1897 году), в России проживало более 125 млн человек.

Из таблицы хорошо видно, что Россия действительно считалась аграрной страной, так как 100 млн жителей - крестьяне, что составляло 80% от общего числа населения. Можно предположить, что эти 80% были самыми малограмотными среди других сословий.

Второй по численности группой населения являлись мещане (мелкие домовладельцы, горожане-ремесленники, квалифицированные рабочие). Несмотря на то, что мещане - городские жители, уровень грамотности был далек от 100%. Образованными были зачастую лишь мужчины - главы семейств, однако к этому сословию относились их жены и дети, которые не всегда были обучены грамоте.

Стоит отметить, что на протяжении XIX века мещане получали доступ не ко всем ступеням образования. Так, при Александре III вступил в силу циркуляр, в котором содержались рекомендации не принимать в гимназии детей мелких лавочников, ремесленников, кучеров, прачек и т. д. [5, с. 449]. Но такие дети могли учиться в реальных гимназиях. Главная разница заключалась в том, что реальные гимназии не открывали доступ в высшее учебное заведе-

ние. Тем не менее все городские обыватели могли получить специальность и заняться достойной работой.

Третьей по численности являлась группа «остальные». Под «остальными» понимались инородцы и люди, не указавшие свою сословную принадлежность. Процент образованности среди иностранцев был достаточно высок, но говорить о грамотности всех «остальных» нельзя. Дело в том, к этой группе во второй половине XIX века относили и появляющийся (но еще не выделившийся в отдельное сословие) рабочий класс. Рабочие идентифицировали себя с крестьянами, но чаще всего вообще не определяли себя к какому-либо сословию. Таких в империи насчитывалось 2776504 (или 2,16% от общего числа населения) человек [10, C. VIII, табл. III]. Грамотных рабочих даже в крупных городах было меньшинство [6, с. 447-449].

Одним из самых грамотных сословий можно считать дворянство, составляющее всего 1% населения России. Этому сословию были доступны все формы получения образования, начиная от домашнего обучения и заканчивая высшим (в том числе - за рубежом).

Особым сословием в России выступало духовенство. Священники получали хорошее образование в специальных учебных заведениях: духовных училищах, семинариях, академиях. Стоит отметить, что число священнослужителей (по сравнению с современным состоянием) было достаточно высоко - 0,6 млн или 0,5 процента. Мы подсчитали, что на одного священника приходилось около 200 человек. Конечно, 0,6 млн включало и членов семей, но стоит помнить, что в 125 млн всех жителей страны входили инородцы и иностранцы. Важно отметить, что священнослужители, особенно сельские, играли важную роль в деле распространения грамотности: часто они являлись не только пастырями, но и учителями.

Из данных таблицы видно, что остальные сословия были значительно меньше (купцы и почетные граждане). Они составляли 0,5% от общего процента жителей. Однако, на основе изученных архивных данных по Оренбургской губернии, можно сказать, что среди этих сословий сконцентрировался большой процент грамотных людей.

Таким образом, из показателей таблицы 1 очевидно, что: 1) самым многочисленным сосло-

вием было крестьянство, и Россия являлась аграрной страной, 2) в стране зарождался рабочий класс, 3) в Российской империи был достаточно высок процент священнослужителей.

Тендерный критерий. Под тендерным критерием мы понимаем соотношение в процентах количества грамотных мужчин и женщин. Этот критерий является одним из определяющих показателей грамотности. На основе статистических данных всеобщей переписи населения [9] составлена таблица 2, произведены расчеты показателей в процентах.

В таблице приведены данные по количеству грамотных человек во всей России, включая все сословия.

Общий процент грамотных людей в России был очень мал - всего 20,8, то есть из 125,6 млн человек грамотными были лишь 26,5 млн.

Из приведенных данных видно, что на уровень грамотности существенно влиял гендер-ный признак. Из 26,5 млн грамотных человек 18,3 млн были мужчинами, и только 8,2 млн -женщинами. При этом количество мужчин и женщин расходится не в значительной степени, и на расчеты это расхождение не оказало существенного влияния.

Мы подсчитали процентное соотношение между грамотными мужчинами и женщинами:

70/30. Этими данными подтверждается предположение о том, что даже среди сословий, которым было доступно образование (мещане, купцы, почетные граждане, духовенство), грамоте обучались преимущественно мужчины.

