Научная статья на тему 'Изучение стиля Л. Толстого как средство формирования речевой и читательской культуры школьников'

Изучение стиля Л. Толстого как средство формирования речевой и читательской культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1753
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / АНТИТЕЗА / ПСИХОЛОГИЗМ / ДИАЛЕКТИКА ДУШИ / НРАВСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коссович Ангелина Петровна

Предлагаемая статья часть работы по исследованию проблемы развития речи старшеклассников. Предполагается речевое развитие школьников и формирование понятия «стиль Л. Толстого». Наблюдения за всеми компонентами художественной ткани романа Толстого призваны продуктивно воздействовать на речевую культуру школьников и формировать у них эстетические представления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение стиля Л. Толстого как средство формирования речевой и читательской культуры школьников»

Психолого-педагогические науки

• • •

83

языках. - Черкесск, 1983. 8. Шейхов Э.М. Сравнительная типология лезгинского и русского языков. Морфология. - Махачкала, 1993.

УДК 8(471. 67)

ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЯ л. толстого КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

©2008 Коссович А.П.

Дагестанский государственный педагогический университет

Предлагаемая статья - часть работы по исследованию проблемы развития речи старшеклассников. Предполагается речевое развитие школьников и формирование понятия «стиль Л. Толстого». Наблюдения за всеми компонентами художественной ткани романа Толстого призваны продуктивно воздействовать на речевую культуру школьников и формировать у них эстетические представления.

The proposed article is a part of work over study of the problem of the development of senior schoolchildren’s speech. The pupils’ speech development and forming of "L. Tolstoy’s style" notion are implied. The observations over all components of artistic convey of Tolstoy’s novel are implied for productive influence upon schoolchildren’s speech culture and upbringing their aesthetic ideas.

Ключевые слова: стиль, антитеза, психологизм, диалектика души, нравственные оценки, культура речи.

Keywords: style, antithesis, psychologism, spiritual dialectics, moral estimations, speech culture.

Один из этапов в речевом и литературном развитии десятиклассников - изучение монографической темы «Л. Н. Толстой».

Язык Л. Толстого-художника - понятие многомерное, и работа над темой ко многому обязывает учителя. Особенно большие возможности для формирования культуры речи учащихся предоставляет текстуальное изучение романа Л. Толстого «Война и мир».

На что должно быть обращено наше внимание, какие особенности языка Льва Толстого должен учитывать словесник в первую очередь?

Наследуя достижения своих предшественников и современников, Толстой еще больше усилил крестьянскую струю в традиции национального языка, раздвинул его хронологические рамки, расширил ее исторический диапазон.

«Отождествляя язык художественной литературы с языком разговорным, Толстой возвращает его к тому первоисточнику, из которого он возник и от которого незаметно отдалился. Принцип свободы разговорной речи становится для языка Толстого основным законом» [5. С. 528].

84

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2008

Кроме того, одна из центральных идей Толстого, как известно, - идея нравственного самосовершенствования.

«Нравственному самосовершенствованию Толстой придавал универсальное значение не только в жизни отдельного человека, но и в жизни общества, человечества. Моральный ориентир добра и единения людей, который и ведет их по пути нравственного самосовершенствования, представляется Толстому универсальным организующим принципом мироздания. Это был философский подход, благодаря чему все творчество Толстого проникнуто философичностью. В процессе идейнонравственных исканий герои писателя ищут не просто собственную жизненную позицию, а абсолютную истину: конкретный вопрос «Как жить мне?» неразрывно связан с философскими проблемами бытия. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? - спрашивает себя Пьер Безухов» [2. С. 122].

Нравственные оценки для Толстого наиважнейшие. Этим обусловлен отбор ключевых слов в романе «Война и мир», с которыми следует поработать на уроках в 10-м классе. Приводим примерный словарь по теме «Л. Толстой»: тщесловие, эгоизм, ничтожество, тупоумие, лицемерие, высокомерие, лживость, моральная нечистоплотность, презрение к людям, неуживчивый, строптивый, нравственные искания, идеальный герой, самосовершенствование, сострадание, вершитель судеб.

