Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОКЛАССНЫХ ШКОЛАХ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ (НАЧАЛО XX ВЕКА)'

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОКЛАССНЫХ ШКОЛАХ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ (НАЧАЛО XX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРОКЛАССНЫЕ УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / SECOND-CLASS TEACHERS' SCHOOLS / TEACHER TRAINING / TAURIDE PROVINCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костылева Е.В.

Настоящее исследование посвящено вопросу подготовки учителей второклассных школ Таврической губернии. В конце XIX - начале XX веков Священный Синод предпринимал попытки создать систему церковного образования. Общее начальное образование должно было предоставляться начальными церковными школами. При этом подготовка учителей начальных церковных школ велась в специально созданных образовательных учреждениях - церковних учительских школах и второклассных школах. Анализ архивных материалов позволил установить, что в Таврической губернии были открыты четыре второклассные школы. Подготовка учителей в второклассных школах Таврической губернии имела свои особенности: недостаточное финансирование, узость учебной программы, слабая материально-техническая оснащенность учебного процесса и текучесть педагогических кадров и как следствие - низкий уровень подготовки выпускников второклассных. При этом содержание обучения было практико-ориентированным, строилось с учетом особенностей сельской среды, в которой будет работать будущий педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костылева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING IN SECOND-CLASS SCHOOLS IN TAURIDE PROVINCE (BEGINNING OF THE XX CENTURY)

This study is devoted to the issue of teacher training in second-class schools in the Tauride province. In the late XIX - early XX centuries the Holy Synod made attempts to create a system of church education. General primary education was to be provided by primary church schools. At the same time, the training of teachers for primary church schools was carried out in specially established educational institutions - church teachers' schools and second-class schools. The priests - teachers of the Law of God - were trained by theological seminaries. Analysis of archival materials made it possible to establish that four second-class schools were opened in the Tauride province, three of which were located on the mainland of the province (Kazachye-Lagerskaya women's school, Sofievskaya and Bolsho-Znamenskaya men's schools), and one (Taganashskaya) - on the territory of the Crimean peninsula. Training in second-class teachers' schools in the Tauride province had its own characteristics. First, the development of second-class schools in the Tauride province took place in difficult conditions of competition with ministerial and zemstvo educational institutions, insufficient funding, and a multinational and poly-confessional educational space. Secondly, the narrowness of the curriculum, poor material and technical equipment of the educational process, and the turnover of teaching staff led to a low level of training of graduates of second-class schools and, as a result, the need to improve their qualifications. At the same time, it should be noted that the content of training was practice-oriented, was built taking into account the peculiarities of the rural environment in which the future teacher will work. The reform of second-class schools was interrupted by the First World War and revolutionary events. This study does not claim to be a complete consideration of the problem, but rather is a starting point for subsequent scientific research. The prospect of further work is an attempt to assess the contribution of second-class teachers' schools to the training of teachers for primary church schools in the Tauride province.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОКЛАССНЫХ ШКОЛАХ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ (НАЧАЛО XX ВЕКА)»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 4. С. 88-98.

УДК 378

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОКЛАССНЫХ ШКОЛАХ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ (НАЧАЛО XX ВЕКА)

Костылева Е. В.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: katerinakostyleva@mail.ru

Настоящее исследование посвящено вопросу подготовки учителей второклассных школ Таврической губернии. В конце XIX - начале XX веков Священный Синод предпринимал попытки создать систему церковного образования. Общее начальное образование должно было предоставляться начальными церковными школами. При этом подготовка учителей начальных церковных школ велась в специально созданных образовательных учреждениях - церковних учительских школах и второклассных школах. Анализ архивных материалов позволил установить, что в Таврической губернии были открыты четыре второклассные школы. Подготовка учителей в второклассных школах Таврической губернии имела свои особенности: недостаточное финансирование, узость учебной программы, слабая материально-техническая оснащенность учебного процесса и текучесть педагогических кадров и как следствие -низкий уровень подготовки выпускников второклассных. При этом содержание обучения было практико-ориентированным, строилось с учетом особенностей сельской среды, в которой будет работать будущий педагог.