Тем не менее общий процент грамотных мужчин был также невысок. Расчеты, приведенные в четвертой графе, доказывают этот факт. Из 62,4 млн мужчин грамотными были всего 29%. У женщин этот процент еще ниже: из 63,1 млн, обученных грамоте, числилось 12%.

Таким образом, данные таблицы могут указывать на: 1) уязвимость сословий в деле получения образования: 2) гендерную направленность образования, ориентированную на мужчин.

Географический критерий. Под географическим критерием мы понимаем соотношение в процентах количества грамотных людей, проживающих в городе и селе.

Известный историк, социолог Б.Н. Миронов провел исследование изменения показателей грамотности населения Европейской России в XIX веке [8, с. 82]. Из его исследования мы взяли часть интересующих нас данных и отразили их на рисунке 1; динамика роста грамотности населения отображена в процентах.

Население разделено по географическому (сельское/городское) и гендерному признаку.

Рисунок 1. Грамотность населения Европейской России в 1797-1917 гг., в возрасте старше 9 лет Таблица 2. Общие показатели грамотности населения России в конце XIX века

Пол Кол-во человек (всего) Грамотных (кол-во чел.) Грамотных от кол-ва чел. (всего, %) % грамотных от общего кол-ва грамотных

Мужской 62477348 18318812 29 70

Женский 63162673 8250773 12 30

Оба пола 125640021 26569595 20,8 100

Изменения уровня грамотности прослеживаются с 1797 по 1917 год.

На рисунке приводятся проценты от общего числа жителей Европейской России. На момент переписи населения в 1897 году в этой части страны проживало 93442864 человек [11], или 74,3% всего населения. Отметим, что примерно такой же процент сохранялся на протяжении всего XIX века.

На рисунке представлены четыре кривые, каждая из которых соответствует динамике грамотности населения. Динамика указана в процентах от общего количества населения. Мы условно разделили горизонтальную ось координат на два промежутка: с 1797 по 1857 год, с 1857 по 1917 год. 1857 год делит ось ровно на две части. Кроме того, разделение оси на две части позволяет нам сделать выводы о влиянии крестьянской реформы на народное образование. 1857 год наиболее близок ко времени отмены крепостного права (точных данных на 1861 год у нас не имеется).

Следует отметить, что сельское население в данном случае отражает лишь географический признак, а не сословный. То есть к сельскому населению относятся не только крестьяне, но и священники, дворяне, проживающие за пределами города.

Кривая 1 соответствует уровню грамотности сельского мужского населения с 1797 по 1917 год. К началу XIX века процент грамотных мужчин был предельно низок, всего 6%. Школ, где обучались крестьянские дети, было очень мало, качество преподавания оставляло желать лучшего, а дети быстро забывали грамоту.

С 1857 по 1917 год график уверенно начинает стремиться вверх и вырастает на 34% до отметки 53%. На процесс роста грамотности сельского населения (крестьянской части) существенно повлияла отмена крепостного права. В результате этой реформы крестьяне вместе со свободой приобрели возможность получать образование.

Кривая 2 демонстрирует состояние грамотности женского сельского населения. На протяжении первого промежутка процент грамотности изменяется незначительно и не превышает 10%. Всего за 60 лет показатель вырос на 5%.

С 1857 по 1917 год процент грамотности среди сельских женщин вырос на 13, причем активно расти он начал лишь с 1897 года. Этот

факт связан с реформированием образования: роль женщины в обществе пересматривается, в Российской империи стали открываться женские учебные заведения.

График не отражает влияния крестьянской реформы на женское образование в селе. Но отмена крепостного права все-таки положительно сказалась на женском образовании в сельской местности, результат этого влияния стал очевиден не сразу и лишь в совокупности с общей реформой женского образования в России [1].

Кривая 3 соответствует грамотности мужского городского населения. Можно отметить постоянный рост грамотности на протяжении всего века.

С 1797 по 1857 год процент грамотных мужчин в городе вырос на 24, с 1857 по 1917 год на 27. К концу 1917 года грамотность среди мужчин достигает 80%.

Стабильный рост показателя свидетельствует об относительной доступности образовательных учреждений к концу XIX века большей части социальных групп города.

