ческое действие, вызывая значительное снижение времени подвижности спермиев (237,5±3,23 мин и 270+6,46 мин соответственно по сравнению с 370±6,27 мин в контроле). Выявлено также статистически достоверное увеличение количества неподвижных форм: 16,75"±0,85 % в дозе '/ю Ь05о, 14,2±0,57% в дозе 'До ЬЭво при 10,75±0,6 % в контроле. В дозе '/250 ЬО50 (34 мг/кг) руспол не оказывал влияния на изученные показатели функционального состояния семенников крыс. Однако выявленное гонадотоксическое действие руспола нельзя считать специфическим, так как оно проявляется на фоне выраженного общетоксического эффекта.
Мутагенное действие оценивали при введении крысам руспола в дозах '/ю (855 мг/кг) и 1 /250 34 мг/кг) ЬОбо в течение 2 мес по состоянию хромосомного аппарата соматических клеток. Цитогенетических повреждений в клетках костного мозга крыс не было выявлено.
Обобщая результаты проведенных экспериментальных исследований, можно рекомендовать ПДК руспола (сшитая натриевая соль целлюлозо-гликолевой кислоты) в воде водоемов хозяй-ственно-питьевого и культурно-бытового водопользования на уровне 0,5 мг/л по общесанитарному признаку вредности, 3-й класс опасности.
Литература
1. Каплин В. Т. Превращение органических веществ в природных водах: Автореф. дис. ... д-ра хим. наук.— Иркутск, 1973. .
2. Методические указания по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов,— М„ 1979.
Поступила 27.07.93
Summary. Ruspol is sodium salt of cellulose glycolic acid. Its organoleptic threshold in water is 500 mg/kg. MAC oi ruspol in water is recommended on the level 0 5 mg/1.
Гигиена труда
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1994 УДК 613.632:546.175-323|-07
Г. И. Румянцев, Т. А. Козлова, И. К. Атякина ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ
ММА им. И. М. Сеченова ■
Цель данной работы — изучение условий труда и состояния здоровья рабочих в цехах по производству различных видов азотной кислоты — слабой, крепкой, особой чистоты. Эти 3 вида азотной кислоты связаны в едином производственном процессе: слабая азотная кислота является сырьем для получения крепкой азотной кислоты, которая в свою очередь используется для изготовления азотной кислоты особой чистоты (АК.ОЧ). Вместе с тем каждый вид азотной кислоты — самостоятельный технический продукт со своей технологией производства, особенностями аппаратурного оформления цехов и специфическими условиями труда, характерными для каждого конкретного производства.
Исходя из этого санитарно-гигиенические исследования условий труда и состояния здоровья рабочих осуществляли по единой методической схеме, что позволяло проводить сопоставление полученных результатов.
Санитарно-гигиенические исследования в цехе слабой азотной кислоты показали, что основными профессиональными вредностями производства являются токсичные вещества (нитрозные газы, аммиак, пары азотной кислоты), дискомфортные микроклиматические условия, интенсивный высокочастотный шум.
Источником выделения токсичных газов является технологическое оборудование крупных размеров с многочисленными сочленениями и трубопроводами. Выходу токсичных веществ в воздух
производственных помещений способствует разгерметизация оборудования за счет его коррозии агрессивными жидкостями. Источниками тепла и шума являются некоторые виды технологического оборудования, имеющие недостаточную систему шумо- и теплопоглощения.
Созданию неблагоприятных условий труда способствуют также конструктивные недостатки контактных аппаратов (большая протяженность стыковочных поверхностей), чрезмерная плотность размещения оборудования в одном производственном помещении без буферных разрывов между отдельными циклами оборудования. Содержание токсичных веществ в воздухе рабочей зоны зависит от многих факторов и колеблется от ПДК до концентраций, превышающих ее в 3—5 раз. Рабочие этого производства подвергаются воздействию высокочастотного шума и нагревающего микроклимата, которое количественно более выражено и субъективно тяжелее переносится, чем воздействие нитрозных газов.
Производство крепкой азотной кислоты осуществляется по новой технологии с использованием раствора нитрата магния в качестве водо-отнимающего средства, что позволяет получать крепкую азотную кислоту высокого качества (98,9 %) без токсичных выбросов, характерных для старой технологии с использованием серной кислоты. Концентрирование азотной кислоты осуществляется в колонне, представляющей собой протяженный аппарат, проходящий через не-
сколько отметок цеха (от 7 до 25 м). Сырьем служит слабая азотная кислота (50%). В колонне проходят процессы взаимодействия азотной кислоты и нитрата магния.
Аппаратурное оформление цеха состоит из агрегатов больших размеров и коммуникаций с греющими объемами, емкостями для хранения полупродуктов и реагентов.
При многочисленных анализах воздушной среды на содержание паров азотной кислоты и оксидов не отмечено превышений ПДК, как правило, их уровень составляет '/г—'Л от ПДК. Микроклиматические условия и шумовой фон на-.ходятся в допустимых пределах.
