Исходя из проведенного исследования и решения поставленных задач в настоящей работе можно сделать выводы о следующем:
Банковская система является управляемой системой, поэтому без соответствующей организации в экономической деятельности субъектов, наличия в нем соответствующих регуляторов и саморе-гуляторов нельзя обеспечить ни успешное функционирование системы, ни ее направленность, а также дальнейшее развитие.
Банковская система должна быть стабильной. Она тяжело воспринимает хаос в экономике, колебания в политике, смены правительств и правительственных программ. Банки заинтересованы в отработке налаженного механизма функционирования всей банковской системы в целом, детально расписанной процедуре обслуживания клиентов. Сильное правовое государства - важный фактор развития банковского дела, финансовой системы в целом.
Литература:
1. Глушкова Н.Б. Банковское дело. - М.: Альма Матер, 2009.406 с.
2. Ветвицкая Т., Российская экономика: перспективы для банков, Экономический журнал, 2007.-50 с.
3. Жукова Е.Ф., Общая теория денег и кредита// Банки и биржи. — ЮНИТИ, 2009. - с.46.
4. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. М., 2007. с. 26.
5. Лаврушин О.И. Основы управления банковского бизнеса// Бизнес и банки. -2009.-№ 8.
6. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности (Банковское дело).-М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2010.-720с.
7. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 июля 2002 г. - №28. -Ст.2790.
8. Белолепецкий В. Анализ современной практики банковского дела. // Финансы. 2010, № 6. С.14-17.
9. Лаврушин О.И. Основы управления банковского бизнеса.// Бизнес и банки. 2012, № 1.С.35-40.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Ионова Г.А., соискатель кафедры Торгового дела и предпринимательства Московской академии предпринимательства при
Правительстве Москвы
Статья посвящена рассмотрению конкурентных отношений и их особенностей в сфере розничной торговли.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные отношения, конкурентное преимущество, розничная торговля, маркетинг, инновации.
BASIC CONCEPTS AND PRINCIPLES OF COMPETITION IN THE RETAIL SECTOR
Ionova G., the applicant of the Trading business and entrepreneurship chair, The Moscow Business Academy in association with the Moscow
Government
The article considers the competitive relations and their features in the retail industry.
Keywords: competitiveness, competitive relationships, competitive advantage, retail, marketing, innovation.
Конкурентные отношения возникли одновременно с товарным производством в виде объективного механизма регулирования рыночного хозяйства посредством борьбы между продавцами, производителями и покупателями, в результате которой устанавливается равновесная цена.
В условиях жесткой конкуренции главным условием выживания торговых предприятий является своевременный и планомерный анализ деятельности конкурентов. Выделяется ряд причин, обусловливающих усиление конкуренции между торговыми предприятиями, к каковым, в частности, относятся :
• глобализация мировой экономики, связанная с более свободным перемещением товаров различных стран из-за повышения открытости границ государств;
• усиление влияния научно-технического и инновационномаркетингового прогресса на качество продукции и конкурентоспособность товаров, темпы экономического роста и состояние национальных экономик, а соответственно, и на торговую отрасль и торговые предприятия;
• уменьшение периода действия конкурентных преимуществ при эффективном использовании новшеств;
• использование эффективных маркетинговых технологий с широким применением средств массовой информации, активно влияющих на сознание и потребности покупателей и заказчиков;
• повышение конкурентоспособности торговых предприятий стран, объединивших свои экономики и создавших союзы государств (примером тому могут служить Европейский экономический союз).
Существуют различные подходы к оценке роли конкуренции в рыночной экономике, каждый из подходов, рассмотренный в отдельности, нельзя считать достаточным, но все они не противоречат, а дополняют друг друга.
А. Смит рассматривает конкуренцию как соперничество, возникающее между продавцами, за наиболее выгодные условия продажи товара .
Д. Курно, Дж. Робинсон, Ф. Эджуорт являются представителями структурного подхода и переводят акцент с борьбы конкурентов на анализ структуры рынка и условий, господствующих на нем. Главной здесь является принципиальная возможность влияния субъекта на общий уровень цен .