На кривой 4 отражен показатель грамотности женского городского населения. Хотя исходный показатель среди женщин ниже на 17%, чем у мужчин, очевиден его рост. За первый промежуток грамотность выросла на 18%, за второй - на 31%. Из графика видно, что интенсивный рост грамотности среди городских женщин начинается примерно с 1877 года, когда правительство стало уделять пристальное внимание женскому образованию вообще.

Таким образом, из данных графика очевидно, что самым грамотным слоем в российском обществе были городские жители, в частности мужчины. Самый уязвимый в плане грамотности слой - сельские женщины.

Подсчитав среднее арифметическое между процентом грамотности в городе и селе, получаем: к 1917 году средняя грамотность в селе составляла 38%, в городе - 70,5%. Таким образом, разница заключалась в 32,5%.

Из графика отчетливо видна динамика грамотности на протяжении всего столетия как среди сельского и городского населения, так и среди мужчин и женщин.

Этнический критерий указывает на зависимость индекса грамотности от принадлежности группы населения к той или иной национальности. Россия всегда являлась многонаци-

ональной страной. Важно отметить, что грамотность среди нерусского населения к концу XIX века была колоссально низкой - всего около 5% [12, с. 307]. В связи с этим народные школы стали создаваться не только в Европейской России, но и в Азии. Миссия по распространению грамотности среди этих народов была возложена на губернии, граничащие с территориями азиатских племен. Таким образом, этнический фактор также принимался во внимание при разработке проектов всеобщего образования.

Конфессиональный критерий тесно связан с этническим. Религиозная обстановка наглядно представлена в таблице 3 «Конфессиональный состав Российской империи на 1987 год». Таблица составлена на основе первой всеобщей переписи населения 1987 г. [11, таблица XII. Распределение населения по вероисповеданиям].

Таблица 3. Конфессиональный состав Российской империи на 1887 г.

Вероисповедание Кол-во % от общего числа

Православные и единоверцы 87 123 604 69,4

Старообрядцы 2 204 596 1,8

Армяно-григориане 1 179 241 0,9

Римско-католики 11 467 994 9,1

Лютеране 3 572 653 2,8

Остальные христианские исповедания 237 078 0,2

Иудеи 5 215 805 4,2

Магометане 13 906 972 11,1

Буддисты и ламаисты 433 863 0,3

Остальные нехристианские исповедания 285 321 0,2

Православных насчитывалось 87,1 млн (69,4%), католиков - 11,5 млн или 9,1% мусульман в России насчитывалось 13,9 млн человек, или 11,1%, иудеев - 5,2 млн или 4,2%. Несмотря на то, что Российская империя - государство многонациональное и поликонфессиональное, подавляющая часть населения исповедовали христианство православного толка, православие считалось государственной религией. Соответственно, в учебных заведениях учитывались в первую очередь интересы православных учащихся, программы обучения строились на основе христианского вероучения, православные христиане получали возможность обучаться во всех типах школ (при подходящих осталь-

ных социальных характеристиках), тогда как иудеи, мусульмане и др. могли поступить лишь в специальные учебные заведения. При анализе архивных документов [14] был обнаружен тот факт, что многие абитуриенты и студенты скрывали свое вероисповедание, чтобы получить возможность обучаться в семинариях и университетах. При обнаружении таких фактов в XIX веке студенты исключались, а по образовательным заведениям учебных округов России рассылались списки с фамилиями для лишения возможности поступления в другие учебные заведения. Таким образом, конфессиональный критерий оказывал значительное влияние на состояние грамотности населения России.

Возрастной критерий показывает зависимость грамотности от возраста. Влияние возрастного критерия на уровень грамотности в указанный период описан деятелем народного просвещения Н.А. Корфом [7]. Корф отмечает взаимосвязь возраста и места проживания с уровнем грамотности. Так, чем старше городской житель, тем образованнее он оказывается, но, чем старше сельский житель - тем меньше он грамотен. Связанно это в первую очередь с памятью. Крестьяне, как правило, получали элементарное образование в детстве в течение 2-3 лет. Далее практически вся грамота забывалась, и к 20 годам юноша затруднялся решить элементарные арифметические задачи. Стоит отметить, что рассматривать этот критерий возможно лишь в совокупности с другими (географическим, сословным). Он не является определяющим для большинства сословий и играет роль лишь для крестьян.

