Научная статья на тему 'Ученический состав церковных школ России в конце XIX - начале XX века'

Ученический состав церковных школ России в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ / НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / УЧАЩИЕСЯ / ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ / СОСЛОВИЯ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / CLERGY SCHOOLS / PRIMARY SCHOOLS / SECONDARY SCHOOLS / AGE DIVERSITY / CONFESSION / SOCIAL CATEGORY / NATIONALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красницкая Татьяна Александровна

В статье на основе широкого круга источников рассматривается ученический состав церковно-школьной образовательной системы России в конце XIX - начале XX века. Автор проводит многоаспектный анализ контингента учащихся начальных (воскресные, церковно-приходские, школы грамоты) и учительских (второклассные и церковно- учительские) церковных школ с целью выявления его специфики как базового элемента образовательной системы Русской православной церкви. Определяется возрастной, сословный, национальный, количественный состав воспитанников православных школ, их конфессиональная принадлежность, соотношение по полу. Делается вывод о том, что для ученического корпуса были характерны: возрастная градация, преимущественно крестьянско-мещанская сословная принадлежность, наличие представителей разных национальностей и вероисповедания, смешанный состав учащихся по полу в начальной и однородный (мальчики/девочки) в учительской школах, количественный разрыв ученического состава на этапе поступления и окончания учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Красницкая Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clergy classroom diversity in Russia (in the late 19th - early 20th century)

The article focuses on the clergy students’ classroom diversity in the 19th-20th centuries. Having studied a wide range of sources, the researcher analyzes the clergy school community at different levels: primary schools (Sunday schools; parochial schools, grammar schools), secondary schools (second-grade schools and clergy educational schools). The author’s objective is to determine the characteristic features of such schools as structural elements of the educational system of the Russian Orthodox Church. The researcher depicts age, social, national and quantitative diversity of Orthodox clergy school communities. The author comes to a conclusion that the typical traits of those communities were: age gradation, peasant and bourgeois prevalence, national and confessional diversity, mixed gender groups in primary schools and samegender groups in secondary schools, difference in the numbers of the enrolled pupils and the graduates.

Текст научной работы на тему «Ученический состав церковных школ России в конце XIX - начале XX века»

7. Грицюк М. По-родственному // Российская газета. - 2012. - 17 сентября. - № 5886.

8. Записка Председателя Совета Министра и Главноуправляющего Землеустройством и Земледелием о поездке в Сибирь и Поволжье в 1910 году: приложение к всеподданнейшему докладу. - СПб., 1910. - 168 с.

9. Как жить и хозяйствовать на Дальнем Востоке России: новые подходы и инструменты государственного управления // Власть и управление на Дальнем Востоке. - 2014. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vlastdviu.ru/index. php?page=rю4-2014(3-68)&rc=rю (дата обращения: 19.03.2015)

10. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (в ред. 19 декабря 2014 г.): указ Президента Рос. Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 26. - Ст. 2820.

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 (часть I). - Ст. 2154.

12. Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗ РИ). Собр. 3-е. - СПб., 1895. -Т. XII. - № 9140.

13. ПСЗ РИ. Собр. 3-е. - СПб., 1897. - Т. XIII. № 9248.

14. ПСЗ РИ. Собр. 3-е. СПб., 1908. - Т. XXV-1. № 27044.

15. Российский государственный исторический архив (далее РГИА).- Ф. 1273. - Оп.1.

16. РГИА. - Ф. 391. - Оп. 2.

17. Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. -СПб., 1903. - 472 с.