Каждый учитель дополнит этот ряд по своему усмотрению еще многими другими понятиями.

Однако нельзя не учитывать следующего: Практика школьного преподавания свидетельствуют о том, что если в IV-VII классах лексическая работа ведется сравнительно регулярно, то и в старших классах -

только от случая к случаю. При этом словарный материал отбирается произвольно и вводится как изолированная лексическая единица от контекста той темы, которая представляет предмет изучения на данном уроке [1. С. 196].

Поэтому мы сосредоточили внимание не только на языковом материале, подлежащем наблюдению и анализу при изучении романа «Война и мир», но и на широком понятии -«стиль Толстого». Анализ стиля писателя развивает языковое чутье учащихся, способствует выработке навыков выразительного чтения.

Рассмотрим это на конкретном материале учебной программы нынешнего 10-го класса.

В процессе работы с учащимися над романом Л. Н. Толстого «Война и мир» необходимо не только раскрыть идейно-нравственное богатство этого величайшего произведения, но и показать, что перед нами действительно величайший художник, что творчество Л. Н. Толстого - «шаг вперед в художественном развитии человечества».

Прежде всего необходимо выяснить, что одним из основных средств композиции являются антитеза и сопоставление, которые служат целям более глубокого раскрытия идейного содержания романа. В романе мы видим контрасты социальные, идейные и психологические. Как в самом заглавии романа, так и в системе образов господствует контраст, противостоят друг другу две основные группы героев: народные массы и светское общество. Наряду с этим передовому дворянству, тяготеющему к народу, Толстой противопоставляет светскую аристократию, лживую, антипатриотическую, преследующую только личные корыстные интересы. Перед учащимися в плане антитезы выступают два различных мира.

Рисуя образы женщин, Толстой противопоставляет Наташу и княжну Марью Элен Курагиной: если положительные героини Толстого видят

Психолого-педагогические науки • • •

идеал женского счастья в семейной жизни, в воспитании детей, то Элен безнравственна и развратна, ей недоступны представления о жизни честной и верной долгу женщины. Князь Андрей, с его богатым умом и «практической цепкостью», противопоставляется Пьеру, более всего способному к «мечтательному философствованию» и живущему жизнью сердца.

С другой стороны, Толстой рисует образы своих героев, подчеркивая в них черты сходства. Много общего мы находим во взглядах передовых людей эпохи - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Роднит их, обусловливая их дружественные отношения, передовое мировоззрение, те взгляды, которые были присущи первому поколению русских революционеров-декабристов: стремление к полезной деятельности для народа, желание облегчить его участь, презренье к свету.

Как единый лагерь, чуждый народу, преследующий корыстные, узколичные интересы, рисуются представители светского общества: Курагины / князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен / Борис Друбецкой, Шерер, генералы, следящие за «флюгером царской милости».

В результате осознания роли антитезы и сопоставления учащиеся должны сделать вывод, что множественность героев этого романа нужна не только сама по себе, но и для полноты раскрытия каждого отдельного центрального образа. Андрей, Пьер, Наташа, Николай раскрываются в общении с очень большим количеством героев, различных и по социальному положению, и по моральному облику, и по психологическим особенностям. Каждый из этих героев важен для раскрытия идейного содержания эпопеи, но, кроме того, он необходим и для обрисовки характеров стержневых героев. В этом - своеобразие мастерства Толстого.

Л. Н. Толстой вошел в русскую литературу как замечательный мастер-

85

психолог, воссоздающий реальную жизнь через изображение внутренних переживаний героя. Поведение героев Толстого, их поступки всегда жизненны, всегда психологически мотивированы.