Социальные критерии создали условия для осуществления государственного проекта в области всеобщего образования. Основой проектной деятельности стало создание системы народной школы. Народными школами в дореволюционной России называли начальные училища, доступные для широких масс. Народные школы появились еще до отмены крепостного права, но не получали широкого распространения, так как образование крестьян часто зависело от помещика. С 1864 года к народным школам (училищам) отнесены начальные школы всех ведомств, частных лиц и общественных организаций, а также воскресные школы.

Таким образом, цель народной дореволюционной школы - научить человека из любого сословия грамоте.

В 1864 году, сразу после крестьянской реформы, когда народная школа стала играть ключевую роль в привлечении населения к обучению, пересматривается устав и программа обучения народных училищ, разрабатывается «Положение о начальных народных училищах».

Программа обучения в начальных народных одноклассных училищах всех ведомств неоднократно пересматривалась и к концу XIX века включала в себя следующие дисциплины: Закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение [13, с. 163]. В городских училищах программа была расширена и состояла из Закона Божия, чтения и письма, русского языка и церковнославянского чтения, арифметики, практической геометрии, рисования и черчения, отечественной истории и географии, естествоведения, пения и гимнастики [13, с. 163]. Из программы очевидно, что большая часть народных школ была рассчитана на русское население православного вероисповедания.

В начале XX века сеть народных школ значительно расширилась. К 1900 году в нее входили одноклассные и двухклассные церковноприходские школы, сельские одноклассные и двухклассные народные училища, а также городские училища [2, с. 330]. В 1912 году городские училища были преобразованы в высшие начальные училища с 4-годичным сроком обучения [2, с. 331]. Такие училища стали открываться и в селах [2, с. 331]. К 1914 году только в начальных народных школах обучалось около 9 млн 31 тысячи человек из 9 млн 656 тысяч учащихся всех общеобразовательных школ

[4, с. 169]. Этот факт является подтверждением того, что начальная народная школа заняла прочное место в системе образования страны и оставалась единственной доступной для всех слоев населения.

Таким образом, в Российской империи на протяжении XIX века политика правительства в области образования существенно менялась. В первой половине XIX века отмечалось слабое развитие системы образования, что проявлялось в уязвимости низших сословий, мизерном количестве народных школ, ориентированности образования на мужчин. К концу XIX века при проведении реформ образования стали приниматься во внимание социальные критерии, оказывающие первостепенное значение на уровень грамотности населения: гендерный, сословный, географический, конфессиональный и этнический. После проведения крестьянской реформы система образования ориентируется на распространение грамотности среди крестьян. Женщины, получив педагогическое образование в специальных учебных заведениях, принимают участие в ликвидации безграмотности. В советский период устоялось мнение, что «царская» педагогика сословна, не давала возможности получить образование крестьянам и рабочим, а значит, была слабо развита. На основе статистических данных мы можем утверждать, что такое суждение применимо лишь до середины XIX века, вторая половина девятнадцатого столетия до конца имперского периода в России проходила в русле образовательных реформ, которые до сих пор до конца не изучены и требуют нового переосмысления.

11.01.2013

Тезаурус

Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки.

Показатель - обобщенная характеристика свойства объекта или процесса. Уровень грамотности - доля грамотных в возрасте 9 лет и старше.

Индекс грамотности - отношение между числом лиц грамотных и численностью всего населения.

Список литературы:

1. Днепров, Э. Д. Попытка контрреформы среднего женского образования 1884 - 1894 / Э. Д. Днепров // Вопросы образования. - 2006. - № 2. - С. 241-247.

2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли [Текст] /А. Н. Джуринский. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010. - 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Егоров, С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века : ист.-пед. очерк / С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1987. - 152 с.

4. История педагогики в России : хрест. для студ. гуманитар. фак. вузов / сост. С. Ф. Егоров. - 2-е изд., стер. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 400 с.

5. История России с начала XVIII до конца XIX века / А. Н. Боханов [и др.]; отв. ред. А. Н. Сахаров. - М. : Изд-во АСТ, 1996. - 544 с.

6. Кожинов, В. В. Россия. Век XX / В. В. Кожинов. - М. : Алгоритм, Эксмо, 2008. - 1040 с. - (Классики русской мысли).

7. Корф, Н. А. Наши педагогические вопросы / Н. А. Корф. - М. : Изд. «Сотрудник школ». А. К. Залесской, 1882. - 410 с.

8. Миронов, Б. Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях / под ред. И. Д. Ковальченко. - Л. : «Наука», 1991. - 82 с.

9. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по полу, возрасту и грамотности [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. - 2013. - № 537-538. - Режим доступа : http://demoscope.ru/weekly/ ssp/rus_age_97.php.

10. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 : Т. I : Численность и состав рабочих в России на основании данных Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. / под ред. Н. А. Тройницкаго. -СПб., 1906. - 62 с.

11. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 : Т. I : Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года / под ред. Н. А. Тройницкаго. - СПб., 1905. - 268 с.

12. Рашин, А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.) : стат. очерки / под ред. С. Г. Струмилина. - М. : Гос. стат. изд-во,1956. - 352 с.

13. Смирнов, В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. / В. З. Смирнов. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. - 310 с.

14. ГАОО. Ф.83. Оп.1. Д.15. Л.423.

Сведения об авторе:

Щербакова Елена Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе Оренбургской епархиальной православной гимназии им. св. прав. Иоанна Кронштадтского 460000, г. Оренбург, пер. Чулочный, 16, е-mail: imprimatur56@mail.ru

UDC 37.012.2 Shcherbakova E.V.

Orenburg Orthodox diocesan school of St. John of Kronstadt, e-mail: imprimatur56@mail.ru SOCIAL CRITERIA OF THE LITERACY OF THE RUSSIAN EMPIRE XIX - EARLY XX CENTURY

The article describes the historical conditions of spreading of public schools in European Russia XIX - early XX century. Based on statistics identified and analyzed the criteria of literacy of the Russian empire: economic, political, estates, gender, geographic, ethnic, confessional and age. The use of the graphical method allows tracing the dynamics of literacy throughout the period.

Key words: public school, general census, literacy, dynamics literacy, social criteria, literacy level.

Bibliography:

1. Dneprov, E. D. Attempt of counter - reform of secondary women's education 1884-1894 / E. D. Dneprov // Educational issues. - 2006. - № 2. - P. 241-247.

2. Dzhurinsky, A. N. History of education and educational mind [Text] / A. N. Dzhurinsky. - M. : Humanitarian Publishing Center VLADOS, 2010. - 400 p.

3. Egorov, S. F. The theory of education in Russia in the early pedagogy XX century : historical and pedagogical essay / S. F. Ego-rov. - M. : Pedagogika, 1987. - 152 p.

4. History of Pedagogy in Russia : A Chresomathy : For students of the humanities faculties of universities / Comp. S. F. Egorov. -2-nd ed. stereotip. - M. : Publishing Center «Academia», 2002. - 400 p.

5. History of Russia from the beginning of XVIII to the end of XIX century / A. N. Bokhanov [etc] ; executive editor A. N. Saharov. -M. : Publishing ACT, 1996. - 544 p.

6. Kozhinov, V. V. Russia. Century XX / V. V. Kozhinov. - M. : Algorithm, Eksmo, 2008. - 1040 p. - (Classics of Russian mind).

7. Korf, N. A. Our pedagogical issues / N. A. Korf. - M. : Publishing «Employee of the schools» A. K. Zalesskoy. - Moscow, 1882. - 410 p.

8. Mironov, B. N. History in Numbers. Mathematics in historical research / Edited by Academician I. D. Kovalchenko. -Leningrad : «Nauka», 1991. - 82 p.

9. The first general census of the Russian Empire in 1897. Distribution of the population by sex, age and literasy [Electronic resource] // Demoskop Weekly. - 2013. - № 537-538. - Access mode : http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_age_97.php.

10. The first general census of the Russian Empire in 1897. The size and structure of workers in Russia on the basis of the first general census of the Russian Empire 1897 / Edited by N. A. Troynitsky. - St. Petersburg, 1906. - 62 p.

11. The first general census of the Russian Empire in 1897. Volume I. Common set of results to the Empire develop these first general census of the population, produced 28 January 1897 / N. A. Troynitsky. - St. Petersburg, 1905. - 268 p.

12. Rashin, A. G. The population of Russia for 100 years (1811-1913 years). Statistical essays / Edited by Academician S. G. Strumilin. - Moscow : State Statistical Publishing, 1956. - 352 p.

13. Smirnov, V. Z. The reform of primary and secondary schools in the 60-s of the XIX century / V. Z. Smirnov. - Moscow : Publishing of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1954. - 310 p.

14. GAOO. L.1. F.83. C.15. P.423.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.