УДК 305(5) ББК 60.542(5)
В.А. Румянцева
Вопросы гендерной политики на Востоке (на примере КНР, Японии и Южной Кореи): современное состояние и перспективы
XXI век - «бум» на технологии, появление новых возможностей для человечества, появление «свежего» взгляда на старые проблемы и одновременное возникновение ряда неизвестных вопросов, требующих соответствующих современных подходов и решений. Однако в то же время задачи, которые не были решены ранее, не теряют свою актуальность, и даже становятся все более распространенными в современном мире. Одной из таковых проблем, активно обсуждаемых мировым сообществом, является достижение гендерного равенства вне зависимости от степени его представления в различных странах. Не только женщины, но и мужчины во многих государствах выступают за пресечение полового неравноправия, восстановление равного положения представителей обоих полов в социальном, культурном, экономическом и политическом плане, устранение каких-либо ущемлений со стороны общества или государства в соответствии с гендерной принадлежностью человека. В статье рассмотрены проявление гендерной дискриминации по отношению к женщинам в трех странах Восточной Азии: Японии, Республике Корее и Китайской Народной Республике, отмечена деятельность по установлению равноправия между женщинами и мужчинами, а также выделены возможные перспективы развития движения. Для более глубокого анализа данной проблемы и четкого выявления дальнейших сценариев ее развития были использованы статистические данные, отражающие реальную картину о половом разграничении на работе, в учебных заведениях, по вопросам здравоохранительной системы, личной безопасности и других вопросах на сегодняшний день. Хотя в современном обществе возникло немало движений в защиту и поддержку гендерного равноправия, мировому сообществу предстоит выяснить лучшие пути и методы разрешения данной проблемы.
Ключевые слова: гендерное неравенство, насилие, образование, КНР, Япония, Республика Корея, гендерная профессиональная сегрегация, гендерные стереотипы, ООН, ОЭСР
© Румянцева В.А., 2020
Not until the half of our population represented by women and girls can live free of fear, violence and everyday insecurity, can we truly say we live in a fair and equal world.
United Nations Secretary General Antonio Guterres 19 November 2018
Вместе с процессом глобализации мир столкнулся с множеством проблем, которые требуют внимания мирового сообщества. Одной из особенно актуальных тем XXI в. является гендерное неравенство и разработка путей его преодоления.
Согласно данным, полученным в результате исследования в рамках программы развития ООН, наибольший индекс гендерного неравенства приходится на страны субсахарской Африки и страны Южной Азии1. Однако особый интерес представляют исследования гендерной проблематики и на Восточно-Азиатском пространстве.
Основными сферами, в которых четко прослеживается неравенство по половому признаку, являются здоровье, личная безопасность, официальное представительство, обучение, трудоустройство и принятие решений.
Особенно характерными в вопросах гендерного неравенства для Китайской Народной Республики2, Японии и Республики Корея является сфера трудоустройства, образования, вопросы официального представительства и принятия решений, а также проявление действий насильственного характера (как физического, так и морального).
В данной статье основное внимание сконцентрировано на таких важных (ключевых) положениях, как трудоустройство, что также включает в себя разницу в заработной плате (понятие «gender pay gap») и аспекты рабочего процесса, а также рассмотрены вопросы личной безопасности женщин в условиях современности.
В соответствии с данными Глобального отчета о гендерном разрыве за 2018 г. Китай, Япония и Республика Корея находятся под «глобальным средним» значением, занимая 103-е, 110-е и 115-е места соответственно из 1493. Такие показатели иллюстрируют, насколько сильная степень полового неравноправия в данных странах.
Возникновение такой ситуации в Восточной Азии обусловлено двумя наиболее значимыми факторами прошлого. В первую очередь, это исторически укоренившаяся роль женщин в семье, что выражалось в разделении труда и обязанностей по половому признаку. Так, в Японии за женщиной закрепилась роль домохозяйки или няни, в то время как роль мужчины заключалась в том, чтобы приносить доход в семью. После Второй мировой войны в конституцию Японии было включено «Положение о гендерном равенстве». Ввиду прочно устоявшихся семейных норм и гендер-ных стереотипов нововведение привело к сопротивлению среди граждан4.
