Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ'

ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ЭДЪЮТЕЙНМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алекссеева Александра, Соломонова Галина

Статья посвящена актуальным проблемам цифровой трансформации системы образования, рассмотрению сущности цифровой дидактики образования. Проведен анализ существующих вариантов определений понятия «цифровая дидактика», обоснованы отличия электронного и цифрового образования, педагогических и цифровых технологий. В статье представлены и охарактеризированы основные компоненты цифровой дидактики. Эмпирические данные статьи получены из практики исследования цифровой компетентности педагогов Якутии.The Article is devoted to the actual problems of digital transformation of the education system, consideration of the essence of digital didactics of education. The analysis of existing variants of definitions of the concept "digital didactics" is carried out, the differences between electronic and digital education, pedagogical and digital technologies are justified. The article presents and describes the main components of digital didactics. The empirical data of the article are obtained from the practice of studying the digital competence of teachers in Yakutia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ»

ШЬшфсшрмашщшсшшпнпы!© ихвжшшшфгшпи

UNiTdDinmnffittidDiiii

УДК 378.096

ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

А.З. Алекссеева

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7533-5348, e-mail: alkz@mail.ru Г.С. Соломонова

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1733-9911, e-mail: solomonovags@mail.ru

Аннотация Статья посвящена актуальным проблемам цифровой трансформации системы образования, рассмотрению сущности цифровой дидактики образования. Проведен анализ существующих вариантов определений понятия «цифровая дидактика», обоснованы отличия электронного и цифрового образования, педагогических и цифровых технологий. В статье представлены и охарактеризированы основные компоненты цифровой дидактики. Эмпирические данные статьи получены из практики исследования цифровой компетентности педагогов Якутии.

Ключевые слова: Цифровая педагогика, электронная педагогика, цифровая дидактика, электронное обучение, цифровое обучение, цифровые технологии, геймификация, эдъютей-нмент.

Актуальность

Одной из главных задач системы образования является реализация целей приоритетных национальных проектов «Цифровая экономика Российской Федерации», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», основная цель - создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства [1]. Реализацию проектов ускорил внезапный тотальный переход на онлайн-обучение в связи с пандемией, в процессе этого участники образовательного процесса столкнулись с рядом проблем, и назрела необходимость переосмыслить,

пересмотреть вопросы цифровой дидактики системы образования. Проблема.

Проблемы цифровой дидактики изучены отечественными исследователями и педагогами-практиками, такими как: В.И. Блинов, С.Ф. Сергеев, М.И. Чошанов, В.М. Монахова, М.В. Дулинов,

Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев, Е.А. Борщ, И.В. Ивлева и др. Различные подходы к интерпретации определения термина «цифровая дидактика» озвучены и предложены к обсуждению на многочисленных форумах, симпозиумах и научных конференциях по цифровой дидактике: так, в материалах форума «Цифровая дидактика» можно найти сравнение различных вариантов определения понятия

дидактики цифрового образования. Методические материалы и рекомендации по освоению дидактики цифрового образования дает нам ежегодная научная конференция, проводимая на платформе «Якласс». Отметим, что первая официальная теория цифровой дидактики дана в «Концепции цифровой дидактики профессионального образования» (под редакцией В.И. Блинова) [2]. Но и сегодня единый подход к определению рассматриваемого понятия не выработан. В связи с этим в настоящей статье автор ставит перед собой задачу сравнительного обзора авторских определений понятия «цифровая дидактика» и обоснования своей точки зрения на указанную проблему.

Техническая революция, связанная с цифровой трансформацией и формирующая новую реальность, привела к появлению новых терминов, в том числе и в системе образования: термин «цифровая дидактика» появился в связи с быстрым развитием современных информационно-

коммуникационных технологий. Так, сегодня принято говорит о цифровой педагогике, где цифровая дидактика рассматривается как отрасль. Современная позиция по отношению к термину «цифровая педагогика» сводится к тезису, что это обучение и воспитание посредством цифровых технологий в новой образовательной среде.

