Научная статья на тему 'СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ'

СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ЗЕМСКАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ЗЕМСТВО / RURAL SCHOOL / ZEMSKIY SCHOOL / PARISH SCHOOL / TEACHER / STUDENT / ZEMSTVO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Громова Наталья Фёдоровна

Статья посвящена важному этапу истории сельских школ Таврической губернии, связанному с наиболее интенсивными демократическими преобразованиями в сфере народного образования в последние два десятилетия XIX - начале XX века. На основе систематизированных и обобщенных исторических фактов, взятых из архивных материалов, опубликованных документов и законодательных актов, автором рассмотрены пути и способы воплощения в жизнь в селах Таврической губернии «Положений о начальных народных училищах» 1864 г. и 1874 г. Освещены масштабы и темпы открытия школ во всех уездах Северной Таврии и Крыма, проанализированы данные об обеспеченности сельского русскоязычного населения народными школами и охват школьным обучением детей разных национальных групп. Определены место и роль таврического земства в образовательной сфере, его вклад в укрепление материального уровня народных школ и повышение их влияния и престижа среди жителей сел. На конкретных примерах охарактеризованы два главных типа сельских школ: земские и церковно-приходские, показаны их особенности, различия, способы организации учебной, методической, воспитательной работы. Увеличение количества земских и церковно-приходских школ в начале XX в., их деятельность в селах Таврической губернии способствовали положительным сдвигам в деле распространения грамотности среди крестьян и их просвещению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Громова Наталья Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL SCHOOLS OF THE TAURIDE PROVINCE IN THE LAST FOURTH OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article is devoted to an important stage in the history of rural schools in the Tauride province, associated with the most intensive democratic transformations in the field of public education in the last two decades of the 19th and early 20th centuries. On the basis of systematized and generalized historical facts taken from archival materials, published documents and legislative acts, the author considers the ways and means of putting into practice in the villages of the Tauride province “Provisions on primary public schools” of 1864 and 1874. The scope and pace of opening schools in all counties of Northern Tavria and Crimea are highlighted, data on the provision of rural Russian-speaking population with public schools and school enrollment of children from different national groups are analyzed. The place and role of the Tauride zemstvo in the educational sphere, its contribution to strengthening the material level of public schools, to increase their influence and prestige among the villagers are determined. On concrete examples, two main types of rural schools are characterized: zemskiy schools and parish, their features, differences, ways of organizing educational, methodological, educational work are shown. The increase in the number of zemskiy schools and parochial schools at the beginning of the 20th century, their activity in the villages of the Tauride province contributed to positive changes in the spread of literacy among the peasants and their enlightenment.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ»

УДК 37.018.523 «18» (94(470))

Громова Наталья Фёдоровна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского;

Российская федерация, Симферополь, e-mail: gronafed@yandex.ru

СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Статья посвящена важному этапу истории сельских школ Таврической губернии, связанному с наиболее интенсивными демократическими преобразованиями в сфере народного образования в последние два десятилетия XIX - начале XX века. На основе систематизированных и обобщенных исторических фактов, взятых из архивных материалов, опубликованных документов и законодательных актов, автором рассмотрены пути и способы воплощения в жизнь в селах Таврической губернии «Положений о начальных народных училищах» 1864 г. и 1874 г. Освещены масштабы и темпы открытия школ во всех уездах Северной Таврии и Крыма, проанализированы данные об обеспеченности сельского русскоязычного населения народными школами и охват школьным обучением детей разных национальных групп. Определены место и роль таврического земства в образовательной сфере, его вклад в укрепление материального уровня народных школ и повышение их влияния и престижа среди жителей сел. На конкретных примерах охарактеризованы два главных типа сельских школ: земские и церковно-приходские, показаны их особенности, различия, способы организации учебной, методической, воспитательной работы. Увеличение количества земских и церковноприходских школ в начале XX в., их деятельность в селах Таврической губернии способствовали положительным сдвигам в деле распространения грамотности среди крестьян и их просвещению.

Ключевые слова: сельская школа, земская школа, церковноприходская школа, учитель, ученик, земство.

Natalya F. Gromova

PhD in Historical sciences, Associate Professor of the Department of Russian History, V. I. Vernadsky Crimean Federal University;

Russian Federation, Simferopol

RURAL SCHOOLS OF THE TAURIDE PROVINCE IN THE LAST FOURTH OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Abstract. The article is devoted to an important stage in the history of rural schools in the Tauride province, associated with the most intensive democratic transformations in the field of public education in the last two decades of the 19th and early 20th centuries. On the basis of systematized and generalized historical facts taken from archival materials, published documents and legislative acts, the author considers the ways and means of putting into practice in the villages of the Tauride province "Provisions on primary public schools" of 1864 and 1874. The scope and pace of opening schools in all counties of Northern Tavria and Crimea are highlighted, data on the provision of rural Russian-speaking population with public schools and school enrollment of children from different national groups are analyzed. The place and role of the Tauride zemstvo in the educational sphere, its contribution to strengthening the material level of public schools, to increase their influence and prestige among the villagers are determined. On concrete examples, two main types of rural schools are characterized: zemskiy schools and parish, their features, differences, ways of organizing educational, methodological, educational work are shown. The increase in the number of zemskiy schools and parochial schools at the beginning of the 20th century, their activity in the villages of the Tauride province contributed to positive changes in the spread of literacy among the peasants and their enlightenment.

Key words: rural school, zemskiy school, parish school, teacher, student, zemstvo.

Для цитирования:

Громова, Н. Ф. Сельские школы Таврической губернии в последней четверти XIX - начале XX веков // Гуманитарная пардигма. 2020. № 1 (12). С. 69-87.