Джахан С. Индексы и индикаторы человеческого развития: Обновленные данные 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/sites/ default/files/2018_human_ development_statistical_ update_ru.pdf (дата обращения: 05.06.2020). В статье рассматривается положение гендерного неравенства на территории материкового Китая, не включая Республику Тайвань, а также без учета особенностей национальных меньшинств. The Global Gender Gap Report: 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www3. weforum.org/docs/WEF_ GGGR_2018.pdf North S. Negotiating What's "Natural": Persistent Domestic Gender Role Inequality in Japan // Social Science Japan Journal. 2009. No. 12 (1) [Электронный ресурс]. URL: https://academic.oup.com/ssjj/ article/12/1/23/1681845 (дата обращения: 05.06.2020).
2
3
4
Во-вторых, значительное влияние на гендерное неравенство оказала идеология конфуцианства. Такое понятие, как «сыновняя почтительность», наиболее сильно сказалось на положении женщин в обществе в Китае: в преклонении перед предками, женщинам отдавалась значительно меньшая роль по сравнению с мужчинами5. Однако те же идеи нашли отражение и в историческом прошлом Южной Кореи.
В настоящее время одной из наиболее заметных сфер, где четко прослеживается факт полового неравноправия, является рабочая среда. Гендерная профессиональная сегрегация - одно из наиболее часто встречающихся проявлений гендерного неравенства в производственной сфере. Несмотря на быстрое и стремительное экономическое развитие, в первую очередь Китая, женщины по-прежнему ограничены в размерах оплаты труда, а также в возможностях занятия высоких должностей.
В целом в Корее наблюдается больший межпрофессиональный разрыв, чем в Японии6. Это значит, что труд женщин, имеющих одинаковую квалификацию, оплачивается ниже, чем труд мужчин в рамках той же профессии7.
Так, например, согласно последним данным, среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) тендерный разрыв в оплате труда Японии находится на уровне 24,5%, являясь третьим по величине среди стран ОЭСР. Первое место по показателю «gender wage gap» заняла Южная Корея (34,6%)8.
Однако для Японии наиболее характерен межпрофессиональный разрыв, выраженный в незначительном представлении женщин на высокооплачиваемых должностях.
Предварительный анализ показал, что гендерная профессиональная сегрегация в Корее, по-видимому, была постоянной без каких-либо существенных изменений в течение последних девяти лет. Согласно статистике, индекс расхождения в Корее за период с 2009 по 2017 г. колебался от 0,33 до 0,379. Японские данные относятся к периоду 1995-2005 гг. и, таким образом, не могут быть непосредственно сопоставимы с корейскими данными, однако в Японии наблюдается самая сильная гендерная профессиональная сегрегация среди трех стран.
В действительности гендерная профессиональная сегрегация возрастает по мере выравнивания человеческого капитала по признаку пола в обеих странах, что известно как «парадокс профессиональной сегрегации»10. Женщины находятся в вдвойне неблагоприятном положении в обеих странах из-за разрыва в заработной плате между работниками одной и разных профессий. Однако относительная величина этих двух недостатков в обеих странах различна.
В свою очередь, для Китайской Народной Республики также характерен разрыв в отношении к женщинам и мужчинам в сфере трудоустройства. Такое отношение, установленное гендерным неравенством в государстве, определяет положение женщин на второстепенных должностях и, как правило, их труд является более низкооплачиваемым.
5 Chenyang Li. Confucianism and Feminist Concerns: Overcoming the Confucian "Gender Complex // Wiley Online Library [Электронный ресурс]. URL: https://onlinelibrary.wiley. com/doi/abs/10.1111/0301-8121.00012 (дата обращения: 05.06.2020).
6 Youm Y., Yamaguchi K. A Comparative Study of Gender Inequality: Occupational segregation in Japan and Korea [Электронный ресурс]. URL: https://www.rieti.go.jp/jp/pub-lications/dp/19e093.pdf (дата обращения: 05.06.2020).
7 Global Wage Report 2018/19 // International Labour Organization [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/ group s/public/---dgrep orts/---dcomm/---publ/documents/ publication/wcms_650553. pdf (дата обращения: 05.06.2020).
8 OECD Fender wage gap // OECD Employment Outlook [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/ earnwage/gender-wage-gap. htm (дата обращения: 05.06.2020).
9 Youm Y., Yamaguchi K. Op. cit.
10 Ibid.
Согласно высказыванию Гуо Шена, главного исполнительного директора веб-платформы по поиску работников в Китае, «если такая тенденция будет продолжаться, то она будет не только отрицать равенство женщин и мужчин, но и отяготит надежды Китая на будущее. Сокращение общей численности рабочей силы, старение населения и конкурентоспособная глобальная экономика означают, что Китаю необходимо максимально использовать таланты женщин - и как можно скорее»11.