Ключевые слова: второклассные учительские школы, подготовка учителей, Таврическая губерния.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы со стороны отечественных и зарубежных исследователей растет интерес к недостаточно изученным страницам истории образования крымского региона. Особенно интересует исследователей педагогическое прошлое Крымского ханства, а также Таврической губернии. Однако зачастую, рассматривая историко-педагогические объекты Таврической губернии, исследователи фокусируются на крымском материале, обходя вниманием уезды губернии, находившиеся на материке (Днепровский, Бердянский, Мелитопольский). Считаем целесообразным в качестве территориальных рамок регионального исследования использовать границы целостной административной единицы - в данном случае Таврической губернии. Особенности управления учебными заведениями, эффективность выстроенной системы образования и подготовки педагогических кадров невозможно оценить, рассматривая лишь часть данной системы. Еще одной проблемой является тенденция рассматривать церковные учебные заведения в контексте изучения просветительской и образовательной деятельности Таврической епархии. При этом в исследованиях, посвященным учебных заведениям Таврической губернии, церковные школы игнорируются или освещаются вскользь.

88

Такое разделение искажает представление о едином образовательном пространстве исследуемого региона.

Второклассные учительские школы давно привлекали внимание исследователей. Данные учебные заведения рассматривают в контексте реформирования церковного образования как во всей Российской империи [1-3], так и в ее регионах [4-6]. При этом второклассные учительские школы Таврической губернии еще не становились предметом специального исследования. Восполнить существующие пробелы позволяют материалы Государственного архива Республики Крым.

Цель статьи: на основании анализа архивных данных определить особенности подготовки учителей во второклассных школах Таврической губернии.

1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛ В КОНЦЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX вв

Во второй половине XIX века позиции Православной церкви в сфере образования заметно усилились. Под руководством Священного Синода началось последовательное создание и законодательное оформление системы народных училищ, учебных заведений по подготовке необходимых учителей, а также соответствующих форм повышения квалификации педагогов. Существовавшие церковно-приходские школы (далее ЦПШ) были выведены из юрисдикции Министерства народного просвещения и перешли под контроль Церкви. Новый статус ЦПШ был законодательно закреплен «Правилами о церковно-приходских школах» (1884). В документе говорилось, что «Церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемыя православным духовенством» и имеющие целью «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальныя полезныя знания» [7, с. 372-374]. Управление церковными школами находилось в руках Епархиального Архиерея, а также выбранных им из числа «наиболее способных и благонадежных священников» наблюдателей, обязанных посещать школы вверенного учебного округа и предоставлять соответствующие отчеты. «Положение об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания» (1896) способствовало совершенствованию управленческого аппарата системы церковных учебных заведений. При Священном Синоде создавался Училищный Совет, а в каждой епархии - епархиальный училищный совет.

В Таврической губернии распространение церковных школ имело свои особенности. Во-первых, Таврическая епархия была образована только в 1859 году. До этого территория Таврической губернии являлась частью более крупных епархий. В следствии этого клир долгое время был представлен только низшим духовенством, а уровень образования священников был невысоким [8, с. 182]. Во-вторых, педагоги требовались не только в церковные школы, но и в министерские и земские начальные училища, которые зачастую были лучше оснащены и представляли для учителей, ищущих работу, больший интерес. В-третьих, средой для распространения церковных школ являлось поликонфессиональное и многонациональное население Таврической губернии. Так, исходя из архивных

89

данных, в местных церковно-приходских школах помимо православных, обучались католики, лютеране, армяно-григориане, а также представители религиозных сект [9, л. 10].

Таким образом, в Таврической губернии остро встал вопрос о массовой подготовке учителей для растущей сети церковных школ. Учительские вакансии к этому времени заполнялись выпускниками духовных, епархиальных учебных заведений (Симферопольское духовное училище (1861), Таврическое епархиальное женское училище (1866), Таврическая духовная семинария (1873)), а также светских учебных заведений (Феодосийский учительский институт (1874), Преславская учительская семинария (1875), гимназии, прогимназии. Образовательный ценз учителей ЦПШ в конце XIX века иллюстрирует таблица 1 [10, с. 196].

