Научная статья на тему 'Вопросы государственного регулирования розничных торговых сетей в условиях реформирования Российской экономики'

Вопросы государственного регулирования розничных торговых сетей в условиях реформирования Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
174
23
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ.

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Бочкова А. В.

В статье рассмотрены вопросы регулирования деятельности магазинов сетевого формата со стороны государства. Приоритетной для органов государственного регулирования должна стать задача обеспечения компромисса между объективным процессом развития торговых сетей, защитой малого бизнеса, поддержкой региональных производителей и интересами потребителей.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Бочкова А.В.,

GOVERNMENT REGULATION OF RETAIL NETWORKS AND RUSSIAN ECONOMIC REFORMS

The article focuses on regulation of retail chains by government. The author stresses that compromise between objective development process of retail chains, small business protection, local producers support and customer interests should be a priority for state regulators.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Вопросы государственного регулирования розничных торговых сетей в условиях реформирования Российской экономики»

-----------------------------------------46-----------------------------------------

удк 339.37 ад. Бочкова

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрены вопросы регулирования деятельности магазинов сетевого формата со стороны государства. Приоритетной для органов государственного регулирования должна стать задача обеспечения компромисса между объективным процессом развития торговых сетей, защитой малого бизнеса, поддержкой региональных производителей и интересами потребителей.

Ключевые слова: государственное регулирование, розничные торговые сети, эффективность, оптимизация.

A.V. Bochkova

GOVERNMENT REGULATION OF RETAIL NETWORKS AND RUSSIAN ECONOMIC REFORMS

The article focuses on regulation of retail chains by government. The author stresses that compromise between objective development process of retail chains, small business protection, local producers support and customer interests should be a priority for state regulators.

The key words: government regulation, retail network, efficiency, optimization.

Рыночная экономики предполагает государственное регулирование, под которым понимается система мер, принимаемых государственными институтами, по созданию условий для эффективного осуществления социально-экономических процессов. Необходимость государственного регулирования розничных торговых сетей обусловлена следующими обстоятельствами.

С позиции экономической теории торговые сети относятся к олигопольному рынку, основными чертами которого являются немногочисленность продавцов продуктов, взаимозависимость фирм и трудность вхождения на рынок других фирм в силу эффекта масштаба, большой величины стартового капитала и высоких расходов на рекламу. Немногочисленность на рынке торговых сетей одного профиля может привести к сговору о распределении рынков, ограничении конкуренции, уменьшении объемов продажи и повышению цент. Например, в сентябре - октябре 2007 г. было отмечено резкое повышение цен на некоторые продукты питания. Существенно возросли цены на муку макаронные и хлебобулочные изделия, растительное масло, что осложнило социальные отношения в регионах.

Аналитики считают, что повышение цен на продовольственные товары произошло под воздействием нескольких факторов, в том числе и по причине доминирующего положения розничных торговых сетей. Федеральная антимонопольная служба по поручению правительства РФ провела проверки по фактам монопольного повышения цен и выявила случаи его использования сетями рыночной власти для собственной выгоды. Некоторые сетевые компании «придерживали» товары, создавая искусственный дефицит В связи с этим был сделан вывод о необходимости снижения доли крупных сетевых компаний, действующих на локальных рынках.

В момент появления на продовольственном рынке розничных торговых сетей предложение полок в магазинах превышало спрос на них. В этих условиях крупные поставщики диктовали свои условия сетям, они тре-

бовали для своих товаров определенной выкладки, вмешивались в ассортиментную политику с целью ограничения присутствия в магазинах конкурентов. Постепенно на продовольственном рынке установилось состояние равновесия спроса и предложения. Однако любому рынку органически присуще выходить из состояния равновесия под влиянием флуктуаций и вновь возвращаться в равновесное состояние на новом этапе развития. Торговые сети стали включать в состав поставщиков иностранных производителей, и спрос на полки стал превышать предложение, поставщики начали конкурировать за место на полках магазинов сетей. В результате повысилась равновесная цена полки, и торговые сети получили возможность оговаривать для себя более выгодные условия сотрудничества с поставщиками.

По мнению автора, превышение предложения продовольственных товаров со стороны отечественных производителей по сравнению со спросом на них розничных торговых сетей не должно служить основанием для прямого административного вмешательства, поскольку можно парализовать рынок и помешать ему самостоятельно возвратиться в равновесное стояние. Известный итальянский экономист В. Парето обосновал рыночный эффект, согласно которому невозможно перейти от одного состояния равновесности к другому состоянию не ухудшая положения хотя бы одного экономического агента, те. положение одних субъектов рынка улучшается за счет других при достижении оптимального состояния. Действительно, движение от неравновесного рынка к равновесному сопровождается изменением пропорций цен, а следовательно улучшением положения одних участников отношений и ухудшением положения других.