Сельское население Таврической губернии, в состав которого входили 8 уездов (3 материковых в Северной Таврии и 5 крымских), формировалось с конца XVIII века и на протяжении XIX столетия. За это время увеличилась, прежде всего, численность сельских жителей. Если в 1795 году, по данным пятой ревизии, в селах проживало около 112,2 тыс. человек, то в конце XIX в., согласно переписи 1897 года, численность жителей сел достигла 1 160 912 человек, или 80,4% от почти полуторамиллионного населения Таврической губернии. При этом доля сельских жителей в Мелитопольском, Днепровском и Бердянском уездах составляла 93,5% (846,1 тыс.), в Крыму -58,4% (314,8 тыс.) [12, с. 82].

Значительные изменения претерпел и этнический состав сельского населения губернии. Если в 1804-1805 годах 90% всего крестьянства Крыма приходилось на крымских татар, то в конце XIX века их удельный вес снизился в Ялтинском уезде до 58,7%, Симферопольском - до 41,8%, Евпаторийском - до 40,5%, Феодосийском - до 37,2%, Перекопском -до 23,5% [14, с. 45]. Подавляющее же большинство жителей сёл в конце XIX века было представлено православными крестьянами (вместе более 70%). Абсолютное преобладание русских и украинцев наблюдалось в материковых уездах (в Бердянском - 77,3%, Мелитопольском - 86,6%, Днепровском -94,9%), а в Крыму их было менее половины всех жителей [14, с. 42].

В течение XIX века в губернии появилось много новых этнических групп за счёт иностранных колонистов, расселявшихся чаще всего отдельными компактными селениями. Пестрота этнического состава наложила отпечаток на все стороны общественной жизни, культуру, проявлялась в особом отношении к школам, которые были призваны обучать детей основам вероисповедания, национальным традициям, началам грамоты на родном языке. С этой целью создавались национальные школы крымских татар, немцев, евреев, караимов, греков, армян, чехов, эстонцев и пр. В русских же селах губернии долгое время школ не существовало - о школах ничего не знали и не видели нужды в их открытии, в результате, большинство крестьян были неграмотными. В первой половине XIX века Министерство народного просвещения занималось открытием учебных заведений лишь в городах, вопросы образования сельского населения оставались без его внимания. Но уже в конце XIX века в селах с русскоязычным населением появилась довольно широкая сеть начальных учебных заведений. Документальные материалы, хранящиеся в Государственном архиве Республики Крым, а также опубликованные исторические источники дают возможность проследить историю таких школ детально и всесторонне, дополнить статистическими и фактическими данными авторов (Л. С. Моисеенкова, В. Ю. Ганкевич, Д. А. Прохоров, Г. Н. Кондратюк), ранее обращавшихся к проблеме народного образования в Таврической губернии и Крыму. Особый интерес представляет период, приходящийся на последнюю четверть XIX - начало XX веков, когда окончательно сложились основные типы сельских школ, определились их главные цели и характерные особенности.

Обеспеченность сельскими школами русскоязычного населения

Таврической губернии

История сельских школ Таврической губернии берёт начало в первой половине XIX века, когда Указом 1842 года всем заинтересованным

ведомствам было разрешено создавать в сёлах свои школы. В Таврической губернии этим разрешением воспользовалось Министерство государственных имуществ, открывшее за полтора десятка лет 45 сельских школ с целью подготовки из среды государственных крестьян грамотных специалистов низших квалификаций. Деятельность этих школ стала первым опытом приобщения крестьян губернии к школьному образованию [4, с. 60].

Следующий этап истории сельских школ связан с буржуазно-демократическими реформами 60 - 70-х годов XIX века. Согласно Положению от 14 июня 1864 года Министерством народного просвещения создавалась низшая категория учебных заведений - 1-классные начальные народные училища, предназначавшиеся, в первую очередь, для сельского населения. К этой категории были отнесены как уже существовавшие элементарные школы (в том числе школы Министерства госимуществ, школы при православных церквях, общественные и частные крестьянские), так и предполагавшиеся к открытию в сельской местности. Общий контроль за организацией учебного процесса в школах этой категорией Министерство просвещения осуществляло через Дирекцию училищ и её инспекторов; административное управление поручалось созданным в каждом уезде Таврической губернии восьми училищным советам, а хозяйственная сфера строительства и материально-технического обеспечения школ возлагалась на сельские общества и земства. Впоследствии за этими учебными заведениями закрепилось неофициальное название «земские школы» [13, с. 609-614].

25 мая 1874 года было утверждено новое «Положение» о народных училищах, которое оставалось основополагающим документом для организации деятельности начальных школ вплоть до установления в стране советской власти. Это Положение, повторяя в целом предыдущее, конкретизировало цель и задачи данных учебных заведений и более чётко определяло ответственных за их выполнение. Согласно этому Положению усиливалась ответственность сельских обществ за открытие школ, ужесточался административный контроль над их деятельностью со стороны губернской дирекции и инспекторов. Попечение об организации народного

назначались председателями уездных училищных советов и должны были своим авторитетом привлекать внимание к нуждам сельских школ [13, с. 691-

Однако в первые два десятилетия осуществления образовательной реформы процесс создания народных школ в сёлах Таврической губернии тормозился из-за нехватки средств, нежелания крестьян и сельских обществ учавствовать в процессе, а также недостаточно чёткого понимания уездными

возлагалось на предводителей местного дворянства, которые

698].

земствами своей роли в решении школьных проблем. Тем не менее, к 1879 году в сёлах губернии было учтено 232 народные школы [5, с. 105].

В 80-е годы XIX века темпы строительства новых сельских школ стали расти: за 9 лет (с 1880 по 1888 г.) было открыто 112 школ, то есть в среднем по 12 в год. В 1888 году, по данным Таврической дирекции училищ, в сёлах для русскоязычного населения работали 344 школы, в том числе 64 в Крыму, 280 в Мелитопольском, Бердянском, Днепровском уездах [1, д. 1879, л. 415; д. 1932, л. 15-16, 103, 224-225; д. 1975, л. 108, 114].

