Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ МОТ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ МОТ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / РАССМОТРЕНИЕ / ДОКЛАД / ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров Давлатхон Курбанмуродович

В данной статье рассматриваются вопросы эффективности механизма контроля МОТ в Республике Таджикистан. Автор исходя из общей концепции механизма контроля МОТ, дает оценку его эффективности в Республике Таджикистане. Автором отмечаются особенности МОТ и его преимущества в сравнении с другими международными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ МОТ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ МОТ В РЕСПУБЛИКЕ

ТАДЖИКИСТАН

Назаров Д. К.

Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

Согласно стати 10 Конституции Республики Таджикистан международно-правовые акты, признанные Республикой Таджикистан, являются составной частью правовой системы республики1. Данная формулировка наряду с принятием норм международного права предполагает реализацию его норм. Поэтому проблема эффективности механизма контроля существует во всех сферах правовых норм. Яркое выражение данной норми как известон особенно практикуется в сфере трудовых отношений. Кроме механизмов реализации к данному контексту особое место занимает вопросы эффективности механизма контроля, среди который значима деятельность Международной организации труда. (МОТ).

В Республике Таджикистан как члена МОТ, большое внимание уделяется соответствию национального законодательства нормам документов МОТ. После вступление нашего государства в МОТ был принят новый Трудовой кодекс Республика Таджикистан (1997 год). Положения данного закона во многом соответствуют положениям конвенции и рекомендации МОТ. За последние годы в Таджикистане было принято огромное количество законов которие соответствуют нормам конвенций и рекомендаций МОТ. К таким законам можно отнести Закон Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан»2, Закон Республики Таджикистан «Об охране труда»3, Закон Республики Таджикистан «О социальном партнерстве, соглашениях и коллективных договорах»4, Закон Республики Таджикистан «О содействии занятости населения»5, Закон Республики Таджикистан «О социальной защите инвалидов»6, Закон Республики Таджикистан «О профессиональных союзах»7 и другие.

Вопроса трудовых отношений в Республике Таджикистан регулируется не толко в специальных законах в сфере труда. Закон Республика Таджикистан «Об образовании»8 наряду с определением правовых, организационных, социально-экономических основа развития образования в Республике Таджикистан, структури и системы образования, принципы ее регулирования, управления, полномочия и направления деятельности его органов, вводит ограничение при допуске к педагогической деятельности лиц, в связи с медицинским паказанием.

Эти единичные примеры - случаи положительных результатов механизма контроля МОТ в Таджикистане.

Реформа законодательства, в том числе трудового в Республике Таджикистан продолжается. Реализация правовой реформи позволит, существенно обеспечит, воплощение международно-правовых норм в сфере труда в нормотворческой и правоприменительной деятельности таджикского государства.

1 Конституция Республика Таджикистан. Статья 10.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан, 1993 год, №15-16, ст. 350; АхбориМаджлиси Оли Республики Таджикистан, 1996 год, №3, ст.48; Раздел XVIII, 1997 год, № 9, ст.117, Раздел VI; 1998 год, № 10, ст. 119, Раздел V, № 22, ст.318; 1999 год, № 5, ст. 61, № 9, ст. 235, №12, ст.351; 2002 год, № 4, ч.1, ст. 158; 2005 год, № 7, ст. 406; 2007 год, №7, ст. 695; 2008 год, №10, ст. 823; 2009 год, №9-10, ст.547; 2011год,№12,ст.853; ЗРТ от 16.04.12г.№823 Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан, 1993 год, №15-16, ст. 350; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1996 год, №3, ст.48; Раздел XVIII, 1997 год, № 9, ст.117, Раздел VI; 1998 год, № 10, ст. 119, Раздел V, № 22, ст.318; 1999 год, № 5, ст. 61, № 9, ст. 235, №12, ст.351; 2002 год, № 4, ч.1, ст.158; 2005 год, № 7, ст. 406; 2007 год, №7, ст. 695; 2008 год, №10, ст. 823; 2009 год, №9-10, ст.547; 2011год,№12,ст.853; ЗРТ от 16.04.12г.№823.

