ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ, этики,
ПСИХОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ
(на примере прочтения романа Л.Н. Толстого “Война и мир”)
В.И.Стикова, учитель русского языка и литературы естественно-
технического лицея
"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях "
Л. Н. Толстой
"Живо и значимо произведение в мире, тоже живом и значимом, — познавательно, социально, политически, экономически, религиозно ”
М. М. Бахтин
Опыт работы с лицеистами, увлечен- философским, политическим, этическим,
физикой, математикой, инфор
психологическим вопросам, как бы вы-
кой, показывает, что у учителя русского текающим из текста художественного
языка и литературы в лицее возникают специфические трудности. “11ам не нуж-
произведения.
В подростковом возрасте ребята учат-
на художественная литература", “У нас ся понимать человеческие чувства, пыта-
нет времени на чтение”, “Нам больше ются осознать свое место в жизни, их
нужен английский язык, чем русский” - волнуют вопросы добра и зла, жизни и
таковы мнения учащихся. И это ответы смерти, поэтому на уроках литературы
серьезный разговор получится лишь тогда, когда он будет и учебным, и жизненным. Мне хочется на отдельных примерах показать, как вести этот разговор, который, кстати, не противоречит задачам анализа художественного текста. М.М. Бахтин в статье “Проблема содержания, материала и формы в словесном
лицеистов, которые умны и любят учиться, много читают, однако предпочтение отдают высоконаучной литературе, позволяющей им чувствовать себя взрослыми и интеллектуально полноценными.
Подросток, как правило, еще не способен ни к анализу, ни к систематизации. В лучшем случае он распределяет осво-
формацию
физика к ф
математика к математике и т.д. Выстраиваемые им связи ошеломляют случайностью и алогичностью, иерархии ценностей еще нет, зато сильно стремление отвергнуть накопленный человечеством
культурный опыт.
Подобные наблюдения и сделанные на их основе выводы привели меня к осознанию необходимости перестраивать работу. Конечно, можно использовать на уроках игры, занимательные элементы.
художественном творчестве отмечает, что задачами и методами этического анализа художественного произведения являются познавательно-этические оценки, которые можно построить и высказать по поводу содержания. “...Этическому принадлежит существенный примат в содержании... Этическим моментом содержания художественное творчество и созерцание овладевает непосредственно путем сопереживания или вчувство-вания и сооценки...”
Неприятие литературы лицеистами
Это вызовет интерес к литературе, но он заставило меня задуматься над тем, как
будет временным и неглубоким. Более связать их интерес к точным наукам с
удачны и результативны такие уроки, на которых уделяется достаточно внимания
воспитанием интереса к художественной литературе. Очень помогли беседы о
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
роли науки в обществе, о современном состоянии сознания человека. Так, ребя-
росами задавался и великии писатель. Мопассан так сказал о романе “Война и та всерьез задумались над вопросом учи- мир”: "‘Это для нас, молодых, откровение,
теля: насколько в современном мире самодостаточен логически-рациональный разум? Они вспомнили о важных открытиях первой трети XX в. (квантовая ме- кий писал: «Мы измеряем счетчиком Гей-
целый новый мир...” (Слова Мопассана берем в качестве эпиграфа к уроку.)
Наш современник поэт А.Вознесенс-
ханика, квантовая теория поля и т.д.), буквально взорвавших привычные поня-
гера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озер, но чем тия в физике, где главную роль сыграла измерять духовное обмеление, когда о
Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном не-прочтении целиком ''Войны и мира ’?».
Толстой дает нравственные уроки современному читателю, предупреждает его об опасности человеческого своево-уровне), который во многом определяет лия, заключающегося в стремлении вый-
интуиция. А что может быть иррациональней интуиции?
Современной науке для объяснения структуры мира нужны абстрактные понятия, помогающие достичь синтеза духа и материи подсознания (конечно, на их
поведение людей. Нашу жизнь незаметно, неотвратимо направляют красота, интуиция, совесть. В науке будущего о природе и человеке надрациональность неизбежна. Человек всегда будет стремиться к чистому источнику, но для этого необходимо сделать правильный нравственный выбор и приложить большие усилия.
В противном случае мы получим 'прекрасный и новый мир” Олдоса Хакли -мир возможного будущего без милосердия и благодати, в котором люди забудут о нравственных понятиях.
