Научная статья на тему 'К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ САХАРНЫХ ЗАВОДОВ '

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ САХАРНЫХ ЗАВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ САХАРНЫХ ЗАВОДОВ »

лактика отравлений ядохимикатами. М.. 1959. — Фаерман И. С., Бон гард Э. М. В кн.: Вопросы гигиены труда, профпатологин, промышленной токсикологии и санитарной химии. Автореф. Горький, 1961, стр. 8. — Фадеев Ю. И. Автореф. дисс. канд М., 1956. — Фаерман И. С., Б он гард Э. М. В кн.: Промышленная токсикология и клиника профзаболеваний хим. этиологии. М., 1962, стр. 234.

Поступила 25/Х 1963 г.

УДК 613.6 : 664.1

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ САХАРНЫХ ЗАВОДОВ

Н. К■ Вальчук

Кафедра общей гигиены Винницкого медицинского института им. Н. И. Пирогова

Работ, посвященных гигиенической оценке нового оснащения сахарных заводов, мы не нашли, поэтому сочли целесообразным подвергнуть сравнительному анализу условия труда в основных технологических процессах сахароварения.

В качестве объектов изучения было взято 10 заводов с новым и старым оборудованием. Все исследования проводились нами в период наиболее интенсивного сахароварения— в сентябре—ноябре 1961 и 1962 гг. Мы учитывали данные санитарного обследования условий труда, инструментальных исследований (измерение температуры и влажности воздуха, температуры нагретых поверхностей и уровня громкости шума), а также исследования некоторых физиологических сдвигов в организме рабочих, обслуживающих диффузионные аппараты, вакуум-фильтры, фильтр-прессы и центрифуги.

Всего под наблюдением было около 200 рабочих. Физиологические исследования производили перед началом и в конце работы. Кроме того, у них непосредственно на рабочих местах через 4 часа после начала смены электротермометром измеряли температуру кожи лба и частоту пульса.

Микроклимат в производственных помещениях изучали при температуре наружного воздуха от 5,5 до 21°. Следует указать, что микроклиматические условия на рабочих местах с новым оборудованием (диффузионные аппараты непрерывного действия) заметно отличаются от рабочих мест со старым (многочисленные диффузионные аппа раты). Так, температура воздуха рабочей зоны операторов составляет в среднем 23°. тогда как на рабочих местах со старым оборудованием она достигает 28,7°. Максимальные же величины соответственно равны 28 и 37°. Резко отличалась и температура поверхностей старого и нового оборудования. Например, крышки диффузоров нагреваются от 40 до 70°. В то же время нагрев наружной поверхности диффузионных аппаратов непрерывного действия не превышает 34—38°. Относительная влажность воздуха на рабочих местах с новым и старым оборудованием почти одинакова (56,2—56,5%).

Внедрение нового оборудования на фильтрационных\станциях (вакуум-фильтров) несколько улучшило микроклиматические условия. Так, температура воздуха в рабочей зоне операторов, обслуживающих вакуум-фильтры, составляет в среднем 31,5°, а относительная влажность— 70,4%. В то же время на рабочих местах фильтр-прессовщиков (старое оборудование) температура воздуха равна в среднем 35° и часто повышается до 41°; влажность воздуха составляет в среднем 88,5%, а иногда доходит до 95%. Температура поверхностей оборудования на фильтр-прессах равна 46—82°. на вакуум-фильтрах — 35—47°.

При оценке микроклимата на фильтрационных станциях следует учитывать, что работа на фильтр-прессах, требующая большого физического напряжения, выполняется в условиях высокой температуры и влажности воздуха. На вакуум-фильтрах же в обязанность оператора входит главным образом контроль за работой аппаратов. Лишь изредка ему вместе с помощником приходится вручную очищать фильтры и менять фильтрующий материал. Это указывает на преимущество нового оборудования перед старым. Вместе с тем необходимо дальнейшее усовершенствование нового оборудования для обеспечения нормальных метеорологических условий.

Микроклимат на участке пробелки сахара независимо от конструктивных особенностей центрифуг остается почти одинаковым. Температура воздуха на рабочих местах в среднем составляет 26,7—28,1°, относительная влажность — 55,9—59%. Вместе с тем температура воздуха на рабочих местах со старым оборудованием в ряде случаев достигает 36°, чего не отмечается на автоматических центрифугах. Это, по-видимому, связано с особенностями технологического процесса. Во время пробелки сахара каждые 5 мин. открываются верхние крышки центрифуг для заполнения их горячим утфе-лем, промывки сахара от патоки горячей водой и выгрузки отбеленного продукта. При этом происходит тепло- и влаговыделение. При автоматических же центрифугах работа операторов в основном сводится к контролю за автоматикой.

