S 400 - Jullien G., Bouveyron J., Arch. Mal. prof., 1953, v. 14, p. 244.—Se u-sing J„ Arztl. Wschr., 1953, Bd. 8, S. 465,—T e r r a n о v a S., Boll. Soc. ital. di Biol. sper., 1952, v. 28, p. 8.
Поступила 15/X 1963 r.
УДК 613.632 : 615.778.3-012 + 615.778.3-012 : 613.632
УСЛОВИЯ ТРУДА И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ДУСТА МЕТАФОСА
В. Н. Трефилов, И. С. Фаерман Институт гигиены труда и профболезней, Горький
Метафос (вофатокс, метилпаратион, диметилпаранитрофенилтнофосфат) — эффективный акарицид, инсектицид контактного действия. Технический метафос — это маслянистая жидкость коричневого цвета со специфическим неприятным запахом. Его эмпирическая формула (СНз02Р50СбН4Ы02). Дуст метафоса представляет собой порошкообразный продукт механического смешения метафоса, талька и каолина. В дусте содержится 2,5±0,5% метафоса.
Гигиена труда и состояние здоровья рабочих, занятых производством дуста метафоса, изучены недостаточно. Между тем это вещество, как и большинство других фосфорорганических соединений, легко всасываясь через неповрежденную кожу, может вызвать интоксикацию (И. Т. Брахнова; Ю. И. Фадеев >, Ю. И. Кундиев).
В цехе, где производят дуст метафоса, сделано 120 анализов воздушной среды на запыленность ее этим веществом. Одновременно расчетным методом определяли содержание в пыли метафоса.
Как показали исследования, на участке затаривания дуста в мешки концентрации метафоса колеблются в пределах 0, 0032—0,0040 мг/л (при предельно допустимой концентрации 0,0001 мг/л). На площадках у шаровых мельниц концентрации дуста достигают 84 мг/м3 и метафоса 0,0025 мг/л.
На участке выгрузки и расфасовки дуста в мешки рабочие находятся в противогазах; на других же участках (у ленточного транспортера и в складе готовой продукции) рабочие, как правило, противогазов не надевают. В то же время концентрации дуста метафоса и паров метафоса на этих участках превышают допустимую концентрацию в 4 раза.
Поскольку метафос легко проникает через кожу, мы изучали степень загрязненности им спецодежды и кожных покровов рабочих. В образцах ткани верхней спецодежды обнаруживали до 28 мг метафоса на 1 дм2 образца ткани. Особенно сильно загрязняется поверхность груди у куртки и область колен у брюк (до 20—28 мг/дм2). В образцах ткани нижней спецодежды обнаруживали до 0,5 мг метафоса на 1 дм2 ткани (область груди и колен). На руках рабочих по окончании смены находили от 3 до 4,5 мг метафоса, на груди и спине — от 0,01 до 0,05 мг на 1 дм2 площади смыва. Даже после принятия ими душа в смывах с рук и груди обнаруживали до 0,01 мг вещества на 1 дм2 поверхности смыва. Таким образом, метафос, значительно загрязняя спецодежду и попадая на кожные покровы, может явиться одной из причин развития хронических профинтоксикаций у рабочих.
Как известно, метафос угнетает активность холинэстеразы и вызывает интоксикацию, клиника которой мало отличается от интоксикации другими фосфорорганиче-скими веществами (меркаптофосом, хлорофосом и др.). Однако при интоксикации ме-тафосом возможно развитие патологических изменений, вызванных воздействием нитрогруппы, входящей в молекулу этого инсектицида. Не исключено, что определенное действие оказывают нитросоединения (в частности, паранитрофенолят натрия), образующиеся в организме при гидролизе метафоса.
По данным И. Т. Брахновой, метафос обладает кумулятивными свойствами, однако кумуляция носит функциональный характер, так как метафос в течение суток почти полностью выделяется из организма (Ю. И. Фадеев).
Мы изучали состояние здоровья 32 рабочих, непосредственно занятых приготовлением дуста метафоса. Все обследованные имели одинаковый контакт с дустом метафоса; 2 из них работали в корпусе 3 месяца, 8 человек — 7—9 месяцев и 22 — около года. В возрасте от 20 до 30 лет было 25 человек, от 31 года до 40 лет—7.
Жалоб обследованные, как правило, не предъявляли.
Симптомов органического поражения нервной системы выявлено не было.
Исследование вегетативной нервной системы производилось по схеме проф. Ру-сецкого (С. П. Шатрова).
1 Кандидатская диссертация. М., 1956.