Наука не в состоянии служить гарантом прогресса человеческого общества, так как она может быть равно источни- ними ответы ваши на представляюшие-
ком как благоденствия, так и серьезных ся вам вопросы основаны на желании
несчастий и даже фатального конца. Все исполнить назначение своей жизни
дело в том, в чьих она руках и в каких целях используется. Вывод о значении
ти из-под материнского контроля и руководства Природы, ее Разума. К катастрофе Россию привело сознательное непризнание духовных начал.
“Вся Россия стонет от ужаса вырвавшихся наружу, ничем не сдерживаемых зверских инстинктов, побуждающих людей совершать самые ужасные, бессмысленные убийства...” - читаем в наших газетах. “Во что верить?” - кричит старшее поколение. “Кому верить?” - вторит ему молодое. Отвечает Толстой: “Верьте только себе! И не бойтесь несогласия со взглядами и мыслями людей, окружающих вас... если только несогласные с
В жизни каждого человека встречи с Толстым - этапы духовного развития (да-художественной литературы в решении дим определения духовности и бездухов-этого вопроса учащиеся делают сами.
Связь уроков литературы с философи-
ности). "Война и мир” - это источник духовных начал, которые поддерживают ей, психологией, этикой естественна и нас в трудные минуты. Писатель так закономерна, она осуществляется на каждом уроке. Покажу это на примере от-
Ф
произведение, на которое положено
дельных фрагментов уроков, посвящен- мною 4 года непрестанного труда при
ных постижению сложного мира Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”
наилучших условиях жизни и в лучший период жизни, я желал бы, чтобы чита-
Во вступительном слове на первом тели получили хоть малую долю того наслаждения, которое я испытал при этой работе"
уроке названной темы, когда происходит знакомство лицеистов с личностью Л.Н. Толстого и его мировоззрением, за-
Искусство создания образов у писа-даю вопросы: Что дурно? Что хорошо? теля совершенное: никто лучше Толсто-
Что нужно любить? Что ненавидеть? Для го не может так дать почувствовать аро-
чегожить и что такое я? Что такое жизнь, мат сельской ночи, жар полудня, благо-
что смерть? Какая сила управляет всем? говейное таинство рассвета... Сейчас
Эти вопросы мучают людей, этими воп- много говорят о том, как сохранить пси-
Ж8§888888Ш8ШШ^ № 4,1999
хическую энергию. Толстой дает ответ и на этот вопрос. Духовность - вот та высота, к которой должен стремиться человек, - "чистота нравственного чувства" - вечная духовная работа, направленная на “очищение” своего я.
'•Непротивление злу насилием” -одно из самых известных изречений писателя. Однако следует ли слово "непро-тивление'" принимать в самом широком смысле, как согласие не делать никакого сопротивления злу? "Нет, оно должно быть понимаемо в точном смысле наставления Спасителя, т.е. не платить злом за зло. Злу должно противиться всякими праведными средствами, но никак не злом”
После дискуссии опять возвращаемся к Толстому. "...Страсти, переставая возбуждать друг друга, постепенно утихают, и каждое причиненное зло, не возбуждая ответа, неизбежно умирает” Чувство страдания охватывает человека, возрастая по мере того, как его душой овладевает зло, светлая ясность сопровождает благожелательную жизнь, какими бы физическими бедствиями она не угнеталась (ученики делают запись в тетрадях).
"Приступая к изучению поэта, надо прежде всего уловить тайну его личности”, - писал В.Белинский. Постоянная духовная работа, величайшее напряжение совести, разума, нравственной воли - вот что лежит в основе тайны Льва Толстого.
Ф
Рассматриваем с учащимися портрет Л.Н.Толстого кисти И.Н.Крамского. По мнению ребят, это - поразительный по глубине портрет. Толстой на нем - мыслитель, великий гуманист, высоконравственный человек. Художник сумел выявить ту цельность характера, которая поражала современников при встречах с Толстым. Незабываем проницательный взгляд писателя, он притягивает к себе -живой, полный огромного внутреннего напряжения. Скуластое лицо, широкий нос, окладистая борода придают Толстому сходство с простым деревенским мужиком. Но при кажущейся простоте его внешности - это “своеобразный барин” (Репин). Крестьянская блуза сидит на нем изящно и элегантно. Перед нами - правдоискатель, выразитель народных интересов.