На определенной стадии развития производства и обмена результат сотрудничества в большей мере присваивали поставщики, в настоящее время - сети. Если сеть устраивают все оцениваемые параметры постав-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щика, то она принимает решение о сотрудничестве с ним. При этом для нее не имеет значения национальная его принадлежность, наличие для него трудностей сбыта, поскольку рыночная система не руководствуется этическими принципами, она жесткая и даже жестокая. Если, наоборот, рейтинг поставщика и предлагаемого им товара невысок, то нет необходимости предоставлять ему место на полках магазинов в условиях превышения спроса на полки над предложением.

Сети предоставляют место на полках магазинов тем поставщикам, которые предлагают продукт с повышенными потребительскими свойствами и произведенный с минимальными издержками. Производители, которые не уделяют должного внимания инновациям, качеству и разнообразию продукции, контролю издержек производства на основе рыночного механизма исключаются из числа пользователей полками магазинов.

В этом случае рыночный механизм выполняет санирующую информационную функции. Зеленый свет -производителям, которые на основе использования достижений научно-технического прогресса предлагают рознице новую или более качественную продукцию, произведенную с низкими издержками. Такой рыночный механизм дает информацию менее эффективным производителям о необходимости улучшения их хозяйственной деятельности.

Многие российские поставщики плодотворно сотрудничают с сетями на продовольственном рынке на рыночных принципах и считают закупочные цены и плату за вход в сеть справедливой, поскольку она компенсирует затраты на маркетинговые компании, на совершенную логистику, решение других вопросов, которые производители делегируют сетям. Совершенно верно отмечает известный специалист по работе с розничными сетями Д.В. Сидоров: «... уступки в ценах - это не плата торгового каравана степным разбойникам, а компенсация за усилия по продвижению продукта. Понятие «войти в сеть» означает принятие взаимных обязательств сети и поставщика, отражение их в договоре, умение отстоять позицию» [3, с. 96].

Если поставщики считают, что сотрудничество с сетями для них невыгодно, то у них должна быть возможность для объединения в союзы, альянсы в целях защиты своих интересов. В результате соотношение сил на рынке будет уравновешиваться.

Совершенно правильно пишет по этому поводу РФ. Ха-шунаев: «Соотношение сил конкуренции и монополии на рынке таково, что по объективным причинам, вызванным прогрессивным развитием производительных сил, в частности, необходимостью внедрить в производство достижения науки и техники, территориальным расширением рынков товаров и тп., соответствующие субъекты вынуждены в целом нести возрастающие затраты на производство и обмен. В такой ситуации «слабые» хозяйственные субъекты не только уходят с рынка, но также присоединяются к более сильным, сливаются с ними, давая тем самым прирост экономических возможностей последних, или объединяются между собой, увеличивая собственные силы» [4, с. 120].

Поставщики, не отвечающие критериям сотрудничества с сетями или считающие такое сотрудничество невыгодным, могут работать с конкурентным окруже-

нием сетей (отельными магазинами, рынками, ларьками) на рыночных принципах, системой потребительской кооперации, создавать свои фирменные магазины.

Конкурентную среду должно поддерживать государство, так как объективно розничные торговые сети заинтересованы усиливать свою рыночную власть. Российским поставщикам следует накапливать опыт работы с сетями, чтобы уметь оговорить для себя более выгодные условия. Не стоит отрицать и того факта, что в России не сложились еще цивилизованные отношения между субъектами хозяйствования, поэтому наблюдаются случаи, когда некоторые сети устанавливают необоснованно высокую плату за вход, используют другие дискриминационные меры.

Однако данные негативные моменты обусловлены не рыночным механизмом, а несовершенством рынка. Абсолютно верно по этому вопросу пишут специалисты по теории организации рынков, что в условиях развитой рыночной инфраструктуры - устойчивых правовых норм, наличия информационной базы принятия решений, урегулированных отношений собственности, эффективного финансового рынка - возможности возникновения отношений вертикальной квазиинтеграции (контроля над поведением без контроля над собственностью) более ограничены, а сам контроль поведения менее устойчив. Для поддержания контроля поведения он должен быть дополнен контролем собственности. Напротив, неразвитость рыночной инфраструктуры порождает устойчивые квазиинтеграции цепочек. Более того, нерегулируемость отношений собственности делает контроль поставок более эффективным, нежели контроль ее собственности [1, с. 184].

В декабре 2009 г. был принят Федеральный закон №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», в котором учтены многие вопросы, обсуждаемые научной общественностью. У данного закона имеются сторонники и противники, которые приводят различные аргументы в пользу своей точки зрения. Для того чтобы разобраться в данной дискуссии необходимо выяснить соотношение между понятиями «регулирование экономики» и «саморегулирование». Первое основано на субъективной деятельности людей, на осознании вмешательства в те или иные процессы. Саморегулирование экономики объективно. Оно осуществляется главным образом на основе действия закона спроса и предложения, посредством механизма конкуренции свободных рыночных цен. Но все это проявляется посредством определенной человеческой деятельности.