Изменения, обнаруженные у ряда обследованных, свидетельствовали о наруше нии вегетативной нервной системы, преимущественно связанном с повышением тонуса ее парасимпатического отдела. Выраженные явления вегетативной дистонии найдены и при электрокардиографическом исследовании. Электрокардиографические сдвиги были выявлены у 27 из 31 рабочего; они сводились к изменениям ритма, проводимости, нарушениям возбуждения предсердий и в отдельных случаях к изменениям начальной и конечной части желудочковых комплексов.
Учитывая литературные данные (И. Т. Брахнова), указывающие на возможность развития анемии под воздействием метафоса, мы подробно изучили морфологический состав периферической крови у обследованных. У 17 из них содержание гемоглобина не достигало 75 ед., у 12 человек было меньше 4 млн. эритроцитов в 1 мм3, одновременное снижение количества гемоглобина и эритроцитов отмечено у 5 лиц. Нерезко-выраженная гипохромная анемия наблюдалась всего у 15 человек. Более чем у 1 /3 обследованных выявлена лейкопения (менее 5000 лейкоцитов в 1 мм3), что было нами отмечено при изучении состояния здоровья лиц, занятых производством других фос-форорганических веществ — инсектицидов (И. С. Фаерман и Э. М. Бонгард).
Для выявления симптомов интоксикации, связанных с воздействием нитросоеди-нений, образующихся при разложении молекулы метафоса, было исследовано количество ретикулоцитов, базофильнозернистых эритроцитов, метгемоглобина и телец Гейнца. У 9 рабочих установлен умеренный ретикулоцитоз (от 9 до 17,5%0), у 10 — увеличение содержания базофильнозернистых эритроцитов (от 0,2 до 1,2%), у 2 обнаружены тельца Гейнца. Увеличения уровня метгемоглобина не отмечено.
У всех 32 рабочих была изучена активность холинэстеразы методом Хестрина. В 12 случаях выявлено угнетение фермента в плазме (2,5—3,5) при норме 3,6. Кроме того, в 4 случаях была угнетена холинэстераза в эритроцитах (2,5—3,5) при норме 4,3. Следовательно, у половины обследованных (16 человек) было найдено угнетение активности холинэстеразы в плазме или эритроцитах, что свидетельствует о токсическом действии метафоса как фосфорорганического соединения.
Как известно, при хронической интоксикации фосфорорганическими веществами наблюдаются поражения печени (И. Я. Сосновик; И. С. Фаерман и Э. М. Бонгард, и др.). Из числа обследованных нами лиц у 3 печень была увеличена на 1—2 см; количество билирубина и холестерина оказалось в пределах нормы; у 5 человек найден-очень высокий гипергликемический коэффициент (1,7—2,2 при норме 1,5) и у 2 — низкий (1,2—1,3). Эти изменения свидетельствуют о нарушении углеводной функции печени. Количество общего белка в сыворотке крови (по Филлипсу) у всех обследованных было в пределах нормы (6—8 г%), однако при изучении фореграммы у них отмечено резкое снижение количества альбуминов, увеличение глобулиновых фракций (аг, (5) и соответственно низкий альбумино-глобулиновый коэффициент. Полученные данные-статистически достоверны.
Учитывая, что отмеченные нарушения выявлены у лиц молодого возраста, в анамнезе которых нет указаний на заболевание печени, мы можем считать, что эти отклонения служили проявлениями токсического воздействия метафоса — вещества, которое как фосфорорганическое соединение и нитросоединение может вызвать патологические изменения печени.
Выводы
1. Производство дуста метафоса характеризуется высокой запыленностью воздуха-цеха этим порошком при наличии большого числа ручных операций по выгрузке и затариванию готовой продукции, недостаточной герметичности основного оборудования (шаровых мельниц, смесителей).
2. Спецодежда и кожные покровы рабочих значительно загрязняются метафосом. В некоторых случаях его обнаруживают на коже рабочих даже после душа, что свидетельствует о недостаточно тщательной обработке кожных покровов по окончании' работы.
3. Изучение состояния здоровья рабочих, занятых приготовлением дуста метафоса, позволило выявить у них ряд отклонений. К ним относится вегетативная дистония с явлениями преобладания тонуса парасимпатической нервной системы (положительный клиностатический рефлекс, брадикардия, гипотония, акроцианоз, акрогипергидроз, электрокардиографические изменения вагусного типа и др.), хроническая гипохромная анемия, лейкопения, ретикулоцитоз и увеличение количества базофильнозернистых эритроцитов, угнетение активности холинэстеразы, преимущественно в плазме, нарушение-белковой и углеводной функций печени.