УДК 37.015

Красницкая Татьяна Александровна

кандидат исторических наук, доцент Шуйский филиал Ивановского государственного университета Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

krasniz_t@mail.ru

УЧЕНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье на основе широкого круга источников рассматривается ученический состав церковно-школьной образовательной системы России в конце XIX - начале XX века. Автор проводит многоаспектный анализ контингента учащихся начальных (воскресные, церковно-приходские, школы грамоты) и учительских (второклассные и церков-но-учительские) церковных школ с целью выявления его специфики как базового элемента образовательной системы Русской православной церкви. Определяется возрастной, сословный, национальный, количественный состав воспитанников православных школ, их конфессиональная принадлежность, соотношение по полу. Делается вывод о том, что для ученического корпуса были характерны: возрастная градация, преимущественно крестьянско-мещанская сословная принадлежность, наличие представителей разных национальностей и вероисповедания, смешанный состав учащихся по полу в начальной и однородный (мальчики/девочки) в учительской школах, количественный разрыв ученического состава на этапе поступления и окончания учебного заведения.

Ключевые слова: церковные школы, начальные школы, учительские школы, учащиеся, возрастной состав, сословия, вероисповедание, национальность.

В конце XIX - начале XX вв. в России при поддержке государства функционировала система церковно-школьного образования с двухуровневой подготовкой: общеобразовательной (воскресные, церковно-приходские, школы грамоты) и педагогической (второклассные и церковно-учительские школы). При разной степени распространения данных учебных заведений в стране они, наряду со светскими (земскими школами), охватывали значительный процент детей школьного возраста (начальные школы - до одной трети), внося свою лепту в дело развития образования в стране. Ученический состав церковных школ являлся базовым элементом функционировавшей более тридцати лет церковно-школьной системы. Его изучение дает возможность комплексного анализа, а также определения степени развития и по-

ложения православной школы в российском образовательном пространстве.

Отправной точкой в анализе ученического состава является возраст учащихся. Он в зависимости от типа церковной школы был разным. В начальной церковно-приходской (одноклассной и двухклассной) возраст учащихся обычно колебался от 7 до 15 лет. Были 16- и 17-летние подростки и даже 20-летние молодые люди [14, л. 9], но их число незначительно. Конкретизировать информацию можно сведениями по Владимирской епархии, где в 1898 г. большей части мальчиков и девочек начальных церковных школ было 10 лет (2 тыс. 825 мальчиков и 924 девочки). Средний возраст учеников по отделениям был следующий: в 1-ом - 9,3 мальчики и 9,1 девочки, во 2-ом - 10,5 мальчики и 10,4 девочки, в 3-ем - 11,7 мальчики и 11,3 девочки [15, с. 94 ].

© Красницкая Т.А., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2015

19

В начальной воскресной школе, в силу того что она предназначалась для обучения тех, кто не мог посещать ее регулярно, возрастной показатель также не был одинаковый. Точные данные привести не представляется возможным, ввиду того что в отчетах обер-прокуроров, епархиальных училищных советов, уездных отделений указывалось лишь общее количество учащихся и разделение их по степени зрелости: дети, подростки, взрослые. В частности, к 1908 г. в европейской части России из 10 тыс. 403 учащихся категорию до 14 лет составляли 4 тыс. 617, а категорию взрослых - 4 тыс. 840 человек [6, с. 100-101]. Тем не менее по отрывочным данным можно судить о том, что возрастной предел учащихся этого типа школы не был ограничен. Так, в 1910/11 учебном году Баха-ревскую школу Кинешемского уезда Костромской епархии посещали «7 человек в возрасте от 14 до 22 и один 40 лет», а Богоявленскую Варнавинского уезда - около 20 учениц от 8 до 28 лет [10, с. 25, 26]. Самый низкий возрастной предел был зафиксирован в Ярославской епархии. Там в 1900 г. в Молог-ской воскресной школе обучалась 76-летняя «старушка» [17, с. 93-94]. Таким образом, потребность обучения в равной степени была как у детей и подростков, так и у старшего поколения.

Возрастной предел учащихся учительских школ, безусловно, был выше, чем в начальных. Во второклассной школе он составлял от 12 (по «Положению о церковных школах ведомства Православного исповедания» 1902 г. с 13 лет) до 20 лет, а в церковно-учительской - от 15 до 20 лет. В первом случае допуск «несовершеннолетнего» разрешался с благословения епархиального преосвященного. Официальный прием в низшую учительскую школу с 13 лет создавал некоторые затруднения для учащихся, которые желали получить профессию учителя школы грамоты. Дожидаясь поступления во второклассную школу как минимум год, дети многое забывали из пройденного материала в начальной школе. Для устранения этого недостатка было получено разрешение открывать при второклассных школах приготовительные отделения, куда могли поступать дети и 11 лет. Подобное существовало при Щербовской школе Ковровского уезда Владимирской епархии. Это было не единственное исключение из существующих правил относительно возраста учащихся. В частности, во второклассных школах Самарской епархии принимались и 22-летние - «учителя школ грамоты, желающие усовершенствовать свои познания» [8, с. 16].

Возрастной показатель учащихся начальных церковно-приходских и школ грамоты не предполагал установления семейных отношений. Но архивные документы свидетельствуют о том, что подобные факты имели место быть на окраинах страны. В частности, в Адиминской двухклассной (корейской) церковно-приходской школе Влади-

востокской епархии в начале XX века многие из учеников были женаты, так как браки у корейцев совершались в раннем возрасте, а иногда и в детском «с целью приобретения в доме даровой работницы - невестки» [14, л. 9]. Школьное руководство, считая это явление ненормальным, боролось с ним, не допуская приема таких учеников в школу, «за исключением восемнадцатилетнего возраста и венчания христианским браком» [14, л. 9].

Характеризуя ученический состав церковных школ, необходимо обратить внимание на сословную принадлежность учащихся. В начальных школах, предназначенных в первую очередь для низших слоев, значительную часть обучавшихся составляли крестьяне. Второе место занимали мещане. Выходцев из духовной среды, а также детей дворян и чиновников было немного [7, с. 67]. Вместе с тем региональная специфика определяла иной, отличающийся от общей статистики состав учащихся. По данным за 1899 г. в Полтавской образцовой церковно-приходской школе 20 из 25 учащихся были казаками [11, л. 87 об.].

Для учительских церковных школ была характерна та же тенденция. Количественное преимущество было за крестьянским сословием. Например, оно составляло более 50% от числа всех учащихся второклассных школ. Вторую позицию во второклассных школах занимали мещане (10%), а в церковно-учительских - дети духовенства [3, с. 259]. Последний факт был связан с тем, что духовенство, по возможности, стремилось дать своим детям более высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Отличительной особенностью многих церковных школ России был неоднородный состав учащихся по национальной принадлежности. В начале XX века во всех типах православных школ обучалось 67 народностей [4, с. 254-255]. По национальному признаку рассматриваемые учебные заведения духовного ведомства делились на русские, инородческие и смешанные (русско-инородческие). Большинство церковных школ (по данным 1907 г. - 81%) относилось к первой категории [4, с. 256]. Второе место по численности составляли русско-инородческие школы - 14% от общего числа. В них наряду с русскими обучались представители иных народов. В Астраханской епархии это были калмыки и киргизы, в Самарской и Казанской, Симбирской епархиях - татары, мордва, чуваши, в Грузинской епархии - грузины и греки и т. д. Необходимо отметить, что доля смешанных учебных заведений была довольно значительна среди учительских (26-27%) и двухклассных цер-ковно-приходских (38%) школ [4, с. 256]. Следовательно, спрос на повышенное образование был характерен для представителей разных народностей.

Инородческие православные школы, которых в стране было немного - 5%, делились на одно-

племенные и разноплеменные. Причем среди учительских школ, согласно официальной статистике, подобных школ вообще не было. Одноплеменных инородческих школ насчитывалось 33 вида: болгарские, чешские, литовские, латышские, греческие, осетинские, лопарские, вотяцкие, черемисские, татарские, гагаузские, корейские и др. Более всего было грузинских (362), чувашских (292), молдавских (187), мордовских (133) школ. По одной функционировали калмыцкие, кистинские и гилякские школы [4, с. 256]. Национальная специфика влияла на организацию учебно-воспитательного процесса в части изучения учебного материала, кадрового обеспечения школы.

Ученический корпус начальных и учительских церковных школ страны отличался по вероисповедному составу. При преимуществе православных в общем масштабе в некоторых регионах страны, например в Грузинской епархии, были начальные образовательные учреждения духовного ведомства, где иноверные превосходили по количеству православных, встречались и такие, где «при 7 народностях на лицо представители 4-5 исповеданий и вер...» [16, с. 184].

В церковных школах России обучались протестанты, магометане, иудеи, католики. Но значительную часть из иноверцев составляли раскольники и язычники. Согласно статистическим данным, в 1898 г. в церковных школах Костромской епархии обучалось 187 раскольников [9]. В начале XX в. во Владимирской епархии их численность составляла 495 человек [1, с. 2-3]. Такое положение объяснялось целенаправленной противораскольнической политикой церковно-школьного управления. Но ее результат был более чем скромный. Вместе с тем в условиях распространения раскола в епархиях она не были лишена смысла.

Значительный интерес представляет состав учащихся церковных школ по полу. Учебные заведения делились по этому признаку на 3 типа: мужские, женские и смешанные. Большинство начальных церковных школ России были смешанные, то есть совместно обучались мальчики и девочки [6, с. 38-49]. Учительские школы имели строгое деление на два типа (мужские и женские). Первых на территории страны было больше.

Соотношение обучающихся в церковных школах мальчиков и девочек было неодинаковым. В начальных православных учебных заведениях страны на всем протяжении их функционирования число мальчиков значительно преобладало, что подтверждают статистические сведения по разным регионам страны (таблица 1) [6, с. 4-18; 3, с. 136; 5, с. 118-121].

Данные показывают, что со временем процентное соотношение учащихся начальных церковных школ по полу менялось, но незначительно. Число девочек постепенно увеличивалось, однако это не уравнивало их соотношения. Учащихся-мальчиков всегда в начальных церковных школах было более половины, что объяснялось предоставлением им льгот по отбыванию воинской повинности.

Чем же объяснялось слабое посещение девочками школы? Получить ответ на этот вопрос позволяют данные учителей Владимирской епархии конца XIX века, которые указывают на несколько причин данного явления: «грамотность для девочек не считается нужной» - 32,6%, «домашние работы» - 47,8%, «промысловые занятия детей» -10,2%, «теснота школьного помещения» - 3,3%, «дальность расстояния от школы» - 1,1%, «бедность населения» - 4,8%, «плата за обучение» -0,2% [15, с. 87-88]. Очевидно, что главными препятствиями на пути образования оказывались «домашние работы» и отрицательное отношение населения к грамотности девочек.

Церковно-школьное управление пыталось изменить эту ситуацию. Училищный при Св. Синоде Совет нашел полезным открывать особые женские начальные школы и рекомендовал епархиальным училищным советам в 1899 г. озаботиться распространением таких школ, поручив обучение в них учительницам, введя обязательное обучение рукоделью. В результате к 1908 г. в Европейской России действовало 94 двухклассных, 2 тыс. 565 одно-классных церковно-приходских школ и 521 школа грамоты, предназначенных для обучения девочек [6, с. 39-49]. Часть женских школ открывалась при монастырях, где обучение рукоделию было организовано на высоком уровне.

Тенденция преобладания мальчиков в составе учащихся была характерна и для учительских

Год Европейская часть Азиатская часть Кавказ

Мужского пола Женского пола Всего Мужского пола Женского пола Всего Мужского пола Женского пола Всего

1884 78561 87% 11561 13% 90122 6974 80,5% 1691 19,5% 8665 Сведений нет

1904 1207414 70% 521041 30% 1728455 63467 70,4% 26713 29,6% 90180 55121 65,5% 28822 34,5% 83943

1914 1151324 62,2% 699268 37,8% 1850592 95707 68% 45111 32% 140818 53111 60% 35370 40% 88481

Таблица 1

Соотношение учащихся начальных церковных школ по полу в регионах России

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2015

21

школ. В 1902 г. процентное соотношение учащихся второклассных школ страны составляло 83,4% мальчиков и 16,6% девочек [2, с. 76-77]. Однако с годами во второклассных школах, как и в начальных, соотношение учившихся мальчиков и девочек менялось. В 1914 г. процент учащихся во второклассных школах девочек был самым высоким и составлял 36,1%, (мальчиков соответственно было 63,9%) [5, с. 132-135]. Среди учащихся цер-ковно-учительских школ также преобладали мальчики. Это выясняется уже из того, что в России в конце XIX - начале XX вв. действовало 15 мужских и 7 женских церковно-учительских школ. Соотношение учащихся в разные годы составляло: в 1902 г. - 617 мальчиков и 202 девочки, в 1907 г. -соответственно 819 и 420 и в 1914 г. - 958 и 742 [5, с. 142-143; 6, с. 20]. Налицо тенденция увеличения количества девочек при незначительном количественном росте учащихся мальчиков. Подобный факт объяснялся не только возрастающим спросом на педагогическое образование среди женщин, но и закрытием или перепрофилированием (преобразование во второклассные) ряда мужских церков-но-учительских школ.

Ученический состав церковных школ по количественному показателю не был постоянным. С одной стороны, происходило ежегодное увеличение числа учащихся в них, которое свидетельствовало о том, что движение в школу было сильно. Но данные о числе окончивших курс начальных православных учебных заведений показывают, что и движение из школы также выражалось в крупных цифрах. Доказательством тому являются региональные статистические сведения. Согласно исследованиям 1898 г., в церковно-приходских школах Владимирской епархии в этот год обучалось 12 тыс. 358 мальчиков и 3 тыс. 767 девочек, а выбыло до окончания курса школы 2 тыс. 377 (или 19,2%) мальчиков и 1 тыс. 120 (29,8% девочек) [15, с. 106]. В школах Костромской епархии в тот же год выбыло: из церковно-приходских школ 1 тыс. 411 мальчиков и 907 девочек, из школ грамоты - 882 и 251 соответственно, из воскресных школ - 74 и 34, из братских - 20 и 2, из образцовых школ при духовной семинарии - 8 мальчиков [9, табл. 1]. Эти показатели практически не снижались на всем протяжении развития церковных школ, касались всех её типов и были характерны и для других регионов страны.

Число выбывших по отделениям в школах всегда было различным. Наибольший процент покидавших школу приходился на второе отделение. В 1898 г. во Владимирской епархии уход до окончания курса сельских церковно-приходских школ составил во втором отделении 22,9% мальчиков и 46,7% девочек, тогда как в первом отделении -17,2% мальчиков и 26,9% девочек, в третьем отделении - 16,5% мальчиков и 17,5% девочек [15, с. 110].

Причин выбытия детей из школ было много, главной из которой была бедность населения, выражавшаяся в том, что дети не имели теплой одежды и обуви, чтобы ходить зимой в школу. Не менее значимыми были и другие причины: недостаток школ, вследствие чего ученикам приходилось ходить на значительное расстояние, которое делало посещение затруднительным, и болезнь учащихся, переход их в другую школу и нежелание учиться [15, с. 116]. Безусловно, ранний уход из школы был обусловлен несознательным отношением к грамотности родителей, которые даже в отношении мальчиков утверждали, что свидетельство об окончании школы не нужно, так как «не пойдет по семейным обстоятельствам на службу» [13, л. 9 об.]. Следовательно, экономические причины и индифферентное отношение населения к грамотности объясняли низкий уровень и слабое распространение школьного образования в стране.

В учительских школах процесс сокращения числа учащихся (правда, не в тех масштабах, что в начальных образовательных учреждениях) также наблюдался. Причин выбытия было достаточно много: «за неявку из отпуска», «по прошению», «за дурное поведение», арест полицией, по болезни и смерти, призыв на военную службу, «по домашним обстоятельствам» [12, л. 3, 11 об.].

Вследствие выбытия учащихся численность окончивших церковную школу по отношению к общему количеству на всем протяжении развития образовательной системы была небольшой. Согласно общим данным в России в 1914 г. соотношение таковых в двухклассных церковно-приход-ских составляло 12,1%, в одноклассных - 8,2%, во второклассных - 20,4%, в церковно-учительских -28,4% [18, с. 6-7]. Причем в начальных школах количество мальчиков-выпускников было больше, чем девочек, а в учительских наоборот - меньше. Это факт объяснялся, во-первых, тем, что по завершении обучения в начальной школе мальчики получали льготы по отбыванию воинской повинности, а во-вторых, распространением в начале XX в. профессии учителя среди женщин.

Проведенный анализ ученического состава церковных школ позволил выявить его специфику:

- градацию возрастного показателя учащихся. Незначительные отклонения при ее определенности нормативными документами наблюдались в правильно организованных начальных и учительских школах. Более серьезный разрыв был характерен для немногочисленных воскресных школ;

- практически однородную (крестьянско-ме-щанская) сословную принадлежность учащихся с незначительным процентом купцов, духовенства, дворян;

- наличие представителей разных национальностей и вероисповедания. Первое определяло разделение школ на три категории (русские, ино-

родческие, смешанные) и, как следствие, своеобразие в учебно-воспитательном процессе. Второе (не являясь основанием для формального разделения православных школ) свидетельствовало о лояльности представителей некоторых конфессий, а также о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви посредством церковной школы;

- смешанный состав учащихся по полу в начальной школе и однородный (мальчики/девочки) в учительских, характерный как для церковной, так и светской образовательной системы. Тенденция преобладания мальчиков в общем числе воспитанников школ;

- количественный разрыв ученического состава на этапе поступления и окончания учебного заведения.

Библиографический список

1. Ведомость Владимирского епархиального училищного совета о церковных школах за 1906 гражданский год // Владимирские епархиальные ведомости. - 1907. - Приложение к № 20. - С. 2-8.

2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1902 год. - СПб.: Синодальная типография, 1905. - Приложения. - 83 с.

3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1903-1904 годы. - СПб.: Синодальная типография, 1909. - 352 (прил. 149) с.

4. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. - СПб.: Синодальная типография, 1910. - Приложения. - 268 с.

5. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. - Петроград: Синодальная типография, 1916. - Приложения. - 144 с.

6. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие. (18841909 гг.). - СПб.: Училищный Совет при Святейшем Синоде, 1909. - 686 с.

7. Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX - начало XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний). - Шуя: «Поли-Центр», 2006. - 182 с.

8. Матюшенский А. Второклассные церковноприходские школы Самарской епархии (Краткая история открытия их и настоящее положение). -Самара: Типография Н. А. Жданова, 1898. - 57 с.

9. Отчет Костромского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковных школ Костромской епархии в 1898 году. - Кострома,

1899. - Приложение к годовому отчету. - 32 с.

10. Отчет о церковных школах Костромской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1910/11 учебный год // Костромские епархиальные ведомости. - 1912. - Приложение к №2 12-16. - 55 с.

11. Российский государственный исторический архив. - Ф. 803. - Оп. 5. - Д. 263.

12. Российский государственный исторический архив. - Ф. 803. - Оп. 11. - Д. 1972а.

13. Российский государственный исторический архив. - Ф. 803. - Оп. 16. - Д. 2238.

14. Российский государственный исторический архив. - Ф. 803. - Оп. 16. - Д. 2244.

15. Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. - Вып. III. - Владимир на Клязьме: Типо-Литография Губернской Земской Управы,

1900. - 488 с.

16. Татиев Н.Г. Исторический очерк развития церковно-школьного дела Грузинской епархии за 25 лет (1884-1909) - Тифлис: Изд-во Грузинского Епархиального Училищного Совета, 1913. - 212 с.

17. Успенский К.П. Церковные школы Ярославской епархии за 25 лет (13 июня 1884 г. - 13 июня 1909 г.). - Ярославль: Типография Губернского Правления, 1909. - 162 с.

18. Церковные школы Российской империи к 1915 году. Статистические сведения. Разработаны в Статистическом Отделе при Синодальном Училищном Совете. - Петроград: Синодальная типография, 1916. - 31 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.