Научная статья на тему 'ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ШКОЛ ГРАМОТЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. НА ПРИМЕРЕ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ'

ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ШКОЛ ГРАМОТЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. НА ПРИМЕРЕ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ / ТАВРИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ / ГУБЕРНИЯ / УЕЗД / ШКОЛЫ ГРАМОТЫ / ВТОРОКЛАССНЫЕ ШКОЛЫ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИКА / ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернецкий Владимир Николаевич

В статье на конкретном примере Таврической епархии представлен обзор особенностей подготовки педагогического персонала для элементарных церковных школ Российской империи в конце XIX - начале XX вв. посредством устройства специальных второклассных школ. Рассматривается организация учебного процесса, распорядок дня, основные и дополнительные предметы программы обучения. Оценивается значение второклассных школ в деле народного образования Таврической губернии как отдельного субъекта Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TRAINING TEACHERS FOR LITERACY SCHOOLS IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES BASED ON THE EXAMPLE OF THE TAURIA DIOCESE

Using the specific example of the Taurida Diocese, the article provides an overview of the peculiarities of training pedagogical personnel for elementary church schools of the Russian Empire in the late 19th - early 20th centuries through the establishment of special second-class schools. The organization of the educational process, the daily routine, the main and additional subjects of the training program are considered. The importance of second-class schools in the public education system of the Taurida province as a separate subject of the Russian state is discussed.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ШКОЛ ГРАМОТЫ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. НА ПРИМЕРЕ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Протоиерей Владимир Чернецкий

К вопросу о подготовке педагогических кадров для школ грамоты в конце XIX — начале XX вв. на примере Таврической епархии

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_400

Аннотация: В статье на конкретном примере Таврической епархии представлен обзор особенностей подготовки педагогического персонала для элементарных церковных школ Российской империи в конце XIX — начале XX вв. посредством устройства специальных второклассных школ. Рассматривается организация учебного процесса, распорядок дня, основные и дополнительные предметы программы обучения. Оценивается значение второклассных школ в деле народного образования Таврической губернии как отдельного субъекта Российского государства.

Ключевые слова: Российская империя, Святейший Синод, Училищный совет, Таврическая епархия, губерния, уезд, школы грамоты, второклассные школы, церковно-приходские школы, учитель, педагогика, дидактика.

Об авторе: Протоиерей Владимир Николаевич Чернецкий

Магистр богословия, проректор по воспитательной работе, преподаватель Таврической духовной семинарии. E-mail: olenevka.hram@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5715-325X

Ссылка на статью: Чернецкий В., прот. К вопросу о подготовке педагогических кадров для школ грамоты в конце XIX — начале XX вв. на примере Таврической епархии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 400-412.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

Archpriest Vladimir Chernetsky

On the Issue of Training Teachers for Literacy Schools in the Late 19th — Early 20th Centuries Based on the Example of the Tauria Diocese

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_400

Abstract: Using the specific example of the Taurida Diocese, the article provides an overview of the peculiarities of training pedagogical personnel for elementary church schools of the Russian Empire in the late 19th — early 20th centuries through the establishment of special second-class schools. The organization of the educational process, the daily routine, the main and additional subjects of the training program are considered. The importance of second-class schools in the public education system of the Taurida province as a separate subject of the Russian state is discussed.

Keywords: Russian Empire, Holy Synod, School Council, Taurida Diocese, province, county, literacy schools, second-grade schools, parish schools, teacher, pedagogy, didactics.

About the author: Archpriest Vladimir Nikolaevich Chernetsky

Master of Theology, Vice-Rector for Educational Work, Lecturer at the Taurida Theological Seminary.

E-mail: olenevka.hram@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5715-325X

Article link: Chernetsky V., archpriest. On the Issue of Training Teachers for Literacy Schools in the Late 19th — Early 20th Centuries Based on the Example of the Tauria Diocese. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 400-412.

* Photos are taken from open sources.

Школы грамоты представляли собой один из старейших типов народных училищ Российской империи. Обучение в этих школах вели за определенную плату грамотные представители небогатых слоёв общества. Долгое время школа грамоты по своему устройству, условиям появления и существования представлялась непостоянной, подверженной многим случайностям. Нередко она неожиданно закрывалась либо же переходила в другое место без всяких на то формальных разрешений со стороны училищных начальств различных ведомств, что вызывало ряд недоразумений, до т.н. «школ на бумаге». С изданием положения о народных училищах 25 мая 1874 г. открытие школ грамоты без разрешения инспекции было запрещено, вследствие чего они преследовались гражданской властью как незаконные и даже закрывались полицией1. Принятые в 1884 г. «Правила о церковноприходских школах» рекомендовали духовенству взять под свой контроль и покровительство эту в полном смысле слова народную школу. Духовенство по мере сил и финансов пыталось привести её в порядок, помочь средствами, указаниями и личным участием в образовании детей2.