Учащиеся должны убедиться в том, что герои «Войны и мира» рисуются Толстым во всем богатстве, сложности и противоречивости их психики, что писатель мастерски изображает борьбу чувств, мыслей и желаний в душе героев. Толстой не скрывает, что в Пьере передовые взгляды и благородные стремления вступают в противоречие с жаждой разгула, что поэтическая волшебница Наташа способна на нелепую страсть к глупому и легкомысленному Анатолию, что умный и волевой князь Николай Андреевич Болконский властен до деспотизма. Мастерство Толстого-психолога целесообразнее всего раскрывать в связи с изучением образов Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Наполеона. Это позволит показать учащимся различные идейно-художест-венные функции внутренних монологов и диалогов, значение внешней детали, улыбки, жеста, мимики в изображении психологии героя.

Необходимо отметить, что в целях реалистического изображения психологии героев Толстой пользовался многообразными приемами психологического анализа. Портреты героев, окружающая их обстановка, природа - все это насыщено богатым психологическим содержанием.

Толстой стремится к предельно точному обозначению внутренней жизни человека. Поэтому в психологических описаниях Толстого множество синонимов. Например, чувство Пьера к Элен характеризуется словами «глупое», «противоестественное», «нечестное».

Исследователи толстовского психологизма отмечают, что в эмоциональном и мыслительном процессе писателю было важно выделить нравственный смысл и поэтому «психологическое изображение у

86

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2008

Толстого... насыщено авторской субъективностью, авторским нравственно-оценочным отношением, Толстой стремится к точности и понятности и даже наглядности» [2. С. 123].

Чтобы сделать ясным нравственный смысл переживания героя, автор комментирует психологическое состояние, объясняет их причину.

Можно обратить внимание учащихся на различные формы и приемы изображения внутреннего мира. Психологический анализ от лица ав-тора-повествователя является основным приемом. Даже внутренний монолог обязательно сопровождается авторским психологическим комментарием.

Одним из приемов психологического анализа становится «передача впечатлений героев от внешнего мира».

В описательных деталях и подробностях Толстой впервые в литературе ощутимо переместил акценты: основное внимание сосредоточено не на самих предметах и явлениях внешнего мира, а на том, как воспринимает их персонаж, какое эмоциональное освещение и осмысление они получают в его сознании [2. С. 137].

Особенно ярко Толстой раскрывает психологический процесс при помощи внутренних монологов, которые писатель использует для передачи развития мыслей и чувств героев. Анализируя образ Андрея Болконского, необходимо обратить внимание на то, что средствами внутреннего монолога Толстой раскрывает изменение взглядов героя на поле Аустерлицкого сражения под влиянием высокого безоблачного неба /т.1, ч.111, m.XVI, XIX/, а также его мысли под впечатлением изменений весенней природы во время поездки в Отрадное /т.11 ч.111, гл.1, III/.

Изучая образ Пьера, следует отметить, что раздумья героя о смысле жизни, осуждение женитьбы на глупой и развратной Элен, а также его намерение убить Наполеона Толстой

изображает в форме внутренних монологов.

«Был уже второй час после полдня, французы уже вступили в Москву. Пьер знал это, но, вместо того, чтобы действовать, он думал только о своем предприятии, перебирая все его малейшие будущие подробности. Пьер в своих мечтаниях не представлял себе живо ни самого процесса нанесения удара, ни смерти Наполеона, но с необыкновенной яркостью и грустным наслаждением представлял себе свою погибель и свое геройское мужество.

«Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть! - думал он. -Да, я пойду ... и потом вдруг.. Пистолетом или кинжалом? - думал Пьер. - Впрочем, все равно. Не я, а рука провидения казнит тебя . скажу я / думал Пьер слова, которые он произнесет, убивая Наполеона. / Ну что ж, казните меня», - говорил дальше сам себе Пьер с грустным, то твердым выражением на лице, опуская голову» /т.Ш, ч.Ш, m.XXVII/.

Посредством внутреннего монолога Толстой убедительно раскрывает нетерпение Николая Ростова, возвращающегося из армии домой, его волнение и даже стремительность езды, впечатление о которой создается благодаря бессоюзному перечислению всего, что мелькает перед взором Николая. «Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» - думал Ростов, когда они записали свои от-пуски на заставе и въехали в Москву» /т.И, ч.!, гл.I/.

Средствами внутреннего монолога Толстой раскрывает глубокие раздумья Кутузова о судьбе России после Совета в Филях /т.Ш, ч.Ш, rn.IV/.

Если при создании образов положительных героев Толстой использует психологический анализ для раскрытия напряженных духовных поисков, красоты и поэтичности чувств героев, то совсем иную функцию выполняет психологический анализ при создании образов отрицательных ге-

Психолого-педагогические науки • • •

роев. Использование внутренних монологов в обличительных целях можно проследить при изучении, например, образов Наполеона и Бориса Друбецкого. Выразительна сцена сватовства Бориса Друбецкого к Жюли Карагиной. Борис Друбецкой продает себя за пензенские имения и нижегородские леса уродливой и старой Жюли Карагиной. Сатирический эффект писатель создает сопоставлением меланхолических стихов и изречений, которыми Борис завоевывает сердце Жюли, с трезвыми расчётами этого карьериста /т.11, ч.У, m.V/.

Таким образом, легко убедиться, что глубокое внимание к изображению внутренней жизни героя, его психологии является отличительной чертой таланта Толстого. С помощью монологов писатель вскрывает такие тайные мысли и настроения героев, которые другим путем было бы невозможно передать без нарушения художественной правды.

Необходимо обратить внимание учащихся на новаторский характер психологического метода Толстого. И до Толстого русские писатели стремились раскрывать внутренний мир своих героев, но только Толстому удалось добиться реалистической глубины воспроизведения психической жизни героев средствами внутреннего монолога, потому что он, в отличие от своих предшественников, которых в большей степени интересовали начало и результат чувства, изображает самый процесс, едва уловимую смену чувства и мыслей. В стилистическом отношении внутренние монологи у Толстого отличаются от устной речи героев. Как правило, герои Толстого размышляют не так, как принято говорить вслух, а приблизительно так, как каждый человек думает про себя. В них писатель ближе своих предшественников и современников подошёл к художественному воссозданию естественной порывистой мысли. Новаторский характер этих монологов прекрасно ха-

87

рактеризовал Стасов к письме к Толстому. «Мне довольно давно уже хочется немножко пересказать вам мои соображения насчет «монологов» в комедиях, драмах, повестях, романах и т.д. новых писателей, особенно русских... Почти ни у кого и нигде нет тут настоящей правды, случайности, неправильности, отрывочности, не-дозаконченности и всяких скачков. Почти все авторы /в том числе и Тургенев, и Достоевский, и Гоголь, и Пушкин, и Грибоедов/ пишут монологи совершенно правильные, последовательные, натянутые в ниточку и в струнку, вылощенные. А разве мы так думаем сами с собой? Совсем не так.

Я нашел до сих пор одно единственное исключение: это граф Толстой. Он один дает в романах и драмах настоящие монологи, именно со всей неправильностью, случайностью, недоговоренностью и прыжками [6. С. 265].

Вместе с тем необходимо отметить, что Толстой мастерски изображает «диалектику души» героев не только в какой-то определенный момент их жизни. Вся жизнь центральных героев «Войны и мира» представляет собой сложный процесс духовного развития. Андрей Болконский и Пьер Безухов, Наташа и княжна Марья изображаются в процессе формирования их личности, мировоззрения, во всей сложности и противоречивости их духовной жизни.

Иначе нарисованы образы второстепенных и эпизодических героев. Они предстают перед читателем как люди, уже вполне сформировавшиеся до момента, когда с ними встретились главные герои романа. Толстой не показывает духовных исканий Курагиных, Берга, Жеркова и других, а только углубляет их отрицательные черты. И хотя эти образы статичны сами по себе, они вполне приобретают большое значение в динамической характеристике главных героев.

88

Известия ДГПУ, №2, 2008

Особенностью творчества Толстого является исключительное мастерство писателя тонко и верно раскрывать психологию героев через портретную характеристику.