В связи с этим предстоит ответить на вопрос, может ли такая важная сфера экономики, как торговля, существовать и развиваться на основе саморегулирования, достигая при этом социальной справедливости. Ответ очевиден, рынок не руководствуется нравственными ценностями, если имеется у розничной торговой сети возможность максимизировать свою прибыль за счет доминирующего положения на рынке, то она это сделает. Следовательно, саморегулирование должно дополняться государственным регулированием. Приоритетной для органов государственного регулирования должна стать задача обеспечения компромисса меж-

♦--------------------------------------------------

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ду объективным процессом развития торговых сетей, защитой малого бизнеса, поддержкой региональных производителей и интересами потребителей.

Большинство стран Европейского союза имеют внутренние законодательные нормы, которые позволяют напрямую регулировать цены на некоторые виды товаров, в том числе лекарственные препараты и продукты питания. Система государственного регулирования розничных торговых сетей должна не только определить задачи регулирования, но и четко разграничить полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также обеспечить качественное и доступное обслуживание населения, цивилизованное развитие различных форм торговли.

При формировании механизма государственного регулирования розничных торговых сетей важно определить субъекты регулирования. Под субъектом регулирования следует понимать такого участника, который своим поведением (действиями и решениями) может повлиять на функционирование торговых сетей. К основным субъектам государственного регулирования можно отнести:

- органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;

- Федеральную антимонопольную службу;

- судебные органы;

- Министерство промышленности и торговли;

- Роспотребнадзор;

- Минсельхоз.

На основании приведенного перечня можно сделать вывод, что системе государственного регулирования торговых сетей свойственна полисубъектность.

Формируя механизм государственного регулирования розничных торговых сетей, следует определить, на какие параметры осуществлять регулирующее воздействие. Такими параметрами могут быть цены и наценки на социально значимые товары, порог индивидуального доминирования, границы доминантов продовольственных и непродовольственных товаров, взаимоотношения сетей с поставщиками товаров и др.

Торговым сетям нужны четкие правила игры, которыми они будут руководствоваться в выстраивании своих отношений с партнерами и потребителями. В настоящее время в России применяются различные способы регулирования торговли на региональном и муниципальном уровнях, что является тормозом для дальнейшего развития торговли.

Многие аналитики считают, что регулирование цен на продовольственные товары без аналогичного регулирования цен на товары естественных монополий сократит прибыльность сетей или приведет к убыточной работе. Чтобы этого не произошло, целесообразно разработать и задействовать механизм договорных начал сотрудничества розничных торговых сетей и государства, т.е. заключить комплексные договоры о партнерстве и ответственности. Подобная практика широко распространена в мире и служит важнейшим инструментом государственного регулирования. Например, во Франции заключались контракты между государством и бизнесом, согласно которым не допускалось повышение цен. При принятии предприятиями таких контрактов правительство брало на себя обязательства не осуществлять меры, ведущие к росту издержек производства и обра-

щения. В нашей стране государство в обмен на стабильные цены в розничных торговых сетях на социально значимые товары могло бы гарантировать им стабильные цены на ресурсы, приобретаемые сетями у естественных монополий.

Торговые розничные сети заинтересованы в положительном отношении к ним общества. Они не могут жить изолированной от общества жизнью, так как возникают в обществе и ведут в нем свою хозяйственную деятельность. Они могут продолжать развиваться только в том случае, если ожидания и требования общества совпадают со стремлением самих сетей. В рекомендательном документе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Принципы корпоративного управления» четко определена миссия корпораций, которые должны действовать на благо общества. Национальные правительства, согласно этому документу, обеспечивают создание правового и институционального климата функционирования корпораций, но именно на частном (корпоративном) секторе лежит основная ответственность за эффективность национальной экономики в целом [2, с. 18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для эффективной работы розничных торговых сетей важно помочь им в установлении партнерских связей с другими субъектами хозяйствования в форме создания четких, всеми воспринимаемых правил игры. С точки зрения системного подхода торговая сеть осуществляет преобразование входов в выходы. Основными разновидностями входов являются продукты, энергия, информация, рабочая сила. Если делать большие запасы товаров, предназначенных для последующей реализации, то происходит замораживание средств. При работе с минимальными запасами требуется тесное взаимодействие с партнерами.

Многие руководители торговых сетей принимают точку зрения известного американского специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса - создать потребителей. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желанны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам их деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимоотношения организаций с поставщиками. Все перечисленное позволяет сделать вывод о важности оптимизации связей розничных торговых сетей с государством, партнерами и потребителями, подбора наиболее ценных партнеров (с точки зрения формирования конкурентных преимуществ розничных торговых сетей).

В условиях глобального экономического кризиса торговые сети проводят работу по оптимизации своих отношений с кредитно-финансовыми структурами. Чем протяженнее охватываемая сетью технологическая цепочка, тем значительнее для нее взаимоотношения с кредитно-финансовыми структурами. При этом возникают специфические интересы как торговых сетей, так и кредитно-финансовых структур. Торговые сети, сотрудничая с банками, решают проблемы пополнения товарных запасов, оптимизации налоговых обязательств, инвестиций. Конечным результатом такого сотрудничества являются повышение отдачи от имеющихся ресурсов и наиболее полное удовлетворение потребностей населения.

1. Авдашева С.Б., Разанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 1998.

2. Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых задач // Российский экономический журнал. 2001. № 2.

3. Сидоров Д.В. Розничные торговые сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. М., 2007.

4. Хашунаев Р.Ф. Конкуренция как объект государственного регулирования // Современный менеджмент - ключ к экономическому подъему. М.: РАГС. Ч. 3.

УДК 658 н.А. Бурмистров

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье анализируются инструменты выбора оптимальной производственной стратегии предприятия в условиях неопределенности рынка, появления принципиально неустойчивых состояний потребления товаров и услуг. Ключевые слова: многокритериальный выбор, стратегия предприятия, флуктуации, конъюнктура.

N.A. Burmistrov

UNCERTAINTY FACTOR INFLUENCE ON ENTERPRISE ACTIVITY

The tools for choosing optimal business strategy of an enterprise with regard to market uncertainty, emergence of inherently fluctuating consumption of goods and services are analyzed in the article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The key words: multicriteria choice, enterprise strategy,

Многообразие факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия, обусловливает мно-гокритериальность выбора оптимальной стратегии развития как важнейший аспект экономических решений. Закономерность неравномерного экономического развития доказана с использованием различных теоретико-методологических подходов. В разных моделях источником флуктуаций в экономике могут являться, например, кумулятивное напряжение на товарном рынке и, как следствие, информационные волны и неустойчивость цен (модель Ф. Дреша и ее модификации [6]); адаптация выпуска на отклонение инвестиций от сбережений и на избыточное предложение денег (модель В. Торре); истощение технологического потенциала по мере роста экономической активности (инновационно-экономическая маятниковая модель С.В. Ду-бовского [4]); образование потребительских запасов в условиях товарного дефицита (модель синдрома дефицита М.Л. Вейцмана [3]).

Несомненно, дефицитность определенного рода благ существенно сужает выбор потребителя. Так, например, при сложившейся экономической ситуации в России дефицитными могут быть дешевые товары повседневного спроса. Изучение западной экономической литературы показало, что условным аналогом при описании дефицита некоторых потребительских благ может служить рационирование. В этой связи Саму-эльсон предлагает рассматривать рационируемые товары как своего рода неденежные валюты, что позволяет назначать цену за единицу благ в каждой из этих валют и строить ограничения вида (p',x) = S'. Здесь pi -вектор цен в валюте i, Si - суммарный расход валюты.

При этом рационирование рассматривается не только как отражение ограниченности предложения, но и как определенная мера, направленная на максимизацию объемов производства [5]. В этом смысле оно

fluctuations, market situation.

анализируется как альтернатива для увеличения налогооблагаемой базы.

Флуктуации изменяют рыночную ситуацию, заставляя предприятия искать новые направления достижения конкурентного превосходства. Иными словами, флуктуации в экономике могут также продуцироваться предпочтениями потребителей во времени и разнонап-равленностью межвременных эффектов дохода и замещения (так называемые модели перекрывающихся поколений П. Самуэльсона, Дж. Бенхабиба и Р Дэя).

Известно, что система предпочтений потребителей оказывает сильное влияние на характер решений производителей как экономических агентов. Поэтому в условиях расширяющейся сферы производства возможно появление принципиально неустойчивых стратегий, связанных с потреблением произведенных товаров. Так, например, Е.В. Балацким доказывается [1], что стабильность вкусов потребителя не гарантирует защиты от возникновения флуктуаций в спросе и потреблении. При этом автор рассматривает закономерности изменения динамической функции полезности U(x(t)), представленной в виде аддитивной функции:

m

U = Х PUj (x, (t)),

i=1

где Uj - частная полезность потребляемого j-го блага; Pt - весовые коэффициенты относительной значимости благ.

Функция U зависит от времени через динамику объемов потребления. Динамика x(t) характеризуется резкими скачками потребительского спроса, и потребитель, стремящийся плавно наращивать свое благосостояние, должен потреблять блага далеко не равномерно. Следует отметить, что в модели не учитываются бюджетные ограничения, не отображены ценовые эффекты, динамические эффекты взаимозаменяемости