Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ДУСТА ГЕКСАХЛОРАНА'

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ДУСТА ГЕКСАХЛОРАНА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ДУСТА ГЕКСАХЛОРАНА»

УДК 613.8:615.778.38-012

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ДУСТА ГЕКСАХЛОРАНА

Г. В. Судакова, А. А. Беляков, П. И. Каляганов Институт гигиены труда и профзаболеваний, Горький

Дуст гексахлорана (гексахлорциклогексана — ГХЦГ) применяется в качестве инсектицида для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.

Получение его в изучаемом нами производстве (завод «Заря») основано на механическом смешении и размоле технического гексахлорана и талька в мельнице типа Ш-8, работающей по непрерывному циклу. Расфасовка дуста в клапанные мешки осуществляется на инерционном полуавтомате конструкции предприятия. Лишь в отдельных случаях дуст расфасовывают вручную в крафт-мешки.

Положительное значение в технологическом цикле получения дуста, с гигиенической точки зрения, имеют непрерывность процесса размола и смешения компонентов, полуавтоматическая расфасовка дуста.

Немаловажную роль в оздоровлении условий труда и снижении физической нагрузки в этом производстве сыграло применение бестарной доставки сырья. Более 40% талька сейчас поступает в железнодорожных цистернах, а доставка гексахлорана переведена на авто контейнеры, в связи с чем почти отпала необходимость ручного вскрытия мешков с сырьем. Уменьшились также загрязненность воздуха рабочих помещений и выбросы загрязненного воздуха в атмосферу.

Система сооружений для очистки воздуха от пыли, выбрасываемого из мельничного агрегата и из бункеров хранения талька, состоит из осадительных камер, циклонов, матерчатых и электрических фильтров.

Несмотря на некоторые положительные моменты в производстве дуста ГХЦГ, такие технологические операции, как извлечение талька со дна цистерн, вскрытие мешков с тальком и гексахлораном, брикетирование этих мешков решены еще неудовлетворительно.

Отмечается значительное образование пыли полуавтомата расфасовки дуста ГХЦГ, особенно во время остановки шаровой мельницы. Остановка мельницы из-за отсутствия синхронной работы между этими двумя аппаратами вызывает прерывистую подачу дуста. Повышенной запыленности воздуха производственных помещений способствует недостаточная герметичность коммуникаций и технологического оборудования. Недостаточная изоляция основных технологических участков друг от друга приводит к распространению токсических веществ в помещениях.

Вентиляция осуществляется механическим путем: вытяжка при помощи местных отсасывающих устройств (кожухов и приближенных отсосов), а подача приточного воздуха на рабочие площадки в верхнюю зону.

Для гигиенической оценки воздушной среды производственных помещений на различных участках были отобраны 272 пробы воздуха на содержание в нем паров и пыли гексахлорана, паров хлорбензола и пыли талька. Следует отметить, что для защиты органов дыхания у работающих используются противопылевые респираторы и ватно-марлевые повязки, но они не задерживают паров гексахлорана и хлорбензола. Содержание пыли талька в воздухе мы определяли весовым способом. Содержание пыли и паров ГХЦГ, а также паров хлорбензола изучали методами, разработанными в Горьковском институте гигиены труда и профзаболеваний (А. А. Беляков и соавторы).

Судя по материалам исследований, ручная и полуавтоматическая расфасовка дуста, выгрузка ГХЦГ из автомашины, загрузка его по транспортеру в бункер и размол компонентов в шаровой мельнице сопровождаются выделением паров и пыли ГХЦГ в концентрациях, превышающих предельно допустимые в несколько раз. При полуавтоматической расфасовке дуста концентрация токсических веществ в воздухе значительно ниже, чем при ручном способе расфасовки. Концентрации паров хлорбензола в воздухе производственных помещений оказались в пределах допустимых (0,4—17 мг/м3). Только в 5 пробах воздуха содержание паров хлорбензола превышало ПДК в 2—3 раза и составляло 100—175 мг/м3, что можно объяснить повышением температуры наружного воздуха.

Исследование загрязненности воздуха пылью талька около пневмовинтовых насосов, транспортирующих его в помещение шаровой мельницы, показало, что наименьшая запыленность наблюдалась при работе насосов с фтор пластовым уплотнением сальника. Повышение концентрации талька в воздухе (7,5—9 мг/м3) обнаружено только при нарушении нормального ритма работы насоса. При работе насоса с лабиринтным уплотнением содержание пыли в воздухе было значительно выше и колебалось от 8 до 51,5 мг/м3.

При работе полуавтомата расфасовки дуста, шаровой мельницы и транспортера технического ГХЦГ возникает шум, превышающий допустимые уровни на 6—12 дб. Микроклимат в производственных помещениях, как правило, отвечает требованиям СН 245-63 для подобных производств.