Далее лицеисты рассказывают об этапах жизни писателя (индивидуальные задания). По ходу работы задаю им вопросы: Почему Толстой на всю жизнь запомнил детскую игру в “муравьиных братьев”? Как сказались христианская атмосфера и русские традиции дома Толстых на образе жизни писателя? Какие он получил уроки в детстве, отрочестве (дневник писателя)? К каким открытиям в душевной жизни человека пришел Толстой в повести “Детство”? В чем преимущество детского мировоззрения? Есть ли созвучие между вашими воспоминаниями детства и Толстого? Как повлияла на мировоззрение Толстого служба на Кавказе? Почему “Севастопольские рассказы” считаются вступлением к “Войне и миру”? Что такое “диалектика души", как она переходит в “диалектику характера”? и т.д.
На первых уроках по роману “Война и мир” беседуем с лицеистами о сложности, богатстве внутренней жизни героев, нравственно близких писателю - Пьера Безухова, Андрея Болконского, Николая Ростова, Наташи Ростовой (в течение своей жизни они как бы проживают не-предугадывамую сложность собственной судьбы), о семейных отношениях, о дружбе и о становлении личности, об истинной красоте человека на войне (храбрость, героизм, благородство).
Когда Толстой писал об этом, ему не было и 40 лет, но его мудрость и знание души человека поразительны, он как будто насквозь видит своих героев.
К “Войне и миру” надо пробиться через непонятность первых фраз, может быть, даже глав. Между тем вечеру А.П. Шерер очень важен. На нем завязываются все нити. Здесь Пьер впервые “почти испуганными, восторженными глазами” смотрит на красавицу Элен; решают женить Анатоля на княжне Марье; приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить сына в гвардию; выясняется, что князь Андрей не любит свою жену и не знает еще настоящей любви. Вот он входит в салон. Чем же привлекает он наше внимание? “Ему все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно” Гостям А.П. Шерер он кажется
ШИШ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
сухим, надменным, неприятным. Но таков ли он на самом деле? Почему человек бывает разным? Почему Болконский так холоден, даже груб с женой? Почему их брак обернулся горечью и страданием? Кто виноват в этом?
Легче осудить княгиню: глупа, легкомысленна, труслива. Можно понять Болконского: ему надоел ее кокетливый тон, ее нежелание задумываться над своими словами. Но разве это благородно — унижать близкого человека раздражением? И все-таки мы прощаем князя Андрея, ведь он мучается, несчастлив, судит себя. А княгиня довольна собой, хотя тоже страдает.
Мир князя Андрея и мир его жены разные. В мире княгини нужно приходить в восторг от встречи с полузнакомыми людьми, можно жаловаться на мужа и т.п. Правила князя Андрея возвышенны, благородны: человек не имеет права опускаться до жалоб на того, кого сам избрал для себя.
Ребята приходят к выводу, как важно быть честным в отношениях с близкими, сохранять свое достоинство. Теперь они понимают, почему Болконский едет на войну. “Я иду, потому что эта жизнь, которую я здесь веду, не по мне!”
Не похож на остальных гостей и Пьер Безухов (“умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд отличал его от всех в этой гостиной"). Ему здесь интересно. Он ждет умных разговоров.
Почему дружны Пьер и князь Андрей, ведь между ними - семь лет разницы? Чем определяется их дружба?
Они оба на перепутье. Князь Андрей помогает Пьеру, оказывает ему душевную и духовную поддержку.
Знакомясь с семьями Болконских и Ростовых, переходим к разговору о семейных отношениях, о детстве. Задаю вопросы: В какой семье вам хотелось бы жить — в семье Ростовых или семье Болконских (духовность или душевность)? Почему? Кому что ближе? Как детство определяет дальнейшую жизнь человека? Как воспитывали своих детей Ростовы и как Болконские?
Общим в семьях Ростовых и Болконских являются естественность отношений, взаимная любовь и доверие всех членов семьи. Свет, тепло, чистоту, впи-
санные в детстве, они пронесли через всю жизнь.
Завязывается разговор о княжне Марье. Ребята расходятся во мнениях об этой героине. Она некрасива, но чиста душой, она умна, естественна в каждом своем слове, бесконечно добра. Ее религия вызывает уважение, ее бог — это справедливость, ее вера — это требовательность к себе. Всем другим она прощает слабости, а себе — никогда.
Лицеисты сравнивают княжну Марью и Элен Курагину, приходят к выводу -они антиподы. После этого можно порассуждать о настоящей красоте.