С принятием в 1891 г. «Правил о школах грамоты» эти народные училища уравнивались в правах с другими начальными учебными заведениями. Школы грамоты, открывавшиеся в городских и сельских приходах, а также при монастырях, подчинялись Св. Синоду3. В сущности, школы грамоты представляли собой своеобразные частные школы в ведении духовенства, на которое возлагалась ответственность за православно-церковное направление обучения в таких учебных заведениях. Обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев и близкие к нему руководители церковно-школьного дела вынашивали идею распространить по территории всей России сеть школ грамоты, чтобы предоставить русскому народу возможность освоения грамотности под эгидой Церкви, как можно скорее и без значительных финансовых затрат4.

С быстрым возрастанием числа школ грамоты возникла острая нужда в специально подготовленных преподавателях для этих начальных церковных училищ. Для восполнения дефицита квалифицированных педагогов секретарём синодального Училищного совета, чиновником по особым поручениям при обер-прокуроре Св. Синода по вопросам церковно-приходских школ Василием Ивановичем Шемякиным был разработан проект по созданию второклассных школ5. Этот проект предполагал открытие в каждом уезде двух второклассных школ с общежитиями, в которые планировалось принимать лучших выпускников уездных начальных училищ, чтобы они могли получить общее образование и пройти специальную педагогическую подготовку без отрыва от сельских условий жизни. По окончании курса молодые учителя должны были разойтись по своим селениям, чтобы по возможности и необходимости открыть школы грамоты, учительствовать в них, ведя при этом обычный крестьянский образ жизни6. Предполагалось, что второклассные школы будут представлять собой новые «религиозно-просветительские пункты», поэтому должны были устраиваться в сёлах и деревнях, находящихся вдали от городов, заводов и фабрик, монастырей и т.п.7

1 О.Е.В. О второклассных церковных школах // Таврические епархиальные ведомости. 1896. № 27. С. 767.

2 Житенев Т.Е. Второклассные школы — начальные педагогические учебные заведения Святейшего Синода на рубеже Х1Х-ХХ веков // Поволжский вестник науки. 2020. № 1 (15). С. 42.

3 Шкарлат Л. П. Становление и развитие начального и среднего образования в Крыму во второй половине XIX — начале XX века под эгидой православной епархии. Симферополь, 2020. С. 83.

4 По поводу десятилетия второклассных школ // Владимирские епархиальные ведомости. 1907. № 15. С. 239.

5 Житенев Т.Е. Второклассные школы... С. 43.

6 По поводу десятилетия второклассных школ. С. 239-240.

7 О.Е.В. О второклассных церковных школах. С. 773.

В рассматриваемый период в Таврической епархии были открыты всего пять второклассных церковно-приходских школ: мужские — Софиевская Днепровского уезда, Таганашская Перекопского уезда, Больше-Знаменская Мелитопольского уезда, женская — Казачье-Лагерская Днепровского уезда и смешанная — Алуштинская Ялтинского уезда.

К Казачье-Лагерской женской школе была изначально причислена южная часть Днепровского уезда с семью церковно-приходскими и пятнадцатью земскими начальными училищами. К мужской Софиевской школе причислялась остальная часть уезда и восточная Мелитопольского с четырнадцатью церковно-приходскими и семью земскими училищами. Обе школы были открыты в 1896 г.8

Алуштинская второклассная школа была открыта в 1897 г.9, но в качестве данного типа учебных заведений просуществовала всего несколько лет. Это было связано с тем, что в данном училище число воспитанников, т. е. выпускающихся на должность учителей, было весьма ограниченным, и отделение второклассной школы пришлось закрыть. Алушта, как курорт, была наполнена населением, имевшим другие интересы и искавшим для своих детей более выгодное занятие, чем учительство. Учащиеся из других местностей неохотно направлялись в Алуштинскую школу по причине дороговизны содержания, которое обходилось ученику в 10 руб. на месяц, в то время как других второклассных школах Таврической епархии оно составляло 4-5 руб. в месяц10. Последний выпуск Алуштинской второклассной школ в составе шести человек был произведён в 1902 г.11

Второклассная школа в с. Таганаше Перекопского уезда была учреждена в марте 1903 г. Находилась на границе двух уездов. Для строительства школы и разведения сада местный землевладелец Эдуард Люц пожертвовал участок земли общей площадью 3 десятины 180 квадратных сажень. Училищный совет при Св. Синоде выдал на строительство одноэтажного каменного здания школы и устройства хозяйственных нужд 25.703 руб. Строительство школы совершил подрядчик Борис Гулевич, и уже с 1905-1906 учебного года начались занятия12.