Наблюдения над портретом дают возможность осознать новаторство Толстого в раскрытии психологии героев через портретную характеристику и построение портрета, увидеть, что в отличие от Лермонтова, Гоголя, Тургенева Толстой не рисует портрет целиком, а на протяжении всего романа дает отдельные портретные детали, помогающие раскрыть социально-психологическую сущность героев и понять, как развивается образ.

Счастливая, радостная Наташа в день своих именин, увидев плачущую Соню, сама начинает плакать. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, лицо содрогнулось: ее широкая шея, углы губ опустились...

И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок ... /т.1, ч.1, m.XVIl/. В этот момент, когда Наташа становится внешне некрасивой, проявляется ее отзывчивость и чуткость к чужому горю.

Изменяется и портрет духовно переродившегося на войне князя Андрея /т.1, ч.II, гл.111/, сблизившегося с народом и познавшего ужасы плена Пьера Безухова Ar.IV ч.11, гл.Х1/.

Художник выбирает характеристические черты, детали, сопутствующие герою на протяжении всего произведения. Такими чертами являются «лучистые глаза и тяжелая поступь» княжны Марьи, «прекрасные наглые глаза» и верхняя губа Доло-хова, «энергетически опускавшаяся на крепкую нижнюю острым клином», в связи с чем «в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны, «короткая верхняя губка с усиками у жены князя Андрея, неуклюжесть и массивность Пьера.

Внешние, портретные детали -голос, жесты, мимика, выражения лица и особенно глаз - играют в портретной характеристике Толстого большую роль: они насыщены глубоким психологическим содержанием.

Особенно часто Толстой описывает выражение глаз героев. Писателя меньше всего интересует цвет глаз и их форма, но ему важно то, что они выражают. Анализируя образ Андрея Болконского, можно проследить, как изменяется выражение его глаз в различные моменты его жизни, и сделать вывод о том, что Толстой раскрывает таким художественным приемом сложные внутренние процессы.

Такое же многогранное значение имеет у Толстого жест и улыбка. Так, через описание выражения лица и жеста Наполеона Толстой разоблачает его мнимое величие, напыщенность и стремление к позе /т.Ш, ч.И, m.XXVI/.

Иногда портрет у Толстого является основным средством характеристики героя. Такую роль играет портрет в том случае, когда писатель рисует образ второстепенного отрицательного персонажа, душевный мир которого беден и для раскрытия его нет необходимости прибегать к глубокому психологическому анализу. Таков портрет самодовольного, влюбленного в себя и ограниченного Берга.

«Свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво» /т-I, ч.!, m.XV/.

В романе «Война и мир» с большой силой проявилось мастерство речевой характеристики.

Поэтому наблюдение десятиклассников за речью персонажей романа продуктивно используется и для понимания характеров героев, и

Психолого-педагогические науки • • •

для обобщений по стилю Льва Толстого.

Важное значение в обрисовке характера героя приобретает речь Пети Ростова, поскольку в романе о нем говорится сравнительно немного.

«Вот видно, что все вы, женщины, плаксы... Я так очень рад, и, право очень рад, что брат так отличился».

«Кабы я был на месте Ноколушки, я бы еще больше этих французов убил, такие они мерзкие! Я бы их побил столько, что кучу из них сделали бы».

На слова Наташи «Петя, ты глуп.» он отвечает: «Не хуже тебя, матушка». В речи Пети сталкиваются стиль ребенка и стиль как бы взрослого человека. Толстой пишет: «. сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир. ».

И лексико-фразеологический состав речи Пети, и синтаксис её характеризуют Петю как восторженного, глубоко чувствующего и очень юного человека.

Пронаблюдаем за стремительным трепетным потоком слов Пети и сделаем вывод о том, как он по-детски наивен и жизнерадостен. «Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких. У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый, и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое. Хотите? Кушайте, господа, кушайте.».

В наблюдениях за речью Наташи Ростовой интересными и новыми для учащихся будет не понятийный смысл ее слов, а душевная окраска, интонация, эмоциональная напряжённость речи. Отметим, что у Наташи свои неповторимо индивидуальные законы употребления и связи слов. Толстой говорит, что она «толковала отрывисто» и что это неотделимо от ее ярко выраженной эмоциональности.