3 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2009 г., №5. ст.324

4 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2006 г., № 5. -С. 264

5 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2003г., №8, ст.467; 2005год, №12, ст. 650; 2007 год, №7, ст. 687; 2008 год, № 12, часть 2, ст. 1006; 2011 год, №6, ст. 437)

6 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2010 год, №12, ч-1. -С.. 834

7 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2011 год, №7-8. -С.611

8 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004 год, №5, -ст. 345; 2005 год, №12; -ст. 655; 2006 год, №12; -ст.546; 2008год, №6; -ст. 465; 2009 год, №3; - ст.81, № 5; -ст. 336, №7-8; -ст. 500; 2010 год, №7; -ст.566; 2011 год; №3. -С. 176

Механизм контроля МОТ имеет свою особенности и преимущества по сравнению другими международными организациями. Особенности механизма контроля МОТ прежде всего закреплено Уставом МОТ, и оно обязательно для страна - членов МОТ в равном степени. Другим характерным чертом механизма контроля МОТ это участие представителей работники и работодателей наравне с представителям и государства. В этом контексте характерно параллельное существование и взаимное дополнение двух процедур. Такая процедура характерно (одновременное существования двух процедур) для ряда конвенционных органов ООН, ЮНЕСКО и СЕ. Однако, в системе этих организации данная норма не в одинаковой мере распространяется на все государства. К преимуществам механизма контроля МОТ можно отнести его трехуровневое рассмотрение докладов.

Наряду с преимуществом в системе механизма контроля МОТ, некоторые ученые видят в этом механизме и ряд недостатков. Например С. А. Иванов считает, что «Являясь краеугольным камнем этого механизма регулярный контроль не имеет уставной базы», что «создает возможность возникновение различного рода споров вокруг него и снижает в немалой степени значимость его заключений». Далее он отмечает, что «в Резолюции МКТ 1926 года говорится о создание КЭ (Комитета экспертов Н. Д.) в «опытном порядке» и на короткое время, на практике КЭ превратился в постоянный контрольный орган».9

Механизм контроля МОТ за соблюдением установленных ею стандартов состоит из определённых частей. Данный механизм состоит из двух частей:

1) регулярный постоянный надзор, состоящий в обязанности государств — членов МОТ представлять доклады по ратифицированным и нератифицированным конвенциям МОТ

2) рассмотрение жалоб и заявлений контрольными органами МОТ по поводу нарушений международных стандартов труда.

Первая часть системы это регулярный надзор. Каждое государство — член МОТ (в соответствии со ст. 22 Устава МОТ) обязано представлять ежегодные доклады Международному бюро труда. Как отмечают Н. Л. Лютов и П. Е. Морозов: «Эти доклады должны представляться в такой форме и содержать такие сведения, как того потребует Административный Совет. Как указывается в ч. 2, ст. 23, §2 Устава, Генеральный директор, МБТ представляет на ближайшей сессии Конференции резюме присланных ему отчетов и докладов. Правительства обязаны рассылать представительным организациям работников и работодателей копии отчетов и докладов, направленных Генеральному директору. Это делается для того, чтобы представители работников и работодателей имели возможность комментировать адекватность видений, предоставляемых правительствами. Доклады готовятся по четырем темам: 1) о мерах, предпринятых для представления конвенций и рекомендаций перед компетентными властями страны (обычно имеется в виду органы законодательной власти), в этих докладах должны содержаться сведения о соответствующих органах власти, а также отчеты о принятых мерах; 2) о мерах, принятых для применения ратифицированных конвенций; 3) о мерах, принятых для применения ратифицированных конвенций на территориях вне метрополии; 4) об отношении национального законодательства и практики к рекомендациям и нератифицированным конвенциям.

Однако в связи с тем, что со времени учреждения Организации количество государств-участников и принятых МОТ конвенций увеличилось многократно10. Международний бюро труда. (МБТ) просто перестало справляться с обработкой огромного количества отчетов. В результате Административный Совет после проведения нескольких реформ11, касающихся представления докладов, установил с 2003 г. существенно более простую для государств-членов и самой Организации систему представления отчетности по ратифицированным конвенциям, предусматривающую 2-летний цикл отчетности для фундаментальных и приоритетных конвенций (см. гл. 2) и 5-летний цикл - для остальных актуальных конвенций. Кроме того, была

9 С. А. Иванов. МОТ Контроль за применением международных норм о труде и его проблемы// Государство и право, 1997 №7. -С. 20.

10 По состоянию на апрель 2010 г. имеется 7687 ратификаций конвенций МОТ со стороны государств-участников (см. базу данных применения стандартов МОТ Applis: URL: http://webfusion. ilo.org/pubhc/db/slandards/normes/appl/index.cfm).

11 Подробнееобэтомсм.: ILOGoverningBody. Committee on Legal Issues and International Labour Standards. Examination of standards-related reporting arrangements. ILO Doc. No. GB.282/LILS/5. Geneva. 2001. URL: http://www.ilo.org/public/english/ standards/relm/gb/docs/gb282/pdf/lils-5.pdf.

введена полная и сокращенная форма докладов, утверждаемая Административным Советом12. В ноябре 2009 г. Административный Совет принял решение, применять более широкую систему классификации конвенций в целях направления докладов в рамках 3-летнего цикла для фундаментальных и приоритетных конвенций и 5-летнего цикла для других конвенций. Такая система должна еще больше «разгрузить» государства-членов и МБТ. Новый цикл направления докладов был в недрен с 2011 г. До этого времени периодичность направления докладов был прежней.13 Другая частью механизма контроля является рассмотренные жалоб. Реализация данного механизма контроля возложено на несколько органов МОТ. Важное место в этом контексте занимает Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций (Комитет экспертов). Данный орган был создан вместе с Комитетом Конференции по применению конвенций и рекомендаций (далее — Комитет Конференции) в 1926 т. для осуществления контроля за соблюдением государствами-членами своих обязательств. Комитет об осуществления контроля за соблюдением государствами-членами своих обязательств, составит доклад. «Доклад Комитета экспертов состоит из трех частей. 1). Общий доклад — обзор работы Комитета экспертов, а также привлечение внимания Административного Совета к вопросам, представляющим общий интерес или особые трудности; 2). Замечания в адрес отдельных государств по поводу исполнения ими ратифицированных конвенций, а также представления конвенций на рассмотрение национальных компетентных органов. При отсутствии прогресса в связи со сделанными замечаниями, а также в случае их особой серьезности замечания могут быть преданы широкой огласке, отправлены на рассмотрение Конференции.

Прямые запросы — прочие комментарии, направляемые Генеральным директором МБТ от имени Комитета экспертов. Запросы не воспроизводятся в протоколе Конференции.Выражение признательности в связи с тем, что государство - член МОТ, предприняло необходимые меры для исправления ранее сделанных замечаний;

3). Общий обзор национального законодательства в отношении актов, по которым были подготовлены доклады по ратифицированным конвенциям.Комитет экспертов неоднократно рассматривал и жалобы в отношении России. Чаще всего предметом жалоб становятся вопросы о несоответствии российского трудового законодательства международным стандартам в области свободы объединения и права на забастовку.14 Другим органом для рассмотрения мер, принятие государствами-членами для исполнения конвенций, к которым они присоединились, информацию и доклады, представляемые в соответствии со ст. 19 Устава, касающиеся рекомендаций и нератифицированных конвенций, а также меры, предпринятые для применения ратифицированных конвенций на территориях вне метрополии, является Комитет по применению международных трудовых стандартов Международной конференции труда (Комитет Конференции). Комитет Конференции - трехсторонний орган, состоящий из представителей правительств, объединений работников и работодателей. Данный орган по сути является 2-й инстанцией рассмотрения жалобы после Комитета экспертов, поэтому основной документ, который изучает Комитет Конференции, — это доклад Комитета экспертов, а также возражения, сделанные правительствами в отношении этого доклад. «Главное средство воздействия Комитета Конференции на государства, допускающие нарушения международных трудовых стандартов — это привлечение международного внимания к факту нарушения. Самое радикальное средство давления на страну, в течение длительного времени нарушающую международные трудовые нормы, предусмотрено в ст. 33 Устава МОТ. Согласно этой норме, Административный Совет может предложить MKT предпринять меры, «которые он сочтет целесообразными» в случае, если член МОТ не выполнит в установленный срок рекомендации, которые могут содержаться в докладе контрольных органов МОТ Эта статья Устава использовалась за всю историю МОТ лишь однажды — в отношении Мьянмы».15

