КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 343.98
DOI: 10.24411/2587-9820-2020-10048 Агафонов Артем Сергеевич,
адъюнкт Восточно-Сибирского института МВД России
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИЗМЕНЕНИЕМ МАРКИРОВОЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация. Частная криминалистическая методика расследования отдельных видов и групп преступлений со своим релятивно обособленным предметом, познавательным потенциалом и самостоятельным методологическим инструментарием занимает особое месте в общей структуре криминалистического научного знания. В данной статье автор рассмотрел доктри-нальные положения методико-криминалистического обеспечения расследования и раскрытия преступлений и представил концептуальные и методологические основы частной криминалистической методики расследования преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств. Данные основы должны послужить фундаментом и определить вектор направления при формировании частной методики расследования преступлений исследуемой направленности в целях получения эффективной научной продукции.
Ключевые слова: частная криминалистическая методика, маркировочные обозначения транспортных средств, структура частной методики, элементы криминалистической характеристики, методико-криминалистичес-кое обеспечение расследования и раскрытия преступлений.
Agafonov Artem Sergeevich,
Adjunct of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
THE NEED FOR A PRIVATE CRIMINALISTIC METHODOLOGY OF CRIME INVESTIGATION ASSOCIATED WITH CHANGES IN THE MARKING FOR VEHICLES
Abstract. A private forensic technique for investigating certain types and groups of crimes with its relationally isolated subject, cognitive potential and independent methodological tools occupies a special place in the overall structure
of forensic scientific knowledge. In this article, the author examines the doctrinal provisions of the methodological and forensic support for the investigation and crime investigation and presents the conceptual and methodological foundations of a private forensic methodology for investigating crimes related to the change of vehicle markings. These fundamentals should serve as the foundation and determine the direction vector in the formation of a private investigation technique for crimes of a research orientation in order to obtain effective scientific products.
Keywords: private forensic technique; vehicle markings; structure of a private technique, elements of a forensic characteristic; methodological and forensic support for the investigation and crime investigation.
Одной из мер обеспечения общественной безопасности Российской Федерации является совершенствование государственного управления в области транспортной безопасности1. В связи с этим повышение эффективности функционирования системы обеспечения безопасности населения на транспорте становится всё более актуальным. Анализ правоприменительной практики показывает, что большую роль в деятельности правоохранительных органов играет розыск угнанных и похищенных транспортных средств. Так, согласно статистическим данным ФКУ «ГИАЦ» МВД России в январе — декабре 2019 г. зарегистрировано 2 млн 24 тыс. 337 преступлений, или на 1,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них 20 тыс. 284 кражи транспортных средств и 18 тыс. 895 угонов . Хотя по сравнению с АППГ наблюдается небольшой спад похищенных транспортных средств, общее количество преступлений остается весьма значительным и тенденции к их снижению не наблюдается.
Нередки случаи, когда лица, занимающиеся указанной преступной деятельностью, похищают транспортные средства с целью изменения (подделки) идентификационных маркировок с их последующем незаконным оборотом (эксплуатация, сбыт).
Уничтожение и изменение идентификационных номеров в основном не является уделом кустарей-одиночек. Данные преступления взаимосвязаны с подделкой учетно-регистрационных и иных документов, а также с более тяжкими преступлениями (кражей, угоном, приобретением или сбытом транспортного средства, добытым заведомо преступным путем, а также мошенничеством), которые получили большое распространение организован-
1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) [Электронный ресурс]. — URL: http: // www.kremlin.ru / (дата обращения: 13.04.2020).
2 Официальный сайт МВД России. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/-19412450/ (дата обращения: 13.04.2020).