Вот Наташа вмешивается в ссору матери с Николаем: «Мама, голуб-

89

чик, это совсем не оттого, душечка моя, бедная.

Николенька, я тебе растолкую, ты уйди - вы послушайте, мама, голубушка». Толстой так комментирует высказывание Наташи: «Слова ее были бессмысленны, но они достигали того результата, к которому она стремилась».

Особенностью языка Наташи является его оценочный характер, а оценки она дает в соответствии с понятиями правды и добра. Любимым словом Наташи является слово «прелесть».

У Наташи сильно развитое нравственное чувство, оттого любимые ею слова больше всего содержат нравственную оценку событий, людей, человеческих отношений. Что означает слово прелесть? Высшую меру эстетического и нравственного без какой-либо конкретизации [5. С. 70].

При изучении образа Платона Каратаева можно предложить учащимся найти в речи героя проявления «всего русского, доброго и круглого» - тех качеств, которые относятся и к самому Каратаеву и к особенностям его речи. Речь Каратаева не бывает резкой, отрывистой, она всегда напевна, закончена, нередко - афористична. Толстой замечает: «Голос у него был приятный и певучи», «сказал он с той нежно - певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы". На пословицах, которые он использует, печать каратаевского жизнепонимания, печать смирения, умудренности. «Уговорец - делу

родной братец», «Положи, боже, камушком, подними калачиком». Толстой не только демонстрирует нам речь Платона, но и характеризует ее: «. главная особенность его речи, -пишет он о Каратаеве, - состояла в непосредственности и скорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет, и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность».

90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известия ДГПУ, №2, 2008

По словам Толстого, «поговорки, которые наполняли его речь, не были те большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати »...

Интересным и нетрудным для учащихся может быть задание сравнить речь Тушина с речью Платона Каратаева, выявить зависимость сходства в речи со сходством характеров, а главное - с народной психологией.

Чего стоит, например, любимое Тушиным слово «голубчик» и как оно напоминает каратаевское «солдатик»!

Одно из заданий для выявления особенностей языка Толстого - найти в романе ключевые характеристики /слова автора и героя/, в которых раскрывается суть героев и отношение к ним автора. Например, ученики находят высказывание о князе Андрее / «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим. »/, о Пьере / «Пьер принадлежал к числу тех людей, которые сильны только тогда, когда они чувствуют себя вполне чистыми».

Какой вывод необходимо сделать, наблюдая за речевой характеристикой в романе «Война и мир»?

Чем меньше Толстой описывает своего героя, тем значительнее для его изображения становится речевая характеристика. В речи толстовского героя проявляется и характер и психологический склад того или иного персонажа. его отношение к народу. к национальной культуре.

Стиль Льва Толстого - это своеобразие и богатство сочетания идей и художественных средств. Толстовский метод обнажения диалектики души выявляется в сложных синтаксических периодах, в усилении эмоционального впечатления от образа путем повторения слов одного и того же корня.

Важная идейно-художественная роль, которую пейзаж играет в романе «Война и мир», делает необходимым тщательное изучение особенностей изображения природы в романе.

Описания природы в романе насыщены глубоким психологическим содержанием, поэтому изучение пейзажа нельзя отрывать от образов, с которыми они связаны и которые не могут быть вне связей с природой.

Невозможно говорить о князе Андрее и не вспомнить описания ау-стерлицкого неба, двух описаний дуба, как невозможно говорить о Наташе Ростовой вне её отношения к природе. Поэтому эти пейзажи читаются на уроке по изучению образов центральных героев романа.