Ускорению процесса школьного строительства способствовало, в первую очередь, увеличение размеров финансирования начальных сельских школ. Если в 1877 году на их нужды было выделено 160 959 руб., в 1885-м — 201 641 руб., то в 1888 году уже 521 189 руб. И в последующие годы тенденция наращения ассигнований в сельские школы сохранялась, составив в губернии в 1911 году 1,5 млн. руб. [1, д. 1947, л. 185; д. 1975, л. 279-280; 16, с. 46]. Главными «инвесторами» сельских школ являлись земства (губернское и уездные) и сельские общества. На их долю приходилось более половины, а иногда до 70% всех получаемых сельскими школами средств [1, д. 2278, л. 31, 32].

Однако открытие новых школ не поспевало за растущим сельским населением губернии. В конце 80-х годы в среднем на 1 500 сельских русскоязычных жителей приходилась всего одна школа. Это соотношение не было одинаковым в разных уездах и выглядело в Днепровском как 1:1666, Бердянском — 1:1640, Мелитопольском — 1:2345. В Крыму в 1888 году одна школа приходилась на 10 сёл Симферопольского уезда, на 14 сёл Евпаторийского, 6 сёл Ялтинского и 7 сёл Феодосийского [1, д. 1932, л. 26].

Вследствие такого положения в губернии только 28% детей школьного возраста в конце 80-х годов XIX века посещали школу, в то время как 72% оставались без школьного образования. Правда, в крымских уездах процент детей, посещавших школу, был выше — около 34,6%. Дети не посещали школу не потому, что не хотели учиться, а потому что там не хватало мест для всех и многим отказывали в приёме. Например, в 1903 году в Днепровском уезде отказ получили 1 755 детей, в Бердянском и Мелитопольском — 2500, в Симферопольском — 325, Феодосийском — 387, Евпаторийском и Ялтинском — 432. В 1912 году по всем уездам Таврической губернии было зарегистрировано 5 311 отказов в приёме детей в начальную школу, из них 3 689 были даны в сельской местности [7, с. 37].

Отказы в приёме отрицательно влияли на рост численности учащихся сельских школ. Если в начале 80-х годов XIX века в сельских школах губернии насчитывалось около 14 тыс. обучающихся детей (в том числе в Крыму

1,4 тыс.), то в 1888 году их число выросло до 20,5 тыс. (в Крыму до 2,1 тыс., в материковых уездах до 18,4 тыс.) [1, д. 1879, л. 415; д. 1856, л. 6-8; д. 1975, л. 97, 108, 121; д. 1932, л. 103, 120-121, 202, 210]. При этом на 39 жителей Мелитопольского уезда приходился 1 учащийся, в Бердянском на 23 жителя, Днепровском на 22, Симферопольском на 43, Евпаторийском на 49, Феодосийском на 34, Ялтинском на 125 [1, д. 1932, л. 26; д. 1975, л. 86, 168, 271]. Не удивительно поэтому, что большая часть русскоязычного сельского населения оставалась неграмотной. Так, в конце 80-х годов среди 741 тыс. жителей сёл Таврической губернии были учтены в ходе подворных переписей всего 121 тыс. грамотных и учащихся, то есть 16,3 грамотных и учащихся на 100 крестьян [8, с. 40]. В Днепровском уезде 22 тыс. человек проживали в сёлах без школ, и среди них насчитывалось всего 876 грамотных (798 мужчин и 78 женщин). Это означало, что среди мужчин 1 грамотный приходился на 14 неграмотных, а среди женщин — 1 грамотная на 139 неграмотных [1, д. 1975, л. 168].

По свидетельству инспекторов народных училищ, осуществлявших регулярный контроль за состоянием школ в своих уездах, русские крестьяне находились в наименее благоприятных условиях по обеспеченности школами по сравнению с некоторыми другими группами населения Таврической губернии. Так, в 1888 году к услугам неправославного населения губернии, насчитывавшего немногим более 400 тыс. человек, имелось 846 школ разных типов и уровней, 1 школа приходилась в среднем на 473 жителя, а 1 учащийся на 17 жителей [1, д. 1975, л. 70]. Лучше всего были обеспечены школами немецкие поселения, где все дети с 6-8 лет были охвачены школьным образованием, без которого они не допускались по достижению 15-летнего возраста к конфирмации. Поэтому даже самые маленькие немецкие селения, состоящие из 8-10 дворов, имели школы [3, с. 60]. В Бердянском уезде, например, 1 немецкая школа приходилась на 348 жителей, а 1 учащийся на 6,7 чел., в Мелитопольском уезде 1 школа — на 412 и 1 учащийся на 6,5 чел. [1, д. 1975, л. 86, 87].

Значительные изменения в сторону увеличения количества сельских школ в Таврической губернии начались с 90-х годов, когда кроме народных земских школ стали открываться школы, принадлежавшие Духовному православному ведомству: церковно-приходские школы и школы грамоты. Благодаря этому в 1897 году было учтено 734 школы, а в 1903-м — 769, что составило третью часть от всех учебных заведений Таврической губернии и уменьшило нагрузку на 1 школу числа русскоязычных жителей с 1 500 до 1 100 чел. [1, д. 2278, л. 53]. Школы становились неотъемлемым атрибутом

жизни сельчан, как в материковых, так и в крымских уездах, о чём можно судить по данным таблицы 1 [1, д. 2278, л. 31-35, 37—41]-

Таблица 1. Количество сельских школ для русскоязычного населения Таврической губернии и численность учащихся в них в 1903 году.