Об устройстве второклассной школы в с. Больше-Знаменке Мелитопольского уезда ходатайствовал епископ Таврический Николай (Зиоров) ещё в 1900 г., однако открыта она была только в 1910 г., при значительном материальном участии местного единоверческого общества и первоначально предназначалась обслуживать просветительские нужды главным образом единоверцев, дав им возможность не только воспитывать своих детей в духе и правилах одобренного Св. Синодом единоверия, но и готовить для них знающих учителей и наставников, которые бы заботились о поддержании между своими одноверцами знания и учения в духе древнего благочестия13.

Таврический епархиальный училищный совет неоднократно обращался в Училищный комитет при Св. Синоде с просьбами об открытии дополнительных второклассных церковных школ в епархии: в с. Кизияре Мелитопольского уезда в 1897 г.14, в Симферопольском уезде в 1898 г.15, в местечке Большом Токмаке Бердянского уезда16

8 РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 54. Л. 9.

9 Список церковно-приходских школ и школ грамоты Таврической епархии // Таврические епархиальные ведомости. 1900. № 8-9. С. 584.

10 Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ в Таврической епархии за 1899-1900 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. 1901. № 7. С. 383.

11 Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ в Таврической епархии за 1901-1902 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. 1903. № 9. С. 543.

12 РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 1639. Л. 1.

13 Там же. Д. 598. Л. 1-2, 59.

14 Там же. Д. 386. Л. 2-3.

15 Там же. Д. 598. Л. 8-10.

16 Там же. Д. 627. Л. 1, 9-10.

и в с. Емельяновке Феодосийского уезда в 1900 г.17 Несмотря на то, что инициатива Таврического епархиального училищного совета поддерживалась представителями местных властей и общественности, которые готовы были предоставить не только земельные участки, но и часть средств для строительства школьных зданий, Училищный комитет всякий раз находил повод для отказа: то ввиду отсутствия необходимых дополнительных денежных сумм, то в связи с нецелесообразностью учреждения данного типа церковно-приходских школ в планируемом населённом пункте.

В имеющихся в Таврической епархии второклассных школах трудились на педагогическом поприще в 1912-1213 учебном году: четыре заведующих и законоучителя, из которых один — с высшим образованием, двое — со средним, один — вышедший из 5-го класса семинарии; двенадцать штатных учителей и учительниц, из которых двое — со средним образованием, остальные — со специально-педагогическим; а также три преподавателя церковного пения и одна учительница рукоделия.

Во второклассные школы Таврической епархии принимались в основном крестьянские дети, а также представители других сословий: мещан, духовенства и др. Во второклассные школы принимались окончившие курс одноклассной школы в возрасте не менее 13-14 лет. Это было связано с тем, что воспитанники второклассных школ по окончании трёхлетнего курса сдавали экзамен на звание учителя церковноприходской школы, к которым допускались лица, достигшие семнадцати лет18.

Абитуриенты сдавали вступительный экзамен по таким дисциплинам как закон Божий, русский и славянский языки, арифметика и письмо. Если хоть по одному предмету была неудовлетворительная оценка, абитуриенту отказывали в поступлении. Так, в 1915 г. из 76 поступающих в Казачье-Лагерскую школу было принято всего 28 девочек19. В 1912-1913 учебном году учащихся во всех второклассных школах было 202 человека и распределялись они таким образом20:

17 Там же. Д. 628. Л. 1.

18 Выбор и подготовка учеников для второклассных школ с учительскими курсами. Вниманию заведующих одноклассными церковно-приходскими школами // Таврические епархиальные ведомости. 1896. № 30. С. 846.

19 ГАРК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 34. Л. 57-60 об.

20 Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1912-1913 учебном году // Таврические епархиальные ведомости. 1914. № 33. С. 465-466.

I год II год III год Всего Окончило курс

Казачье-Лагерская 39 27 10 76 8

Софиевская 19 13 5 37 4

Таганашевская 12 17 14 43 11

Больше-Знаменская 18 13 15 46 15

При всех второклассных школах имелись общежития. Плата за содержание в общежитии взималась по 60 руб. в год в Казачье-Лагерской и Больше-Знаменской школах, по 70 руб. — в Софиевской и Таганашской. За эти деньги воспитанники пользовались учебниками, письменными принадлежностями, питанием, помещением, стиркой белья и медицинской помощью.