Условия труда в данном цехе подтверждают положение о том, что новая и совершенная технология, соблюдение правил безопасности являются важным элементом оздоровления условий труда.
Особенностью технологического процесса получения АКОЧ является многократная ректификация концентрированной азотной кислоты с максимальной ее очисткой от примесей. Продукционная АКОЧ содержит азотной кислоты не менее .70 %, окислов азота не более 0,1 % и различных примесей (от 24 до 33 элементов) в концентрациях от 10~4 до 10~8 %..
Аппаратурное оформление цеха АКОЧ существенно отличается от такового цехов слабой и крепкой азотной кислоты и в большей мере напоминает лабораторные условия. Аппаратура представлена в виде небольших колонок, выполненных из кварцевого стекла и заключенных в специальные стеклянные боксы.
Контроль за ходом технологического процесса рабочие осуществляют из помещения, смежного со стеклянным боксом.
Высокая степень чистоты изготовляемой кислоты, использование хрупкой стеклянной аппаратуры требуют от рабочих большого внимания и точности в работе, значительного нервно-эмоционального напряжения. Содержание оксидов азота в воздухе производственных помещений и состояние микроклимата и шумового фона не выходят за пределы гигиенических нормативов.
Вместе тем отмечаются неблагоприятные условия труда в отделении по розливу кислоты в бутыли. Труд тяжелый и опасный. Сам процесс розлива кислоты в бутыли механизирован, однако под-' готовка бутылей, их очистка проводятся вручную. Концентрации паров и аэрозоля азотной 1 кислоты, оксидов азота превышают ПДК в 2— 4 раза.
Таким образом, проведенные исследования позволили выявить существенные различия условий труда при производстве азотной кислоты, несмотря на общность исходного продукта и технологическую взаимосвязь цехов.
Так, при производстве слабой азотной кислоты рабочие подвергаются действию высокой температуры, шума, оксидов азота, аммиака. Производство концентрированной азотной кислоты нитрат-магиевым способом является современной, прогрессивной технологией, способствующей созданию более благоприятных условий труда. При производстве АКОЧ наиболее неблагоприятными технологическими участками являются подготовка бутылей и розлив кислоты. На основа-
нии проведенных исследований был предложен ряд рекомендаций по оздоровлению условий труда в каждом конкретном производстве [3].
Следующим этапом данной работы явилось изучение состояния здоровья рабочих путем анализа общей заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности и данных медицинского осмотра врачом-профпатологом и специалистами. Случаев профессиональной патологии у рабочих не обнаружено. Наиболее высокий уровень общей заболеваемости с временной утратой трудоспособности как по числу случаев, так и по числу дней на 100 работающих отмечается у ремонтных рабочих, находящихся в более неблагоприятных условиях труда, чем аппаратчики.
В структуре заболеваемости ведущими формами являются острые респираторные заболевания, грипп, болезни костно-мышечной системы, периферической нервной системы. При медицинском осмотре выявлены лица, имеющие хронические заболезания непрофессиональной этиологии. Эти рабочие проходят лечение в условиях стационара и поликлиники.
Стоматологом осмотрено 18 человек (операторы, аппаратчики, машинисты, слесари): 52% рабочих в возрасте до 40 лет, 48 % — старше 40 лет. 90 % рабочих начали свою трудовую деятельность с работы в химическом производстве. При осмотре обнаружены отложение зубного камня у всех рабочих. Некариозное поражение зубов представлено в основном патологической стираемостью и в меньшей степени — химическим некрозом твердых тканей зубов. Патологической стираемостью поражены все зубы с жевательной поверхностью. В ранних стадиях этого процесса рабочие жалоб не предъявляют. В более позднем периоде отмечаются изменение формы зубов и нарушение прикуса. Очаги химического некроза, как правило, локализуются на вестибулярных поверхностях фронтальной группы зубов. Объективно отмечаются изменение цвета эмали, шероховатость поверхности, повышенная ломкость тканей зубов. Эти изменения чаще обнаруживались у ремонтных рабочих и аппаратчиков, что в значительной мере связано с особенностями условий труда. Оксиды азота, соединяясь с жидкостью рта, образуют азотную кислоту, увеличивающую кислую буферную емкость слюны и активность кислой фосфатазы, что создает благоприятные условия для взаимодействия с минеральными солями, входящими в состав зубов.
Заслуживает внимание вопрос о комбинированном действии оксидов азота с другими химическими соединениями. Отмечено, что при периодическом воздействии диоксида азота и аммиака в концентрациях на уровне пороговых, имеет место суммация токсических эффектов, аналогичный эффект отмечен и при их действии на уровне малых концентраций, близких к ПДК.
При клиническом обследовании работников цеха азотной кислоты у лиц, имеющих контакт с диоксидом азота и аммиаком в концентрациях, близких к ПДК, обнаружены хронические заболевания небно-глоточного кольца, гиперемия слизистых полости носа и глотки; выявлены многочисленные жалобы, обусловленные острым раздражением верхних дыхательных путей [1].