Крымские Материковые

Уезды Симферопольс кий Феодосийский Евпаторийски й и Ялтинский Перекопский Всего по крымским уездам Бердянский и Мелитопольск ий Днепровский Всего по материковым уездам Всего по губернии

Кол-во

сельских

школ 40 87 196 23 346 254 169 423 769

всех

типов

Число

учащихся (тыс.) 2,2 5,1 6,3 0,6 14,2 19,9 13,2 33,1 47,3

Сравнив приведённые в таблице показатели количества школ и числа учащихся в 1888 г. и в 1903 г., можно увидеть, что за 15 лет число сельских школ для русскоязычного населения Таврической губернии увеличилось на 425, то есть в 2,2 раза. При этом в Северной Таврии школ стало больше на 143 (в 1,5 раза), а в Крыму — на 282 (более чем в 5 раз). Такая же картина складывалась и в отношении учащихся: их численность за это время возросла по всей губернии на 26,8 тыс. (т. е. в 2,3 раза), в том числе в материковых уездах выросла с 18,4 тыс. до 33,1 тыс. (став больше в 1,8 раза), а в Крыму с 2,1 тыс. до 14,2 тыс. (в 6,7 раза).

В итоге, в начале XX века по относительному числу учащихся Таврическая губерния занимала одно из первых мест среди других земских губерний, что позволило российскому правительству включить её, наряду с Московской и Петербургской губерниями, в первую очередь на проведение проекта по внедрению всеобщего начального обучения в стране [1, д. 2401, л. 115; 8, с. 5-8]. Но этому проекту не было дано осуществиться. Несмотря на продолжавшееся в последующее десятилетие увеличение в губернии общего числа сельских школ (в 1904 г. — 1 218 школ, в 1906 г. — 1 294, в 1910 г. — 1 406, в 1912 г. — 1 453 школы), их для решения поставленных задач не хватало [16, с. 38; 9, с. 3; 7, с. 2; 6, с. 3]. В шести уездах губернии число обучавшихся детей в эти годы было приблизительно равно числу детей,

подлежавших обучению, но остававшихся вне школы, а в двух уездах (Бердянском и Перекопском) школу посещали % детей школьного возраста (в Бердянском уезде благодаря усилиям земства, в Перекопском общую картину охвата детей школой улучшали показатели по немецким колониям). В 1914 году из-за нехватки мест не были приняты в школу более 20% детей, желавших учиться. Чтобы достичь обязательного начального образования, необходимо было за короткий срок открыть ещё более 1 тыс. новых школ, но эта задача для Таврической губернии на то время была невыполнимой.

Основные типы сельских школ для русскоязычного населения Таврической губернии. Земские школы

Сельские школы в сёлах Таврической губернии были трёх типов: так называемые «образцовые», земские и церковно-приходские. Наиболее распространёнными в количественном отношении были школы земские. Как упоминалось выше, такое неофициальное название закрепилось за начальными народными училищами, созданными в ведении Министерства народного просвещения в соответствии с «Положениями» о них 1864 и 1874 годов. Учебную и административную части этих школ Министерство просвещения оставило за собой, поручив их губернским Дирекциям училищ и созданным с этой целью уездным училищным советам. Земствам же с самого начала отводились лишь организационно-хозяйственные функции. Однако, благодаря своим финансовым возможностям, земства сумели, кроме забот о хозяйственных нуждах школ, распространить влияние и на другие сферы школьной жизни, включая учебно-воспитательную, административную, методическую. Свои первостепенные задачи земства видели, прежде всего, в размещении школ в удобных помещениях, обеспечении их подготовленными учителями, оснащении учебными пособиями, книгами, в открытии читален, библиотек и пр.

Благодаря земствам опекаемые ими сельские народные школы приобрели свои характерные черты и особенности. Здания земских школ строились по специальным проектам как учебные: кроме классной комнаты в них были предусмотрены раздевалки, подсобные помещения, квартиры для учителей. Школы обносились изгородью, на пришкольных участках высаживали цветы, деревья, было предусмотрено место для прогулок и игр детей.

К строительству новых сельских школ земства подключились во всех уездах Таврической губернии со второй половины 60-х годов XIX века. Но особенно выделялся Бердянский уезд, где благодаря активному земству уже в 1869 году вступили в строй первые 19 школ, к 1875 году — ещё девятнадцать. В 1890 году в 70-ти сёлах уезда работали по одной земской школе,

в 90 сёлах — по две, в трёх — по 3 школы, а в двух сёлах — по 4 земские школы [1, д. 2047, л. 10-12, 21-23].

Особенно интенсивно открывались земские школы в начале XX века. За 4 года (с 1901 по 1904 годы) их число увеличилось на 50, а за один только 1905/1906 учебный год в Таврической губернии было открыто 54 земские школы [9, с. 3]. При этом лишь 3% земских школ занимали наёмные оплачиваемые помещения, остальные же располагались в собственных или в оплачиваемых сельскими обществами зданиях.

Содержание школ (то есть их ремонт, отопление, освещение, уборка, перестройка) обходилось сельским обществам и земствам в среднем по 718 рублей в год (для сравнения: в городах содержание уездных и приходских училищ «стоило» 3 089 рублей и 2303 рубля соответственно, в немецких селениях — 500 рублей) [1, д. 1975, л. 87, 279-280]. Земства выделяли на эти цели десятую часть средств, направляемых ими в целом на сельские школы. 80% этих средств шло на решение проблемы обеспечения сельских школ учительскими кадрами. Благодаря введённым земствами доплатам к стандартным окладам, минимальный размер годового жалования учителей-мужчин в земских школах повысился в губернии до 300 руб., а средний — до 360 руб. Среднее годовое жалование учительниц (их среди учителей губернии к концу XIX века насчитывалось более 40%) составило 290 руб. [1, д. 1947, л. 182]. Кроме того учителя через каждые 5 лет работы в земской школе получали надбавки к окладам, а наиболее усердные поощрялись повышенными оплатами ежегодных отпусков. Способствовали улучшению материального положения земских учителей и государственные льготы,

бесплатное обучение учительских детей в мужских гимназиях, а также бесплатное жильё, предоставляемое школами. Например, в Мелитопольском и Бердянском уездах 100% земских учителей в начале XX веке получали квартиры от школ, в Симферопольском уезде — 22%, [6, с. 23; 1, д. 2047, л. 2123].