Распорядок жизни во всех второклассных школах был примерно одинаковым. День начинался и оканчивался молитвой, также молитвы читались или пелись перед началом и по окончании каждого урока, перед приёмом пищи и после. В воскресные и праздничные дни учащиеся вместе со своими преподавателями обязательно присутствовали в местном приходском храме за всеми церковными богослужениями, состоящие в хоре пели на клиросе, а заранее подготовленные принимали участие в богослужебном чтении.

Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался 15 июня. В учебную программу второклассных школ входили такие предметы как закон Божий, всеобщая и русская история Церкви, русский и церковно-славянский языки, гражданская история России, арифметика, черчение и рисование, география, физика, дидактика, гигиена, практические занятия в образцовой школе грамотности21.

В ноябре 1902 г. Св. Синод утвердил учебную нагрузку во второклассных школах. В первый и второй годы обучения на урочные занятия выделялось по 26 часов в неделю, в третий год — 28 часов. При прохождении изучаемых предметов учителя Таврических второклассных школ старались не ограничиваться одним учебником и по мере возможности пополнять запас знаний учеников из других источников; при этом особое внимание обращалось на то, чтобы приучить учащихся к свободному владению риторикой, умению выстраивать речь, правильному и доступному изложению материала.

Наряду с приготовлением изучаемых предметов учащиеся второклассных школ писали сочинения по закону Божию, русскому языку, истории, географии и дидактике. В каждой школе всех сочинений давалось не менее 30-ти в год.

Кроме обязательных предметов во второклассных школах велись занятия по рукоделию, игре на скрипке, садоводству, огородничеству и пчеловодству.

В Казачье-Лагерской школе рукоделие преподавалось внештатной учительницей в качестве обязательного предмета. Ученицы изучали различные виды вышивания, вязания, кройки и шитья разного рода белья, платья и тому подобное. Преподавание этого предмета велось с большим успехом, заканчивающие курс обучения воспитанницы могли выкроить и сшить себе платье незатейливого фасона.

Игре на скрипке обучали желающих в Софиевской и Таганашской школах учителя пения в свободное от уроков время.

В Софиевской школе велись теоретические и практические занятия по садоводству, огородничеству и пчеловодству. В работах в саду, на огороде и на небольшой пасеке ученики принимали активное участие. В Казачье-Лагерской школе ученицы занимались разведением цветов и уходом за деревьями в школьном саду. Учащиеся Таганашской школы изучали приёмы посадки деревьев, кустарников и правила ухода за ними. Здесь в свободные от занятий часы учащиеся только в 1912-1913 учебном году высадили на школьной усадьбе до 80 фруктовых и свыше 200 хвойных деревьев,

21 Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Тамбовские епархиальные ведомости. 1902. № 32. С. 739-740.

а также около 6.000 саженцев. Ученики Больше-Знаменской школы тоже принимали участие в работах по благоустройству школьного сада22.

Для практического ознакомления с ведением школьного дела и для лучшего усвоения изучаемых на уроках дидактики приёмов преподавания старшие учащиеся второклассных школ несли очередные дежурства и сами вели занятия в образцовых школах. В начале учебного года учащиеся 3-го отделения присутствовали на занятиях в образцовой школе, когда там занимались с детьми учитель этой школы, преподаватели закона Божия и дидактики. Затем эти уроки объяснялись в классе, при этом учитель дидактики делал методические указания с оценкой употреблявшихся приёмов. Сами учащиеся давали пробные уроки по очереди, в течение года каждый успевал провести несколько занятий во всех отделениях школы по всем предметам учебной программы на разных стадиях обучения23.

К ведению пробного урока практиканты готовились заблаговременно: составляли план занятия и подробный конспект, в котором в вопросах и ответах разрабатывался материал, предназначенный для урока в образцовой школе. Урок проводился в присутствии всех учащихся 3-го отделения и учителя дидактики. Данный практикантом урок затем подвергался всестороннему разбору на ближайшем занятии дидактики, в ходе которого указывались замеченные достоинства и недостатки урока. Разбор практического занятия записывался кем-либо из учащихся в особом протоколе, который прилагался к конспекту урока, и вместе с последним хранился до конца учебного года у учителя дидактики24.