Рассмотрим несколько примеров определения термина «Цифровая дидактика». В.И. Блинов в «Концепции дидактики цифрового профессионального образования» считает, что цифровая дидактика -это «отрасль педагогики, научная дисциплина об организации процесса обучения в цифровой образовательной среде», аналогичное определение можно найти во многих справочниках [2]. По мнению В.М. Монаховой, инновационный подход к современной теории обучения, которая продолжает функционировать и развиваться вместе с цифровыми технологиями, оперативно интерпретируя и используя все последние создаваемые электронные и

технические и технологические достижения из мира компьютеров и цифровых технологий в настоящий период формирования Информационной образовательной среды», для С.В. Севериной - «конструктор обучения в информационно-образовательной среде» [3]. В некоторых работах в значении, близком к цифровой дидактике, применяется термин «электронная дидактика». В частности, Т. Л. Быкова определяет так: «Е-дидактика -наука, инженерия и искусство обучения. Е-дидактика простирается в направлении виртуального пространства с применением цифровых инструментов, интерактивных мультимедийных средств и систем дистанционного обучения» [5]. По точному определению О.П. Клевакиной, «электронная дидактика - это не просто «педагогика с использованием компьютеров и современных гаджетов» в обучении. Они всего лишь его «бездушные» средства. Куда важнее здесь не средства, а методы работы с информацией и, в конечном итоге - со знанием» [6]. С мнением автора нельзя не согласиться, так как роль и слово педагога куда важнее в получении знания, т.е. передача смысла нового знания, по мнению психологов, зависит от невербальных характеристик речи, которые не могут в полной мере передаваться через цифровое устройство.

В целом, все вышеприведенные определения по смыслу можно свести к одному: цифровая дидактика, или дидактика цифрового обучения, - это системное решение образовательных задач средствами и методами современного общества цифрового общества, т.е. цифровых технологий в сочетании с традиционной. Предметом цифровой дидактики любого уровня системы образования являются организация процесса обучения и сам процесс обучения в экосистеме цифрового образования. Этот процесс включает цели, ожидаемые результаты, формы и методы организации процесса обучения посредством использования возможностей цифровых технологий.

Материалы и методы исследования

Для исследования текущего состояния сформированности цифровых компетенций педагогов в условиях цифровизации образования, выявления квалификационных дефицитов разработаны инструментарий «Матрица цифровых компетенций педагога», раздел Карты цифровых компетенций, определены концептуальные подходы к идентификации цифровых компетенций педагогов. В процессе исследования при анализе содержания цифровой компетентности педагога использовались методы системного анализа, методы когнитивного моделирования - при разработке когнитивных моделей цифровой компетентности педагога, а также методы анализа данных социологических исследований.

Итак, цифровая дидактика пользуется традиционными для дидактики принципами и основными понятиями, но трансформирует и дополняет их, адаптируя под современные реалии. Меняются формы, методы, средства, технологии и добавляются новые принципы обучения, происходит изменение учебного взаимодействия и среды, изменения структуры представления учебного материала и деятельности педагога. Для начала рассмотрим отличие электронного обучения от цифрового, педагогических технологий от цифровых. Электронным обучением принято называть работу с электронным контентом различных форматов, а цифровым обучением - учебный процесс в цифровой среде с широким использованием спектра информационных технологий, что способствует многообразию образовательных стратегий и обе формы являются основой цифровой дидактики направленные на достижение образовательного результата. По виду обучения они подразделяются на смешанное, асинхронное и синхронное. Асинхронное обучение отсрочено по времени, синхронное обучение проходит в режиме реального времени, т.е. здесь и сейчас. Или сравним онлайн и оффлайн обучение, где онлайн «здесь и сейчас», а оффлайн - без подклю-

чения к сети по заранее скачанным или переданным материалам. Практика показала, что самой массовой формой обучения является смешанный вид, где практикуется сочетание асинхронного и синхронного. Если рассмотреть отличие педагогических технологий от цифровых или «цифророж-денных», то в основе формирования педагогических технологий лежат принципы, формы, методы и средства обучения, а в цифровых технологиях принципы и методы обучения в новой среде дополняются новыми видами, инструментами и средствами. Например, принципы корректируются и добавляются новые:

- принцип доступности - свободный поиск и доступ к информации

в глобальной информационной сети;

- принцип глобализации, нет территориальных границ, можно приглашать других;

- принцип персонализации, обучение, ориентированное на запрос;

- расширение функции принципа индивидуализации, где по усмотрению педагога с обучающимся можно работать в любое удобное время через социальные сети;

- принцип доминирования предполагает больше самостоятельной учебной деятельности в цифровой образовательной среде;

- принцип целесообразности требует отбора только эффективных технологий обучения;

- принцип гибкости и адаптивности позволяет учитывать все условия в зависимости от условий цифрового образовательного процесса, где можно повторно пройти обучение;

- принцип включенного оценивания в отличии от традиционной обеспечивает мгновенную обратную связь, сохраняет данные о результатах в архиве.

- принцип мультимедийности включает различные цифровые средства и инструменты наглядности;

- принцип полимодальности - задействованы все каналы восприятия (зрительный, слуховой, моторный);

- принцип интерактивности - высокий уровень обратной связи, обучение в сотрудничестве и взаимодействия через сети. Сегодня педагогами широко применяются так называемые цифророжденные педагогические технологии с использованием информационно-коммуникационных технологий: мультимедиа средства, таймлайн, скрайбинг, квест, геймификация, эдъютей-нмент, нативное обучение, искусственный интеллект, робототехника, автоматизация, работа с большими данными и др. Для современного поколения особо актуальны нативное обучение (естественное восприятию формат обучения через мобильные приложения), элементы геймификации (обучение через игру), эдъютейнмент (обучение в формате развлечений), которые превращают познавательный процесс в полезную и одновременно приятную привычку.

Следующим компонентом цифровой дидактики являются средства обучения, которые переходят на онлайн-версию: учебные материалы, планы, занятия, журналы, дневники, портфолио. Широко применяются основные формы цифровых дистанционных образовательных технологий как: вебинары, подкасты, видеоконференции, аудиоконференции, видеолекции, чаты (мессенджеры), образовательное телевидение, образовательное радио, информационно-образовательные среды, онлайн-курсы. Выбор платформ и инструментов обучения предоставляется пока самим образовательным учреждениям, так как нет единого окна для доступа через какую-то определенную обучающую платформу. Широкий спектр образовательных порталов и облачных сервисов также являются компонентами цифровой дидактики. Основной составляющей является генерализация идей использования инструментов цифрового обучения, т.е. педагог четко должен придерживаться принципа целесообразности и не использовать неэффективные инструменты, учтены педагогические задачи, решаемые на основе выбранной цифровой технологии, дидактические

возможности используемого

инструментария.

Методы в цифровой образовательной среде меняются по формату, сохраняя суть традиционной дидактики. Словесные, наглядные методы в цифровой среде представляются оцифрованными или цифровыми дидактическими ресурсами. Особое внимание должно уделяться педагогическому дизайну образовательного процесса, основу которого составляет образовательный контент. Педагогический дизайн по сути - это планирование педагогических действий для достижения желаемых педагогических результатов с учетом психолого-педагогических особенностей представителей цифрового поколения, для которых характерны клиповое мышление, скорость восприятия информации, неусидчивость, любопытство, навыки или способности к невербальному общению. В цифровой дидактике постоянно меняется, следующий после определения темы и цели занятия шаг - прогнозирование результатов обучения и выбор инструментария с определением критерия, т.е. какой из них будет эффективным в получении и закреплении передаваемого знания обучающимся для достижения результата. Тренинг и контроль автомитизированы. Таким образом наполняется контент, куда входит содержание, т.е. суть самой дисциплины. Анализ исследования Итак, проведенное исследование по методике «Матрица цифровых компетенций педагога» с участием 224 педагогов показало следующие результаты. «Разрыв» между высокой значимостью той или иной компетенции и низким уровнем сформированности этой компетенции у педагогов обнаружился по следующим ключевым компетенциям: - навыки верификации информации различными способами: проверка информации с сайта в других авторитетных источниках, оценка репутации сайта, нахождение информации об авторе (источнике) ма-

териала и др.: 38,6% и 41,6% соответственно;

Значимость функции

Текущий уровень навыков по функции у Вас

- работа с облачными технологиями для предоставления участникам образовательного процесса удаленного доступа к сервисам и приложениям через сеть Интернет (облачные файловые хранилища, облачный офис: ведение электронных дневников и рейтинговых журналов, личных аккаун-тов преподавателей и обучающихся), он-лайн-опросы, тестирование, интерактивные приёмные, тематические чаты и форумы для обучающихся и обучающих, поиск информации по заданной тематике и др.): 49,1 % и 35,9 % соответственно;

о

- способность создавать сложные интерактивные цифровые учебные материалы и мероприятия, например, интерактивные рабочие листы, инструменты онлайн-оценки, интерактивные совместные учебные мероприятия (например, вики, блоги), игры, приложения, визуализации: высокая значимость признается 41,8 % респондентов; низкий и очень низкий уровень сфор-мированности этой компетенции у себя отмечают 36,1 % и 26 % педагогов соответственно.