4. При реконструкции существующих и строительстве новых участков по получению дуста метафоса следует обратить особое внимание на полную механизацию трудоемких работ и герметизацию производственного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
Брахнова И. Т. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. Л., 1969, стр. 226. — КундиевЮ. И. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М., 1959, стр. 81. — Сосновик И. Я. Клиника и профи-
лактика отравлений ядохимикатами. М.. 1959. — Фаерман И. С., Бон гард Э. М. В кн.: Вопросы гигиены труда, профпатологин, промышленной токсикологии и санитарной химии. Автореф. Горький, 1961, стр. 8. — Фадеев Ю. И. Автореф. дисс. канд М., 1956. — Фаерман И. С., Б он гард Э. М. В кн.: Промышленная токсикология и клиника профзаболеваний хим. этиологии. М., 1962, стр. 234.
Поступила 25/Х 1963 г.
УДК 613.6 : 664.1
К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ САХАРНЫХ ЗАВОДОВ
Н. К■ Вальчук
Кафедра общей гигиены Винницкого медицинского института им. Н. И. Пирогова
Работ, посвященных гигиенической оценке нового оснащения сахарных заводов, мы не нашли, поэтому сочли целесообразным подвергнуть сравнительному анализу условия труда в основных технологических процессах сахароварения.
В качестве объектов изучения было взято 10 заводов с новым и старым оборудованием. Все исследования проводились нами в период наиболее интенсивного сахароварения— в сентябре—ноябре 1961 и 1962 гг. Мы учитывали данные санитарного обследования условий труда, инструментальных исследований (измерение температуры и влажности воздуха, температуры нагретых поверхностей и уровня громкости шума), а также исследования некоторых физиологических сдвигов в организме рабочих, обслуживающих диффузионные аппараты, вакуум-фильтры, фильтр-прессы и центрифуги.
Всего под наблюдением было около 200 рабочих. Физиологические исследования производили перед началом и в конце работы. Кроме того, у них непосредственно на рабочих местах через 4 часа после начала смены электротермометром измеряли температуру кожи лба и частоту пульса.
Микроклимат в производственных помещениях изучали при температуре наружного воздуха от 5,5 до 21°. Следует указать, что микроклиматические условия на рабочих местах с новым оборудованием (диффузионные аппараты непрерывного действия) заметно отличаются от рабочих мест со старым (многочисленные диффузионные аппа раты). Так, температура воздуха рабочей зоны операторов составляет в среднем 23°. тогда как на рабочих местах со старым оборудованием она достигает 28,7°. Максимальные же величины соответственно равны 28 и 37°. Резко отличалась и температура поверхностей старого и нового оборудования. Например, крышки диффузоров нагреваются от 40 до 70°. В то же время нагрев наружной поверхности диффузионных аппаратов непрерывного действия не превышает 34—38°. Относительная влажность воздуха на рабочих местах с новым и старым оборудованием почти одинакова (56,2—56,5%).
Внедрение нового оборудования на фильтрационных\станциях (вакуум-фильтров) несколько улучшило микроклиматические условия. Так, температура воздуха в рабочей зоне операторов, обслуживающих вакуум-фильтры, составляет в среднем 31,5°, а относительная влажность— 70,4%. В то же время на рабочих местах фильтр-прессовщиков (старое оборудование) температура воздуха равна в среднем 35° и часто повышается до 41°; влажность воздуха составляет в среднем 88,5%, а иногда доходит до 95%. Температура поверхностей оборудования на фильтр-прессах равна 46—82°, на вакуум-фильтрах — 35—47°.
При оценке микроклимата на фильтрационных станциях следует учитывать, что работа на фильтр-прессах, требующая большого физического напряжения, выполняется в условиях высокой температуры и влажности воздуха. На вакуум-фильтрах же в обязанность оператора входит главным образом контроль за работой аппаратов. Лишь изредка ему вместе с помощником приходится вручную очищать фильтры и менять фильтрующий материал. Это указывает на преимущество нового оборудования перед старым. Вместе с тем необходимо дальнейшее усовершенствование нового оборудования для обеспечения нормальных метеорологических условий.
Микроклимат на участке пробелкн сахара независимо от конструктивных особенностей центрифуг остается почти одинаковым. Температура воздуха на рабочих местах в среднем составляет 26,7—28,1°, относительная влажность — 55,9—59%. Вместе с тем температура воздуха на рабочих местах со старым оборудованием в ряде случаев достигает 36°, чего не отмечается на автоматических центрифугах. Это, по-видимому, связано с особенностями технологического процесса. Во время пробелки сахара каждые 5 мин. открываются верхние крышки центрифуг для заполнения их горячим утфе-лем, промывки сахара от патоки горячей водой и выгрузки отбеленного продукта. При этом происходит тепло- и влаговыделение. При автоматических же центрифугах работа операторов в основном сводится к контролю за автоматикой.