В результате распространенности гендерных стереотипов в трудовой сфере женщины имеют возможность заниматься только той работой, которая считается подходящей для женщин. Основные профессии, доступные для японских женщин - те, которые являются продолжением традиционных семейных ролей12: например, образование детей, уход за больными и другие вспомогательные роли в системе здравоохранения.
За последние несколько лет не менее актуальной остается проблема проявления насилия в отношении женщин. По статистике одна из трех женщин и девушек по всему миру подвергаются физическому или сексуальному насилию либо убийству, наиболее часто оно проявляется со стороны близкого человека13.
В соответствии с данными, размещенными на официальном сайте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Республика Корея и Китайская Народная Республика также близки к проявлению насилия в отношении женщин: процент для Кореи составил 18%, а для КНР - 33%14.
Говоря о Японии, стоит отметить, что показатель достаточно низкий (9%), однако это не говорит о том, что в обществе отсутствуют проблемы, связанные с насилием по половому признаку.
Согласно инфографику, размещенному на официальном сайте ООН, Япония занимает 9-е место по критерию торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, где женщины чаще, чем мужчины, становятся жертвами таких преступлений15.
Недавнее исследование, проведенное в Китае, показало, что почти 45% респондентов, которые испытали IPV («intimate partner violence», насилие со стороны интимного партнера), сообщили о пропуске рабочего времени или рабочих дней по причине IPV за последние 12 месяцев16. Исследование также показало, что в целом 71% выживших сообщили, что насилие в семье негативно сказывается на их карьерном росте из-за снижения производительности труда, плохой посещаемости и краха карьеры, вызванного необходимостью сменить работу или отказаться от возможностей профессиональной подготовки и продвижения по службе. Кроме того, в среднем каждая оставшаяся в живых пропустила 15 рабочих дней, взяла 11 дней отпуска за свой счет и/или приходила поздно/ уходила рано с работы 5 раз за последний год.
Стоит обратить внимание на меры по предотвращению или, по крайней мере, снижению гендерного неравенства, которые уже были предприняты в регионе Восточной Азии.
Япония. В середине 2015 г. в Японии был принят новый закон, направленный на поощрение активного участия женщин в жизни
11 Luchsinger G. Annual report Asia and the Pacific 2017-2018 // UN WOMEN [Электронный ресурс]. URL: https://www2.unwomen.org/-/ media/field%20office%20esea-sia/docs/publications/2019/06/ unw_annual-report-2018-r12. pdf?la=en&vs=1341 (дата обращения: 05.06.2020).
12 Yamaguchi K. Japan's Gender Gap // IMF Finance & Development [Электронный ресурс]. URL: https://www. imf.org/external/pubs/ft/ fandd/2019/03/pdf/gen-der-equality-in-japan-yama-guchi.pdf (дата обращения: 05.06.2020).
13 Violence Against Women // World Health Organization. 29.11.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www. who.int/news-roomfact-sheets/detail/violence-against-women (дата обращения: 05.06.2020).
14 Violence Against Women // OECD [Электронный ресурс]. URL: https://data. oecd.org/inequality/violence-against-women.htm (дата обращения: 05.06.2020).
15 Gender Equality in Asia and the Pacific: 25 Years After the Beijing Declaration [Электронный ресурс]. URL: https://www2. unwomen.org/-/media/ field%20office%20eseasia/ docs/publications/2019/11/ ap_ge-beijing25_ infographics_a4-2sided-fa-s. pdf?la=en&vs=3455 (дата обращения: 05.06.2020).
16 2016 Annual Repot // The Asia Foundation [Электронный ресурс]. URL: https:// asiafoundation.org/about/ annual-report-2016/ (дата обращения: 05.06.2020).
общества. Основная цель этого закона - создать общество, в котором мужчины и женщины будут нести общую ответственность за работу, домашние дела и воспитание детей17.
Затем 13 декабря 2016 г. в Токио прошла конференция «World Assembly for Women: WAW!», на которой премьер-министр Японии Синдзо Абэ говорил о конкретных инициативах, сосредоточив внимание на «реформах стиля работы», «женском лидерстве» и «построении мира в обществе женщинами», и о том, как международное сообщество должно двигаться вперед вместе к обществу, в котором все люди могут участвовать, изменяя «сознание и мышление» посредством «действий»18. Подобные конференции также были проведены в 2014, 2015, 2017 гг. в Токио.