Заметное улучшение материального положения сельских учителей привело к увеличению числа желающих работать в земских школах, особенно в материковых уездах. Это позволило земствам и уездным училищным советам отбирать из претендентов на эти должности наиболее подготовленных и знающих людей. В итоге уже с 80-х годов XIX века

Таврической губернии. Исключение составляли лишь учителя Закона Божьего, роль которых обычно выполняли местные священники. В 1885 году в 249 земских школах насчитывалось лишь 186 законоучителей. Поэтому

от натуральной и воинской повинностей и дававшие право на

количество учителей вполне удовлетворяло земских школ

многим приходилось преподавать в двух или даже трёх школах [1, д. 1946, л. 49]. Об увеличении численности учителей в земских школах Таврической губернии за период с 1879 г. по 1906 г. можно судить по данным таблицы 2 [1, д. 1932, л. 324; д. 1975, л. 286, 287].

Таблица 2. Количественный рост земских школ Таврической губернии и

численность учителей в них

Год 1879 1882 1885 1888 1901 1904 1905 1906

Земские школы 227 238 249 268 436 483 491 545

Учителя земских школ 277 308 324 390 692 783 780 878

Постепенно менялись и качественные показатели учительского персонала земских школ. Если ещё в 70-х годах XIX века в сельских школах трудно было встретить учителей с образованием выше курса уездного училища, то в середине 80-х годов 40% земских учителей в губернии имели педагогическое образование - дипломы учительских семинарий (в том числе Преславской учительской семинарии в Бердянском уезде), а также педагогических курсов. В конце XIX века таких учителей насчитывалось уже 56%. Около четверти учителей-мужчин имели среднее образование, полученное в гимназиях и реальных училищах. Среди учительниц со средним образованием насчитывалось около 80%. Остальные учителя (с начальным образованием или не закончившие полный курс учебных заведений) получали право преподавать в земской школе после сдачи специального экзамена на звание народного учителя. В Крыму таких учителей земских школ было около 70% [1, д. 1932, л. 24].

Значительная часть земских учителей имела возможность повысить свою квалификацию, учавствуя в работе учительских съездов, которые устраивались на средства уездных земств в разных городах губернии. Первый съезд состоялся в Симферополе в 1869 году и был посвящен наглядному способу обучения, на втором съезде в 1870 году присутствовал К. Д. Ушинский. В 1873 году на съезде в Бердянском уезде видный педагог Н. А. Корф провёл в 17 земских школах показательные уроки по темам, вызывавшим затруднения у молодых учителей. В 1883 году Н. А. Корф руководил Бердянским учительским съездом [1, д. 2047, л. 10-12, 21-23]. Привлекательными были для земских учителей также курсы ручного труда, виноградарства, садоводства, пчеловодства, которые для них организовывали в летнее время земства [1, д. 2172, л. 89]. По образовательному цензу учителей

земских школ Таврическая губерния в 1911 году заняла третье место среди других губерний России [9, с. 54].

Работа в земской школе требовала от учителей полной отдачи, поэтому учителями здесь были в большинстве молодые люди, энтузиасты своего дела, преданные идее привнесения в народные массы искры знаний, понимавшие детей и желавшие с ними работать. Они стремились в очень непростых и своеобразных условиях земских школ сделать учебный и воспитательный процесс максимально эффективным и плодотворным. Ведь все земские школы были 1-классными с трёхлетним курсом обучения и одним учителем (так называемые «однокомплектные»). Это означало, что в одной классной комнате учащиеся были разделены по годам обучения на 3 отделения, и учителю приходилось с ними заниматься одновременно. По ходу урока учитель переходил от отделения к отделению, давая каждому определённое задание, проверяя его выполнение и усвоение материала. При этом домашних заданий в земских школах не задавали, так как у детей в условиях крестьянского быта выполнять их не было возможности. Главными учебными предметами в земских школах являлись русский язык, арифметика (4 действия), чистописание, церковнославянский язык, Закон Божий, церковное пение. Так как утверждённых учебных программ для земской школы не существовало, учителя вместе с земствами корректировали учебное время, сокращая часы на изучение Закона Божьего до 2-3 часов в неделю и увеличивая число уроков на общеобразовательные предметы. Священники считали, что такое ограничение ведёт к распространению в земских школах вольнодумства.

В ходе обучения детей в земских школах учителя использовали передовые для того времени приёмы и методы. Так, обучение чтению и письму проводилось по звуковому методу, при этом письму предшествовало черчение по клеткам. Широко распространено было так называемое «пояснительное чтение», когда ученик пересказывал прочитанный текст своими словами, а учитель дополнял его новыми сведениями сверх программы по истории, географии, естествознанию и пр. На уроках арифметики особое внимание обращалось на устные задачи и способы их решения [15, с. 131]

Вместо старых Часословов и Псалтырей земские учителя использовали новую учебную литературу, которая расширяла кругозор детей, знакомила их с окружающим миром, помогала развивать речь и мышление. В земских школах Таврической губернии чаще всего из учебников можно было встретить «Родное слово» К. Д. Ушинского, книги для чтения Л. Н. Толстого, «Задачник» Г. Вишневского, «Наш друг» Н. А. Корфа, «Азбуку»

И. П. Деркачёва (учителя симферопольской мужской гимназии), «Азбуку совместного обучения чтению и письму» Н. Некрасова. Особым одобрением земских учителей пользовалась книга П. и Э. Вахтеровых «Мир в рассказах для детей», в которой были помещены статьи по физике, химии, ботанике, физиологии, астрономии [1, д. 2401, л. 395]. В большинстве земских школ к началу 90-х годов XIX века были созданы библиотеки, ежегодно пополнявшиеся с помощью земств новой литературой. К середине 80-х годов земские школы Таврической губернии перестали ощущать дефицит школьных принадлежностей.