Ребят заинтересовали отношения князя Андрея и его отца. Старик Болконский невыносим, но почему его любят? Это личность. Деятельный, мудрый, нетерпимый, яркий, он не доживает, а живет (“...есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, есть только две добродетели: деятельность и ум, т.к. главное условие для деятельности есть порядок").
Почему князь Андрей каждый день пишет отцу письма? Для князя Андрея он всегда рядом. Отцу важна каждая мысль сына, каждый его поступок - сыну нужна дружба с отцом.
Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Непонимание между ними закономерно; родители, уставшие от жизни, не интересуются сегодняшним днем, не понимают интересов детей, углубляют пропасть, расхваливая “свое" время и осуждая непонятное им новое.
Старик Болконский чувствует время. Он живой. Но он страдает от невозможности применить все свои силы. Отношения отца и сына сдержанны, но они благородны и чисты. Старик Болконский тревожится за князя Андрея, гордится им, печалится от разлуки. Он уважает своего сына как личность, не позволяет себе вмешиваться в его личную жизнь.
Конечно, Болконские - “трудные" люди. Но разве “легкий" человек - непременно хороший?
На другом уроке “разгадываем" загадку Наташи Ростовой. Когда критики пытались дать ей характеристику, они каждый раз оказывались в положении Пьера Безухова, которого Марья Болконская по-
ЖШШ88ШШ88Ш №4, 1999
просила рассказать о Наташе. "Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, - говорит Пьер. - Я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, не знаю../’
Почему Толстой изображает Наташу Ростову с 13 лет? Он показал истоки ее характера, мотивируя все то, что произойдет с ней потом. Наташа пришла к читателю прелестная, обаятельная, с чудесным голосом, живая как ртуть, удивительно цельная, богатая внутренне. И ею можно увлекаться, ее можно любить.
Князь Андрей увидел в Наташе “поэтическую, переполненную жизнью, прелестную девушку” Он особенно радовался тому, что в ее характере не было “общего светского отпечатка”, ни малейшей искусственности, притворства.
Интеллектуальные герои Пьер Безухое и Андрей Болконский мучаются вопросом о смысле жизни. Наташа Ростова всем существом своим, каждым поступком и словом этот самый глубокий вопрос разрешает — просто тем, что живет. и тем, как живет. Она удивительным образом оказывает влияние на нравственную и умственную жизнь князя Андрея и Пьера. Мы видели, как мгновенно переменилось мировосприятие князя Андрея при знакомстве с Наташей (комментируется этот эпизод). Для Пьера “страшный вопрос: зачем? к чему?” заменился представлением ее. Он вспоминал ее, и мучившие его сомнения исчезали.
Как Наташа узнает жизнь? Чувством, поступком, своим участием в ней — это не рассудочное знание ценностей жизни.
Можно ли охарактеризовать Наташу словом “очаровательная” (работа со словарем)? Наверное, нет, ведь она не просто приятна, радует, развлекает — она обновляет. Человек даже сам себе не может объяснить того эффекта, который он получает от общения с “переполненной жизнью” девочкой. Своим воздействием Наташа отрывает людей от того ложного, суетного, сиюминутного, чем так богата жизнь. Даже Бориса Друбецкого притягательная сила Наташи может заставить забыть о карьере (комментирование эпизода).
Наташа относится к людям свободно, не ради чего-то.
Что значит поступать свободно? Ведь если человек соединен с другими людьми, то эта свобода ограничена этими отношениями. Наташа не хочет знать никаких ограничений. Все можно. Она легко находит выход из любого положения, в тех самых жизненных обстоятельствах, которые так запутанны для “умных” героев романа.
Какой мы видим Наташу в истории с Денисовым? Действительно ли навсегда и всегда неизбежно то, что кажется неизбежным?
Как объяснить Наташину ошибку — Анатоля Курагина? И ошибка ли это, ведь Наташа не изменяет себе? Может быть, это выдумка писателя? (Кстати, Толстой беспокоился, поймут ли читатели этот эпизод. Здесь “узел высокого романа” В одном из писем Толстой сказал, что так же узнаешь людей, живя с ними, как писатель узнает своих героев, живя с ними).
Сближение Наташи и Анатоля кажется хаотичной случайностью жизни. Однако это не так. Анатоль свободен от соображений ответственности, его эгоизм не стеснен ничем. Все служит для его развлечения. Нет угрызений совести, нет сомнений. Свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен. Курагин живет глупо, животно, зато легко и уверенно.