Таблица 1

Образовательный ценз учителей ЦПШ в конце XIX века

Годы Число учителей Образовательный ценз учителей церковно-приходских школ

Окончивших духовн. семинарию Не окончивших духовн семинарию Окончивш.мужское духовное училище Окончивш. епархиал. женское училище Окончивш.учительск семинарию Окончивших женск. гимназию Окончивших женск.прогимназию Окончивш.учительск институт Со свидетельством на звание учителя Без свидетельства на звание учителя Из академии художеств

1894/5 170 27 15 13 41 17 9 6 2 20 20 1

1895/6 176 32 17 9 48 14 5 4 4 39 3 1

Законодательно система церковных школ оформилась благодаря Положению о церковных школах ведомства Православного вероисповедания в 1902 году. Эта система представляла из себя, с одной стороны, начальные церковные школы, призванные под руководством Церкви дать населению всеобщую грамотность (школы грамоты, церковно-приходские школы и воскресные школы), а с другой -учительские школы, представленные второклассными и церковно-учительскими школами. Согласно Положению, второклассные учительские школы были призваны готовить учителей для школ грамоты, а церковно-учительские школы для всех типов начальных церковных школ [11]. Впрочем, это разделение действовало весьма условно.

2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОКЛАССНЫХ ШКОЛАХ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ

В Таврической губернии были открыты мужские и женские второклассные учительские школы: Больш-Знаменская мужская (Мелитопольский уезд), Казачье-Лагерская женская (Днепровский уезд), Софиевская мужская (Днепровский уезд) и

90

Таганашская мужская (Перекопский уезд). Первые три школы располагались на материковой части губернии, последняя - на территории крымского полуострова. У деятельность данных учебных заведений Таврический епархиальный училищный совет.

Цель создания учительских школ заключалась в формировании учителей из крестьянской среды, хорошо знающих жизнь села, тесно связанных со своим народом, Отечеством и Православной церковью, способных оградить начальную школу и ее воспитанников от нигилизма, бездуховности и других тлетворных влияний. Учебные заведения данного типа открывались с разрешения училищного совета от Синода и содержались на его средства. Заведующим второклассной школы мог стать священник, окончивший духовную семинарию и имеющий опыт педагогической работы. Эти требования были связаны с тем, что помимо общего управления школой на заведующего было возложено преподавание Закона Божия. Для преподавания остальных дисциплин в штат учебного заведения обычно входило 3 учителя: старший учитель, второй учитель и учитель образцовой начальной школы. Предполагалось, что уровень их образования будет не ниже церковно-учительской школы [12, л. 22 об]. В отчете Таганашской второклассной школы за 1913/1914 учебный год приведены данные об администрации и педагогическом коллективе учебного заведения:

1. Заведующий (с 1914 года) - священник Иоанн Родников, окончивший в 1902

году Тамбовскую духовную семинарию (преподавал Закон Божий);

2. Старший учитель (с 1911 года) Константин Пятибратов, окончивший

Иоанно-Богословскую учительскую школу Тамбовской губернии (преподавал русский язык и литературу);

3. Учитель (с 1907 года) Николай Кулинский, окончивший Киевскую

церковно-учительскую школу (преподавал географию, арифметику, геометрию, физику и церковное пение);

4. Учитель (с 1912 года) Константин Павловский, окончивший Таврическую

духовную семинарию (преподавал историю, церковно-славянский язык, дидактику и гигиену) [13, л.1-1 об].

Как можно заметить, только один из указанных учителей являлся выпускником местного учебного заведения и лишь один педагог проработал в школе более 5 лет. При этом в списке педагогов этой же школы за 1915/16 учебный год можно обнаружить новые кадровые изменения [13, л.10 об]. Это косвенно свидетельствует и о неспособности региона покрыть выпускниками своих учебных заведений существующие учительские вакансии, и о текучке кадров во второклассных учительских школах Таврической губернии. Подтверждают данное предположение сведения о продолжительности службы педагогов второклассных школ Таврической губернии, содержащиеся в Отчете Таврического епархиального наблюдателя за 1915/1916 учебный год (см. таблицу 2) [12, л.22 об].