ными преступными группами, с хорошо отлаженной схемой, четким распределением обязанности и ролей всех участников. Естественно, под сбытом необходимо подразумевать не только продажу транспортного средства, но и обмен, дарение, аренду, передачу в качестве предмета залога и др., т. е. любое его отчуждение. Поэтому при расследовании указанных преступлений необходимо проводить такие следственные, иные процессуальные действия, оперативно-розыскные и организационно-тактические мероприятия, с применением современного технического оборудования, которые помогут изобличить преступников на различных стадиях уголовного судопроизводства, что требует от сотрудников органов внутренних дел проявления высокого профессионализма и определенного уровня знаний и умений в данной области.
Ссылаясь на статистические показатели и такие научные факты, аргументы и обстоятельства, как трансформация и изменение преступной среды, появление новых организованных преступных групп конспиративного характера, совершение преступлений на высоком профессиональном уровне, низкая раскрываемость, крайне высокая латентность и недостаточная работа правоохранительных органов в сфере расследования и раскрытия преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств, можно объективно предположить, что на сегодняшний день в теории и практике остро стоит вопрос о необходимости разработки конкретных, действенных алгоритмов, совершенствовании имеющихся исследований и, в частности, формировании научно-обоснованной и практико-ориентиро-ванной частной криминалистической методики, с учетом современных подходов и развития познавательного потенциала.
Следует отметить, что на монографическом уровне вопрос о формировании целостной частной криминалистической методики расследования преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств, рассматривался крайне редко. Если же отдельно рассматривать диссертационные исследования, то за два последних десятилетия можно выделить лишь две работы. Первое исследование, проведенное в 2001 г., вышло из-под пера А. В. Лесных, однако автор элементы частной криминалистической методики рассмотрел не в полном объеме, т. к. исследование проводилось в разрезе с уголовно-правовой характеристикой, аспекты которой в большей мере и были рассмотрены [1]. На тот период времени данная работа, безусловно, была актуальной, ввиду того, что введение уголовной ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства являлось новеллой уголовного законодательства, которая преследовала цель уголовно-правового обеспечения соблюдения установленного порядка приобретения и пользования транспортными средствами. Данная норма в определенной степени одновременно выполняет функции предупреждения хищения или иного неправомерного
завладения, а также сбыта транспортных средств, заведомо добытых преступным путем. Вторая состоявшаяся научно-квалификационная работа, проведенная в 2014 г., принадлежит П. А. Жердеву [2]. Автор, несомненно, внес большой вклад в формирование концептуальных основ частной криминалистической методики расследования преступлений исследуемой направленности, тем не менее она ориентирована только на первоначальный этап расследования преступлений. И, по-нашему мнению, не в полной мере был реализован методологический потенциал криминалистической науки — диссертационное исследование опиралось на слабый эмпирический базис (не были приведены конкретные примеры из судебно-следственно практики), что, естественно, нисколько не умаляет заслуг ученого, проделавшего такой огромный труд. Важно отметить, что качество методологического инструментария, используемого в научных исследованиях, фактически предопределяют степень развития соответствующего научного знания.
Безусловно, имелись и иные исследования, которые так или иначе затрагивали особенности расследования преступлений в области неправомерного изменения идентификационных маркировок транспортных средств и акцентировали внимание на отдельных, хотя и не малозначимых, аспектах, однако они в основном касаются экспертного исследования и уголовной ответственности (уголовно-правовой характеристики) за данные деяния и находятся вне сферы нашего научного исследования, впрочем данные критерии непременно должны учитываться при построении базовой модели криминалистической методики.
Таким образом формирование частной криминалистической методики расследования преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств, в настоящее время не вызывает сомнений.
Природа, понятие, классификация, структура, содержание и сущность частных криминалистических методик традиционно привлекала внимание и до сих пор находится в научном осмыслении ряда ведущих ученых-криминалистов, что позволяет говорить о сформированности и развитости её доктринальных положений [3]. Следует согласиться С. Ю. Косаревым в том, что одной из основополагающих задач при формировании частной криминалистической методики является решение вопроса о наиболее качественном и удобном изложении «материала в форме, максимально приемлемой и значимой для её основных потребителей — практических сотрудников правоохранительных органов» [4, с. 220]. И, как верно указывает В. Е. Корноухов, криминалистическая методика расследования преступлений должна отражать закономерности поисково-познавательных процессов, обусловленных следовой картиной [5, с. 124—125], в целях повышения «эффективности расследования различных видов и групп преступлений» [6, с. 8].
По справедливому уточнению О. П. Грибунова, одна из важнейших целей частной криминалистической методики проявляется в необходимости
изучения и анализа «отдельных черт преступлений и преступной деятельности» [7, с. 93]. Рассматривая данные постулаты, от себя отметим, что активно развивающаяся и совершенствующаяся частная криминалистическая методика непременно должна способствовать обеспечению практики борьбы с преступностью в полном, качественном и всестороннем расследовании и раскрытии преступлений.
Обращаясь к концептуальным положениям криминалистической методики расследования преступлений, нельзя не выделить один из основных её элементов — принципов формирования частных криминалистических методик. Присоединяясь к мнению А. В. Варданяна и О. В. Айвазовой [8], полагаем, что на современном этапе развития криминалистического научного знания и находящихся в диалектическом единстве с ним реалий практической деятельности структуру принципов криминалистической методики целесообразно представить в виде совокупности следующих руководящих положений:
1. Научность — применение философских — всеобщих (метафизических и диалектических), общих и специальных методов познания, отражающих содержание предмета исследования, в единстве с их эмпирической и теоретической базой (их взаимопроникновении и взаимосвязи).
2. Универсальность — приемлемость к базовым постулатам и правилам интерпретации криминалистических научных знаний, научных теорий, концепций и категорий к условиям расследования и раскрытия конкретных видов преступных деяний.
3. Системность — фактическое дифференцированное присутствие конкретной универсальной структуры компонентов, сформированных обоюдными и отличительными, прямыми и обратными взаимосвязями и взаимозависимостями.
4. Законность — все имеющиеся в распоряжении субъекта расследования методико-криминалистические рекомендации и приемы должны удовлетворять требования действующего уголовно-процессуального законодательства РФ.
5. Детерминированность закономерностями преступной деятельности — единство с практической составляющей;
6. Инновационность — использование имеющихся ресурсов к модернизирующимся условиям преступной среды и деятельности субъектов расследования.
Переходя к отдельным составляющим частной криминалистической методики расследования преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств, и не останавливаясь на подробном изложении её роли, места и сущности в общей системе криминалистического научного знания (т. к. это прерогатива специального, более глубокого научного исследования, которое необходимо проводить на монографи-
ческом уровне), сразу перейдем к изложению её структуры, как базового элемента любой частной методики, ибо в ней выражена последовательность работы субъекта расследования по уголовному делу. «Структура имеет практический смысл, она способствует реализации теоретических положений и практических рекомендаций науки, обеспечивающих эффективную организацию следственной работы» [9, с. 142].
Ключевой, неотъемлемой частью элементов структуры частной методики расследования является криминалистическая характеристика, не исключение и исследуемые нами преступления. Рассматриваемая дефиниция появилась в середине 60-х годов ХХ в., инициаторами её введения в криминалистическую науку принято считать А. Н. Колесниченко и Л. А. Сергеева, которые по-разному трактовали содержание и сущность данного понятия, но сходились в том, что это совокупность криминалистически значимых особенностей и признаков конкретного вида преступлений, знание которых необходимо для успешного расследования и раскрытия преступлений. Процесс формирования понятия «криминалистическая характеристика преступлений» тесно взаимосвязан с историей развития криминалистической методики. Так, например, А. Н. Колесниченко указывал, что основными положениями, которые являются общими в методике расследования всех видов преступлений, выступают «общая криминалистическая характеристика конкретного вида преступлений» [10, с. 14]. Для теории и практики борьбы с преступностью, — по справедливому уточнению А. Ю. Головина, — значимость криминалистической характеристики проявляется именно в познании криминалистически значимых черт отдельных видов и групп преступных деяний. Криминалистическая характеристика преступлений непременно должна содержать сведения о закономерных корреляционных связях и зависимостях между её составными, структурными элементами [11, с. 5—6], и рассматриваться как информационная основа для построения частной методики расследования, системно отражая закономерности совершения определенной категории преступлений. Так, относительно преступных деяний исследуемой направленности уместно обратить внимание, что реализация познания структуры криминалистической характеристики невозможна без описания её основных элементов, которые, по-нашему мнению (учитывая специфику данных преступлений), необходимо представить следующим образом:
— способ совершения преступления;
— обстановка (обстоятельства) совершения преступления (время,
место);
— предмет преступного посягательства;
— особенности личности преступника;
— механизм следообразования.