И Наташа живет легко и уверенно. Наташино “все можно” приводит ее к человеку, для которого тоже “все можно”, но по-другому. Жизнь не без умысла действует, сводя их: Наташа должна знать, что у абсолютной свободы есть оборотная сторона. Ей в присутствии Анатоля “приятно, но почему-то тесно и тяжело” — мучает страх от отсутствия преграды стыдливости между нею и этим человеком.
Свобода человека — не вне морали, свободные отношения людей должны быть направлены нравственным чувством людей — к такому выводу приходят лицеисты.
После ряда уроков по роману обращаемся к исторической теории Толстого: из многих жизней отдельных людей, с их личными интересами, целями, складывается общая жизнь человечества, образу-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ются людские сцепления . движущие историю. По Толстому всякий результат человеческой жизни стихиен. В событии
стников того общего действия, из которого получается событие человеческой жизни. Этот закон проявляется и в част-
всегда участвуют разнообразные стрем- ной жизни, и в исторических событиях.
ления и воли, они пересекаются и сталкиваются между собой. Субъективно в своем сознании каждый человек свободен поступать так или иначе, однако действуя, он неизбежно вступает в связь с другими людьми, и результат его усилий
Подчиняясь данному закону, на всех уроках по роману “Война и мир ' через текст мы стремились войти в мир “люде-
ких сцеплении , который великии писатель и мыслитель показывает для того, чтобы заставить читателя “любить жизнь
зависит не только от его воли, но от со- в бесчисленных, никогда не истощимых
единения и переплетения воль всех уча- всех ее проявлениях"
АЛХИМИЧЕСКИМ СМЫСЛ ОБРАЗА ГОМУНКУЛА В
ТРАГЕДИИ ГЕТЕ «ФАУСТ»
И.Б.Казакова, старший преподаватель кафедры истории и теории культуры Самарского государственного педагогического университета
Все персонажи гетевского «Фауста», яся жидкость вытекает в море, Гомункул
- это символические фигуры и, как всякие погибает, чтобы начать путь нового
символы, дают возможность большого ко- воплощения. Сцена заканчивается про-
личества истолкований. Рекордсменом славлением Эроса и всех стихий:
і
здесь является образ Гомункула во второй части «Фауста», который вызвал огромное количество противоречивых интерпретаций. В нем видели и сатиру на ученых, и воплощение средневекового духа Фауста, и представителя культуры Просвещения, и многое другое. Сам Гете, по словам Эккермана, утверждал, что хотел представить в Гомункуле чистую энтелехию, разум, человеческий дух, каким он входит в жизнь до всякого опыта (см.: Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни.
М., 1981. С. 336).
Гомункул - химический человечек -создается в лаборатории Вагнера, учени- Лейбница и алхимический трактат Пара-
ка Фауста. Этот персонаж изначально цельса «De natura rerum», в котором го-
Хвала тебе, Эрос, огонь первозданный. Объявший собою всю ширь океана! Слава чуду и хваленье Морю в пламени и пене1.
Слава влаге и огню!
Слава редкостному дню!
Слава воздух-у! Хвала
т *
Тайнам суши без чист!
Всем V этой переправы Четырем стихиям слава!
В числе главных источников образа Гомункула называются обычно \чение Аристотеля об энтелехии, монадология
обладает безграничным знанием, но не имеет тела - из колбы, где он находится,
ворится о возможности создания химического человечка. В последнем случае доносится только голос и исходит свече- исследователи вопроса обращают внимание только на «техническую» сторону -выясняют, насколько рецепт Парацель-са или какого-нибудь другого алхимика когда история движется вспять - от Фар- соответствует процессу создания Гомун-сальской битвы через примитивную ми-фоло
ние. Сознавая свою неполноценность, «недовоплощенность», Гомункул во время классической Вальпургиевой ночи.
кула в «Фаусте». Но после этого хими-
ию Греции к мистериям Египта и ческий человечек сразу вырывается из Азии, и от них - к первичному Эросу, к родной ему среды, при его истолковании
протоплазме жизни, - бросается в море, чтобы через слияние со стихиями - истоками телесного мира - обрести телесную жизнь. Колба разбивается, светяща-
никакие алхимические ассоциации уже не используются, хотя они могли бы дать возможность более полного понимания этого образа.