В клинике института изучено состояние здоровья 33 человек, имевших постоянный контакт на производстве с гексахлораном. Среди них было 19 мужчин и 14 женщин в возрасте от 27 до 50 лет. Жалобы на головную боль, раздражительность, одышку при физическом напряжении, жжение и зуд на открытых участках тела, боли в подложечной области предъявляло 28 обследованных. У 19 человек выявлена вегетативная дисфункция на фоне умеренной астении. У 1 работницы отмечена гипостезия по типу высоких перчаток в связи с наличием у нее токсического вегетативного полиневрита. Обнаруженные у 29 человек различные электрокардиографические сдвиги (брадикардия, нарушение предсердно-же-лудочковой и внутрижелудочковой проводимости, высокие остроконечные зубцы Т в правых грудных отведениях, синдром T4t > Тч ) свидетельствуют о нарушении экстракарди-альной регуляции сердечной деятельности и процессов метаболизма в миокарде. При осмотре ЛОРорганов у 13 из 29 человек наблюдался нерезко выраженный субатрофический фарингит. У 18 лиц обнаружено увеличение размеров печени на 1—2 см, болезненность и уплотнение ее нижнего края. У 6 человек увеличение размеров печени не отмечалось в момент предыдущего осмотра, проведенного 2 года назад. Случаев нарушения билируби-новыделительной функции не оказалось. В то же время у большинства обследованных были нарушены белковообразовательная, гликогенобразовательная и антитоксическая функции печени. Белковый спектр крови, в формировании которого печень принимает активное участие, у наблюдаемых характеризовался увеличением содержания у-глобулинов до 25,52 ± 0,73% при почти нормальном уровне альбуминов (50,26 ± 0,68%). В контрольной группе содержание у-глобулинов и альбуминов составляло соответственно 21,4 ± ± 0,31 и 51,0 ± 0,51%. Данные исследования белковых фракций были статистически достоверны. О нарушении функции печени в углеводном обмене свидетельствовали изменения нормального хода гликемических кривых после нагрузки галактозой у 17 человек. Результаты исследования пробы Квика — Пытеля на синтез гиппуровой кислоты у 12 человек оказались сниженными до 69—47%. При фракционном исследовании желудочного сока по методу Н. И. Лепорского у 18 из 33 лиц отмечено увеличение часового напряжения желудочной секреции и у 19 — наклонность к уменьшению кислотности желудочного сока вплоть до ахилии.

В морфологическом составе крови у большинства обследованных не имелось отклонений от нормы. У 9 из них в эритроцитах найдены единичные тельца Гейнца. У всех наблюдаемых, за исключением 5, обнаружено снижение щелочного резерва щелочной крови до 49—30 об.% и повышение напряжения углекислоты в крови до 41—50 мм рт. ст. Эти изменения характерны для компенсированного негазового ацидоза обменного характера.

У 14 из 33 человек в суточной моче выявлен гексахлоран в количестве 0,6—3 мг. При предыдущем осмотре это вещество было определено в моче у относительно большего числа работающих (у 49 из 68). В обоих случаях ГХЦГ изучали в моче методом Czajka и Brzozowski. В моче исследовали также неорганические хлориды, содержание которых у 15 человек оказалось повышенным до 16—29 г, у 12 — нормальным (10—15 г) и у 16 — сниженным (3—9 г). Во время предыдущего осмотра у 39 из 68 обследованных уровень неорганических хлоридов в моче был ниже нормы.

Представляло интерес проследить за выделением других химических соединений, отражающих метаболизм токсических веществ в организме. Известно, что бензол и его производные в организме могут превращаться в фенольные соединения и затем выделяться с мочой (Teisinger и соавторы; Bradbury и Standen). У лиц, занятых ручной расфасовкой дуста ГХЦГ, было отмечено ранее статистически достоверное повышение содержания фенолов в моче (227,4 ± 6,6 против 200 ± 10,3 мг/л в контрольной группе), по-видимому, из-за попадания в организм паров хлорбензола. У рабочих, занятых производством дуста ГХЦГ полуавтоматическим способом, содержание фенолов в моче оказалось таким же, как и в контрольной группе (199,2 ± 7,9 мг/л), что мы склонны объяснить уменьшением загрязненности воздушной среды производственных помещений токсическими веществами после перехода на полуавтоматический способ расфасовки дуста. Не исключено, что увеличение содержания неорганических хлоридов в моче у работающих на полуавтоматической расфасовке дуста связано с тем, что ГХЦГ, попадающий в организм в небольшом количестве, может превращаться в хлориды и воду. Это согласуется с высказываниями FiSerovä-Berge-rovä.

Полученные нами материалы санитарно-гигиенического и клинического исследования подтверждают необходимость дальнейшего устранения ручных операций путем разработки и внедрения новых рациональных технических решений. Мероприятия по улучшению условий труда должны предусматривать герметизацию аппаратуры и коммуникаций, изоляцию производственных помещений, создание блокирующего устройства для синхронной работы мельницы и полуавтомата расфасовки дуста, а также устройства для вакуумного извлечения талька со дна цистерн. Целесообразно также поставить вопрос о снижении содержания хлорбензола в гексахлоране.

Для повышения эффективности вентиляционных установок следует оборудовать местные отсосы, максимально приближенные к основным источникам выделения токсических веществ.