Й. Шумпетер исследует конкуренцию как механизм вытеснения с рынка нежизнеспособных производителей. Термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» институционально неразрывно связаны: конкурентоспособность как вторичное понятие представляет собой одну из характеристик конкуренции. Конкуренция, являясь одновременно формой проявления и катализатором рыночных процессов, разделяет по степени конкурентоспособности отдельных производителей товаров и услуг, и успешное выживание на рынках связано с непрерывным повышением конкурентного положения предприятия, в том числе и на рынке торговых услуг .
М. Портер отмечает, что конкуренция - это «.. .динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты» .
Предложенная М. Портером модель «Пяти сил конкуренции» остается одной из самых популярных инструментов конкурентного анализа. В данной модели позиция предпринимательских организаций в заданной отрасли оценивается со стороны пяти сил воздействия:
- угроза появления на рынке новых конкурентов;
- угроза со стороны товаров-заменителей;
- влияние покупателей;
- влияние поставщиков;
- конкуренция среди работающих в индустрии организаций.
Появление в отрасли новых конкурентов влечет за собой обострение конкурентной борьбы между предпринимательскими организациями, поскольку происходит перераспределение рыночных долей участников отраслевого рынка, что приводит к падению отраслевых цен и снижению рентабельности. Острота проявления
данной конкурентной силы зависит от наличия в отрасли реальных источников возникновения новых предпринимательских организаций, уровня отраслевых барьеров «входа-выхода» и реакции участников рынка на появление новых конкурентов. В связи с этим анализ угрозы появления новых конкурентов целесообразно производить, в первую очередь, по результатам оценки прошлого, настоящего и будущего положения дел.
Угроза появления товаров-заменителей ограничивает цену отраслевых предпринимательских организаций, поскольку более высокие цены будут способствовать переключению покупателя на товары-заменители, что приведет к снижению объемов производства в отрасли.
Конкурентная сила, «способность покупателей торговаться» позволяет потребителям, торгуясь, сбивать цены на отраслевые товары, что снижает степень привлекательности отрасли и способствует переливу позиционной отраслевой прибыли к покупателям.
Способность поставщиков торговаться так же может повлиять на конкурентную обстановку в отрасли. Поставщики, торгуясь, повышают цены на поставленные ресурсы, что приводит к уменьшению потенциала отраслевой прибыли, и ее перераспределения в пользу отрасли поставщиков. Своевременный анализ и прогноз данной силы даст возможность торговой предпринимательской организации укрепить свою конкурентную позицию в отрасли.
Соперничество между конкурентами снижает прибыльность отрасли, поскольку приходится увеличивать расходы на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки или же снижать цену.
Соотношение каждой из пяти перечисленных в моделе М.Пор-тера конкурентных сил различно для конкретной отрасли и предопределяется привлекательностью и прибыльностью отраслей. В отраслях, в которых действие конкурентных сил проявляется благоприятно, многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим организациям удается долгое время сохранять высокие прибыли. Следовательно, в конкурентную стратегию предпринимательской организации необходимо включить прогнозирование силы конкуренции на рынке, степени влияния покупателей и поставщиков, возможность вхождения новых участников рынка, угрозы появления товаров заменителей (рис.1.1).
Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов».
На наш взгляд, конкурентоспособность торговой предпринимательской организации - это способность выдерживать конкурентную позицию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Она показывает уровень развития данной организации в сравнении с уровнем развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребности общества и по эффективности производственной деятельности.
На конкурентоспособность организации значительное влияние оказывает ее внешняя и внутренняя среда. Управление конкурентоспособностью представляет собой деятельность, направленную на «... формирование управленческих решений, которые, в свою очередь, должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям и достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями».
По нашему мнению, в настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки управления конкурентоспособностью торговой организацией. Быстрые изменения внешней среды предпринимательских организаций вызывают появление новых методов и подходов к управлению конкурентоспособностью, и каждая методика включает в себя элементы стратегического планирования и прогнозирования.