С целью оценки влияния на рабочих факторов
производственной среды и особенностей выполняемых рабочих операций были проведены физио-лого-гигиенические исследования и психофизиологическое тестирование. Для оценки физиологических сдвигов у рабочих использовались показатели, позволяющие судить о состоянии нервной и сердечно-сосудистой систем, а также анкеты по самооценке состояния. Для характеристики развития нервно-эмоционального утомления применяли метод отыскивания чисел (таблицы К. К. Платонова). Для оценки состояния сердечнососудистой системы определяли величину артериального давления (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), регистрировали ЭКГ, рассчитывали индекс напряжения. В качестве психофизиологических тестов использовали субъективный многофакторный тест САН (самочувствие, активность, настроение), позволяющий характеризовать психофизиологическое состояние опрашиваемого и опросник Спилбергера (в модификации Ю. Д. Ханина), направленный на определение компоненты тревожности в состоянии опрашиваемого.
Указанному обследованию были подвергнуты рабочие основной профессиональной группы — аппаратчики, операторы, начальники смен, пробоотборщики. Все исследования проводили на протяжении первого и последнего часа рабочей смены. Результаты подвергнуты математической обработке с применением стандартных статистических методик.
Вычисления проводили с использованием ПЭВМ-РК-86 и пакета статических программ [2].
Использованные в работе тесты показали, что ЧСС и АД менялись в зависимости с рабочей ситуацией и полностью восстанавливались на следующий рабочий день. Исключение составили операторы цеха слабой азотной кислоты, находящиеся в условиях нагревающего микроклимата, у которых максимальные и минимальные показатели АД постоянно находились на уровне верхних границ физиологической нормы.
При изучении ЭКГ отрицательной динамики в течение рабочей смены не отмечено. Исследование РР-интервалов показало наличие у значительного большинства рабочих изменений индекса напряжения, что свидетельствует о нарушении процессов адаптации организма к выполняемой работе и развивающемся утомлении.
Изменения, выполненные в динамике рабочего дня и рабочей смены при выполнении теста К. К. Платонова, свидетельствуют о развивающемся утомлении, степень выраженности которого определяется не только особенностями напряженности трудового дня, но и Личностными особенностями операторов. Высокий профессионализм, чувство личной ответственности подтверждают тесты субъективной оценки. Самооценка рабочими состояния активности и настроения изменилась от высокой оценки к средней в
1-й день смены и от средних оценок к низким к концу 2-го дня смены, что связано с развивающимся утомлением. Учитывая высокий уровень нервно-психического напряжения трудовых процессов, высокую степень опасности работы, особенно в цехах по производству крепкой и особо чистой азотной кислоты, целесообразно введение
2-дневного вместо 3-дневного графика работы. Как показали наши исследования, к началу 2-го рабочего дня после ночного отдыха у всех рабочих отмечено полное восстановление изучаемых показателей.
На основании полученных результатов разработаны мероприятия по оздоровлению условий труда в цехах по производству азотной кислоты.
Литература
1. Гембицкий Е. В., Богданов Н. А., Сафронов Ц. А. Острые и хронические профессиональные отравления азотной кислоты окислами азота.—Л., 1974.
2. Данев С., Дацов Е.// Гиг. труда.— 1988,— № П.— С. 31—33.
3. Измеров Н. Ф., Каспаров А. А., Савицкий. И. В.// Вестн. АМН СССР.— 1984,—№ 6,—С. 32—40.
Поступила 24.09.93
© С. М. НОВИКОВ. Л. Н. СЕМЕНОВЫХ, 1994 УДК 613.155.3-074(73)
С. М. Новиков, Л. Н. Семеновых
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ, ПРИНЯТОЙ В США
ММА им. И. М. Сеченова
Первый список максимально допустимых концентраций (MAC) вредных веществ в воздухе рабочей зоны был принят в США в штате Массачусетс в 1937 г. В 1941 г. Американской ассоциацией стандартов (ASA) и Американской конференцией правительственных промышленных гигиенистов (ACGIH), основанной в 1938 г., был подготовлен согласованный рекомендательный перечень MAC. В 1945 г. W. Cook [3] опубликовал список MAC для 132 химических веществ, включавший нормативы, принятые 6 штатами, Минздравом, ASA, а также ориентировочные уровни воздействия, рекомендованные автором. Около
50 нормативов из этого списка в дальнейшем были приняты как федеральные стандарты и используются до настоящего времени.
На основе списка [3], а также значений MAC, рекомендованных ASA, ACGIH в 1946 г. разработала новый перечень MAC для 144 химических веществ. После 1953 г. ACGIH вместо MAC стала использовать термин «предел порогового воздействия» (TL-V). Список TL-V для 238 вредных веществ был опубликован в 1956 г. [17].
В 1960 г. величины MAC, обоснованные ASA, а также TL-V для веществ, не имевших MAC, были впервые включены как обязательные нормативы в
4 Гигиена и санитария № 2
- 25 —