В первое десятилетие XX в. количество школ грамоты в Таврической епархии начинает постепенно снижаться. Из отчётов епархиальных наблюдателей следует, что наивысшее число школ грамоты было в 1903 г. — 197, но уже в 1916 г. их насчитывалось всего 95. При этом большая часть из них (76) располагалась в Мелитопольском уезде. Таврический епархиальный училищный совет и его отделения, идя навстречу желаниям и потребностям народа дать своим детям начальное образование, старались преобразовать школы грамоты в одноклассные церковно-приходские, увеличивая жалование учителям и назначая в такие школы лиц, имевших право преподавать в этих учебных заведениях. Преподавание и ведение учебного процесса во многих школах грамоты Таврической епархии проходило в рамках программ и расписания одноклассных церковно-приходских школ.

В Евпаторийском уезде практически все школы грамоты в 1902-1903 учебном году были преобразованы в одноклассные церковно-приходские школы (далее — ЦПШ). Побуждением к этому было главным образом желание уездного отделения епархиального училищного совета не оставлять детей, пришедших в школы грамоты, без дальнейшего обучения, и дать выпускникам, особенно мальчикам, право на воинскую льготу25.

Таврический епархиальный наблюдатель А. В. Иванов в 1906 г. отмечал, что школы грамоты епархии в большей степени выполняли функции одноклассных школ. Они повышали курс обучения до трёх лет и по окончании курса наделяли своих учеников правами выпускников одноклассных школ. Многие из школ грамоты, проработав три-четыре года, преобразовывались в одноклассные школы. Другие школы грамоты, например, в Мелитопольском уезде, по сути, являлись первыми отделениями одноклассных школ, при этом часто размещались в отдельных зданиях и имели

22 Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1912-1913 учебном году. С. 467-468.

23 Костылева Е. В. Подготовка учителей во второклассных школах Таврической губернии (начало XX века) // Учёные записки Крымского федерального университета В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 4. С. 93.

24 Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1914-1915 учебном году // Таврические епархиальные ведомости. 1916. № 34. С. 364-365.

25 Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1902-1903 году // Таврические епархиальные ведомости. 1904. № 5. С. 298-299.

особых учителей. Выпускники таких школ поступали сразу во второе отделение од-ноклассной школы, при которой числилось низшее училище такого типа26.

Несмотря на то, что вопрос о всеобщем начальном обучении в Российской империи окончательно не был решён, уездные земские управы Таврической губернии начали формировать общую школьную сеть с 1910 г. Школы грамоты, принимавшиеся в школьные сети для введения всеобщего обучения, преобразовывались в церковноприходские и осуществляли свою деятельность уже в качестве отдельных и самостоятельных школ, либо же служили в виде дополнительных комплектов при имеющихся ЦПШ. Так, в связи с включением в школьные сети к январю 1910 г. только в пределах Днепровского уезда из 32 школ грамоты 2 были закрыты и 29 обращены в церковно-приходские27, а в 1912-1913 учебном году ещё 36 школ грамоты Таврической епархии были преобразованы в одноклассные ЦПШ.

Помимо этого, некоторые школы грамоты закрывались вследствие нежелания местного населения предоставить необходимые помещения для занятий, строительства и открытия новых земских училищ, а также в связи с отсутствием достаточного числа детей школьного возраста28.

Тем не менее, второклассные школы Таврической епархии продолжали выполнять свою главную задачу: готовить учителей для школ грамоты. Примечательно, что ежегодно второклассные школы оканчивало несколько десятков человек, при этом епархиальными наблюдателями постоянно отмечалось, что в имеющихся школах грамоты среди преподавателей работают лица, не имеющие ни педагогического образования, ни даже свидетельства на звание народного учителя. К примеру, в 1915-1916 учебном году из 105 учителей школ грамоты 76 не имели никаких свидетельств на право заниматься педагогической деятельностью29.

Куда же девались выпускники второклассных школ Таврической епархии? Попытаемся ответить на этот вопрос. Некоторая часть окончивших второклассные школы воспитанников продолжала своё образование в других учебных заведениях. В ведомстве Училищного совета при Св. Синоде имелись церковно-учительские школы, которые, в отличие от второклассных, представляли собой педагогические учебные заведения повышенного типа и готовили преподавателей для всех видов начальных училищ. В церковно-учительских школах обучались в течение трёх лет выпускники второклассных школ или других учебных заведений подобного уровня. Окончившие с отличием церковно-учительскую школу получали аттестат, а остальным воспитанникам выдавались свидетельства на звание «учителя или учительницы начального училища»30. Таврическая епархия не имела своих церковно-учительских школ, хотя вопрос об их устройстве в Тавриде не раз поднимался местными училищными властями перед Св. Синодом. На эти прошения из Училищного совета последовал ответ, что для Таврической епархии предназначена церковно-учительская школа в селении Шамовка Александрийского уезда Херсонской губернии. Устройство же отдельной для Таврической епархии церковно-учительской школы не предполагалось31.