Установление собственного места в рыночной среде - это первый шаг в управлении конкурентоспособностью предпринимательской организации. В этой связи необходима оценка ранга своей торговой организации среди конкурентов. При оценке конкурентоспособности необходимо учитывать стратегические цели организации, особенности ее функционирования, возможности будущего, то есть необходимо производить оценку значимости тех или иных факторов.
Раскрывая сущность сферы розничной торговли в контексте конкурентных отношений, необходимо отметить, что торговля в условиях рыночных отношений превращается в сложную динамичную систему, функционирующую в рамках крупномасштабной быстроменяющейся социально-экономической рыночной среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.
В условиях рыночных отношений задачи торговли сводятся к следующему:
- направлять товарный поток от производителя к потребителю. Многие материальные блага приобретают рыночное значение лишь потому, что торговля доставляет их в нужное место, в нужное время и в достаточном количестве;
- принимать на себя хранение запасов, необходимых для своевременного обеспечения поставок покупателям при изменяющемся спросе;
- перекрывать временной разрыв между производством и потреблением. Такие сельскохозяйственные продукты, как зерно, сахарная свекла, картофель, закупаются в период сбора урожая и складируются до момента появления спроса. Это позволяет регулировать дефицит и излишки и предупреждать значительные колебания цен;
- побуждать новый спрос. Даже технически совершенное изделие приобретает экономическую ценность лишь тогда, когда на него есть покупатель. В значительной мере эту задачу принимает на себя торговля .
Отрасль розничной торговли включает разнообразные формы бизнеса, классификация которых используется для идентификации тенденций и анализа конкуренции. Рассмотрим классификацию,
Корректировка плана в соответствии с прогнозированием
Корректировка плана в соответствии с внесенными изменениями
Рис. 1.1. Конкурентная стратегия
основанную на различных типах современного ритейла .
1. Магазины с преобладанием продовольственных товаров. Компании розничной торговли, на предприятиях которых объем реализации продовольствия, спиртных напитков и табачных продуктов составляет более половины совокупного объема продаж (в денежном выражении). Они подразделяются на:
- неспециализированные продовольственные магазины: супермаркеты, кооперативные магазины и магазины, в которых представлен широкий ассортимент продовольственных товаров, а также непродовольственные линии (магазины у дома);
- специализированные магазины продовольственных товаров: булочные, мясные и рыбные магазины, молочные и овощные магазины, магазины здоровой пищи, деликатесов, магазины, имеющие патент на продажу спиртных напитков на вынос, и магазины табачных продуктов.
2. Магазины с преобладанием непродовольственных товаров.
Компании розничной торговли, на предприятиях которых 50%
и более объема реализации приходится на непродовольственные товары.
3. Внемагазинная розничная торговля и ремонт
В целом для современного этапа развития российского рынка ритейла характерны, по крайней мере, несколько представленных ниже тенденций, обобщенных нами на основе различных отчетов аналитиков:
1) наблюдается быстрый рост отрасли, обусловленный, прежде всего увеличением реальных доходов населения. Темпы роста даже при дальнейшем замедлении останутся высокими;
2) увеличивается доля современных форматов торговли в общем обороте продовольственной розничной торговли;
3) российский рынок розничной торговли остается ненасыщенным с точки зрения объема розничных продаж и торговой площади надушу населения;
4) степень концентрации рынка мала: на долю пяти ведущих продовольственных ритейлеров приходится менее 10% рынка;
5) российский рынок розничной торговли рассматривается в качестве одного из наиболее перспективных для западных ритейлеров;
6) происходит активная региональная экспансия со стороны
российских розничных компаний, их федерализация;
7) российские компании начинают выходить на отечественные и международные фондовые рынки;
8) проявляется тенденция перехода к мультиформатности [12].