Значимость функции

■Значимость фунвдт

|||

1 ■

Текущий уроземь

- использование цифровых инструментов в процессе создания ЭОР (интеграция в них анимации, мультимедиа, интерактивных элементов и др.): 53,6 % и 38,7 %;

Текущий уровень нзбыкое по функции у Вас

219 5гввт0в

- умение разработки собственных средств коммуникации: 51,4 % педагогов отмечают высокую степень значимости и у 33,5 % и 22 % респондентов она сформирована на низком и очень низком уровне соответственно;

- способность развивать свои профессиональные компетенции в области совершенствования уровня цифрового развития обучающихся: высоко оценили значимость этой компетенции 60,9 %, в то время как

уровень ее сформированности у себя оценили как низкий 40,9 % педагогов;

- владение навыками поиска среди существующих или создания новых различных технологических методов и инструментов для решения проблемы на основе критического анализа их преимуществ и недостатков и обучение этому обучающихся: 53% и 41,7% соответственно;

- способность к критической оценке собственных образовательных технологий по развитию цифровой компетенции обучающихся: 52,5 % и 42,4 % соответственно. По подавляющей части цифровых компетенций обнаружились «разрывы» такой степени, что педагоги, признавая их высокую значимость, при оценке текущего уровня сформированности их у себя, выбирали «0» - полное отсутствие у себя такой компетенции:

- Компетенция «Промышленный дизайн и 3d-моделирование»: 44 % и 25,1 % соответственно;

- Кибербезопасность и защита данных:

57.1 % и 13 %;

- Программирование и создание ИТ-продуктов: 52,5 % и 22,1 %;

- Мобильная робототехника: 50,7 % и

30.4 %;

- Разработка мобильных приложений: 48,8 % и 35,4 %;

- Системное администрирование: 44,2 % и 22,3 %;

- Цифровой маркетинг и медиа: 40,5 % и

30.2 %;

- Сенсорика и компоненты робототехники:

39.5 % и 39,4 %;

- Интернет вещей: 36,9 % и 26,3 %;

- Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений: 43,9 % и 38,8 %;

- Электроника и радиотехника: 40,4 % и

42.3 %;

- Цифровой дизайн: 48,6 % и 28,6 % педагогов соответственно.

Литература

1. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации // Правитель-

Заключение

Таким образом, цифровая дидактика является основой для построения современных методик и стратегий обучения. В условиях трансформационных изменений в образовании, активного обсуждения в среде педагогического сообщества и пересмотра дидактики обучения в цифровой образовательной среде в качестве профессионализма деятельности современного учителя понимается его характеристика как субъекта деятельности, в которой находят отражение цифровые компетенции, которые сегодня рассматриваются как одни из показателей уровня профессиональной квалификации педагога. Цифровые компетенции способны стать эффективными инструментами профессиональной деятельности, показывают степень овладения педагогами различными современными, инновационными технологиями и методами решения стоящих перед ним профессиональных задач в условиях цифровой трансформации образования при условии разработки и внедрения соответствующих теоретико-методологических основ новой «цифровой дидактики». Поскольку наше исследование по выявлению цифровых компетенций было проведено среди педагогов, мы можем дать некоторые рекомендации школам. Прежде всего, школы должны иметь право выбора цифровых инструментов и образовательных систем. Это зависит от специфики образовательного учреждения. Немаловажную роль играют экосистема цифрового образования, т.е. их возможности и уровень цифровых компетенций учителей и учеников. В цифровую эпоху государство, исходя из стратегии социально-экономического развития, ставит перед системой образования новые задачи, и педагогам нужно повышать свои компетенции непрерывно.

ство России. Официальный сайт. URL: http://static. government .ru/media/files/8SiLm MBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf.

2. Блинов В.И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, Н. Биленко, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев. М., 2020. 98 с.

3. Монахова В.М. Стратегически важные направления исследований авторской научной школы члена-корреспондента РАО / В.М. Монахова // Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования. URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/Nauch nye_shkoli/Monahov/Avtorskaya_shkola_VM _Monakhova_Strategi_191117.pdf, Т

4. Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 6-7 июня 2016 г. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. 694 с.