Внедрение автоматических центрифуг—большой технико-экономический и гигиенический прогресс в производстве сахароварения. При этом полностью устраняются ручной труд и многие другие неблагоприятные факторы (вынужденное положение тела, неблагоприятные микроклиматические условия и т. д.).

Уровень громкости шума на диффузионных аппаратах равняется в среднем 84,5 дб, а на автоматических установках —82,3 дб. Максимальные величины еще выше. Так, уровень громкости шума при работе старого оборудования достигает 95 дб, а нового оборудования — 87 дб.

Громкость шума в сокоочистительных цехах, где используется старое оборудование, составляет в среднем 82,2 дб, а там, где применяют новое оборудование, — 85,5 дб. Это свидетельствует даже о некотором повышении интенсивности шума в рабочей зоне операторов, обслуживающих вакуум-фильтры.

Некоторые гигиенические преимущества нового оборудования, внедренного в технологию производства сахароварения, подтверждаются и физиологическими исследованиями.

Реакция со стороны сердечно-сосудистой системы у рабочих старых диффузионных аппаратов более выражена, чем у операторов автоматических диффузий. Так, пульс и артериальное давление у большей половины операторов изменяются незначительно. У рабочих, обслуживающих старое оборудование, почти во всех случаях к концу смены учащается пульс на 5—20 ударов в минуту. Артериальное давление изменяется почти у всех рабочих. При этом в части случаев оно повышается, а в части случаев понижается.

Со стороны нервной системы у операторов диффузионных аппаратов к концу рабочей смены отмечено преобладание процессов торможения, которые могли возникнуть в результате поступления в кору головного мозга монотонных раздражений. Например, у большей половины испытуемых обнаружено удлинение времени восприятия светового раздражителя на 0,03—0,07 сек. Кроме того, наблюдалось уменьшение мышечной силы правой кисти на 4—6 кг. Наоборот, у большинства рабочих, обслуживающих старые диффузионные аппараты, время восприятия светового сигнала стало короче примерно на 0,03—0,07 сек. и увеличилась мышечная сила правой кисти на 4—6 кг к концу смены. Очевидно, это свидетельствует о преобладании процессов возбуждения в коре головного мозга. Аналогичные сдвиги выявлены у рабочих, обслуживающих фильтр-прессы и занятых на пробелке сахара с новым и старым оборудованием.

Таким образом, на всех трех изученных нами технологических процессах сахароварения при работе старого оборудования показатели деятельности сердечно-сосудистой системы значительно хуже, чем у операторов. Это особенно заметно у рабочих, обслуживающих фильтр-прессы и полуавтоматические центрифуги. Надо полагать, что здесь сочетаются два фактора: значительное мышечное напряжение и неблагоприятный микроклимат.

На основании полученных материалов мы рекомендовали операторам производственную гимнастику.

О неблагоприятном воздействии микроклиматических условий производственной среды на организм рабочих, обслуживающих старое оборудование, можно судить по тепловому состоянию кожи лба и частоте пульса. Во время работы на старом оборудовании у значительной части испытуемых температура кожи лба повышается до 35—37°, а пульс достигает 90—120 ударов в минуту. При этом мы наблюдали увеличение интенсивности потоотделения, часто профузное потение.

Эти данные свидетельствуют о напряжении терморегуляционного аппарата. Так, на рамных фильтр-прессах у большинства рабочих температура кожи лба превышает 34°, а иногда достигает 36—37°, пульс же повышается до 90—120 ударов в минуту. У рабочих, обслуживающих старые диффузионные аппараты, температура кожи лба также повышается до 34—36°, а пульс учащается до 90—120 ударов в минуту.

При работе на новом оборудовании температура кожи лба выше 34° отмечается лишь изредка. По-видимому, это связано с меньшим физическим напряжением обслуживающего персонала.

Из 7 человек, работающих на автоматических диффузорах, лишь у одного мы наблюдали повышение температуры кожи лба до 35° и незначительное учащение пульса.

Выводы

1. Условия труда в процессе высолаживания сахара из свекловичной стружки с помощью автоматических аппаратов непрерывного действия улучшаются по сравнению с работой на старых диффузионных аппаратах. При этом не приходится затрачивать больших физических усилий и микроклимат производственной среды весьма благоприятен.

2. С внедрением вакуум-фильтров на фильтрации свекловичного сока удалось устранить тяжелый физический труд, который еще существует при использовании рамных фильтров. Микроклимат же на рабочих местах, где поставлено новое оборудование, улучшился в меньшей степени. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего усовершенствования нового оборудования фильтрационной станции.

3. Внедрение автоматических центрифуг для пробелки сахара значительно облегчило труд рабочих и устранило некоторые неблагоприятные условия. В связи с этим целесообразно рекомендовать широкое внедрение автоматических центрифуг в сахарную промышленность.

4. Уровень производственного шума на изученных нами трех процессах сахароварения с внедрением нового оборудования снизился незначительно. Некоторые виды оборудования на фильтрационной станции и пробелке сахара (центрифуги) привели к повышению уровня шума, что должно привлечь внимание инженеров-конструкторов.

5. При работе операторов, обслуживающих новое оборудование, в центральной нервной системе отмечено некоторое преобладание процессов торможения над процессами возбуждения. Поэтому операторам рекомендовано проведение производственной гимнастики.

ЛИТЕРАТУРА

Б л а н к м а н А. Д. В кн.: Сборник рефератов научных работ Киевск. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, 1947, стр. 120. — Вальчук Н. К. Гиг. и сан., 1960, № 9, стр. 103. — Иванов С. 3., Л е п е ш к и н И. П. Очерки по истории техники отечественного сахарного производства. М., 1955. — Иванов С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. М., 1959. — К леер Н. М. Гиг. безопасности и патологии труда, 1930, № 5, стр. 92. — Л и т в а к И. М. Технология свеклосахарного производства. Киев, 1956. — Перелыгин В. М. К вопросам санитарной характеристики сахарных заводов Киргизии. Автореф. дисс. канд. Фрунзе, 1955. — Ш л е й ф м а н Р. М. В кн.: Авторефераты докл. по гигиене и физиологии труда научной сессии Киевск. научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, 1956, стр. 26.

Поступила 28/Х 1963 г

УДК 614.73 : 616-001.28-033 : 611.2

О РАСПРЕДЕЛЕНИИ В ОРГАНАХ ДЫХАНИЯ ПОГЛОЩЕННОЙ ДОЗЫ ОТ КОРОТКОЖИВУЩИХ ДОЧЕРНИХ

ПРОДУКТОВ РАДОНА

В. Н. Кириченко

Оценка биологической вредности воздуха, содержащего радон, как по «скрытой энергии», так и по содержанию короткоживущих дочерних продуктов его основывается на предположении о равномерном распределении дозы этого элемента, поглощенной органами дыхания (Д. А. Холэйди и др.). По-видимому, это слишком грубое приближение, так как известно, что радиоактивность дочерних продуктов вещества связана с атмосферными аэрозольными частицами, имеющими очень широкий диапазон размеров, начиная от 1,5 • Ю-8 см для отдельных атомов и до Ю-4 см для сравнительно крупных аэрозольных частиц. Поэтому в зависимости от содержания атмосферного аэрозоля и характера его распределения по размерам зависит эффективность осаждения радиоактивности дочерних продуктов радона в различных участках органов дыхания человека.

В связи с этим нами сделана попытка подсчитать на основании теории и экспериментальных данных распределение поглощенной дозы от дочерних продуктов радона в различных участках органов дыхания в зависимости от размера частиц-носителей. Была использована сильно упрощенная модель органов дыхания человека по Fin-deisen, где дыхательные пути представлены в виде последовательно разветвляющихся цилиндрических трубок; последние заканчиваются полыми шариками; скорость дыхания принимается постоянной и равной 12 л/мин. Расчет производился для частиц меньше Ю-5 см, поэтому предполагалось, что они оседают только за счет диффузии. Если обозначить диффузионный параметр \jl=DxIR2 и, где D — коэффициент диффузии частиц, R — радиус трубки, х — длина трубки и и — средняя линейная скорость потока, и считать поток ламинарным, с параболическим профилем скоростей, то, согласно Gormley и Kennedy, доля неосевших частиц при ц>0,01:

и при ц<0,01:

Ч = 0,819 «Г3'6571* +0,097e-22,3li

= 1 — 2,5б//з + 1,2[л + 0,177;xVs

8 Гигиена и санитария, № 2 11 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.