Верно было отмечено Л. Я. Драпкиным, указывающим, что криминалистическая характеристика преступлений отличается содержательностью и сравнительно высокой степенью конкретности, релевантными и нерелевантными признаками, отсутствием в её составе неопределенных терминов, а также высокой степенью её эвристичности [12, с. 90], она существует в какой-то мере как «зеркальное» отражение конкретной методики расследования преступлений [13, с. 94], позволяя обобщенные опытные знания сгруппировать в оптимальную научно обоснованную систему.
С учетом особенностей преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств, полагаем, что в структуру частной методики (помимо указанной выше криминалистической характеристики) также должны входить следующие основополагающие компоненты: организационные основы расследования преступлений (особенности возбуждения уголовных дел, версионная работа и характеристика исходных следственных ситуаций, особенности взаимодействия дознавателя (следователя) с иными сотрудниками правоохранительных органов, а также с федеральной таможенной службой и заводами-изготовителями транспортных средств, иными учреждениями и лицами); организационно-тактические особенности производства следственных действий (следственного осмотра, допроса и др.), криминалистических комбинаций (операций), оперативно-розыскных мероприятий и применения специальных знаний.
Указанные элементы частной методики расследования являются основными, но не исчерпывающими, поскольку парадигма криминалистической науки не определяет традиционный, общепризнанный перечень структурных элементов и исключает наличие единой идеальной модели, что может быть вполне оправдано таким обстоятельством, как диалектическое взаимодействие двух противоположных процессов — интеграцией и нарастающей дифференциацией научного знания, и тем более интегративной природой самой криминалистики как науки. Однако, по уточнению А. В. Шмонина, такое положение дел имеет ряд отрицательных последствий [14] — отсутствием возможности проведения системного анализа, разработки конкретной криминалистической методики и эффективного применения уже имеющихся методических разработок в практике расследования преступлений.
Разработка частной криминалистической методики расследования преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств, обосновывается спецификой системообразующих элементов, зависящих от различных детерминант (факторов, предпосылок, условий) порой взаимозависимого характера [15, с. 130], а также рядом следующих обстоятельств:
— отсутствием эффективных способов, средств и методов изобличения лиц, виновных в преступных деяниях, в том числе совершённых ор-
ганизованной преступной группой — изучением их поведенческих действий в криминальный и посткриминальный период;
— потребностью рассмотрения отдельных аспектов в области транспортной безопасности как объекта криминалистического научного познания;
— необходимостью качественного и быстрого реагирования на данные преступные деяния в условиях высокой латентности и большого общественного резонанса (в совокупности с иными более тяжкими преступлениями), которыми они детерминированы;
— дефицитом систематизированных положений по организационным основам расследования и раскрытия данных преступлений, а также повышением эффективности производства следственных и иных процессуальных действий, оперативно-тактических и оперативно-розыскных мероприятий, использования специальных знаний (применения современного технико-криминалистического инструментария);
— необходимостью уточнения отдельных положений терминологического аппарата языка науки криминалистики;
— отсутствием современных научно-обоснованных и всесторонне апробированных квалификационных работ, посвященных криминалистическим аспектам расследования и раскрытия преступлений исследуемой направленности;
— потребностью рассмотрения иных криминалистически значимых особенностей при расследовании уголовных дел.