По уровню развития розничной торговли Россия демонстрирует хорошую динамику, в целом характерную для развивающихся стран. Из представленной ниже таблицы 1.2 следует, что наблюдается положительная динамика роста индекса физического объема оборота розничной торговли РФ с 2001 г., и лишь в 2009 г. под влиянием мирового финансового кризиса анализируемый показатель снизился на13% и составил 241%.
Анализируя динамику по числу хозяйствующих субъектов торговли и их структуре, следует отметить более быстрый рост числа предприятий розничной торговли продовольственными товарами .
Из приведенных данных видно, что к 2010 г. в сравнении с 2005 г. отмечается положительная динамика по числу всех хозяйствующих субъектов торговли, за исключением розничных рынков (уменьшение показателя на 45,31%). Однако, несмотря на уменьшение (на 50,6 тыс.) числа торговых мест на рынках в 2010 г. к уровню 2009 г., в целом сохраняется тенденция к росту по отношению к 2005 г. Наиболее значительно выросла торговля пищевыми продуктами, включая напитки, табачными изделиями в специализированных магазинах и прочая розничная торговля в специализированных магазинах (рост в 2010 г. к уровню 2005 г. на 177,9 и 81,79% соответственно).
Особо следует отметить, что сфера торговли остается традиционно привлекательной сферой для трудоустройства. Так, по данным Росстата, в сфере торговли по состоянию на конец 2009 г. было занято порядка 11 867 тыс. чел. (17,7%), что ниже аналогичного показателя 2008 г. на 0,1 п.п., но выше показателя 2005 г. на 1 п.п.
Из табл. 1.1 следует, что, несмотря на некоторое уменьшение как оборота организаций оптовой и розничной торговли, так и числа занятых, на что оказал значительное влияние финансовый кризис, в целом динамику можно охарактеризовать как положительную. По сравнению с 2005 г. число занятых в сфере торговли увеличилось на 779 тыс. чел. Анализ суммарного оборота розничной торговли пасов также демонстрирует положительную динамику (рис. 1.2) .
Таблица 1.1. Оборот и среднегодовая численность работников организаций торговли 2005-2009 гг.
Показатели Оборот организаций, млрд РУб- Среднегодовая численность работников, тыс. чел.
2005 2008 2009 2005 2008 2009
Оптовая торговля (включая торговлю через агентов) 10 251,7 24 273,6 21 104,4 2 265,0 2 769,4 2 636,1
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;ремонт бытовых изделийи предметов личного пользования 2 659,7 4 528,5 5 184,6 1 808,4 2 398,7 2 362,7
Рис. 1.2. Динамика оборота розничной торговли, в % к среднемесячному значению 2008 г. Источник: Росстат.
2003г. ■ 2009г. □ 2010г. ■ I полугодие20 11 г.
Рис. 1.3. Оборот розничной торговли по федеральным округам, в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах. Источник: Росстат.
Процессы, происходящие в целом в сфере розничной торговли, характерны и для субъектов Российской Федерации. Оборот розничной торговли в 2010г. по сравнению с 2009 г. увеличился во всех федеральных округах. Эта тенденция сохранилась также и в 2011 году. Вместе с тем достичь докризисного уровня не удалось ни в одном из федеральных округов ( рис.1.3) .
Одним из обобщающих показателей, характеризующих деловой климат в розничной торговле, является индекс предпринимательской уверенности, который представляет собой основной показатель тенденций развития в отрасли. По методике Росстата индекс предпринимательской уверенности определяется в результате опроса представителей предприятий различных отраслей. В дальнейшем индекс рассчитывается как среднее арифметическое балансов по ожидаемому выпуску, фактически сложившемуся спросу и текущим запасам готовой продукции в процентных пунктах. Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, в IV квартале 2011 г., как и в III квартале 2011 г., имел положительное значение и составил 7%, в IV квартале 2010 г. - 5%.
Вследствие этого приоритетными направлениями развития розничной торговли РФ становятся следующие:
- совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;
- создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары и услуги;
- реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;
- развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;
- приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;
- обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения;
- формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;
- упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;
- постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок), внема-газинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж);
- учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;
- повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей .