2. Тарло Е.Г. Право на частную жизнь / Е.Г. Тарло // Политика и общество. - 2007. - № 10. С. 47-50.
3. Новиков В. Понятие частной жизни и уголовно-правовая охрана ее неприкосновенности / В. Новиков // Уголовное право. - 2011. - № 1. - С. 43-48.
4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - С. 943.
5. Фролова О.С. Частная жизнь в свете Конвенции о защите прав человека и основных свобод / О.С. Фролова // Журнал Российского права. -2008. - № 10. - С. 119.
6. Чаннов С.Е. Правовой режим персональных данных на государственной и муниципальной службе / С.Е. Чаннов // Российская юстиция. -2008. - № 1. - С. 21-23.
7. Корейко Е.В. Права человека в международно-правовых актах: проблемы дефинирования / Е.В. Корейко //Международное публичное и частное право. - 2010. - № 1. - С. 33-36.
8. Малеина М.Н. Право на тайну и неприкосновенность / М.Н. Мале-ина // Журнал Российского права. - 2010. - № 11. - С. 18-28.
9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 06.04.2011) // СЗ РФ. - 2006. -№ 31 (1 ч.). - Ст. 3448; 2011. - № 15. - Ст. 2038. - Ст. 5. п. 2.
10. О персональных данных. ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в ред. 25.07.11) // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451; 2011. - № 31. - Ст. 4701.
11. Терещенко Л.К. О соблюдении баланса интересов при установлении мер защиты персональных данных / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. - 2011. - № 5. - С. 5-12.
12. Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина / Э.А. Цадыкова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 14. - С. 15-18.
ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
© Маслеха С.С.*
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Орел
В статье исследуются вопросы безопасности персональных данных основных участников избирательного процесса - избирателей и кандидатов. Особое внимание данным вопросам уделяется в связи с автоматизацией проведения избирательных кампаний.
* Студент.
Актуальность исследования вопросов защиты персональных данных в избирательной сфере обусловлена технологическими инновациями в организации выборов, стремительной информатизацией избирательного процесса и большим объемом циркулируемых в данный период персональных данных граждан. В таких условиях участники избирательного процесса должны быть уверены, что их персональные данные находятся под надежной защитой везде, где они обрабатываются.
Для каждого гражданина, обладающего избирательными правами, выборы представляют собой гарантированную законом возможность реализации этих прав. В ходе выборов гражданин может реализовать свое активное избирательное право путем участия в голосовании, пассивное избирательное право - путем выдвижения в качестве кандидата, иные предусмотренные избирательные права - посредством участия, например, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, совершения иных избирательных действий.
Рассмотрим некоторые моменты отдельных стадий избирательного процесса, предполагающих обязательную циркуляцию персональных данных в целях достижения намеченных целей субъектами избирательных правоотношений.
Активное избирательное право - право граждан РФ, достигших на день голосования возраста 18 лет и старше, избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В РФ активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа [1, с. 84]. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено также гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Для того чтобы участвовать в выборах, гражданин должен быть включен в списки избирателей. Списки должны быть максимально полными и точными. Учет населения для обеспечения выборного процесса - довольно сложная задача. События, происходящие с гражданами (перемена места жительства, смена паспорта, смена фамилии и др.) требуют создания определенного механизма, позволяющего оперативно реагировать на все изменения данных, идентифицирующих гражданина. Этот механизм должен обеспечивать взаимодействие с органами государственной власти и
местного самоуправления, ведущими регистрацию и учет населения. Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием Государственной автоматизированной системы «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку.
Подсистема «Регистр избирателей, участников референдума», предназначена для создания и поддержания в актуальном состоянии федеральной базы данных об избирателях. Набор признаков, однозначно определяющих избирателя: Ф.И.О., дата и место рождения, пол, паспорт.
В системе хранятся списки всех граждан, имеющих право голоса. И этот огромный массив данных напрямую подпадает под действие законе «О персональных данных». Поэтому одной из актуальных задач при эксплуатации ГАС «Выборы» является защита персональных данных избирателей.
Кандидат - один из основных участников избирательного процесса. Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.
Для реализации пассивного избирательного права, в том числе права выдвигать свою кандидатуру на выборах в порядке самовыдвижения, недостаточно лишь волеизъявления лица, желающего быть кандидатом, -лицо должно отвечать определенным требованиям, установленным Конституцией, среди которых наличие гражданства РФ (ч. 1, 2 ст. 32), достижение возраста, с которым Конституция связывает возможность гражданина России самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (ст. 60); кроме того, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32); другие дополнительные требования, касающиеся возраста и срока постоянного проживания в РФ, предъявляются к кандидатам на выборах Президента РФ (ч. 2 ст. 81).
Стадия выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов характеризуется для кандидата, избирательного объединения участием в избирательных процедурах и совершением избирательных действий, направленных на выполнение формальных требований закона. В первую очередь данное утверждение касается предоставления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов). О выдвижении кандидата, в том числе, в составе списка кандидатов в обязательном порядке уведомляется избирательная комиссия в форме письменного заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность,
несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Если у кандидата есть непогашенная судимость, об этом необходимо указать в заявлении. Сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости является основанием для отказа избирательной комиссии в регистрации кандидата или для исключения его из заверенного списка кандидатов.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Выдвинутый кандидат обязан предоставить предусмотренный законом объем биографических сведений, сведений о размере и источниках дохода, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Избирательные комиссии, регистрирующие кандидатов, незамедлительно после получения документов о выдвижении направляют на проверку сведения, представленные кандидатом по факту его выдвижения. Проверяется достоверность биографических данных (в том числе судимости, двойное гражданство), а также другие сведения о кандидате (о доходах и имуществе кандидата).
Выдвинутый кандидат имеет право собирать подписи избирателей в свою поддержку. Он и его представители имеют право участвовать в проверке подписей избирателей в поддержку, представленных в избирательную комиссию.
Избирательными комиссиями осуществляется проверка порядка выдвижения, сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности данных, содержащихся в подписных листах. По мере выявления фактов недостоверности представленных кандидатами сведений избирательные комиссии передают такие данные в СМИ для опубликования.
В установленные сроки в средствах массовой информации публикуются сведения о зарегистрированных кандидатах, сведений о размере и источниках дохода, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
Одной из обязательных стадий избирательного процесса является предвыборная агитация. Для этого этапа характерна также циркуляция персональных данных, особенно в средствах массовой информации и сети Интернет.
Исследуя вопросы безопасности персональных данных в избирательной сфере, необходимо отметить обработку объемов персональных данных условиях автоматизации современного избирательного процесса, в значительной степени влияющей на технологию подготовки и проведения выборных кампаний. Автоматизированные системы создаются в целях автоматизации подготовки и проведения выборов, сокращения сроков подведения итогов голосования и затрат на проведение избирательных кампаний.
Для обеспечения требований безопасности информации в ГАС «Выборы» организовано централизованное управление системой защиты информации, разработан и используется особый комплекс мер по обеспечению ее защиты [2]. Он включает в себя разрешительную систему допуска персонала к информационным ресурсам, к информационной системе в целом, а также к связанным с ее использованием работам и документам. Каждый работник использует только те информационные ресурсы и программные средства, к которым он имеет право доступа. Организационными и техническими средствами контролируются и регистрируются действия пользователей и обслуживающего персонала. В случае возникновения сбоев и отказов оборудования для исключения потерь информационных ресурсов и оперативного их восстановления проводится резервирование технических средств, дублирование массивов данных и носителей информации.
Все используемые средства защиты информации проходят процедуру оценки соответствия предъявляемым требованиям, а для передачи данных используются криптозащищенные каналы связи. Регулярно обновляются базы антивирусных средств. Для обеспечения безопасности межсетевого взаимодействия применяется межсетевое экранирование, внедрена система обнаружения вторжений и контроля защищенности системы в ходе их взаимодействия. Осуществляется защита информации при ее передаче по каналам связи, используются электронные замки и другие аппаратные средства защиты информации для надежной идентификации и аутентификации пользователей.
Современная избирательная система использует различные технические возможности, и на первое по важности место следует поставить автоматизированную информационную систему, используемую при подготовке и проведении избирательных кампаний в России, - Государственную автоматизированную систему «Выборы» [3]. Система защищена, так как в ней хранится большой массив персональных данных.
Вторая компонента технического обеспечения избирательной системы -оснащение избирательных участков с применением техники двух типов: с использованием бумажного бюллетеня и без такового. Для подсчета голосов в первом случае в основном применяются оптические сканеры. Второй тип оборудования для участков, устройства для голосования без бумажных носителей, когда избиратель голосует с помощью электронного бюллетеня, делая свой выбор на сенсорном экране, используя комплекс для электронного голосования (КЭГ). Избирателю выдается индивидуальная карточка со штрихкодом, которую он может использовать только один раз и только на определенном участке.
Еще одно дополнительное оборудование на избирательном участке - Web-камера с демонстрацией изображения в день голосования в сеть Интернет на специальной странице сайта, переход на которую осуществляется с сайта избирательной комиссии субъекта РФ Интернет-портала ГАС «Выборы».
Таким образом, технологические инновации в организации выборов с учетом объемов циркулируемых персональных данных граждан ставят новые задачи по защите прав субъектов персональных данных - участников избирательного процесса, свидетельствуют о необходимости детальных исследований вопросов защиты персональных данных в избирательной сфере.
Список литературы:
1. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б., Комарова В.В., Макаров Б.А. Народные голосования в Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян, В.В. Комарова. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. - 443 с.
2. Ефимов П. Информзащита: каждодневная работа [Электронный ресурс] // Спецвыпуск ГАС «Выборы». - 2010. - Режим доступа: www.iemag.ru/ interview.
3. Чуров В.Е. ЦИК России: на пути к цифровым технологиям голосования [Электронный ресурс] // Спецвыпуск ГАС «Выборы». - 2010. - Режим доступа: http://www.iemag.ru/ interview.
ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
© Соколова Н.С.*
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск
В статье сформулированы основные проблемы разграничения полномочий между органами исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, выявлены и обобщены причины их возникновения.
По мнению автора, данный анализ необходим при дальнейшем исследовании разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти в сфере охраны окружающей среды и их роли в реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
С начала 90-х годов XX столетия и до настоящего времени, система и структура федеральных органов исполнительной власти претерпевала неоднократные изменения. При этом на протяжении уже около двух десятилетий основной целью проведения административных реформ являлось
* Аспирант кафедры Конституционного и муниципального права.