Кроме того, следует выделить такие инициативы правительства Японии по содействию ликвидации гендерного неравноправия, как: включение «Содействия расширению прав и возможностей женщин»19 в повестку дня саммита Исэ-Сима и всех соответствующих совещаний министров (май, 2016); полное вступление в силу «Закона О поощрении участия женщин и улучшении их положения на рабочем месте» (апрель, 2016); определение руководства по дополнительной оценке компаний, способствующих достижению баланса между работой и личной жизнью своих сотрудников среди участников торгов по контрактам на государственные закупки (март, 2016).
Южная Корея. Основными документами, нацеленными на достижение равенства между женщинами и мужчинами, являются рамочный закон «О развитии женщин» (1995 г.); закон «О запрещении и средствах правовой защиты от дискриминации по признаку пола» (1999 г., однако, был отменен в 2005 г.), а также рамочный закон «О гендерном равенстве» - полный пересмотр рамочного закона «О развитии женщин» (2014 г.)20.
Стоит отметить, что в 2012 г. Пак Кын Хе стала первой женщиной-президентом в Южной Корее, что расценивалось некоторыми как достижение гендерного равенства. Однако 4 года спустя в результате импичмента возникло мнение о том, что женщины не подходят для управления государством21.
Одновременно с достаточно пассивной позицией государства в отношении решения проблемы одним из ярких примеров активных действий со стороны граждан являются события 9 июня 2018 г., когда примерно 22 000 женщин Южной Кореи прошли по улицам г. Сеула в знак протеста. По некоторым данным, это было самой большой демонстрацией из проведенных среди женщин в истории Южной Кореи22. Недовольство возникло из-за распространения так называемых шпионских камер - крошечных камер, используемых для вторжения в частную жизнь женщин. Тем не менее правительство не воспринимало всерьез недовольство граждан.
За последние несколько лет в стране произошло несколько митингов, собравших более 100 тыс. женщин, недовольных своим положением в обществе. К сожалению, несмотря на активную позицию женщин в стране, реальные меры по предотвращению ген-
17 Gender Equality Policy in Japan [Электронный ресурс]. URL: http://www.gender. go.jp/international/int_kaigi/ int_acw3/pdf/contry_presen-tation_japan_09.pdf (дата обращения: 05.06.2020).
18 WAW! 2016 Report [Электронный ресурс]. URL: https://www.mofa.go.jp/ files/000242928.pdf (дата обращения: 05.06.2020).
19 Development Strategy for Gender Equality and Women's Empowerment // Government of Japan [Электронный ресурс]. URL: https://www. mofa.go.jp/files/000178748. pdf (дата обращения: 05.06.2020).
20 Implementation Basis on Gender Equality Policy // Korean Women's Development Institute [Электронный ресурс]. URL: https://eng.kwdi.re.kr/ publications/genderPoli-cy.do (дата обращения: 05.06.2020).
21 Choe Sang-Hun. Gender Colors Outrage Over Scandal Involving South Korea's President [Электронный ресурс]. URL: https://www. nytimes.com/2016/11/22/ world/asia/south-korea-park-geun-hye-women.html (дата обращения: 05.06.2020).
22 Barr H. South Korean Women are Fed Up with Inequality // HUMAN RIGHTS WATCH [Электронный ресурс]. URL: https://www.hrw.org/ news/2018/06/14/south-kore-an-women-are-fed-inequality (дата обращения: 05.06.2020).
дерного неравенства в Южной Корее со стороны государства не принимаются.
Китай. Китай принял свой первый закон о насилии в семье в марте 2016 г.23 Затем, в 2017 г. при поддержке «ООН-Женщины» три провинции Китая стали первыми в стране, принявшими местную политику по осуществлению национального закона о насилии в семье, принятого в 2016 г. В ходе профессиональной подготовки сотрудники местных судебных органов были ознакомлены с тем, как следует применять закон, а информационно-просветительские кампании позволили мобилизовать людей из всех слоев общества для ознакомления с их правами в соответствии с ним. Комплексные механизмы предупреждения насилия в семье и реагирования на него связывают полицию, суды, больницы, школы и другие учреждения с важнейшими функциями по защите жертв насилия в семье24.