В 1906 г. Таврический епархиальный училищный совет запрашивал Св. Синод о наличии необходимых сумм на устройство специального учебного заведения для подготовки учительниц церковно-приходских школ, дабы при положительном

26 Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1905/6 учебном году // Таврические епархиальные ведомости. 1907. № 13-14. С. 294-295.

27 Обзор положения народного образования в Таврической губернии за 1908/9 и 1909/10 годы. Симферополь, 1910. С. 5.

28 Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1912-1913 учебном году. С. 397.

29 ГАРК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 71. Л. 5 об.

30 Манукян Э. М, Красницкая Т. А. Церковно-учительские школы российской империи (конец XIX — начало XX вв.) // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 28.

31 РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 801. Л. 1-2.

/

I

ответе заняться детальной разработкой проектов плана и сметы для строительства предполагаемой школы.

На этот запрос Училищный совет ответил, что в Таврической епархии не может быть учреждена церковно-учительская школа, потому что для южного района России уже открыты такого типа учебные заведения в епархиях Донской, Киевской, Полтавской и Херсонской, на возведение же новых не имеется в настоящее время необходимых средств32.

С 1908 г. в Училищном совете при Св. Синоде стал активно обсуждаться вопрос о целесообразности существования второклассных школ, был даже рассмотрен проект преобразования некоторой части их в учительские с целью подготовки педагогического персонала для церковно-приходских школ, другой части — в общеобразовательные трёхклассные училища с четырёхлетним курсом обучения, однако это предложение вызвало протест со стороны представителей Министерства народного просвещения и было отклонено. В 1910 г. в ходе чрезвычайного собрания Училищного совета при Св. Синоде был рассмотрен другой проект, который предусматривал постепенный переход второклассных школ в церковно-учительские посредством увеличения срока обучения в них на год, подбором педагогических кадров с высшим образованием, повышением для них жалования. Поднимался вопрос о преобразовании второклассных школ в двуклассные в связи с тем, что первые далеко не всегда пользуются популярностью. Председатель Училищного совета Св. Синода протоиерей П. Соколов на это заметил, что второклассные школы имеют право на существование хотя бы в качестве общеобразовательных учебных заведения повышенного уровня. Идея об обращении второклассных школ в училища для подготовки низших членов клира не получила своего развития из-за недостатка средств33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действительно, часть выпускников Таврических второклассных школ продолжали обучение в церковно-учительских школах и других заведениях.

32 Там же. Д. 1223. Л. 1-2.

33 Житенев Т.Е. Второклассные школы... С. 46-47.

С 1911-1912 учебного года появилась возможность открывать при действующих второклассных школах одногодичные курсы для выпускников, которые имели различную направленность. В Таврической епархии при женской Казачье-Лагерской школе для окончивших её воспитанниц был открыт в том же году дополнительный курс, по завершении которого они получали особое удостоверение, позволявшее им учительствовать в одноклассной церковно-приходской школе34. К примеру, в 1911г. из двадцати выпускниц Казачье-Лагерской второклассной школы шесть девиц продолжили обучение на дополнительном курсе, шесть поступили в церковно-учительские школы (Богословскую Каширского уезда Тульской губернии и Дровнин-скую Можайского уезда Московской губернии), две — в гимназию и четыре учительствовали в церковно-приходских школах35.

За неимением особых учительских училищ Училищный совет Таврической епархии представлял возможность выпускникам второклассных школ пройти испытания на звание учителя одноклассной школы, для чего учреждалась комиссия из ректора и нескольких преподавателей местной семинарии. Так, в сентябре 1913 г. такого рода испытаниям были подвергнуты выпускники Софиевской второклассной школы Спи-ридон Мильчевский, учитель Тимошевской школы грамоты, и мещанин Пётр Неня. Испытуемым было предложено написать изложения по басням Крылова и решить несколько арифметических задач. При устном экзамене были спрошены молитвы, заданы вопросы из истории Ветхого и Нового Завета, катехизиса, литургики, церковной и отечественной истории, русского и церковно-славянского языков, арифметики и географии. Затем Мильчевский и Неня приготовили конспекты пробных уроков по русскому языку и арифметике, на основании которых они и провели практические занятия в образцовой школе при семинарии. Комиссия признала, что испытуемые обладали достаточной опытностью и педагогическими способностями, достаточными для получения звания учителя одноклассной школы36.