С конца 80-х годов поддержку земским школам начали оказывать, кроме земств, попечительства. Земства отбирали в состав попечительств представителей местных властей, зажиточных крестьян, дворян, то есть тех, кто мог оказать реальную помощь школе. В Таврической губернии уже в 1884 году членами попечительств являлись 188 человек, в том числе 43 при земских школах в Крыму и 145 при школах в материковых уездах [1, д. 1947, л. 178-179]. Попечители занимались оказанием помощи неимущим учащимся, организацией подвоза к школе далеко живущих детей, обеспечением детей в школах горячими завтраками и обедами и пр.

Несомненным успехом Таврического губернского и уездных земств стало осуществление с начала XX века врачебно-санитарного надзора за сельскими школами. Назначенные для этой работы 37 врачей и 11 фельдшеров проводили наблюдения за состоянием здоровья детей, следили за соблюдением санитарных норм, помогали укомплектовывать классы школьной мебелью (двухместными партами, хорошо окрашенными досками), содействовали организации подвижных игр учащихся на воздухе во время перемен [1, д. 2429, л. 16].

В целом земские школы Таврической губернии были ориентированы на создание благоприятных условий для детей. В школу принимались мальчики и девочки, без ограничений по вероисповеданию и сословиям. Хотя предназначались земские школы для русскоязычного населения и занятия в них проводились на русском языке, в числе их учащихся можно было встретить детей разных национальностей. Так, в Мелитопольском, Днепровском и Перекопском уездах земские школы посещали почти исключительно русские дети. В Бердянском уезде пятую часть учеников составляли болгары. В Ялтинском уезде русских было не более половины учащихся, 23% составляли татары и столько же — греки [6, с. 9]. К детям относились в земских школах доброжелательно, учителя старались обходиться без нотаций, редко жаловались родителям на их проступки, не наказывали за низкую успеваемость. Поэтому дети тянулись к учителям,

с желанием посещали школу, были убеждены, что обучение нужно прежде всего им самим.

Родителей же устраивало то, что обучение в земских школах было бесплатным, а полученные по окончанию школы свидетельства давали мальчикам льготу на сокращение срока воинской повинности. Кроме того, для крестьян было важно, что дети заканчивали полный курс 1-классной земской школы в возрасте до 12 лет и могли после этого работать наравне со взрослыми по хозяйству и в поле, не отвлекаясь на учёбу. Поэтому когда в начале XX века было разрешено открывать 2-классные земские школы с 45-летним курсом обучения, крестьяне восприняли это без энтузиазма и в Таврической губернии таких школ открылось лишь несколько.

Земские школы сохраняли позиции наиболее распространённых и влиятельных учебных заведений в сёлах Таврической губернии до установления советской власти в Северной Таврии и в Крыму, оказав огромное воздействие на просвещение крестьян и формирование их мировозрения.

Церковно-приходские школы

Ещё одним типом школ в Таврических сёлах были церковно-приходские школы. Их история берёт начало с первой половины XIX века, когда священники православных церквей по своей инициативе собирали детей прихода для обучения их Священной Истории, молитвам, церковному пению, а также началам грамоты. Число школ при церквях точно не учитывалось, но в 60-х годах XIX века их было порядка тринадцати.

Демократические реформы 60-70-х годов нанесли церковным школам существенный удар: некоторые были признаны непригодными для обучения и закрыты, некоторые переданы уездным училищным советам под опеку земств. Священники при этом были поставлены в положение простых учителей Закона Божьего и ограничены в возможности влиять на воспитание детей.

Изменения роли церкви в народном образовании начались с конца 70-х годов XIX века, а особенно после убийства императора Александра II 1 марта 1881 года. Правительство осознало, что только своими силами, без допущения церкви к управлению учебными заведениями, без предоставления православному духовенству преобладающего участия в духовно-нравственном развитии народа, оно не сможет остановить распространение в стране «вольнодумства». 13 июня 1884 года Александр III утвердил своим указом «Правила о церковно-приходских школах» [10, с. 372-374]. Согласно этому документу создавался новый тип народных учебных заведений, но не в ведении Министерства просвещения, а под управлением Св. Синода. При

Синоде был создан Духовно-училищный совет, которому подчинялись епархиальные училищные советы, в том числе при Таврической и Симферопольской епархии. В компетенции епархиального училищного совета были вопросы об открытии церковно-приходских школ, о назначении учителей, о постановке учебного дела, о средствах для школ и их снабжении и др. [2, д. 71, л. 28]. Епархиальному училищному совету подчинялись его уездные отделения и священники-наблюдатели. Открывались же церковноприходские школы по инициативе и ходатайству приходских священников, которые становились и заведующими этих школ.

Создавались церковно-приходские школы двух видов: 1-классные (2 года обучения) и 2-классные (4 года обучения). Главная их задача заключалась в распространении среди православного населения начальной грамотности и его воспитание в духе учения и традиций Русской Православной Церкви. Одновременно с церковно-приходскими школами было разрешено открывать годичные школы грамоты, цель которых состояла в распространении элементарных знаний среди крестьян. Школы грамоты могли открываться как при церквях, так и в общественных и крестьянских домах, но контролировали их работу также священники [1, д. 1975, л. 243].

Темпы открытия церковно-приходских школ и школ грамоты в Таврической губернии были довольно быстрыми (см. таблицу 3).

Таблица 3. Рост числа церковно-приходских школ и школ грамоты в городах и сёлах Таврической губернии в 1884-1916 гг.