Наряду с регулярным международным контролем, имеет место инициативный контроль, для реализации которого необходимо обращение соответствующего субъекта в контрольные органы или суд. Уставом МОТ установлены официальные инициативные процедуры: 1) производство по внесенным представлениям (ст. 24 Устава МОТ) и 2) производство по жалобам (ст. 26 Устава МОТ). В рамках первого из названных производств организации работодателей

12 См. формы докладов в базе данных международных трудовых стандартов МОТ 1 LOLF.X: URL: http://www.iIo.org/ilolex/english/reportforms/reportformsE.htm.

13 Международное трудовое право: учебное пособие // Н. Л. Лютов, П. Е. Морозов: - М..: проспект, 2011.-С. 87-88

14 Там же. С.89-90

15 Там же. С.90-91

или работников наделены правом вносить представления в Административный совет МОТ о несоблюдении каким-либо государством (правительством) конвенций, участником которых оно является.

Административный совет может направить это представление соответствующему правительству и предложить ему сделать заявление по этому вопросу. Он может также учредить трехсторонний комитет (комиссию) для рассмотрения этого представления и ответа правительства. Этот комитет, рассмотрев представление по существу, направляет Административному совету доклад, в котором излагает меры, принятые им для рассмотрения представления, свои заключения и рекомендации в отношении решений, которые должны быть приняты Административным советом. Кроме перечисленных мер, Административный совет по своей инициативе может возбудить процедуру рассмотрения жалобы. Производство по жалобам инициируют прежде всего любые государства - члены МОТ. В этом случае Административный совет также создает комиссию по расследованию и представляет доклад по этому вопросу. Комиссия вырабатывает рекомендации по устранению нарушений. Затем каждое из заинтересованных правительств - государств в трехмесячный срок должно сообщить, принимает ли оно эти рекомендации. В случае их непринятия правительство вправе передать спор в Международный суд ООН. Однако в практике работы МОТ обращений в Международный суд не было.16

Кромы того в рамках механизма контроля МОТ, существует и другие контрольные процедуры. Например Административный Совет при получение представления от организации работников и работодателей может организовать трехсторонний комитет по расследованию в отношении данного дела. Согласно со ст. 26 Устава МОТ возможно также подачи жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной ими конвенции. В этом случае создаётся Комиссия по расследованию жалобы. Важном процедура контроля за соблюденем международных трудовых стандартов - это жалоба относительно нарушения принципа свободы объединения и деятельность. Рассмотрение жалоби осуществляется Комитетом Административного Совета по свободе объединения, созданное по согласованные с Экономическим и социальным советом ООН. Данная процедура - дополнительная и не заменяет общих контрольных механизмов в рамках МОТ.

В системе МОТ существует как специальный контроль, который носит предметный характер. Данный контроль, это - контроль за соблюдением прав профсоюзов. Эта система существует для контроля, рассмотрения жалоб на нарушения принципа свободы объединения, которое предусматривает Конвенций № 87 (Конвекция о свободе ассоциации и защита права на организацию) и № 98 (Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров) МОТ. К компетенции данного Комитета входить рассмотренние жалобы, поступающие от правительств, организаций трудящихся и предпринимателей в связи с нарушением свободы объединений. Рассмотрение таких жалоб допускается даже в том случае, если государство, чьи действия обжалуются, не ратифицировало вышеназванные конвенции. В случае необходимости дела направляется в комиссии по расследованию и примирительную комиссию по свободе объединения.