Таким образом, подводя итог изложенному, резюмируем, что представленные результаты в рамках проведенного исследования создают предпосылки для теоретико-ориентированной концептуальной необходимости в разработке частной криминалистической методики расследования преступлений, связанных с изменением маркировочных обозначений транспортных средств, с учетом диалектических современных доктринальных положений об объекте науки криминалистики, характеризующихся дуалистическим подходом — совокупностью познания преступной (криминальной) деятельности и поисково-познавательной деятельностью субъекта расследования. Что же касается структурных компонентов данной формируемой методики, то представляется, что в них, помимо теоретического базиса, должны также аккумулироваться методологические положения и практические рекомендации по наиболее эффективной организации расследования и раскрытия преступлений исследуемой направленности, обусловливающих их общее содержание как укрупненного комплекса научно-обоснованных и практико-ориентиро-ванных рекомендаций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ 1. Лесных А. В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства: дис. ... канд. юрид. наук / А. В. Лесных. — Краснодар, 2001. — 216 с.
2. Жердев П. А. Первоначальный этап расследования преступлений, связанных с подделкой или уничтожением идентификационного номера транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта: дис. ... канд. юрид. наук / П. А. Жердев. — Хабаровск, 2014. — 198 с.
3. Варданян А. В., Грибунов О. П. Современная доктрина методико-криминалисти-ческого обеспечения расследования отдельных видов преступлений / А. В. Варданян, О. П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2017. — № 2 (81). — С. 23—35.
4. Косарев С. Ю. Криминалистические методики расследования преступлений: генезис, современное состояние, перспективы развития: дис. ... д-ра юрид. наук / С. Ю. Косарев. — СПб., 2005. — 401 с.
5. Корноухов В. Е. Методика расследования преступлений: теоретические основы: моногр. / В. Е. Корноухов. — М.: Норма, 2016. — 224 с.
6. Варданян А. В., Кулешов Р. В. К вопросу о принципах формирования частных криминалистических методик / А. В. Варданян, Р. В. Кулешов // Российский следователь. — 2015. — № 22. — С. 7—13.
7. Грибунов О. П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: дис. ... д-ра юрид. наук / О. П. Грибунов. — Ростов н/Д., 2016. — 543 с.
8. Варданян А. В., Айвазова О. В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования / А. В. Варданян, О. В. Айвазова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2016. — № 1—2. — С. 17—23.
9. Макаренко И. А., Эксархопуло А. А., Зайнуллин Р. И. Структура частной криминалистической методики: история формирования и перспективы развития. Часть II / И. А. Макаренко, А. А. Эксархопуло, Р. И. Зайнуллин // Правовое государство: теория и практика. — 2019. — № 1 (55). — С. 141—147.
10. Колесниченко А. Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А. Н. Колесниченко. — Харьков, 1967. — 42 с.
11. Головин А. Ю. Проблемы и пути совершенствования методик расследования отдельных видов преступлений / А. Ю. Головин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. — № 3—2. — С. 3—10.
12. Драпкин Л. Я. Предмет доказывания и криминалистические характеристики преступлений / Л. Я. Драпкин // Избранные труды. — Екатеринбург: Изд. дом Уральского государственного юридического университета, 2017. — 328 с.
13. Гармаев Ю. П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук / Ю. П. Гармаев. — М., 2003. — 342 с.
14. Шмонин А. В. Методология криминалистической методики: моногр. / А. В. Шмонин. — М.: Юрлитинформ, 2010. — 416 с.
15. Андреев А. С. К вопросу о создании частных методик раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в условиях посткриминального противодействия / А. С. Андреев // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2019. — № 4 (91). — С. 125—133.