Годы Школы церковно-приходские Школы грамоты Всего школ

1884 37 8 45

1887 77 13 90

1888 82 21 103

1897 186 151 337

1905 277 207 484

1916 387 85 482

В некоторых больших сёлах материковых уездов создавались по несколько школ. Например, в селе Малая Лепетиха Мелитопольского уезда были открыты церковно-приходская школа и 3 школы грамоты, в селе Рубановка — 3 церковно-приходские школы [1, д. 1975, л. 244]. К 1905 году, когда число всех типов начальных учебных заведений в Таврической губернии составляло 1 498, доля школ ведомства Св. Синода среди них достигала 32,3% (доля земских школ в это же время составляла 37,1%) [6, Приложения, с. 1-3].

Церковно-приходские школы находились в гораздо менее комфортных условиях, чем земские, которые имели стабильное финансирование. У церковно-приходских школ не было гарантированной финансовой основы, их нужды покрывались, чаще всего, случайными поступлениями средств от сельских обществ, земств, прихожан, попечителей. Государственных отчислений, хоть и постепенно повышавшихся, не хватало для удовлетворения даже части растущих потребностей. Духовенству епархии иногда приходилось вводить обложение себя дополнительными денежными взносами, которые направлялись на содержание церковно-приходских школ [11, с. 7]. Школы постоянно испытывали материальные затруднения: не хватало ручек, тетрадей, для письма часто приходилось использовать обрывки бумаги, доски, текст на которых писали, а затем стирали. Библиотеки при церковно-приходских школах встречались очень редко. Зарплата учителей церковно-приходских школ значительно отставала от земской и составляя в среднем 120 рублей в год. И по средней стоимости годового содержания церковно-приходские школы стояли на последнем месте среди всех других типов учебных заведений Таврической губернии. По сравнению с земскими школами их содержание было в 2,5 раза меньше, составляя 280 рублей [1, д. 1975, л. 279-280].

Учителями церковно-приходских школ были священники и другие церковнослужители, а также гражданские лица православного вероисповедания, среди которых женщины-учительницы составляли более 60% (в школах грамоты учительниц было около 44%). Образовательный уровень учителей церковно-приходских школ был разным: со средним образованием — 55,3%, со свидетельством на звание учителя начальной школы — 26,3%, с курсом церковно-приходских школ — 13%, закончивших школы грамоты — 1,8%, не имеющих свидетельств об образовании — 3,6%. А вот в школах грамоты подготовленных учителей не хватало. В 1905 году у 30,5% учителей этих школ не было никаких свидетельств, дающих право на работу учителем [6, с. 11]. Чаще всего детей в школах грамоты учили крестьяне, мещане, помещики.

Крестьяне относились к церковно-приходским школам доброжелательно, иногда сами подавали запросы на их открытие, особенно если земства не могли оказать содействие в организации земских школ. Немало появилось сёл, где открывались и земские, и церковно-приходские школы. Крестьяне посылали детей в них по своему усмотрению, но чаще отдавали предпочтение земским. Число детей, посещавших церковноприходские школы и школы грамоты, постепенно росло. Если в 1888 году

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в них было учтено 4 073 ученика, в 1897-м — 10 588, то в 1916 году — 27 967 [2, д. 71, л. 1].

Почти все учащиеся в церковно-приходских школах были православными, хотя иногда школы грамоты посещали дети и других вероисповеданий. Например, в 1888 году в этих школах было учтено 7 армян-григорианцев, 4 католика, 2 лютеранина, 23 иудея, 7 караимского вероисповедания, 1 мусульманин [1, д. 1975, л. 242-265]. Особенностью церковных школ был большой процент посещавших их девочек. В 1916 году их насчитывалось 14,1 тыс. из 28 тыс. всех учащихся, то есть более 50%. При этом 74% школ проводили совместное обучение детей, 6% школ предназначались для мальчиков, а 21% школ — для девочек [2, д. 71, л. 13].

В отличие от земских школ, где первостепенное внимание уделялось образовательному аспекту, церковно-приходские школы были ориентированы на религиозно-нравственное воспитание. Оно основывалось на расширенном преподавании предметов религиозного характера (Священная История Ветхого и Нового Заветов, Чудеса Иисуса Христа, Учение Иисуса Христа, Объяснение молитв, Объяснение Символа Веры и 10 Заповедей, Ознакомление с церковным богослужением и др.), на которые отводилось 50% всего учебного времени. В этот список следует добавить церковнославянский язык и церковное пение. Преподавание русской грамоты и письма также строилось в церковно-приходских школах на основе Закона Божьего. Учили детей в церковно-приходских школах не по учебникам Министерства просвещения, а по специально разработанным и централизованно распространяемым Св. Синодом книгам: «Священная История Ветхого и Нового Заветов» протоирея Крылова, «Молитвы, Заповеди и Символ Веры» протоирея Соколова, «Азбука русского и церковно-славянского языка» Викторина и Никольского, «Обучение церковно-славянской грамоте» Ильминского, «Первая пчёлка» Поливанова, «Сборник арифметических задач» Лубенца и Полубояринова, «Уроки чистописания» Гербача, «Руководство по квадратной ноте» Соловьёва и др.[1, д. 1975, л. 263].

После окончания полного курса обучения в церковно-приходских школах проводились экзамены. Детей оценивали по 5-балльной системе: 5, 4, 3, 2 («не совсем удовлетворительно»), 1 («неудовлетворительно»). В 1911 году Таврический епархиальный училищный совет разработал специальные правила для экзаменов, которые были утверждены архиепископом Дмитрием. Этими правилами экзаменаторам рекомендовалось не быть слишком суровыми с детьми, не запугивать их, не задавать «несуразных» вопросов, которые могли бы «любого представить тупым и бестолковым». Успешно выдержавшим экзамены выдавались, как и в земских школах, свидетельства,

по которым мальчики получали льготу на сокращение срока воинскои повинности [2, д. 30, л. 2]. Далеко не все дети заканчивали полный курс церковных школ, многие оставляли учёбу по самым разным причинам, в том числе из-за нехватки денег на оплату учёбы (во многих школах духовного ведомства дети платили от 50 копеек до 1 рубля в месяц). Особенно низким был процент детей, завершавших полный курс обучения школ грамоты — лишь немногим более 2% от числа всех учащихся [1, д. 1975, л. 260].