Партнерство Всемирной организации «ООН-Женщины» совместно с Чжилианем является частью более широкой программы поддержки, направленной на то, чтобы поставить гендерное равенство в центр корпоративной социальной ответственности в Китае. В сотрудничестве с государственными учреждениями, компаниями и академическими учреждениями он поддерживает ежегодные конференции по гендерной проблематике и корпоративной социальной ответственности, которые предоставляют компаниям возможность учиться и обмениваться идеями25.
В 2017 г. более 300 участников съехались на конференцию, которая была совместно организована в Шэньчжэне организацией «ООН-Женщины» и Фондом развития женщин и детей Шэньчжэня.
Одновременно с действием (или бездействием) властей в области достижения гендерного равенства в Японии, Корее и Китае существуют организации по борьбе за права женщин.
Для Японии таковыми являются Лига женщин-избирателей Японии (League of Women Voters of Japan/Nihon Fujin Yukensha Domei), Азиатско-японский женский ресурсный центр (Asia-Japan Women's Resource Center/AJWRC), Сеть действий женщин (Women's Action Network), Национальный центр образования женщин (National Women's Education Center), Сеть работающих женщин (Working Women's Network) и др.
В Республике Корея также существует ряд организаций по защите прав женщин: Корейский центр семейного права, деловых и профессиональных женщин (Korean Center for Family Law, Business and Professional Women/BPW), Корейская ассоциация университетских женщин (Korean Association of University Women/KAUW), Корейская национальная ассоциация матерей (Korean National Mother's Association/KNMA), Корейская федерация клубов домохозяек (Korean Federation of Housewives' Clubs/KFHC) и другие.
Говоря о Китае, следует отметить, что в КНР, по сравнению с Японией и Южной Кореей, нет такого разнообразия организаций, которые бы стремились к защите прав женщин в различных сферах жизни. В стране существует одна крупная организация - Все-
23 Intimate partner violence for United Nations staff in Asia [Электронный ресурс]. URL: https://www2. unwomen.org/-/media/ field%20office%20eseasia/ docs/publications/2019/10/ ap-ipv_guidance_ final_24nov2019y-r03. pdf?la=en&vs=345 (дата обращения: 05.06.2020).
24 Annual report Asia and the Pacific 2017-2018 [Электронный ресурс]. URL: https:// www2.unwomen.org/-/media/ field%20office%20eseasia/ docs/publications/2019/06/ unw_annual-report-2018-r12. pdf?la=en&vs=1341 (дата обращения: 05.06.2020).
25 Ibid.
китайская федерация женщин (The All-China Women's Federation/ Ф^^ДЙ^К^^), которая была основана в 1949 г. В настоящее время ВФЖ (ACWF) продолжает бороться за распространение идей равноправия и за их воплощение в реальность.
Однако несмотря на комплексный подход к решению полового неравенства в этих странах, все же остаются некоторые преграды по достижению гендерного равноправия.
Учитывая историческое прошлое стран Восточной Азии, особую культуру, сформировавшуюся в данном регионе, стереотипы, доминирующие во всех сферах общества, наиболее сложным в решении данной проблемы может стать изменение уже устоявшейся системы патриархата, при котором женщины на подсознательном уровне не хотят и не стремятся занимать высокооплачиваемые должности. Кроме того, причиной может быть боязнь изменения стабильного положения в обществе, что особенно характерно для жителей Японии и Южной Кореи, для которых свойственна высокая степень избегания неопределенности26.
Трудноизменимым может быть не только сознание самих работающих женщин, но и отношение работодателей к новым порядкам и их представление о новых правилах. Работодатели в Восточно-Азиатском регионе должны признать, что рабочее место не является продолжением гендерных различий в семье, а скорее местом, где люди могут реализовать свой потенциал и внести свой вклад в общество.
Вслед за ломкой устоявшихся представлений о женщинах в трудовой сфере произойдут дальнейшие изменения в различных сферах общественной жизни: женщины больше не будут восприниматься как «слабая» социальная группа, которая может быть подвержена принуждению, давлению, издевательствам и другим формам морального или физического насилия.
Серьезными будут изменения не столько в трудовой сфере, сколько полная трансформация семейного уклада жизни, который зиждется на вековой истории Азиатских государств.
Однако подобные кардинальные изменения по большей части еще предстоит увидеть.
Country comparison // Hofstede Insights [Электронный ресурс]. URL: https:// www.hofstede-insights. com/country-comparison/ japan,south-korea/ (дата обращения: 05.06.2020).