Других выпускников второклассных школ после сдачи определённых экзаменов принимали в Таврическую духовную семинарию. В частности, окончившие курс Больше-Знаменской второклассной школы дети поселян из единоверцев Кирилл Тряпицын и Иван Романов летом 1913 г. были подвергнуты испытаниям для поступления в 1 класс Таврической духовной семинарии и были признаны вполне удовлетворяющим требованиям37.

Дальнейшее преобразование второклассных школ было прервано Первой мировой войной и событиями Февральской революции. Временное правительство своим постановлением от 20 июня 1917 г. церковные школы, а также и все принадлежащие им здания, на возведение которых были потрачены суммы из государственной казны, передало в ведомство Министерства народного просвещения38.

В июне 1917 г. на волостном сходе инспектор Больше-Знаменского высшего начального училища предложил крестьянам ходатайствовать перед Министерством народного просвещения об открытии в селе гимназии на базе здания местной второклассной школы. А до открытия гимназии с осени текущего года перевести во второклассную школу высшее начальное училище. Благочинный местных единоверческих церквей сообщал епархиальному наблюдателю церковно-приходских школ, что учителя волнуются, не знают, что предпринять и беспокоятся о будущем своём и школы39.

К сожалению, мы не можем однозначно сказать, как исполняли свои функции второклассные школы Таврической епархии с осени 1917 г. Последующие исторические события кардинально изменили отношение к участию Православной Церкви в деле народного образования. Уже 11 декабря 1917 г. советская власть принимает постановление

34 Костылева Е.В. Подготовка учителей во второклассных школах. С. 95.

35 ГАРК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 3. Л. 11 об. — 14.

36 Там же. Д. 346. Л. 147.

37 Там же. Л. 187.

38 Житенев Т.Е. Второклассные школы. с. 47.

39 ГАРК. Ф. 419. Оп. 2. Д. 2. Л. 5.

«О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению», согласно которому все церковные учебные заведения со штатами, капиталами, имуществом передаются в ведение правительства40.

Во время Гражданской войны церковные школы Таврической губернии продолжали свою деятельность в рамках школьной сети. С июня 1918 г. по апрель 1919 г. начальные народные школы, в том числе и церковно-приходские, находились в ведении Министерства народного просвещения Крымского краевого правительства, которое выделяло из своей казны средства на содержание всех учебных заведений41.

Участники Ставропольского собора, состоявшегося в мае 1919 г., просили руководство вооружённых сил юга России возвратить Церкви на подконтрольных ему территориях все переданные в подчинение дирекции народных училищ церковноприходские школы, при этом их содержание должно было осуществляться за счёт казённых средств42. Судя по всему, этот вопрос не был решён окончательно, потому что в сентябре 1920 г. южно-российское Временное Высшее Церковное управление обращалось к председателю врангелевского правительства с просьбой об открытии церковно-приходских школ43.

С утверждением советской власти в Крыму участь церковно-приходских школ была предрешена. Крымревком своим указом №57 от 30 ноября 1920 г. закрыл все церковные школы Таврической епархии и передал в ведение «социалистической Советской республики»44.

Таким образом, второклассные школы Таврической епархии окончательно перестали существовать. Они возникли благодаря государственной политике, в рамках которой правительство пыталось решить проблему распространения элементарного образования за счёт менее затратных по своему содержанию школ грамоты, где бы в качестве учителей работали сами крестьяне, освоившие простейшие педагогические навыки. В Таврической губернии в исследуемый временной период осуществляли образовательную деятельность пять второклассных школ, три — мужских, одна женская и одна — смешанная, последняя проработала всего несколько лет. Впоследствии, несмотря на то, что школа грамоты как вид учебного заведения потеряла своё значение, второклассные школы по-прежнему оставались востребованными у крестьян и мещан ввиду того, что предоставляли более высокий уровень начального образования. В то же время, второклассные школы Таврической губернии большое значение имели и для местного училищного совета, потому что оставались единственными епархиальными учительскими учебными заведениями, пополняющими педагогические кадры начальных церковно-приходских школ региона.

Источники и литература

1. Выбор и подготовка учеников для второклассных школ с учительскими курсами. Вниманию заведующих одноклассными церковно-приходскими школами // Таврические епархиальные ведомости. 1896. № 30. С. 846.

2. ГАРК. Ф. 113. Оп. 1. Д. 346 // Журналы педагогического собрания за 1913 год.

40 Дивногорцева С. Ю. Вопросы православного образования в документах Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов // История: факты и символы. 2018. № 1 (14). С. 136.

41 ГАРК. Ф. Р-3292. Оп. 1. Д. 2. Л. 117.

42 Крячко Н., прот. Архив Юго-Восточного русского Собора 1919 г. как источник по истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны // Вестник церковной истории. 2012. № 3/4 (27/28). С. 242.