Тем не менее церковно-приходские школы продолжали активно работать и выполнять своё предназначение до 1917 года, когда по решению Временного правительства их автономность была ликвидирована путём изъятия их из ведения Св. Синода и передачи Министерству просвещения. А уже советская власть поставила окончательную точку в существовании школ данного типа.

Кроме земских, церковно-приходских и школ грамоты в таврических сёлах для русскоязычного населения можно было встретить и так называемые «образцовые» школы, которые создавались Министерством народного просвещения согласно постановлениям 1869 г. и 1875 г. Содержавшиеся на средства из государственной казны эти 1-классные и 2-классные сельские школы должны были служить примером для земств, уездных училищных советов, а также крестьян, как надо организовывать народные школы и строить в них учебно-воспитательный процесс. Однако в Таврической губернии таких школ к концу XIX века было создано всего 13, из них в Крыму только 2 (2-классная в Феодосийском уезде в селе Кишлав и 1-классная в Симферопольском уезде в селе Саблы). «Образцовые» школы хотя и были лучше других сельских школ обеспечены средствами существования, значительным успехом у сельского населения не пользовались, так как 5-летний срок обучения в 2-классной школе крестьян не устраивал и полный курс обучения в них заканчивали лишь 4-5% учащихся. Крестьяне предпочитали отдавать своих детей в земские или церковно-приходские школы [5, с. 105-106]).

В конце XIX - начале XX веков большую часть жителей сёл Таврической губернии составляло русскоязычное (славянское) население, но обеспечено начальным школьным образованием оно было хуже других народов: одна русская школа в 1903 году приходилась в среднем на 1 100 жителей. Наиболее распространёнными в Таврических сёлах были 2 типа школ: земские (1-классные начальные народные училища в заведывании уездных училищных советов) и школы Духовного православного ведомства, то есть Св. Синода (церковно-приходские и школы грамоты). В количественном отношении, по качественной подготовке учительских кадров и по числу учащихся земские

школы занимали первое место среди сельских учебных заведений. В финансовом и материальном отношениях земские школы также были лучше обеспечены, чем школы церковно-приходские. Главное же отличие земских и церковно-приходских школ заключалось в отношении к учебно-воспитательному процессу. Церковно-приходские школы были ориентированы на религиозно-нравственное воспитание детей, на осуществление прежде всего принципа духовности в обучении. В земских же школах превалировал принцип разностороннего обучения детей, а заботы об их нравственном развитии были отодвинуты на второй план. Но тем не менее оба типа школ внесли существенный вклад в распространение грамотности среди сельского население Таврической губернии, оказали огромное воздействие на просвещение крестьян, подъём их культурно-образовательного уровня.

Литература

1. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 100 (Дирекция народных училищ Таврической губернии). Оп. 1, дд. 1382, 1723, 1856, 1879, 1932, 1946, 1947, 1975, 2047, 2172, 2278, 2401, 2429.

2. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 419 (Таврический епархиальный училищный совет). Оп. 1, дд. 30, 71.

3. Громова, Н. Ф. Из истории решения языковой проблемы в немецких колониях Таврической губернии в XIX в. // Таврические научные чтения (27 мая 2005 г., Симферополь): сб. науч. ст. Симферополь: ЧП Еврострой, 2006. С. 59-63.

4. Громова, Н. Ф. Сельские школы Таврической губернии в дореформенный период // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 48-62.

5. Громова, Н. Ф. Сельские школы Таврической губернии на начальном этапе образовательной реформы 60-х годов XIX в. // Гуманитарная парадигма. 2019. № 1 (8). С. 94-107.

6. Краткий обзор положения начального народного образования Таврической губернии за 1904 г. Симферополь : Губ. типография, 1906.

7. Обзор положения начального народного образования в Таврической губернии за 1911-1912 учебный год. Симферополь: Тип. Тавр. губ. управы, 1912. 57 с.

8. Памятная книжка Таврической губернии на 1889 год: отд. II: Сб. стат. сведений. Симферополь : Тип. газеты «Крым», 1889. 695 с.

9. Перечень начальных школ всех типов в Таврической губернии с краткими данными о них за 1905-1906 уч. г. Симферополь : Б. и., 1907. 105 с.

10. Положение о церковно-приходских школах// Полное Собрание Законов Российской Империи: Собр. третье. Т. IV. 1884 г. СПб. : Гос. тип.,

1887. С. 372-374.

11. Протоколы Таврического епархиального съезда духовенства сессии 1910 года. Б.м.: Б.и., 1910. 164 с.

12. Россия: энциклопедический словарь / Под. ред. К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского. Репринт. Л. : Лениздат, 1991. 992 с.

13. Российское законодательство об образовании XIX - начала XX века: Сб. док.: в 3 т. / Ред.-сост., коммент. Э. Д. Днепров. М. : ИД ВШЭ, 2017. Т. 1. 832 с.

14. Секиринский, С. А. Население Крыма и Северной Таврии (вторая половина XIX - начало XX века) / / Вестник: Информационно-методический бюллетень. Вып.3. Симферополь, 1990. С. 19-45.

15. Симоновский, В. В. Методы обучения в начальных школах Таврической губернии / Сост. В. В. Симоновский., Таврич. губ. земство, Отд. нар. образования. Симферополь : Б. и., 1918. 169 с.

16. Справочная книга Таврической губернии на 1911 г. Симферополь: Тип. Тавр. губ. земства, 1911. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.