Накануне следует напомнить учащимся, чтобы они повторили описания природы и подготовились к выяснению их роли в романе:

т.1, ч.111, m.XIV - туман перед Ау-стерлицким сражением;

m.XVI, XIX - небо Аустерлица; т.11, ч.111, гл.1, III - описание дуба; гл.11 - весенняя лунная ночь в Отрадном;

ч.IV, гл.Ш - описание весенней природы /охота/;

m.X, XI - лунная ночь в святки; т.Ш, ч.М, m.XXX - утро в день Бородинского сражения;

В процессе изучения романа выясняются идейно-художественная функция пейзажей и особенности изображения природы у Л. Н. Толстого.

Необходимо показать учащимся, что Толстой глубоко чувствовал русскую природу, понимая и ощущая ее красоту, и эта тонкая наблюдательность писателя, его внимание к жизни природы всегда восхищали окружающих.

На фоне чарующих картин природы Толстой рисует только положительных героев, близких к национальным основам народной жизни.

Под влиянием картин природы изменяются взгляды князя Андрея, пейзаж вызывает у героя определен-

Психолого-педагогические науки • • •

ный строй мыслей, взгляд на жизнь. Убедителен в этом смысле эпизод, связанный с состоянием князя Андрея в Аустерлицком сражении /т. I, ч.111, m.XVI, XIX/. Глубоким психологическим содержанием пронизано тонкое и проникновенное описание весеннего берёзового леса, покрывающегося зелёной листвой, и старого дуба /т.1, ч.III, гл.1, III/. Учащиеся выясняют, какую роль играет этот пейзаж в произведении, что он дает для понимания Андрея Болконского, его настроений и мыслей.

Вместе с тем обращается внимание учащихся на реализм Толстого в описании природы, на конкретность эпитетов, правдиво раскрывающих красоту и свежесть пробуждающегося весной березового леса и дуба. С этой целью приводятся слова, которые рисуют дуб в начале старым корявым «уродом», а потом преображенным, воскресшим к жизни.

Толстой рисует состояние природы весной и осенью, зимой и летом, днем и ночью. В этом можно убедиться, остановившись с учащимися на описании лунной весенней ночи в Отрадном /ч.И, III, rn.II/, полном прелести пейзаже зимней лунной ночи в святки /т.И, ч.М, гл.Х/, на яркой картине поздней осени в сцене охоты в Отрадном /т.И, ч.М, rn.III/.

Эта поздняя осень пробуждает в человеке кипучую энергию, жажду деятельности. На фоне русского осеннего пейзажа рисуется охота. Как гармонически сливаются герои с природой: и Илья Андреевич, похожий на ребенка, и Наташа, и Нико-

Примечания

91

лай, и другие! Люди живут единой жизнью с природой; мы слышим не только лай собак, крик охотников, но и «восторженный», «пронзительный» и «дикий» визг Наташи, неуместный бы в другое время. Этой картине поздней осени соответствует увлечение героев охотой, русской народной музыкой и пляской, которое с такой художественной силой рисует Толстой в сценах пребывания Ростовых у дядюшки. Пейзаж неразрывно вплетается в описываемые события.

Школьникам можно сообщить, что глубокую оценку своеобразия Тол-стого-пейзажиста дал Г. Плеханов в статье «Толстой и природа». Он писал: «Что Толстой любит природу и изображает ее с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда ещё не возвышался, это знает всякий, читавший его сочинения. Природа не описывается, а живет у нашего великого художника. Иногда она является даже как бы одним из действующих лиц повествования: вспомните несравненную сцену святочного катания Ростовых в «Войне и мире» [4. С. 651].

Естественно, что выбор тех или иных примеров будет зависеть от того, насколько полно прочитан текст учащимися вообще и что звучало на уроке.

Наблюдения учащихся за всеми компонентами художественной ткани романа «Война мир» обогащают их эстетическими представлениями и речевыми конструкциями, продуктивно воздействуют на речевую культуру.

1. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. - М., 1981. 2. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - 2-е изд. - М., 2003. 2-е изд. - 176 с. 3. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. - М., 1984. - 160 с. 4. Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М., 1948. - 887 с. 5. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. - М.: Изд-во Моек, ун-та, 1959. - 600 с. 6. Толстой Л. и Стасов В.В. Переписка 1878-1906 гг. - Л., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.