43 Римский С.В., Багдасарова Ж.Р. Временное высшее церковное управление на юге России // Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 509.

44 ГАРК. Ф. Р-1188. Оп. 1. Д. 4. Л. 60.

3. ГАРК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 3 // Со списками учащихся Казачье-Лагерской второклассной школы.

4. ГАРК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 34 // С копиями журналы и протоколов заседаний церковноприходских школ Таврической епархии за 1913-1916 гг.

5. ГАРК. Ф. 419. Оп. 1. Д. 71 // Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии за 1915/1916 учеб. год.

6. ГАРК. Ф. 419. Оп. 2. Д. 2 // Переписка об открытии школы и гимназии.

7. ГАРК. Ф. Р-1188. Оп. 1. Д. 4 // Приказы КрымРевкома.

8. ГАРК. Ф. Р-3292. Оп. 1. Д. 2 // Проекты штатов: мужских гимназий, женских гимназий, реальных училищ, учительских семинарий, духовной семинарии, духовных училищ, высших начальных училищ, морского училища мелкого плавания (Керченского), Севастопольского технического училища, коммерческих училищ, ремесленных училищ и школ и начальных народных училищ.

9. Дивногорцева С. Ю. Вопросы православного образования в документах Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов // История: факты и символы. 2018. № 1 (14). С. 133-144.

10. Житенев Т.Е. Второклассные школы — начальные педагогические учебные заведения Святейшего Синода на рубеже XIX-XX веков // Поволжский вестник науки, 2020. № 1 (15). С. 42-48.

11. Костылева Е.В. Подготовка учителей во второклассных школах Таврической губернии (начало XX века) // Учёные записки Крымского федерального университета В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 4. С. 88-98.

12. Крячко Н., прот. Архив Юго-Восточного русского Собора 1919 г. как источник по истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны // Вестник церковной истории. 2012. № 3/4 (27/28). С. 213-259.

13. Манукян Э.М., Красницкая Т.А. Церковно-учительские школы российской империи (конец XIX — начало XX вв.) // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 27-28.

14. О.Е. В. О второклассных церковных школах // Таврические епархиальные ведомости. 1896. № 27. С. 767-774.

15. Обзор положения народного образования в Таврической губернии за 1908/9 и 1909/10 годы. Симферополь: Тип. Таврического Губернского Земства, 1910. 73 с.

16. Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1912-1913 учебном году // Таврические епархиальные ведомости. 1914. № 33. С. 465-469.

17. Отчёт Таврического Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1914-1915 учебном году. (Продолжение) // Таврические епархиальные ведомости. 1916. № 34. С. 365-367.

18. Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1902-1903 году // Таврические епархиальные ведомости. 1904. №5. С. 295-303.

19. Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Таврической епархии в 1905/6 учебном году // Таврические епархиальные ведомости. 1907. № 13-14. С. 293-304.

20. Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ в Таврической епархии за 1899-1900 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. 1901. №7. С. 378-385.

21. Отчёт Таврического епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ в Таврической епархии за 1901-1902 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. 1903. № 9. С. 531-546.

22. По поводу десятилетия второклассных школ // Владимирские епархиальные ведомости. 1907. С. 239-245.

23. Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Тамбовские епархиальные ведомости. 1902. № 32. С. 733-743.

24. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 1223 // По ходатайству Таврического епархиального училищного совета об учреждении в г. Симферополе церковно-учительской школы.

25. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 1639 // О второклассной церковно-приходской школе в м. Та-ганаш Перекопского уезда Таврической епархии.

26. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 386 // По ходатайству Таврического епархиального училищного совета об учреждении второклассной школы в с. Кизияре Мелитопольского уезда.

27. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 54 // О второклассных школах в с. Софиевке и Казачьих лагерях Днепровского уезда Таврической епархии.

28. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 598 // О второклассной школе в с. Большой Знаменке Мелитопольского уезда.

29. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 627 // По ходатайству Таврического епархиального училищного совета об учреждении второклассной школы в с. Большом Токмаке Бердянского уезда.

30. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 801 // Об учреждении церковно-учительской школы в Таврической епархии.

31. Римский С.В., Багдасарова Ж.Р. Временное высшее церковное управление на юге России // Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 507-510.

32. Список церковно-приходских школ и школ грамоты Таврической епархии // Таврические епархиальные ведомости. 1900. № 8-9. С. 584.

33. Шкарлат Л П. Становление и развитие начального и среднего образования в Крыму во второй половине XIX — начале XX века под эгидой православной епархии. Симферополь: ООО «Антика», 2020. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.