Во второклассных учительских школах могли обучаться подростки от 13 до 17 лет православного вероисповедания, получившие образование в начальных учебных заведениях. Девушкам для поступления считалось достаточным домашнее образование. Поскольку выпускникам начальных школ было только 11 лет, они не

91

могли сразу поступать во второклассные школы. Данное противоречие было снято путем открытия при второклассных школах подготовительных отделений. Юноши на время обучения могли получить отсрочку от воинской повинности. Для воспитанников учительских школ функционировали общежития. Привлекала и сравнительно небольшая плата за обучение. Так архивные материалы свидетельствуют, что в Софиевской учительской школе в 1914-1915 учебном году поступающие платили по 90 рублей за год, а уже учившийся - 80 рублей [14, л. 8,16]. В Таганашской учительской школе в 1915-1916 учебном году плата за содержание и обучение взымалась следующим образом: живущие в общежитии пансионеры (таких было большинство) платили 100 рублей за год, «пользовались пищевым довольствием и учебными пособиями», приходящие учащиеся (жили в доме родителей) платили 25 рублей за год обучения и пользовались только учебными пособиями [13, л. 12 об.].

Таблица 2

Продолжительность службы педагогов второклассных школ Таврической губернии по данным на 1916 год

Второклассные школы Продолжительность службы педагогов

Заведующий-законоучитель Старший учитель Второй учитель Третий учитель

Казачье-Лагерская 1 год 3 года 3 года 1 год

Софиевская 2 года 4 года 2 года 2 года

Таганашская 3 года 5 лет 9 лет 2 года

Больш-Знаменская 2 года 6 лет 6 лет 5 лет

День учащегося-пансионера второклассной школы был подчинен установленному режиму: 7.00 - подъем 7.30 - утренняя молитва 8.00 - чай

8.30 - начало занятий

12.45 - обед в столовой школы и свободное время (дополнительные занятия ремеслами)

17.00 - 21.00 - приготовление уроков с перерывом на ужин 21.00 - вечерняя молитва и сон [13, л. 3].

Каждая второклассная учительская школа состояла из трех отделений, а продолжительность обучения составляла три года. Были предусмотрены вступительные, переводные и выпускные экзамены. На выпускных экзаменах в качестве председателя обычно присутствовал Таврический епархиальный или уездный наблюдатель. Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался в мае. Еженедельное расписание занятий составлялось Советом школы в соответствии с учебной программой и учебниками, одобренными училищным советом при Священном Синоде [13, л. 2].

92

В соответствии с Положением о церковных школах, содержание обучения включала в себя следующие дисциплины: Закон Божий, общая и русская церковная история, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная история, география со сведениями о явлениях природы, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, начальные сведения о гигиене, чистописание. В женских школах курс обучения был дополнен рукоделием. С разрешения Епархиального училищного совета в виде дополнительных уроков или особых курсов в программу обучения могло быть введено иконопись, музыка, ремесла, изучение сельского хозяйства [11]. В содержание педагогической подготовки помимо изучения дидактики входили обязательные практические занятия в образцовой одноклассной церковно-приходской школе.

Стоит отметить, что со временем в содержание обучения второклассных школ отдельной дисциплиной была введена физика. Это было необходимо, чтобы выдержать конкуренцию с земскими учительскими школами и учебными заведениями Министерства народного просвещения. Так архивные материалы свидетельствуют, что в 1913 году в Таганашской, а в 1915 году в Больш-Знаменской мужской школе учебная программа уже включала в себя изучение физики [13, л. 1; 15, л. 30 об.].

Педагогическая подготовка была сосредоточена на третьем отделении. В процессе изучения дисциплины «Дидактика» учащиеся знакомились с теорией обучения, а в образцовой церковно-приходской школе проходили педагогическую практику. В отчетах учительских школ Таврической губернии указано, что целью образцовых школ было «приготовить практическим путем выпускных учеников к делу учительства в начальных школах» [13, л. 4, 9 об].

Педагогическая практика в образцовой школе включала в себя пассивную и активную часть. Пассивная заключалась в знакомстве будущих учителей с внутренним устройством начальной школы, в посещении занятий, наблюдении за методами, которыми пользовался учитель. Учащиеся третьего отделения также выполняли роль помощников учителя образцовой школы. Активная часть педагогической практики подразумевала самостоятельное проведение пробных уроков. Однако это требовало тщательной подготовки. Предварительно каждому учащемуся третьего отделения учитель дидактики раздавал материал для проведения пробного урока. Учащиеся должны были индивидуально проработать полученный материал и подготовить план-конспект будущего урока. Учитель дидактики проверял планы-конспекты, вносил в случае необходимости коррективы. План пробных уроков закреплялся расписанием. Каждый учащийся проводил свой пробный урок в присутствии учителя дидактики и всех учащихся третьего отделения. Это давало возможность после занятия обсудить сильные и слабые стороны проведенного урока. По итогам обсуждения учитель оценивал пробное занятие [13, л. 4].

Одним из видов самостоятельной работы, способствующей педагогической подготовке, являлось написание сочинений по дидактике. Архивные материалы сохранили темы этих сочинений: «Значение в начальном обучении преподавания Закона Божия»; «Цель школы»; «Значение школьной дисциплины в деле обучения»;

93

«Задачи религиозно-нравственного воспитания ребенка в начальной школе». Написание сочинения по дидактике являлось еще и частью выпускных испытаний [15, л. 17а, 63, 71 об.].

Также стоит отметить, что во всех учительских школах Таврической губернии проводились дополнительные учебные занятия: игра на скрипке (Таганашская мужская школа), рукоделие (Казачье-Лагерская женская школа), садоводство и огородничество (Софиевская и Больш-Знаменская мужские школы) [12, л. 24-24 об.]. Так из отчета Софиевской второклассной школы за 1914/1915 учебный год следует, что на первом году обучения проводились теоретические и практические занятия по огородничеству, на втором - по садоводству, а на последнем третьем году обучения - по пчеловодству. При этом практические занятия проходили ежедневно в огороде или парниках школы. График занятий учащихся был составлен таким образом, чтобы теоретические знания тут же закреплялись на практике [14, л. 5-7]. Стоит отметить, что, благодаря развитию науки и техники, популяризации на учительских курсах новых сельскохозяйственных технологий, подобные знания, умения и навыки выпускников учительских школ становились особо востребованными на селе. Такая связь школы и сельской жизни делала учителей второклассных школ поистине народными.

Особое внимание уделялось работе с неуспевающими учениками. Таким учащимся со стороны педагогического коллектива оказывалась своевременная помощь. О трудностях в обучении сообщали родителям ученика [13, л. 1 об.]. В отчетах Таврического епархиального наблюдателя успеваемость учащихся оценена как вполне удовлетворительная. В Таганашской школе успехи в изучении дидактики были ниже, чем в других второклассных школах Таврической губернии [12, л. 23 об.].

Выпускники второклассных учительских школ получали свидетельство на звание учителя или учительницы школы грамоты.

3. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ВТОРОКЛАССНЫХ ШКОЛ В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ

Тем не менее уровень педагогической подготовки выпускников второклассных школ был невысоким. Причин было несколько. Одна из них - узкий спектр преподаваемых дисциплин. Еще одна причина - пересмотр роли школ грамоты. Они перестали восприниматься как действенный средство распространения всеобщей грамотности. Численность школ грамоты со временем стала сокращаться. Профессиональные перспективы выпускников второклассных школ становились все более туманными. Целесообразность этих учебных заведений стала вызывать вопросы. К причинам материального характера следует отнести слабое финансирование учительских школ, и как следствие - плохую оснащенность учебными пособиями и средствами обучения. Хуже всего ситуация была в Больш-Знаменской школе, где вообще не было библиотеки, не хватало учебных пособий и приборов для физического кабинета [12, л. 25].

Проблемы пытались решить несколькими способами. С целью повышения квалификации выпускников второклассных школ Епархиальным училищным

94

советом было решено организовывать временные педагогические курсы для учителей ЦПШ и школ грамоты Таврической епархии. Одни из таких курсов прошли летом 1911 года на базе Таврической духовной семинарии. Курсы длились чуть больше месяца. В них приняло участие 80 человек: 20 учителей и 60 учительниц. Все участники были разделены на учебные группы. Содержание курсов включало в себя изучение Закона Божия, педагогической психологии, русского языка, арифметики, церковного пения, гигиены, а также занятия в образцовой школе, где учителя присутствовали на занятиях своих более опытных коллег, участвовали в обсуждении этих занятий, а в последствии сами проводили пробные уроки. Особое внимание уделялось методике преподавания каждого предмета [16; 17, л. 8-9 об.].

Подобные курсы проводились Епархиальным училищным советом и для священников, заведовавших второклассными школами и преподававших Закон Божий [18].

Еще одним способом выхода из сложившегося положения стала организация на базе второклассных школ церковно-учительских курсов. На курсы принимались без экзамена особо успешные выпускники второклассных школ. Можно было записаться на курсы на платной основе. Курсы оканчивались выпускными экзаменами, которые одновременно являлись экзаменами на звание учителя церковно-приходской школы. В 1911 году такие курсы были открыты при Казачье-Лагерской женской школе [9, л. 1 об.; 12, л. 22-22 об].

Начавшаяся первая мировая война усугубила положение второклассных школ. Это отразилось на количестве педагогов и учащихся, на процессе обучения, на материальном положении учебных заведений. И тем не менее школы продолжали функционировать. По данным на декабрь 1914 года в четырех второклассных учительских школах Таврической губернии числилось 12 учителей и 183 учащихся. При этом в Таврической губернии насчитывалось 380 церковно-приходских школ и 90 школ грамоты, включая частные, в которых остро чувствовалась нехватка педагогов. Особенно эта проблема касалась сельских школ грамоты, где на 77 учебных заведений приходилось 76 учителей [19].

В 1916 году в четырех второклассных учительских школах Таврической губернии насчитывалось 173 учащихся:

- Казачье-Лагерская женская школа - 74 учащихся, из них 68 - в общежитии;

- Софиевская мужская школа - 32 учащихся, из них 29 - в общежитии;

- Таганашская мужская школа - 38 учащихся, из них 30 - в общежитии;

- Больш-Знаменская мужская школа - 29 учащихся, из них 11 - в общежитии [12, л. 23].

При этом учебный процесс шел с перебоями, педагогов в связи с военной мобилизацией не хватало, материальное положение было плачевным. В этих условиях оканчивали школу единицы. Церковно-учительские курсы при Казачье -Лагерской школе вынуждены были прекратить свою работу в связи с отсутствием желающих обучаться на них.

95

Как бы то ни было, планам по дальнейшему реформированию второклассных учительских школ не дано было осуществиться. Последовавшие за войной революционные события оборвали развитие системы церковных школ.

ВЫВОДЫ

В конце XIX - начале XX вв. Священным Синодом предпринимались попытки создания системы церковного образования. Всеобщее начальное образование должны были обеспечить начальные церковные школы (школы грамоты, ЦПШ, воскресные школы). При этом подготовка педагогов для начальных церковных школ осуществлялась в специально учреждаемых учебных заведениях - церковно-учительских школах и второклассных школах. Священников - учителей Закона Божия - готовили духовные семинарии.

Анализ архивных материалов позволил установить, что в Таврической губернии были открыты четыре второклассные школы, три из которых располагались на материковой части губернии (Казачье-Лагерская женская школа, Софиевская и Больш-Знаменская мужские школы), а одна (Таганашская) - на территории крымского полуострова. Подготовка во второклассных учительских школах в Таврической губернии имела свои особенности. Во-первых, развитие второклассных школ Таврической губернии проходило в сложных условиях конкуренции с министерскими и земскими учебными заведениями, недостаточного финансирования, многонационального и поликонфессионального образовательного пространства. Во-вторых, узость программы обучения, слабое материально-техническое оснащение учебного процесса, текучесть педагогических кадров обусловили невысокий уровень подготовки выпускников второклассных школ и, как следствие, необходимость повышения их квалификации. В тоже время следует отметить, что содержание обучения являлось практико-ориентированным, строилось с учетом особенностей сельской среды, в которой будет работать будущий учитель.