Необходима замена противопылевых респираторов, применяемых для защиты органов дыхания у лиц, работающих в контакте с гексахлораном, респираторами с противогазными патронами марки А в целях защиты от паров ГХЦГ и хлорбензола с надетыми на патроны чехлами из ворсистой ткани (типа фланели), которая бы задерживала пылевые частицы.

ЛИТЕРАТУРА

Беляков А. А., Т у б и н а А. Я., Смирнова В. Г. Тезисы докл. 4-1 Всесоюзн. научно-практической конференции по промышленно-санитарной химии. М. 1965, с. 62. — В г a d b и г у F. R., S t a n d e n H., Nature, 1959, v. 183, p. 983. -CzajkaJ., BrzozowskiJ., Med. Pracy, 1954, v. 5, N 5, p. 343. — Fisèro vâ-Bergerovâ V., Pracov. Lèk., 1956, т. 8, N 4, c. 254. — Teisinger J. Fisèrové-Bergerovâ V., Mensikova J., Arch. mal. prof., 1955, v. 16, p. 221

Поступила 17/VI 1966 г

УДК 613.646:677.37

ИММУНОГЕНЕЗ, УРОВЕНЬ ПРОТРОМБИНА КРОВИ И СУТОЧНОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ВИТАМИНА С У РАБОЧИХ ШЕЛКОМОТАЛЬНЫХ ФАБРИК

Т. М. Арипджанов

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент

Основными неблагоприятными факторами внешней производственной среды коко-номотальных цехов шелкомотальных фабрик являются повышенная температура (37— 40°) и высокая относительная влажность (70—85%) воздуха, а также его значительное бактериальное обсеменение (обилие патогенной и сапрофитной кокковой микрофлоры). Кроме того, здесь наблюдается загрязнение воздуха парами ртути, аммиака и сероводорода (Т. Д. Симанович и соавторы). Особенности технологического процесса кокономо-тания обусловливают тесный контакт рук рабочих с горячей (40—96°), химически и значительно бактериально загрязненной (преимущественно стафилококками и энтерококками) производственно-технической водой.

В связи с этим мы поставили перед собой задачу определить состояние иммуногенеза, выделение витамина С и уровень протромбина крови у рабочих основных профессий кокономотальных цехов Маргеланского шелкового комбината и Ташкентской шелкомотальной фабрики с тем, чтобы выявить влияние комплекса неблагоприятных факторов производственной среды. В качестве контроля обследовали 2 группы рабочих: в 1-ю из них вошли рабочие сортировочного цеха, имеющие контакт с коконами, специфической (кокковой) и другой микрофлорой, встречающейся в кокономотальных цехах; 2-ю (контрольную) группу составили рабочие механического цеха, где полностью исключены неблагоприятные факторы внешней среды, имеющиеся в производстве натурального шелка. Обследованными были в основном женщины в возрасте 20—40 лет со стажем работы на предприятиях от 3 до 15 лет.

Иммунологическую реактивность организма (состояние иммуногенеза и напряженность иммунитета) рабочих, занятых производством натурального шелка, мы изучали путем постановки реакции агглютинации после иммунизации тифо-паратифозной В дивакциной. С этой целью кровь из локтевой вены брали через 23—30 дней, 2—3 и 4 месяца после иммунизации. Кровь оставляли на 2—3 часа при комнатной температуре, затем отделяли сыворотку и изучали ее свойства. Агглютинины определяли согласно общепринятым объемным методом с диагностикумом брюшного тифа. Реакцию агглютинации учитывали через 2 часа и окончательно через 24 часа. Титры агглютинации учитывали по максимальному разведению сыворотки, четко агглютинирующему диагностикум. В анамнезе у лиц, подвергнутых прививке, не отмечено тифо-паратифозных заболеваний.

Через месяц после иммунизации в наблюдаемых и контрольных группах отмечалось увеличение титра агглютининов (см. таблицу). Однако степень увеличения титра агглютининов у кокономоталыциц и рабочих, составлявших контрольные группы, оказалась различной. Через 2—3 месяца после прививки у 14 работниц кокономотальных цехов титр агглютининов снизился в 3,3 раза, а через 4 месяца у 12 — в 3,6 раза. Следовательно, значительное снижение титра агглютининов у кокономоталыциц наблюдалось уже через 2—3 месяца после иммунизации. Снижение титра агглютининов через 2—3 и 4 месяца после иммунизации найдено во всех обследованных группах.

Приведенные данные позволяют считать, что у рабочих кокономотальных цехов в производстве натурального шелка титр брюшнотифозных агглютининов снижен по сравнению с контрольными группами, что связано с воздействием на организм кокономоталь-щиц комплекса неблагоприятных производственных факторов.

Содержание аскорбиновой кислоты в суточной моче определяли биохимическим методом, путем титрования 2—6-дихлорфенолиндофенолом (краской Тильманса) при здравпунктах этих фабрик в лабораториях походного типа. Для предохранения витамина С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.