Из приведенного анализе можно зделать вывод, о том что;

1. Контроль за соблюдением международных стандартов трудовых стандартов осуществляют:

а)Компетентные оргаы МОТ. Данный контроль осуществляется в тесном взаимодействии МОТ и публичными субъектамы международного трудового права, региональные (межрегиональные) международные органы (организации) общей правозащитной компетенции;

б)Международные неправительственные правозащитные организации, международные объединения работодателей, работников (общественный международный контроль).

2. Международный контроль за соблюдением международное трудовых стандартов, осуществляемый МОТ и публичными субъектами международного права, включает в себя следующие основные процедуры:

а) рассмотрение докладов о применении норм международного трудового права;

б) рассмотрение жалоб и представлений в связи с нарушением норм международное трудовых стандартов;

в) толкование международных трудовых стандартов.

16 См: М.В. Лушникова, А.М. Лушников. Международное трудовое право и право социального обеспечения: Учебное пособие. Ярославль 2010. С 248.

ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ МОТ В РЕСПУБЛИКЕ

ТАДЖИКИСТАН

Назаров Д.К.

В данной статье рассматриваются вопросы эффективности механизма контроля МОТ в Республике Таджикистан. Автор исходя из общей концепции механизма контроля МОТ, дает оценку его эффективности в Республике Таджикистане. Автором отмечаются особенности МОТ и его преимущества в сравнении с другими международными организациями.

Ключевые слова: контроль МОТ, эффективность, международное право, национальное законодательство, правовая система, рассмотрение, доклад, трудовые стандарты.

ISSUES REGARDING THE EFFECTIVE CONTROL MECHANISMS OVER ILO IN REPUBLIC

OF TAJIKISTAN

Nazarov D.Q.

The issues regarding the effective mechanism of control over ILO in the Republic of Tajikistan is reviewed in the article. Having analyzed general conception of the mechanism of control over ILO, the author gives its efficiency in the Republic of Tajikistan. In addition to it, the author indicates the peculiarities of ILO and its advantages in comparison with other international organizations.

Key words: control over ILO, efficiency, international law, national legislation, law system, review, report, labor standards.

Сведения об авторе: Назаров Давлатхон Курбанмуродович - старший преподаватель кафедры права Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.: (+992) 915 159122. e-mail: davlatxon-1986@mail.ru

Information about the author: Nazarov Davlathon Kurbonmurodovich, senior teacher, Chair of Law, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 915 159122. e-mail: davlatxon-1986@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Бабаджанов Исрофил Хусейнович

Институт философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан

Более полное и всестороннее изучение права приводит к тому, чтобы пересмотреть вопрос о социальном его характере. Именно в русской научно-юридической литературе раньше других было выдвинуто требование изучать право как социальное явление. Во второй половине семидесятых годов С.А. Муромцев последовательно разработал социально-научную теорию права. Однако идейное богатство, которым являются труды С.А. Муромцева, до сих пор остается не совсем использованным.

Вопрос о необходимости социально-научного изучения права выдвигается в последнее время в немецкой и во французской литературе. Появился ряд исследований, в которых настаивается назначении социологического метода в правоведении. Данные исследования отчасти повторяют то, что ранее было установлено С.А. Муромцевым, но во многом в них сделан значительный шаг вперед. Так, как невозможно не принять во внимание практический и научный юридический опыт за последние тридцать лет.

Огромный интерес вызывает исследование вопроса о социально-научном изучении права по существу. Социологическое изучение права является отраслью юридических наук. Если обратиться к рассмотрению вопроса о социально-научном изучении действующих систем права, то стоит отметить, что нет более общепризнанного положения, как то, что право[1; 2; 3; 4; 6; 7; 8; 11; 13; 15; 16; 17; 20, стр. 31-37; 21; 27; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 47; 48; 49].

Социальную природу права видят в том, что право может существовать только в обществе и что общественная жизнь обусловливает все правовые явления. Вся наша культура тесно связана с общественной жизнью. Даже язык не мог бы существовать без общества. То же можно сказать и о формах хозяйства: ни торговля, ни производство, ни современные пути сообщения не были бы возможны без общественной жизни. Точно также без общества не могли бы существовать ни литература, ни наука, ни искусство. Право как социальное явление есть в другом смысле, чем все

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.