Реформирование второклассных школ было прервано Первой мировой войной и революционными событиями.

Данное исследование не претендует на полноту рассмотрения проблемы, скорее является отправной точкой для последующих научных изысканий. Перспективой дальнейшей работы является попытка оценить вклад второклассных учительских школ в подготовку учителей для начальных церковных школ Таврической губернии.

Список литературы

1. Гончаров М. А. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце XIX - начале XX в. / М. А. Гончаров, М. Г. Плохова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2012. - № 2 (25). - С. 101-117.

2. Красницкая Т. А. Организация учебного процесса в церковных учительских школах России в конце XIX - начале XX века / Т. А. Красницкая // Вестник ВлГУ. Серия: Социальные и гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (3). - С. 30-37.

96

3. Житенев Т. Е. Второклассные школы - начальные педагогические учебные заведения Святейшего Синода на рубеже XIX-XX веков / Т.Е. Житенев // Поволжский вестник науки. - 2020. - № 1 (15). -С. 42-48.

4. Ефремова У. П. Повышение образовательного уровня педагогов церковно-приходских школ Урала в конце XIX начале XX в / У. П. Ефремова// Педагогическое образование в России. - 2014. - № 11.

- С. 43-49.

5. Зузяк Т. П. Подготовка учителя в духовных учительских школах Подолья (конец XIX - начало XX века) / Т. П. Зузяк // Науюж записки Тернопшьського национального педагопчного утверситету iменi Володимира Гнатюка. Серш: Педагопка. - 2016. - № 3. - С. 6-13.

6. Костина Е. А. Факторы создания и деятельности второклассных школ Западной Сибири конца XIX

- начала XX вв. / Е. А. Костина// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - № 1(10). - С. 70-73.

7. Правила о церковно-приходских школах // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье, Т. IV. - 1884. - С. 372-374.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Таврическая епархия / [Соч.] Гермогена, еп. Псковского и Порховского, бывшего Таврического и Симферопольского. - Псков : тип. Губ. правл., 1887. - 520 с.

9. Государственный архив Республики Крым (далее ГАРК), ф. 419, оп. 1, д. 12 (1911).

10. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Таврической губернии за 1895-6 уч. год // Таврические епархиальные ведомости. - 1897. - № 9. - С. 191-203.

11. Положение о церковных школах ведомства Православного вероисповедания // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье, Т. XXII. - 1902. - С. 206-211.

12. ГАРК, ф. 419, оп. 1, д. 71 (1915-1916).

13. ГАРК, ф. 419, оп. 1, д. 32 (1913-1914).

14. ГАРК, ф. 419, оп. 1, д. 33 (1914-1915).

15. ГАРК, ф. 419, оп. 1, д. 34 (14 января 1913 - 12 октября 1916).

16. ГАРК, ф. 419, оп. 1, д. 20 (июнь-июль 1911).

17. ГАРК, ф. 419, оп. 1, д. 80 (июнь 1911).

18. ГАРК, ф. 419, оп. 1, д. 18 (12 марта 1911 - 24 июля 1913).

19. Обзор положения народного образования в Таврической губернии за 1914/15 уч. год, Симферополь: Типография Тавр. Губерн. Земства, 1915 - 49 с.

TEACHER TRAINING IN SECOND-CLASS SCHOOLS IN TAURIDE PROVINCE (BEGINNING OF THE XX CENTURY)

Kostyleva Y. V.

Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: katerinakostyleva@mail.ru

This study is devoted to the issue of teacher training in second-class schools in the Tauride province. In the late XIX - early XX centuries the Holy Synod made attempts to create a system of church education. General primary education was to be provided by primary church schools. At the same time, the training of teachers for primary church schools was carried out in specially established educational institutions - church teachers' schools and second-class schools. The priests - teachers of the Law of God - were trained by theological seminaries. Analysis of archival materials made it possible to establish that four second-class schools were opened in the Tauride province, three of which were located on the mainland of the province (Kazachye-Lagerskaya women's school, Sofievskaya and Bolsho-Znamenskaya men's schools), and one (Taganashskaya) - on the

97

territory of the Crimean peninsula. Training in second-class teachers' schools in the Tauride province had its own characteristics. First, the development of second-class schools in the Tauride province took place in difficult conditions of competition with ministerial and zemstvo educational institutions, insufficient funding, and a multinational and poly-confessional educational space. Secondly, the narrowness of the curriculum, poor material and technical equipment of the educational process, and the turnover of teaching staff led to a low level of training of graduates of second-class schools and, as a result, the need to improve their qualifications. At the same time, it should be noted that the content of training was practice-oriented, was built taking into account the peculiarities of the rural environment in which the future teacher will work. The reform of second-class schools was interrupted by the First World War and revolutionary events. This study does not claim to be a complete consideration of the problem, but rather is a starting point for subsequent scientific research. The prospect of further work is an attempt to assess the contribution of second-class teachers' schools to the training of teachers for primary church schools in the Tauride province.

Keywords: second-class teachers' schools, teacher training, Tauride province.

References

1. Goncharov M. A. and Plokhova M. G. Parish schools and their place in teacher training in Russia in the late 19th - early 20th centuries, Bulletin of the Orthodox St. Tikhon University for the Humanities, 2 (25), 101 (2012).

2. Krasnitskaya T.A., Organization of the educational process in church teachers' schools in Russia in the late XIX - early XX century, Vestnik VlGU, 3, 30 (2014).

3. Zhitenev T.E., Second-class schools - primary pedagogical educational institutions of the Holy Synod at the turn of the XIX-XX centuries, Povolzhskiy vestnik nauki, 1 (15), 42 (2020).

4. Efremova U.P., Improving the educational level of teachers of parish schools in the Urals at the end of the 19th and beginning of the 20th century, Pedagogical education in Russia, 11, 43 (2014).

5. Zuzyak T.P., Training of a teacher in theological teachers' schools of Podolia (late XIX - early XX century), Scientific notes of Ternopil National Pedagogical University named Volodymyr Hnatyuk, 3, 6 (2016).

6. Kostina E.A., Factors of creation and activity of second-class schools of Western Siberia of the end of XIX - the beginning of XX centuries, Bulletin of Omsk State Pedagogical University, 1(10), 70 (2016).

7. Rules of parish schools, Complete coll. of laws of the Russian Empire, Coll. Third, V. IV, 372 (1884).

8. Tauride diocese, Hermogenes, bishop. Pskov and Porkhovsky, the former Tavrichesky and Simferopol, p. 520 (Pskov, 1887).

9. State Archives in the Republic of Crimea, Simferopol, Fund 419, 1, d. 12 (1911).

10. Report on the state of parish schools and schools of literacy in Taurida province for 1895-6 academic year, Taurida eparchial journal, 9, 191-203 (1897).

11. Regulation on Church Schools of the Department of the Orthodox Confession, Complete collection of laws of the Russian Empire, Collection Third, Volume XXII, 206-211 (1902).

12. State Archives in the Republic of Crimea, Simferopol, Fund 419, 1, d. 71 (1915-1916).

13. State Archives in the Republic of Crimea, Simferopol, Fund 419, 1, d. 32 (1913-1914).

14. State Archives in the Republic of Crimea, Simferopol, Fund 419, 1, d. 33 (1914-1915).

15. State Archives in the Republic of Crimea, Simferopol, Fund 419, 1, d. 34 (1913-1916).

16. State Archives in the Republic of Crimea, Simferopol, Fund 419, 1, d. 20 (1911).

17. State Archives in the Republic of Crimea, Simferopol, Fund 419, 1, d. 80 (1911).

18. State Archives in the Republic of Crimea, Simferopol, Fund 419, 1, d.18 (1911-1913).

19. Review of the state of public education in the Tavricheskaya province for the 1914/15 academic year, p. 49 (Simferopol, 1915).

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.