5. Чошанов М.А. Е-дидактика / М.А. Чошанов // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ e-didaktika-

novyy-vzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy

6. Электронная дидактика: первые шаги // Дидактика творчества. URL: http://www.kreativ-

didaktika.ru/clubs/9_yelektronnaj a-didaktika-pervye-shagi.html

7. Digital Education Action Plan (2018) // Дидактика творчества. URL: https://eur-lex. europa. eu/legal-

con-

tent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX: 52018DC00 22&from=EN

8. Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning (2018). // Keep Calm and Teach English. URL: http://keepcalmandteachenglish.blogspot. com /2018/03/eu-key-competences-for-lifelong.html

9. On Education In The Digital Era: Challenges, Opportunities And Lessons For EU Policy Design: Report // European Parliament. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/docum ent/A-8-2018-0400 EN.html

Для цитирования: Алекссеева А..З. Вопросы дидактики цифрового обучения / А.З. Алекссеева, Г.С. Соломонова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Том 1. №2. С. 16-24.

Сведения об авторах Алекссеева Александра

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7533-5348, e-mail: alkz@mail.ru Соломонова Галина

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1733-9911, e-mail: solomonovags@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020, vol. 1, no. 2, pp. 16-24.

ISSUES OF DIDACTICS OF THE DIGITAL LEARNING

Alekseeva A.Z.

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7533-5348, e-mail: alkz@mail.ru Solomonova G.S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1733-9911, e-mail: solomonovags@mail.ru

Abstract. The Article is devoted to the actual problems of digital transformation of the education system, consideration of the essence of digital didactics of education. The analysis of existing variants of definitions of the concept "digital didactics" is carried out, the differences between electronic and digital education, pedagogical and digital technologies are justified. The article presents and describes the main components of digital didactics. The empirical data of the article are obtained from the practice of studying the digital competence of teachers in Yakutia.

Keywords: Digital pedagogy, e-pedagogy, digital didactics, e-learning, digital learning, digital technologies, gamification, edutainment.

References

1. Pasport prioritetnogo proekta «Sovremen-naya tsifrovaya obrazovatelnaya sreda v Ros-siyskoy Federatsii [1. Passport of the priority project " Modern digital educational environment in the Russian Federation]. Pravitelstvo Rossii. Ofitsialnyiy sayt [Russian government. Official website]. URL: http://static. government .ru/media/files/8SiLm MBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (In Russ.).

2. Blinov V.I., Bilenko N., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Kondakov A.M., Sergeev I.S. Didakticheskaya kontseptsiya tsifrovogo pro-fessionalnogo obrazovaniya i obucheniya [Didactic concept of digital professional education and training]. Moscow, 2020. 98 p. (In Russ.).

3. Monahova V.M. Strategicheski vazhnyie napravleniya issledovaniy avtorskoy nauch-noy shkolyi chlena-korrespondenta RAO [Strategically important research directions of the author's scientific school of the corresponding member of the RAE]. Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossiyskoy Akademii Obrazovaniya [Institute of educational development strategy of the Russian Academy of Education]. Available at: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/Nauch nye_shkoli/Monahov/Avtorskaya_shkola_VM _Monakhova_Strategi_191117.pdf, T (In Russ.).

4. Obrazovatelnoe prostranstvo v infor-matsionnuyu epohu (EEIA-2016): sbornik nauchnyih trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 6-7 iyunya 2016 g.

[Educational space in the information age (EEIA-2016): collection of scientific papers of the International scientific and practical conference on June 6-7, 2016.]. Moscow, 2016. 694 p. (In Russ.).

5. Choshanov M.A. E-didaktika [E-didactics]. KiperLeninka [Cyberleninka]. Available at L: https://cyberleninka.ru/article/v/ e-didaktika-novyy-vzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy (In Russ.).

6. Elektronnaya didaktika: pervyie shagi [Electronic didactics: first steps]. Didaktika tvorchestva [Didactics of creativity]. Available at: http://www.kreativ-didaktika.ru/clubs/9_yelektronnaj a-didaktika-pervye-shagi.html (In Russ.).

7. Digital Education Action Plan (2018) [Digital Education Action Plan (2018)]. Did-aktika tvorchestva [Didactics of creativity]. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-

tent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX: 52018DC00 22&from=EN (In Russ.).

8. Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning (2018). Keep Calm and Teach English. Available at: http://keepcalmandteachenglish.blogspot.com /2018/03/eu-key-competences-for-lifelong.html (In Engl.).

9. On Education In The Digital Era: Challenges, Opportunities And Lessons For EU Policy Design: Report. European Parliament. Available at: https://www.europarl.europa.eu/doceo/docum ent/A-8-2018-0400_EN.html (In Engl.).

Information about the authors Aleksandra Alekseeva

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7533-5348, E-mail: alkz@mail.ru

Galina Solomonova

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1733-9911, E-mail: solomonovags@mail.ru

Поступила в редакцию 25.10.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 28.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.